На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этика Нового Времени

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

Новое время длилось от буржуазных революций  в Западной Европе, начавшихся в  конце XVI века, и до начала XX в. Этика  этого периода является сложным  и противоречивым феноменом, охватывающим материализм и идеализм, объективизм  и субъективизм, рационализм и эмпиризм, оптимизм и пессимизм, гедонизм и эвдемонизм и др. Она возникла как косвенное порождение капиталистического способа производства, призвавшего к жизни новую мораль, своеобразные коллизии (ситуации, при которых происходит столкновение противоположных интересов, взглядов), однако не могло игнорировать и проблемы, затронутые мыслителями античного мира и средневековья.
Кроме того, ощутимо влияла на ее развитие этическая мысль эпохи Возрождения. Особенности этики этого периода  связаны с формированием буржуазного гражданского общества, которое требовало освобождения от догм и феодальных ограничений, активной и рационально настроенной деятельной личности, а также с научной революцией, отграничения научного знания от религии, провозглашением математики языком науки, выделением проблемного метода в самостоятельную сферу знания, следствием чего стало появление науки нового типа. Адекватно реагируя на новые общественные реалии, новочастная этика провозглашает природу человека эгоистичной.
Свою  задачу она видит в создании теоретической модели общественных отношений, в которой мораль гармонизировала бы отношения эгоистично настроенных индивидов. Характерное для эпохи Возрождение внимание к неповторимости, уникальности человека в Новое время проявляется в формулировке и обосновании понятий «индивидуальность» и «личность».
Как и  в философии в целом, в этике  Нового времени выделились рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.-В. Лейбниц), эмпирические (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) направления, к которым принадлежали как идеалисты (Р. Декарт, Г.-В. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм), так и материалисты (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк).
Сторонники  этого направления исходили из идеи суверенности человеческого разума, отводили ему, мышлению ведущую роль в познании, продуцировании идей. Одним из самых ярких представителей рационализма был Р. Декарт, который, применив законы механики для объяснения физических и элементарных психических функций, существенно изменил традиционные представления о морали. Он пытался рассматривать страсти как физик, то есть естественнонаучно истолковывал мораль, выделив в человеке телесную и духовную функциональные сферы, которые якобы противостоят друг другу. Между ними расположена сфера действия эмоций, к которым относятся чувство любви и ненависти, радости и грусти, желания и удивления. Чувства создают систему рычагов, соединяют дух с телом и вещами внешнего мира. Эти рычаги как побудительные силы души и телесного движения предоставляют действиям человека настойчивости и постоянства. Благодаря эмоциям душа, которая мыслит, заботясь о самосохранении, согласуется с предметным миром. 
 
 
 
 
 
 

1. Подвижники  эпохи этики «Нового времени»
     Материалист Томас Гоббс (1588 - 1679) в трудах "О  свободе и необходимости", "Основы философии" и др. утверждал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими людьми (Гоббс является автором тезиса "Человек человеку волк").
     По  мнению Гоббса, только инстинкт самосохранения, потребность выживания заставляют людей:
     • организовать государство;
     • ограничивать врожденный эгоизм и агрессию;
     • соблюдать "золотое правило морали".
     Интересы  индивидов, составляющих общество, могут  быть диаметрально противоположными. В таком обществе невозможны гармония и доброта; а вот насилие и  угнетение - нормальные явления. Государство подавляет врожденные агрессивные устремления людей и насильно навязывает большинству порядок. Это является единственно возможным, разумным путем сохранения человечества.
     Гоббс утверждал, что мораль является средством  связи эгоистических индивидов в обществе и представляет собой систему взаимной полезности. Все моральные проявления основаны на эгоизме (в том числе общественный долг, милосердие и др.).
     Нравственные  отношения в обществе строятся по принципу стоимостных отношений:
     • нравственные свойства человека, его добродетели выражают ценность человека в глазах других членов общества;
     • ценность качеств человека зависит  от потребности других людей (общества).
     Согласно  Гоббсу моральность основана на стремлении человека к власти над другими людьми:
     • морально ценным является то, что вызывает уважение;
     • уважение - это повиновение, признание  власти;
     • с властью связаны все моральные  свойства индивидов (любовь, справедливость и т. п.).
     Гоббс считал, что "двигателем" деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству.
     Ф. Бекон, А. Смит
     Ф. Бекон (1561 - 1626) также считал, что человек  по своей природе зол и эгоистичен, поэтому во имя сохранения рода человеческого  необходим "общественный договор", а процветанию человечества способствует связь "гордого нрава самоосвобождения и науки". 

     Этический рационализм Спинозы
     Нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) в своей философии сочетал  рационализм и пантеистический  мистицизм. Основные труды: "Бог, человек и его счастье", "Этика", "Богословско-политический трактат".
     Спиноза утверждал, что в основе мира лежит  единая субстанция, или Бог. который:
     - вечен и бесконечен;
     • безличен;
     • является сам причиной себя;
     • слит с природой.
     Мир - это самопознание Бога, который является имманентной (внутренней) причиной всего сущего и состоит из множества атрибутов. Бог познается человеком в двух его атрибутах, протяженности и мышлении;
     Эти атрибуты тождественны, то есть логические связи равны материальным. Спиноза писал: "Порядок и связь идей то же, что порядок и связь вещей".
     Природа подчинена естественной необходимости - причинно-следственным связям. Случайности  в таком мире невозможны.
     Спиноза называл конкретные вещи модусом  субстанции, а сознан индивида - модусом мышления.
     Человеческое  мышление на низшей, чувственной ступени  несовершенно, подвержено страстям. Оно  может (и должно, по мнению Спинозы) возвыситься до адекватного познания вещей. Адекватное познание вещей в  их божественной необходимости возможно только с помощью разума. Оно приводит к высшей добродетели - "интеллектуальной любви к Богу".
     Счастье заключается в познании, успокоении души, исходящем из созерцания Бога.
     Познание  является основой свободы личности, нравственного совершенствования  личности.
     Спиноза писал, что человеку только кажется, что он поступает свободно, людьми владеют страсти.
     Стимулами деятельности человека являются эгоистические  интересы и аффекты (основные аффекты, влияющие на душу человека - желание, радость, печаль). Пассивные аффекты (страсти) вызваны неадекватными идеями чувственно-абстрактного познания.
     для правильной жизни необходимы отказ  от субъективистского, чувственного познания, единство разума и воли. С помощью  разума человек может получить власть над аффектами, преодолеть эгоистические стремления, достичь познания субстанции (Бога), ее атрибутов и модусов, мироустройства.
     Моральное совершенство является результатом  высшей ступени интеллектуального  созерцания, слияния человека с субстанцией. Моральное совершенствование человека способствует возвышению над суетой v жизненными невзгодами, обретению истинной свободы, созерцательной любви к Богу.
 


    Жан-Жак  Руссо 
     Жан-Жак  Руссо (1712 - 1778) являлся идеологом  Великой французской революции. Основные труды: "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" и др.
     Эгоизм, индивидуализм буржуазного общества, по мнению философа, основаны на частной собственности, являются источником пороков несправедливости. Порядок и дисциплина в обществе поддерживается:
     • жестким принуждением;
     • верой в Божье возмездие;
     • добровольным соглашением граждан.
     Основой нравственности Руссо считал естественное стремление человека к свободе и  счастью, благорасположенность и сочувствие. Мораль же отражает отношения людей, которые возникли в результате общественного договора.
     Руссо считал, что:
     • человек по своей природе существо не разумное, а эмоциональное добродетель  предшествует размышлению;
     • нравственные представления, сложившиеся  под влиянием культуры являются ложными;
     • цивилизация разрушает природную  доброжелательность и милосердие людей.
     Мыслитель считал моральным идеалом "естественное состояние человека и придавал большое  значение непосредственному природному чувству человека. Ради сохранения этого чувства Руссо призывал к возвращению к природе, простоте, "естественному состоянию" человека.
     Большое значение мыслитель придавал воспитанию:
     • чувствам и добродетелям можно научить;
     • к личности ребенка необходимо относиться с уважением, стараться развивать  его природные способности и интересы;
     • нравственное воспитание нужно сочетать с физическим;
     • эгоистическое себялюбие должно быть заменено на любовь к отечеству.
     Главной наградой для человека являются общественное признание добродетелей, уважение.
     Французские Просветители утверждали, что в результате морального совершенствования человека возможны объединение эгоистических интересов во всеобщий интерес, гармония человека и общества. 

     Этическая система И. Канта
     Немецкий  философ Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем критической философии, первым осуществил теоретический анализ нравственности. Труды Канта, посвященные этическим проблемам: Основы метафизики нравственности", "Религия в пределах только разума", "Критика практического разума", "Метафизика нравов" и др.
     Кант  определил границы познания. В  работе "Критика практического  разума" он установил непознаваемость  вещей самих по себе, "веще себе" - ноуменов. Они:
     • находятся вне пространства, времени, причинности;
     • не зависят от восприятия людей;
     • основным их свойством является свобода.
     Человек ничего не может представить вне  пространства, времени, пpичинности, которые он воспринимает как свой чувственный опыт. Ноумены, воздействуя на сознание людей, порождают явления внешнего эмпирического мира - "вещи для нас", феномены. Они:
     • доступны пониманию людей;
     • субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей.
     Эмпирический  мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем  человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости.
     Каждый  человек одновременно принадлежит  миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное).
     В надэмпирическом мире человек:
     • обладает свободой воли;
     • подчиняется нравственному закону;
     • верит в Бога и бессмертие души.
     Существование мира ноуменов - постулат, "точка  зрения, которую разум вынужден принять  вне явлений для того, чтобы  мыслить себя практическим" (И. Кант).
     Человек имеет право выбора: подчиняться  эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума.
    Классификация императивов 
     Кант  выделял императивы:
     • гипотетические - указы, связывающие  практические цели индивидов с условиями  их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;
     • категорический (безусловный) императив  основан на априорном (доопытном) законе морали. Этот закон:
     • носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;
     • не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;
     • является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;
     утверждает  необходимость выполнения долга  по отношению к другим людям, является самоценным.
     Кант  дал несколько формулировок категорического  императива.
     "Поступай  согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим  законом" (максима - субъективный  принцип поведения). Это значит, что  человек должен вести себя  так, чтобы его поведение было:
     одобрено  всеми людьми;
     воспроизведено  всеми людьми.
     В отличие от "золотого правила  морали" категорический императив  не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего  человечества.
     "Поступай  так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Кант утверждал, что любой человек:
     • обладает достоинством;
     • абсолютно ценен;
     • является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.
     Кант  призывал людей не терять достоинства  и не позволять другим ущемлять его.
     Все качества человека, внешние блага  приобретают моральные характеристики только благодаря доброй воле. Она  безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно законам.
     Кант  придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.
     Кант  сформулировал принцип, согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.
     Субъективным  принципом нравственности является долг, который заключается в:
     чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нравственный закон);
     твердости нравственных убеждений.
     Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоинство личности.
     В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому  своей этической теории:
     • моральный закон основан на абсолютной необходимости;
     • нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив
     которые, человек теряет достоинство. 

     Моральная концепция Л. Фейербаха
     Людвиг  Андреас Фейербах (1804 - 1872) был одним  из оппонентов Гегеля. Он придерживался  традиции антропологического материализма. Этические проблемы Фейербах рассматривал в работах "Мысли о смерти и бессмертии", "Сущность христианства", "Эвдемонизм", "Основы философии будущего".
     Фейербах  утверждал, что природа существовала раньше, чем дух ("..Бог сотворил человека, а человек сотворил богов"), и не сводится к механическим законам.
     Религия имеет земные корни (гносеология, психология) и является иллюзорным видением мира. А человек вложил в идею Бога луч  со стороны своего духа.
     Фейербах  утверждал, что человек должен поклоняться только человеку ("Человек человеку Бог"). Человек - существо природное, психофизическое, страдающее и желающее.
     Стремление  человека к счастью является:
     • главным его стремлением;
     • естественным стремлением;
     • моральным стремлением, основой  морали.
     По  мнению Фейербаха, желанием человека достичь  счастья можно объяснить сострадание, аскетизм и даже самоубийство. Критикуя учение Канта, Фейербах отвергал долг в качестве основной цели человека.
     Фейербах  полагал, что:
     • человек всегда находится в отношениях с другими людьми;
     • в основе сообщества людей лежит  связь двух людей ("Я и Ты");
     • основой социальной жизни являются межличностные отношения;
     • долг человека - заботиться о счастье  людей, с которыми он находится в  отношениях, то есть счастье может  быть только обоюдным;
     • лучшей формой отношений между людьми является любовь.
     Фейербах  считал половую любовь прообразом, образцом любой любви:
     родительской, братской и т. д. Любовь (любую) Фейербах считал признаком бытия, выражением творчества людей, стремлением к самосовершенствованию (любовь, направленная на себя).
     Чувство любви - это самоощущение человечества, единство людей, общий принцип философии.
     Главной задачей философии Фейербах считал помощь человечеству в достижении счастья. 

     Пессимистическая  концепция А. Шопенгауэра
     "Мир  как представление"
     Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - автор пессимистической концепции морали. Этические проблемы затрагивал в работах "Мир как  воля и представление", "О воле в природе", "Две основные проблемы этики" и др.
     "Мир  как представление". Шопенгауэр считал:
     • вещи, данные в пространстве и времени, являются простыми явлениями;
     • пространство и время - это субъективные явления;
     • мир, существующий в пространстве и  времени, - кажимость, "мозговой призрак".
     Истинная  реальность (у Канта - "вещи в себе"):
     • существует как воля ("мир как  воля");
     • действует вне интеллекта людей;
     • является стремлением, слепой всепроникающей силой.
     "Мир  как воля". Отталкиваясь от  идей Канта, Шопенгауэр утверждал,  что:
     • в основе мироздания лежит воля;
     • воля - иррациональная сила, "вещь в себе", непостижимая уму человека (как кантовский ноумен).
     Шопенгауэр  понимал волю как сознательное желание, бессознательный инстинкт, "слепую волю к жизни", которая постигается  внутренним восприятием человека.
     Тем, что сущность мира - воля - неразумна и слепа, Шопенгауэр объяснял несовершенство нашего мира (он утверждал, что это - худший из миров). В мире происходит "борьба всех против всех" - источник всех страданий на земле.
     В жизни человека наслаждение после  того, как оно достигнуто, оставляет чувство неудовлетворенности. Удовольствие - это недолговечное отсутствие страданий, реальным является только страдание.
     Избавление  от страданий возможно с помощью  преодоления "воли к жизни", перехода в тишину, небытие (аналог буддийской нирваны) -"квиетива воли". "Квиетива воли" можно достичь с помощью сострадания, философского познания, эстетического созерцания.
     Действия, мотивом которых является желание  личного блага, Шопенгауэр считал эгоистическими, безнравственными. Критерием нравственности Шопенгауэр считал отсутствие эгоистических мотивов.
     Единственная  форма нравственности - взаимная симпатия людей. Чужое страдание должно восприниматься как свое.
     Сострадание Шопенгауэр подразделял на две нормы  поведения:
     • пассивное сострадание ("не вреди");
     • активное сострадание (''помогай").
     Путь  к прекращению страданий лежит "через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом  от стремления к продолжению рода и тем самым - отказом от постоянной цепи мучений" (А. Шопенгауэр). 

     Философия Ф. Ницше
     Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические  мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К  генеалогии морали", "Так говорил  Заратустра", "Антихристианин" и др.
     Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения.
     Согласно  Ницше задача этики состоит в  критике морального сознания. Ницше  утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы. Среди них - "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества.
     Основной  характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляется с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она:
     • отстаивает интересы общности (стада), а не личности;
     • направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников;
     • требует отречения от своих интересов, подавления своего "я" ради служения интересам большинства;
     • через нормы морали уравнивает всех индивидов.
     Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель.
     Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени  абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни.
     Наиболее  лживой, по мнению Ницше, является мораль в чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать  зависть осуждающего, желание предаваться  тем же порокам, его неумение и  ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения совести - разновидность самодовольства.
     Феномен Ressentiment (фр. - вторичное переживание) был открыт Ницше в результате психологических исследований. Этот сложный психофизический комплекс Ницше считал мотивом морали. Составляющие этого мотива:
     • первичные неприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные унижением  достоинства человека. Это унижение является постоянным и закономерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям;
     • вторичное переживание первичных эмоций (воспоминание), их переосмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мести и др.;
     • осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика;
     • чувство бессилия и отчаяния;
     • жажда мести, не имея возможности  воплотиться в адекватные поступки, трансформируется.
     Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения.
     Ницше определял Ressentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть.
     Ressentiment существует в двух формах.
     • стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство вины наружу);
     • аскетический идеал - он интровертен (переносит  вину внутрь).
     Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми.
     Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций морали:
     она ориентирована на полезность стада  и не может содержать любви  к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлинным является сострадание сильных.
     Ницше выделял этапы развития морали:
     • Аморальный - поступок оценивается  по его последствиям;
     • моральный - поступок оценивается по намерениям;
     • внеморальный - намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.