На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Исследовательская деятельность как функция современной системы управления. Виды исследования, его характеристики и составляющие, признаки и принципы, объект и предмет, роль в деятельности человека. Основные черты менеджера исследовательского типа.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 06.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ormal; 1

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Филиал Вятского ГГУ в г. Вятские Поляны
Исследования в современном менеджменте
Лекция
Для специальности 0805070.65 - Менеджмент организации
Разработал: Назаров Владимир Михайлович,
кандидат социологических наук
г. Вятские Поляны 2007 г.
1.1 Исследование как функция управления
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:
* рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
* рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
* финансовый рынок;
* рынок труда;
* окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, без совершенствования функций управления и способов принятия управленческих решений.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий -- больше;
- быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
- учитывать изменение структуры издержек производства;
- принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения.
В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решение неудачно, надо предвидеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обосновано, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.
Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие - это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть даже катастрофой.
Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть оценить, реализовать. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования.
Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.
Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».
Как уже отмечалось ранее, в качестве предмета исследования могут выступать различные составляющие процесса управления (функции, цели, управленческие решения и др.), а также:
- оргструктуры и структуры управления,
- неформальное управление,
- профессионализм персонала,
- механизмы мотивации,
- экономия времени,
- использование компьютерных технологий,
- экономика и ресурсы управления,
- стратегии и инновации, и другие проблемы, а также комбинации различных проблем.
Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.
Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).
Формула современного управления - «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.
1.2 Функциональная роль исследования в развитии системы управления
Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления, исследование -- важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.
Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.
Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.
Понятие «функциональная роль исследования СУ» следует воспринимать как меру результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении СУ (т.е. не столько как степень, сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.
Особенно важную функциональную роль играют исследования СУ в развитии автоматизации управленческих процессов, что объективно необходимо для повышения эффективности, как управляющей, так и управляемой подсистем. При этом одно из направлений развития современных СУ - создание интегрированных систем, обеспечивающих комплексную автоматизацию работ по управлению.
Для усиления функциональной роли исследований в целом и СУ в частности органы управления различных уровней, в том числе государственного, в той или иной мере стремятся финансировать научную деятельность. Например, развитые страны (Япония, США и др.) на финансирование научно - исследовательских работ выделяют примерно 2,5--3% ВВП.
Россия в настоящее время при относительно небольшом ВВП из-за недостаточности средств на другие статьи расходов столько тратить на научные исследования не может. В абсолютном исчислении наши финансовые затраты на указанные цели примерно в 30--60 раз меньше. Для устранения сложившегося дисбаланса следует увеличивать расходы на нужды исследований не только из государственного и региональных бюджетов, но также использовать для проведения исследовательских работ финансовые возможности независимых организаций.
Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить:
- обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и
- какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.
Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации.
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить следующие функциональные зоны:
-маркетинг;
- финансы (бухгалтерский учет);
- производство;
-персонал;
-организационную культуру;
-имидж организации.
Методика анализа производства (производственной зоны организации) существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производящих функций акцент делается на следующие вопросы:
-может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
-имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам?
-каков технический уровень предприятия?
-обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качества продукции?
-насколько хорошо организован и спланирован процесс производства?
Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.
При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:
-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;
-разнообразие и качество ассортимента товаров;
-рыночная демография;
-рыночные исследования и разработки;
-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара.
Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется
-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;
-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;
-система мотивации работников;
-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.
Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить
-неформальную структуру организации;
-систему общения и поведения работников;
-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;
-положение предприятия по сравнению с другими организациями;
-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.
Анализ внешней среды позволяет
-своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
-разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,
-разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.
При анализе экономических факторов рассматриваются
-темпы инфляции (дефляции),
-налоговые ставки,
-международный платежный баланс,
-уровень занятости населения,
-платежеспособность предприятий.
Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая:
-соглашения по тарифам и торговле между странами;
-протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран;
-нормативные акты федерального правительства и местных органов власти,
-уровни развития правового регулирования экономики,
-отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,
-кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:
-демографические условия деятельности предприятия,
-уровень доходов населения и их распределение,
-жизненные циклы различных товаров и услуг,
-уровень конкуренции,
-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.
При анализе социальных факторов учитывают:
-обостренные национальные чувства,
-отношение основной массы населения к предпринимательству,
-развитие движения в защиту прав потребителей,
-изменение общественных ценностей,
-изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:
-изменения в технологии производства,
- изменения в конструкционных материалах,
-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,
- использование компьютеров в управлении,
-изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:
* анализ будущих целей конкурентов;
* оценка их текущей стратегии;
* оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
* изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.
Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:
-политика правительств других стран в области внешней торговли,
-направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,
-уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.
Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы:
-какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации;
-какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;
-какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.
Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации -- это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации.
Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.
Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:
1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление.
2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.
3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.
4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.
В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.
1.3 Менеджер исследовательского типа
Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Что это такое и в чем его особенность?
С практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
* иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;
* обладать знаниями современных методов и техники управления;
* обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
* иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.
Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.
Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления - это, прежде всего, потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях - организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа.
Их особенность - обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем, разработке управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа:
1) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
2) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
3) Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
4) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
5) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
6) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
7) Способность к имитации функций различных членов коллектива.
8) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.
9) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
10) Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
11) Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
12) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
13) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства существуют не каждое само по себе, и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.
1.4 Сущность исследования
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.
В философском словаре дается определение:
«Исследование, характерный для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].
В энциклопедическом социологическом словаре понятие «исследование» определяется следующим образом:
«Исследование - вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.» [Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995.]
В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания.
Вместе с тем исследование можно трактовать как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений, определить особенности и тенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новые знания в теории и на практике.
Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).
Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний. Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой проблемы для общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить.
Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческой работой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяют облегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итоге продлить существование человека как вида. Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.
Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются новые научные открытия.
Многие считают, что исследования - это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяют увидеть,
- где находятся резервы?
- что мешает развитию?
- чего надо опасаться?
- что надо поддерживат?.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» через его основные признаки:
Исследование - это вид деятельности человека, включающий:
а) фиксацию целей исследования (имеющихся проблем);
б) выбор подходящих средств познания (методов исследования);
в) распознавание проблем и ситуаций с помощью выбранных методов исследования;
г) определение происхождения проблем и ситуаций (причин);
д) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития объектов исследования;
е) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
ж) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Обобщая выше сказанное сформулируем окончательное определение искомого понятия.
Исследование - это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), на изучение определенных проблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальных стандартизированных методов с целью применения полученных новых знаний в теории и на практике.
Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
В практике управления широко используется понятие исследование операций - прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в т.ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.).
Главным методом при этом является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий [Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1982.].
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
Что же чаще всего становится предметом исследования систем управления? На практике исследуются функции, цели, структуры управления, процесс принятия управленческих решений, кадровое и информационное обеспечение управления и др. (см. Лекции по «ИСУ», тема7).
Так, например, исследование систем управления включает исследование основных функций управления
- предвидение (прогнозирование),
- планирование,
- организовывание,
- координирование (регулирование),
- мотивирование (активизация, стимулирование),
- контролирование.
Основные функции являются основой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческие действия) и решений задач и остаются едиными на всех уровнях иерархии системы управления, изменяясь лишь по содержанию и объему работ. Выделение конкретных функций управления осуществляется на основе функционального процесса разделения и специализации труда.
Применительно к СУ функция управления
- это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели;
- это действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.
Методологическая взаимосвязь функций управления и управленческих решений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей. Право принимать управленческие решения является условием распределения прав, обязанностей, ответственности в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Виды управленческих работ - это основа разработки операций и процедур в процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ по функциям).
Операция - это простой вид управленческих действий, а процедура - порядок осуществления этих действий.
Управленческие связи, носящие информационный характер, конкретизируют управленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественные и качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления и управленческих решений.
По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними.
Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние -- на реализацию внутренних связей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.
Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.
В ходе исследования СУ определяется не только число и характер выполняемых функций, но и их достаточность и качество их выполнения.
Главными обычно называют функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения).
Основными называют функции, которые необходимы для реализации главных функций.
Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) -- вспомогательными.
По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:
-полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность объекта;
-бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;
-вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательно влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.
Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредных функций управления, что позволяет повысить его эффективность.
1.5 Цель исследования
В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».
Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:
идеальное представление желаемого результата деятельности;
идеальный образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель -- это то, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;
осознаваемый руководителями и исполнителями необходимый результат деятельности, имеющий количественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономических законов, а также требований, возникающих внутри самой организации;
конечное состояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;
Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое и выраженное:
1) количественно (сколько);
2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;
3) срок достижения (когда);
4) ответственного исполнителя (кто);
5) ограничения по ресурсам (чем).
Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых обоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.
1.6 Объект и предмет исследования
Объект исследования в общем случае -- это
- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
- отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации в процессе ее функционирования (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),
- совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия системы управления (СУ).
- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);
-внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;
Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассматриваемый город.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:
-ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),
-организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура),
-результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг.
Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внешней среды:
-микросреда -- ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирова и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.