На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная стратегия регионов РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ижевский государственный технический университет
     Факультет экономики права и гуманитарные науки 
 
 
 
 

Курсовая  работа. 

                 По дисциплине: Региональная экономика и управление . 

На тему: «Инвестиционная стратегия регионов РФ» 
 

                                                             Выполнила:                                 
                                                             Проверила:   
 

Ижевск  2011 

Содержание
Введение
1. Этапы разработки и развития инвестиционной стратегии
2. Показатели инвестиционной привлекательности региона
3. Государственная инвестиционная политика Удмуртской Республики
3.1.Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе
3.2. Инвестиционная система Удмуртской Республики
3.3. Цели, задачи, принципы государственной инвестиционной политики1.
4. Удмуртская республика - экономические возможности региона
4. 1. Природные ресурсы
2. 2. Промышленность
4.3. Международные отношения и межрегиональные связи
5. Экономика и инвестиции Удмуртии
5.1. Структура источников инвестиций
5.2. Структура инвестиций по направлениям использования, млрд. руб.
6. Инвестиционный «Имидж» Удмуртии
6.1. Инвестиционный потенциал
6.2. Общая характеристика Удмуртской Республики
6.3. Факторы формирования существующего имиджа УР
6.4. Результаты исследования инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики
6.5. Оценка сфер деятельности с точки зрения инвестиционной привлекательности
Заключение
Список используемой литературы 
 

Введение
Изучение и анализ перспектив региона на основании таких значимых факторов как “Гоcударственная инвестиционная политика” “Правовое поле инвестиционных программ”, “ Инвестиционный имидж Республики” и др.; позволяют более ответственно и эффективно использовать экономические ресурсы, промышленный потенциал, географическое положение, культурные и общественные связи региона, в достижении поставленных экономических и политических задач как в отдельно взятых бизнес - проектах, так и всей Инвестиционной программе Республики в целом.
Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций. Недостаток инвестиций отрицательно сказывается на структурных изменениях в экономике Удмуртской Республики и не позволяет достичь желаемых темпов экономического роста.
Кроме того, привлечение инвестиций в Удмуртскую Республику невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры и законодательной базы. В курсовой работе был использован поэтапный анализ существующих экономических, правовых, информационных и других условий для определения структуры инвестиционного климата Региона.
Исследование проводилось в следующих направлениях:
- Изучение законодательства республики с точки зрения обоснования инвестиционной привлекательности, где приведены основные положения Закона Удмуртской Республики об инвестиционной политике региона.
- Исследование промышленного потенциала и экономических возможностей Удмуртской Республики с точки зрения потенциального инвестора в определении перспективных направлений развития отраслей экономики УР
- Анализ многолетней динамики прямых инвестиций в экономику Удмуртии от субъектов Российской Федерации и зарубежных инвесторов, как сравнительный показатель инвестиционного рейтинга региона где были использованы различные информационные источники экономических аналитических агентств Удмуртской Республики,
- Для изучения сложившегося имиджа республики, с позиции населения, определение желаемых характеристик в плане социально-экономической значимости проблемы для населения Удмуртской республики, использовались материалы независимых аналитических агентств.
1. Этапы разработки и развития инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия - это формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить прежде всего из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала; роста уровня прибыльности инвестиций и Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям. Одно из них охватывает разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности, другое - разработку стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этот этап является наиболее ответственным и сложным.
В процессе разработки последовательно решаются следующие задачи:
1. Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода;
2. Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;
3. Определение региональной направленности инвестиционной деятельности.
Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Все направления и формы инвестиционной деятельности осуществляются за счет формируемых ею инвестиционных ресурсов. Инвестиционные ресурсы представляют собой все виды денежных и иных активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования.
Стратегия формирования инвестиционных ресурсов является важным составным элементом не только инвестиционной, но и финансовой стратегии. Разработка такой стратегии призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных финансовых средств, направляемых на эти цели.
Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов осуществляется в такой последовательности:
На первой стадии определяется необходимый объем финансовых средств для реального инвестирования. В этих целях в разрезе предусмотренных направлениями инвестиционной стратегии отраслей подбираются необходимые объекты-аналоги, по которым рассчитывается стоимость нового строительства или приобретения.
На второй стадии прогнозирования потребности определяется необходимый объём инвестиционных ресурсов для осуществления финансовых инвестиций. Расчет этой потребности основывается на установленных ранее соотношениях различных форм инвестирования в прогнозируемом периоде.
Общая потребность в инвестиционных ресурсах для осуществления финансовых инвестиций определяется путем суммирования потребности в них в первом (начальном) периоде и размеров прироста этих ресурсов в каждом последующем периоде.
На третьей стадии прогнозирования потребности определяется общий объём необходимых инвестиционных ресурсов. Он рассчитывается путем суммирования потребности в инвестиционных ресурсах для реального инвестирования, потребности в этих ресурсах для осуществления финансовых инвестиций и суммы резерва капитала.
Все источники формирования инвестиционных ресурсов подразделяются на три основные группы, - 1)собственные, 2)заёмные 3) привлеченные.
Оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов является заключительным этапом разработки стратегии их формирования. Необходимость такой оптимизации определяется тем, что рассчитанное соотношение внутренних и внешних источников формирования инвестиционных ресурсов может не соответствовать требованиям финансовой стратегии компании и существенно снижать уровень ее финансовой устойчивости.
Главными критериями оптимизации соотношения внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности выступают:
1) необходимость обеспечения высокой финансовой устойчивости компании;
2) максимизация суммы прибыли от инвестиционной деятельности, остающаяся в распоряжении первоначальных учредителей компании , при различных соотношениях внутренних и внешних источников финансирования этой деятельности. 
 

 2. Показатели инвестиционной привлекательности региона
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. Инвестиционная привлекательность региона формируется двумя комплексными факторами - инвестиционным потенциалом региона и региональными инвестиционными рисками (уровнем инвестиционной безопасности). Инвестиционный потенциал региона представляет собой совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций. Региональные инвестиционные риски являются некоммерческими рисками, обусловленными внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера.
Комплексная количественная оценка текущей инвестиционной привлекательности регионов может быть произведена с помощью сводного, интегрального показателя, который формируется множеством частных факториальных признаков, измеряемых соответствующими показателями. Интегральный показатель определяется путем свода числовых значений отдельных частных показателей инвестиционной привлекательности. Числовое значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности по России в целом принимается за единицу, а значения интегральных показателей для регионов РФ определяются по отношению к среднероссийскому уровню. Интегральные уровни инвестиционной привлекательности регионов являются относительными показателями (коэффициентами), следовательно, не зависят от размеров территории или численности населения региона. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из шести частных потенциалов: производственно-финансового, трудового, социального, ресурсного, инфраструктурного и потребительского (таблица 1), каждый из которых характеризуется группой показателей.  
 
 
 
 
 

Состав инвестиционно-значимых показателей для определения интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов РФ
                                                                                                            Таблица1
№ п/п Наименование частных показателей Единица измерения  
А. Показатели инвестиционного потенциала региона      
 
1. Показатели производственно-финансового потенциала региона
     
1 Объем производства Валовой региональный продукт на душу населения региона (с учетом покупательной способности)  
2 Объем инвестиционных ресурсов Сумма инвестиций в расчете на душу населения региона  
3 Суммарный объем финансовых средств Финансовая обеспеченность региона на душу населения (с учетом покупательной способности)  
4 Уровень развития малого предпринимательства Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике (% к общей числен.)  
5 Совокупный объем капитальных вложений Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости) на душу населения  
6 Объем промышленного производства Объем промышленного производства на душу населения  
7 Темпы изменения объемов производства Годовой темп изменения, исходя из объемов производства в сопоставимых ценах  
2. Показатели социального потенциала региона      
8 Уровень жизни населения региона Соотношение среднедушевого дохода и среднедушевого прожиточного минимума  
9 Обеспеченность населения легковыми автомобилями Количество легковых автомобилей в собственности граждан на 1000 человек населения  
3. Показатели ресурсного потенциала региона      
10 Объем природных запасов нефти и газа (углеводородных ресурсов) Объем природных запасов нефти и газа, с учетом рентабельности разработки месторождений в расчете на единицу показателя Э. Энгеля  
11 Наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов кроме углеводородных Объем природных запасов минерально-сырьевых ресурсов кроме углеводородных, в расчете на единицу показателя Э. Энгеля  
12 Объем добычи природных ресурсов Объемы добычи природных ресурсов (% от общероссийского объема добычи)  
4. Показатели трудового потенциала региона      
13 Уровень обеспеченности трудовыми ресурсами Выпуск специалистов (человек на 10 тыс. жителей)  
5. Показатели инфраструктурного потенциала региона      
14 Уровень развития социальной инфраструктуры региона Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры  
6. Показатели потребительского потенциала региона      
15 Объем спроса на промышленную и с/х продукцию Спрос на промышленную и с/х продукцию на душу населения  
16 Структура расходов населения Расходы на приобретение промышленной и с/х продукции  
Б. Показатели, определяющие уровень социально-политической, экологической и экономической безопасности для инвесторов      
17 Уровень политической стабильности в регионе По всем регионам России, кроме республик Северного Кавказа и Ставропольского края, принимается на уровне 1,0; по вышеназванным регионам Северного Кавказа дифференцированные бальные отрицательные значения (-1,0).  
18 Уровень преступности Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения.  
19 Уровень безработицы Численность безработных в % к численности экономически активного населения  
20 Доля малоимущего населения Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума  
21 Уровень экологического риска Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников  
       
Все частные показатели инвестиционной привлекательности регионов подразделяются на позитивные (инвестиционный потенциал) и негативные (инвестиционные риски). Для приведения частных показателей к сопоставимому виду используется процедура стандартизации их значений путем отнесения числового значения каждого частного показателя по данному региону к значению этого показателя по России в целом. В результате указанной процедуры числовые значения всех показателей преобразуются в безразмерные относительные величины, характеризующие отношение числового значения каждого частного показателя по региону к числовому значению этого же показателя по России. Значение каждого стандартизованного показателя в среднем по РФ берется равным единице. По пяти негативным показателям, характеризующим уровень инвестиционного риска в регионе, первоначальные стандартизованные числовые выражения являются отрицательными величинами, а в целом по РФ средняя стандартизованная величина по каждому негативному показателю составляет -1 (минус единица).
Формула определения инвестиционной привлекательности каждого региона:
Mi = (Уpsi/ps)/c ,
s=1
где Mi - интегральный уровень инвестиционной привлекательности i-го региона, сопоставимый со среднероссийским уровнем, принятым за единицу;
i = 1, …, r - регионы;
r - количество регионов;
s = 1, …, с - сводимые частные показатели,
psi - числовое значение s-го показателя по i-му региону;
ps - числовое значение s-го показателя в среднем по РФ;
psi/ps - стандартизованное (нормализованное) числовое значение s-го показателя по i-му региону.
3. Государственная инвестиционная политика Удмуртской республики
Каждый субъект Российской Федерации законодательно регламентирует инвестиционную политику в своем регионе. На основании принятых законов и приложений к нему устанавливаются принципы взаимодействия участников инвестиционных проектов и органов государственной власти.
Закон Удмуртской Республики О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики был подготовлен и принят Государственным Советом Удмуртской Республики 25 февраля 2003 года.
3.1. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе.
Настоящий Закон устанавливает устройство инвестиционной системы
Удмуртской Республики, цели, задачи и принципы государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики, формы и способы ее реализации, правовые и экономические особенности взаимоотношений между участниками государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и определения:
- Государственная инвестиционная политика Удмуртской Республики (далее - государственная инвестиционная политика) - основополагающее направление государственной экономической политики Удмуртской Республики, представляющее собой формирование и реализацию целей, задач, принципов, государственной поддержки, направлений, мероприятий, системы контроля и оценки социально-экономической эффективности в области управления инвестиционной деятельностью в У. Р. Посредством принятия и исполнения нормативных правовых и распорядительных актов органов государственной власти Удмуртской Республики;
- Участники государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики - органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, участвующие в формировании и реализации целей и задач социально-экономического развития Удмуртской Республики;
- Инвестиционная система Удмуртской Республики - совокупность участников государственной инвестиционной политики, обладающих инвестиционными ресурсами и системами их распределения, объединенных в структуру, обеспечивающую стабильное социально-экономическое развитие Удмуртской Республики в отраслевом и территориальном аспектах и достижение целей государственной инвестиционной политики;
- Элементы инвестиционной политики - инвестиции, бюджетный кредит, государственные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, налоговые льготы, тарифы, дотации, субвенции, субсидии, лицензирование, инвестиционный проект и другие экономические, организационные, правовые инструменты инвестиционной политики; Государственные инвестиционные ресурсы - средства федерального бюджета, средства бюджета Удмуртской Республики, направляемые на инвестиционные цели; - Муниципальные инвестиционные ресурсы - средства бюджета муниципального образования Удмуртской Республики, направляемые на инвестиционные цели;
- Система оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности - сбор, обобщение, анализ статистической и иной информации участниками государственной инвестиционной политики об итогах и прогнозе инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике;
Правовую основу государственной инвестиционной политики составляют - Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, - законы Удмуртской Республики и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики, а также настоящий Закон.  
 

3.2. Инвестиционная система Удмуртской Республики.
Деятельность Удмуртской Республики Состав, структура, функции инвестиционной системы Удмуртской Республики.
Инвестиционная система Удмуртской Республики включает в себя государственную и негосударственные инвестиционные системы Удмуртской Республики, Инвестиционные системы муниципальных образований Удмуртской Республики, а также инвестиционную систему семьи.
Составные части инвестиционной системы Удмуртской Республики имеют свою структуру, функции, которые обеспечивают их деятельность в рамках инвестиционной системы Удмуртской Республики на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, а также договоров между федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в интересах социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Государственная инвестиционная система Удмуртской Республики
представляет собой совокупность:
- органов государственной власти Удмуртской Республики;
- государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности Удмуртской Республики;
- организаций, индивидуальных предпринимателей, использующих государственные ресурсы, взаимодействующих между собой и с другими участниками государственной инвестиционной политики посредством формирования и использования государственных ресурсов и систем их распределения;
- реализации нормативных правовых актов; использования элементов инвестиционной политики; комплексной оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности.
- обеспечение разработки нормативных правовых актов;
- участие в формировании потребительского спроса;
- формирование и освоение инвестиций;
- учет инвестиций;
- предоставление информационных, маркетинговых, консалтинговых,
- лизинговых услуг;
- обеспечение страхования инвестиций;
- информационное обеспечение инвестиционной деятельности;
- контроль целевого использования инвестиций;
- формирование системы оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности;
- проведение комплексной оценки социально-экономической эффективности инвестиционной.
3.3. Цели, задачи, принципы государственной инвестиционной политики.
Стратегической целью государственной инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы Удмуртской Республики, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения стабильного социально-экономического развития Удмуртской Республики.
4. Удмуртская республика- экономические возможности региона.
4. 1. Природные ресурсы
Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Удмуртская Республика входит в состав Приволжского федерального округа.
Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 768 км железных дорог, 6164 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием - 5882 км, 183 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. В республике шесть городов: Ижевск - столица Удмуртии, Сарапул, Глазов, Воткинск, Можга, Камбарка.
Столица Удмуртской Республики - город Ижевск - основан в 1760 году как поселок при железоделательном заводе графа Петра Шувалова. Сейчас в Ижевске проживает свыше 625 тыс. человек. Сегодняшний Ижевск - крупный транспортный центр региона. С другими регионами страны он связан железнодорожным, автомобильным и воздушным сообщением, имеет развитую городскую транспортную систему. Здесь расположены десятки промышленных предприятий металлургии, машиностроения, точного приборостроения и других отраслей народного хозяйства. Это крупный научный и культурный центр с мощным интеллектуальным потенциалом.
Недра Удмуртии богаты полезными ископаемыми. Наибольшее значение имеют нефть, уголь, торф и строительные материалы. Общие разведанные запасы нефти на территории Удмуртской Республики на 01.01.2008 года оцениваются в 372 млн. тонн.
Обнаружены месторождения каменного и бурого угля. Республика богата торфом. Самые крупные торфяные залежи находятся в бассейнах рек Кильмезь и Чепца. Распространены известняки, глины, пески, гравий. Выявлены месторождения минеральных красок, которые издавна использовались населением в качестве красителей.
Природа Удмуртии богата и живописна, по растительному покрову относится к таежной зоне. Примерно 46,4% территории покрыто лесом. В республике огромное количество подземных источников питьевой воды, за что Удмуртию и называют родниковым краем..
4. 2. Промышленность
История промышленности Удмуртии как "кузницы оружия" началась со времен закладки в начале XVII века заводов на реках Иж и Вятка. Современная промышленность республики представляет собой уникальный комплекс производств, выпускающих широкую гамму продукции от товаров потребительского спроса до стрелкового оружия и космической техники. В республике насчитывается более 300 крупных и средних промышленных предприятий, большинство из которых имеют современное техническое оснащение и опытных специалистов.
Удмуртия занимает ведущее положение в России по выпуску отдельных видов товаров народного потребления. Производится 80% российских охотничьих и спортивных ружей, значительна доля отечественных автомобилей, добывается нефть.
Крупнейшие предприятия республики в основном сосредоточены в столице г. Ижевске.Здесь производятся: автомобили, спортивно-целевые и спортивно-охотничьи ружья, металлорежущие станки, прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, медицинская техника, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, оборудование геологоразведки и бурения, средства вычислительной техники, а также товары потребительского спроса: стиральные машины, электропылесосы, швейные и трикотажные изделия, обувь и многое другое.
- Машиностроение и металлообработка. Главной отраслью промышленности Удмуртской Республики является машиностроение и металлообработка. Сохраняя тенденцию роста производства эта отрасль занимает около 40% в общем объеме промышленности, в ней занято более 50% работающих.
Предприятиями машиностроительного комплекса продолжается реализация перспективных проектов по освоению и выпуску широкой гаммы традиционной для Удмуртии тематики - оружейной, станкостроительной, инструментальной, энергетической, автомобилестроительной, нефтяной, железнодорожной, коммуникационной, космической.
- Металлургия. Основным предприятием отрасли является ОАО "Ижсталь". Вхождение предприятия в интегрированную структуру ОАО "Стальная группа "Мечел" позволит завершить реконструкцию сталеплавильных цехов и увеличить выпуск конкурентоспособной востребованной рынком продукции четвертого передела. При этом удовлетворены все потребности отраслей экономики республики в различных видах продукции черной металлургии.
- Нефтедобыча. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает нефтедобывающая отрасль. По объему добычи нефти Удмуртия занимает 9 место в России. На территории республики добычу нефти ведут 16 нефтяных компаний. Крупнейшие из них обеспечивают более 90 процентов всего объема добываемой нефти.Самое крупное нефтедобывающее предприятие республики - ОАО "Удмуртнефть" - разрабатывает 25 месторождений нефти. Компания обеспечивает 60 процентов объема добычи нефти в республике (около 6 млн. тонн).
- Лесная и деревообрабатывающая отрасли. Лесопромышленный комплекс в структуре промышленности Удмуртской Республики составляет 2,4%.
В отрасли насчитывается около 240 предприятий. Самыми крупными из них являются ОАО "Увадрев- Холдинг", ОАО "Глазовская мебельная фабрика", ОАО "Ижмебель", ЗАОр МДНП "Красная звезда", ОАО "Можгинский лесокомбинат". Освоено более 30 новых видов мебели, в том числе производство фасадов мебели из МДФ.
- Другие отрасли промышленности. В структуре промышленности республики также функционирует ряд отраслей, значимость которых для экономики республики существенна. Это целлюлозно-бумажная, легкая, стекольная, медицинская и полиграфическая промышленности, а также промышленность строительных материалов и другие. Этими отраслями в суммарном объеме производится свыше 7% объема всей промышленной продукции Удмуртской Республики.  
- Образование и наука. Система образования и науки Удмуртской Республики представляет собой единое образовательное пространство и включает в себя около 2 тыс. учреждений, свыше 45 тыс. учителей, преподавателей и научных работников, свыше 420 тыс. обучающихся и студентов. Подготовку специалистов высшей квалификации ведут 5 высших учебных заведений:
Удмуртский государственный университет (УдГУ), Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ), Ижевская государственная медицинская академия, Ижевская сельскохозяйственная академия и Глазовский педагогический институт. В вузах обучается около 70 тыс. студентов, работают 296 докторов наук, 1382 кандидатов наук.
На территории республики функционирует Удмуртский научный центр Уральского отделения Российской Академии Наук, в составе которого 5 институтов, лаборатория и научно-образовательный центр. В учреждениях центра работают 460 сотрудников, в т.ч. свыше 240 научных работников, 50 докторов и 125 кандидатов наук, многие из которых являются лауреатами премий в области науки, заслуженными деятелями науки и техники, имеют государственные награды и знаки отличия.
Высшие учебные заведения имеют широкие международные связи. Так, на договорной основе ИжГТУ сотрудничает с техническими университетами Чехии и Словакии, Китая, УдГУ - с университетами США, Южной Кореи, Китая, Германии, Великобритании.
Несмотря на умеренный промышленный потенциал Удмуртии можно сделать вывод- Основными наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов отраслями остаются сырьевые производства и строительство.
4.3. Международные отношения и межрегиональные связи
Одной из наиболее значимых составляющих международной деятельности республики является развитие финно-угорского сотрудничества. Удмуртская Республика активно развивает контакты с негосударственными объединениями финно-угорских народов, такими как Консультативный комитет финно-угорских народов, Общество им. М.А.Кастрена, национальная организация
Всемирного конгресса финно-угорских народов, общества "Финно-угрия".
Ученые финно-угорского мира осуществляют взаимные поездки для участия в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, стажировках.Творческие коллективы Удмуртской Республики: "Айкай", "Иднакар", "Тюрагай", "Италмас", "Зардон", "Зарни Шеп", "Инвожо" являются активными участниками международных фольклорных фестивалей. В республике ежегодно проводятся Дни национальных культур.
Особая роль в развитии сотрудничества Удмуртии с зарубежными странами принадлежит международной деятельности вузов. Вузами Удмуртской Республики заключено 40 международных договоров и соглашений о сотрудничестве с высшими учебными заведениями Западной Европы (Венгрия, Великобритания, Словакия Норвегия, Германия, Болгария, Чехословакия), Восточной Азии и США. В связи с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс вузами республики проводится планомерная работа по гармонизации образовательных программ, согласовываются учебные планы и программы. На базе Удмуртского государственного университета функционируют центры Американистики, испанского языка и культуры, Французский центр ресурсов. Вузы активно участвуют в таких международных образовательных программах и проектах, как ТЕМПУС ТАСИС, ДААД, ЕМСА, СИМО, Едю Франс, "Евроток".
Городами Удмуртии заключено 10 соглашений об установлении побратимских связей с городами Болгарии, Венгрии, Китая, Польши, США. Удмуртская Республика имеет договорные отношения с 78 субъектами Российской Федерации.Торгово-экономические отношения осуществляются с 86 субъектами Российской Федерации. Наибольший объем продукции поставляется в г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермскую, Самарскую, Свердловскую и Челябинскую области. Основная вывозимая продукция - легковые и грузовые автомобили, прокат черных металлов, бытовая мебель, мясо и птица.
5. Экономика и инвестиции Удмуртии.
Объем инвестиций за 2008 год составил 49,9 млрд. рублей или 112% к объему инвестиций за прошлый год в фактических ценах (в сопоставимых - 90,8%).
Объем инвестиций к валовому региональному продукту по итогу 2008 года оценочно достиг 22 процентов.
Квартальные значения объемов инвестиций в основной капитал в фактических Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям в 2008 году составил 32,0 млрд. рублей.
Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций составила 46,5%.В структуре привлеченных средств бюджетные средства составили 8,9 млрд. рублей (федеральный бюджет - 3,5 млрд. рублей, бюджет Удмуртской Республики - 5,4 млрд. рублей), кредиты банков составили 4 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал за 2009 год составил 41 308,7 млн. рублей или 82,8% к объему инвестиций 2008 года в фактических ценах.
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах начал замедляться в 4 квартале 2008 года, что связано с кризисными явлениями в экономике республики, а по итогам 2009 года он составил лишь 72,9% по отношению к предыдущему году.
Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям за 2009 год составил 24 335,0 млн. рублей.
Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций составила 55,2%.
В структуре привлеченных средств бюджетные средства составили 5658,1 млн. рублей (федеральный бюджет - 2335,7 млн. рублей, бюджет Удмуртской Республики - 2670,1 млн. рублей), кредиты банков составили 2574,5 млн. рублей.
5.1. Структура источников инвестиций.
По итогам 2009 года основная часть инвестиций была направлена в обрабатывающие производства (22,8% всех инвестиций), на развитие предприятий, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (16,6%), в развитие транспорта и связи (18,0%), сельского хозяйства (9,4%), при этом 11,2 млрд. руб. было направлено в строительство зданий и сооружений, 9,5 млрд. - на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, 1,3 млрд. - строительство жилых зданий.
5.2. Структура инвестиций по направлениям использования, млрд. руб.
Удмуртская Республика по итогу 2009 года занимает 11 место среди регионов Приволжского федерального округа по объему инвестиций в основной капитал и инвестициям в основной капитал на душу населения.
В 2008 году разрыв показателя «инвестиции на душу населения» в Удмуртской Республике от уровня Приволжского федерального округа был существенным - 32,6 тыс. рублей против 48,2 тыс. рублей. В 2009 году данный разрыв уменьшился - 27,0 против 37,8.
Инвестиции в основной капитал в муниципальных образованиях Удмуртской Республики
62,4 % от общего объема инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) приходилось на МО «Город Ижевск». Также среди городов республики значительная доля в структуре инвестиций принадлежит городу Глазову - 10,9 %.
Среди районов можно выделить: Кизнерский район - 6,7 %, Завьяловский район - 2,7 %, Увинский район - 1,4 %, Балезинский район - 1,1 %.
Удельный вес муниципальных образований Удмуртской Республики в общем объеме инвестиций по крупным и средним организациям
В сравнении с 2008 годом абсолютный прирост инвестиций в основной капитал произошел в 7 муниципальных районах: Дебесском, Игринском, Ярском, Каракулинском, Киясовском, Малопургинском, Сюмсинском, и городе Воткинске.
Основные поступления иностранных инвестиций были из Кипра - $51,6 млн., Италии - $25,5 млн., Люксембурга - $6,7 млн., Польши - $2,5 млн.
Суммарная величина накопленных иностранных инвестиций в Удмуртскую Республику на 1 января 2010 года составляет 232,0 млн. долларов США, из них 101,0 млн. долл. - прямые инвестиции. Иностранные инвестиции направлялись в основном в обрабатывающие производства (33,2%), в операции с недвижимым имуществом (25,1%), в строительство (17,2%), на развитие и реконструкцию предприятий транспорта и связи (10,9%), по добыче нефти и газа (9,7%).
Наибольшее количество инвестиций накоплено из Кипра - $118,5 млн., Италии - $61,6 млн., Швеции - $22,2 млн.
6. Инвестиционный «имидж» Удмуртии
6.1. Инвестиционный потенциал.
Опираясь на исследования инвестиционной привлекательности регионов РФ, проведенных Национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» и опубликованном в декабре 2008 года в журнале «Эксперт», по итогам 2007г. Удмуртской Республике был присвоен код рейтинга «3В1», что имеет под собой значение «пониженный потенциал - умеренный риск».
Такая оценка определяется рядом факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие параметры:
- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
- интеллектуальный (образовательный уровень населения);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Формальный анализ и оценка указанных факторов  является неотъемлемой частью инвестиционной деятельности. Однако есть еще одна исключительно важная составляющая инвестиционной привлекательности региона, которая выходит за рамки формальной экономической теории, но оказывает огромное влияние на начальную фазу любого инвестиционного проекта название данной составляющей инвестиционной привлекательности региона - имидж региона, внутренний и внешний.
Силу и влияние имиджа трудно переоценить. История человечества имеет массу примеров, когда грамотно сформированный имидж позволял буквально ставить на ноги целые регионы или даже страны. Здесь стоит упомянуть послевоенную Финляндию, или то, что сегодня происходит с Китаем. Пути формирования положительного имиджа достаточно очевидно вытекают из факторов инвестиционной привлекательности региона: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, интеллектуального, институционального и инновационного.
Компания «Центр Высоких Технологий», совместно с Ассоциацией Выпускников Президентской Программы УР провели аналитическое исследование имиджа Удмуртии.
Объектами исследования стали носители внешней и внутренней информации о регионе.
В частности, таковыми выступили:
- Лица, находящиеся в постоянном контакте с зарубежными партнерами (критерий отбора -- частый -- не реже 1 раза в год -- выезд за рубеж);
- Представители зарубежных стран, приезжающих в Удмуртию; - Лица, находящиеся в постоянном контакте с партнерами из других регионов России (критерий отбора -- частый -- не реже 8 раз в год выезд в другие регионы);
- Представители других регионов, приезжающих в Удмуртию.
Исследование проводилось в трех направлениях:
- Исследование характеристик имиджа республики с точки зрения инвестиционной привлекательности;
- Исследование причин возникновения сложившегося имиджа республики, определение перспективных направлений развития отраслей экономики УР;
- Изучение имиджа республики с позиции населения, определение желаемых характеристик республики;
По первому направлению проведено пилотажное исследование на предмет выявления основных показателей имиджа.
По второму направлению проведен опрос компетентных должностных лиц и представителей бизнеса с целью изучения экономических особенностей республики с точки зрения перспектив развития приоритетных отраслей. Отбор единиц наблюдения проводится по сфере деятельности организации.
По третьему направлению проведен опрос жителей региона на предмет характеристики УР и желаемых характеристик. А также, предпочтительных формах сотрудничества с республиканскими органами власти по вопросу улучшения имиджа республики. Цель исследования: описание и анализ существующего имиджа Удмуртии, оценки его эффективности с точки зрения формирования благоприятной инвестиционной привлекательности республики.
Задачи исследования:
- Определение существующих параметров оценки региона с точки зрения имиджа;
- Исследование влияния существующего имиджа на инвестиционную привлекательность УР;
- Определение желаемых характеристик региона;
- Выявление перспективных для инвестиций отраслей экономики республики;
- Замер степени готовности населения способствовать формированию имиджа УР;
- Основная погрешность опроса респондентов, определяемая объемом выборки, не превышает 5,5%.  
 

6.2. Общая характеристика Удмуртской Республики
Более половины респондентов говорят о том, что четкого имиджа как такового на данный момент не сложилось. Сложность в отчетливом позиционировании региона связана с отсутствием программы по формированию имиджа УР или результатов существования таковой. Стихийное, неуправляемое формирование имиджа началось со времени устаревания имиджа Удмуртии как исключительно промышленного региона. Сформированный еще в советские времена имидж промышленного региона, деятельность которого ориентировано на ВПК, воспринимается уже как несоответствующий сегодняшнему дню. К данному имиджу прибавились такие характеристики, как «дотационный регион», «малопривлекательный для инвестиций», «неизвестный», «бесхозный» и «распроданный». Отмечается очень медленное развитие республики по всем направлениям, и регресс в промышленной сфере и машиностроении.
У всех респондентов, проживающих ранее в других регионах, характеристика имиджа Удмуртии крайне негативная. В частности это относится и к тем, кто проживает в регионе в данный момент.
Часть респондентов, проживающих давно в УР, считают, что имидж у республики все же есть. Но он негативен по своему характеру. Используются такие определения как, «распроданность», «разворованность», «отсталость», «малоуважаемый», «маленький мирок, неизвестный и неинтересный никому».
Устоявшиеся ассоциации, связанные с УР: бренд Калашникова, Чайковского и мотоциклов ИЖ. При этом респонденты отмечали, что указанные бренды имеют скорее исторический окрас и не характеризуют республику как современный, развивающийся регион. Респондентами отмечается так же, что имидж региона, основанный на достижениях двух личностей, не является достаточно сильным и достаточным. Многие отмечают наличие слабых попыток реанимации имиджа Удмуртии как оплота военно-промышленного комплекса. Часть респондентов отметила усилившуюся тенденцию попыток власти сформировать имидж сельскохозяйственной республики. Но отношение к этим процессам со стороны опрошенных явно негативно. Существенная часть респондентов с некоторым сомнением говорит о ближайших перспективах экономического развития Удмуртии. Есть твердая уверенность, что республике уже не выйти на уровень лидеров среди субъектов федерации, даже по отдельным направлениям деятельности. Но при этом имеется потенциал (в большинстве случаев промышленный), для поддержания нормального уровня жизни населения. Для этого необходимы целевые программы развития отраслей экономики в сочетании внедрением новых технологий и сменой политики управления. Есть определенный прогресс в формировании кадрового резерва руководителей-хозяйственников, заинтересованных в результатах деятельности предприятий. Но если данные шансы не использовать в ближайшее время, Удмуртия потеряет перспективы развития и окончательно уйдет в число отстающих регионов, живущих на дотациях федерального центра.
В почти равной степени представлены респонденты, считающие Удмуртию средним регионом (большая часть) и высокопотенциальным регионом (меньшая часть). При этом первая группа респондентов в большинстве состоит из людей, связанных с работой государственных органах власти. Данная группа респондентов оценивает имидж Удмуртии как средний по всем показателям.
Но отмечают при этом, что на фоне соседних регионов, Удмуртская Республика резко теряет преимущества. Соседние регионы, располагая примерно такими же ресурсами, вырвались в лидеры по тем или иным направлениям за достаточно небольшой период времени, и теперь имеют определенную известность в России и за рубежом. Удмуртию зачастую идентифицируют при упоминании соседей (географическое определение). Отмечается также несформированность имиджа как такового. Почти все респонденты говорят, что еще в прошлом власти неправильно распорядились существующими ресурсами. Не смогли удержать лидерство региона, так как были заняты внутренними политическими интригами и распределением ресурсов. У большинства респондентов возникает четкая ассоциация Удмуртии с промышленным центром.
Отмечен высокий потенциал в развитии промышленности при должном руководстве. Выход из ситуации кризиса производства, часть респондентов видит в переходе мощностей в частные руки, но не московских или федеральных компаний, а местных холдингов.
Вторая группа респондентов, немногим меньшая предыдущей, отмечающая высокий потенциал Удмуртии, видит сильный прогресс в развитии региона, произошедший в последние годы. Увеличение объемов строительства, улучшение сервиса и качества предоставления услуг. Особенностями людей, входящих в данную группу, можно назвать высокий уровень образования, крепкий социальный статус, высокий уровень интеллекта.
Внутренняя и внешняя составляющие имиджа УР .Как было отмечено выше, имидж региона можно разделить на две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренний имидж связан в основном с восприятием региона и отношением к нему населения. Однако именно резиденты являются основными носителями и распространителями информации, определяющей имидж региона в глазах нерезидентов. Иными словами, внешний имидж республики во многом зависит от качества внутренней составляющей имиджеобразующей политики. Соответственно, имеет смысл провести анализ существующего внутреннего и внешнего имиджа Удмуртской Республики.
Исследование показало, что результаты оценки внутреннего имиджа УР можно скомпоновать в три основных группы по принципу критериев оценки респондентами.
Первая группа респондентов считают, что оценка внутреннего имиджа республики во многом определяется менталитетом местного населения. Основными характеристиками населения, упомянутыми респондентами данной группы, стали такие, как пассивность, безразличность, инертность, вечная позиция ожидания, незаинтересованность в развитии, перекладывание ответственности на других.
Отмечается сильный разрыв между властью и населением, при кажущемся отсутствии желания наладить сотрудничество с обеих сторон. У населения складывается ощущение ненужности. Продажа природных ресурсов сильно отражается на внутреннем имидже региона, создавая образ сырьевого источника. Желание большого количества людей уехать жить в другой регион ведет за собой потерю ценных кадров и интересных людей.
Среди второй группы респондентов основной характеристикой внутреннего имиджа стало отсутствие единого духа населения и отсутствие патриотизма, инертность. Отмечалась сильная зависимость внутреннего ощущения жизни в регионе от социального статуса человека. Сильное расслоение населения сказывается на неоднозначной трактовке имиджа республики.
В третьей группе респондентов внутренний имидж характеризовался медленным развитием жизни в Удмуртии. Подчеркивался многонациональный статус республики, большое количество интересных людей и разнообразных интересов.
Отмечена так же тот факт, что в последнее время Удмуртия производит впечатление развивающегося бизнес-центра.
Внешний имидж региона характеризуется респондентами как несформированный и стихийный. Большая часть респондентов отмечают почти полное отсутствие информации о республике за ее пределами и бесконтрольность существующих исходящих информационных потоков.
Исторически сложившийся имидж военно-промышленного центра, тем не менее, тоже мало известен. Такие индикаторы как «Калашников» - известны, но, как правило, никак не ассоциируются с Удмуртией или Ижевском.
Есть некоторая степень известности экологической обстановки в регионе (склады химического оружия).
Большинство респондентов отмечаю, что недостаток информации и «закрытость» в прошлом республики вызывает настороженность у представителей других стран. .
- Телевидение.В основном респонденты говорят о существенной роли телевидения в формировании представления об Удмуртии. На их взгляд, оно является наиболее действенным и в то же время наиболее необъективным источником информации. Все отмечают очень редкое появление информации об Удмуртии на федеральных и международных каналах.
Упоминание на телевидении положительных новостей крупных компаний, работающих на территории республики, тем не менее, в большинстве случаев не ассоциируются с Удмуртией.
- Справочные издания. Единогласно всеми респондентами отмечен ничтожно малый объем тиражей такого рода изданий. В справочниках Ижевск известен как столица военной промышленности. Также Удмуртия связывается с именем Калашникова и ВПК. .
- Интернет. Большинство респондентов говорят о несформированности информационного пространства Удмуртии в сети Интернет. Найти актуальную на текущий момент официальную информацию в Сети об Удмуртии крайне сложно. На данном этапе одностороннее представление региона в сети. Нет единых информационных центров с развитыми интерактивными сервисами.. У ограниченного числа частных фирм есть качественные ресурсы, и они осуществляют попытки вести бизнес через Интернет. Этот сектор быстро развивается. Но при этом респонденты отмечают наличие большое количества сайтов очень низкого качества или давно нефункционирующих.
Но почти все респонденты отмечают перспективность электронных СМИ, признают их реальную и самую эффективную возможность в формировании.
Особая ситуация в арабском мире (Сирия). Помнят о дружбе с СССР, знают многое о промышленном потенциале. Во время выставки в Сирии был большой интерес к Удмуртии. В Англии на бытовом уровне с интересом реагируют на рассказы о снеге, купании в проруби и бане.
6.3. Факторы формирования существующего имиджа УР
Очевидно, что начинать что-либо перестраивать необходимо с подробного анализа того, что уже построено. Даже если речь идет об имидже региона. Такой конструктивный подход во многом помогает избежать повторения прошлых ошибок и делает процесс внесения перемен более гладким и менее болезненным.
. В первую очередь респонденты отмечают исторический фактор. Закрытость республики в течение долгих лет советского периода повлияла на уровень известности ее в России и за рубежом. Это также повлияло на менталитет населения, что стало причиной сложности населения Удмуртии в налаживании связей.
Следующий фактор - размещение в регионе военных производств. Это обусловило наличие в республике определенного набора кадров, образовательных учреждений, производственных мощностей и технического потенциала. Регион привык работать по государственным заказам и жить за счет них.
Фактор менталитета населения. Инертность мышления людей, неготовность к активным совместным действиям.
Многие респонденты отмечают слабое влияние власти республики на происходящие в ней процессы, незаинтересованность власти в развитии и помощи бизнесу. Не ощущается наличие и реализация программ развития региона на длительный период времени
Желаемый имидж Удмуртии.
Большинство респондентов говорят о необходимости более явной консолидации сил власти, бизнеса и общества. Смена политики власти в отношении развития Удмуртии. Только совместные действия позволят вывести Удмуртию из кризиса на достойный уровень. Наличие программ развития, разработанных совместно этими тремя силами. Это исключит момент субъективности и абстрактности.
Развитие высоких технологий и переоборудование производств на более современные технологии помогут поднять экономику, так считают многие респонденты. Часть респондентов считает необходимым развитие всех сфер деятельности. Это приведет к формированию имиджа независимого региона.
Ответственность за формирование имиджа Удмуртии
Практически все респонденты считают, что за формирование имиджа республики должен отвечать Президент УР и Правительство. Часть респондентов честно ответила, Президент и Правительство УР не уделяет должного внимания данному стратегическому вопросу. Но в идеале рассматривается вариант формирования имиджа региона либо специализированным подразделением, либо общественными организациями. Но в том и другом случае -- это профессионалы и политтехнологи. Многие согласны, что бизнес может сыграть существенную роль в данном процессе. И многие респонденты, как представители бизнеса, готовы к сотрудничеству.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.