На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Линейная структура организации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Институт  Экономики, Управления и Права
Кафедра экономики социально- культурной сферы 
 

Контрольная работа  
на тему: 
Линейная структура организации управления
 
 
 
 
 
 

                                                                                      
                                                                             Выполнил: студент гр.04201о
                                                                                Савченко Д.В.
                                                  
 
 

                                                   Москва, 2011 г.
                                          Содержание 
Введение ……………………………………………………………………………. 3 
1. Определение организационной структуры управления ……................... 4 
1.1Базовые понятия структуры управления ………………………………...7 
2. Иерархический тип структур управления ………………………………. 12 
3. Линейная структура управления ………………………………………… 14 
3.1.Сущность линейной структуры ……... ………………………………….14 
3.2. Тектонические особенности линейной структуры управления ………….18

3.3. Принципы построения линейной структуры управления  ………………19
3.4 Достоинства и недостатки линейных структур управления…………...21 
3.5 Линейно-штабная организационная структура. ………………… ……… 25 
Заключение ………………………………………………………………………. 26 
Список использованной литературы ………………………………………......27       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 
                                                Введение
     Радикальная перестройка системы управления экономикой ,при переходе на рыночные условия хозяйствования, способствовала формированию новых организационных форм предприятий, вследствие чего изменялись и научные представления об новом звене экономики. В рыночной среде предприятие  не только  производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие массы, обеспечивает занятость населения решает другие важные вопросы.
      Являясь самостоятельным субъектом товарно-денежных отношений, автономным в принятии управленческих решений и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятию в современных условиях необходимо уделять постоянное внимание вопросам адекватности системы управления потребностям поддержания на высоком уровне устойчивости положения на рынке, повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.
       Предприятия различных организационно-правовых форм функционируют в непрерывно меняющейся окружающей среде. Их эффективность, а  в ряде случаев выживаемость во многом зависит от того, насколько они адаптированы к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны организационные структуры, какова способность к нововведениям, являющаяся основным признаком и  критерием профессионализма руководителей при принятии ими управленческих решений.
      При возрастающей роли организационных структур управления, в том числе и малыми предприятиями, в современной экономической науке значение теоретического обобщения накопленного опята явно недооценивается. Именно поэтому исследование данной проблематики является актуальным.
      Объектом работы являются предприятия и организации. Предмет исследования-отношения, складывающиеся при построении организационных структур управления предприятиями.
              1.Определение организационной структуры управления.
      Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование
как единого  целого.
       В рамках структуры протекает  управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура- это форма разделения и корпорации управленческой деятельности,в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
       Элементами структуры управления являются:
    Работник управления- человек, выполняющий определенную функцию управления;
    Орган управления- группа  работников, связанных определенными отношениями, состоящая из определенных групп;
    Первичная группа- коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Первые  носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой  структуре создаются верхние  звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
Цели  создания:
    Разделение труда и распределение официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп;
    Определение сферы контроля управляющих и соподчиненности в организации;
    Координация всех функций- единое целое.
Критерии  выбора организационой структуры:
    Размеры деятельности(мелкая,средняя,крупная фирма);
    Производственный профиль фирмы(выпуск одного вида продукции или широкой номенклатуры);
    Характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
    Сфера деятельности(ориентация на местный, национальный или внешний рынок);
Структура управления должна отражать цели и  задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним,отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.
К структуре  управления предъявляется множество  требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
     1. Организационная структура управления должна прежде всего
отражать  цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной
производству  и его потребностям.
     2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между
органами  управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий
характер  работы и нормальную нагрузку, а  также надлежащую специализацию.
     3. Формирование структуры управления надлежит связывать с
определением  полномочий и ответственности каждого  работника и органа
управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между
ними.
     4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и
полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие,
нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
     5. Организационная структура управления призвана быть адекватной
социально-культурной среде организации, оказывающей  существенное влияние на
решения относительно уровня централизации  и детализации, распределения
полномочий  и ответственности, степени самостоятельности  и масштабов контроля
руководителей и менеджеров. Практически это  означает, что попытки слепо
копировать  структуры управления, успешно функционирующие  в других
социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Базовые понятия структуры  управления.
Структура управления должна быть органически встроена в рынок и изменяться вместе с ним. Если структура управления организации не эволюционирует, то такая организация обречена на гибель или прозябание. Вместе с тем, полезно помнить, что не существует  универсального правильного способа организации управления. Можно выделить два полярных способа построения структур управления: иерархию и гетерархию. Иллюстрацией первого способа, может служить экипаж военного корабля, все действия которого регламентированы уставами или приказами в системе отношений строгого подчинения. Футбольная, баскетбольная команды, где каждый, руководствуясь правилами игры, где каждый может взять на себя инициативу в интересах всей команды,- гетерархическая структура.
Структуру управления обычно изображают в виде графической схемы, состоящей из трех ключевых элементов: звена, связи и уровня.
Звено- графическое изображение должности работника, 7аименование подразделения или выполняемой функции.
Связь- графическое изображение траектории работников. Они могут быть линейными и функциональными.
  Уровень- вертикальное расположение звена, относительно высшего для данной организации органа управления или должностного лица. Различают верхний,средний и низший уровень управления.
Существует  следующая схема структур управления:
    Основные  схемы структур управления:
1.базисные схемы структур управления - схемы, которые реализуют основные типы организационных отношений: линейные и функциональные связи.
Линейная  связь -характеризуется передачей управленческого воздействия от субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций или процедур, включающих административные функции.
Функциональная  связь - характеризуется передачей управленческого воздействия в виде набора конкретных функций, не включающего административные функции.
К ним относятся:
    схема << линии >>



                                    Рис.1схема <<линии>>
Это самая простая по построению схема, на ее основе хорошо работают организационные структуры в небольших организациях при высоком профессионализме руководителя и его авторитете. Часть своих функций руководитель делегирует другим элементам этой схемы. В схеме нет специально созданной обратной связи, т.к. предполагается безусловное выполнение решений руководителя.
    схема <<кольцо>>
      руководитель

       
       

                       Рис.2 схема<<кольцо>> 

Эта схема предполагает выполнение каждым работником или подразделением определенной части общей работы. Она имеет  обратную связь, что позволяет каждому  субъекту управления активно контролировать ход выполнения управленческого  решения. Так же может реализовать линейные и(или)  функциональные связи. Предполагает четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель не вмешивается в работу специалистов, а занимается в основном стратегическим планированием и выполняет представительные функции.
    схема <<колесо>> предполагает функциональные связи между исполнителями( работниками или подразделениями) и линейные( координирующие) связи руководителя с каждым  исполнителем.
                           Ф                             Ф

Ф                                                Л                                                                Ф
  
 Ф                                 Л                    Л                       Л            Ф
                               
                                       Ф                                        Ф
                                  
                                           Рис.3 Схема<<колесо>>
Схема должна иметь четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель, кроме стратегических вопросов, должен заниматься тактическими и оперативными вопросами деятельности организации. Эта схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях и подразделениях средних организаций с неустойчивыми номенклатурой выпуска и рынками сбыта продукции.
2.Производственные схему структур управления:
    Схема  <<звезда >> - совокупность линейных схем в условиях устойчивого разделения функций производства и управления.




 
 

                                         Рис.4 схема <<звезда>>
Схема предполагает только линейные связи  и исполнителями(работниками или подразделениями),которые работают обособленно друг от друга. Руководитель или управленческая структура выполняют полномасштабные функции планирования, координации и контроля. Схема дает положительные результаты при филиальной или холдинговой структуре организации или при необходимости обеспечения конфиденциальности в деятельности работников или подразделений.
    Схема <<иерархическая>> - состоит их схем типа <<линия>>, <<кольцо >> ,и  <<колесо>>.
Руководителю  подчиняются несколько нижестоящих  звеньев. 
 
 
 







 
 

                                 Рис.5 иерархическая схема 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        2. Иерархический тип структуры управления.
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX  века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Маркс Вебер(концепция рациональной бюрократии):
    Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
    Вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
    Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям, принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
    Вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
    Принцип квалифицированного отбора,  в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалифицированными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами ,получила название иерархической, или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно- функциональная, являющаяся результатом эволюции линейной структуры.
Необходимо  отметить, что большинство современных  организаций – это различные  варианты иерархических структур. Другие типы структур- это исключения из правил, встречающиеся редко.
Причины широкомасштабного использования иерархии в том, что характеристики этих структур адекватны для решения большинства проблем менеджмента. При помощи таких структур достаточно эффективно решаются вопросы управления производством, сбытом, МТО, управления финансами.
Иерархические структуры имеют универсальный  характер, т.е. применимы для любых  масштабов бизнеса и для большинства  отраслей экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               3.Линейная структура управления.
                      3.1.Сущность линейной структуры управления.    
 Простейшей  структурой управления является  линейная..
 Она  представляет собой <скелет> организации  как таковой и четко ориентирована  на построение вертикальных связей. Организация в чистом виде  как противоположность рыночному  механизму взаимодействия между  элементами системы - это линейная  организация. Не случайно, что  она является старейшей структурой, и многие поколения человечества  никакой другой возможной структуры  не знали. Ранние капиталистические  предприятия начала и конца  XIX века имели также в основном  линейную структуру, позаимствовав  ее у армии и церкви. Только  позже с развитием теории менеджмента  она была заменена более сложными  структурами.         
Сущность  линейной структуры управления заключается  в том, что руководитель является для своих подчиненных начальником  по всем вопросам, связанным с их деятельностью, подобно тому как старшина руководит взводом солдат. Сам руководитель находится в таком же подчинении по отношению к более высокому руководителю, и т.д. вплоть до высшего лица в организации. Линейная структура образует четкую последовательную иерархию: в идеале вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредстве6нного руководителя. Сам же такой руководитель видит основную функцию в трансляции приказов, идущих сверху и весьма ограничен в своей инициативе. Вместе с тем он несет всю полноту ответственности за вверенных ему подчиненных лиц. Подобная организация управления возможна только в небольших подразделениях службы эксплуатации, например, когда бригадир или мастер непосредственно раздает поручения каждому работающему в подразделении. 
     При увеличении объемов эксплуатационных мероприятий, например, при принятии на обслуживание новых объектов, соответственно увеличиваются численность эксплуатационного персонала и  их территориальная разобщенность. В такой ситуации непосредственный оперативный контакт руководителя с каждым работником становится почти невозможным. Поэтому применяется многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю (рис. 6). Например, ремонтно-строительное управление подразделяется на прорабские и мастерские участки. 
     Многоуровневая линейная структура управления имеет только вертикальные связи между элементами и строится по принципу иерархии. Эта структура характеризуется четким единоначалием. Каждый работник или руководитель подчиняется непосредственно только одному вышестоящему лицу и через него связан с более высокими уровнями управления. Таким образом, в аппарате управления создается иерархическая лестница по подчиненности и ответственности. 
 
    Рис. 6. Линейная организационная структура управления.     
 

Линейная  организационная структура основана на единоличном управлении предприятием руководителем. Если нижние структурные  подразделения видят необходимость  проведения различных изменений  в деятельности предприятия для  повышения ее эффективности, то:
    они готовят проекты соответствующих решений и проводят их снизу вверх по всем уровням иерархии, 
    руководитель принимает решение,
    принятое решение проходит сверху вниз по всем уровням иерархии в виде директив.
Экономическая эффективность линейных организационных  структур управления тем существеннее, чем меньше число уровней иерархии (время проведения решений), чем уже  профиль работ (загрузка руководителя), - внутренние факторы, и чем стабильнее рыночные условия (частота проведения решений) –внешние факторы. Влияет и «человеческий фактор», - чем авторитарнее руководитель предприятия, тем выше четкость работы предприятия.
 
Отсюда и вытекает достаточно широкая  область применения линейных организационных  структур: - от небольших предприятий, работающих в любых рыночных условиях, - до узко профильных предприятий любого размера, работающих в стабильных рыночных (или во внерыночных) условиях. Примерами предприятий с линейной организационной структурой могут быть, например, для малых предприятий Аудиторская компания «Международный консалтинг и аудит» , для крупных предприятий, работающих в условиях достаточно стабильной внешней среды, «Коми энергосбытовая компания» , для государственных организаций «Федеральная антимонопольная служба (ФАС)» России .  

Расширение  профиля работ предприятия с  линейной организацией приводит к перегрузке руководителя предприятия, так как  ему будет все труднее и  труднее принимать правильные решения  по расширяющемуся кругу вопросов.
Увеличение  размера предприятия приводит к  увеличению числа уровней иерархии и увеличению времени принятия решений.
Увеличение  динамичности рынка для предприятия  с линейной организацией приводит к  тому, что принимаемые решения  будут отставать от требований рынка, и конкурентоспособность выпускаемой  продукции будет падать.  

Линейная структура (рис. 7)  характеризуется делением организации по вертикали сверху вниз и непосредственной подчиненностью низшего звена управления высшему по всем вопросам. Руководитель наделен всеми полномочиями и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.

    Рис.7. Линейная организационная структура управления     
     

     
 
 
 

         3.2.Тектонические особенности линейной структуры управления.
Тектоническими  особенностями линейных структур управления являются:
    Четкая система взаимных связей, функций и подразделений;
    Четкая система единоначатия- один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
    Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы(<<текучка>>) доминируют над стратегическими;
    Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
    Большое число <<этажей управления>> между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение.
Особенностями линейной структуры управления также  являются:
    Ярко выраженная ответственность;
    Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
    Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
    Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные;
    Тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений, приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
    Перегрузка управленцев верхнего уровня;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.