На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Неценовая и ценовая конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Сущность  конкуренции. Ценовая конкуренция
1.1 Сущность  конкуренции. Виды конкуренции 
1.2 Сущность  ценовой конкуренции
2. Сущность  неценовой конкуренции и её формы
2.1 Сущность  неценовой конкуренции
2.2 Использование  маркетинга в различных условиях  конкурентной борьбы
Заключение
Список  использованных источников
Приложения
 

      ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  исследования.
В настоящее  время все чаще и чаще используется конкуренция в основном ценовая, так как на рынках все больше и  больше появляется новых товаров, а  для проникновения на рынок с  новым товаром используются в  основном ценовая конкуренция. Так  же конкуренция используется еще  для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Но методы ценовой  конкуренции иногда невозможно применить, и на смену ей на рынке приходит неценовая конкуренция. Такой вид  конкуренции чаще всего применяется  на рынке автомобилей, на мебельном  рынке. В данном случае лидирующие позиции  можно удержать не за счет снижения цены, а за счет улучшения качества обслуживания, качества товаров, снижения металлоемкости.
Можно сделать  вывод, что конкуренция обеспечивает для потребителей возможность выбора и огромное количество товаров в  настоящее время. Конкуренция в  настоящее время является самым  актуальным вопросом на любом рынке  товаров и услуг.
Освещенность  проблемы.
Тема конкуренции  получила широкое распространение как в экономической литературе так и в литературе по маркетингу. Практически в любой книге раскрыты все основные понятия и виды конкуренции, а также ее методы, пути завоевания клиентов. Также практическое применение конкуренции в настоящее время очень часто используется. Практически на всех рынках товар и услуг применяется тот или иной вид конкуренции. Конкуренция хорошо рассмотрена в книгах Котлера Ф., Голубкова Е.П., Амблер Тим приводит практические исследования конкуренции. Кроме научной литературы конкуренция получила широкое распространение в периодической литературе, где приводятся маркетинговые исследования на различных рынках, и оценивается степень конкуренции той или иной продукции.
Цели  и задачи.
Целью моей курсовой работы является более точное рассмотрение ценовой и неценовой конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг.
Задачами моей курсовой работы являются:
1.                 Дать более точное определение конкуренции;
2.                 Рассмотреть виды, методы конкуренции;
3.                 Рассмотреть использование маркетинга в конкурентной борьбе;
4.                 Рассмотреть ценовые методы конкурентной борьбы;
5.                 Неценовые методы конкурентной борьбы;
6.                 Провести маркетинговое исследование конкуренции на рынке товаров и услуг и сделать выводы.
Структура работы.
Темой моей курсовой работы является «Ценовая и неценовая  конкуренция». В моей работе я буду рассматривать:
·Понятие, виды, методы конкуренции;
·Использование  маркетинга в конкурентной борьбе; 

 

1 СУЩНОСТЬ  КОНКУРЕНЦИИ. Ценовая конкуренция. 

     1.1 Сущность конкуренции. Виды конкуренции 

     Конкуренция – это мощный инструмент рыночной экономики, двигательная сила, которая  заставляет товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать  производственные затраты, повышать качество продукции (товаров, услуг), ускорять внедрение  новых достижений науки и техники, проводить организационные и  структурные изменения в ходе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической  конкуренции является одним из решительных  критериев развития и цивилизованности рыночных отношений.
     Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров с целью получения как можно большей прибыли.
     Таким образом, задание конкуренции заключается  в соперничестве рыночных субъектов  за реализацию собственных интересов  путём приобретения экономических  конкурентных преимуществ сравнительно со своими соперниками.
     Основными условиями возникновения и существования  конкуренции являются:
     а) существование на рынке неограниченного  количества независимых производителей и покупателей товара или ресурсов;
     б) свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;
     в) абсолютно свободный доступ экономических  субъектов к рынку и такой  же свободный выход из него;
     г) определённое соответствие между спросом  и предложением; отсутствие перепроизводства и дефицита;
     д) абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;
     е) наличие у каждого участника  конкуренции полной информации про спрос, предложение, цены, нормы прибыли и т. п.
     В рыночной экономике централизованная система распределения условий  производства и гарантий доходов  отсутствует, поэтому каждый субъект  должен самостоятельно предпринять  все, что не запрещено действующим  законодательством, чтобы обеспечить себе место в общественном производстве и соответствующий доход. Ограниченность последствий приводит к тому, что  между субъектами хозяйствования объективно развивается соперничество –  конкуренция.
     Современными  факторами развития конкуренции  можно считать:
     а) общеэкономические – общий уровень  и динамика производства; состояние  деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитие кредитно-финансовой системы;
     б) технологические – отраслевая структура  экономики; уровень распространения  современных технологий; наличие  в экономике технологического лидера; восприятие экономики к инновациям;
     в) институционально-социальные – наличие  юридических норм экономической  деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень  вмешательства государства в  экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая  и социальная стабильность в обществе;
     г) международные – деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы.
     Конкуренция является сложной и многогранной категорией рыночной экономики. Познать  её без глубокого анализа структуры, то есть видов, из которых она состоит  и которые взаимодействуют между  собой, очень тяжело. Для этого следует разделить конкуренцию на виды по определённым критериям.
     Внутриотраслевая  конкуренция – это экономическое  соперничество субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках основной отрасли.
     Объектами внутриотраслевой конкуренции являются:
     а) сырьё и материалы, необходимые  для производства продукции данной отрасли по приемлемым для производителя  ценам;
     б) элементы технико-технологической  основы производства (станки, машины, оборудование), способные обеспечить высокие производительность труда работников и качество производимой продукции;
     в) квалифицированная рабочая сила, которая могла бы создавать конкурентоспособную  продукцию;
     г) банковские кредиты под данный вид  деятельности;
     д) средства страховых компаний, обслуживающих данный вид производства;
     е) государственные программы в  определённой отрасли хозяйственной  деятельности (дотации, субсидии, бюджетное  – полное или частичное - финансирование);
     ж) налоговые льготы для конкретных предприятий;
     з) источники транспортных услуг;
     и) каналы сбыта продукции;
     к) доходы потребителей.
     Таким образом, внутриотраслевая конкуренция  ведётся за наиболее выгодные условия  производства, продажи товаров, а  также доходы потребителей продукции  отрасли, которые являются источником доходов производителей.
     Результатами  внутриотраслевой конкуренции являются:
     а) развитие данной отрасли, что проявляется  во внедрении достижений научно-технического прогресса в производство, совершенствовании  технологии создания товаров и оказания услуг, развитии методов и форм организации производства, повышении качества товаров и расширении их ассортимента;б) формирование рыночной цены на конкретный товар.в) разорение неэффективных предприятий, то есть таких, у которых индивидуальные затраты на производство продукции оказались выше рыночной цены, а также тех, чей товар не соответствовал требованиям потребителей с точки зрения качества, привлекательности, надёжности;г) выбрасывание на рынок труда рабочей силы, которая не выдерживает постоянного соревнования в рыночной системе хозяйства, причём это касается и предприятий процветающих (избавляется от неквалифицированной или недостаточно квалифицированной рабочей силы) и тем более предприятий-банкротов, которые увольняют своих работников в связи с прекращением деятельности.
     В последствиях внутриотраслевой конкуренции  уже в полной мере проявляется  противоречивость содержания конкуренции: с одной стороны, она способствует совершенствованию производства, с  другой стороны, приводит к разорению  товаропроизводителей, появлению излишней рабочей силы – безработицы.
     Разорение предприятий, оказавшихся неконкурентоспособными, укрепляет позиции тех, кто остаётся в отрасли, так как:
     а) предприятия-банкроты вынуждены распродавать свои запасы сырья, материалов, станки, машины, оборудование, здания по ценам  ниже рыночных, что в целом снижает  цены на факторы производства;
     б) предприятия-банкроты увеличивают  предложение рабочей силы на рынке  труда, что снижает цену на такой  важнейший фактор производства как  рабочая сила;
     в) с разорением части производителей уменьшается их количество на рынке, следовательно, уменьшается предложение  товара, что приводит к росту спроса на них, а значит, создаётся возможность  повышения цен на товары и услуги и роста доходов предприятий, выдержавших конкуренцию.
     Внутриотраслевая  конкуренция имеет важное социально-экономическое следствие: начинаются качественные изменения в общественном хозяйстве – разорение слабых предприятий и обогащение сильных объективно приводит к концентрации производства.
     Концентрация  производства – это сосредоточение средств производства, рабочей силы и объёмов производства на крупных предприятиях.
     Концентрация  производства – объективное явление  в условиях конкуренции: чтобы выжить, необходимо самим предприятием создавать  себе гарантии возмещения своих затрат производства и получения прибыли, следовательно, необходимо иметь соответствующий  экономический «вес», чтобы влиять на рыночную цену товаров и услуг. Экономический вес, в свою очередь, определяется объёмом производимой продукции, поскольку рыночная цена ориентируется на индивидуальные затраты  тех производителей, которые создают  основную массу товаров данного  вида. Именно поэтому субъекты хозяйствования и должны внедрять достижения научно-технического прогресса, расширять масштабы производства.
     Межотраслевая конкурентная борьба – это экономическое  соперничество субъектов хозяйствования, функционирующих в различных  отраслях хозяйства.
     Объектом  межотраслевой конкурентной борьбы являются отрасли более выгодного  приложения капитала.
     Критериями  выгодности отрасли для приложения капитала (инвестирования) являются:
     а) состояние спроса на продукцию данной отрасли – так, если существует тенденция  роста спроса на продукцию данного  вида, то это производство привлекательно для приложения капитала;
     б) соотношение между спросом и  предложением на рынке данного товара – если имеет место отставание темпов роста предложения товаров  от темпов роста спроса на них, то это  означает, что на рынке есть свободная  ниша, куда могут устремиться дополнительные капиталы;
     в) скорость оборота капитала – чем  выше в отрасли, тем отрасль привлекательнее  для капиталовложений;
     г) соотношение между такими частями  затрат, которые идут на здания, сооружения, станки, машины и теми, которые идут на сырьё, материалы, рабочую силу, должно быть в пользу последних, так как  это значительно ускоряет и увеличивает  оборот капитала.
     д) стабильность цен на основные факторы производства в данной отрасли;
     е) благоприятный налоговый климат для данного вида деятельности;
     ж) наличие содействующей кредитной  политики.
     Межотраслевая конкуренция неразрывно связана  с внутриотраслевой конкурентной борьбой. С развитием общественного производства, насыщением рынка товарами и услугами, нестабильностью, изменчивостью потребительского спроса и потребительских предпочтений объективной необходимостью является диверсификация производства.
 Результатами межотраслевой конкуренции являются:
     а) выравнивание уровней доходности различных  отраслей, так как прилив нового капитала в отрасли с высокой  доходностью увеличивает предложение  товаров и услуг этих отраслей, что обусловливает понижение  цен на них, а значит, и понижение  уровня доходности капитала в этих видах производства;
     б) появление новых товаров и  услуг;
     в) ускоренное развитие наиболее выгодных отраслей экономики страны;
     г) разорение отраслей хозяйства, не выдерживающих  конкурентной борьбы, не приносящих соответствующих  доходов, непривлекательных для  инвестирования;
     д) появление значительной структурной безработицы;
     е) развитие миграции рабочей силы.
     Межотраслевая конкуренция приводит к такому социально-экономическому следствию, как концентрация производства в тех отраслях экономики страны, которые производят продукцию, пользующуюся спросом, и приносят доход. Отрасли же, не приносящие доход, будут сокращаться и в перспективе – постепенно вытесняться из хозяйства страны.
     В связи с этим, если внутриотраслевая конкуренция через механизм разорения  неконкурентоспособных предприятий  освобождает хозяйство страны от неэффективно работающих предприятий, то межотраслевая конкуренция содержит в себе механизм «очищения» экономики  страны от устаревших отраслей, отраслей, производящих продукцию, не пользующуюся спросом потребителей.
     Объективным путём дальнейшего развития внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции  является международная конкурентная борьба.
     Международная (межстрановая) конкурентная борьба – это экономическое соперничество субъектов хозяйствования на мировом рынке.
     Концентрация  производства объективно приводит к  увеличению производства товаров, в  том числе и сверх внутренних потребностей в них – возникает  ситуация, когда появляется возможность  предложить товар мировому рынку. Одновременно насыщение внутреннего рынка  определёнными товарами объективно снижает внутренний спрос на них . Это обуславливает объективную необходимость поиска новых рынков сбыта своей продукции, в том числе и путём вывоза товаров в зарубежные страны, на мировой рынок. Но доход на мировом рынке также ограничен и никто не гарантирует ни одному субъекту внешнеэкономической деятельности его получение. В связи с этим, возникает экономическое соперничество за этот доход – международная конкуренция.
     Объектами международной конкуренции являются:
     а) страны наиболее выгодного приложения капитала. При оценке степени выгодности учитываются такие факторы:
     1) наличие в стране свободно  конвертируемой валюты;
     2) благоприятные социально-политические  условия – социальная и политическая стабильность;
     3) стабильное законодательство;
     4) достигнутый технико-технологический  уровень производства;
     5) благоприятные условия проживания;
     6) высокий и устойчивый уровень  банковского процента;
     7) наличие высокоразвитой инфраструктуры  производства и рыночной инфраструктуры;
     8) благоприятное таможенное законодательство  для ввоза-вывоза капитала, товаров,  рабочей силы;
     9) растущий внутренний спрос на  разнообразные товары и услуги;
     10) высокий уровень жизни населения;
     11) наличие значительного количества  процветающих предпринимательских  структур;
     12) благоприятная для предпринимательства  налоговая система; 
     13) наличие в стране достаточного  количества высококвалифицированной  рабочей силы;
     б) уникальные, редкие отрасли хозяйственной  деятельности;
     в) источники дефицитного сырья, материалов;
     г) территории с уникальными природно-климатическими условиями.
     Результатами  международной конкурентной борьбы являются:
     а) формирование мировых цен на товары и услуги;
     б) ускоренное развитие стран, привлекших в свою экономику иностранный  капитал, иностранные инвестиции;
     в) ускоренное развитие тех отраслей и  предприятий, производство которых  соответствует спросу на мировом  рынке;
     г) экономическая дифференциация стран;
     д) депрессивное состояние экономики стран, из которых вывозится капитал, мигрирует рабочая сила, особенно квалифицированная, по причине социально-экономической нестабильности, неопределённости.
     Социально-экономическим  следствием международной конкуренции  является концентрация самых доходных видов хозяйственной деятельности в наиболее развитых странах. Эти страны сосредотачивают у себя высокие технологии, высококвалифицированную рабочую силу, способную разрабатывать и создавать современную, наукоёмкую продукцию, которая в настоящее время приносит максимальный доход.
   Совершенная конкуренция – это экономическое соперничество большого количества продавцов за доход, которым располагает большое количество покупателей.
     Рыночную  ситуацию, соответствующую совершенной  конкуренции, еще называют полиполией. Термин «полиполия» имеет греческое происхождение и означает: polein – покупать или продавать; polis – много. В связи с этим полиполия предполагает наличие на рынке большого количества и продавцов, и покупателей.
     Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
     а) каждый продавец имеет нишу на рынке  – своего покупателя и наоборот;
     б) уровень концентрации производства таков, что ещё ни один отдельный  производитель не может сосредоточить  на своём производстве создание основной массы товаров определённого  вида, в связи с чем совокупное предложение товаров на рынке является предложением большого количества производителей, аналогично, совокупный спрос – это спрос большого количества покупателей;
     в) ни один отдельный ни продавец, ни покупатель не могут диктовать цены рынку, ни один из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими, кроме тех, которые дают более качественные товар или услуги.
     Совершённая конкуренция создаёт такое важное, уникальное по своему значению социально-экономическое  явление, как выбор, возможность  свободного, неограниченного поиска своей ниши на рынке и для производителя, и для покупателя. Выбор возможен покупателем среди продавцов  и продавцом среди покупателей. Покупатель осуществляет свой выбор исходя из двух основных критериев:
     а) качество товара или услуги;
     б) цена товара или услуги.
     Продавец  делает свой выбор исходя из условий:
     а) предлагаемая цена за товар или услугу;
     б) условия покупки товара, оплаты услуги.
     Возможность выбора позволяет каждому участнику  рынка найти соответствующего партнёра, при этом основное, что должно иметь  место – совпадение экономических  интересов продавца и покупателя, которое проявляется, прежде всего, в сближении и совпадении по величине цены продавца и цены покупателя. Именно совершенная конкуренция создаёт  предпосылки для механизма реализации договорной цены, которая в каждом конкретном случае по отношению к  отдельному производителю (продавцу) и  отдельному потребителю (покупателю) становится равновесной ценой.
     Модель  совершенной конкуренции условно  можно представить в следующем  виде ( см.: приложение 2)
     Договорную  цену можно представить в виде цены равновесия. Появление возможности  равновесной цены для отдельных  сделок на рынке создаёт предпосылки  для равновесия цен в масштабе всех рыночных операций, а, значит, для  экономического равновесия в целом, что чрезвычайно важно для  стабильности экономического положения  в стране.
     Однако  совершенная конкуренция – это  идеальное состояние экономики, поэтому встречается чрезвычайно  редко и существует очень короткий период времени.
     Концентрация  производства и сам механизм конкуренции  в условиях рыночной экономики объективно приводят к несовершенной конкуренции.
     Несовершенная конкуренция – это экономическое  соперничество ограниченного количества субъектов рыночных отношений.
     Несовершенная конкуренция – это экономическое  соперничество ограниченного количества субъектов рыночных отношений.
     Несовершенная конкуренция может существовать в следующих видах:
     а) олигополия (oligos, греч. - несколько) – сосредоточение производства основной массы товаров определённого вида на небольшом количестве крупных и сверхкрупных предприятий;
     б) монополия (monos, греч. - один) – это сосредоточение производства основной массы товаров определённого вида на одном предприятии. Олигополия и монополия – это концентрация предложения товаров у ограниченного количества субъектов рыночных отношений.
     в) монопсония – это господствующее положение на рынке одного покупателя определённого вида товаров. Монопсония представляет собой концентрацию спроса на определённый товар у одного субъекта рыночных отношений соответствующего уровня.
     Для несовершенной конкуренции характерно:
     а) ограничение рыночно-конкурентной стихии, так как ограничивается число субъектов рыночных отношений, борющихся за доход;
     б) проведение мероприятий, упорядочивающих  и стабилизирующих хозяйственные  отношения и хозяйственную систему  в целом;
     в) создание механизмов гарантий получения  стабильно высоких доходов наиболее экономически сильными участниками  рыночных отношений.
     Исключительное, монопольное положение отдельных  производителей может возникнуть по различным причинам и различными путями. В связи с этим существует следующая классификация монополий:
     а) естественная монополия, которая формируется  на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (железнодорожный транспорт  в масштабе страны; энергетическая система страны; газо-, водообеспечение и другие).
     б) искусственная монополия возникает  на основе сговора или подавления конкурентов;
     в) случайная монополия является результатом  ограниченного во времени превышения спроса над предложением, может перерасти  в искусственную, если:
     1) экономическая политика в стране  игнорирует объективные законы  товарного производства;
     2) данная экономическая ситуация  закрепляется искусственно.
     Первые  развитые организационные формы  монополий – картели и синдикаты  – были непосредственно направлены на обеспечение гарантированной  реализации произведённых товаров  по ценам производителей.
     Картель – это форма монополистического объединения, участники которого заключают  соглашение о разделе рынков сбыта  продукции, а также о поддержании  цен на определённом, приемлемом для  участников уровне.
     Синдикат  – это форма монополистического объединения, участники которого создают  единую сбытовую организацию.
     Последующие формы монополий – тресты, концерны – привели к монополистическому регулированию и производственной деятельности субъектов рынка.
     Трест – это монополистическое объединение  на основе совместной собственности  и общего управления производством  и сбытом товаров.
     Концерн – это многоотраслевая система  предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся  технологии обусловливает многофункциональность  выпускаемой продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.