На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Полномочия Президента Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение 3
Глава 1. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере  
внутренней  политики. 7
      Функции и полномочия Президента Российской Федерации в сфере                                                                                  
 
назначения  должностных лиц. 7
1.2 Полномочия  главы государства в сфере  осуществления   
исполнительной, законодательной и судебной власти.                         11
1.3 Полномочия  по изданию нормативных актов. 15
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации. 17
2.1 Руководство  внешней политикой. 17
2.2 Полномочия  в области безопасности и обороны  страны.                  18
2.3 Полномочия  в области гражданства и награждения  государственными   
наградами и помилования.      20
Заключение 24
Библиографический список 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Термин  «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». Сегодня  президент – это единоличный  глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной  института президентства справедливо  считают Соединенные Штаты Америки, чья Конституция 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства.
     Практике  государственного строительства в  советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не населением, а Съездом народных депутатов Советского Союза. Введение этой должности обосновывалось необходимостью обеспечить единство власти и ускорить принятие решений, которые требовались в тех сложных социально-экономических условиях, в которых оказалось государство в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века.
     Институт  Президента России был учрежден на основании Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г.1 . После принятия этого Закона были внесены необходимые поправки в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. Президент России в отличие от Президента Союза Советских Социалистических Республик должен был получить свои полномочия не от представительного органа власти, а непосредственно от избирателей. Это само по себе придавало повышенную легитимность этой должности. Введение поста Президента России в значительной мере предопределялось логикой углублявшегося в то время противостояния высших органов власти Советского Союза и РСФСР.
     Учреждению  института президента предшествовали серьезные политические споры. Основными  противниками института президента являлись коммунисты, которые полагали, что президент может разрушить сложившуюся конституционную систему организации власти, в которой центральное место играли представительные органы – Советы. На федеральном уровне они были представлены Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР.
     Тем не менее, сторонники учреждения поста  президента убедили принимавших  решение депутатов, что никакой  угрозы Съезду и Верховному Совету не существует, поскольку сама законодательная  власть устанавливает полномочия президента, через бюджет контролирует деятельность президента и исполнительной власти, а президент может издавать только подзаконные нормативные акты, которые  могут быть отменены законодательной  властью в случае их противоречия Конституции и законам по заключению Конституционного Суда.
     С учетом данных опасений в Закон «О Президенте РСФСР» была внесена статья, в соответствии с которой полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления  деятельности любых законно избранных  органов государственной власти. Впрочем, как показало дальнейшее развитие событий, данная норма сама по себе не сыграла роль работающей гарантии по защите Конституции, когда в 1993 г. Президентом России Б.Н.Ельциным была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.
     Президент России в соответствии с Законом  «О Президенте РСФСР» и Конституцией РСФСР являлся высшим должностным  лицом Российской Федерации и  главой исполнительной власти. Он наделялся  правом законодательной инициативы, правом отлагательного вето на принятые законы, полномочия назначения Председателя Совета Министров с согласия Съезда народных депутатов, назначения министров, правом объявления чрезвычайного положения, полномочиями по решению вопросов гражданства  и некоторыми другими. При этом за Съездом народных депутатов и Верховным Советом, помимо законодательных полномочий, сохранялись весьма существенные контрольные полномочия в отношении Совета Министров.
     После августовских событий 1991 г. начался ускоренный процесс разрушения структур власти Советского Союза, закончившийся распадом страны. Эти разрушительные процессы затронули и органы власти Российской Федерации. В этих условиях реальная власть в стране сосредоточилась у Президента России и в подчиненных ему структурах исполнительной власти. Было принято решение о проведении радикальной экономической реформы, и на время ее проведения были предусмотрены дополнительные полномочия Президента Российской Федерации. Всеми полномочиями, выходившими за рамки действовавшей Конституции, Президент России наделялся временно, до 1 декабря 1992 г.
     После истечения этого срока Съезд  народных депутатов отказался продлить эти полномочия Президента. Однако для Президента и возглавляемой  им исполнительной власти возврат к  прежней схеме взаимоотношений  с представительной властью означал  начало «конституционного кризиса», который впоследствии привел к приостановлению  Президентом действия самой Конституции, роспуску Съезда народных депутатов  и Верховного Совета, вынесению на голосование и принятие новой  Конституции.
     Конституцией  Российской Федерации 1993 г. был существенно изменен статус Президента Российской Федерации.
     Цель  курсовой работы - проанализировать компетенцию  Президента Российской Федерации.
     Данная  цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
     раскрыть  компетенцию Президента Российской Федерации описать полномочия Президента в различных сферах
     исследовать место Президента России в системе  федеральных органов государственной  власти.
     Правовой  основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, освещающие вопрос о компетенции президента.
 

1. Компетенция  Президента Российской  Федерации в сфере  внутренней политики 

1.1 Функции и полномочия Президента Российской Федерации в сфере назначения должностных лиц.
     Компетенция Президента РФ складывается из функций  и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.
     Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его  положения в системе органов  государственной власти. Функции  Президента РФ конкретизируются в его  полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных  Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций по осуществлению внутренней и внешней политики страны.
     Функции Президента РФ:
     - является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
     - в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
     - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
     - в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
     - представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
     Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением  должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция  предусматривает различные формы  их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру.2
     В соответствии с пунктом "а" ст.83 Конституции РФ Президент с согласия Государственной Думы назначает  Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме  постановления, которое принимается  Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о  кандидатуре Председателя Правительства  Российской Федерации вносится Президентом  не позднее двухнедельного срока  после вступления в должность  вновь избранного Президента или  после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура  отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение  двух недель.
     В соответствии с пунктом "в" настоящей  статьи Президент принимает решение  об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при  назначении Председателя Правительства  необходимо согласие Государственной  Думы, то решение об отставке Правительства  в целом принимается Президентом  самостоятельно. Это объясняется  тем, что Президент фактически персонально  несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично  может участвовать. Ведь на основании  пункта "б" ст.83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как  бы "связывает" Президента и Правительство.
     Тесная  связь Президента и Правительства  Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в  силу пункта "д" ст.83 Конституции  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров. Условием реализации этого  правомочия Президента является то, что  указанное назначение на должности  и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком  порядке и в какой форме  это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава  Правительства можно считать  совместным решением главы государства  и главы органа, осуществляющего  исполнительную власть в Российской Федерации.3
     Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" ст.83), а также ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении от должности  Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту  должность и освобождение от нее  осуществляются Государственной Думой. Данное положение является действенной  гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной  власти.
     Как гарантию независимости членов судебного  корпуса, и прежде всего судей  Конституционного, Верховного и Высшего  Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора  Российской Федерации следует рассматривать  установленный пунктом "е" ст.83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей  всех указанных выше судов (а в  отношении Генерального прокурора  и освобождение от должности) производится Советом Федерации. Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент Российской Федерации.
     Значительное  число должностных лиц, указанных  в пунктах "к", "л", и "м" ст.83 Конституции РФ так же, как  и судьи "других федеральных судов" (пункт "е" ст.83), назначаются и  освобождаются от должности лично  Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные  представители Президента в субъектах  Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную  Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности  Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
     Назначает и отзывает Президент и дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях. Следует  заметить, что в соответствии с  пунктом "м" ст.83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после  консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что  в данном пункте ст.83 устанавливается  обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается  с результатами этих консультаций.
     Статья 83 Конституции РФ указывает, что  Президент формирует Администрацию  Президента Российской Федерации. Это  орган, являющийся собственно рабочим  аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и  федеральными законами функций.
     Президент в установленном Конституцией порядке  принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной  целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании пункта "ж" ст.83 Конституции РФ формирует и  возглавляет. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.
     Президент в соответствии с пунктом "з" ст.83 Конституции РФ утверждает военную  доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно  обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет  ее Совет Безопасности. 

1.2 Полномочия Главы  государства в  сфере осуществления  исполнительной, законодательной  и судебной власти. 

     Взаимодействуя  со всеми ветвями власти, Президент  имеет наиболее тесные контакты с  властью исполнительной. Объём его  полномочий по отношению к ней, а  также широко распространённая практика решения президентом конкретных управленческих вопросов дают основания  говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и  фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается прежде всего в обширном круге  полномочий, дающих Президенту возможность  формировать Правительство и  контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку  такое назначение осуществляется с  согласия Государственной Думы, глава  государства при назначении на этот пост должен учитывать расстановку  политических сил.
     Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложения председателя Правительства  он назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. При этом согласия Государственной  Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.
     Вся деятельность Правительства неразрывно связана с финансово-кредитным  обеспечением. Поэтому вполне логично  участие Президента в назначении на должность Председателя Центрального банка России. Согласно п. "г" ст.83 Конституции, глава государства  представляет Государственной Думе кандидатуру на эту должность  и ставит перед ней вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя ЦБ.
     Поскольку Президент имеет конституционное  право председательствовать на заседании  Правительства, он в отдельных случаях  может взять руководство им на себя, давать непосредственно поручения  и указания всем членам Правительства. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение  об отставке Правительства. Решение  о недоверии Правительству может  вынести Госдума. Но оно не является для Президента обязательным. Таким  образом, именно глава государства  во всех случаях решает судьбу Правительства. Конституция не устанавливает причины, по которым Президент может принять  решение об отставке Правительства. Оно может быть принято в силу не результативности проводимой им социально-экономической  политики, необходимости значительных персональных перестановок в Правительстве, каких-либо политических соображений, в частности оно может быть использовано как средство корректировки  экономического курса.
     Конституция не устанавливает каких-либо временных  ограничений для использования  этого полномочия Президентом. Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его  взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. "к" ст.83 Конституции, глава государства назначает  и освобождает своих полномочных  представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идёт речь. Однако в настоящее время  такого рода представители есть во всех краях, областях, автономных округах, городах федерального значения, а  также в ряде республик в составе  РФ. Совсем недавно главой государства были назначены и полномочные представители во всех Федеральных округах РФ. Полноценные контакты главы государства с палатами парламента должен обеспечивать полномочный представитель Президента РФ в Федеральном Собрании. Чтобы обеспечивать интересы государства при организации и ведении военно-технического сотрудничества и в деятельности государственной компании "Рос вооружение", учреждена должность представителя Президента в названной компании, рабочий аппарат которого действует на правах отдела Администрации Президента.
     Обеспечивает  нормальное функционирование исполнительной власти в известной мере и право  Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. Структура Администрации  Президента была существенно реорганизована в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию  структуры Администрации Президента Российской Федерации" от 25 июля 1996 г.
     Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как  на формирование Государственной думы и на прекращение её полномочий, так и на её законодательную деятельность.
     Весьма  обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать  в законодательной деятельности Федерального Собрания. Глава государства  обладает правом законодательной инициативы (ст.84 Конституции), позволяющим ему  ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая Конституцию). Вместе с тем, в настоящее время необходима более тесная координация Президентом  структур исполнительной власти, чтобы  упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил. В частности, в настоящее  время ряд законопроектов готовится  как в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, так  и в Министерстве юстиции, отсутствует  чёткое распределение перечня законопроектов, подготавливаемых президентскими и  правительственными структурами.
     Президент имеет возможность оказывать  влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить  закон, принятый Федеральным Собранием.
     Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п. "е" ст.84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направления внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента парламенту чётко законом не определена.
     Согласно  п. "е" ст.83 Конституции Российской Федерации, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение этих судей осуществляется Советом Федерации. Президент в соответствии с пунктом "е" ст.83 Конституции имеет право назначать судей других федеральных судов, понятие и перечень которых должны быть определенны федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносить предложения об освобождении его от должности.
     Права Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти.
     В Конституции не конкретизировано понятие  согласительных процедур, что имеет  принципиальное значение, так как  в результате Президент оказывается  свободным в выборе из большого диапазона  согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении согласованного решения.
     Наиболее  часто для достижения согласованного решения Президентом используются организация переговоров с участием спорящих сторон и образование согласительных комиссий.
     В случаях, если применение согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда зависит от характера  спора и компетенции суда, определяемой законом4. 

1.3 Полномочие по  изданию нормативных  актов. 

     Президент Российской Федерации издает указы  и распоряжения. Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные5. Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
     Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
     Индивидуальные  указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы  и распоряжения о назначении на должность  или об освобождении от занимаемой должности.
     Правовые  акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно  законом, позволяют толковать правотворческую  деятельность Президента достаточно широко.
     В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент  вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких  указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего  аналогичную сферу отношений.
     Правовые  акты Президента подлежат официальному опубликованию.
     С 1мая 1994 г. опубликование осуществляется в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" в разделе "Указы и распоряжения Президента", а также в "Российской газете".
 

2. Полномочия  Президента Российской  Федерации в области  внешней политики  и обороны. 

2.1 Руководство внешней  политикой. 

     Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой  Российской Федерации, ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в переговорах  свидетельствуют его практически  регулярные встречи с лидерами ведущих  иностранных государств, участие  в важнейших международных дипломатических  форумах, личное участие в переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными  политическими деятелями.
     Руководство внешней политикой со стороны  Президента Российской Федерации в  значительной степени проводится через  федеральное Министерство иностранных  дел, глава которого - министр иностранных  дел - в соответствии со сложившейся  международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство  по должности, т.е. без специальных  полномочий. Распределение полномочий: политическая выгода или конституционная  ответственность.6 Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту Российской Федерации и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить.
 

    2.2 Полномочия  в области безопасности  и обороны страны. 

     Президент Российской Федерации является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
     Президент Российской Федерации как глава  государства и Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами Российской Федерации  определяет основные направления оборонной  политики и осуществляет руководство  обороной страны.
     В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению  готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также  собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.
     В полномочия Президента входят издание  указов о призыве граждан на военную  службу, а также утверждение плана  гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной  обороне.
     Президент утверждает планы дислокации Вооруженных  Сил и других войск, размещения военных  объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных  отходов на территории страны.
     Президент ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации о совместной обороне  и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.