На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы социально педагогической деятельности в детском доме семейного типа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?48
 
 
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Научно – теоретические основы деятельности социального педагога с воспитанниками детского дома семейного типа………………………….10
1.1.           Особенности организации детского дома семейного типа………….10
1.2.           Правовые основы работы социального педагога с детьми из детских домов ……………………………………………………………………13
1.3.           Основные формы и методы работы социального  педагога с детьми, воспитывающимися в детском доме семейного типа………………..19
Глава 2. Практическое исследование социально-педагогической деятельности в детском доме семейного типа              26
2.1. Методы и методики исследования              26
2.2. Интерпретация полученных данных              31
2.3.Программа социально-педагогической деятельности с детьми, воспитывающихся в детских домах семейного типа              34
Выводы по 2 главе              40
Заключение              42
Список литературы              45
Приложение              48
 


Введение

 
Актуальность исследования. В настоящее время перед Россией остро стоит проблема социальной защиты детей, брошенных родителями, отказавшихся жить в семье, сирот, оставшихся без родительского попечения.
Процессы современного социально-экономического развития России обострили многие проблемы, в частности, проблему обучения, воспитания детей в учреждениях интернатного типа.
В России наблюдается постоянный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1995 году численность осиротевших детей составляла 533,1 тыс. человек, то в 2011 году в Российской Федерации учтено 665,5 тыс. человек[1].
Ежегодно в России выявляется до 110-130 тыс. беспризорных детей. Подавляющее большинство из них — социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию[1].
Следует признать, что современное усложнение жизни общества в целом обостряет социально-культурную и психологическую атмосферу семьи, ее внутрисемейные отношения, что оказывает дезинтегрирующее воздействие на детей. Кризисное состояние семьи - рост неполных и проблемных семей, конфликты в семье между супругами, родителями и детьми, возрастание числа детей — социальных сирот — влечет за собой различные последствия, в том числе увеличение количества правонарушений со стороны детей и подростков.
Сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук, порой детей просто выгоняют из дому. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве[2].
Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала: Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются; в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть призванным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому[1]. Однако в мире еще существует насилие, голод и социальная несправедливость, которые обрушиваются на множество детей, лишенных детства[2].
Факты свидетельствуют, что во многих семьях не хватает времени на воспитание детей, развита педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания. Но еще опаснее, если недостаточным уровнем педагогических знаний обладают педагоги-воспитатели в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Детей, воспитывающихся в этих условиях, необходимо, в первую очередь, приспособить к самостоятельной жизни, помочь в становлении их личности, чтобы они не чувствовали себя ущербными. Дети-сироты занимают особое место, поскольку статус социально незащищенных предоставляется данной категории временно, до момента совершеннолетия[2].
Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия[2]. Велико влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей. Представление о счастье каждый человек связывает с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Именно семья - одно из тех мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Уникальность семьи в том, что только она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир. Отсутствие опыта семейного воспитания приводит к значительным затруднениям в социализации детей. Сегодня в современных условиях возрастает значение семьи в воспитании, формировании и развитии личности детей [2].
Нарастает отчуждение между детьми и родителями, т.к. долгие годы в нашей стране утверждался приоритет общественного воспитания над семейным.
В последнее десятилетие в связи с открывшейся возможностью научных исследований в учреждениях интернатного типа появились отдельные работы, посвященные изучению развития детей вне семьи[1].
Выбор темы нашего исследования обусловлен рядом факторов:
- ежегодным ростом числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей;
- необходимостью выявления позитивного отечественного опыта организации жизнедеятельности и воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и использования его в современных условиях;
- созданием социально-культурных условий, способствующих адаптационному процессу детей-сирот, что, на наш взгляд, наиболее эффективно способны сделать детские дома семейного типа.
Степень научной разработанности. Вопросы, поставленные в исследовании, привлекали внимание ученых, общественных деятелей на всех предшествующих этапах становления и развития учреждений для детей-сирот. Так, И.И. Бецким была разработана социально-культурная программа воспитания и социализации «приносных детей», в которой большое место отводилось воспитанию нравственности: «Не только о пище и одежде заботиться, но стараться вселять добрые сердца и благие нравы»[3]. В.Ф.Одоевский содействовал открытию первых детских приютов в России. В» «Положении о детских приютах» он предусмотрел связь с семьей[3]. К.Н. Вентцель разработал Декларацию прав ребенка. Ведущим принципом В.П. Кащенко был принцип «воспитывать, изучая», когда предметом изучения становится личность «на фоне социальной среды». В.П. Кащенко отмечал, что образовательная работа - одна из форм коррекционно-воспитательной работы[5].
Ценным источником представления о семейном воспитании в конце XIX и начале XX века являются «Воспоминания» П. Флоренского. Продолжением антропологического направления в русской педагогике является П.Ф. Каптерев. Как теоретик семейного воспитания, он разработал теорию обучения детей в семье, идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания, построенного на гуманистических началах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Более 20 лет проработал в Гатчинском сиротском институте, занимаясь учебно-воспитательной работой (Гатчинский воспитательный дом был образован в 1803 т.) Петр Семенович Гурьев[5].
Огромное внимание семейному воспитанию и привитию семейных традиций уделяли основоположники педагогики, такие как, например, К.Д. Ушинский. В своей научной работе «О народности в общественном воспитании» он отмечает: «Если воспитание хочет одержать победу над дурными привычками человека, оно должно опираться на народность, если воспитание не хочет быть бессильным, (оно) должно быть народным».
А.С. Макаренко неоднократно обращался к проблемам детей, оставшихся без попечения родителей. В его учебно-воспитательных учреждениях создавался такой коллектив, в котором; решались педагогические; хозяйственные и производственные проблемы. В этом коллективе и дети, и взрослые, руководители и общее собрание, заведующий и педагогический совет работали в одном ключе, решали одни задачи[3].
В.Н. Сорока-Росинский определял принципы работы в школе для трудновоспитуемых детей, детских домах, школах-интернатах. Центральной во всей его педагогической системе была личность[3]. С.Т. Шацкий - один из ярких деятелей педагогической науки. Он создал детские клубы, подростковую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». Это были первые в России практические шаги по разработке новой методики общественного воспитания, где были элементы, обращающиеся к семейным традициям.
В современных условиях программами социально-культурной работы в учреждениях социальной реабилитации и адаптации детей и подростков занимается Г.М. Иващенко. Это вопросы содержания и организации деятельности в семейно-реабилитационном центре, принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте. Проблема социального сиротства разрабатывается И.Ф. Дементьевой. Известные психологи А.М. Прихожан, И.И. Толстых в своем труде «Дети без семьи» раскрывают особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме.
Педагог Л.Н. Захарова в своей работе «Дитя в очереди за лаской» раскрывает проблемы сиротства с социальной, педагогической, юридической, медицинской сторон, используя свой собственный опыт педагога-воспитателя детского дома[3]. Особенности развития личности ребенка-сироты раскрыты в исследованиях Л.И: Божович, И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной. М.В. Шакурова особое внимание уделяет проблеме определения содержания и системы работы с детьми-сиротами. Теоретические основы разработки и реализации социально-культурных технологий представлены в работах М.А. Галагузовой и А.В. Мардахаева. Исследователи социальной педагогики А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие раскрывают влияние различных факторов на становление личности.
В связи с этим выбранная тема «Формы и методы социально – педагогической деятельности в детском доме семейного типа» действительно является актуальной.
Объект исследования — социально-педагогическая деятельность в детском доме семейного типа.
Предмет исследования – формы и методы социально педагогической работы с детьми в условиях детского дома семейного типа.
Цель исследования – анализ особенностей организации детского дома семейного типа и разработка программы социально-педагогической деятельности с детьми, воспитывающимися в детских домах семейного типа.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задачи:
1)                       раскрыть особенности организации детского дома семейного типа,
2)                       изучить правовые основы работы социального педагога с детьми из детских домов,
3)                       выделить и описать формы и методы работы социального педагога с детьми, воспитывающимися в детских домах семейного типа,
4)                       организовать и провести практическое исследование социально-педагогической деятельности в детском доме семейного типа,
5)                       разработать программу.
Гипотеза. Процесс адаптации воспитанников семейного детского дома соотносится с индивидуально-личностными качествами детей и условиями их места пребывания прежде.
Методологической базой исследования выступают:
-  Гуманистически ориентированные теории, в рамках которых основы развития личности представлены в форме личностного роста,  самоактуализации, саморазвития (С.Рождерс, А.Маслоу и ДР.)
-  Личностно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выгодский, П.П.Блонский и д. р.)
Методы:
- наблюдение;
- тестирование;
- эмпирический метод.
  Методики исследования:
-         определение уровня тревожности детей путем использования методики Ч.Д.Спилберга, адаптированной на русский язык Ю.Л.Ханиным;
-         определение уровня эмпатии (методика В. В. Бойко);
-         состояния агрессии у детей-сирот (методика А.Басса - А.Дарки);
-         предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса).
Теоретическая значимость работы заключается в разработке теоретических основ социально-педагогической деятельности с детьми в условиях семейного детского дома.
Практическая значимость: возможность использования авторской программы социально-педагогической деятельности с детьми, воспитывающихся в детских домах семейного типа социальными педагогами, специалистами по социальной работе, педагогами и психологами.
База исследования. Наше исследование проводилось на базе «Детского дома» г. Балашов
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1.                        Научно-теоретические условия и средства социально-педагогической деятельности с детьми в условиях детского дома семейного типа.
2.                        Положение о том, что процесс адаптации воспитанников семейного детского дома соотносится с индивидуально-личностными качествами детей и условиями их места пребывания прежде.
 

Глава 1. Научно-теоретические основы деятельности социального педагога с воспитанниками детского дома семейного типа

1.1. Особенности организации детского дома семейного типа

 
Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут  и свои и приемные дети и др. [3]
Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским фондом им. В.И. Ленина, ?­ а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 года «О создании детских домов семейного типа».
Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.
Основными задачами детских домов являются:
                  - создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; 
                 -  обеспечение охраны здоровья детей; 
- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации; 
                 -  охрана интересов и прав воспитанников; 
- освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
                 - формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;                                                                                                                                                                                                                                                -              - формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; 
                  - создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ[3].
Следовательно, основными задачами детского дома семейного типа являются – создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их согласия.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
1.                      находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
2.                      имеющие заболевания, при наличии которых, нельзя взять детей на воспитание;
3.                      лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
4.                      признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
5.                      отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
6.                      являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине[3].
Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями.
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных  и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно – профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно – профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.
Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.
Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями) исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
-  Средства учредителя (учредителей);
- Имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом);
- Добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
   - Другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ[3].
Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых  на содержание детей. Сэкономленные средства в течение года изъятию не подлежат.
 

1.2. Правовые основы работы социального педагога с детьми из детских домов

 
Проблема правовой защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей является весьма сложной проблемой из-за своей многоплановости и разно аспектности подхода к ее рассмотрению и анализу. Ведь проблема правовой защиты детей-сирот решается целым рядом правовых актов – Конституцией РФ, Семейным кодексом, Жилищным кодексом, целым рядом Федеральных законов, постановлений, распоряжений и указов Президента и Правительства России. Именно такое положение дел и обусловило актуальность исследования данной многогранной проблемы в рамках данной курсовой работы.
Основные права ребенка отражены в международно-правовых актах в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989)[3]. Эта Конвенция, один из основополагающих международных нормативно-правовых документов, содержащих обоснование и описание основных прав ребенка. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, при этом она призывает ратифицировавшие ее государств создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-полити­ческой жизни своих страны. Охватывая весь комплекс гражданских, политичес­ких, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права не­отделимо от осуществления других. Необходимая ребенку для развития его интеллек­туальных, моральных и духовных способностей свобода зависит, по­мимо всего прочего, от здоровой и безопасной окружающей обстанов­ки, наличия доступа к здравоохране­нию и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.
В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содер­жатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин "Дети, оставшиеся без попечения родителей" впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты деть­ми родительского попечения.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего се­мейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предос­тавляемые государством. В Российской Федерации задачей го­сударственной важности является создание условий для пол­ноценного физического, интеллектуального, духовного, нрав­ственного и социального развития детей, оставшихся без по­печения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Федеральной целевой программой «Дети-сироты», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ [3],предусмотрено комплексное осу­ществление на федеральном уровне системы мер, направлен­ных на формирование и реализацию государственной полити­ки по отношению к детям, оставшимся без попечения родите­лей, и обеспечивающих их социальную защищенность, про­фессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Конкретными целями и задачами про­граммы являются предупреждение социального сиротства, пси­хологическая поддержка и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[3], с изменениями, внесенными Федеральным законом от (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ,от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения, воз­никающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнитель­ные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняют­ся государством.
Меры по предоставлению дополнительных га­рантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, основываются на го­сударственных минимальных социальных стандартах для опре­деления финансовых затрат по их осуществлению. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъек­тов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджет­ных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку не­государственных центров по социальной адаптации и реабили­тации на базе образовательных учреждений, учреждений соци­ального обслуживания населения и других учреждений (ст. 4 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Нормативно-правовая база защиты детей-сирот в Российской Федерации состоит из целого пакета правовых актов, в том числе: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1998), Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (2001-2002 годы): Утверждена постановлением Правительства РФ от 25.08.2000 № 625, Постановление правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.92 № 409, Постановление Министерства труда и социального развития «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей» от 10.02.98 № 5. и др.
В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей данный пакет документов акцентирует следующие моменты:
1. Органам исполнительной власти республик в составе Рос­сийской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов обеспечивать в первоочеред­ном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
2. Установить для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обу­чающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных за­ведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности:
а) нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким ин­вентарем и необходимым оборудованием;
б) суммы расходов на культурно-массовую работу, приобрете­ние хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4% расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреж­дениях.
3.  Предоставить право администрации детских домов и школ-интернатов всех типов по согласованны с советом учреждения определять размер выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на их личные рас­ходы.
4. Выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, при поступлении в профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения выдавать комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие.
5. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности, а также студенты и учащиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установ­ленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения.
6. Выпускники учебно-воспитательных учреждений всех типов, в том числе ведомственных, из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, при трудоустройстве за счет средств предприятий, учреждений и организаций всех форм соб­ственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием.
7. Рекомендовать банкам Российской Федерации предоставлять лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их трудоустройстве долгосрочные кредиты на льготных условиях для жилищно-бытового устройства и приоб­ретения товаров длительного пользования.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнитель­ных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации, за счет негосударственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников (ст. 5 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочере­ние, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
 

1.3. Основные формы и методы работы социального педагога с детьми, воспитывающимися в детских домах семейного типа

 
Вновь прибывшие в семейный детский дом воспитанники нередко находятся в состоянии дисфории (подавленном состоянии), обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений[7].
Повышенная ранимость, психологическая напряженность, замкнутость ребенка, большая вероятность срыва в поведении указывают на особое значение бережного, тактичного отношения к ребенку со стороны социального педагога и персонала семейного детского дома.
Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первые недели является наблюдение, изучение материалов личного дела, беседа, рисуночные методики ( «Несуществующее животное») на заданную или свободную тему. При этом нежелательно предлагать темы, актуализирующие негативные переживания, связанные с утратой близких, друзей и т. д. [7].
Наблюдение - систематическое целенаправленное изучение объекта. Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объект.
Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях[14]. Социальный педагог ставит перед собой задачи, выделяет объект и разрабатывает схему наблюдения. Результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Социального педагога в первую очередь должны интересовать наличное состояние ребенка, механизмы его «психологической защиты». В этой связи важно наблюдение за собственным инициативным поведением ребенка, его нерегламентированными занятиями в часы досуга, свободного общения. Недопустимо, чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.
Ребенку можно предложить несложные практические или интеллектуальные задания со «строительным материалом», мозаикой, конструктором, разрезанными картинками. Наблюдение за игровой деятельностью, конструктивно-интеллектуальными занятиями дают педагогу ценную информацию об интеллектуальных проблемах, назревших или потенциальных конфликтах, неудовлетворенных потребностях, страхов. Наблюдения раскрывают способность ребенка планировать свою деятельность, руководить совместной деятельностью других детей, подчиняться действующим правилам или распоряжениям [7].
К традиционным методам работы социального педагога относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения детей, их чувства и намерения, оценки и позиции [14]. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир воспитанника, выявить причины тех или иных его поступков.
Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение [14]. Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование дает возможность получить информацию о воспитаннике, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы так целью выявления существенных признаков воспитанника, чтоб они отвечали поставленной целям.
Разновидностью выборочного анкетирования является тестирование, которое проводится с целью выявления существенных признаков воспитанника.
Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Тесты составляют так, чтобы однозначно определить те или иные особенности воспитанников.
Различают формальные и неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность выявить индивидуальные характеристики воспитанника.
Также применяется метод убеждения. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации [14].
Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя, социальный педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами [14].
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми [14].
Таким образом, среди основных методов работы социального педагога при работе с детьми из семейного детского дома выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения.
Работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах. Индивидуальная форма работы с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный педагог совместно с воспитанником решает его личностные и социальные проблемы [22].
Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным педагогом и воспитанником. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействия, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального педагога, необходимым знаниям о воспитаннике, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один». Прежде всего, между социальным педагогом и воспитанником должен быть установлен контакт [22].
Социальная групповая работа - это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности.
Несмотря на разнообразие тренинговых упражнений, приемов и техник, используемых в групповой работе, принято выделять несколько базовых методов, а именно, групповую дискуссию, ситуационно-ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко).Также тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю.Н.Емельянов), включающий в себя техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость «языку тела», медитативные техники и др. [6].
Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных групповых целей. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно- реабилитационные подходы [22].
 


Выводы по 1 главе

 
Детский дом семейного типа – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.
Основными задачами детских домов являются: создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;  обеспечение охраны здоровья детей;  обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;  охрана интересов и прав воспитанников и др.
Проблема правовой защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей является весьма сложной проблемой из-за своей многоплановости и разноаспектности подхода к ее рассмотрению и анализу. Ведь проблема правовой защиты детей-сирот решается целым рядом правовых актов – Конституцией РФ, Семейным кодексом, Жилищным кодексом, целым рядом Федеральных законов, постановлений, распоряжений и указов Президента и Правительства России.
В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей данный пакет документов акцентирует следующие моменты: органам исполнительной власти обеспечивать в первоочеред­ном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием; предоставить выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, при поступлении в профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения выдавать комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие и пр.
К основным методам и формам социально-педагогической деятельности с детьми в условиях детского дома семейного типа являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, поощрение, наказание, метод убеждения.
 


Глава 2. Практическое исследование социально-педагогической деятельности в детском доме семейного типа

2.1. Методы и методики исследования

 
Практическое исследование проводилось на базе детского дома в г. Балашове Саратовской области в 2011 г. с детьми младшего школьного возраста.  В исследовании приняли участие 5 детей: 4 мальчика и 1 девочка, все являются социальными сиротами.
Критерии выборки участников исследования:
1)     дети проживают в детском доме,
2)     дети остались без попечения родителей.
План исследования:
1.                  Изучение документации о личности и состоянии каждого ребенка  (медицинские карты, личные дела, записи воспитателей и социального педагога).
2.                  Ознакомительные беседы с воспитанниками.
3.                  Диагностический этап исследования
-   определение уровня тревожности детей путем использования методики Ч.Д.Спилберга, адаптированной на русский язык Ю.Л.Ханиным;
-   определение уровня эмпатии (методика Бойко);
-   состояния агрессии у детей-сирот (методика Басса-Дарки);
-   предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса).
4.                  Постановка социально-педагогического диагноза, формулировка социально-педагогического прогноза
Ход исследования
В процесс ознакомления с документами и бесед с участниками исследуемой группы были составлены характеристики на каждого ребенка (см. Приложение). Затем с детьми были проведены следующие методики:
Методика Ч.Д.Спилберга на  определение  уровеня тревожности детей-сирот. 
Цель методики: определить тревожное состояние у подростка с учетом его глубины.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревож­ности — это так называемая полезная тревожность. Оценка челове­ком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая инди­видуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожаю­щий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как пред­расположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его пре­стижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние ха­рактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжени­ем, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в об­ширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, вы­раженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревож­ности, то это дает основание предполагать у него появление состоя­ния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано изме­рять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, яв­ляется методика, предложенная Ч.Д.Спилбергером. На русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инст­рукции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).
Работа проводилась следующим образом. Каждому воспитаннику инди­видуально предлагалось ответить на вопросы шкал согласно инструкции. Работать выполнялась самостоятельно. На каждый воп­рос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.
ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)
Инструкция воспитаннику была дана следующего содержания: «Прочитай внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркни цифру в соответству­юще и графе справа в зависимости от того, как ты себя чувствуешь в данный момент. Над вопросом долго не задумывайся, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)
Инструкция воспитаннику была дана следующего содержания: «Прочит
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.