На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Методология и логика научных исследований

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Доклад  на тему «Методология и логика научных  исследований»
Наука и научное исследование: понятие, строение и функции науки, специфика  научного исследования.

1.Понятие науки и научного исследования.

1.1. Понятие наука.

Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Науку рассматривают как сферу исследовательской  деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все  условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные  учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.
Возникнув в Европе после философии и  религии, в современном виде наука  сформировалась в XVI–XVIII вв. Причина возникновения науки – соединение в своеобразном типе европейской культуры восточной чувственности с греческой рациональностью. Активно развиваясь, к началу XVIII в. наука заняла доминирующее место в культуре человеческой деятельности. С тех пор значение науки неуклонно возрастает. Если в начале XIX в. развитие науки зависело от развития производства, то к концу столетия ситуация изменилась: развитие науки стало предшествовать развитию производства.
В ХХ в. объем научной информации удваивался каждые 10–15 лет. В настоящее время  наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Изменился и статус ученого. До конца XIX в. научные исследования велись в университетах, где ученый добывал средства к жизни преподавательской работой. В настоящее время ученый – это особая профессия. С разделением науки на фундаментальную и прикладную, произошедшим в ХХ столетии, теоретические исследования стали непосредственно влиять на производство. Наука превратилась в важную производительную силу общества.
Выделяют  три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

1.2. Наука как отрасль культуры

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый ряд признаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.
Как сфера человеческой деятельности наука  имеет специфические  черты.
Универсалъностъ – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
Обезличенностъ  – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
Систематичность – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарность – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимостъ – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенностъ – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственностъ – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Критичностъ – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены.
Достоверностъ – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморалъностъ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.
Рационалъностъ – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.
Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование  приборов и оборудования, особый язык.
Таким образом, специфика науки как  отрасли культуры заключается в  следующем:
- наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;
- результаты науки требуют эмпирической проверки.

1.3.Наука как способ познания мира

Наиболее  развитой формой познания в настоящее  время является наука. Она познает  объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет  предвидеть ход событий. Формула  науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием  дела. Наряду с наукой существует вненаучное познание, занимающее важное место в жизни человека. На практике вненаучные формы познания часто бывают незаменимы. Среди них наиболее распространено обыденное познание.
Под обыденным познанием понимают неспециализированную познавательную деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Результатом обыденного познания является жизненно-практическое знание. Такое знание не требует для своего усвоения и передачи специальной подготовки. При этом жизненно-практическое знание является ключевым во взаимопонимании людей и образует основу любого другого знания, в том числе и научного. Помимо обыденного, к вненаучному относят многочисленные специализированные виды практического познания и знания – например, практическое животноводство, растениеводство, швейное дело и т. д.
Результатом обыденного познания, так же как  и научного, может быть объективное  знание о мире. При этом научное  и обыденное познание имеют ряд важных отличий:
1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, асихидеализированными моделями.
2. Системностъ и обоснованностъ – признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.
3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическое средство проверки знаний – эксперимент.
4. Исполъзование специалъной аппаратуры. В отличие от обыденного познания наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования – научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).
5. Исполъзуемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В науке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфических терминов, символов, схем, формул.
6. Необходимостъ особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки – теоретической, практической, методической.
Переход к научному познанию был длительным. К этапу зарождения и начального развития научного познания можно отнести  период примерно с VII–VI вв. до н. э., когда в Древней Греции возник интерес к пониманию мира в целом, до XVI–XVIII вв. – времени возникновения науки. Познавательной предпосылкой науки явилось развитие критических функций разума и абстрактного мышления. Еще в древнем мире человек стал выделять себя из мира природы, почувствовал себя активной силой. Возникшее в дальнейшем общественное разделение труда способствовало накоплению рациональных знаний, а значит, и развитию научного способа познания.

1.4. Наука как социальный институт

В XVII–XVIII вв. в Европе были созданы первые научные общества, академии, начали издаваться научные журналы. Наука сложилась как социальный институт. Стремительным развитием всех отраслей науки характеризуется XX в. В этот периодвремени осуществлялось строительство крупных исследовательских институтов и лабораторий, оснащенных разнообразными приборами, вычислительной и иной техникой. Еще более интенсивными темпами развитие науки происходит в настоящее время.
Внимание  государства к науке в истории  общества росло по мере того, как  возрастали ее социальные функции. На протяжении четырех столетий наука  завоевывала одну общественную позицию  за другой. Срастаясь со всеми формами  материального и духовного производства, политической и идеологической жизнью общества, наука превратилась в непосредственную производительную силу, в важнейший  компонент научно-технического прогресса. Поэтому общество, заботящееся о  своем будущем, заинтересовано в  увеличении финансовых затрат на развитие науки.
О масштабах научной сферы жизни  современного общества свидетельствует  численность ученых в мире. Если в начале XIX в. количество ученых составляло около 1 тыс. человек, к началу XX в. – уже порядка 100 тыс. человек, то к началу XXI в. численность научных работников в мире составила свыше 5 млн человек. Девяносто процентов всех ученых, когда-либо живших на планете, – наши современники. Согласно статистическим данным, удвоение объема научной информации в современном обществе происходит каждые 10–15 лет. Более 90 % всех важнейших научно-технических достижений человечества приходится на XX – начало XXI в.

Система современного научного знания включает около 15 тыс. дисциплин, научных журналов насчитывается несколько сотен тысяч. В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Высокими темпами развивается прикладная наука, основанная на экспериментальной, опытно-промышленной базе. Современные научные исследования требуют существенных материальных вложений. Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиардов долларов. Особенно дорогостоящими являются космические исследования. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2–3 % валового национального продукта.

1.5. Понятие научного исследования и его классификация.

    Научное исследование, или научно-исследовательская  работа (труд), как процесс любого  труда включает в себя три  основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т. е. собственно научный труд, предмет научного труда и средства  научного труда.
    Целесообразная научная деятельность  человека, опирающаяся на совокупность  конкретных методов познания  и необходимая для приобретения  новых или уточненных знаний  об объекте исследования (предмете  труда), использует соответствующее  научное оборудование (измерительное,  вычислительное и др.), т. е.  средства труда.
    Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира (на пример, автомобиль), явление (например, процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя), связь между явлениями (например, между боковым уводом и заносом автомобиля), свойство (например, маневренность автомобиля). Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте.
    Научные исследования в зависимости  от своего целевого назначения, степени связи с природой или  промышленным производством, глубины  и характера научной работы  подразделяются на следующие  основные типы: фундаментальные,  прикладные и разработки.
    Фундаментальные исследования – это получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель таких исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределенностью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не выше 10 %. Однако именно фундаментальные исследования составляют основу развития науки и общественного производства.
    Прикладные исследования  – создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и пр. Прикладные исследования, в частности исследования в области технических наук, направлены на «овеществление» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой; объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т. е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делают вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, на уровне 80-90 %.
    Разработки – использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машины, устройства, материалы, продукты), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства.
    Несмотря на то, что границы  между тремя формами научной  деятельности подвижны, их объединяет  принадлежность к сфере науки.

2.Строение  науки и её функции

  Философское понятие объективного бытия включает в себя природу, общество и человека. Соответственно этим трем элементам  объективного бытия в науке четко  выделяются три сферы знания об этих составных частях бытия. Это содержательный аспект науки.
  В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание - знание о природе, обществознание, знание о различных видах и формах общественной жизни, а также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь рядоположены, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна.
  Вся совокупность научных  знаний о природе  формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны.
  Сюда  включается знание о веществе и его  строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах  и соединениях, о живой материи  и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут  свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления.
  Тела, их движение, превращения и формы  проявления на различных уровнях  являются объектом физических научных  знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают  все другие знания.
  Химические  элементы, их свойства, превращения  и соединения отражаются химическими  знаниями. Они имеют много точек  соприкосновения с физическими  знаниями, на основе чего возникает  целый ряд смежных дисциплин - физическая химия, химическая физика и  др.
  Биологические знания охватывают группу знаний о  живом, своим предметом изучения они имеют клетку и все от нее  производное. В основе биологических  знаний лежат знания о веществе, химических элементах. В силу этого  на стыке наук возникают такие  науки, как биофизика, биохимия и  др.
  Земля как планета является предметом  изучения геологических знаний. Они  рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими  группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др.
  Одним из наиболее древних, но в то же время  самым современным направлением в науке являются космологические  знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения  космических объектов.
    фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и
  отношений.
  По  своему характеру научные знания об обществе многочисленны, но они могут  быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых  является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение  и основанные на них отношения  в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры  и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о  государстве и политические науки.
  Третье  фундаментальное  направление научных  знаний составляют научные  знания о человеке и его мышлении. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Из всей совокупности наук гуманитарные науки ориентированы на интересы человека, который выступает для них в качестве меры всех вещей. Но сам человек и его мыслительные способности изучаются психологией - наукой о человеческом сознании; логикой - наукой о формах правильного мышления.
  Математика - наука о количественных отношениях действительности. Она является междисциплинарной  наукой. Ее результаты используются и  в естественных, и в общественных науках.
  Наряду  с указанными основными  научными направлениями  к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки  о себе самой. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.
  Одним из важнейших условий действительно  научного подхода к изучению любого объекта является его анализ в  различных аспектах, среди которых, помимо вышеназванного содержательного, одно из главных мест принадлежит  структурному. Применительно к научным знаниям этот аспект означает разделение научных знаний на группы в зависимости от их предмета, характера, степени объяснения действительности и практического значения.
  В таком случае мы выделяем: фактологические знания - набор систематизированных фактов объективной действительности; теоретические или фундаментальные знания - теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности; технико-прикладные знания, или технологии, - знания о практическом приложении фактологических или фундаментальных знаний, в результате чего достигается определенный технический эффект; практически-прикладные, или праксеологические, знания - знания о том экономическом эффекте, который может быть получен в случае применения вышеназванных групп знаний.
  В логическом аспекте научное знание представляет собой мыслительную деятельность, высшую форму логического знания, продукт человеческого творчества. Исходным пунктом его является чувственное познание, проходящее от ощущения к восприятию и представлению. После этого происходит переход к рациональному познанию, развивающемуся от понятия к суждению и умозаключению. Этому соответствует уровень эмпирического и теоретического знания.
  И, наконец, социальный аспект научного знания представляет его как общественное явление, коллективный процесс исследования и применение результатов этого исследования. В этом аспекте нас интересуют научные учреждения, коллективы, учебные заведения, организации ученых и т.д.
  Определив структуру научного знания, мы можем выделить её функции.
  Функции науки:
  1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;
  2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;
  3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;
  4. производственно-практическая - возможность  применения полученных знаний  в производстве, для регуляции  общественной жизни, в социальном  управлении;
  5. прогностическая - предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;
  6. мировоззренческая - внесение полученных  знаний в существующую картину  мира, рационализация отношений  человека к действительности.
  Говоря  до сих пор о науке и научном  знании, мы рассматривали их как  уже реально существующий объект исследования, который мы анализировали  с формальной точки зрения.
  Однако  человечество в своей истории  накопило самые различные по своему характеру знания, и научные знания являются лишь одним из видов этого  знания. Поэтому встает вопрос о  критериях научности знаний, что  соответственно позволяет отнести  их к категории научных или  каких-либо других.

3.Специфика  научного исследования.

  Специфика научного познания выражается несколькими  факторами:
  1) Основная цель науки – выяснение  объективных законов реальности, но это невозможно без ряда  абстракций, поскольку именно абстрагирование  дает возможность не ограничивать  широту мышления для определения  правдивости тех или иных умозаключений.
  2) Научное знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой, ибо без нее невозможно говорить о чем либо с определенной точностью. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.
  3) Специфика научного познания  заключается и в том, что  любая наука нацелена на практическое  применение. Поэтому она должна  объяснять причины, следствия  и связи между теми или иными  процессами.
  4) Сюда же относят и возможность  постоянного дополнения и самообновления  науки с помощью очередных  открытий, которые могут как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.
  5) Научное познание совершается  посредством использования как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.
  6) Любое знание должно быть строго  доказуемо – это также специфика  научного познания. Информация, которая  может быть использована в  дальнейшем, обязаны быть точной и обоснованной. Однако, в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.
  Научное познание – это прежде всего процесс, протекающий на эмпирическом и теоретическом уровнях, каждый из которых также имеет свою специфику. Несмотря на различия, оба уровня взаимосвязаны и граница между ними достаточно подвижна. Специфика научного познания каждого из этих уровней основана на применении экспериментов и приборов, либо теоретических законов и методов объяснения к каждому конкретному случаю. Поэтому говоря о практике, невозможно обойтись без теории.
  Существуют  также и различные  виды научного познания. Среди них более важны составляющие теоретического познания, то есть неувязка, теория и гипотеза.
  Неувязка  – это осознание некоторых  несостыковок, которые необходимо объяснить научно. Это своеобразный узел или отправной пункт, без которого нет дальнейших предпосылок к развитию знания. Специфика научного знания в философии позволяет найти выход из этого узла на основании теоретических и практических умозаключений.
  Гипотеза  – это сформулированные версии, которые пытаются объяснить те или  иные явления с научной точки  зрения. Гипотеза требует доказательств. При наличии таковых она превращается в истинную теорию, а прочие версии оказываются недостоверными. Выяснение  правильности гипотезы происходит на ее практическом применении.
  Все перечисленные виды научного познания выстраиваются в своеобразную пирамиду, на самой вершине которой находится  теория. Теория – самая достоверная  и точная форма научного знания, которая дает точное объяснение явлению. Ее наличие – главная предпосылка  реализации какого-либо проекта на практике.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.