На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Древнерусское искусство 10-13 вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Древнерусское искусство  10-13 вв
Выполнил: Анохина  М.В.
Уральский государственный  университет им. М. А. Горького
Екатеринбург 2005
Введение
Древнерусские искусство древнерусских государственных  образований X-XIII вв., вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой  опыт искусства Византии и балканских стран, создало выдающиеся памятники  церковной и светской живописи, замечательные  мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных  жанров.
В широком смысле древнерусское искусство - средневековое  русское искусство В период формирования феодализма на Руси (X - XIII вв.) искусство  складывалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и  обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, культура каждого племени и региона  имело свои самобытные черты и  испытывало влияние соседних земель и государств. Вместе с христианством  Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русское искусство периода  средневековья формировалось в  борьбе двух укладов - патриархального  и феодального, и двух религий - язычества  и христианства. И как следы  патриархального образа жизни еще  долго прослеживается в искусстве  феодальной Руси, так и язычества  напоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания  язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую  религию, сделать ее близкой, доступной  людям. Не случайно церкви строились  на местах языческих капищ; в нее  проникли элементы народного обожествления  природы, а некоторым святым стали  приписывать роль старых богов.
Конечно, как  всякое искусство средневековья, искусство  Древней Руси X-XIII веков следует  определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и  в живописи. Созданы были даже образцы  –«прореси», «подлинники», лицевые  и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки  им, умела проявить себя богатая  творческая личность художника.
Опираясь на вековые традиции восточно–европейского  искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую  культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую  не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся  близость изобразительного языка.
Целью моего  реферата является проследить формирование русского искусства в период X-XIII вв, важный период истории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальную раздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь не стояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на все последующие  века.
1. Развитие искусства  на Руси в X-XIII вв
Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным  потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим  всестороннее развитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства  на Руси. Это время появления и  расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит  переход на каменное строительство  в архитектуре. Корни данного  феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического  опыта.
В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры самым  совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались  в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило  высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и  песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому  искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.  
И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось  с языческим мировосприятием  восточных славян, с их радостным  культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями  о добре и зле, о грехах и  добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и с живописью. Уже  в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в  портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в  себе все черты условного иконописного лика.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами  стали ясность идеи, реальность изображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородской земле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
Широкое распространение  иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.
2. Искусство древней  Руси X-XIII вв
2.1. Живопись
Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д).
Древнерусская живопись – одна из самых высоких  вершин мировой культуры, величайшему  духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни  общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и  этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая  ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить  в образы христианское вероучение.
Прежде всего  это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное  Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько  произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого  Завета, содержащего книги, созданные  вдохновенными пророками еще  в дохристианскую эпоху.
Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно  было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к  глубине того вероучения, которое  он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного  и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав  глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и  никогда больше не повторившуюся  художественную систему, которая позволила  необычайно полно и ясно воплотить  христианское слово в живописный образ.
«Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности  слово «икона» стало употребляться  и употребляется до сих пор  как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных  изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и  изображения, неотделимые от самих  зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей  эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского  православного мира, зачастую к ней  целиком, а не только собственно к  иконам относят термин «иконопись».
В течение долгих веков живопись византийского, православного  мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин  обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней  Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
В ряду изобразительных  искусств Киевской Руси первое место  принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи  храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“  для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить  систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и  наиболее освещенную часть храма  — центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).
Чтобы неукоснительно следовать канону, запрещающему писание  с натуры, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками, толковыми, которые содержали словесное  описание каждого иконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки  Георгий, в шапке, одежды испод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прорыси —  графическое изображение сюжета). 
Поскольку речь об иконописи на Руси в этот период пойдет ниже, следует отметить, что  особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями  евангелистов, яркие плоскостное  наложенные фигуры которых сходны с  фигурами; апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах «Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались  живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с  тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла  свою роль в становлении национальны: традиций каменной резьбы.
Впитав и творчески  переработав разнообразны художественные влияния, Киевская Русь создала систему  общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства в последующие  столетия.
2.2. Иконопись X-XIII вв.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где  она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые  ранние древнерусские иконы имели  традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и  школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских  княжеств, «северные письма» и  др. Появились и собственные русские  святые, и собственные русские  праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение  в иконописи.
Художественный  язык иконы издавна был понятен  любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных. Само слово "икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.
И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевской поражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир представлений средневекового человека. Облик святых в мозаиках Софии Киевской близок к канону, выработанному в византийской живописи: удлиненный овал лица, прямой длинный  нос, маленький рот с тонкой верхней  и пухлой нижней губой, огромные, широко открытые глаза, строгое, часто суровое  выражение. Тем не менее, некоторые  святые, и особенно святители в  апсиде, производят впечатление портретных изображений. Вообще, несмотря на неполную сохранность, святительский чин  с отголосками эллинистической  портретной живописи в ликах, с четкой конструктивностью форм и изысканностью красок — одна из самых сильных частей декоративного ансамбля.
Произведений  станковой живописи было немало создано  и в XI в. Киево-Печерский патерик  сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI — начало XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у  греческих мастеров. Про монаха-живописца  современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело», иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что  было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Большинство произведений этого  периода до нас не дошло
Иконы владимиро-суздальских  мастеров XII в. стали известны в по следние годы после расчистки  их Центральными государственными ре ставрационными мастерскими. Некоторые  иконы еще очень близки по стилю  к киевским памятникам XI в. К числу  таких икон относится вы тянутая  по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из московского  Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предтеча). С киевскими  художественными традициями связана  и знаменитая Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам  киевских мозаик. Монументальная, торжественная  икона Дмитрия Солунского, (к XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной  правильностью, симметричностью и  «скульптурной» лепкой очень светлого лица напоминает ярославскую оранту. К владимиро-суздальской школе  относится, по-видимому, и икона Георгия  конца XII в.– начала XIV в. Художник создал и здесь образ воина, но более  юного, с красивым выразительным  лицом. Для более полной характеристики домонгольской владимиро-суздальской  живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII в., резко  отличающийся от всех предыдущих. Это  икона Белозерской богоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздальской земли  народным мастером, отличается монументальностью  и глубоко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно выразителен  взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдальчески искривленной рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными  по колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали. Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне в сдержанной и сумрачной гамме. На ее синих полях размещены медальоны  с погрудными изображениями святых с русскими типами лиц, написанных в  более широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.
В связи с  дроблением Владимиро-Суздальского княжества  на ряд мелких княжеств в главных  городах этих княжеств стали складываться местные школы, частично продолжающие традиции владимиро-суздальской живописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовская, Суздальская и т.д.).
Говоря о процессе создания иконы, следует отметить высокую  сложность и тонкость работы. Для  начала умело выбиралась доска (чаще всего из липы), на поверхность которой  наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст-наволока. На наволоку в  несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился  и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые  драгоценные камни, привозимые с  Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон.
К сожалению, древние  иконы дошли до нас сильно измененными. Первоначальную прекрасную живопись скрывала пленка потемневшей от времени олифы, которой покрывали законченную  икону в средние века, а также  несколько слоев более поздних  поновлений иконы.
Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Таков, например, «Ангел Златые власы», написанный, вероятно, в конце XII в. По всей вероятности – это фрагмент деисусного чина. Глубокая одухотворенность печального лика с огромными глазами  делает образ иконы чарующе-прекрасным. Какая высокая, чистая красота в  этом незабываемом образе! Еще явственна  печать Византии и нечто подлинно эллинское светится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под  волнистыми волосами, разделанными золотыми нитями. Но печаль в глазах, такая  лучистая и глубокая, вся эта милая  свежесть, вся эта волнующая красота  не есть ли уже отражение русской  души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями.
Черты художественной киевской традиции еще сохраняются  в ряде икон XII—начала XIII века, происходящих главным образом из опять-таки Новгорода. Таков «Спас Нерукотворный» (лицо Христа, изображенное на плате) из Успенского собора Московского Кремля (XII век,). Эта икона имела особое почитание  в Новгороде и была прославленным  образом. Об этом свидетельствует одна из новгородских рукописей XIII века (Захарьевский пролог). Суровый лик Христа с  огромными глазами написан в  оливково - желтой гамме. Ее сдержанность оживляется красной подрумянкой  щек, а также лба и контура  носа, по-разному изогнутые брови  придают лику Христа
Особую выразительность, подобно тому, как асимметрия, кривизна линий наделяют особой пластической выразительностью новгородские храмы.
Главный, центральный  образ всего древнерусского искусства  образ Иисуса Христа, Спаса, как его  называли на Руси. Спаситель (Спас) - это  слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог, и  Сын Божий, перенесший спасение человеческому  роду.
Традиционно расположены  на любом его изображении по обеим  сторонам от головы IC XC - обозначение  словом его личности, сокращенное  обозначение его имени - Иисус  Христос ("Христос" по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно  окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение  исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую  безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.
Очень важным и  распространенным типом изображения  Спаса в древнерусском искусстве  был тип, получивший название "Спас Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского  вероучения об Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное изображение  Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому  миру благословения. Но не только эти  важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.
До нас дошло  выполненное мозаикой изображение  Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии  в Киеве (1043-1046 гг.).
С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием в левой руке и  поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос и  в распространенных композициях "Спас на престоле". На его царственную  власть указывало здесь само восседание на престоле (троне). В этих изображениях особо ясно выступало то, что Владыка  мира является и его судией, так  как "воссев на престол", Спаситель  будет творить свой последний  суд над людьми и миром.
2.3. Фресковая и мозаичная  роспись
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой». Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется  с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью.
Художники расписывали  стены соборов, храмов, церквей. К  расписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены  хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной и старались завершить  в течение одного сезона.
Росписи древнерусских  соборов и церквей отличаются неповторимым своеобразием. В знаменитом Софийском соборе в Киеве образы святых и сцены из их жизни монументальные и величественны. Фрески Софийского собора показывают манеру письма здешних  греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. На стенах собора можно увидеть и изображения  святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных.
Не менее своеобразный стиль, проявившийся в суровой красоте  и сдержанности новгородских фресок вырабатывается и в Новгороде.
Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских  мастеров, их приверженность человеческому  теплу, цельности н простоте. На стенах собора мы видим и изображения  святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла  и другие храмы Киева. Известны своей  большой художественной силой мозаики  Михайловского Златоверхого монастыря  с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря  в Киеве относятся к 1112 году (в  настоящее время хранятся в верхних  помещениях Софийского собора). Общая  система убранства интерьера  собора была, очевидно, близка к софийской, но характер изображений несколько  иной. Так, в сцене «Евхаристии» в  фигурах нет тяжеловесности, свойственной софийским мозаикам. Апостолы выше, стройнее, их движения свободнее, позы непринужденные, лица более удлиненные, глаза не такие большие, взгляд спокойнее, он лишен того почти магического напряжения, которое излучают огромные, словно распахнутые глаза софийских мозаик.
Святой Дмитрий  Солунскии на мозаике Михайловского  Златоверхого монастыря представлен  в рост в виде молодого воина с  мечом (изображение находилось на внутренней стороне алтарной арки). Великолепие  одежд в сочетании с властной позой придает Дмитрию сходство с гордым и энергичным киевским князем-воином. Он был умерщвлен при императоре Диоклетиане за приверженность к  христианству и почитаемый как покровитель  воинства и покровитель славян. Дмитрий  восседает на троне с мечом, наполовину вынутым из ножен. На этом троне –  знак Всеволода Большое Гнездо. Всем своим обликом Дмитрий Солунский  как бы олицетворяет князя-витязя, призванного  творить правый суд и оберегать  свой народ. Й очень изысканная цветовая гамма, состоящая из сочетаний нежно-розового и зеленого цветов одежд с обильным золотом доспехов.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас  дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная  и красивая человеческая душа. Или  икона «Спас Нерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим  выразительным изломом бровей предстает  грозным, все понимающим судьей человеческого  рода. В иконе «Успение Богородицы»  в лицах апостолов запечатлена  вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
Широкое распространение  иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.
Особый вид  монументальной живописи представляет собой мозаика, которая создается  из долговечных материалов: маленьких  камешков или кусочков непрозрачного  цветного стекла- смальты. История существования  мозаики насчитывает несколько  тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались  из разноцветных глин, в греко-римских  сооружениях они применялись  для отделки интерьера, для них  использовали гальку и разнообразные  камни. Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве  византийских храмов в эпоху утверждения  христианства. Стены и потолки  расписывались мозаичными изображениями  евангельских сцен, образами Христа и  апостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под сводами храма, любит косые  света. Размещенные под разными  углами кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают  красивое волнующее зрелище. В этом можно убедится, побывав в Софийском  соборе в Киеве, где находится  мозаичное изображение Богоматери.
Фреска и мозаика  как представители живописи русского средневековья неизменно вызывали и продолжают вызывать огромный интерес  у любителей искусства и учёных всего мира. Ежегодно миллионы людей  приезжают в Новгород Великий  или Киев, чтобы насладиться в  древних соборах фресками средневековых  живописцев. Среди образованных людей  России почти не найти таких, у  кого нет в доме хотя бы одного художественного  альбома с фотографиями икон или  фресок.
2.4. Другие виды искусства
2.4.1. Музыка и театр
В жизни людей  Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня  сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.