Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Неценовая и ценовая конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Сущность  конкуренции. Ценовая конкуренция
1.1 Сущность  конкуренции. Виды конкуренции 
1.2 Сущность  ценовой конкуренции
2. Сущность  неценовой конкуренции и её формы
2.1 Сущность  неценовой конкуренции
2.2 Использование  маркетинга в различных условиях  конкурентной борьбы
Заключение
Список  использованных источников
Приложения
 

      ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  исследования.
В настоящее  время все чаще и чаще используется конкуренция в основном ценовая, так как на рынках все больше и  больше появляется новых товаров, а  для проникновения на рынок с  новым товаром используются в  основном ценовая конкуренция. Так  же конкуренция используется еще  для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Но методы ценовой  конкуренции иногда невозможно применить, и на смену ей на рынке приходит неценовая конкуренция. Такой вид  конкуренции чаще всего применяется  на рынке автомобилей, на мебельном  рынке. В данном случае лидирующие позиции  можно удержать не за счет снижения цены, а за счет улучшения качества обслуживания, качества товаров, снижения металлоемкости.
Можно сделать  вывод, что конкуренция обеспечивает для потребителей возможность выбора и огромное количество товаров в  настоящее время. Конкуренция в  настоящее время является самым  актуальным вопросом на любом рынке  товаров и услуг.
Освещенность  проблемы.
Тема конкуренции  получила широкое распространение как в экономической литературе так и в литературе по маркетингу. Практически в любой книге раскрыты все основные понятия и виды конкуренции, а также ее методы, пути завоевания клиентов. Также практическое применение конкуренции в настоящее время очень часто используется. Практически на всех рынках товар и услуг применяется тот или иной вид конкуренции. Конкуренция хорошо рассмотрена в книгах Котлера Ф., Голубкова Е.П., Амблер Тим приводит практические исследования конкуренции. Кроме научной литературы конкуренция получила широкое распространение в периодической литературе, где приводятся маркетинговые исследования на различных рынках, и оценивается степень конкуренции той или иной продукции.
Цели  и задачи.
Целью моей курсовой работы является более точное рассмотрение ценовой и неценовой конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг.
Задачами моей курсовой работы являются:
1.                 Дать более точное определение конкуренции;
2.                 Рассмотреть виды, методы конкуренции;
3.                 Рассмотреть использование маркетинга в конкурентной борьбе;
4.                 Рассмотреть ценовые методы конкурентной борьбы;
5.                 Неценовые методы конкурентной борьбы;
6.                 Провести маркетинговое исследование конкуренции на рынке товаров и услуг и сделать выводы.
Структура работы.
Темой моей курсовой работы является «Ценовая и неценовая  конкуренция». В моей работе я буду рассматривать:
·Понятие, виды, методы конкуренции;
·Использование  маркетинга в конкурентной борьбе; 

 

1 СУЩНОСТЬ  КОНКУРЕНЦИИ. Ценовая конкуренция. 

     1.1 Сущность конкуренции. Виды конкуренции 

     Конкуренция – это мощный инструмент рыночной экономики, двигательная сила, которая  заставляет товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать  производственные затраты, повышать качество продукции (товаров, услуг), ускорять внедрение  новых достижений науки и техники, проводить организационные и  структурные изменения в ходе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической  конкуренции является одним из решительных  критериев развития и цивилизованности рыночных отношений.
     Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров с целью получения как можно большей прибыли.
     Таким образом, задание конкуренции заключается  в соперничестве рыночных субъектов  за реализацию собственных интересов  путём приобретения экономических  конкурентных преимуществ сравнительно со своими соперниками.
     Основными условиями возникновения и существования  конкуренции являются:
     а) существование на рынке неограниченного  количества независимых производителей и покупателей товара или ресурсов;
     б) свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;
     в) абсолютно свободный доступ экономических  субъектов к рынку и такой  же свободный выход из него;
     г) определённое соответствие между спросом  и предложением; отсутствие перепроизводства и дефицита;
     д) абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;
     е) наличие у каждого участника  конкуренции полной информации про спрос, предложение, цены, нормы прибыли и т. п.
     В рыночной экономике централизованная система распределения условий  производства и гарантий доходов  отсутствует, поэтому каждый субъект  должен самостоятельно предпринять  все, что не запрещено действующим  законодательством, чтобы обеспечить себе место в общественном производстве и соответствующий доход. Ограниченность последствий приводит к тому, что  между субъектами хозяйствования объективно развивается соперничество –  конкуренция.
     Современными  факторами развития конкуренции  можно считать:
     а) общеэкономические – общий уровень  и динамика производства; состояние  деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитие кредитно-финансовой системы;
     б) технологические – отраслевая структура  экономики; уровень распространения  современных технологий; наличие  в экономике технологического лидера; восприятие экономики к инновациям;
     в) институционально-социальные – наличие  юридических норм экономической  деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень  вмешательства государства в  экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая  и социальная стабильность в обществе;
     г) международные – деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы.
     Конкуренция является сложной и многогранной категорией рыночной экономики. Познать  её без глубокого анализа структуры, то есть видов, из которых она состоит  и которые взаимодействуют между  собой, очень тяжело. Для этого следует разделить конкуренцию на виды по определённым критериям.
     Внутриотраслевая  конкуренция – это экономическое  соперничество субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках основной отрасли.
     Объектами внутриотраслевой конкуренции являются:
     а) сырьё и материалы, необходимые  для производства продукции данной отрасли по приемлемым для производителя  ценам;
     б) элементы технико-технологической  основы производства (станки, машины, оборудование), способные обеспечить высокие производительность труда работников и качество производимой продукции;
     в) квалифицированная рабочая сила, которая могла бы создавать конкурентоспособную  продукцию;
     г) банковские кредиты под данный вид  деятельности;
     д) средства страховых компаний, обслуживающих данный вид производства;
     е) государственные программы в  определённой отрасли хозяйственной  деятельности (дотации, субсидии, бюджетное  – полное или частичное - финансирование);
     ж) налоговые льготы для конкретных предприятий;
     з) источники транспортных услуг;
     и) каналы сбыта продукции;
     к) доходы потребителей.
     Таким образом, внутриотраслевая конкуренция  ведётся за наиболее выгодные условия  производства, продажи товаров, а  также доходы потребителей продукции  отрасли, которые являются источником доходов производителей.
     Результатами  внутриотраслевой конкуренции являются:
     а) развитие данной отрасли, что проявляется  во внедрении достижений научно-технического прогресса в производство, совершенствовании  технологии создания товаров и оказания услуг, развитии методов и форм организации производства, повышении качества товаров и расширении их ассортимента;б) формирование рыночной цены на конкретный товар.в) разорение неэффективных предприятий, то есть таких, у которых индивидуальные затраты на производство продукции оказались выше рыночной цены, а также тех, чей товар не соответствовал требованиям потребителей с точки зрения качества, привлекательности, надёжности;г) выбрасывание на рынок труда рабочей силы, которая не выдерживает постоянного соревнования в рыночной системе хозяйства, причём это касается и предприятий процветающих (избавляется от неквалифицированной или недостаточно квалифицированной рабочей силы) и тем более предприятий-банкротов, которые увольняют своих работников в связи с прекращением деятельности.
     В последствиях внутриотраслевой конкуренции  уже в полной мере проявляется  противоречивость содержания конкуренции: с одной стороны, она способствует совершенствованию производства, с  другой стороны, приводит к разорению  товаропроизводителей, появлению излишней рабочей силы – безработицы.
     Разорение предприятий, оказавшихся неконкурентоспособными, укрепляет позиции тех, кто остаётся в отрасли, так как:
     а) предприятия-банкроты вынуждены распродавать свои запасы сырья, материалов, станки, машины, оборудование, здания по ценам  ниже рыночных, что в целом снижает  цены на факторы производства;
     б) предприятия-банкроты увеличивают  предложение рабочей силы на рынке  труда, что снижает цену на такой  важнейший фактор производства как  рабочая сила;
     в) с разорением части производителей уменьшается их количество на рынке, следовательно, уменьшается предложение  товара, что приводит к росту спроса на них, а значит, создаётся возможность  повышения цен на товары и услуги и роста доходов предприятий, выдержавших конкуренцию.
     Внутриотраслевая  конкуренция имеет важное социально-экономическое следствие: начинаются качественные изменения в общественном хозяйстве – разорение слабых предприятий и обогащение сильных объективно приводит к концентрации производства.
     Концентрация  производства – это сосредоточение средств производства, рабочей силы и объёмов производства на крупных предприятиях.
     Концентрация  производства – объективное явление  в условиях конкуренции: чтобы выжить, необходимо самим предприятием создавать  себе гарантии возмещения своих затрат производства и получения прибыли, следовательно, необходимо иметь соответствующий  экономический «вес», чтобы влиять на рыночную цену товаров и услуг. Экономический вес, в свою очередь, определяется объёмом производимой продукции, поскольку рыночная цена ориентируется на индивидуальные затраты  тех производителей, которые создают  основную массу товаров данного  вида. Именно поэтому субъекты хозяйствования и должны внедрять достижения научно-технического прогресса, расширять масштабы производства.
     Межотраслевая конкурентная борьба – это экономическое  соперничество субъектов хозяйствования, функционирующих в различных  отраслях хозяйства.
     Объектом  межотраслевой конкурентной борьбы являются отрасли более выгодного  приложения капитала.
     Критериями  выгодности отрасли для приложения капитала (инвестирования) являются:
     а) состояние спроса на продукцию данной отрасли – так, если существует тенденция  роста спроса на продукцию данного  вида, то это производство привлекательно для приложения капитала;
     б) соотношение между спросом и  предложением на рынке данного товара – если имеет место отставание темпов роста предложения товаров  от темпов роста спроса на них, то это  означает, что на рынке есть свободная  ниша, куда могут устремиться дополнительные капиталы;
     в) скорость оборота капитала – чем  выше в отрасли, тем отрасль привлекательнее  для капиталовложений;
     г) соотношение между такими частями  затрат, которые идут на здания, сооружения, станки, машины и теми, которые идут на сырьё, материалы, рабочую силу, должно быть в пользу последних, так как  это значительно ускоряет и увеличивает  оборот капитала.
     д) стабильность цен на основные факторы производства в данной отрасли;
     е) благоприятный налоговый климат для данного вида деятельности;
     ж) наличие содействующей кредитной  политики.
     Межотраслевая конкуренция неразрывно связана  с внутриотраслевой конкурентной борьбой. С развитием общественного производства, насыщением рынка товарами и услугами, нестабильностью, изменчивостью потребительского спроса и потребительских предпочтений объективной необходимостью является диверсификация производства.
 Результатами межотраслевой конкуренции являются:
     а) выравнивание уровней доходности различных  отраслей, так как прилив нового капитала в отрасли с высокой  доходностью увеличивает предложение  товаров и услуг этих отраслей, что обусловливает понижение  цен на них, а значит, и понижение  уровня доходности капитала в этих видах производства;
     б) появление новых товаров и  услуг;
     в) ускоренное развитие наиболее выгодных отраслей экономики страны;
     г) разорение отраслей хозяйства, не выдерживающих  конкурентной борьбы, не приносящих соответствующих  доходов, непривлекательных для  инвестирования;
     д) появление значительной структурной безработицы;
     е) развитие миграции рабочей силы.
     Межотраслевая конкуренция приводит к такому социально-экономическому следствию, как концентрация производства в тех отраслях экономики страны, которые производят продукцию, пользующуюся спросом, и приносят доход. Отрасли же, не приносящие доход, будут сокращаться и в перспективе – постепенно вытесняться из хозяйства страны.
     В связи с этим, если внутриотраслевая конкуренция через механизм разорения  неконкурентоспособных предприятий  освобождает хозяйство страны от неэффективно работающих предприятий, то межотраслевая конкуренция содержит в себе механизм «очищения» экономики  страны от устаревших отраслей, отраслей, производящих продукцию, не пользующуюся спросом потребителей.
     Объективным путём дальнейшего развития внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции  является международная конкурентная борьба.
     Международная (межстрановая) конкурентная борьба – это экономическое соперничество субъектов хозяйствования на мировом рынке.
     Концентрация  производства объективно приводит к  увеличению производства товаров, в  том числе и сверх внутренних потребностей в них – возникает  ситуация, когда появляется возможность  предложить товар мировому рынку. Одновременно насыщение внутреннего рынка  определёнными товарами объективно снижает внутренний спрос на них . Это обуславливает объективную необходимость поиска новых рынков сбыта своей продукции, в том числе и путём вывоза товаров в зарубежные страны, на мировой рынок. Но доход на мировом рынке также ограничен и никто не гарантирует ни одному субъекту внешнеэкономической деятельности его получение. В связи с этим, возникает экономическое соперничество за этот доход – международная конкуренция.
     Объектами международной конкуренции являются:
     а) страны наиболее выгодного приложения капитала. При оценке степени выгодности учитываются такие факторы:
     1) наличие в стране свободно  конвертируемой валюты;
     2) благоприятные социально-политические  условия – социальная и политическая стабильность;
     3) стабильное законодательство;
     4) достигнутый технико-технологический  уровень производства;
     5) благоприятные условия проживания;
     6) высокий и устойчивый уровень  банковского процента;
     7) наличие высокоразвитой инфраструктуры  производства и рыночной инфраструктуры;
     8) благоприятное таможенное законодательство  для ввоза-вывоза капитала, товаров,  рабочей силы;
     9) растущий внутренний спрос на  разнообразные товары и услуги;
     10) высокий уровень жизни населения;
     11) наличие значительного количества  процветающих предпринимательских  структур;
     12) благоприятная для предпринимательства  налоговая система; 
     13) наличие в стране достаточного  количества высококвалифицированной  рабочей силы;
     б) уникальные, редкие отрасли хозяйственной  деятельности;
     в) источники дефицитного сырья, материалов;
     г) территории с уникальными природно-климатическими условиями.
     Результатами  международной конкурентной борьбы являются:
     а) формирование мировых цен на товары и услуги;
     б) ускоренное развитие стран, привлекших в свою экономику иностранный  капитал, иностранные инвестиции;
     в) ускоренное развитие тех отраслей и  предприятий, производство которых  соответствует спросу на мировом  рынке;
     г) экономическая дифференциация стран;
     д) депрессивное состояние экономики стран, из которых вывозится капитал, мигрирует рабочая сила, особенно квалифицированная, по причине социально-экономической нестабильности, неопределённости.
     Социально-экономическим  следствием международной конкуренции  является концентрация самых доходных видов хозяйственной деятельности в наиболее развитых странах. Эти страны сосредотачивают у себя высокие технологии, высококвалифицированную рабочую силу, способную разрабатывать и создавать современную, наукоёмкую продукцию, которая в настоящее время приносит максимальный доход.
   Совершенная конкуренция – это экономическое соперничество большого количества продавцов за доход, которым располагает большое количество покупателей.
     Рыночную  ситуацию, соответствующую совершенной  конкуренции, еще называют полиполией. Термин «полиполия» имеет греческое происхождение и означает: polein – покупать или продавать; polis – много. В связи с этим полиполия предполагает наличие на рынке большого количества и продавцов, и покупателей.
     Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
     а) каждый продавец имеет нишу на рынке  – своего покупателя и наоборот;
     б) уровень концентрации производства таков, что ещё ни один отдельный  производитель не может сосредоточить  на своём производстве создание основной массы товаров определённого  вида, в связи с чем совокупное предложение товаров на рынке является предложением большого количества производителей, аналогично, совокупный спрос – это спрос большого количества покупателей;
     в) ни один отдельный ни продавец, ни покупатель не могут диктовать цены рынку, ни один из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими, кроме тех, которые дают более качественные товар или услуги.
     Совершённая конкуренция создаёт такое важное, уникальное по своему значению социально-экономическое  явление, как выбор, возможность  свободного, неограниченного поиска своей ниши на рынке и для производителя, и для покупателя. Выбор возможен покупателем среди продавцов  и продавцом среди покупателей. Покупатель осуществляет свой выбор исходя из двух основных критериев:
     а) качество товара или услуги;
     б) цена товара или услуги.
     Продавец  делает свой выбор исходя из условий:
     а) предлагаемая цена за товар или услугу;
     б) условия покупки товара, оплаты услуги.
     Возможность выбора позволяет каждому участнику  рынка найти соответствующего партнёра, при этом основное, что должно иметь  место – совпадение экономических  интересов продавца и покупателя, которое проявляется, прежде всего, в сближении и совпадении по величине цены продавца и цены покупателя. Именно совершенная конкуренция создаёт  предпосылки для механизма реализации договорной цены, которая в каждом конкретном случае по отношению к  отдельному производителю (продавцу) и  отдельному потребителю (покупателю) становится равновесной ценой.
     Модель  совершенной конкуренции условно  можно представить в следующем  виде ( см.: приложение 2)
     Договорную  цену можно представить в виде цены равновесия. Появление возможности  равновесной цены для отдельных  сделок на рынке создаёт предпосылки  для равновесия цен в масштабе всех рыночных операций, а, значит, для  экономического равновесия в целом, что чрезвычайно важно для  стабильности экономического положения  в стране.
     Однако  совершенная конкуренция – это  идеальное состояние экономики, поэтому встречается чрезвычайно  редко и существует очень короткий период времени.
     Концентрация  производства и сам механизм конкуренции  в условиях рыночной экономики объективно приводят к несовершенной конкуренции.
     Несовершенная конкуренция – это экономическое  соперничество ограниченного количества субъектов рыночных отношений.
     Несовершенная конкуренция – это экономическое  соперничество ограниченного количества субъектов рыночных отношений.
     Несовершенная конкуренция может существовать в следующих видах:
     а) олигополия (oligos, греч. - несколько) – сосредоточение производства основной массы товаров определённого вида на небольшом количестве крупных и сверхкрупных предприятий;
     б) монополия (monos, греч. - один) – это сосредоточение производства основной массы товаров определённого вида на одном предприятии. Олигополия и монополия – это концентрация предложения товаров у ограниченного количества субъектов рыночных отношений.
     в) монопсония – это господствующее положение на рынке одного покупателя определённого вида товаров. Монопсония представляет собой концентрацию спроса на определённый товар у одного субъекта рыночных отношений соответствующего уровня.
     Для несовершенной конкуренции характерно:
     а) ограничение рыночно-конкурентной стихии, так как ограничивается число субъектов рыночных отношений, борющихся за доход;
     б) проведение мероприятий, упорядочивающих  и стабилизирующих хозяйственные  отношения и хозяйственную систему  в целом;
     в) создание механизмов гарантий получения  стабильно высоких доходов наиболее экономически сильными участниками  рыночных отношений.
     Исключительное, монопольное положение отдельных  производителей может возникнуть по различным причинам и различными путями. В связи с этим существует следующая классификация монополий:
     а) естественная монополия, которая формируется  на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (железнодорожный транспорт  в масштабе страны; энергетическая система страны; газо-, водообеспечение и другие).
     б) искусственная монополия возникает  на основе сговора или подавления конкурентов;
     в) случайная монополия является результатом  ограниченного во времени превышения спроса над предложением, может перерасти  в искусственную, если:
     1) экономическая политика в стране  игнорирует объективные законы  товарного производства;
     2) данная экономическая ситуация  закрепляется искусственно.
     Первые  развитые организационные формы  монополий – картели и синдикаты  – были непосредственно направлены на обеспечение гарантированной  реализации произведённых товаров  по ценам производителей.
     Картель – это форма монополистического объединения, участники которого заключают  соглашение о разделе рынков сбыта  продукции, а также о поддержании  цен на определённом, приемлемом для  участников уровне.
     Синдикат  – это форма монополистического объединения, участники которого создают  единую сбытовую организацию.
     Последующие формы монополий – тресты, концерны – привели к монополистическому регулированию и производственной деятельности субъектов рынка.
     Трест – это монополистическое объединение  на основе совместной собственности  и общего управления производством  и сбытом товаров.
     Концерн – это многоотраслевая система  предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся  технологии обусловливает многофункциональность  выпускаемой продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.