Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и экономические основы экологической экспертизы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ 
Реферат по ЭОП
На тему: «Сущность и экономические основы экологической экспертизы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов 2010
Содержание 
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Понятие экологической экспертизы
1.1.Цели и функции  экологической экспертизы...................................................5
1.2 Задачи экологической экспертизы и ОВОС....................................................8
1.3. Принципы экологической экспертизы ........................................................10
Глава 2 Экономические  основы экологической экспертизы
2.1.Функции и  задачи эколого-экономических исследований..........................15
2.2. Оценка экономического ущерба от негативного влияния загрязненной среды.......................................................................................................................17
2.3.Методы оценки  экономического ущерба......................................................19
Заключение.............................................................................................................21
Список используемых источников......................................................................22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «экологическая экспертиза».
     Экологическая экспертиза — это процесс установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной формы деятельности экологическим требованиям и выявление допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях избежание возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними экологических, социальных, и иных последствий реализации объекта этого анализа.
     В природоохранительной практике СССР государственная экологическая экспертиза стала применяться в 70-х годах. В то время она проводилась Государственным плановым комитетом СССР и Государственным комитетом
СССР  по науке и технике.  Поскольку  первейшей задачей государственного
планового комитета было обеспечение экономического развития страны,  то
уже изначально при проведении государственной экологической экспертизы
едва  ли можно было рассчитывать на объективность. При принятии экологически значимых хозяйственных решений обязательным было лишь согласование соответствующих  проектов с государственными природоохранительными  органами. Согласование выражалось в том,  что уполномоченное лицо соответствующей государственной структуры ставило подпись на подготовленном документе. Неподписание этого документа влекло за собой либо корректировку материалов, либо привлечение для этого другого лица. Таким образом, заключения государственной экологической экспертизы носили рекомендательный характер. 
     К сожалению, в настоящее время в стране намечается опасная тенденция повторения ошибок прошлого. После недавнего упразднения самостоятельности Государственного комитета по охране окружающей среды РФ и его территориальных органов и передачи их Министерству природных ресурсов РФ и его территориальным органам, вопросы природопользования и его контроля вновь сосредоточились в одном ведомстве. В условиях полного доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация представляется крайне опасной.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Понятие экологической  экспертизы
1.1.Цели  и функции экологической  экспертизы
     Современное общество выработало ряд специальных мер,  направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.  К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды,
ведение государственных кадастров и  реестров природных объектов, оценка
воздействия на окружающую среду,  экологическое  нормирование,  экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит  и другие. 
     Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов
управления  природопользованием и охраны окружающей природной среды в
России. 
     Экологическая экспертиза — это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы. 
     Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
     Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества,  его производительных сил, прежде всего самого человека,  его жизни и здоровья,  а также окружающей его среды,  без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества. Более подробно можно выделить следующие функции экологической экспертизы: 
     1. Экологическая экспертиза является правовым средством реализации конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
     2. Экологическая экспертиза служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований в планируемой хозяйственной,  управленческой, нормотворческой и иной деятельности на стадиях подготовки и принятия соответствующих решений. 
     3. Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля,  поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных,  экономических и иных последствий. 
     4. Экологическая экспертиза служит источником экологической информации.
     5. Экологическая экспертиза выполняет функцию реализации общественного мнения в решении экологических проблем. 
     6. Экологическая экспертиза является средством доказывания в суде при рассмотрении дел по вопросам охраны окружающей природной среды.
     Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
     Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области ЭЭ в порядке, установленном законом "Об экологической экспертизе" и нормативными правовыми актами РФ, а также ее субъектов. ГЭЭ проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
     Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, и в том числе организация и проведение ЭЭ. Общественные организации, участвующие в экспертизе, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
     Проведение таких видов экологической экспертизы имеет юридически значимый характер. 
     В то же время зачастую используются такие понятия как ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Коммерческая и научная экспертизы не предусматриваются законодательством. Они могут быть отнесены к общественной экспертизе,  если проводятся в инициативном порядке, либо к государственной, если представители соответствующих структур привлекаются к проведению государственной экологической экспертизы. 
     Ведомственная экспертиза также не предусматривается законодательством. Однако,  по мнению специалистов, имеет смысл проведение ведомственной экологической экспертизы перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу.  В этом бывает заинтересовано само ведомство,  если соответствующие материалы оно должно представлять на государственную экологическую экспертизу,  и не уверено в экологической обоснованности проекта.  Проведение ведомственной экологической экспертизы позволит выявить дефекты проекта и сэкономить финансовые средства на оплату государственной экологической экспертизы. Такая экспертиза носит внутренний служебный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Задачи экологической  экспертизы и ОВОС
     Задачи экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:
   а) Организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);
  б) Оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);
   в) Информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).
     Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Принципы экологической  экспертизы
     Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах (ст.3
Федерального  закона «Об экологической экспертизе»)
  1.Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 
   Данный принцип означает, что при проведении экологической экспертизы,  эксперты должны исходить из того,  что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную
среду. Эксперты обязаны выявить все  потенциальные виды и масштабы таких  воздействий, а также определить и оценить меры по охране окружающей среды от вредных воздействий и рациональному использованию природных ресурсов,  нейтрализующие вредные воздействия.  Меры должны быть адекватны требованиям действующего природоохранного законодательства.
    2.Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. 
    Согласно данному принципу заказчик не вправе принимать решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять такую деятельность, если она в соответствии со ст. 11 и 12 Закона является объектом государственной экологической экспертизы. До принятия решения он обязан представить необходимые материалы на государственную экологическую экспертизу,  а Министерство природных ресурсов или его территориальные органы обязаны принять материалы на экспертизу, организовать и провести государственную экологическую экспертизу. Без проведения государственной экологической экспертизы ни одному ведомству не должно даваться разрешение на реализацию проекта и открываться финансирование.  Пока не доказана безвредность  (вредность в допустимых пределах)  любого проекта,  он не должен быть реализован. 
   3.Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий. 
В соответствие с данным принципом органы государственной  экологической экспертизы должны оценить  все виды и масштабы воздействий  на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы. Экологическая
экспертиза  должна носить междисциплинарный и комплексный характер, опираться на оценки специалистов разного профиля: экологов, биологов, инженеров, специалистов по системному анализу и т.д. 
   При проведении государственной экологической экспертизы данный принцип должен быть соблюден в обязательном порядке.  При проведении
общественной  экологической экспертизы, проводимой инициативно, всесторонняя оценка материалов не обязательна.
   4.Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. 
   Данный принцип предусматривает обязанность экспертов обеспечивать
соблюдение  нормативов качества окружающей природной  среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов живой природы,  а также  выполнение правовых экологических требований к размещению,  проектированию, строительству,  эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды.  В конечном счете,  данный принцип должен обеспечить права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
   Экономические, политические или иные цели не должны нарушить приоритет медико-биологической безопасности, которая заключается в обеспечения здорового и безопасного существования человека.
   5.Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
     Исходя из данного принципа,  заказчик обязан предоставить на экологическую экспертизу достоверную и полную информации об объекте экспертизы. При этом достоверной является заведомо неискаженная информация об объекте экологической экспертизы.  Предоставляемые материалы должны быть подтверждены данными лабораторных исследований или специальной экспертизы.  Информация считается полной,  если передается заказчиком в полном имеющемся у него объеме. 
Если  объект экологической экспертизы несет конфиденциальную информацию  (государственную,  производственную или иную установленную законом тайну), требование о полноте представления информации выполняется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации —  Законом РФ  «О государственной тайне»  и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере. В этом случае эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечить конфиденциальность сведений,  представленных на государственную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну проводиться не может. 
     В случае невыполнения заказчиком принципа достоверности и полноты
информации  орган государственной экологической  экспертизы не вправе
проводить такую экспертизу.  Если нарушения  обнаруживаются в процессе
проведения  экологической экспертизы,  то эколого-экспертный орган может
либо  потребовать представления достоверной и полной информации,  либо
вернуть заказчику материалы экспертизы на доработку.
    6.Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. 
    Данный принцип подразумевает,  что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта.  Экологическая экспертиза должна осуществляться специалистами,  не работающими и не связанными какими-либо обязательствами с организациями-проектировщиками,  заказчиками и исполнителями.  Эксперт
свободен  в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на эксперта является противоправным действием. 
     При этом работа эксперта должна выполняться в рамках законодательства об экологической экспертизе, технического задания на проведение эко-
логической  экспертизы и задач,  поставленных перед экспертом руководителем экспертной комиссии. 
     7.Принцип научной обоснованности,  объективности и законности
заключений  экологической экспертизы.
    Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, т.е. содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Критериями обоснованности должны служить собственные научные утверждения,  ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. 
    Заключения экологической экспертизы должны быть объективными,
т.е. представлять собой непредвзятую, беспристрастную оценку объекта экологической экспертизы и содержать выводы каждого участника эколого-экспертного процесса и комиссии в целом. 
    Принцип законности заключений экологической экспертизы означает
следующее.  Если планируемая деятельность соответствует  экологическим
требованиям,  то заключение экологической экспертизы должно быть положительным.  Если заказчиком не соблюдены экологические требования,  то комиссия обязана принять отрицательное заключение.  В противном случае происходит нарушение закона. 
    При проведении экологической экспертизы и подготовке экспертного
заключения  экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода,  заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности выводов. 
    8.Принцип гласности,  участия общественных организаций  (объединений), учета общественного мнения.
    Данный принцип является проявлением демократизации российского
права и средством реализации права  граждан на благоприятную окружающую среду. Требование гласности экологической экспертизы направлено на информирование отдельных граждан, общественных организаций, населения, государственных органов по вопросам экологической экспертизы. 
    Уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы обязаны предоставлять средствам массовой информации по их
запросам  сведений о результатах проведения государственной экологической
экспертизы; информировать органы законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации и его субъектов,  органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы. 
    9.Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. 
    Данный принцип означает, что в случае невыполнения участниками государственной экологической экспертизы требований организации, проведения и качества экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.   
 
 
 
 
 

Глава 2 Экономические основы экологической экспертизы
2.1.Функции  и задачи эколого-экономических  исследований 
     Существует целый ряд функций и задач эколого-экономических исследований, которые снижают трудоемкость данной деятельности. Выделяют 3 основных функции эколого-экономических исследований. Рассмотрим данные функции:
 а) Направляющая функция.
Данная  функция способствует обоснованию  наиболее важных экологических целей (задач) и выбору основных путей реализации их;
 б) Координирующая функция.
Данная  функция предполагает сбалансирование  важнейших пропорций использования  природных ресурсов и интересов  природопользования с экономическими интересами общества в целом;
 в) Стимулирующая функция.
 Выполнение стимулирующей функции направляет всех субъектов хозяйствования и общества в целом на активизацию природоохранной деятельности.
 Чтобы выполнить вышеперечисленные функции следует решить следующие шесть задач:
 а)Разработка тактических и стратегических направлений ресурсосберегающей (экологической) политики государства в сочетании с развитием экономики ;
 б) Формирования системы контроля , гос. регулирования и прогнозирования природоохранной деятельности;
 в) Рациональное использование всеми субъектами хозяйствования объектов природопользования (эффективное природопользование);
 г) Разработка экономического, фискального, финансового и кредитного механизма для охраны природы и окружающей среды в целом;
 д) Определение методов и путей повышения эффективности вторичного производства (использование вторичного сырья), либо введения малоотходных производств. Снижение энергоемкости и материалоемкости производства;
 е) Выработка и применение методологических подходов для определения эколого-экономических показателей природоохранной деятельности всех субъектов хозяйствования, а также их теоретическое обоснование.
  Каждому менеджеру (управленцу) производства необходимо понимать то, что всякое хозяйственное действие непременно отразится на окружающей среде. Следовательно, чтобы решать производственные задачи необходимо комплексно сопоставить экологические последствия с производственным эффектом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Оценка экономического  ущерба от негативного  влияния загрязненной  среды
     Ущерб от загрязнения окружающей среды оценивается либо во время реализации программы/проекта, либо уже после его завершения, и может рассматриваться в нескольких аспектах — экономическом, социальном, экологическом моральном. Оценка экономического ущерба — это анализ изменения экономических показателей в результате изменения экологических параметров среды, то есть взаимодействие экономических и экологических показателей. При этом оцениваются следующие компоненты экономического ущерба:
    ущерб здоровью и жизни населения, обусловленный ростом заболеваемости и смертности населения в условиях загрязненной окружающей среды; сокращением сроком трудовой активности и снижением производительности труда;
    ущерб отдельным природным ресурсам и экологическим системам в целом, а также отраслям, использующие природные ресурсы как основные факторы производства;
    материальный ущерб, который наносится вследствие загрязнения окружающей среды материальным объектам, используемым как в производственной сфере, так и в потреблении домашних хозяйств. Он выражается в преждевременном износе оборудования и зданий в результате коррозии, который требует дополнительных затрат по ремонту, уборке, покраске и т. д.
Процесс оценки экономического ущерба от негативного  влияния загрязненной среды разбивается  на ряд этапов:
      Определяется уровень загрязнения окружающей среды (например, на основании фактических замеров концентрации вредных веществ или путем расчетов)
      Сбор данных, характеризующих воздействие окружающей среды на реципиентов и определение зависимости между уровнем загрязнения и состояние реципиентов. Такая зависимость выявляется с помощью статистических и эконометрических методов . Таким образом, определяется натуральный ущерб от негативного влияния загрязненной окружающей среды.
      Осуществляется денежная оценка влияния окружающей среды на реципиентов
      Анализируются факторы, которые не подлежат денежной оценке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3.Методы  оценки экономического  ущерба
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.