На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Курсовая дееспособность граждан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                  Оглавление:
Введение                         стр.3
Глава 1. Понятие и сущность общественных и религиозных
 организаций  как субъектов гражданского права                 стр.5
1.1. Понятие  и признаки общественной и религиозной организации
       как юридического лица в гражданском праве РФ                стр.5
1.2. Образование,  реорганизация и ликвидация 
       общественных и религиозных организаций      стр.11
Глава 2. Гражданско-правовая характеристика имущественного
              положения деятельности общественных
              и религиозных организаций                стр.14
2.1. Особенности  осуществления имущественных прав 
       общественных и религиозных организаций      стр.14
2.2. Гражданско-правовое  регулирование деятельности 
        общественных и религиозных организаций     стр.16
Заключение             стр.25
Список  использованной  литературы                 стр.29
 

Введение
    Произошедшие  за последние десятилетия преобразования в нашем обществе проявились в  целом ряде факторов. Важное место  в качественном обновлении России принадлежит  изменениям в духовной жизни общества. Очевидно повысилась значимость религии, что находит отражение в следующих моментах, которыми и обусловлено избрание темы настоящей работы.
    Изменения в социально-политической жизни  общества привели к переоценке ценностных ориентиров, росту значимости проблемы духовного развития человека и общества в целом. Традиционно именно в  рамках религиозных институтов происходило  воспитание духа, в связи с чем сейчас наблюдается повышенный интерес к религии и религиозным ценностям, религиозная жизнь отделяется от других форм жизнедеятельности, возникают особые виды социальных общностей - религиозные, членство в которых не ограничивается этнической, государственной или территориальной принадлежностью.
      Следует также отметить тенденцию  увеличения числа общностей нетрадиционной  конфессиональной направленности, проявления представителями различных  социальных слоев интереса к  религиозным течениям, имеющим сравнительно  недавнюю историю.  
Обращает на себя внимание контртенденция «возвращения» религии в  
светскую жизнь, что проявляется в политической активизации ряда конфессиональных общностей.

    Целью настоящей курсовой работы является комплексное системное исследование основных положений характеризующих субъекты и объекты права собственности общественных и религиозных организаций.
    Задачами настоящего исследования в соответствии с его целью являются:
    - Дать анализ понятию и признакам общественной и религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации;
    - Выявить особенности образования, реорганизации и ликвидации общественных и религиозных организаций;
    - Определить имущественные права общественных и религиозных организаций;
    - Изучить гражданско-правовое регулирование деятельности общественных и религиозных организаций.
Структура курсовой работы:
    Понятие и сущность общественных и религиозных организаций как субъектов гражданского права. В состав этого входит:
Понятие и признаки общественной и религиозной организации как юридического лица в гражданском праве РФ.
  Образование, реорганизация и ликвидация общественных и религиозных организаций.
2.Гражданско-правовая  характеристика имущественного  положения деятельности общественных  и религиозных организаций. В  состав входят:
Особенности осуществления имущественных прав общественных и религиозных организаций.
Гражданско-правовое регулирование деятельности общественных и религиозных организаций.
Методом курсовой работы является изучение субъектов и объектов права собственности общественных и религиозных организаций, правовых основ их деятельности и их регулирования.
Объектами изучения являются общественные и религиозные организации.
  
 

    
 

     

 

     Глава 1. Понятие и  сущность общественных и религиозных  организаций как  субъектов гражданского права
      Понятие и признаки общественной и религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации
    Отношения, складывающиеся по поводу регулирования  создания и деятельности религиозных  организаций, обладают значительными  особенностями. В настоящее время  нормы, определяющие их гражданско-правовое положение, содержатся в Конституции  Российской Федерации (ст. 14, 28), Гражданском  кодексе РФ (ст. 117), ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 6), ФЗ «О свободе  совести и о религиозных объединениях», иных нормативных правовых актах.1
    Анализ  этих норм, думается, позволяет говорить о том, что в рамках гражданско-правового  института юридических лиц постепенно формируется самостоятельный субинститут, который регулирует общественные отношения с участием религиозных организаций. Данный субинститут можно назвать «церковным» правом, объединяющим совокупность норм, закрепляющих организационно-структурное, имущественное, функциональное единство религиозных организаций, устанавливающих границы их правосубъектности, формы и порядок ее осуществления, порядок образования, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также ряд иных предписаний, определяющих их гражданско-правовое положение.
    Необходимо  при этом отметить, что термин «церковное»  право», которым обозначается рассматриваемый  субинститут, используется здесь с определенной долей условности и не совпадает с его общеупотребимым значением, поскольку в обычном понимании термином «церковное (религиозное, каноническое) право» обозначается совокупность норм и предписаний господствующей религии вообще. Выделение данного субинститута необходимо в связи с признанием специфики правового регулирования отношений с участием религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц.
    В ГК РФ нормы о религиозных организациях помещены в главе «Юридические лица». Статья 117 ГК РФ посвящена общественным и религиозным организациям (объединениям). Причем нормы об этих двух видах  юридических лиц формально не разделены: ими признаются добровольные объединения граждан, в установленном  законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для  удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Такое же положение  содержится и в ст. 6 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В связи с этим в настоящее  время существует множество неоднозначных  трактовок понимания места религиозных  организаций в системе юридических  лиц. Одни авторы считают религиозные  организации разновидностью общественных организаций; другие рассматривают  их как один из видов общественных объединений, предлагая субсидиарно применять к отношениям с их участием законодательство об общественных объединениях; третьи вообще не рассматривают религиозные организации как организационно-правовую форму юридических лиц.
    Однако  уже при анализе норм международного права можно прийти к выводу, что  религия, религиозные объединения  выделяются среди прочих общественных институтов. Так, в Международном  пакте о гражданских и политических правах нормы, устанавливающие право  на свободу совести, религии, на создание религиозных образований, содержатся в ст. 18, п. 1 которой гласит, что  «каждый человек имеет право  на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь  или принимать религию или  убеждения по своему выбору и свободу  исповедовать свою религию и убеждения  как единолично, так и сообща с  другими, публичным или частным  порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении». Право на свободу  ассоциации регламентируется ст. 22 указанного документа.
    Системное толкование норм Конституции РФ также  позволяет говорить о том, что  даже формально-юридически данные виды юридических лиц разделены. Основы взаимоотношений между общественными объединениями и государством регламентируются ст. 13 Основного закона РФ, в которой признается идеологическое многообразие в Российской Федерации и указывается, что общественные объединения равны перед законом. При этом организационным воплощением идеологического многообразия является многопартийность. Дальнейшее развитие этот принцип получает в ст. 30 Конституции РФ, в которой закрепляются конституционное право на объединение и основополагающие принципы деятельности общественных объединений.
    Отношениям  государства и религиозных объединений  посвящена ст. 14 Конституции РФ, в  которой признается, что Россия - светское государство. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом. Логическое развитие этот принцип  получает в ст. 28 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания.
    Свобода вероисповедания предполагает свободу  деятельности религиозных объединений  на основе их равенства. Таким образом, уже в Конституции РФ закрепляется определенное разделение идеологии  и религии, признаются особое значение и самостоятельность религии  и религиозных объединений.2
    В ст. 117 ГК РФ и ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях» данные формы юридических  лиц также разделены, поскольку  в этих нормах, во-первых, из всех общественных объединений выделяются религиозные, во-вторых, общественные и религиозные  объединения некоторым образом  противопоставляются: если бы религиозные  организации могли быть растворены среди прочих общественных объединений, не требовалось бы о них специально упоминать ни в названии указанных статей, ни в их содержании.
    ФЗ  «О некоммерческих организациях» предполагает самостоятельное правовое регулирование  отношений с участием религиозных  организаций. Так, п. 4 ст. 1 закона устанавливает  правило о том, что действие ст. 13-19, 21-23 (создание, реорганизация и  ликвидации некоммерческих организаций), 28-30 (управление некоммерческой организацией) настоящего ФЗ не распространяется на религиозные организации. Особенности  их правового положения, создания, реорганизации  и ликвидации, управления ими определяются специальным законом (п. 4 ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Таким  образом, в системе действующего правового регулирования постепенно выстраивается обособленное регулирование  отношений по созданию и деятельности религиозных организаций, в том  числе путем противопоставления их общественным объединениям (ст. 117 ГК РФ, ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Кроме того, п. 3 ст. 117 ГК РФ гласит о  том, что особенности правового  положения общественных и религиозных  организаций как участников отношений, регулируемых ГК РФ, определяются законом. Ныне действуют два закона, посвященные  соответственно общественным и религиозным  объединениям: ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об  общественных объединениях» и ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе  совести и о религиозных объединениях», т. е. специализация правового регулирования  рассматриваемых отношений усиливается.
    Давая развернутую характеристику юридического лица, О. А. Красавчиков выделял с точки зрения характера свойств организации две категории признаков: материальные и правовые.3
    Особенности материальных признаков юридического лица для религиозных организаций  выражаются, во-первых, в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности (организационное единство); во-вторых, в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется божественным непререкаемым авторитетом (руководящее единство); в-третьих, в особенностях имущественного положения, связанных с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения (экономическое единство и обособленность имущества); в-четвертых, в осуществлении в целях удовлетворения религиозной потребности человека религиозной деятельности всеми структурными подразделениями (функциональное единство).4
    Правовые  признаки религиозной организации  как юридического лица также имеют  специфику, обусловленную, во-первых, особым порядком создания, связанным, прежде всего с необходимостью признания  организации в качестве именно религиозной, для чего уполномоченным государственным  органом проверяются основы ее вероучения (законность образования юридического лица); во-вторых, специальной правоспособностью, сопряженной с особой целью создания - для удовлетворения религиозной  потребности человека (способность  организации от своего имени участвовать  в гражданских правоотношениях); в-третьих, особенностями имущественной  ответственности, вытекающими из специфики  религиозной деятельности, что накладывает  отпечаток на объем ответственности  юридического лица: религиозная организация  отвечает по своим обязательствам не всем своим имуществом, так как  на имущество богослужебного назначения взыскание по претензиям кредиторов не может быть обращено (способность  нести самостоятельную имущественную  ответственность); в-четвертых, особенностями  необходимых для создания религиозной  организации документов, в частности  требованием о предоставлении при их регистрации в качестве юридического лица основ вероучения, которыми в дальнейшем должна руководствоваться организация (наличие учредительных документов).5
    Религиозная организация - это некоммерческая организация, созданная гражданами либо юридическими лицами (местными религиозными организациями), для удовлетворения религиозных  потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих  религиозным интересам, образованная в установленном законом порядке, от своего имени участвующая в  гражданских правоотношениях, обладающая обособленным имуществом, несущая самостоятельную  имущественную ответственность.  
Религиозная организация, созданная объединенными в религиозную группу гражданами, признается местной религиозной организацией; религиозная организация, созданная юридическими лицами (местными религиозными организациями), признается централизованной религиозной организацией».  
Религиозное объединение — это добровольное объединение граждан, либо юридических лиц (местных религиозных организаций), созданное в целях  
удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, не противоречащих закону и не нарушающих прав граждан, которое в случаях,  
предусмотренных законом, может быть признано юридическим лицом. Религиозное объединение, не приобретающее прав юридического лица, признается религиозной группой; религиозное объединение, являющееся юридическим лицом, признается религиозной организацией. Отсюда следует, что нормы гражданского права не могут регулировать деятельность религиозных объединений в целом, в связи с чем предлагается устранить упоминание о них из ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной правовому регулированию деятельности религиозных организаций - юридических лиц, являющихся разновидностью религиозных объединений.

    Таким образом, среди всех юридических  лиц религиозные организации  занимают совершенно определенное, предназначенное  только для них место, что и  нашло отражение в их материальных и правовых признаках как юридических  лиц, отличных от иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. На основании  вышеизложенного предлагается внести изменения в ст. 117 ГК РФ, в соответствующую  статью ФЗ «О некоммерческих организациях», разделив нормы о религиозных  и общественных организациях, поскольку  их регламентация в рамках одной  статьи и единое правовое регулирование  нельзя назвать юридически обоснованными. 

1.2. Образование, реорганизация  и ликвидация общественных  и религиозных  организаций
    Для создания местной религиозной организации  необходим определенный юридический  состав, который включает следующие  элементы: во-первых, учредители должны быть объединены в религиозную группу, которая при этом не является юридическим  лицом. Религиозная группа создается  не менее чем десятью гражданами; во-вторых, основной особенностью государственной регистрации религиозной организации, отличающей ее от всех других юридических лиц, является предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования религиозной группы до регистрации религиозной организации, если данная религиозная группа не имеет подтверждения о вхождении в состав централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (п. 1 ст. 9 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
    Таким образом, правоспособность религиозной  организации как юридического лица не возникает одномоментно. Религиозная  организация создается постепенно. Под этим понимается следующее: безусловно, права юридического лица религиозная  организация приобретает с момента  ее государственной регистрации в этом качестве. Однако право осуществления религиозной деятельности в соответствии с определенным вероучением (важный элемент специальной правоспособности данной организационно-правовой формы) возникает у нее до регистрации как юридического лица. В связи с этим представляется возможным присоединиться к мнению В. А. Захарова, оспаривающего одномоментность формирования гражданской правоспособности юридических лиц.6
    Главной особенностью реорганизации религиозных  организаций является следующее: в  определенных случаях, связанных с  осуществлением религиозной деятельности на основе принадлежности к определенной конфессии, ранее существовавшая зарегистрированная в качестве юридического лица религиозная  организация может быть реорганизована в организацию, хотя и признанную юридическим лицом, но обязанную  проходить ежегодную перерегистрацию. Кроме того, до истечения предусмотренного законом пятнадцатилетнего срока  существования в отношении данных организаций действуют некоторые  ограничения при реализации ими  своих прав (абз. 4 п. 3 ст. 27 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Это позволяет говорить о сужении объема правоспособности указанных юридических лиц, поскольку данные права не могут быть реализованы в этот период ни самой религиозной организацией, ни каким-либо иным лицом, представляющим ее интересы.
    Ликвидация  религиозной организации может  быть произведена как в добровольном (учредителями либо уполномоченным органом), так и в судебном порядке. Думается, что для обоснования своих  требований о ликвидации религиозной  организации соответствующий орган  при подаче иска должен опираться  на заключение религиоведческой экспертизы. В свою очередь суд, вынося решение  по данному делу, также должен привлекать соответствующих экспертов, поскольку для выяснения наличия или отсутствия специальных основании, предусмотренных законом для принудительной ликвидации религиозных организаций, зачастую могут требоваться специальные знания.
 

Глава 2. Гражданско-правовая характеристика имущественного положения и деятельности общественных и религиозных  организаций
2.1. Особенности осуществления  имущественных прав  общественной и  религиозной организации
    Религиозные организации как субъекты гражданского права обладают имущественными правами - вещными и обязательственными. В отношении их осуществления  к религиозным организациям применяются  те же требования, что и к иным субъектам гражданского права, а  также дополнительные требования, которые  связаны со спецификой исследуемых  лиц. В связи с этим существуют особенности при реализации ими  права собственности, права пользования  имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. Специальные нормы, связанные с  осуществлением религиозными организациями  указанных прав, предусмотрены ст. 21,22 ФЗ «О свободе совести и о  религиозных объединениях».
    В последние годы стали актуальными  вопросы, связанные с правами  на имущество религиозного назначения, так как серьезные изменения  государственной политики в сфере  конфессиональных отношений вызвали  возвращение церкви отобранных у  нее храмов, монастырей, других культовых  учреждений и ценностей. Это основание  приобретения права собственности, обусловленное признанием особой роли и значимости религии, специфично именно для религиозных организаций.
    В настоящее время имущество религиозного назначения может быть не только передано в собственность религиозных  организаций, но и предоставлено  им в пользование.7
    Анализ  положений о праве пользования  религиозных организаций имуществом религиозного назначения, находящимся  в государственной или муниципальной  собственности, позволяет сделать  вывод, что указанное право носит вещно-правовой характер, причем субъектом указанного ограниченного вещного права может быть только религиозная организация.
    Исследование  вопроса о субъектах имущественных  прав также свидетельствует о  специфике религиозных организаций  как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц. Так, каждая местная религиозная организация  рассматривается единственным и  исключительным обладателем соответствующих  правомочий, поэтому централизованная религиозная организация в целом  может претендовать на имущество  входящих в ее состав местных религиозных  организаций только в случаях, если оно было ей передано. При этом очень  часто указанное положение вступает в противоречие с основами вероучения отдельных конфессий, например Русской  Православной Церкви, которая в соответствии с каноническими правилами считается  собственником всего имущества  входящих в ее состав местных религиозных  организаций, хотя формально-юридически оно остается в собственности последних.
    Думается, однако, что признать собственником  всего имущества только Централизованную религиозную организацию нельзя. Во-первых, в данном случае местные  организации во многом теряют имущественную  самостоятельность и обособленность. Во-вторых, что наиболее важно, необходимо учитывать и многоконфессиональный  характер Российского государства: в религиозных организациях различной  конфессиональной принадлежности могут  существовать разные правила относительно пользования их имуществом.8
    Вместе  с тем существует возможность  закрепить в уставах местных  религиозных организаций, входящих в состав централизованной, положение  о том, что их имущество передается централизованной организации, которая  в свою очередь предоставляет  его местным организациям на праве" пользования, либо предусмотреть какие-либо иные не противоречащие действующему законодательству правила относительно имущественного положения исследуемых субъектов права. В данном случае за религиозными организациями различной конфессиональной принадлежности останется возможность решать указанные вопросы в соответствии со своими внутренними установлениями. 

2.2. Гражданско-правовое  регулирование деятельности  общественных и  религиозных организаций
    Для достижения особой цели создания, данные субъекты права осуществляют религиозную  деятельность, имеющую свою специфику  и отличающуюся от иных видов деятельности.
    В настоящее время приобретает  большое значение определение понятия  и признаков этой деятельности, которые  не раскрываются действующим законодательством, хотя это важно при определении  того, какими видами деятельности вправе заниматься религиозные организации  для достижения уставных целей. Понятие  религиозной деятельности также  в значительной мере подчеркивает специфику  религиозной организации как  самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц.
    Религиозная деятельность есть способ достижения главной цели создания религиозных  организаций - удовлетворения религиозных  потребностей граждан, которые иначе  не могут быть удовлетворены.
    Средства  осуществления религиозной деятельности также достаточно специфичны. К ним, прежде всего, относится совершение культовых действий - богослужений, обрядов, молитв, исповедей, паломничества и др. Кроме того, религиозная деятельность может включать и действия, осуществляемые вне религиозно-обрядовой сферы, например, направленные на создание и распространение религиозных канонов, догм.9
    Спецификой  цели и средств осуществления  религиозной деятельности обусловливается  самостоятельное значение формы  самого ее процесса - это не просто совершение ряда определенных действий, простого их набора; важно наделение каждого  из них особым «божественным» значением  в рамках конкретного вероучения. Здесь большую роль играют такие  факторы, как время, место, аудитория  и т. д. Результатом религиозной  деятельности должно стать «спасение» конкретного человека, его души. При этом необходимо оговориться, что  такой результат, выражающийся в  «спасении души» конкретного  человека, в настоящей работе берется  условно, как некое общее, объединяющее в основном разные вероучения.
    Под понятие нерелигиозной деятельности, которую вправе осуществлять религиозные  организации, подпадает также предпринимательская, иная не запрещенная законом экономическая, благотворительная деятельность, а  также деятельность в сфере социального  обеспечения.
    Полнота картины прав религиозных организаций  вообще и, в частности, на имущество  складывается при сочетании закона с уставом религиозной организации  в их взаимосвязи, трактовке и  применении. Религиозные организации  действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, государство  уважает внутренние установления религиозных  организаций при соблюдении ими  законов России, ее субъектов и  актов органов местного самоуправления. 10
    Религиозная организация создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической  и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям  и это подтверждается законом. В  уставе каждой религиозной организации  должно быть указано ее наименование, вид (организационно-правовая форма), вероисповедание, место нахождения. При осуществлении  своей деятельности религиозная  организация обязана указывать свое полное наименование. Кроме уставов, в некоторых религиозных организациях приняты документы, определяющие их социальную концепцию. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые Архиерейским Собором в августе 2000 г., имеют раздел, посвященный собственности и имуществу религиозных организаций, входящих в эту Церковь.
    Каждая  религиозная организация имеет  собственное имущество, вправе заниматься предпринимательской дея
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.