Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности общения детей с РДА

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Актуальность  исследования. Проблема влияния общения на формирование личности в онтоегензе является одной из важных проблем психологии и социологии. Этой проблемой занимались многие авторы: Л. С. Выготский, А.Н Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн. На сегодняшний день психология развивается весьма стремительно и в ней появляется много новой информации о всех психических процессах и не только о них. Во всем этом наплыве информации порой бывает довольно трудно разобраться. Эта теоретическая работа как раз будет направлена на изучение литературы и систематизацию знаний по проблеме исследования. В данной работе речь пойдет об общении дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом. Мы постараемся разобраться в механизме влияния общения на личность, посмотрим, как страдает функция общения у детей с РДА и какая в результате этого формируется личность ребенка, страдающего ранним детским аутизмом. В первой главе мы рассмотрим развитие общения в онтогенезе, разберемся в функциях общения и в их влиянии на личность, свяжем понятия «общение» и «личность». Во второй главе мы ознакомимся с историей аутизма, проведем анализ литературы по социальному взаимодействию детей с ранним детским аутизмом (РДА) и по общению дошкольников с РДА, так же составим рекомендации для родителей дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом. Основная проблема, которую мы раскрою в тексте этой работы, это общение дошкольников с РДА, их социальная адаптация и социальное взаимодействие. Данная работа предназначена для психологов и педагогов, занимающихся с дошкольниками с РДА. 
 
 
 

         Объект исследования – общение дошкольников
     Предмет исследования –  особенности общения дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом.
     Цель  исследования – теоретический анализ и систематизация материала по проблеме общения дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом.
      Задачи  исследования.
    Теоретический анализ проблемы общения в общей и возрастной психологии.
    Вывить особенности формирования межличностного общения в онтогенезе.
    Определить особенности общения дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом.
    Составить методические рекомендации по развитию общения у дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом.
     Гипотеза  исследования. В ходе теоретического исследования мы предположили, что общение дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом будет проявляться в специфических особенностях: отсутствие или запаздывание вокализаций в доречевом периоде, отсутствием реакции на близкого человека, отсутствие контакта с окружающими, уход от реальности в мир собственных переживаний, обусловленное степенью выраженности дефекта.
     Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации данных по проблеме общения; определении особенностей общения дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом; составлении методических рекомендаций по развитию общения для родителей дошкольников, страдающих ранним детским аутизмом.
     Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами для работы с  дошкольниками,  страдающих ранним детским аутизмом.
     Структура и объем работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I глава. «Теоретический аспект проблемы влияния общения на процесс формирования личности»
     1.1 Общение, как психологическая  проблема
     «Общение - это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся  деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры» [19].
     Рассмотрим  основные определения понятия общения  в научной литературе.
     В словаре С.И. Ожегова общение рассматривается как «взаимные сношения, деловая или дружеская связь» [25].
     О.В. Лунева определяет его как «взаимодействия  и взаимоотношения, возникающие  между различными субъектами: между  отдельными личностями, личностью и  группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом» [20].
       Г.М. Андреева существенно расширяет  это понятие. В учебнике по  социальной психологии встречаем:  «Общение  сложный процесс взаимодействия  между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга» [2].
     Е.И. Рогов под общением понимает «многоплановый процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» [29].
     А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения [4,С.58].
     А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно [16, С. 289].
     Информационные  подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор  широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
     Интеракциональные подходы [16, С. 289]были развиты главным образом в 60 - 70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
     Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии) [16, С. 290].
     Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973)[16, С. 291].  
Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией» [8].

     Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
     По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления  теоретических исследований оказались  инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания[1,С.54].
     Категория общения является базовой для  социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Общение – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии[10,С.42].
     Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций [10,С.67].
     Н.В. Казаринова подтверждает, что решение  проблемы общения является весьма специфичным  в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение»  не имеет точного трактования  в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю [13,С.73].  
Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные теоретические подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Соотнесение понятий  «личность» и «общение»
     Проблемой соотнесения общения и личности занимались многие ученые. Личность формируется  в общении или личность влияет на развитие общения? На этот вопрос достаточно сложно ответить, особенно по тому, что нет единого мнения, что же такое личность. Объяснить это понятие пробовали многие ученые, но мы рассмотрим лишь некоторые подходы к изучению и определению личности.

     

1. Концепция «человекознания»Бориса Герасимовича Ананьева
     Б.Г. Ананьев говорил, что Личность – это составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.
     Его концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву, человеческая эволюция - это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе. Человек, как открытая система, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие.
     Структура личности строится одновременно по субординационному  принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).
     2. Концепция Алексея Николаевича Леонтьева (теория деятельности).       А.Н. Леонтьев рассматривал личность как иерархию деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы.
     Согласно  его теории, личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Понятием «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Последняя рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.
     Становление личности - это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает  проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. На каждой возрастной ступени развития личности в теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

     

3. Концепция  личности Сергея Леонидовича  Рубинштейна (философско-психологическая).

     

По взглядам С.Л. Рубинштейна личность - это субъект  жизни, она связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.
     В отличие от большинства гносеологически  ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром. В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личности определяется через триединство - что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной [7, 11, 26, 9].
     Таким образом, рассмотрев эти подходы  к изучению личности, мы увидели, что  единого мнения о том, что такое личность, нет. Да и невозможно дать универсальное определение этого понятия потому, что нет двух совершенно одинаковых личностей: каждый человек индивидуален. Но исходя из рассмотренных концепций можно сделать вывод, что авторы хоть и по-разному подходят к этому понятию, но все говорят, что личность субъект общественных отношений. Следовательно нельзя рассматривать личность отдельно от общения, а общение от личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Развитие общения  в онтогенезе.
     Проблемой онтогенеза общения очень углублено занималась М.И. Лисина. В своей статье «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» она рассматривала этапы развития общения в виде форм общения и выделила 4 формы общения у детей первых семи лет жизни.
     Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни).
     Эту форму общения можно наблюдать, когда дети еще не овладели хватательными  движениями целенаправленного характера... Взаимодействие со взрослыми разворачивается  в перовые месяцы жизни детей  на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредствованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.
     В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид  «комплекса оживления»—сложного поведения, включающего в виде компонентов  сосредоточение, взгляд в лицо другого  человека, улыбку, вокализации и  двигательное оживление.
     Общение младенца со взрослыми протекает  самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую  деятельность ребенка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы  этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.
     Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные  переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Помимо такого неспецифического влияния общения в лаборатории установлено и прямое воздействие этой деятельности на развитие психики детей. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной» сфере, эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

     

Ситуативно-деловая  форма общения  детей со взрослыми (6 месяцев — 2 года).
     Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать  протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
     Исследования  показали, что помимо внимания и  доброжелательности ребенок раннего  возраста начинает испытывать нужду  еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество обеспечивает ребенку достижение практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он пока располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает внимание взрослого и испытывает его доброжелательность. Сочетание... внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении.
     Ведущими  становятся в раннем возрасте деловые  мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и  личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции.
     Важнейшим приобретением детей раннего  возраста следует считать понимание  речи окружающих людей и овладение  активной речью. Исследования показали, что возникновение речи тесно  связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.
     Значение  ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребенка и  взрослого мы видим главным образом  в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Таким образом, снова рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности.

     

Внеситуативно-познавательная форма общения (3— 5 лет).
     Третья  форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Полученные факты показали, что с расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.
     Несомненным признаком третьей формы общения  может служить появление первых вопросов ребенка о предметах  и их разнообразных взаимосвязях. Наиболее типичной эту форму общения  можно считать для младших  и средних дошкольников. У многих детей она остается высшим достижением до самого конца дошкольного детства.
     Потребность ребенка в уважении со стороны  взрослого обусловливает особую чувствительность детей младшего и  среднего дошкольного возраста к  той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.
     Важнейшим средством коммуникации на уровне третьей  формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.
     Значение  третьей формы общения детей  со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем, познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере. Развитие мышления, и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, перестраивая и деятельность общения со взрослыми.

     

Внеситуативно-личностная форма общения  детей со взрослыми (6—7 лет).
     Высшей  формой коммуникативной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве, является внеситуативно-личностное общение  ребенка со взрослыми.
     В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную  деятельность, так сказать, в «чистом виде».
     Эта последняя черта сближает внеситуативно-личностное общение с тем примитивным  личностным (но ситуативным) общением, которое составляет первую генеческую форму этой деятельности и наблюдается  у младенцев первого полугодия  жизни. Именно это обстоятельство и заставило нас именовать первую и четвертую формы общения личностными.
     Внеситуативно-личностное общение формируется основе личностных мотивов, побуждающих детей к  коммуникации, и на фоне разнообразной  деятельности: трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не являет аспектом его сотрудничества со взрослым.
     Такое общение имеет для детей дошкольного  возраста большое жизненное значение, так как позволяет удовлетворить  нужду в познании себя, других людей взаимоотношений между людьми. Старший партнер ребенка служит для него источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объект; познания как член общества, как особая личность всеми ее свойствами и взаимосвязями. В этом процесс взрослый выступает как высший компетентный суд Наконец, взрослые служат для ребенка эталоном, образцом того, что и как надлежит делать в разных условиях.
     В отличие от того, что имело место  в рамках предыдущих форм общения, ребенок  стремится обязательно добиться взаимопонимания со взрослым и сопереживания как эмоционального эквивалента взаимопонимания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.