На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Мокинское» Советского района

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное общеобразовательное  учреждение
Высшего профессионального образования
«Вятская  государственная сельскохозяйственная академия» 

Экономический факультет 

Кафедра бухгалтерского учета 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» 

Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  в ОАО «Мокинское»  Советского района 
 
 
 
 
 

Выполнила:  Медведева И. В.
                         студентка 4 курса
                         экономического факультета
                         очной бюджетной формы обучения
                         по специальности «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит» 

Преподаватель:  Липартелиани М. Д. 

Регистрационный номер: ____________ 

Дата  поступления работы в деканат:  «____»  ______________2011 г. 

Дата  поступления работы на кафедру:  «____»  ______________2011 г. 
 
 

Киров 2011  

    Содержание
 
Введение  ……………………………………………………………………..…... 3
1. Теоретические  аспекты учета расчетов с покупателями  и заказчиками ….. 6
2. Краткая  характеристика ОАО «Мокинское»   ……………………..….…… 16
3. Учет  расчетов с покупателями и  заказчиками в ОАО «Мокинское»……...21
   3.1 Анализ внутренних документов  ……………………...…………...……21
   3.2 Формы безналичных расчетов, применяемые  на предприятии ………24
   3.3 Документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками ……………..…………………………………………………...…. 25
   3.4 Синтетический и аналитический  учет расчетов с покупателями  и заказчиками …………………………………………………………………….. 27
   3.5. Налогообложение операций по  продаже товаров (оказании работ, услуг) …………………………………………………………………………… 30
   3.6 Учет расчетов с использованием  неденежных форм …………..…….. 32
     3.6.1 Зачет взаимных требований ……………………………….….....  32
     3.6.2 Переуступка прав требований ……………………….………...… 34
   3.7 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками. Порядок списания просроченной дебиторской задолженности ……………………… 36
Выводы  и предложения …………………...……….…….……………………. 38
Библиографический список ……………………………….……………...…… 42
Приложения  ………………………...……………….……….………………… 44
 Введение
 
      Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  по праву занимает одно из важнейших  мест в системе бухгалтерского учета, поскольку является неотъемлемой частью деятельности любой организации.
       В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договора по взаимным услугам. [3]
       Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее  время системы расчетов между  юридическими и физическими лицами. Основной задачей бухгалтерского финансового учета является подготовка данных для принятия управленческих решений. Без учета состояния расчетов с дебиторами и кредиторами любое принятое решение не только не будет полноценным, но и может быть ошибочным.
       В последние время из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отображения в отчетности дебиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.
       Объективно  на это повлияли переход страны на рыночные отношения и принятие новых законодательных актов, которые увеличили значение договорных обязательств сторон, участвующих в сделке.
       Субъективно на это оказывает влияние состояние  платежей в стране и, как следствие, принятие государством ряда нормативных актов, направленных на обеспечение правопорядка при осуществлении расчетов за поставку продукции, а также желание многих организаций проводить расчеты без использования денежных средств.
       Дебиторская задолженность в бухгалтерском  учете организации отражается как следствие ее гражданских обязательств, возникающих в результате определенной сделки. Сделка, оформленная, как правило, договором, представляет собой определенное действие участвующих в ней субъектов (юридических или физических лиц), результатом которой является возникновение товарных и денежных обязательств. [6]
      В обобщенном виде факторы, влияющие на порядок отражения дебиторской  задолженности в учете, оценки и  погашения, представляют собой правила  и нормы, установленные:
      - договором, определяющим порядок расчетов по сделке;
       - гражданским законодательством,  определяющим порядок совершения  сделок;
      - законодательными и административными  документами по налогообложению.      
      Целью данной работы является теоретическое  исследование основных вопросов бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выяснение особенностей действующего законодательства и сложностей его применения. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
 - ознакомится  с внутренними документами;
 - изучить  порядок организации учета расчетов  с покупателями и заказчиками;
 - рассмотреть  документальное оформление учета  расчетов с покупателями и  заказчиками;
  - рассмотреть особенности синтетического и аналитического учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками;
     Объектом  исследования в данной работе является экономические отношения, связанные  с продажей продукции покупателям  и выполнением работ, законы РФ, постановления  Правительства РФ, Положение по бухгалтерскому учету и отчетности РФ, постановления, разъяснения Министерства Финансов РФ и Государственной налоговой службы, а также регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность, учетная политика ОАО «Мокинское». (Приложение 1)
       В процессе написания данной курсовой работы были изучены все указанные в нормативной базе документы, и изучена учебная литература.
      Источниками информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2007 – 2009 гг.:
      форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 2);
      форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
      данные  аналитического и синтетического учета  по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
      первичные документы.
        
 
 
Доработано
     1. Теоретические аспекты  учета расчетов с покупателями и заказчиками
 
     В процессе своей деятельности предприятие  образует определённый круг поставщиков, покупателей, заказчиков, которые с  этим предприятием образует хозяйственные  связи. Данные связи по утверждению  Часовой О.В.  – представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемой продукции; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками). [20]
     По  определению Кондракова Н.П., к покупателям  и заказчикам относят организации, физические лица, покупающие сырье, сельскохозяйственную продукцию и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг  (электроэнергии, газа, воды и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной. [8]
      Сомнительная  дебиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
      Безруких  П.С. [2] справедливо утверждает, что  в условиях рыночной экономики для  уменьшения риска не оплаты или несвоевременной  оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.
      Савицкая  Г.В. [18] считает, что в процессе анализа  составления расчетов нужно изучить  динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для  анализа дебиторской задолженности  используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.
      Оценку  состава и структуры задолженности  следует производить по конкретным покупателям. При этом Астахов В. П. [1] рекомендует изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия.
      Итак, от качества оценки расчётов с покупателями и заказчиками зависит эффективность деятельности предприятия в целом.
      Правильно организованный учёт расчётов позволит решать следующие задачи, стоящие  перед предприятием:
        обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;
        соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения;
        обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;
        выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков;
        определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции, получения коммерческих кредитов при расчетах с поставщиками.
     Система нормативно-правового регулирования  различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.
     К первому уровню системы нормативно-правового  регулирования расчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня (кодексы и федеральные  законы).
     Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит Гражданский кодекс РФ, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.
     Согласно  Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» № 129-ФЗ документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. [13]
     Второй  уровень системы нормативно-правового  регулирования расчетов на территории РФ - это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня.
     Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком РФ. Согласно указанию ЦБР «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу  юридического лица или кассу индивидуального  предпринимателя», лимит составляет 100 тыс. руб.
     Нормативно-правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов основывается на Положении ЦБР «О безналичных  расчетах в РФ».
     Третий  уровень регулирования расчетных  отношений - это положения по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ и бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.
     Четвертый уровень - внутренние локальные субъектов  хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия и пр.).
     В процессе продажи своей продукции  предприятие взаимодействует с  другими предприятиями и физическими  лицами – покупателями и заказчиками  продукции.
     Необходимо  отметить, что по оценкам специалистов примерно 95% платежей в России осуществляется платежными поручениями. Платежным поручением является оформленное расчетным документом распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку на перевод определенной денежной суммы на счет получателя денежных средств. Расчеты платежными задолженности первоначально были связаны с предоставлением денег и материальных ценностей в долг, то есть с последующим возвратом. По мере развития торговли долговые обязательства увеличивались не только по количеству и суммам, но и по видам задолженности.
     Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками  предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 — балансовый, основной, расчетный, активно-пассивный. По дебету счета 62 отражается задолженность покупателей и заказчиков на суммы, на которые предъявлены им расчетные документы и по которым признан доход. По кредиту счета 62 - суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) в счет погашения задолженности. [4]
     К счету 62 могут быть открыты следующие  субсчета:
     62/1 «Расчеты с покупателями  и  заказчиками»;
     62/2 «Расчеты по авансам полученным»; 
     62/3 «Векселя полученные»;
     62/4 «Расчеты по банковским чекам»  и др.
     Сальдо  по счету 62 показывается развернуто: без учета субсчета «Авансы полученные» оно может быть только дебетовым, а по субсчету «Авансы полученные» — только кредитовым.
     На  субсчете 62/1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» учитываются расчеты  по предъявленным покупателям и  заказчикам и принятым кредитной организацией к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
     На  сумму задолженности покупателей  и заказчиков за проданную им продукцию, товары, выполненные работы, оказанные  услуги при использовании метода начисления для определения выручки от продажи выполняется следующая учетная запись:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62/1 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 90 «Продажи» Начислена задолженность  покупателей на сумму, подлежащую оплате по предъявленным расчетно-платежным документам
     На  стоимость отгруженных прочих активов, по которым в установленном порядке  признан доход, выполняется запись:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62/1 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 91 «Прочие доходы и расходы» Отражена задолженность  покупателей на сумму выручки  от продажи ими основных средств  и излишних материальных ценностей, ценных бумаг и прочего имущества
 
     При поступлении денежных средств делается запись:
     На  субсчете 62/2 «Расчеты по авансам полученным» осуществляется учет предварительной оплаты (аванса) за продукцию, товары, работы, услуги. По кредиту этого субсчета отражается поступившая сумма аванса или предварительной оплаты, включая НДС, а по дебету — оплата отгруженных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. При этом выполняется следующая проводка:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета»  62/2 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Отражена сумма  поступивших денежных средств в счет аванса (или предоплаты) за товар, выполненные услуги, работы
     С суммы полученного аванса исчисляется  подлежащий уплате в бюджет НДС, что  в учете отражается записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62/2 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 68 «Расчеты по  налогам и сборам» Начислен в  бюджет НДС с суммы аванса
     После отгрузки продукции, товаров, прочих активов, выполнения работ, оказания услуг под  полученный аванс в учете производится следующая запись:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62/1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90/1 «Продажи», 91/1 «Прочие доходы и расходы» Отражена сумма  аванса пли предварительной оплате, полученная покупателем и заказчиком за проданную продукцию, товары, выполненные  работы, оказанные услуги и другие товарно-материальные ценности
     Начисление  НДС в бюджет с суммы выручки  отражается в учете записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
90/3 «Продажи», 91/2 «Прочие доходы и расходы» 68 «Расчеты по  налогам и сборам» Начислен НДС  с суммы выручки, полученной от покупателей
     Одновременно  восстанавливается ранее начисленный  НДС записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
68 «Расчеты  по налогам и сборам» 62/2 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Восстановлена ранее начисленная с суммы  полученного аванса сумма НДС
     Сумма поступивших от покупателей (заказчиков) средств в окончательный расчет отражается в учете записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета» 62/1 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Отражено поступление денежных средств от покупателей и заказчиков в счет погашения ранее признанной задолженности
62/2 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 62/1 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Списание аванса в счет расчетов с покупателями и  заказчиками
     На  субсчете 62/3 «Векселя полученные» учитывается  задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными  векселями. При получении векселя  делается внутренняя проводка по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62/3 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 62/1 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Отражена сумма  задолженностей покупателей и заказчиков, обеспеченная полученными организацией векселями
     Разница между номиналом полученного  векселя и суммой дебиторской
задолженности за поставленные продукцию, товары, выполненные  работы и 
оказанные услуги отражается записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62/3 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 91 «Прочие доходы и расходы» Отражена разница между суммой, указанной в векселе, выданном организацией — покупателем и суммой ранее учтенной задолженности
     Суммы задолженности покупателей, зачтенные  в погашение долгов перед поставщиками посредством передачи векселя (индоссирования), отражаются в учете следующим образом:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками» 62/3 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Зачет числящихся сумм задолженностей при взаимных расчетах между покупателями и поставщиками
     Поступление сумм по полученным от покупателей векселям отражается в учете записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные  счета»  62/3 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Отражена сумма  поступивших денежных средств в  счет погашения задолженности по векселю
     Если  по полученному векселю, обеспечивающему  задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения  этой задолженности делается запись:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» 91 «Прочие доходы и расходы» Отражена сумма  поступивших денежных средств в  счет погашения процентов по векселю
 
     На  субсчете 62/4 «Расчеты по банковским чекам» осуществляется учет движения полученных чеков организацией - чекодержателем.
     Для обеспечения аналитического учета  к субсчету «Расчеты по банковским чекам» рекомендуется открывать  три аналитических счета:
     «Расчеты  по чекам, срок оплаты которых не наступил»;
     «Расчеты  по чекам, не оплаченным в срок»;
     «Расчеты, переданные на инкассо».
     В настоящее время срок предъявления чека к оплате устанавливает банк - плательщик самостоятельно внутрибанковскими  правилами проведения операций с  чеками.
     Чек может быть представлен к оплате путем непосредственного предъявления банку—плательщику или путем предъявления чека на инкассо. На практике чаще используется второй вариант погашения задолженности по чеку.
     В бухгалтерском учете будут сделаны  следующие записи:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 90/1 «Продажи» Отражены товары покупателю
62/4 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» Получен чек  от покупателя
62/4 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 62/4 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Предъявлен  в банк чек на инкассо
     После зачисления денежных средств на счет организации в учете делаются следующая запись:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
51 «Расчетные  счета» 62/4 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» Зачислены на расчетный  счет денежные средства
 
     Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется с помощью  карточек или ведомости: по каждому  предъявленному покупателям (заказчикам) счету, по каждому полученному авансу. [7]
     Построение  аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
      покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
      покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
      авансам полученным;
      векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
      векселям, дисконтированным (учтенным) банком и др.
     На  счете 62 отражаются также возникающие  суммовые и курсовые разницы. Суммовые разницы, возникающие при определении  доходов от обычных видов деятельности, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), отражаются в учете следующими записями:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 90/1 «Продажи» Отражена положительная суммовая разница
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 90/1 «Продажи» Отражена отрицательная  суммовая разница (сторно)
  
     В случае возникновения суммовых разниц при определении доходов (расходов) от прочих видов деятельности они  учитываются следующим образом:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 91/1 «Прочие доходы  и расходы» Отражена положительная суммовая разница
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 91/2 «Прочие доходы  и расходы» Отражена отрицательная  суммовая разница
 
     Курсовая  разница, возникающая в связи  с изменением курса иностранной  валюты по отношению к рублю, подлежит зачислению как внереализационные доходы (расходы) по мере ее принятия к учету. В учете эти операции отражаются следующим образом:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 91/1 «Прочие доходы  и расходы» Отражена положительная курсовая разница
62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» 91/2 «Прочие доходы  и расходы» Отражена отрицательная  курсовая разница
     Зачет сумм в рамках проведения взаимных расчетов отражается в учете записью:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами» 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» Зачтены суммы  по взаимным расчетам
 
     Дебиторская задолженность, по которой срок исковой  давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются либо на счет 63 «Резервы по сомнительным долгам», либо на финансовые результаты. При этом выполняются следующие проводки:
 Дебет  Кредит  Наименование  операции
63 «Резервы  по сомнительным долгам» 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» Отражено списание долгов покупателей и заказчиков (нереальных для взыскания), а также просроченной дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам
91/2 «Прочие  доходы и расходы» 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» Отражено списание долгов покупателей и заказчиков (дебиторской задолженности, нереальной для взыскания) в сумме, не покрываемой суммой созданных резервов
 
     Обязательства покупателя возникают в момент исполнения продавцом обязательств по передаче товара, возможны два варианта отражения  в бухгалтерском учете дебиторской задолженности покупателя, которые определяются условиями договора о переходе права собственности на материальные ценности.
     Первый  вариант основан на условии договора о переходе права собственности  в момент исполнения обязательств поставщиком или подрядчиком. В этом случае обязательства покупателя или заказчика возникают одновременно с выполнением обязательств поставщика или подрядчика и переходом права собственности на продукцию (товары). Выполнение обязательств поставщиком или подрядчиком по договору является основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
     Согласно  пункту 12 положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете выручка  отражается при наличии следующих условий [14]:
    организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
    сумма выручки может быть определена;
    имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
    право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
    расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
     Для отражения выручки от реализации на счетах бухгалтерского учета должны выполняться все условия одновременно. Если не выполняется хотя бы одно из выше перечисленных условий, то денежные средства и иные активы, полученные организацией в оплату, в бухгалтерском учете организации признаются как кредиторская задолженность, а не как погашение дебиторской задолженности.
     Следовательно, дебиторская задолженность покупателя в бухгалтерском учете организации  будет формироваться одновременно с отражением информации о выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг при выполнении всех указанных условий путем осуществления следующей записи на счетах бухгалтерского учета: дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - кредит 90 «Продажи».
     Второй  вариант отражения информации о  дебиторской задолженности основан  на условии договора о переходе права  собственности в момент оплаты продукции, товара, или наступления иных обстоятельств. В этом случае возникающие у покупателя обязательства по оплате продукции (товара) не связаны с переходом права собственности и, следовательно, отражением на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров. В момент перехода права собственности на продукцию (товар) производится на счетах бухгалтерского учета запись: дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - кредит 90 «Продажи». И одновременно по кредиту счета «Расчеты с покупателями и заказчиками» списывается сумма дебиторской задолженности, отраженная по балансовому счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». [5]
 
 
 
       2. Краткая организационно-экономическая  характеристика организации
 
     Открытое  акционерное общество «Мокинское»  находится в юго-восточной части  Советского района Кировской области. Центральная усадьба расположена в селе Мокино, на расстоянии 25 км от районного центра - города Советска, в 130 км от железнодорожной станции города Котельнич и в 158 км от областного центра – города Кирова.
     Транспортная  связь с городом Советск осуществляется по автодороге Советск – Лебяжье.
     Открытое  акционерное общество «Мокинское»  Советского района зарегистрировано Межрайонной  инспекцией РФ по налогам и сборам № 11 по Кировской области 26 сентября 2003 года, является правопреемником  СХПК-СА/колхоза/ «Мокинский».
     Хозяйство расположено в южной агроклиматической  зоне Кировской области. Климат умерено  теплый. Вегетационный период продожительностью 157-160 дней, что благоприятно для роста  и развития сельскохозяйственных культур.
     Территория  хозяйства представляет собой холмисто-волнистую равнину. Почвы в хозяйстве в основном светло-серые и серые лесные, по механическому составу тяжело-суглинистые.
     Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество.
     Организационная структура предприятия представлена пяти отделами: планово-экономический отдел, центральная бухгалтерия, служба по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, диспетчерская служба и отдел кадров.
     Существующая  структура управления: цеховая. Имеется  три цеха и два отдела.
        цех растениеводства – две бригады,
        цех животноводства – три бригады,
        цех механизации – две бригады,
        отдел строительства и ремонта – один,
        служба по хозяйственной части и быту – один (Приложение 3).
     Высшим  органом управления общества является общее собрание акционеров, общим руководством деятельности занимается совет директоров (пять человек), который делегирует полномочия оперативного руководства текущей деятельностью хозяйства генеральному директору. Он несет всю полноту власти и ответственности за повседневную деятельность общества, осуществляет общее руководство и контроль за всеми операциями общества, обеспечивает выполнение решений общих собраний акционеров и совета директоров общества и т.п. При оформлении на работу генеральный директор берет на себя ответственность за эффективную деятельность предприятия. Для ее достижения ему передаются полномочия по использованию имеющихся ресурсов предприятия, но в рамках Устава общества и действующего законодательства Российской Федерации.
     Основной  вид деятельности ОАО «Мокинское»: производство молока, мяса и зерна.
     Открытое  акционерное общество «Мокинское» - сельскохозяйственное предприятие  небольших размеров.  Площадь  землепользования по настоящее время (2010 год) составляет 10040 га, в том числе 7531 га – сельскохозяйственные угодий, из них 6404 га – пашня, 36 га – сенокосы, 1091 га – пастбища. Поголовье скота – 1652 голов.
     Рассмотрим  показатели размера ОАО «Мокинское»:
     Таблица 1 – Показатели размера предприятия
 Показатели  2007 г.  2008 г.  2009 г.  2009 г. в  % к 2007 г.
Выручка от продажи с/х продукции, тыс. руб.  35718  38612  45789  128,2
Среднесписочная численность работников с/х производства, чел.  191  198  205  107,3
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов с/х назначения, тыс.руб.  51926  66190  69354  133,6
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.  29505  42723  39367  133,4
     Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции  в 2009 г. составила 45 789 тысяч рублей или  выросла на 28,2 % по сравнению с 2007 годом (таблица 1). Стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения составила в 2009 году 69 354 тысячи рублей или выросла на 33,6 % по сравнению с 2007 годом. Среднегодовая численность рабочих сельскохозяйственного производства в 2009 году – 205 человек, повысилась на 7,3 % по сравнению с 2007 годом.
     Открытое  акционерное общество «Мокинское»  Советского района Кировской области  специализируется на производстве молока, мяса, зерна. Основным направлением деятельности предприятия является производство молока.
     Таблица 2 – Состав и структура выручки от продажи сельскохозяйственной продукции
 Показатели  2007 г.  2008 г.  2009 г. 2009 г.  в % к 2007 г.
 тыс.  руб.
 %  тыс.  руб.
 %  тыс.  руб.
 %
Выручка от продажи продукции растениевод-ства, всего  5606  15,7  6120  15,8  9837 21,5  175,5
 в том числе: зерна  5155  14,4  5363  13,9  8893  19,4  172,5
 прочей  продукции  451  1,3  757  1,9  944  2,1  209,3
Выручка от продажи продукции животновод-ства, всего  30112  84,3 32492  84,2 35952 78,5  119,4
 в том числе: молока  23984  67,1 25756  66,7 27389 59,8  114,2
                       мяса КРС  6128  17,2  6736  17,5  8563 18,7  139,7
 ВСЕГО  35718  100,0 38612  100,0 45789 100,0  128,2
 
     По  данным таблицы 2 видно, что выручка  от продажи молока в 2007 составляет 23 984 тыс. рублей или 67,1 %. Выручка от продажи  продукции растениеводства и продукции животноводства в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличивается соответственно на 75,5 % и 19,4 %. Вся выручка от продажи сельскохозяйственной продукции растет на 28,2% в 2009 году по сравнению с 2007 годом.
 
 
 
      Таблица 3 – Состав и структура основных фондов
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
Здания 10345 20 12856 19 12534 18 121,2
Сооружения 3662 7 4118 6 3421 5 93,4
Машины  и оборудование 9578 18 13490 20 12157 18 126,9
Транспортные средства 15357 30 18839 28 17539 25 114,2
Производственный  и хозяйственный инвентарь 3549 7 4758 7 4568 7 128,7
Продуктивный  скот 8278 16 10523 16 11598 17 140,1
Другие  виды основных фондов 1157 2 1606 4 7537 10 651,4
Итого основных фондов 51926 100 66190 100 69354 100 133,6
 
     По  данным таблицы 3 видно, что стоимость  основных фондов с каждым годом увеличивается. Это связано с тем, что на предприятии  приобретают новые транспортные средства, здания, увеличивается численность  продуктивного скота. Стоимость сооружений снизилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом, так как с каждым годом стоимость сооружений снижается на сумму амортизации.
     Для характеристики ресурсного потенциала ОАО «Мокинское» рассмотрим таблицу 4.
     Таблица 4 – Обеспеченность и эффективность использования  ресурсного потенциала предприятия
 Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к  2007 г.
Среднесписочная численность работников с/х производства, чел.  191  198  205  107,3
Выручка от продажи с/х продукции, работ (услуг) 35718  38612  45789  128,2
Приходиться на 1 среднесписочного работника выручки  от продажи, тыс.руб.  187,0  195,0  223,4  119,5
Фондовооруженность, тыс. руб.  271,9  334,3  338,3  124,4
Фондоотдача в расчете на 100 руб. основных фондов, руб.  68,8  58,3  66,0  95,9
Фондоемкость, руб.  1,5  1,7  1,5  100,0
 
     Как видно из таблицы 4 в хозяйстве  за 2007-2009 гг. улучшилось использование  имеющихся ресурсов. Увеличилась  производительность труда на 19,5 %, что  обеспечилось не только ростом денежной выручки на  28,2 %, но и повышению  численности работников на 7,3 %. Также наблюдается рост фондовооруженности на 24,4 %. Фондоотдача снизилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 4,1 % при росте стоимости ОПФ на 33,6 % и неизменности фондоемкости, что говорит об эффективности использования основных производственных фондов.
     Для более полного изучения работы предприятия  рассмотрим таблицу 5 «Финансовое состояние  деятельности предприятия».
     Таблица 5 – Финансовые результаты деятельности предприятия
 Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в к  2007 г.
Полная  себестоимость с/х продукции, тыс. руб.  30261  32598 38547  134,0
Выручка от продажи с/х продукции, работ (услуг) тыс. руб. 35718  38612 45789  128,2
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб.  5457  6014  7242  132,7
Окупаемость затрат, руб.  1,18  1,18  1,13  95,8
Рентабельность  продаж, %  15,3  15,6  15,8  x
 
     Из  таблицы 5 видно, что предприятие  в настоящее время прибыльное.  В 2009 году оно имеет прибыль 7 242 тыс. рублей, которая увеличилась на 32,7 % по сравнению с 2007 годом. Увеличивается  рентабельность на 0,5 % в 2009 году по сравнению с 2007 годом, что говорит о положительной работе предприятия.
     По  результатам бухгалтерского баланса  можно сделать вывод, что капитал  предприятия в основном складывается из заемных средств. Собственный  капитал увеличился в 2009 году за счет нераспределенной прибыли, также увеличилось имущество предприятия. На увеличение имущества повлияло увеличение внеоборотных активов.
 
 
 
 
 
 
 
         3. Учет расчетов  с покупателями  и заказчиками
 
       Анализ внутренних документов
 
       Основными рабочими документами организации являются:
    - учетная политика ОАО «Мокинское»  (Приложение 1);
    утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
    графики документооборота (Приложение 4);
    утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета (Приложение 5);
    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
      Главным документом в ОАО «Мокинское»  является учетная политика.  Главным  документом, регулирующим учетную политику предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н. [16]
      При этом нормы трудового права, содержащиеся в документах каждого уровня, не должны противоречить документам более  высокого уровня.
      Регулирование оплаты труда работников осуществляется Положением об оплате труда рабочих ОАО «Мокинское» Советского района. (Приложение 6).
      Для каждого работника бухгалтерии  составлены должностные инструкции в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и  обязанностей. (Приложение 7)
      Регулирование расчетов с покупателями и заказчиками  на анализируемом предприятии осуществляется в соответствии с принятыми в  ней внутренними нормативными документами  – договорами, которые разрабатываются  администрацией организации. (Приложение 8)
      Годовой отчет и бухгалтерский баланс акционерного общества подлежат утверждению  общим собранием акционеров после  их проверки аудиторским союзом и  представляются в налоговые органы, органы государственной статистики и районное управление сельского  хозяйства. Акционерное общество имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну согласно перечня, утвержденного общим собранием. Акционерное общество и его должностные лица несут ответственность за достоверность информации, содержащейся в отчетах, предоставляемой своим акционерам и публикуемой в печати.
     Бухгалтерский учет на изучаемом предприятии по рассматриваемому участку учета  ведется по журнально-ордерной форме  в ж/о № 11. Журнал-ордер – регистр, в котором сочетаются хронологические  и систематические, а также аналитические и синтетические формы записи. Запись в журнале-ордере № 11 производится еженедельно либо непосредственно с первичных документов (товарных накладных, актов выполненных работ), либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. В них производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитывается в данном журнале. Хозяйственные операции записываются по мере их совершения и оформления документами, поэтому синтетическая запись в журнале является одновременно и хронологической записью. При журнально-ордерной форме учета обобщающим синтетическим регистром, с помощью которого составляют отчетный баланс, является Главная книга. Схема журнально-ордерной формы учета рассмотрена на рисунке 1.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.