На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы диагностики психических состояний

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Государственный Социальный Университет 
 
 

              Кафедра: психология
заочная полная 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:
Психодиагностика
Тема:  « Методы диагностики психических состояний » 
 
 
 

Выполнил: студент 4 курса
Слюсарь Д. М.  
 
Проверил: Орлова Ю.В.
 
 
 
 
 
 

Мурманск, 2010 г.
Содержание 

Введение……………………………………………………………………3
1. Психические состояния (исторический аспект)………………………5
2. Методы диагностики психических состояний………………………..8
3. Соотношение объективных и субъективно-оценочных методов….12
4. Параметрический подход в изучении психических состояний……14
5. Метод компьютерной диагностики психического состояния
человека (психомоторография)…………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...17 
Список литературы………………………………………………………..19 

Введение 

     Данная  контрольная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме и методам их диагностики. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы, как для психологической теории - так и для психологической практики.
     Недостаток  методических приемов для общей  оценки психического состояния определяет актуальность работы в психологической деятельности.
     Цель контрольной работы: выявить основные методы диагностики психических состояний.
     Задачи  исследования:
      1. Выявление и интерпретация основных  параметров психического состояния. 
     2. Создание методики оценки основных  параметров психического состояния. 
     3. Исследование различных вариантов  интерпретации конкретных данных, получаемых при использовании  методики.
     Каждый  взрослый человек является субъектом  деятельности [1] с одной стороны, а с другой - психические состояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее, пожалуй, чем со всеми остальными психологическими категориями. Этот факт находит отражение в нашей контрольной работе и определяет объект исследования: субъект деятельности.
     Основной  результат: методика диагностики основных параметров психического состояния.
     На  мой взгляд, прикладное значение методики может и не ограничиваться с работой с Клиентом (о важности этого момента можно, например, увидеть в [2], где делается акцент на необходимости разводить постоянные свойства личности и временные (по сути - те же состояния) и в [3], где выделяется несколько факторов успешности социальной деятельности: готовность вписать ситуацию в свои цели, достаточность энергетики для преодоления ситуации, терпимость - не делание обобщающих выводов о людях и их свойствах) и найти свое применение в исследовании психических состояний общества - объекта политики [4].
 


     1. Психические состояния (исторический аспект) 

     История психического состояния (ПС) как научной  категории довольно полно отражена в ряде работ (к примеру: [5]). Мы только остановимся на некоторых моментах.
     Как замечает Немчин Т.А. [6], первое более-менее систематическое изучение ПС начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Развитие философской категории "состояние" произошло в работах Канта и Гегеля (см. об этом в [7]).
     Систематическое изучение ПС в психологии, пожалуй, началось с У. Джемса [8], который трактовал психологию как науку, занимающуюся ":описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д." [8, с. 17].
     Дальнейшее  развитие категории ПС связано в  основном с развитием отечественной  психологии. Первой отечественной работой, посвященной ПС является статья О.А. Черниковой 1937 г., выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем ПС исследовали Пуни А.Ц., Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. др.
     Общепсихологическую разработку ПС получило, начиная со статьи Н.Д. Левитова 1955 г.. Ему же принадлежит и первая монография по ПС. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека.
     Параллельно с психологией ПС затрагивались  и смежными дисциплинами. По этому  поводу И.П. Павлов писал: ":эти состояния  есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого  общежития" [9, с. 244-245]. Кроме того видный отечественный физиолог считал, что единственным предметом для психологии и может быть только ПС. Дальнейшая разработка ПС в рамках физиологии связана с именем Купалова П.С., показавшего, что временные состояния формируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса. Кроме этого, как он и показал, можно образовывать условные рефлексы и на определенные состояния коры.
     Установка в теории установки тоже рассматривается  как ПС: "Согласно концепции Д.Н. Узнадзе установка как готовность к действию является состоянием именно личности в целом - целостно-личностным состоянием, а не каким-либо частным  психическим процессом" [10, c.133].
     В.Н. Мясищев рассматривал ПС как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.
     ПС  нашли свое место в психологии и смежных дисциплинах. Б.Ф. Ломов  писал: "Психические процессы, состояния  и свойства существуют не вне живого человеческого организма, не как  экстрацеребральные функции. Они являются функцией мозга, сформировавшегося  и развившегося в процессе биологической  эволюции и исторического развития человека. Поэтому выявление законов  психики требует исследования работы мозга и нервной системы, более  того, всего человеческого организма в целом" [11, c.342].
     В соответствии с принципом единства психического и биологического, а  также требованиями объективной  оценки ПС, дальнейшее исследование ПС проводилось в двух направлениях: исследование функционального состояния  и эмоционального состояния, т.е. исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддается объективной  диагностике (в первую очередь диагностике  физиологических параметров) интенсивностный  показатель (по. А.А. Генкину и В.И. Медведеву). Категория функционального состояния обязано привнесением в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина: "Функциональное состояние - психофизиологическое явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой функциональной системы" и "Множество состояний, определяющих заданный уровень функциональных возможностей, образует диагностическую единицу, обычно называемую функциональным состоянием" . Хорошее определение состояния, данное Е.П. Ильиным, тоже базируется на понятии "функциональная система": "состояние: - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата" . Довольно расплывчатое понятие "эмоциональное состояние" обозначает обычно довольно долго длящуюся эмоцию. Довольно часто можно видеть как эмоции и эмоциональное состояние определяются одно из другого: "Длительность проявления, инертность эмоционального состояния - одно из характерных свойств эмоций".
     Не  отрицая, но и не утверждая правомерность  таких понятий, заметим, что во многом они собой подменяют категорию  параметров ПС и во многом морально и концептуально устарели.
     В дальнейшем развитии категории ПС особую роль можно отдать появлению классификаций  ПС и некоторых методик диагностики  ПС, о которых упомянем ниже.
 

2. Методы диагностики психических состояний  

      Если  исключить методы диагностики функционального  состояния путем снятия психофизиологических показателей, то, пожалуй, самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего психического состояния испытуемым.
      Одной из самых распространенных методик  диагностики психических состояний  в отечественной психологии является САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный  по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психических  состояний (по 10 на каждую шкалу).
      Распространенным  также является методика, разработанная  Ч.Д.Спилбергером и адаптированная Ю.Л.Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя  выступает в качестве психических  состояний.
      Среди наиболее известных опросников на диагностику  психических состояний можно  еще указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А.Немчина1, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.
      Можно также указать на два опросника, предложенных А.О.Прохоровым2: "Опросник психических состояний школьника" и "Опросник психических состояний учителя". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психического состояния.
      Интерес представляют три опросника, предложенные В.И.Чирковым:
      - ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: "мотивация", "настроение", "оценка  успеха" и "уровень бодрствования"),
      - ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно - шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: "настроение", "оценка  вероятности успеха", "мотивация", "уровень бодрствования" и  "отношение к работе").
      К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной  напряженности по особенностям речи, автоматизированную диагностику эмоциональной  реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре  психического образа, методику экспертного  визуального определения эмоционального состояния по мимике лица и др.
      К опросникам можно отнести еще  и методику Семикина В.В. "Рефлексия", позволяющую оценивать также  параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная  напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления.
      Пример  использования классификации психических  состояний для диагностики их можно найти у А.И. Юрьева: по условиям деятельности (осознание цели, достаточность  средств и очевидность результатов) праксические состояния делятся  на 8 видов (функциональный комфорт, психическое  утомление, психическая напряженность, отсутствие мотивации, эмоциональный  стресс, монотония, тревожность, индифферентное состояние) и предлагается методический прием оценки текущего психического состояния и предсказывания будущего психического состояния по условиям трудовой деятельности.
      К проективным методикам относится "Физиологический тест Кунина", позволяющий оценивать общую  удовлетворенность работой.
      Использование цветового теста Люшера тоже относится  к проективным методикам, и в  последнее время он довольно широко используется для диагностики психических  состояний.
      Базируясь на концепции М. Люшера о значениях  основных четырех цветов, Н.А.Аминов предлагает диагностировать структуру  текущих доминирующих мотиваций  в психических состояниях:
      - предпочтение синего цвета означает  мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность),
      - предпочтение зеленого - мотив самоутверждения  (доминирование-подчинение),
      - предпочтение красного - поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого - мотив  конструктивного самовыражения  (реактивность-заторможенность)3.
      К. Шипош предложил так называемый коэффициент вегетации4:  

      Кв = 18-Кр-Ж 
      18-С-З  

      где
      Кв - коэффициент вегетации,
      Кр - номер позиции красного цвета (нумерация  начинается с наиболее предпочтительного  цвета),
      Ж - позиция желтого,
      С - синего,
      З - зеленого.
      Значения  Кв > 1 трактуются как эрготропное  доминирование (преобладание возбуждения  симпатической нервной системы), Кв < 1 - как трофотропное доминирование (преобладание возбуждения в психических состояниях).
      На  основании АТ-нормы, предложенной Вальнефером, А.И. Юрьев и соавт. предложили так  называемый коэффициент суммарного отклонения (сумма отклонений позиций  цветов от "правильного"), отражающий уровень непродуктивной нервно-психической  напряженности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.