На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Научные картины мира

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Научные картны мира. 

            Картина мира - это целостное  миропонимание, берущее свои истоки из таких систематизирующих начал, как мифиология, философия, религия, наука. Развитие картины мира имеет исторически обусловленный характер. Она определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные, поведенческие ориентиры.
      Сама  же научная картина мира является систематизацией и обобщением знаний о мире, строимых на основе фундаментальных научных теорий. Это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.
      Н.к.м. – это важнейший компонент научного познания, основопологающее понятие современного естествознания. Своим содержанием она претендует на то, чтобы быть ядром мировоззрения.
     Естественнонаучная  картина мира (ЕНКМ) является всего  лишь частью научной картины мира. Она позволяет более или менее  непротиворечиво описать свойства материального мира. В процессе дифференциации и систематизации естественных наук выработаются общие идеи и принципы, отражающие закономерности развития той стороны природы, которую изучает отдельная естественнонаучная дисциплина.
       Как правило, смена ЕНКМ и её парадигм происходит на фоне глубоких социальных преобразований общества.
     Историческое  развитие нкм:
     Начало развития научных возрений было положено VII-VI вв. до н. э. Природа исследовалась силой ума, опыты игнорировались. Научные обобщения строились на обычных наблюдениях, в красочных картинах мира было еще много наивного.
     Исторически же сложилось, что основой научной  картины мира стала физика. Начало этому дала эпоха развития механистической, или так же называемой классической картины мира.  Объяснительным эталоном в этой картине мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Её зачатки связывают с научными идеями Галилея и Ньютона. Активно используется эксперемент, приводящий к открытию закономерностей.
      XIV-XVIII вв. - это время расцвета физики. Тогда были открыты и исследованы законы механики.
      В 17 в., в эпоху возникновения естествознания, механическая картина мира была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С появлением дисциплинарно организованной науки (конец 18 — первая половина 19 вв.) возникает спектр специально-научных картин мира.
      Век промышленного переворота в Англии и буржуазной революции во Франции – XVIII, стал началом расцвета капитализма. Развитие техники поставитло вопрос о мощных источниках энергии. В связи с этим появляются новые отрасли знания - учение о теплоте, электричестве, магнетизме.
      Подготавилась почва для возникновения представлений об электромагнитном поле. Майкл Фарадей стал его первооткрывателем. Механистическая картина мира, согласно которой мир представлялся состоящим из пустоты и неизменных, бескачественных частиц, пребывающих в бесконечном механическом движении, сменяется электродинамической картиной мира.
      Под влиянием развития термодинамики, оспаривающей универсальность законов классической механики, на смену классической картине  мира пришла неклассическая. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы, а потому в неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.
      С 1910 г. в науку начинают входить  квантовые представления, представления  о корпускулярно-волновом дуализме элементарных частиц и наступает  время новой, современной научной картины мира.
      Переход к квантово-релятивистской картине физической реальности сопровождался изменением системы онтологических принципов физики - пересмотр принципов неделимости атомов, существования абсолютного пространства.
      Постнеклассическая  картина мира сформировалась в 70х гг., под влиянием научных достижений (бельгийской школы И. Пригожина) в области изучения нелинейных самоорганизующихся систем, что привело к открытию принципов синергетики. (В синергетической научной картине мира доминирует идея многовариантного и необратимого становления, а мир предстает как поле сосуществующих возможностей.)
      Думаю, нельзя обойти вниманием противоположную  сторону н.к.м. Ненаучная картина  мира так же влияла на развитие человеческой цивилизации, как и её собрат. К ней относятся: релгиозная, мифологическая и философская картины мира.
      Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин состоит в  том, что научная строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Основное же сходство – это влияние на практическую деятельность людей.
      Научная картина мира – это слияние таких дисциплинарных антологий, как физическая, химическая, биологическая, космологическая, геологическая, экологическая и прочие картины мира. Их так же называют частнонаучными (ЧНКМ)- или локальными картинами мира. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Их влияниие довольно существенно как на историческое развитие НКМ, так и само чеовечество.
     Современную картину мира называют естественнонаучной, т.к. возникла в рамках естествознания. Она является результатом синтеза  фундаментальных открытий и результатов  исследования всех естественных наук в целом. 

    В структуре Е. н. к. м. можно выделить два главенствующих компонента: концептуальный и чувсвенно-образный.
    Концептуальный компонент представлен:
    а) философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.);
    б) философскими принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.);
    в) общенауч. понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии);
    г) фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.).
    Чувственно-образный компонент Н. к. м. представлен совокупностью наглядных представлений о природе (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).
    научные картины мира выполняют 3 следующие основные функции:
    1) систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности;
    2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания;
3) обеспечивают  объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру
      Начальным истоком развития естественнонаучных картин мира принято считать натурофилософию.
      Натурофилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности Н. фактически сливалась с естествознанием и в древнегреч.ескойфилософии обычно именовалась физикой.
      Древняя Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы). Органическую часть Н. составляли также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже средневековой схоластике, они состояли главным образом в приспособлении к геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской Н. и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху Возрождения Н. в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной Н., но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей.
        В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и  механика, выделяются из Н., но последняя всё же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно главный труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, называется "Математические начала натуральной философии". В 18 в. в философии французого и европейского Просвещения и материализма Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии. В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла Н. Шеллинга, которая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала нeдостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия (так же как и были найдены в ней неверные утверждения). Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, "чтобы составить удовлетворительную для нашего времени "систему природы", станет абсолютно понятно, что натурфилософии пришел конец.
    .
     Первая попытка обобщить и объяснить явления природы и общества в те исторические эпохи, когда человеческие особи только начинали исследовать окружающий их мир, не выделяя себя из него являются мифы. Мифологическая картина мира представляет собой единую, нерасчленённую, универсальную форму сознания, соединяющую в себе религиозные верования, политических убеждений и знаний.
     Мифологическая картина мира строится на основе аналогий и ассоциаций и носит объяснительный характер.
     Важной особенностью является антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на мифические существа и явления природы. Антропоморфизм основан на всеобщей упорядоченности, гармонии и мере. Элементы антропоморфизма присущи всякому человеческому сознанию, они необходимы для поэтического восприятия мира и ощущения связи с природой.
     Так же основополагающим фактором является то, что мифологическая картина мира обладает особой нелогичностью, не отражает истинную суть мира и процессов. Объяснение мира происходит через образы, Вселенная представляется как живое существо, предметы и явления связаны некоторыми особыми связями, проведёнными как через основополагающие, так и через второстепенные признаки предмета.
     Современная ей противоположность – механическая картина мира складывается в результате научной революции XVI -XVII вв. на основе работ Г. Галилея и П. Гассенди.
 Основу  механической картины мира составил  атомизм, который весь мир,  включая и человека, понимал как  совокупность огромного числа  неделимых частиц - атомов, перемещающихся  в пространстве и времени.
 Ключевым  понятием механической картины  мира было понятие движения. Именно  законы движения Ньютон считал  фундаментальными законами мироздания. Тела обладают внутренним врожденным  свойством двигаться равномерно  и прямолинейно, а отклонения  от этого движения связаны  с действием на тело внешней  силы (инерции). Мерой инертности  является масса, другое важнейшее  понятие классической механики. Универсальным свойством тел  является тяготение.
 Решая  проблемы взаимодействия тел,  Ньютон предложил принцип дальнодействия. Согласно этому принципу взаимодействие  между телами происходит мгновенно  на любом расстоянии, без каких-либо  материальных посредников.
 Концепция  дальнодействия тесно связана  с пониманием пространства и  времени как особых сред, вмещающих  взаимодействующие тела. Ньютон  предложил концепцию абсолютного  пространства и времени. Пространство  представлялось большим «черным  ящиком», вмещающим все тела  в мире, но если бы эти тела  вдруг исчезли, пространство все  равно бы осталось. Аналогично, в  образе текущей реки, представлялось  и время, также существующее  абсолютно независимо от материи.
 В механической  картине мира любые события  жестко предопределялись законами  механики. Случайность в принципе  исключалась из картины мира. Как говорил П. Лаплас, если  бы нашелся гигантский ум, способный  объять мир (знание о координатах  всех тел в мире, а также  силах, действующих на них), то  он однозначно мог бы предсказать  будущее этого мира.
 Жизнь  и разум в механической картине  мира не обладали никакой качественной  спецификой. Поэтому присутствие  человека в мире не меняло  ничего. Если бы человек однажды  исчез с лица земли, мир продолжал  бы существовать как ни в чем не бывало.
 На основе  механической картины мира в  XVIII - начале XIX вв. была разработана  земная, небесная и молекулярная  механика. Быстрыми темпами шло  развитие техники. Это привело  к абсолютизации механической  картины мира, к тому, что она  стала рассматриваться в качестве  универсальной.
 В это  же время в физике начали  накапливаться эмпирические данные, противоречащие механической картине  мира. Так, наряду с рассмотрением  системы материальных точек, полностью  соответствовавшей корпускулярным  представлениям о материи, пришлось  ввести понятие сплошной среды,  связанное по сути дела, уже  не с корпускулярными, а с  континуальными представлениями  о материи. Так, для объяснения  световых явлений вводилось понятие  эфира - особой тонкой и абсолютно  непрерывной световой материи.
 В XIX в.  методы механики были распространены  на область тепловых явлений,  электричества и магнетизма. Казалось  бы, это свидетельствовало о больших  успехах механического понимания  мира в качестве общей исходной  основы науки. Но при попытке выйти за пределы механики материальных точек приходилось вводить все новые искусственные допущения, которые постепенно готовили крушение механической картины мира. Аналогично световым явлениям, для объяснения теплоты, электричества и магнетизма вводились понятия теплорода, электрической и магнитной жидкости как особых разновидностей сплошной материи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.