На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управлении педагогическим процессом

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение
Высшего Профессионального Образования
 «Дальневосточный  государственный университет 
путей сообщения» 
 
 
 

                                                                               Кафедра:   « Психология» 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6
 ПО  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
ТЕМА № 6: « Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управлении педагогическим процессом.» 
 
 
 
 

   

     

                                                                    Выполнила:  студентка 2курса ИИФО
Кашурникова Т.С
шифр: КТ10-Ю-156
                                                                 Проверила: д.псх.н. Невструева Т.Х 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2011
План: 

Введение………………………………………………………………………..…3
    Структура педагогического процесса……………………………………...5
    Принципы педагогического процесса………………………………………14
    Характеристика системы комплексной организации учебно-воспитательной работы………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиографический список…………………………………………………..27
Приложение……………………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Тема  моей контрольной работы «Общие организации учебной деятельности». Она является одной из самых актуальных на сегодняшний день, поскольку педагогика — наука о воспитании, то понятия «воспитательный процесс», «воспитательная система» отождествляются с понятиями «педагогический процесс», «педагогическая система». Выясним смысл понятия «педагогическая система», в которой осуществляется педагогический процесс. В наиболее общем виде педагогическая система — это единство составных компонентов, определяющих установленный порядок осуществления воспитания.
      Педагогическая  система создается для осуществления  педагогического процесса. Процесс и система неразделимы: система создается для процесса, процесс осуществляется в системе. Сущность воспитательного процесса составляет практическая реализация целей воспитания со всеми необходимыми для этого средствами. Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие, воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика.
      Рассмотрим  педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В  ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и  обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления. Общая система несводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.
      Педагогический  процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.
      Целевой компонент процесса включает все  многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
      Содержательный  компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в  каждую конкретную задачу, а деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще процессуальным, организационным или организационно-управленческим.
      Наконец, результативный компонент процесса отражают эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью. В современной педагогике все  чаще употребляется понятие «продукт».
      Доминирующая  функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание и т.д. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
      Поэтому главная моя задача как можно  подробнее рассмотреть структуру  и принципы педагогического процесса, характеристику системы комплексной  организации учебно-воспитательной работы. 
 
 
 
 

    Структура педагогического процесса.
 
     Понимание структуры педагогического процесса зависит от структурного слоя, который  подвергается анализу. На первом слое -субъекты педагогического процесса, на втором слое - их взаимодействие, которое  собственно и составляет педагогический процесс. То есть педагогический процесс в самом общем виде - это два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса1.
       Во-первых, это деятельность воспитателей  как процесс целенаправленных  воспитательных влияний на воспитанников. 
     И, во-вторых, это деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включения в систему общественных отношений. В совокупности своей эти процессы и составляют целостный процесс воспитания.
     В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство2. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
          Итак, целостность является закономерным  свойством учебного процесса. Она  объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие  функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
       Педагогический процесс считают  системой наук и выделяют следующие  основные части3:
-         общие основы;
-         теория воспитания;
-         дидактика – теория обучения;
-         школоведение.
     Каждая  из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается  друг на друга.
          Структура – это расположение  элементов в системе4. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.
          Взаимная активность педагога  и воспитуемого в педагогическом  процессе наиболее полно отражается  термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в  единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей.
     При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо  важные.
          Развитие человека требует организации  двух взаимосвязанных процессов  – обучения и воспитания. 5Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.
          Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:
       Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.
      Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
    В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.
      В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.
      В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.
          Обучение, как целостная система  содержит в себе множество  взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.
          Схематически процесс обучения, как целостную систему можно представить следующим образом:

     Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат6. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.
     Основанием  единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.
      Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются7:
-         анализ исходной ситуации, определение  и постановка цели обучения  и принятие ее учащимися;
-         планирование работы, отбор содержания  и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
-         исполнение обучающих и учебных  операций, организация совместной  работы учителя и учеников;
-         организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
-         анализ и самоанализ, оценка результатов  обучения;
-         подготовка и работа учащихся  вне школы.
          Такова структура процесса обучения  в его теоретическом представлении. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев. Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.
          В развитии всех педагогических  процессов можно легко обнаружить  одни и те же этапы. Этапы  – это не составные части,  а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный8. Рассмотрим их подробнее.
     На  этапе подготовки педагогического  процесса создаются надлежащие условия  для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.
     Сущность  первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса9.
     Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Ее главная  цель получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
     Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его   возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в протекание и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.
     Завершается подготовительный этап скорректированным  на основе результатов диагностики  и прогнозирования проектом организации  процесса, который после окончательной  доработки воплощается в план. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.
          Этап осуществления педагогического  процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
-         постановка  и разъяснение целей  и задач предстоящей деятельности;
-         взаимодействие педагогов и учеников;
-         использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
-         создание благоприятных условий; 
-   осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
-         обеспечение связи  педагогического  процесса с другими процессами.
     Эффективность процесса зависит от того, насколько  целесообразно эти элементы связаны  между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу10.
          Важную роль на этапе осуществления  педагогического процесса  играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти  рациональное  соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.
       Завершается цикл педагогического  процесса этапом анализа достигнутых  результатов. Важно еще раз  внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы педагогического процесса. 

     Принципы  в современной науке – это  основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия11. Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс. (Приложение 1).
     Задача  осмысления и регулирования такой  столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
    Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
    Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
    Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
    Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
    Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
    Принцип доступности обучения.
    Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
    Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
    Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
    Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
    Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
    Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
    Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
    Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
     Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены  ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику12.
     Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
     Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
     Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации  учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные  наблюдения изучаемых явлений и  процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.
     Принцип связи обучения с  практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
     Принцип систематичности  и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:
    изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;
    в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
    при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
     Требование  систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и  процессуальной сторон обучения, при  которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
     Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
     Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
     Принцип сознательности и  активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
     Активности  и сознательности в учении можно добиться, если:
    опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;
    включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.