На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности действия финансово-правовых актов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….
1. Источники финансового  права: понятие, признаки, виды……..
5
1.1 Нормативно-правовой акт как основной источник
финансового права (общие понятия)….………………………………
 
5
1.2  Признаки финансово-правовой  нормы………………………….
9
1.3  Виды финансово-правовых  норм…………………………………
12
2. Особенности действия финансово-правовых актов…...…………
15
2.1  Принцип действия финансово-правовой нормы во времени…
15
2.2  Действие финансово-правовой нормы в пространстве………..
16
2.3 Действие финансово-правовой нормы в отношении
субъектов финансового  права (по кругу лиц)………………………..
 
20
Заключение……………………………………………………………….
27
Список литературы……………………………………………………..
31

 

Введение
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового  права. Как и нормы всех остальных  отраслей права, это писаные правила  поведения, которые устанавливаются  государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный  законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных  и исполнительных органов, они имеют  материальное обоснование. Государственные  органы, принимая законы и нормативные  акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может  финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых  в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов  и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают  финансово-правовые акты, посредством  которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения  в области аккумуляции, распределения  и использования финансовых ресурсов, контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовая норма конкретизируется как норма определенного нормативного правового акта, который действуют  в определенном временном интервале и пространстве, а также охватывают своим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространения своего действия. Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
В современных условиях в связи  с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности  материальных финансово-правовых норм на современном этапе.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права.
Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.
Целью выступает исследование финансово-правовых норм и их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.
В соответствии с данной целью в  курсовой работе поставлены следующие  задачи:
1. Дать определение понятию финансово-правовой  нормы.
2. Изучить специфические признаки и виды финансово-правовой нормы.
3. Рассмотреть нормативный договор и судебный прецедент как
источники финансового права
4. Раскрыть особенности действия финансово-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.
1. Источники финансового  права: понятие, признаки, виды
      Нормативно-правовой акт как основной источник финансового права (общие понятия)
Финансовое право, как и любая  другая отрасль права, имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы. В  теории права правовая норма определяется как общеобязательное, формально  определенное правило поведения, установленное  либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений1.  Отличительным признаком в определении понятия финансово-правовой нормы являются именно общественные отношения, в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые нормы содержат правила, которые выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны2.
Норма финансового права представляет собой своеобразный эталон (модель) общественных отношений в сфере  финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут  конкретизироваться и дополняться  специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового  права. При этом особенные признаки могут оказывать значительное влияние  на возникновение, изменение или  прекращение конкретного правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии - финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Свойство финансово-правовой нормы отображать наиболее устойчивые, главенствующие и специфические черты финансовых отношений возникает не само собой, а является результатом научной и нормотворческой деятельности. В целях достижения эффективности финансово-правового регулирования нормы финансового права должны быть материально обоснованы и экономически оправданы.
Таким образом, финансово-правовая норма - это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения  властное предписание, определяющее правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства  или муниципального образования3.
Как и норма всякой другой отрасли  права, финансово-правовая имеет структуру. Структура финансово-правовой нормы  состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности  этой отрасли права.
В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три  элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция  легко отыскиваются в других статьях  этого же нормативного акта либо в  иных нормативных актах4
Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут  возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности определенный доход. Обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.
Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется  с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти  слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов  обязанность по уплате налогов может  быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "5
Основа финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о  том, как должны поступать участники  финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности по формированию, распределению или использованию  государственных и муниципальных  финансовых ресурсов. Диспозиция требует  определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает  отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего  объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие  субъекты при наличии соответствующих  условий, и гораздо реже - через  права.
Способом защиты правил, установленных  финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц  и граждан. Причем возможно одновременное  применение финансово-правовых санкций  к должностному лицу и к организации.
Санкции финансово-правовых норм, как  правило, указывают на меры финансового  воздействия за нарушение предписаний  государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных  кредитов, принудительное взыскание  невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка. В связи  с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санкцию  в области финансового права, пеню, финансовые органы применяют  автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока  платежа неизбежно применяется  эта санкция.
При изъятии денежных средств путем  финансово-правовых санкций характерным  является зачисление их в государственную  бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд.
За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут  быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового  и иного воздействия6. При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну. Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.
Меры финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким  органам относятся федеральное  казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных интересов  в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих  случаях это не исключает необходимости  принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней  с физических лиц).
Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций. Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений  финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных  санкций за нарушения в области  финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.
 
1.2 Признаки финансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормы содержат признаки, как общие для любых  правовых норм, так и специфические, характерные только для норм финансового  права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие:
- норму устанавливает государство, а поэтому ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
- норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
- норма возлагает на участников  отношений юридические обязанности  и предоставляет им субъективные  права;
- норма всегда выражена в  каком-либо правовом нормативном акте - законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены в конечном итоге особенностями предмета и  метода финансово-правового регулирования.
Прежде всего, финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права по своему непосредственно  целевому назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  по регулированию образования, распределения  и использования государственных  и муниципальных фондов денежных средств7.
С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается  в том, что они редко возникают  как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила  поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Действительно, в силу особенностей предмета финансового права, финансовые, т.е. денежные, отношения не существуют и не возникают сами по себе, в  чистом виде. Будучи объективно обусловлены  общественными потребностями, которые  детерминированы уровнем развития товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными  задачами на данном этапе и т.д., эти  отношения проявляются не иначе  как в формах, определенных государством (и муниципальным образованием).
Особенность финансово-правовых норм заключается и в том, что они  являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью  финансового права к праву  публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового  регулирования. Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований, будучи объективно обусловлена  экономическим строем общества, производственными  отношениями и т.д., детерминирована  насущными потребностями и интересами больших масс людей - классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес к оптимальному регулированию экономической жизни, к оказанию помощи социально незащищенным гражданам, к наличию боеспособной армии, сильной милиции и т.д. При этом, интерес к финансовому обеспечению государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования8. Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощающиеся в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Отсюда государство мобилизует денежные средства для того, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.
 
 
1.3 Виды финансово-правовых норм
Таким образом, мы определили общее  понятие для финансово-правовой нормы. Но в зависимости от способа  воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы могут  быть следующих видов:
- запрещающие нормы - содержат  запрет на совершение каких-либо  действий (например, запрет открывать  обменные пункты по обмену  иностранной валюты без получения  лицензии ЦБ РФ и т. п.)9;
- обязывающие нормы - требуют  от участников финансовых правоотношений (государственных органов, органов  местного самоуправления, предприятий,  граждан и др.) определенных действий, устанавливают их обязанности  в сфере этих отношений10, обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» п. 8, ч. 2, ст. 4. и т. п.) В этом проявляется основной императивный метод финансово-правового регулирования - метод властных предписаний ;
- уполномочивающие нормы - определяют  полномочия участников финансового  правоотношения в совершении  определенных действий (определяют  круг полномочий ЦБ РФ Федеральный  закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ст. 1.; Конституция РФ ст. 75., Счетной палаты Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля 2002 г.) ст. 9. и т.д.).
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они  носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения субъектам  финансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают  ответственность за невыполнение предписаний  государства. Однако истории известно мнение, относительно расширения данного  списка:
- норма права, содержащая рекомендацию, безусловно, не имеет обязательного  значения для субъектов, однако  в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государственного  воздействия. Рекомендательная норма  предоставляет право участнику  правоотношения выбрать по своему  усмотрению тот или иной вариант  поведения. Если субъект выбирает  вариант поведения, рекомендуемый  государством, вполне возможно, что  одновременно он приобретает  какие-либо поощрения или выгоды, в ином случае никаких негативных  последствий в виде правовых  санкций для него не наступает.
- особенность правовых поощрений  заключается в том, что в  нормах права содержаться указания  на определенный вариант поведения,  следование которого является  желательным для всего общества, но не обязательным для каждого  отдельного субъекта. Однако сам  выбор такого поведения подкрепляется  обещанием наделить субъекта  благами сверх общепринятых норм11.
Финансово-правовые нормы, помимо способа  воздействия на участников финансовых отношений, в зависимости от своего содержания подразделяются на:
- материальные нормы, которые  закрепляют структуру бюджетной  системы и состав финансовой  системы в целом, бюджетное  устройство, виды и объем денежных  обязательств юридических и физических  лиц перед государством и муниципальными образованиями, определяют виды, объем и направление расходов государства, источники формирования кредитных ресурсов банков, т. е. закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.;
- процессуальные нормы - устанавливают  порядок применения и действия  норм материального права в  области формирования, распределения  и использования государственных  (муниципальных) денежных фондов (доходов), требуют соблюдения процедурных  правил в этой деятельности - сроков, участия определенных органов  и т.п.. Так, законодатель определяет  бюджетный процесс как регламентируемую  законом деятельность законодательных  и исполнительных органов власти  и органов управления по составлению,  рассмотрению, утверждению и исполнению  бюджетов разных уровней. Процессуальные финансово-правовые нормы содержат предписания, регламентирующие порядок (процедуру) применения материальных норм12.
В настоящее время данная классификация  финансово-правовых норм является общепризнанной и дальнейшее рассмотрение действия финансовой нормы будет напрямую зависеть от ее вида.
 
2. Особенности действия финансово-правовых актов
2.1 Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
Финансово-правовые акты действуют  в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов имеет  большое значение в практике применения финансово-правовых норм.
Финансово-правовые акты действуют  во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу.
Порядок вступления в силу законов  установлен Федеральным законом  от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а иных нормативных актов - Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особый порядок вступления в силу и действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ13.
Согласно вышеназванным актам  существует три способа установления момента вступления в силу финансово-правовых актов.
Прежде всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.
Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации  через 10 дней с момента их опубликования  в официальных изданиях, т.е. в  «Российской газете» или «Собрании  законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования».
Но и из этого правила существуют исключения, а именно:
1) федеральные законы, вносящие  изменения в Налоговый кодекс  РФ в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законодательства о налогах  и сборах субъектов РФ и  акты представительных органов  местного самоуправления, вводящие  налоги и (или) сборы, вступают  в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ);
2) акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ);
3) акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ).
При этом в п. 2 ст. 5 НК РФ содержится запрет на обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих  новые налоги и (или) сборы, повышающих налоговые ставки, устанавливающих  или отягчающих ответственность  за налоговые правонарушения, устанавливающих  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах. Налоговый кодекс РФ
По действию во времени финансово-правовые нормы подразделяются на постоянные или общие (не определены во времени  действия и утрачивают силу в связи  с их отменой или изменением) и  временные (определены во времени действия, т. е. устанавливаются на определенный срок)14.
 
2.2 Действие финансово-правовой нормы в пространстве
Действие норм права и нормативных  правовых актов в пространстве это  их действие в пределах определенной территории. Нормы права, установленные  или санкционированные государством, как правило, действует в пределах территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы права нормативные акты.
Однако принцип строго территориального действия законов очень скоро  вступил в противоречие с развитием  экономических связей между странами, вызванных созданием международного рынка. По этому, если бы каждое государство  было вольно устанавливать любые  нормы и любым образом регулировать отношения своих граждан с  гражданами другого государства, результатом  могла оказаться изоляция этого  государства, что, в конечном счете, для него же было не невыгодно.
Государства начали заключать различные  соглашения, подписывать договоры, посещать соседей с официальными визитами и, постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к признанию  экстерриториального действия некоторых  законов, выработались принципы установления подлежащего применению права.
В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют территориальное  действие, но в особом порядке и  в особых случаях и экстерриториальное действие15.
Сказанное относится главным образом  к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном  и экстерриториальном действии законов  возникает и по отношению к  правовым нормам, издаваемым властью  территориальных единиц данного  государства.
Принцип территориального и экстерриториального  действия закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип  соблюдается в таких отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а  наибольшая экстерриториальность наблюдается  у норм гражданского, торгового, семейного  права.
Действуя в пределах территории государства, нормы финансового  права и нормативные правовые акты могут распространять свое действие, как на всю территорию, так и  на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно те нормы финансового права, которые содержатся в нормативных  актах центральных органов государственной  власти. На отдельных частях государственной  территории могут действовать как  нормы, содержащиеся в актах центральных  органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся в актах  местных органов государственной  власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации  некоторые нормативные акты федеральных, т.е. центральных, органов действуют  не на всей территории государства, а  на той или иной ее части (в районах  Крайнего Севера, в пограничных зонах  и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут  иметь свое законодательство, нормативные  акты субъекта федерации действуют  на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и  на территории других субъектов федерации. Финансовое право16.
Например, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы  одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм финансового, коммерческого, трудового, и некоторых других отраслей права.
А так же, в случае действия на территориях  со смешанным правовым режимом.
К таким территориям относятся  континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях.
Наряду со всем вышеперечисленным, существует понятие экстерриториального  действия законов внутри государства.
Территория государства делится  на части. Эти части могут обладать известной самостоятельностью, автономией, самоуправлением. Территория государства  или его самоуправляемых частей делится также на административные единицы. Каждая автономная или административная единица имеет свои органы власти и управления, которые издают нормативные  акты финансового права. Эти нормативные  акты действуют, как правило, в пределах территориальной власти данного  органа, но в смысле признания, юридические  акты территориальных единиц имеют  экстерриториальное действие. Однако имеется существенное различие в  международном и внутригосударственном  действии законов в этом отношении: применение иностранного закона даже в виде его признания является исключением, установленным внутренними  и международными нормами17.
Признание же юридических актов, содержащих нормы финансового права внутри данного государства является правилом.
Итак, финансово-правовые нормы имеют  экстерриториальное действие не только между государствами, но и внутри них. Территориальным аспектом предопределено, по существу, и действие законов (нормативно-правых актов) по кругу лиц, так как они  имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся  на той или иной территории18.
 
2.3 Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права (по кругу лиц)
Финансовое право, регулируя относящиеся  к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов  этих отношений, на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.