На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Оценка и анализ экономического потенциала предприятия электроприборов, его рыночная конкурентоспособность и обзор основных конкурентов. Производственный потенциал, оценка системы управления и контроля, определение потребности в развитии организации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 05.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Оценка и анализ экономического потенциала ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
1.1 Общее описание ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
1.2 Оценка экономического потенциала ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
1.2.1 Оценка рыночного потенциала ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и его рыночной конкурентоспособности
1.2.2 Оценка финансового состояния ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
1.2.3 Оценка производственного потенциала ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
1.2.4 Оценка качества управления ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
1.3 Формулирование экономических проблем ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
2. Оценка потребности в развитии ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
2.1 Оценка качества планирования в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
2.2 Оценка качества организации в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
2.3 Оценка качества руководства в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
2.4 Оценка качества мотивации в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
2.5 Оценка качества контроля в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
3. Совершенствование системы управления в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
3.1 Выработка управленческих решений по совершенствованию планирования
3.2 Выработка управленческих решений по совершенствованию организации
3.3 Выработка управленческих решений по совершенствованию руководства
3.4 Выработка управленческих решений по совершенствованию мотивации
3.5 Выработка управленческих решений по совершенствованию контроля
3.6 Организация исполнения решений
Заключение
Литература
Приложения
Введение

Необходимость в менеджменте возникла в тот период, когда люди стали жить организованными группами. Причем управления требовали все ключевые сферы деятельности человека - оборонительная сфера, политическая, экономическая. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления, а рассмотрение менеджмента как управления особого рода потребовал переход к рыночным отношениям. Менеджмент стал развиваться в качестве важнейшей составляющей успеха предприятий и фирм, как особое искусство и род знаний.
На современном этапе развития российской экономики все большее число предприятий старается иметь в своем штате квалифицированных менеджеров, способных объективно оценить ситуацию, сделать выводы и найти пути решения возникших проблем, организовать исполнение решений, т.е. людей, знающих, как оградить остальных работников от проблемных ситуаций. Поэтому вполне оправдан интерес к управлению организацией и актуальна тема курсовой работы: именно системой управления предприятия задается вектор (направление) как структурных подразделений, так и организации в целом; от качества управления зависит возможность достижения организацией поставленных целей и самореализации работников.
Однако даже при столь высокой значимости системы управления подчас на современных российских предприятиях она оказывается далека от идеала: налицо масса проблем экономического характера, руководители нацелены только на достижение собственных целей, а персонал безропотно взирает на происходящее вокруг. К тому же у любой организации обязательно наличие миссии, а потому предприятию следует четко представлять, каково его внешнее окружение, а не только капаться во внутренних проблемах.
Принимая во внимание все сказанное, обозначим цели и задачи, которые стоят перед нами при написании данной курсовой работы. Итак, цель работы - оценить качество управления для дальнейшей выработки и реализации решений о путях развития и совершенствования системы управления. В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
o дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
o оценить экономический потенциал предприятия,
o выявить отклонения в деятельности предприятия и сформулировать проблемы,
o рассмотреть управление как процесс, анализируя осуществление каждой из его функций,
o описать возможные управленческие решения проблем предприятия,
o описать, каким образом принятые решения будут реализованы на практике.
В качестве объекта исследования выберем ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, что обусловлено несколькими причинами:
Во-первых предприятие довольно долго существует на российстком рынке, имеет определенную репутацию как машиностроительного предприятия, так и организации, производящей товары народного потребления.
Во-вторых, в условиях переходной экономики многие крупные российские предприятия прекратили свое существование, либо продолжают свою деятельность на грани банкротства. ОАО “Электроприбор” некоторое время также существовал на грани ликвидации, однако в последние 5-7 лет предприятие заметно укрепило свои позиции на рынке, смогло наладить производство и не допустить роспуска всего персонала.
В-третьих, показатели хозяйственной деятельности завода стабильны, однако стабильность не всегда - признак мастерства, явно, что существуют какие-то помехи для увеличения значений показателей в сравнении с уровнем предшествующих периодов.
Тогда непосредственным предметом исследования будет система управления предприятием, то, каковы навыки и знания менеджеров различных звеньев предприятия, то, насколько оргструктура соответствует производственной специфике предприятия и задокументированным целям и миссии ОАО “Электроприбор”.
В качестве информационного массива будет использована документация, полученная в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, а также теоретическая информация из учебной литературы. Расчеты, выводы и рекомендации будут производиться на основе имеющихся теоретических знаний по дисциплине “Менеджмент” и другим сопутствующим дисциплинам.
1. Оценка и анализ экономического потенциала ОАО Тамбовский завод Электроприбор

1.1 Общее описание ОАО “Тамбовский завод Электроприбор”

Открытое акционерное общество “Тамбовский завод “Электроприбор” (далее по тексту - Общество) является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число (101940) акций, удостоверяющих обязательные права акционеров по отношению к обществу. ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” действует в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона “Об акционерных обществах”, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Как коммерческая организация Общество действует в целях извлечения прибыли в интересах своих акционеров.
ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” учреждено комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в 1992 году. Оно является правопреемником Тамбовского государственного завода “Электроприбор”, основанного в 1954 г. Министерством авиационной промышленности. Общество зарегистрировано администрацией Октябрьского района города Тамбова 3.12.1992 г. и перерегистрировано 16.07.1996 года. Общество учреждено на неограниченный срок деятельности. Сокращенное наименование предприятия - ОАО “Электроприбор”.
Предприятие находится в ведении Федерального агентства по промышленности Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Общество входит в состав вертикально-интегрированной структуры - ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование” в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.1998 года № 1347 и является участником Межгосударственной финансово-промышленной группы “Аэрокосмическое оборудование”.
Дочерних и зависимых организаций Общество не имеет.
Приоритетными видами деятельности предприятия являются:
ь производство, ремонт и утилизация приборного оборудования для авиационной техники и изделий специальной техники;
ь производство продукции общепромышленного назначения и непродовольственных товаров народного потребления;
ь коммерческая, торговая, дилерская деятельность и др.
Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством и направленные на достижение уставных целей.
ОАО “Электроприбор” является предприятием, специализирующимся на производстве приборного и навигационного оборудования для авиационной техники, систем автоматического управления полетом беспилотных летательных аппаратов, изделий наземного обслуживания авиационной техники, а также производящим широкий перечень товаров народного потребления (непродовольственные товары для личных нужд граждан) и изделий для нужд различных отраслей народного хозяйства.
Сбыт продукции Общества осуществляется в различные регионы России, а также в отдельные страны ближнего зарубежья.
С 1997 г. на предприятии внедрена и сертифицирована система качества, разработанная на основе требований семейства международных стандартов (ИСО) серии 9000 - 1994 г. С 2001 г. предприятие приступило к разработке и внедрению системы менеджмента качества.
Численность промышленно-производственного персонала (ППП) на 1мая 2004 года составила 2102 человека, непромышленной группы - 103 человека и 1 ученик. Итого: 2206 человек.
В числе ППП рабочие составляют 70,2% (среди них основные - 41,5% от общего числа ППП, вспомогательные - 28,7%), служащие - 29,8% (руководители - 11,5%, специалисты - 17,7% и собственно служащие - 0,6%).
Структура управления ОАО “Электроприбора” по своим характеристикам соответствует функциональной структуре управления: каждый орган управления специализируется на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления; решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Но функциональная структура имеет большой недостаток - это длительная процедура принятия решений и, возможно, отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами.
Организационная структура управления предприятием (рисунок 1):
§ Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров. Через участие в нем владельцы голосующих акции реализуют право па участие в управлении делами акционерного общества.
§ Общее руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров Общества. Вопрос о количественном составе Совета директоров избрании его членов решает общее собрание акционеров.
§ Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет генеральный директор и коллегиальный исполнительный орган -- правление.
§ Генеральному директору непосредственно подчиняются: главный инженер, заместитель ген. директора по производству, заместитель ген. директора по экономике, заместитель генерального директора по маркетингу, заместитель генерального директора по безопасности, главный бухгалтер, финансовый отдел (ФО), отдел информационных технологий (ОИТ), отдел технического контроля (ОТК), секретариат, отдел управления имуществом (ОУИ), штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (штаб ГО и ЧС), редакция, ремонтно-строительное бюро (РСБ), предприятия - арендаторы.
§ Первым заместителем генерального директора является главный инженер.
§ Главному инженеру непосредственно подчиняются: заместитель главного инженера по товарам для личных нужд граждан и продукции производственно-технического назначения; заместитель главного инженера по спецтехнике; технический отдел (ТО); отдел эксплуатации оборудования (ОЭО) с цехами ремонтно-эксплуатационным №12, ремонтно-энергетическим №16, теплосиловым №21; инструментальный отдел (ИНО) с инструментальным цехом №11; отдел метрологии (ОМетр); отдел испытаний и надежности (ОИиН); отдел технической документации (ОТД); отдел стандартизации, сертификации, информации и рационализации (ОССИиР); отдел промышленной экологии (ОПЭ); бюро охраны труда (БОТ); эксплуатационно-ремонтный отдел (ЭРО).
§ Заместителю генерального директора по производству непосредственно подчиняются: производственно-диспетчерский отдел (ПДО) с цехами основного производства; коммерческий отдел (КО), транспортный цех №13, административно-хозяйственный отдел (АХО).
§ Заместителю генерального директора по экономике непосредственно подчиняются планово-экономический отдел (ПЭО), отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ).
§ Заместителю генерального директора по маркетингу подчиняются: отдел маркетинга (ОМ), торговый центр, спортивно-оздоровительный комплекс, столовая, здравпункт, клуб завода, спортивная база “Отьяссы”, комплексный спортивный зал, оздоровительный лагерь “Лесная сказка”.
§ Заместителю генерального директора по безопасности подчиняются группа по обеспечению безопасности, ведомственная охрана (ВОХР), отдел кадров (ОК), 1 отдел, юридический отдел.
1.2 Оценка экономического потенциала ОАО “Тамбовский завод Электроприбор”

Экономический потенциал - единый производственно-технологический, организационно-управленческий и финансово-экономический комплекс, способный воспроизводить и наращивать функционирующий капитал организации. Рассмотрим основные составляющие экономического потенциала ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и дадим их оценку, используя таблицу приложения 1.
1.2.1 Оценка рыночного потенциала ОАО Тамбовский завод “Электроприбор” и его рыночной конкурентоспособности
Каждая организация вне зависимости от своего размера и времени существования на рынке стремится завоевать более выгодное в сравнении с настоящим положение, продвигаться к намеченным целям наименее затратными путями, оставляя конкурентов на шаг позади. Причем практика предпринимательства показывает, что коммерческий успех субъекта рынка предопределяется не только нахождением “своего” рынка или частично занятого места в виде рыночной ниши (рыночная ниша обычно не имеет конкурентов, так как деятельность фирмы осуществляется монопольно): удачная находка ниши еще не означает, что она найдена навсегда - рано или поздно появится конкурент, пытающийся “втиснуться” в эту нишу, поэтому предпринимателю надо постоянно искать следующую нишу, расширяя сферу своей деятельности.
Понятно, что крупному машиностроительному предприятию, каковым является ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, постоянно расширять сферу деятельности довольно сложно, а порой и невозможно из-за малой гибкости производства. Но элементарно опережать конкурентов оно могло бы. На лицо же - одни минусы в конкурентной борьбе: предприятие недостаточно хорошо знает свой целевой рынок, возможно, поэтому контролирует малую долю рынка.
В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия: повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Несмотря на имеющуюся репутацию качества, продукция ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” (в основном, товары народного потребления) за счет высоких издержек производства и распределения проигрывает товарам фирм-конкурентов. К примеру, продажа зарядных устройств, по многим техническим параметрам не имеющих аналогов, имеет тенденцию к снижению.
И все-таки качество товара еще не означает его конкурентоспособности: она определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение определенной потребности; прочие характеристики свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. В этом случае необходимо проводить дополнительные исследования рынка, чтобы выявить потребности потенциальных покупателей.
Однако ОАО “Электроприбор” часто забывает о необходимости проводить рыночные исследования, возможно, по причине довольно банальной: предприятие входит в состав ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”, получая постоянные заказы на производство авиаприборов; и забывает при этом о необходимости изучения сбыта непродовольственных товарах для личных нужд граждан, которые в общей сумме выручки предприятия занимают пусть малую долю, но важны для предприятия, делая его самостоятельно действующим хозяйственным субъектом.
Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот. Для ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” не все так плохо: предприятие имеет выгодное экономико-географическое положение - близость к основным торговым путям сообщения позволяет поддерживать связь с предприятиями-покупателями и предприятиями-посредниками не только центральных районов Российской Федерации, но и с Уралом, Сибирью. Налажена связь с фирмой “Аутогирас” (Литва), ведутся переговоры с фирмой “KREBAS” (Прибалтика) и фирмой “Бенга-ЕООД” (Болгария).
1.2.2 Оценка финансового состояния ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”

Особое значение в хозяйственной деятельности предприятия имеют финансовые отношения. Финансовые результаты (выручка, прибыль) являются обобщающими результатами хозяйственной деятельности предприятия и служат основными показателями ее эффективности.
Чтобы предприятие могло осуществлять хозяйственную деятельность, необходимо наличие соответствующего финансового обеспечения, причем денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия могут быть собственными и заемными. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия может быть разным в зависимости от политики руководства предприятия, отраслевых особенностей, целей привлечения средств.
Одним из основных источников для анализа эффективности работы предприятия является бухгалтерский баланс. Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое состояние предприятия.
Финансовое состояние предприятия - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса.
Основным показателем финансового состояния предприятия является рентабельность капитала (прибыльность):
Ш Рентабельность капитала (прибыльность). В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.
R =*100%,
где П - чистая прибыль предприятия,
А (СК) - активы (собственный капитал) предприятия,
R=*100%=11%.
Значение такого показателя как рентабельность капитала (прибыльность) находится не на должном уровне: он должен быть около 30% (и выше), а у ОАО “Электроприбор” он почти в три раза ниже нормы. Это, безусловно, большой минус для предприятия: получается, что прибыль ОАО “Электроприбор” находится на очень низком уровне, т.е. предприятие производит продукцию с высокой себестоимостью, а потому не может позволить себе участие в ценовой конкуренции, что заметно снижает вероятностный объем продаж, а потому и размер прибыли. Соответственно, увеличивается срок окупаемости капитальных вложений, за счет чего рентабельность капитала резко снижается.
Финансовое состояние предприятия характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью. Для оценки финансового состояния ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” рассчитаем ряд показателей финансовой стабильности за 2004 год, используя для этого бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5 по ОКУД (см. приложения 5,6,7):
Ш Коэффициент финансовой независимости:
К=,
К= =0,874.
Ш Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
К= ,
К==0,144.
Ш Коэффициент чистой выручки:
К= ,

где П - чистая прибыль предприятия,
А - амортизация,
ВР - выручка предприятия,
К==0,544.
Ш Темп роста активов:
Т=,

где А - активы предприятия на начало года,
А - активы предприятия на конец года,
Т=*100%=100,73%.
На основе расчетов показателей финансовой стабильности предприятия сделаем выводы:
§ Коэффициент финансовой независимости близок к 1, что говорит о достаточно высоком уровне самостоятельности предприятия.
§ Об этом же свидетельствует полученное значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств: его значение, равное 0,144, довольно близко к нулю, т.е. ОАО “Электроприбор” имеет довольно весомую долю собственного капитала в общей сумме средств предприятия. Однако наличие собственного капитала, но практическое отсутствие заемных средств неблагоприятно сказывается на деятельности завода в целом, это и понятно, т.к. предприятие с малой долей заемного капитала в общей сумме финансовых средств, явно, не привлекает инвесторов. И, несмотря на то, что в бухгалтерском балансе отражены суммы долгосрочных кредитов и займов, они могли бы быть большими, что обеспечило бы предприятию более стабильное положение на рынке в условиях риска и кризисных ситуациях.
§ Коэффициент чистой выручки ОАО “Электроприбор” также довольно сильно отличается от нормативного размера (0,1-0,15), что свидетельствует о малых объемах получаемой выручки и больших суммах амортизационных отчислений. А из этого вытекает и рассмотренный далее низкий уровень производственного потенциала ОАО “Электроприбор”, т.к. большие амортизационные отчисления напрямую связаны с износом средств производства предприятия.
§ Единственным показателем, характеризующим предприятие с лучшей стороны, является показатель темпов роста активов (равный 100,73%) ОАО “Электроприбор”. По сути, при условии, что темпы роста активов ниже темпов роста собственного капитала, этот показатель может говорить о возможности снижения себестоимости продукции предприятия, а потому и о будущем увеличении рентабельности капитала, о реальном привлечении надежных долгосрочных кредиторов и инвесторов.
1.2.3 Оценка производственного потенциала ОАО Тамбовский завод “Электроприбор”
Производственный потенциал предприятия определяется рядом характеристик. Накопленный износ активной части ОПФ, например, характеризует, насколько производство оснащено новым оборудованием. Основные фонды предприятия служат в течение нескольких лет (десятков лет) и изнашиваются по мере работы, поэтому улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства.
Учитывая, что накопленный износ активной части ОПФ ОАО “Электроприбор” составляет 56%, можно сделать вывод, что, несмотря на введение в производство новой техники, существует проблема довольно значительного устаревания оборудования, а из нее в свою очередь вполне закономерно вытекает проблема высоких издержек производства. Однако в последнее время наметилась тенденция постепенного обновления ОПФ, модернизации металлообрабатывающего оборудования, оснащения его современной электроникой. Но это не единственно возможный путь уменьшения износа оборудования и с большой долей вероятности можно утверждать, что и не самый правильный. Наиболее вероятные пути решения имеющейся проблемы представлены в таблице приложения 3.
Одним из главных ресурсов любого предприятия являются люди, т.е. персонал предприятия. ОАО “Электроприбор” располагает высококвалифицированными кадрами, выполняющими любые виды работ на должном уровне: начиная с производства точной авиатехники и заканчивая не менее профессиональным изготовлением товаров народного потребления. Это снижает процент бракованных изделий при производстве, а также уменьшает их число на стадии технического контроля.
Следует отметить, что предприятие располагает необходимыми производственными ресурсами и имеет четкие планы производственной деятельности, что позволяет обеспечивать бесперебойные своевременные поставки продукции заказчикам; в случае поставки изделий, имеющих дефекты (что случается крайне редко), осуществляется гарантийное обслуживание по устранению неполадок, либо предприятие проводит изготовление новой (бездефектной) партии. Поэтому даже при слабости имиджа ОАО “Электроприбор”, предприятию удается сотрудничать с постоянными заказчиками и увеличивать число новых предприятий-потребителей и предприятий-посредников.
Но, несмотря на хорошую оснащенность производственного процесса, ОАО “Электроприбор” не вполне адекватно реагирует на изменения спроса: обновление ассортимента происходит достаточно редко, за счет чего предприятие, несомненно, теряет значительную часть потенциальных потребителей (покупателей) своей продукции.
1.2.4 Оценка качества управления ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
Более подробно управление как процесс будет рассмотрено в главе 2 “Оценка потребности в развитии ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” данной курсовой работы.
Однако, давая общую оценку организации и управлению, следует отметить, что ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” имеет эффективную организационную структуру, которая включает в себя как крупные функциональные подразделения (отделы), так и более мелкие (цеха и службы). Эффективность их взаимодействия определяется, в большей степени, коммуникационными навыками руководителей среднего и низшего звеньев, имеющих высокий уровень квалификации. Однако отметим, что предприятию следует больше внимания уделить информационному обеспечению для оптимизации коммуникаций в организации, внедряя в производственный процесс как можно чаще электронные средства связи и вычислительную технику. Это заметно сократит сроки сбора информации с рабочих мест, ускорит процесс поступления достоверной и своевременной информации высшему руководству, тем самым повысит вероятность принятия правильных, экономически обоснованных управленческих решений.
К сожалению, нельзя сказать, что предприятие занимает устойчивые позиции и быстро реагирует на изменение условий внешней и внутренней среды. В первую очередь, это связано с достаточно малой гибкостью производства, присущей предприятиям такой отрасли, как машиностроение. Во-вторых, это связано с отсутствием дальновидных руководителей, которые, несмотря на высокий уровень квалификации, практически не уделяют внимание нововведениям, предпринимательству, недостаточно ориентированы на стратегическую устойчивость предприятия; и это происходит, невзирая на наличие первоклассных специалистов среди сотрудников, на имеющуюся мощную научную базу для новых разработок и новаторских предложений.
Естественно, что персонал ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” не может не замечать таких просчетов со стороны руководства. И даже если постоянно подавлять нарастающий протест со стороны сотрудников по поводу часто случающихся ошибок руководства, невозможно заставить персонал быть преданным предприятию. Поэтому на текущий момент у предприятия на лицо довольно серьезная проблема - отсутствие преданных предприятию работников, даже при стабильно низком показателе текучести кадров. Эта проблема напрямую связана и с отсутствием должного мотивирования, о чем речь пойдет во второй главе курсовой работы.
1.3 Формулирование экономических проблем ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”

Достаточно подробно описав основные составляющие экономического потенциала ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, можем сделать вывод о том, что предприятие имеет довольно сильный потенциал развития и совершенствования как в настоящее время, так и в перспективе. Но для эффективного функционирования необходимо пересмотреть основные методы и принципы руководства, применяемые в повседневной деятельности топменеджеров. Руководители, во время и адекватно реагирующие на отклонения в деятельности подразделений и предприятия в целом, - вот залог успешного функционирования ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”.
Лишь квалифицированные менеджеры, а главное - заинтересованные не в собственных успехах и карьерном росте, а в успешной деятельности предприятия могут решить проблемы экономического характера, которые стоят перед ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, а таких проблем у предприятия довольно много. Список основных проблем предприятия представлен ниже:
v рентабельность производства равна 10%,
v износ активной части ОПФ составляет около 60%,
v месячные должностные оклады рабочих 600-800 рублей и сложная система начисления заработной платы (что резко снижает заинтересованность сотрудников выполнять задания руководства качественно и в срок),
v рентабельность капитала составляет всего 11%.
2. Оценка потребности в развитии ОАО “Тамбовский завод Электроприбор”

Деятельность любой организации будет успешной лишь при качественном управлении. Руководитель должен обладать не только теоретическим запасом знаний, но и иметь определенные навыки работы с людьми, финансами, знать ситуацию, в которой развивается предприятие, для правильной ее (ситуации) оценки в целях устранения возможных отклонений в деятельности организации. Эффективное управление - процесс комплексный, включающий в себя планирование, организацию, руководство, мотивацию и контроль работ и персонала организации и направленный на достижение ее целей.
Пожалуй, нет ни одной идеально управляемой организации. Это обусловлено, в первую очередь тем, что внешняя среда предприятия нестабильна во времени, и, конечно, индивидуальными внутренними особенностями фирмы. Управление конкретной организацией - процесс творческий и по-своему уникальный, однако далеко отступив от теории, можно не получить желаемого результата на практике.
Итак, оценим качество управления как комплексного процесса в открытом акционерном обществе “Тамбовский завод “Электроприбор” (оценку произведем на основе данных таблицы приложения 2) и сформулируем имеющиеся на данный момент проблемы по каждой из функций управления.
2.1 Оценка качества планирования в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”

Процесс планирования начинается с изложения миссии организации, определяющей главную цель (или результат деятельности) организации, прежде всего с позиций сторонних наблюдателей. Миссия является основой для стратегического уровня целей и планов.
Миссия ОАО “Электроприбор” звучит следующим образом: «Удовлетворение потребителя в его стремлении приобрести изделия с высокими потребительскими свойствами».
Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желаемым и на достижение которых направлена ее деятельность. Цели предприятия в виде дерева целей изображены на рисунке 2. Основные стратегические цели представлены в таблице 1.
Таблица 1. Задокументированные стратегические цели (задачи) в ключевых областях деятельности ОАО “Электроприбор”
Ключевые области деятельности организации
Формулировка стратегических целей (задач)
Менеджмент
Внедрение и совершенствование системы менеджмента качества
Производство, менеджмент, персонал
Обеспечение качества авиационной техники и ее конкурентоспособности
Производство, снабжение, маркетинг
1. Ежегодное увеличение объемов производства продукции
2. Ежегодное увеличение объемов производства гражданской продукции
Персонал, окружающая среда
Благоприятное влияние на интересы общества
Маркетинг, менеджмент, снабжение
Создание системы автономного жизнеобеспечения предприятия
План является «маршрутом» движения организации к поставленным целям.
Планирование - это процесс определения целей организации и методов их достижения, в котором принимает непосредственное участие все руководство предприятия.
Утверждение ежегодного финансово-хозяйственного плана деятельности ОАО “Электроприбора”, представляемого генеральным директором Общества, в котором должны быть определены цели и задачи развития Общества, планируемые доходы и расходы по каждому из направлений деятельности Общества, находится в компетенции Совета директоров.
Разработка и доведение до подразделений предприятия оптимальных месячных, квартальных и годовых планов производства осуществляет производственно-диспетчерский отдел (ПДО). Контроль по выполнению плана осуществляется по накладным, поступающим из цехов. Каждый месяц, квартал, год по цехам готовится отчет по основным технико-экономическим показателям.
Каждому из подразделений (цехов) выдается план на год по проведению ремонтов, технического обслуживания и пр. Такие планы утверждаются главным инженером завода и согласовываются с начальником отдела эксплуатации оборудования. Начальник подразделения (цеха) также ставит свою подпись под документом (планом), затем доводя содержащуюся в нем информацию, в случае необходимости, до рабочих. Ежемесячно может составляться дополнительный план цехам (утверждается главным инженером), в котором расписаны наименования изделий, их количество, трудоемкость изготовления, себестоимость единицы (по элементам затрат).
Итак, оценивая качество планирования в ОАО “Электроприбор”, следует отметить, что:
- оно осуществляется на различных уровнях управления при согласованных действиях руководителей подразделений;
- большинство планов организации доводятся до работников предприятия;
- планирование осуществляется по принципу ранее существовавшей командно-административной системы, т.е. ставится цель выпустить конкретный объем продукции, а будет ли она востребована - не столь значимый вопрос, поэтому исследования “жизненного цикла” изделий находятся не на должном уровне;
- недостаточно внимания уделяется инженерным рационализаторским предложениям и разработкам, хотя предприятие располагает прекрасной базой для обширных научных исследований.
Основная проблема, связанная с планированием в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” - крайне редкое проведение НИОКР.
2.2 Оценка качества организации в ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Функция организации состоит в том, чтобы заблаговременно иметь все, что необходимо для выполнения плана.
Как уже было сказано, структура предприятия относится к одному из видов механистических структур - функциональной, то есть в ведении каждого подразделения находится ряд вопросов, а решения по общезаводским вопросам принимаются коллегиально. Руководитель каждого отдела - это, в идеале, высококвалифицированный специалист.
На предприятии существуют положения о каждом из подразделений, где четко прописаны основные задачи, структура подразделений, их функции, обязанности, права и ответственность руководителей подразделений.
Одним из важнейших пунктов обязанностей руководителей подразделений является не только знания в области нормативного законодательства по основной деятельности подразделений, но и знания по организации труда и управления, знание основ трудового законодательства.
На основе данных руководителю отдела прав и возлагаемой на него ответственности складываются его коммуникационные процессы. Например, начальник ПДО имеет право контролировать выполнение работ в цехах в соответствии с планом и установленными сроками, а каждый из производс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.