На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация службы маркетинга

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. 

Введение                                                                                                                                4
1. теоретическое обоснование  темы______________________________   6 

1.1. Система маркетинга и ее роль в управлении
предприятием ________________________________________________________   6
1.2. методика маркетингового  анализа 
потенциальных возможностей предприятия ___________________   13
1.3. проблемы формирования  уровней маркетингового 
управления____________________________________________________________  19 

2. Анализ деятельности  колхоза «Тверь»___________________________ 29
2.1. общая характеристика  предприятия___________________________29
2.2. анализ финансового  состояния предприятия________________38
2.3. Оценка конкурентоспособности  продукции
колхоза «Тверь»________________________________________________________44
2. 4. Определение емкости  рынка____________________________________47 

3. маркетинг-план для  предприятия_________________________________53 

3.1. Организация службы  маркетинга на  предприятии___________53
3.2. этапы внедрения  службы маркетинга__________________________55
3.3. pr-программа предприятия_______________________________________57

4. Охрана труда в  колхозе «Тверь»____________________________________66

Выводы  и предложения_______________________________________________71 

список  литературы___________________________________________________74
  
Приложения                                                                                                                        76                   
   

    Введение 

    Организация эффективной деятельности предприятия, работающего в современных условиях российского рынка, базируется на формировании действенной системы менеджмента.
    Своевременное принятия грамотных, обоснованных управленческих решений есть залог успешной реализации задуманного, что в конечном итоге  позволяет предприятию, вне зависимости  от сферы деятельности, занять должную  позицию на рынке и значительно  повысить уровень конкурентоспособности, а как следствие и уровень покупательской привлекательности.
       Реалии  настоящего времени свидетельствуют  о возрастающей роли маркетингового управления на предприятии. Суть маркетинга сегодня заключается вовсе не в обслуживании покупателей – необходимо перехитрить, обойти, победить конкурентов. Маркетинг начала 21 века – это война, в которой конкурент является вашим противником, а покупатель – территорией, подлежащей завоеванию.
       Вышеуказанная информация определяет степень актуальности выбранной темы исследования. Целью настоящей работы является разработка действенной программы организации службы маркетинга, позволяющей повысить предприятию конечные результаты деятельности.
       Объектом  исследования выбран колхоз «Тверь», расположенный в Калининском районе Тверской области.
       Для достижения поставленной цели выполнены  следующие задачи:
    изучены теоретические основы современной концепции маркетинга;
    выявлена роль маркетинга в системе менеджмента предприятия;
    определена специфика агромаркетинга;
    исследована текущая деятельность предприятия;
    четко выделены ключевые проблемы развития исследуемого предприятия;
    на основе результатов анализа разработан план организации службы маркетинга, позволяющий предприятию повысить результаты деятельности.
    В настоящей работе использованы следующие  методы анализа: историографический, статистический, аналитический, математический.
    В качестве первоисточников использованы материалы учебной литературы и периодической печати (журналы «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинг», «Вопросы экономики», «Индустрия рекламы», «Секрет фирмы», «Компания»).
    Работа  представлена на 78 странице компьютерного текста, включает  12 рисунков,  24 таблицы, список литературы состоит из 40 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. теоретическое обоснование  темы 

    1.1. Система маркетинга и ее роль в управлении
    предприятием 

    В условиях настоящего времени в деятельности  предприятий АПК все большую  значимость приобретает маркетинг  как основа эффективного управления по достижению конкурентных преимуществ. С помощью маркетингового управления теперь разрабатывается номенклатура продукции, реализуется ценовая  политика, происходит продвижение продукции  на рынке на основе удовлетворения запросов потребителей и интересов  производителей. Медленно стабилизируются  процессы производства и реализации продукции, невысоким остается качество продукции, снижена конкурентоспособность  по сравнению с импортной продукцией из-за отсутствия производительного  оборудования и современной упаковки. Вот почему проблема маркетингового управления, то есть активного включения  маркетинга в систему управленческих решений  на предприятиях АПК является актуальной как с теоретической, так и практической точек зрения. [38, с. 115]
    Маркетинг и менеджмент как научные дисциплины изучают управленческий процесс  в условиях рынка, поэтому уровень  поддержки маркетинговой информацией  функций управления и прежде всего  процесса принятия управленческих решений,  построения гибких организационных  структур управления позволяет намного  повысить эффективность деятельности предприятий АПК, обеспечивать стратегию  экономического роста.
    На  рис. 1 представлена блок-схема, отражающая взаимосвязь маркетинга с предприятием. Данная схема отражает подход к маркетингу как к кибернетической системе управления с обратными связями. Она— результат применения концепции взаимодействия и системного подхода к формированию модели взаимодействия службы маркетинга и предприятия. 


    Рис. 1. Модель взаимодействия маркетинга с  предприятием 

    Роль  маркетинга в управлении предприятием достаточно очевидна из рассмотрения истории развития предпринимательства, когда на определенном этапе развития концепций предпринимательской деятельности в последовательности - концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий очередная концепция предпринимательской деятельности сменяется концепцией маркетинга, которая с тех пор понимается как современная концепция предпринимательства. [9, с. 5-7]
    Собственно, категория рынка частично присутствовала и в домаркетин-говых концепциях предпринимательской деятельности, но, чтобы называться маркетингом, необходима ориентация предприятия на достижение своих целей исключительно в  результате удовлетворения потребности  потребителей. Маркетинг становится концепцией управления предприятием на основе учета спроса не только в агрегированном виде - применительно к потребительскому рынку в целом, но также применительно конкретно к конкретному объекту - потребителю, на которого и направлена маркетинговая деятельность всеми инструментами маркетинга. [18, с. 37]
    Важно, что роль маркетинга в управлении предприятием не является подчиненной, а является основополагающей, поскольку маркетинг—современная концепция предпринимательства. Таким образом, маркетинг может и должен рассматриваться как комплексный, интегральный, всесторонний и полноценный менеджмент на уровне предприятия, а дискуссии по поводу, что важнее — менеджмент или маркетинг — бесполезны.
    В основе маркетингового процесса заложены ключевые понятия: потребность, желание, спрос, создание продукта, обмен, сделка, рынок. Структурная модель маркетингового управления с точки зрения данных понятий представляется следующей  схемой (рис. 2). [3, с. 16-17]

    Рис. 2 Структурная модель маркетингового процесса 

    Из  представленной схемы наглядно видно, что потребности с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на конкретный продукт, который реализуется в процессе обмена между производителями и потребителями и оформляется на рынке в виде определенных сделок. Отсюда следует, что маркетинг направляет управленческий процесс на удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей, тем самым реализует в производственной практике идею, согласно которой «потребители превыше всего». В содержательном плане можно выделить два базовых аспекта отношений маркетинга. Во-первых, производственно-управленческий маркетинг, формирующий «образ мышления» у производителей продукта: предприятие и его работники нацеливаются уже в процессе производства на рынок, на запросы потребителей. Во-вторых, маркетинг, представляющий систему отношений на самом рынке, в сфере обмена, где складывается «образ действия», предприимчивость на рынке. [10, с. 57-60]
    Схематично  отношения маркетинга можно представить  следующей моделью (рис. 3). 


Рис. 3 Модель отношений маркетинга
    Из  приведенной на схеме модели следует, что с помощью маркетинга в  системе управления реализуются  взаимосвязи производителей с потребителями. Углубляя исследование, процесс взаимодействия маркетинга и менеджмента по содержанию можно представить следующей  моделью (рис. 4).
    В содержательном плане взаимодействие маркетинга и менеджмента осуществляется в системе управления, организующего  производство для удовлетворения запросов потребителей, и управления с точки  зрения предпринимательства, то есть для  получения оптимизированной нормы  прибыли. [23, с. 28]
    Функциональное  взаимодействие маркетинга и менеджмента  представлено на рис. 5.

Рис. 4 Модель взаимодействия отношений маркетинга и менеджмента
по содержанию 


Рис. 5 Функциональное взаимодействие маркетинга и менеджмента 

    Схема разработки управленческих решений  на основе маркетинга представлена в  таблице 1. [2, с. 21-23]
Таблица 1 

Схема разработки управленческих решений на основе маркетинга 

Этапы управленческих решений Основы  и содержание маркетинговых  управленческих решений
Ситуационный  анализ Анализ и  оценка прошлой деятельности предприятия  с учетом ее достижений и неудач: выявление причин, под влиянием которых  менялись ситуации на производстве и  рынке; оценка компетентности сотрудников  и эффективности их работы, учет влияния внешней среды на колеблемость показателей работы организации; описание положения, в котором находится  организация и прогноз ее будущего.
Маркетинговый синтез Выдвижение  целей стратегического развития на основе ситуационного анализа; оценка целей с учетом конъюнктуры рынка  и условий выживаемости организации, подготовка решений как основы стратегического  развития.
Стратегическое  планирование Определение и  обоснование стратегий маркетинга (конверсионного, стимулирующего, развивающего, ремаркетингового, синхронного), выбор  предпочтений и установление областей тактических действий по достижению целей.
Тактическое планирование Определение конкретных действий по всем направлениям деятельности организации, составление оперативного плана и разработка путей его  реализации.
Маркетинговый контроль Контроль за выполнение годовых планов, за динамикой  прибыльности, за сбором информации, которая  могла бы быть использована для стратегических целей. На основе контроля намечаются корректирующие действия в  зависимости от значений и причин отклонения фактических показателей  от плановых.
 
 
       Резюмируя представленную информацию необходимо отметить, что обобщенной характеристикой  любого управленческого решения  является его эффективность. Эта  характеристика включает эффект решения, определяющий степень достижения целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем  больше степень достижения целей  и меньше затраты на их реализацию.
       Важной  особенностью управленческого решения  является целенаправленность и сознательность выбора. Бесцельный выбор, импульсивное действие, исходя из вышеизложенного, не рассматриваются как решение.
    При принятии управленческого решения используется три элемента человеческой психики: ум, чувство и воля. Ум предполагает использование знаний, логического мышления, научных методов при принятии решений (рациональный подход). На основе этого осуществляется генерация и анализ вариантов решений. Такое решение может быть получено как в результате осознанного поиска с расчетами и экспериментами, так и в результате подсознательного процесса мышления – интуиции. Характерной особенностью интуиции является скрытность логического вывода. Человек не может объяснить, как на основе интуиции логически получено решение. Чувство характеризует субъективный характер принятия решения, то что оно преломляется через призму характера и интересов личности, принимающей решение. Это находит свое отражение и предпочтениях лица, ответственного за принятие управленческого решения. Предпочтение лица, принимающего решение – это синтетическое сочетание рациональности вариантов решений и мотивов поведения ЛПР, его интересов. Предпочтение ЛПР отражает не только объективную рациональную характеристику решения, но и психологию мышления ЛПР, его понимание полезности решений. [8, с. 129]
       ЛПР также должно использовать свою волю как при выборе решения, так и  при его реализации. Необходимость  волевого акта ЛПР при выборе решения  определяется тем, что ЛПР формирует  решение через борьбу интересов  и мнений. Очевидно, что чтобы  принятое решение было реализовано, ЛПР должно приложить много энергии, преодолеть сопротивление отдельных  лиц и организаций. Подытоживая  вышеизложенное, можно констатировать, что принятие решения, так же как  и управление, можно рассматривать  как науку и искусство в  их взаимосвязи. 

1.2. методика маркетингового  анализа потенциальных  возможностей предприятия 
 

    Одним из важных разделов маркетинговых исследований является определение и изучение потенциальных возможностей предприятия  на рынке. Разработка маркетинговой  стратегии предприятия должна вестись  на основе полноценного анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Оценка рыночных возможностей предприятия и анализ маркетинговой среды рынка являются средством, обеспечивающим руководство  предприятия информацией об изменениях маркетинговой среды с целью  улучшения системы управления. Иллюстрация  основных направлений маркетингового анализа деятельности предприятия  отображена на рис. 6

    Рис. 6. Основные направления маркетингового анализа деятельности предприятия 

    Анализ  рыночных возможностей предприятия  включает следующие аспекты:
    - анализ хозяйственной и финансовой  деятельности;
    -анализ  конкурентных возможностей.
    Комплексное знание финансов предприятия является значительным вкладом в успешную долгосрочную маркетинговую стратегию  предприятия.
    Анализ  финансового состояния предприятия  в связи с организацией проведения маркетинга до сих пор недостаточно учитывается теоретиками и практиками. Не всегда маркетологи правильно  оценивают финансовые возможности  предприятия, что приводит к многочисленным ошибкам в маркетинговой стратегии  фирмы и ее практической реализации. Проведение финансового анализа  необходимо для оценки прошлого, текущего и предполагаемого будущего финансового  состояния предприятия. Результатом  анализа для целей планирования является выявление сильных сторон в деятельности предприятия, ресурсов роста и финансовых проблем, наличие, которых может ослаблять позиции фирмы на ее целевых рынках. В основном этот анализ должен показывать ресурсное обеспечение деятельности. Выводы по финансовому состоянию ориентируют предприятие на выбор определенных стратегий: рост, удержание положения или уход из бизнеса.
    Одним из основных направлений анализа  возможностей предприятия является диагностика конкурентной среды  рынка и построения конкурентной карты рынка. Диагностику конкурентной среды деятельности конкурентов  следует считать важнейшим звеном всего процесса маркетинговых исследований, так как она является условием, гарантией успеха товара, технологий, услуг, предлагаемых фирмой на рынке.
    Методической  основой анализа конкурентной ситуации является идея рыночной доли, которая  рассматривается как часть ресурсов, обращающихся на рынке. Размер доли определяет возможность влияния компании на рынок и на конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности фирмы.
    Методические  рекомендации по анализу рыночной доли рассмотрены в работах Г.Л. Азоева, Г. Л. Багиева и других отечественных и зарубежных специалистов. Данная методика основывается на исследовании однородной совокупностью признаков. Чем меньше средняя величина и дисперсия, тем однороднее изучаемая совокупность явлений и надежнее полученная средняя. Однако неправильно сводить роль средних только к характеристике типичных значений признаков в однородных по данному признаку совокупностях. На практике часто современная статистика использует средние величины, обобщающие явно неоднородные явления.
    Однако  всем явлениям органически присущи  внутренние тенденции развития. Каждое явление в любой момент времени  находится на особой стадии, определяемой законом развития. Например, одно предприятие  находится в стадии становления, освоения проектных мощностей, другое – на ступени зрелости, когда  оборудование освоено, технология отработана, накоплен опыт, третье – в стадии свертывания производства вследствие появления более прогрессивных  конкурирующих продуктов. Кроме  внутренних причин на уровень явлений  и их вариацию влияют причины внешние, случайные. Это разнообразные внешние  условия, действующие независимо друг от друга в различных направлениях и с разной интенсивностью.
    Согласно  рассматриваемому математической статистикой  «правилу трех сигм» в нормально  распределенных или близких к  ним рядах отклонения от средней  арифметической, не превосходящее  , встречаются в 997 случаях из 1000. Считается, что отклонение в пределах вполне гарантирует удовлетворительное решение подавляющего большинства задач.
    Вариация  средних величин меньше вариации индивидуальных значений признака (закон  вариации средних величин). Средние  значения в неоднородных совокупностях  изменяются в пределах:
                        
,                              (1)

где n – число единиц совокупности.
    Определить  рыночные границы однородной группы можно через использование закона вариации индивидуальных значений признака, а для неоднородных групп –  закона вариации средних величин. Последовательность построения конкурентной карты представлена на рис. 7.

    Рис. 7 Последовательность построения конкурентной карты рынка 

    Производиться сбор информации о предприятиях-конкурентах.
    Рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей:
                  
,                            (2)

    Вся совокупность предприятий в соответствии с занимаемой долей на рынке делиться на два сектора: первый сектор – предприятия, рыночная доля которых больше среднего значения, и второй сектор – предприятия, рыночная доля которых среднего значения.
    Производится оценка совокупности по варьирующим признакам. Если в совокупности имеются показатели, резко отличающиеся, то их следует исключить из изучаемой совокупности.
    В каждом секторе рассчитывается среднее  значение рыночной доли предприятий  по формулам 3 и 4.
    
,                     (3)

,              (4)

где Dcc.1, Dcc2 – среднее арифметическое значение рыночной доли предприятий, для которых Dc<Dcc (Dt Dcc); K1(n-K1) – количество предприятий, для которых Dc<Dcc (Dt Dcc); Dc Dt - рыночные доли предприятий, для которых Dc<Dcc (Dt Dcc).
    В каждом из сектором рассчитывается среднеквадратичное отклонение, которое совместно с минимальным и максимальным значениями определяют границы представленных групп.
    Среднеквадратичное  отклонение рыночной доли предприятий  рассчитываются по секторам Di ( ) Dсс:
                     ,              (5)
                ,            (6)
    Производится расчет границ рынка. В зависимости от величины роста рыночной доли предприятия выделяют 4  состояния: лидер рынка, предприятие с сильной конкурентной позицией, со слабой конкурентной позицией, аутсайдер.  Стандартный расчет границ проводиться по следующей системе:

    В результате получаем группировку предприятий  по указанным выше критериям.
    7. Для классификации предприятий  по степени изменения конкурентной  позиции необходимо рассчитать  средний темп прироста рыночной  доли и его среднеквадратическое  отклонение. Для учета конъюнктурной  ситуации на рынке рассчитывается  показатель тенденции изменения  данного показателя и связанное  с ней изменение конкурентной  позиции предприятия.
    8. Производится расчет границ рынка  по динамике рынка. Для оценки  степени изменения конкурентной  позиции выделяют 4 типовых состояния  предприятии по величине роста  его рыночной доли.
    9. Строится матрица формирования  конкурентной карты рынка (таблица  2).
    Матрица позволяет выделить 16 типовых положений  предприятий, отличающихся степенью использования  конкурентных преимуществ и потенциальных  возможностей противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым статусом обладают предприятия первой группы, наиболее слабые – предприятия 16 группы. Положение предприятия внутри каждой группы определяется величиной его  рыночной доли.
    Таблица 2
    Матрица формирования конкурентной карты рынка
                 Рыночная             доля 
Темп  прироста
Лидеры  рынка
Предприятия с  сильной конкурентной позицией Предприятия со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры  рынка
Предприятия с быстро растущей конкурентной позицией 1 5 9 13
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией 2 6 10 14
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией 3 7 11 15
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией 4 8 12 16
 
    10. Делаются выводы и предложения.  Итогом маркетинговых исследований  должны быть выводы и предложения о мерах, которые необходимо принять для улучшения положения предприятия и его продукции на рынке. Это могут быть выводы об особенностях развития конкурентной ситуации, о степени доминирования предприятия на рынке. Методика позволяет выявить ближайших конкурентов и установить относительную позицию предприятия среди других участников рынка. Полученную информацию можно использовать для формирования досье конкурентов. 

    1.3. проблемы формирования уровней маркетингового управления 

    Перейдем  к проблеме формирования уровней  маркетингового управления. Ее актуальность очевидна - данные уровни - основа для формирования алгоритма управления маркетингом. Проблема в том, что существует разночтение в части этих уровней. Далее сопоставляются некоторые варианты классификации уровней управления маркетингом.
    При управлении маркетингом справедливо  применение достижений менеджмента и, в частности, положений стратегического менеджмента, где рассматривается пирамида стратегий на нескольких организационных уровнях. В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях. Первый уровень - корпоративная стратегия, применяемая для всей компании. Второй уровень—бизнес-стратегия, применяемая для каждого направления деятельности компании. Третий уровень - функциональная стратегия, применяемая для каждого функционального подразделения. Четвертый уровень называется оперативным и не типичен для предприятий без региональных и местных отделений. [9, с. 17]
    Существует  и другая точка зрения, в которой указывается всего три уровня, в принципе сходные с первыми тремя из предыдущей классификации. Но они охарактеризованы в терминах рынка и маркетинга, что важно для маркетологов:
    • Стратегия корпоративного уровня. Разрабатывается для компании, действующей в нескольких сферах бизнеса. Определяет общие параметры бизнеса с точки зрения рынков и продуктов. Содержит в себе стратегии бизнеса и функциональные стратегии.
     Бизнес-стратегии направлены на создание конкурентного преимущества в каждом из независимых стратегических коммерческих подразделений (СКП). Как известно, стратегические коммерческие подразделения - элементы организационной структуры маркетинга или подразделения службы маркетинга, координирующие маркетинговую деятельность предприятия по продуктовому принципу. Они создаются для координации деятельности и распределения ответственности, отвечают за конкретный товар и рынок и обладают оперативной самостоятельностью. Стратегические коммерческие подразделения имеют несколько синонимов: стратегические хозяйственные подразделения, бизнес-единицы, центры прибыли на предприятии.
     Функциональные стратегии связаны с функциональными сферами фирмы, включая: производственные процессы, маркетинг (точнее - функции маркетинга, поскольку маркетинг не может быть отдельной функцией предприятия), финансовые и человеческие ресурсы, исследования и разработки.
    Характеризуя  перечисленные уровни, можно отметить, что они различаются объектами стратегического управления - это предприятие; каждое отдельное СКП; подразделение, ориентированное на выполнение определенных функций. [25, с. 60]
    Продолжим рассмотрение уровней управления, переходя от менеджмента к маркетингу. Выделим три уровня (в терминах объектов управления):
     компании в целом, где под руководством вице-президента по маркетингу определяются рынки и потребители для существующих и перспективных видов деятельности, разрабатывается стратегический план компании;
     СКП, где под руководством менеджера СКП разрабатывается стратегический план СКП, основное внимание уделяется ассортименту СКП (в оригинале - номенклатуре);
     конкретных продуктов, где разрабатываются планы маркетинга отдельных товаров. План маркетинга товара относится к компетенции менеджера по товару. Основными функциями этих менеджеров является планирование решений по комплексу маркетинга. [20, с. 15]
    Однако  следует отметить, что в отечественных  изданиях [9, 18, 20, 38] применяется несколько иная терминология, соответствующая ГОС ВПО, где перечисляются корпоративный, функциональный и инструментальный уровни. По мнению автора, требуется установление соответствия между характеристикой уровней по отечественному стандарту. Следовательно, требуется установление соответствия названий и содержания уровней.
    Предлагается  выделять четыре уровня управления —  корпоративный, портфеля продукции, СКП, инструментальный, причем считаем обязательным, что уровни управления должны находить отражение в организационной структуре управления с назначением ответственных лиц. Только в этом случае уровни будут иметь практическое значение. [8, с. 130-132]
    1)  Корпоративный уровень присутствует в различных классификациях. Здесь определяются направления бизнеса. Содержание этого уровня по стандарту может быть уточнено в части конкурентных стратегий, рассматривая их только для предприятия в целом, исключая рассмотрение конкуренции для отдельных товаров. Ответственный - вице-президент по маркетингу.
    2)  Портфельный уровень объединяет стратегические коммерческие подразделения. На этом уровне разрабатываются и планируются все решения по номенклатуре или, иначе, по портфелю продукции. Название данного уровня по стандарту как функционального менее приемлемо, поскольку термин «функциональный» закреплен за функциональными подразделениями организационной структуры маркетинга. Ответственный руководитель функционального подразделения «продукт» (предложение автора). Это и не удивительно, поскольку элемент «продукт» - первый среди равных ему трех других элементов комплекса маркетинга;
    3)   Уровень СКП объединяет маркетинговые решения и стратегические планы по конкретному СКП, особенно в части ассортимента и свойств конкретного продукта. Ответственные - управляющие СКП и менеджеры по конкретным продуктам;
    4)  Инструментальный уровень заимствует свое название из стандарта. Здесь координируются решения и планы по инструментам маркетинга в части отдельных товаров. Как известно, инструменты маркетинга - это, не обращая внимания на некоторые особенности, синоним комплекса маркетинга. Ответственные - управляющие функциональных подразделений по инструментам маркетинга и, опять, - менеджеры по конкретным продуктам.
    Проблема  в том, что в литературе недостаточно акцентировано внимание на координации деятельности по всем продуктам и по каждому направлению комплекса маркетинга, что и отражено на рис. 8, который иллюстрирует планирование на трех уровнях кроме первого, начиная от портфеля до продуктов.
    
 

    Рис. 8 Уровни управления в маркетинге 

    Назначение  схемы уровней управления - привлечь внимание к тому, что все планирование сводится к установлению параметров комплекса марке-тинга по каждому продукту с тем, чтобы затем в подразделениях службы маркетинга по каждому направлению комплекса маркетинга «4Р» объединить инструментальные решения по всем продуктам. [18, с. 37]
    Рассматриваемая схема в части совместного  рассмотрения конкретных продуктов  и комплекса маркетинга соответствует  товарно-функциональной структуре  управления маркетинговой деятельностью, когда каждое из реальных функциональных подразделений интегрирует и  реализует решения в определенном смысле виртуальных СКП. С другой стороны, управляющий СКП координирует работу по своему СКП во всех функциональных подразделениях службы маркетинга.
    Как отмечалось, формирование уровней управления - основа для разработки алгоритма управления, который в свою очередь - инструмент для осуществления маркетинговой деятельности на предприятии. Алгоритм управления включает стратегическое планирование, планирование реализации с разработкой бюджетов, саму реализацию и контроль.
    В литературе по маркетингу приводится система планирования СЦСТДК (ситуация, цели, стратегия, тактика, действие, контроль. По сути, система СЦСТДК - алгоритм управления маркетингом, а не только планирования, как сказано в первоисточнике, поскольку здесь предусмотрен контроль за результатами.
    Автор, рассматривая процесс маркетингового планирования относительно узко, выделяет следующие этапы: 1) корпоративные задачи (задачи предприятия); 2) ревизия маркетинга-анализ внешнего окружения и внутренних элементов, включая маркетинг-микс; 3) SWOT-анализ; 4) задачи и стратегии маркетинга, содержащие цели для товаров и рынков; 5) стратегии для каждого из элементов маркетинга-микс; 6) программы, содержащие элементы, касающиеся привязки ко времени, ответственности и затрат, а также прогнозов уровней сбыта и бюджетов; 7) оценка и проверка.
    Этапы стратегического планирования: 1) ситуационный анализ; 2) анализ возможностей/угроз; 3) цели по продажам и по прибыли; 4) формулировка стратегий, причем обязательно должны быть стратегии по потребителям (сегментация) и по товару (позиционирование); 5) разработка комплекса маркетинга и составление сметы расходов; 6) разработка прогноза продаж; 7) оценка прибыли; 8) контроль и оценка маркетинговой деятельности.
    По  результатам проведенного обзора предлагается алгоритм управления маркетингом в виде, представленном на рис. 9.
    Отметим, что при разработке алгоритма  важно отметить не только последовательность этапов, но также их вложение, когда каждый последующий этап входит в предыдущий. Смысл вложения становится очевидным при рассмотрении обратных связей. На рисунке отражено два вида оценки и контроля — оперативный контроль и стратегический контроль.
    

    Рис. 9 Алгоритм управления маркетингом 

    Ситуационный  анализ направлен на выявление проблем  в результате постоянного мониторинга факторов внешней и внутренней среды маркетинга. Далее в соответствии с принципом ранжирования стратегических задач осуществляется ранжирование проблем с тем, чтобы первостепенное внимание уделить срочным проблемам.
    Особое  внимание следует обратить на следующие  проблемы и задачи в части теории и практики управления маркетингом: [9, с. 17-18]
    1. Стратегический выбор. Стратегическое управление — процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.
    2. Ресурсы. На рисунке не показано, но очевидно, что для каждой стратегии должен проводиться анализ возможностей ее реализации с учетом возможных проблем, которые могут возникнуть, и с учетом ресурсных возможностей предприятия.
    3. Реализация решений. Опытные менеджеры знают, что разработать стратегический план значительно проще, чем выполнить его. Реализация стратегии требует больших усилий, чем ее разработка. Задача менеджера - преобразовать стратегический план в конкретные действия и добиться реализации поставленных целей.
    4. Разработка управленческих алгоритмов и технологий. Примером такой технологии для реализации решений по комплексу маркетинга в части продвижения является, например, модель рекламного обращения АIDА (внимание, интерес, желание, действие), в соответствии с которой при проведении рекламной кампании необходимы алгоритмы реализации обратных связей. Приведем пример, который относится к осуществлению контроля за работой продавцов в торговом зале, что соответствует обратной связи от блока 9 к блоку 8. Здесь возможно применить уже известную технологию «тайный покупатель» или разработать новую.
    5. Методы оценки результативности принятых маркетинговых решений. Под результативностью понимается достигнутая эффективность, изменение показателей деятельности предприятия, снижение рисков и т.д. Эти методы должны совершенствоваться.
    6. Выбор уровней параметров комплекса маркетинга. Недостаточно проработано направление по согласованию выбранной стратегии уровнями параметров комплекса маркетинга, что соответствует переходу 5 — 6 на рис. 8.
    7. Выбор одной стратегии из нескольких альтернативных. В стратегическом планировании и в теории стратегических матриц этому уделяется недостаточно внимания, хотя известен подход, когда каждому квадранту в матрице Ансоффа ставятся в соответствие риски. Решение может быть основано на построении показателя «привлекательности стратегии», который должен отражать привлекательность следования данной стратегии с учетом возможностей предприятия, а также внешних условий в настоящем и в будущем. Проблема выбора портфельной и конкурентной стратегий рассматривается в;
    8. Разработка алгоритмов управления на каждом уровне управления.
    Необходимо  уточнение содержания, структуры  и терминологии планирования. Понятие планирования часто применяется в двух вариантах: 1) стратегическое планирование как разработка и принятие решений в части выбора стратегий и параметров комплекса маркетинга на основе маркетинговых исследований; 2) тактическое планирование как составление программ маркетинга. На рис. 10 показан алгоритм планирования в управлении в обобщенном виде.
    Оба вида планирования входят в план маркетинга. В соответствии с этим план маркетинга - документ, содержащий стратегии маркетинга и расписанный по датам их реализации. Наиболее популярно годовое и пятилетнее планирование, но пятилетний период слишком велик для тех, кто использует гибкие производственные мощности и действует на нестабильных подверженных моде рынках. [19, с. 120] 

            
    Рис. 10 Алгоритм планирования в управлении 

    Соответственно, в организационной структуре  маркетинга, которая в своей основе является функциональной, следует предусмотреть  подразделения стратегического планирования и оперативного планирования. Они же осуществляют оценку и контроль в своей части. В соответствии с одним из принципов планирования разрабатывает планы тот, кто их реализует и, добавим, оценивает достигнутые результаты и вырабатывает корректирующие воздействия на своем уровне управления маркетингом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ деятельности  колхоза «Тверь»
2.1. общая характеристика предприятия 

   Колхоз  был основан в г. Твери 5 марта 1984 года. Сначала это был колхоз имени Калинина, который образовался  в результате слияния двух колхозов: колхоза «Серп и молот» и колхоза  имени Чапаева. Далее в 1992 году колхозы  разделились на колхоз «Тверь» и  колхоз «Даниловское».
   От  города Твери колхоз «Тверь» находится  в 5 км в юго-западном направлении. Колхоз граничит с посёлком Мамулино, с  землями АО «Калининское» и АО «Андрейково», а также с рекой  Тьмакой и Крапивней. Колхоз объединяет одиннадцать деревень, из них девять газифицированы.
   Колхоз  «Тверь» находится в деревне  Никулино, которая, в свою очередь, находится  по обе стороны трассы Москва-Санкт-Петербург. Соответственно и весь продуктивный скот содержится на животноводческом комплексе в деревне Никулино.
     Климат г. Твери, на территории  которого расположен колхоз, умеренно-континентальный.  Характеризуется сравнительно тёплым  летом, умеренно холодной зимой  с устойчивым снежным покровом  и хорошо выраженными переходными  сезонами. Среднегодовая температура  воздуха 2,7-4,1оС. Самый тёплый месяц – июль (16,5-17,5оС), наиболее холодные – январь и февраль (-9…-11оС). Абсолютный минимум температуры воздуха достигает -37…-41оС, абсолютный максимум 32…36оС.
   Город относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков в среднем 600-700 мм с колебаниями в отдельные  годы от 350 до 900 мм. Две трети осадков  выпадает в виде дождя, треть –  в виде снега. Ливневые дожди часто  сопровождаются грозами. В среднем  за тёплый период бывает 21-25 дней с грозой и 2 дня с градом.
   Образование устойчивого снежного покрова происходит в среднем в третьей декаде ноября, в отдельные годы – в  конце октября или в середине января. К концу зимы его высота достигает в среднем 30-35 см. Абсолютный минимум температуры почвы в  корнеобитаемом слое +0,6…–3,1оС.
   Наиболее  опасны весенние заморозки, вызывающие повреждение плодовых, овощных культур, льна. Последние заморозки на почве  отмечаются 16 мая – 4 июня. Ранние осенние  заморозки в различных частях области возможны с 23 августа до 22 сентября.
   Ветровой  режим характеризуется преобладанием  в холодный период (октябрь –  апрель) ветра юго-западного направления, в тёплый – преобладает западный ветер, чередующийся с ветрами северо-западного  и северного направлений.
   В хозяйстве преобладают супесчаные почвы, на них выращиваются: зерновые, в том числе, рожь, ячмень, овёс, а  также выращивается картофель.
   Общий характер рельефа слабоволнистый. Повышенные равнинные участки заняты почвами  нормального увлажнения. Переход  в низменные участки постепенный. В целом рельеф вполне пригоден для  применения сельскохозяйственной техники.
   Перейдём  к рассмотрению производственных направлений  колхоза:
– в  отрасли животноводства – молочное
– в  отрасли растениеводства предпочтение отдаётся картофелю и зерновым
   В отрасли животноводства колхоз специализируется на производстве молока и мяса, об этом свидетельствует большой удельный вес в структуре товарной продукции.
   В отрасли растениеводства о специализации  на выращивании картофеля и зерновых культур также можно судить по наибольшему удельному весу, занимаемому  в структуре товарной продукции.
   Далее следует рассмотреть показатели, характеризующие размеры колхоза  «Тверь» (таблица 3).
   Из  данных, приведённых в таблице, можно  проследить, что в динамике за 5 лет  происходит  уменьшение  валовой  продукции  в  сопоставимых ценах 1994 года.
                                                                                                                  Таблица 3                                                                                                                                          
   Показатели, характеризующие размеры колхоза  «Тверь»
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г 2005 г
Валовая продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. Среднегодовая численность работников, чел.
из них занято в с.-х. производстве, чел.
Общая земельная  площадь хозяйства, га:
из неё площадь  с.-х. угодий, га
в т. ч. площадь  пашни, га  
Поголовье животных:
из них крупный  рогатый скот, гол.
в т. ч. коровы, гол.
лошади, гол.
из них матки  лошадей 
Наличие тракторов, физ. ед.
Энергетические  мощности, л. с.
 
484,0 
183 

158 

4399
2597
1523 
 

876
439
11
6
21
8298
 
568,8 
178 

147 

4397
2597
1523 
 

622
300
4
1          21
8291
 
509,6 
127 

111 

4399
2597
1523 
 

583
291
1
1
21
7897
 
248,9 
102 

83 

4394
2597
1523 
 

583
291
1
1
20          7417
 
257,5 
73 

63 

4395
2597
1523 
 

432
234
1
1
18
6417
 
   Расчёт   среднегодового   темпа   роста   стоимости   валовой   продукции  в  сопоставимых  ценах   года   показал,  что  в  динамике  за   5  лет  она 
сократилась в среднем на 15 %.
   Таким образом, стоимость валовой продукции  в сопоставимых ценах  года составила  в 2005 году 257,5 тыс. руб., что на 46,8 % меньше, чем в 2001 году. Такое уменьшение связано с резким сокращением валового надоя молока, который составил в 2005 году 4041 ц, что на 53,3 % меньше, чем в 2001 году. Таким же образом снизился валовой сбор зерновых и картофеля. Так, зерно в физической массе после доработки составило в 2005 году 1988 ц, что на 16,1 % меньше, чем в 2001 году, а валовой сбор картофеля уменьшился в 2005 году на 5 % по сравнению с 2001 годом.
   Сокращение  валового надоя молока связано с  тем, что кормовая база животных в 2005 году в отличие от предыдущих лет имела качественно и количественно низкий состав.
   Уменьшение  же валового сбора продукции растениеводства  связано с достаточно ощутимыми  потерями урожаев картофеля из-за неблагоприятных засушливых климатических  условий, а также с отсутствием  возможностей хозяйства вносить  необходимое количество удобрений.
   Среднегодовая численность работников, занятых  в сельскохозяйственном производстве, из года в год сокращается. Расчёт среднегодового темпа роста показал, что сокращение в динамике за 5 лет  происходит в среднем на 21 %. Так,  в  2005  году этот  показатель составлял 63 человека, что на 60,1 % меньше, чем в 2001 году. 
   В данном случае это связано с тем, что колхоз «Тверь», находящийся  в непосредственной близости к городу с недавнего времени стал сообщаться с ним маршрутными такси, что  позволило рабочим перейти из сельского хозяйства на рабочие  места в городе. Так как, в сельском хозяйстве нагрузка на работника  гораздо тяжелее и зарплата соответственно ниже, чем на городских предприятиях, естественно прослеживается миграция рабочей силы в город.
   Общая земельная площадь хозяйства, как  показывают итоги расчётов среднегодового темпа роста, сократилась за 5 лет  в среднем на 1 %. Так в 2005 году она составляла 4395 га, что на 0,1 % меньше, чем в 2001 году. Это изменение связано с тем, что колхоз граничит с городом, и часть земель отошла под городскую застройку. Площадь же сельскохозяйственных угодий и площадь пашни остаются неизменными на протяжении этих трёх лет.   
   Поголовье КРС по итогам расчётов среднегодового темпа роста сократилось в  динамике за 5 лет в среднем на 16 %. Так, в 2005 году этот показатель составлял 432 головы, что на 50,7 % ниже, чем в 2001 году, это обусловлено падежом коров.
   Поголовье лошадей претерпевало изменения  в численности только до 2003 года и составляло в данном году 1 голову, что на 90,9 % меньше, чем в 2001 году и на 75 % меньше, чем в 2002 году. Такое изменение связано с тем, что колхоз продал лошадей другому хозяйству вследствие того, что больше не нуждается в их использовании, а соответственно и нет смысла в их содержании. На протяжении же последующих лет численность поголовья остаётся неизменной и составляет 1 голову.
   Наличие тракторов в хозяйстве в соответствии с произведёнными расчётами темпов роста в динамике за 5 лет снижается  в среднем на 4 %. Так, в 2005 году этот показатель составлял 18 физических единиц, что на 14,3 % меньше, чем в 2001 году. Такое снижение связано со списанием тракторов, которое, в свою очередь, связано с окончанием сроков их эксплуатации.
   Энергетические  мощности в хозяйстве уменьшаются  с каждым годом. Таким образом, в  динамике за  5 лет  в  среднем  уменьшение  происходит  на  6 %. В 2005 году этот показатель составлял 6417 л. с., что на 22,7 % меньше, чем в 2001 году. Такой спад обусловлен, во-первых, уменьшением количества техники, во-вторых, заменой её на менее мощную технику.
   Перейдём  к рассмотрению состава и структуры  товарной продукции (таблица 4).
   Специализация хозяйства – молочное скотоводство, так как, в структуре товарной продукции молоко занимает наибольший удельный вес, который составляет в 2001 году 51 %, в 2002 году 42,8 %, в 2003 году 44,3 %, в 2004 году 34,9 % и в 2005 году 43,3 %.
   Ведущее место в сельскохозяйственной деятельности колхоза «Тверь» принадлежит  животноводству, которое включает в  себя выращивание скота на мясо и  производство молока.   
      В течение пяти лет больше всего было реализовано животноводческой продукции в 2001 году, выручка составила 2973 тыс. рублей. 
   Отрасль растениеводства включает в себя производство зерна и картофеля. Ведущее место в отрасли растениеводства  занимает скорее зерно, это можно  проследить по итогам последних лет, так в 2002 году выручка за зерно превышает выручку за картофель на 2,9 %, в 2003 году на 5,7 % и в 2005 году на 0,3 %.
                                                                                                                                    Таблица 4
Состав  и структура товарной продукции
        Отрасли и вид продукции  
2001 г.
 
2002 г.
 
2003 г.
 
2004 г.
 
2005 г.
тыс. руб. уд.  вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
Растение  водство – всего в т. ч.:
зерно
картофель
прочая продукция  растениеводства
Животно водство  – всего
в т. ч.:
молоко
мясо КРС
продукция птицеводства
прочая продукция  животноводства
Итого растениеводство  и животноводство
Прочая продукция
Всего по хозяйству
 
246 
116
130 

- 

2973 
 

1933
638 

- 
 

402 
 
 

3219 

571 

3790
 
6,5 
3,1
3,4 

- 

78,4 
 

51,0
16,8 

- 
 

10,6 
 
 

84,9 

15,1 

100,0
 
337 
218
117 

2 

2507 
 

1542
603 

6 
 

356 
 
 

2844 

757 

3601
 
9,4 
6,1
3,2 

0,1 

69,6 
 

42,8
16,7 

0,2 
 

9,9 
 
 

79,0 

21,0 

100,0
 
1275 
703
454 

118 

2545 
 

1936
400 

- 
 

209 
 
 

3820 

548 

4368
 
29,2 
16,1
10,4 

2,7 

58,3 
 

44,3
9,2 

- 
 

4,8 
 
 

87,5 

12,5 

100,0
 
755 
242
338 

175 

2348 
 

1333
241 

- 
 

774 
 
 

3103 

720 

3823
 
19,7 
6,3
8,8 

4,6 

61,4 
 

34,9
6,3 

- 
 

20,2 
 
 

81,2 

18,8 

100,0
 
243 
70
61 

112 

2357 
 

1541
466 

- 
 

350 
 
 

2600 

963 

3563
 
6,8 
2,0
1,7 

3,1 

66,2 
 

43,3
13,1 

- 
 

9,8 
 
 

73,0 

27,0 

100,0
 
   Анализируя  данные  за  пять лет, можно  сделать  вывод,  что  наибольшая выручка  от реализации всей сельскохозяйственной продукции была получена                                                                            в 2003 году, она составила 4368 тыс. рублей.
   Далее перейдём к рассмотрению наличия  и обеспеченности персонала колхоза  «Тверь» (табл. 5).
                                                                                                                  Таблица 5  

   Наличие и обеспеченность персонала колхоза  «Тверь» 

   
                             Категории  работников
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004г. 2005 г.
 
чел.
 
чел.
 
чел.
 
чел.
Ф чел.
П чел.
Степень обеспечен-ности, %
Среднесписочная численность работников - всего по предприятию в т. ч. занято в  с.-х. производстве
из них рабочие  постоянные
в том числе:
-трактористы-машинисты
-операторы машинного  доения
-операторы по  обслуживанию скота
сезонные и  временные
служащие
из них
руководители
специалисты
занятые   в промышленных предприятиях и промыслах
ЖКХ, КБО и  ДУ
общепите и  торговле
с.-х. строительстве
Уровень использования  персонала предприятия, %            
 
 
 
183 
158 

131 
 

21 

20 

21 

4
23 

6
13 
 
 


13
4
8 

102,7
 
 
 
178 
147 

120 
 

17 

13 

11 

4
23 

6
13 
 
 

7
14
4
6 

101,2
 
 
 
127 
111 

80 
 

15 

11 

10 

8
23 

6
13 
 
 

2
11
3
 

120,1
 
 
 
102 
83 

59 
 

10 

9 

10 

5
19 

7
9 
 
 

3
12
4
 

118,7
 
 
 
73 
63 

41 
 

10 

6 

7 

6
16 

7
7 
 
 

3
6
1
 

109,8
 
 
 
75 
65 

50 
 

10 

9 

10 

6
23 

7
13 
 
 

3
10
3
 

?
 
 
 
97,3 
96,9 

82 
 

100,0 

66,7 

70,0 

100,0
69,6 

100,0
53,8 
 
 

100,0
60,0
33,3
 

?
 
   Судя   по  данным,  приведённым  в  таблице,  о  наличии  персонала   можно сказать следующее: численность  работников, занятых во всех сферах деятельности хозяйства из года в  год сокращается, это связано  с текучестью кадров из деревни в  город. В городе существует больше возможностей для самореализации и более полного  удовлетворения материальных потребностей.
   По  степени обеспеченности можно сказать, что в хозяйстве прослеживается острая нехватка кадров. Таким образом, не хватает работников, занятых в  сельскохозяйственном производстве – 3,1 % или 2 человека, постоянных рабочих  – 18 % или 9 человек,  операторов  машинного  доения  –  33,3  %  или  3  человека,  операторов   по   обслуживанию  скота  –   30 % или  3  человека,  служащих  –  30,4  %  или  7  человек,  специалистов  – 46,2 % или 6 человек, рабочих  ЖКХ, КБО и ДУ – 40 % или 4 человека, работников общепита и торговли – 66,7 % или 2 человека. По остальным же работникам обеспеченность составляет 100 %.
   Перейдём  к рассмотрению основных экономических  показателей финансово-хозяйственной  деятельности колхоза (табл. 6).
   Расчёт  среднегодового темпа роста выручки  от реализованной продукции показывает, что в динамике за пять лет, она  сокращалась в среднем на 2 %. Хотя на фоне общего сокращения выручки  можно проследить скачёк, который  произошёл в 2004 году.
   Таким образом, выручка в данном году составила 4368 тыс. рублей, тем самым она является наибольшей в динамике за пять лет. Это связано с тем, что в 2004 году был получен наиболее высокий  урожай зерновых, который составил 3856 центнеров, что на 79,6 % больше, чем  в 2002 году, на 65,3 % больше, чем в 2003 году и на 91,6 % больше, чем в 2005 году.  
 
 

                                                                 Таблица 6 
   Основные  экономические показатели финансово-хозяйственной  деятельности колхоза «Тверь» 

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Выручка от реализованной продукции, тыс. руб. Себестоимость реализованной
продукции, тыс. руб.
Прибыль (убыток) всего по хозяйству, тыс. руб.
в т. ч. по растениеводству
           по животноводству 
Уровень рентабельности (убыточности), %
в т. ч. по растениеводству
           по животноводству 
Приходится валовой  продукции в сопоставимых ценах  на среднегодового работника, тыс. руб./ чел.
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
Кредиторская  задолженность, тыс. руб.
Отношение дебиторской  задол-женности к кредиторской, раз
 
3790 
4963 

-1173
63
-1226 

-23,6
34,4
-29,2 
 

2,6 

456 

941 

0,48
 
3601 
4858 

-1257
78
-1274 

-25,9
30,1
-33,7 
 

3,2 

420 

1650 

0,25
 
4368 
5562 

-1194
89
-1221 

-21,5
7,5
-32,4 
 

4,0 

371 

2609 

0,14
 
3823 
6483 

-2660
-105
-2459 

-41,0
-12,2
-51,2 
 

2,4 

367 

3357 

0,11
 
3563 
6388 

-2825
-9
-2661 

-44,2
-3,6
-53,0 
 

3,5 

484 

4627 

0,10
 
   Себестоимость реализованной продукции по расчётам, произведённым, в динамике за пять лет, увеличивается в среднем на 6 %. Так в 2005 году она составила 6388 тыс. руб., что на 22,3 % больше, чем в 2001 году. Таким образом, увеличение себестоимости  реализованной продукции связано  с увеличением себестоимости  единицы продукции, которое в  свою очередь связано с увеличением  затрат на её производство.
   Убытки  хозяйства из года в год увеличиваются. Расчёт среднегодового темпа роста  показывает, что в динамике за пять лет, убытки в среднем увеличиваются  на 24 %. Так, в 2005 году убыток по хозяйству составлял 2825 тыс. руб., что на 58,5 % больше, чем в 2001 году. Убытки за последние два года превышают убытки предыдущих лет более чем в 2 раза, это связано с тем, что в 2004 и 2005 годах прибыльная до этого отрасль растениеводства начала нести убытки, которые составили соответственно 105 и 9 тыс. руб.
   Судя  по уровню рентабельности, хозяйство  является убыточным. Причем в 2004 и 2005 годах уровень убыточности по сравнению с предыдущими годами  увеличился почти в 2 раза. Это связано с тем, что в указанные годы отрасль растениеводства, в отличие от предыдущих лет, стала нерентабельной, и уровень убыточности составил соответственно 12,2 % и 3,6 %.
   Отрасль животноводства является нерентабельной и убыточной. Убытки также как  и уровень рентабельности из года в год увеличиваются. Так, расчёт среднегодового темпа роста показывает, что в динамике за пять лет увеличение в среднем происходит на 21 % и на 16 % соответственно.
   Дебиторская задолженность в динамике за четыре года постоянно уменьшалась, так  из расчёта среднегодового темпа  роста видно, что уменьшение в  среднем происходило на 5 %, но в 2005 году по отношению к предыдущим годам задолженность увеличилась и составила 484 тыс. руб.
   Кредиторская  задолженность из года в год увеличивается, так из расчёта среднегодового темпа  роста видно, что в динамике за пять лет она в среднем увеличивается  на 49 %. В 2005 году она составляла 4627 тыс. руб., что на 79,7 % больше, чем в 2001 году. 

    2.2. анализ финансового  состояния предприятия 

   Финансовые  результаты деятельности хозяйства  характеризуются суммой полученной прибыли.
   Основными задачами анализа результатов деятельн6ости являются:
    - систематический контроль за  выполнением планов реализации  продукции и получением прибыли;
    - определение влияния как объективных,  так и субъективных факторов  на финансовые результаты;
    - выявление резервов увеличения  суммы прибыли и рентабельности;
    - оценка работы предприятия по  использованию возможностей увеличения  прибыли и рентабельности;
    - разработка мероприятий по использованию  выявленных резервов.
   Объем реализации и величина прибыли зависят  от производственной, снабженческой, маркетинговой  и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.
   Оценим  финансовое состояние колхоза «Тверь» по следующим позициям (таблица 7).
   Таблица 7
   Оценка  финансового состояния  колхоза «Тверь»
Показатели 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.
Ликвидность и платежеспособность организации    общий  показатель платежеспособности
 
 
 
1,012
 
 
 
0,542
 
 
 
0,741
 
 
 
0,626
 
 
 
0,847
   коэффициент абсолютной ликвидности  
0,101
 
0,002
 
0,002
 
0,012
 
0,214
   коэффициент «критической оценки»  
0,236
 
0,154
 
0,177
 
0,185
 
0,935
   коэффициент текущей ликвидности  
2,965
 
2,001
 
2,331
 
2,033
 
1,865
   коэффициент маневренности функционирующего  капитала  
1,532
 
1,665
 
1,632
 
1,653
 
1,021
   доля оборотных средств в активах 0,256 0,258 0,216 0,182 0,160
   коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами  
 
0,130
 
 
0,118
 
 
0,076
 
 
0,024
 
 
0,066
 
   Анализируя  данные таблицы 7 можно сделать вывод, что общий показатель платежеспособности колхоза «Тверь» показывает, что предприятие на 85% обеспечено ликвидными средствами, способными покрывать платежные обязательства. С 2001 года показатель имел тенденцию к снижению, а в 2003 году возрос до 74%.
   Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что 21% своей краткосрочной задолженности  предприятие может погасить в  ближайшее время за счет денежных средств в краткосрочных ценных бумагах.
   Коэффициент «критической оценки» говорит о  том, что 93,5% краткосрочной задолженности  кооператив может погасить за счет поступлений по расчетам дебиторами. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Чем больше величина коэффициента текущей ликвидности, чем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.  Значение данного коэффициента должно быть не менее 2. В 2005 году коэффициент текущей ликвидности в Колхоз «Тверь» составил 1,865. Это говорит о превышении краткосрочных финансовых обязательств над оборотными активами.
      В 2005 году коэффициент маневренности функционирующего капитала снизился до 1,021, что является положительным моментом для деятельности предприятия. Доля высвобождения функционирующего капитала обездвиженного в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности максимальна.
      Доля  оборотных средств в активах  составила 16%, которая зависит от отраслевой принадлежности предприятия (специализацией хозяйства является растениеводство).
      Обеспеченность  собственными оборотными средствами, необходимыми для финансирования текущей  деятельности составляет 0,066%, много  ниже нормативного показателя, что  еще раз говорит о финансовой неустойчивости колхоза  «Тверь».
      Отсюда  вывод: обоснованием для признания  структуры баланса колхозк «Тверь» неудовлетворительной, а хозяйства – неплатежеспособным, является выполнение следующих условий:
- коэффициент  текущей ликвидности на конец  отчетного периода имеет значение  меньше 2;
- коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами на конец отчетного  периода – меньше 0,1.
     Для проведения анализа и оценки финансовой устойчивости организации обратимся  к показателям таблицы 8.
     Таблица 8
     Анализ  финансовой устойчивости колхоза «Тверь»
Показатели 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.
Общая величина запасов и затрат 4022 4884 5753 6698 11851
Наличие собственных оборотных средств  
2455
 
2356
 
2796
 
2714
 
1305
Функционирующий капитал 2542 2330 2865 2761 10143
Общая величина источников формирования запасов  и затрат  
3104
 
2861
 
3417
 
3795
 
11287
Показатели  обеспеченности запасов и затрат источниками формирования - излишек (недостаток) собственных оборотных средств
- излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных  источников формирования запасов  и затрат
 
 
 
 
-1567 
 
 
-1480
 
 
 
 
-2528 
 
 
-2554
 
 
 
 
-2957 
 
 
-2888
 
 
 
 
-3984 
 
 
-3937
 
 
 
 
-10544 
 
 
 
-1708
- излишек  (недостаток) общей величины основных  источников для формирования  запасов и затрат -918 -2023 -2336 -2903 -564
Трехкомпонентный  показатель типа финансовой ситуации (0,0,0) (0,0,0) (0,0,0) (0,0,0) (0,0,0)
Коэффициент капитализации 0,086 0,112 0,035 0,201 0,766
Коэффициент обеспеченности собственными источниками  финансирования 0,487 0,085 0,098 0,354 0,067
Коэффициент финансовой независимости 0,857 0,874 0,863 0,817 0,564
Коэффициент финансовой устойчивости 0,858 0,863 0,864 0,821 0,852
 
     Анализируя  данные таблицы 8, можно сделать вывод, что общая величина запасов и  затрат в течение анализируемого периода в колхозе «Тверь» возрастает. В 2005 году значение показателя достигло 11851 тыс. руб.  Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками формирования также имеют тенденцию к снижению, что является отрицательным моментом для функционирования организации. Колхоз «Тверь» на протяжении всего анализируемого периода находится в кризисном финансовом состоянии, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности, т.е. трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации - (0,0,0).
     Коэффициент капитализации показывает, что в 2005 году на на 1 рубль вложенных в активы собственных средств приходится 76,6 копеек заемных средств. За счет собственных источников в колхозе «Тверь» финансируется лишь 67% оборотных активов. Удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования составляет 56,4%. Коэффициент финансовой устойчивости, равный 0,852 показывает, что именно эта часть активов предприятия финансируется за счет долгосрочных источников.
     На  основании показателей таблицы 9 проведем оценку деловой активности организации.
     Коэффициент общей оборачиваемости капитала, отражающий скорость оборота всего  капитала, увеличивался на протяжении всего анализируемого периода и  в 2005 году достиг 0,541. Скорость оборота всех оборотных средств колхоза «Тверь» составила 0,54. С каждым годом происходит увеличение эффективности использования основных средств, в 2005 году на рубль основных средств было получено 68 копеек прибыли, а на рубль вложенного собственного капитала – 54. Срок оборачиваемости запасов с каждым годом увеличивается, что является негативным моментом в деятельности предприятия. Срок оборачиваемости денежных средств на 9 единиц выше в 2005 году, по сравнению с 2004 годом.
     Таблица 9
     Оценка  деловой активности колхоз «Тверь»
Показатели
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.