Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Укажите основные синтаксические нормы русского языка. Приведите примеры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по  русскому языку и  культуре речи. 

Вариант №12
Студентка 1 курса  группы
Заочного  обучения 
 

Мартыненко  Ольга Ивановна
№ зачетной книжки 853 
 

Обратный  адрес:
305048
г. Курск, ул. Орловская,
  дом 30, квартира 139
Дата  отправки работы:
«___» 2010г. 
 
 
 
 
 

 
Тема: « Укажите основные синтаксические нормы  русского языка. Приведите  примеры» 
 

     Раздел  грамматики, изучающий законы соединения слов и строения
предложений, называется синтаксисом.
Нормы синтаксиса требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре  предложения, правил построения сложного предложения. Предметом синтаксиса является слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения слов, употребления их в определенных формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. 

Мы отметим только такие варианты синтаксических норм, которые у говорящих могут вызывать затруднения: согласование сказуемого с подлежащим; согласование определений и приложений; нормы управления; употребление однородных членов; употребление причастных и деепричастных оборотов; построение сложного предложения.
  Соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически, представляют собой сложные обозначения явлений объективной действительности.
Например: быстрая река, читать книгу, идти вперед.
 В первом примере названы предмет и его признак, во втором – действие и предмет, в третьем – действие и его признак. В возможности точно обозначить различные грани явления, разные аспекты действительности – грамматическое значение синтаксических единиц.
     Существует две основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
       Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Они могут быть соединены тремя видами связи: согласованием, примыканием и управлением.
При согласовании зависимое слово принимает форму главного, то есть согласуется с ним в роде, числе, падеже.
 Например: отважный мореход, сияющая улыбка, зеленые горы.
     Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставиться в той падежной форме, которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова.
 Например: строить дом, восхищаться талантом, любовь к человеку.
     Примыкание – вид связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, интонацией и порядком слов. В качестве зависимых слов при данном виде связи выступают неизменяемые знаменательные слова – деепричастия, наречия, инфинитивы.
 Например: громко петь, предложить войти, говорить смеясь. 

Предложения различаются  по структуре и основным функциям. 

     По  характеру выражаемого в них  отношения к действительности различаются предложения утвердительные, и отрицательные. 

     По  цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
       В зависимости от наличия или  отсутствия второстепенных членов
различаются предложения  распространенные или нераспространенные.
     По  составу предложения делятся  на односоставные и двусоставные и по строению – на простые и сложные. 

     Различаются также полные и неполные предложения. В полных
предложениях  имеются налицо все члены, необходимые для его понимания вне контекста и речевой ситуации. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, ясных из контекста или ситуации.
     Синтаксический  уровень является высшим в языковой иерархической системе и, следовательно, наиболее сложным. И на этом уровне – при построении словосочетаний и предложений – допускается много речевых ошибок.
     Посмотрим, с чем они связаны.
I. Согласование сказуемого с подлежащим
1. Сказуемое  должно стоять в той же форме,  что и подлежащее, чтобы не получилось:
Ребятня кружились возле новогодней елки.
Ребятня – существительное единственного числа женского рода, следовательно, кружилась, но ребенок – кружился.
2. При подлежащем, в состав которого входят слова  множество, ряд, часть,
большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном
падеже (типа большинство студентов, ряд распоряжений), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе. 

Единственное  число употребляется в том  случае, если: 

— существительное обозначает неодушевленные предметы ( ряд столов
стоял );
— не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников
отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчеркивания  активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены). 

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным  сочетанием (семь
часов, несколько  человек), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа. 

Формой множественного числа подчеркивается активность действующих
лиц:
И тридцать витязей прекрасных.
Чредой из вод  выходят ясных (А. С. Пушкин). 

Форма единственного  числа сказуемого употребляется  при подчеркивании
пассивности действующих  лиц:
Человек десять молча, стояло в стороне; 

Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:
Прошло сто  лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею  страстей? (А. С. Пушкин); 

— при составном  числительном, оканчивающемся на один:
(Тридцать три богатыря— выходят, а тридцать один богатырь— выходит). 

4. Сказуемое  ставится в единственном числе,  если в состав подлежащего
входят слова  много, мало, немного, только, лишь:
Немало горожан  посетило эту выставку. 

5. Сказуемое  при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в
единственное  число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц:
А ткачиха с  поварихой,
С сватьей бабой  Бабарихой
Извести ее хотят  (А. С. Пушкин). 

Единственное  число указывает на то, что одно действующее лицо — главное:
Жил старик со своею  старухой (А. С. Пушкин). 

6. При подлежащем  может быть приложение, но это  не влияет на
согласование.
 Сказуемое  согласуется с определяемым словом:
На последних  соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым.
Но: "Жигули"пришли первыми, (здесь "Жигули"—уже не приложение). 

7. Сложности  вызывает согласование сказуемого  с несколькими
подлежащими.
При прямом порядке  слов сказуемое ставится в форме  множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
Сравните:
Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты  (А. С. Пушкин).
Погиб и кормщик  и пловец (А. С. Пушкин). 

II. Согласование определения с определяемым словом
1.Определение  при существительном общего рода  ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным:
Ира - большая  плакса.
Сережа - большой  плакса. 

2.Очень часто  возникает вопрос, в какую форму  поставить определение,
если при существительном  есть числительные два, три, четыре. Как правильно:
Два новых дома или Два новые дома. 

     Если  определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа:
Четыре новых  автомобиля сошли с конвейера. 

     Если  определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа:
Три углубленные  в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин). 

     Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа:
На них он выменял борзые три собаки (А. С. Грибоедов). 

     Исключение  составляют прилагательные целый, добрый, полный:
Целых два дня, полных три недели. 

     Притяжательные  прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа:
Три маминых  книги я дала читать подруге. 

III. Норма управления
Ошибки появляются при смешении предложного и беспредложного
управления:
Студенты уделяют  внимание на записи во время лекций.
Уделять внимание можно чему-то, а не на что-то. Следовательно, верно:
Студенты уделяют  внимание записям во время лекций. 

Другой пример ошибки подобного рода:
Согласно приказа  декана заведующая кафедры уехала в командировку. 

Управляемое слово  стоит не в том падеже, которого требует управляющее слово:
заведующая (чем?)—  кафедрой,
согласно (чему?) — приказу. 

Поэтому правильно  сказать:
Согласно приказу  декана заведующая кафедрой уехала в  командировку. 

В предложении  типа:
Автор сочувствует  и даже славит Игоря.
Ошибка обусловлена тем, что при двух однородных членах предложения,
требующих разных падежей управляемого слова, стоит  всего одно дополнение.
Необходимо исправить  предложение: Автор сочувствует Игорю и даже славит его. 

     Но  самые большие трудности связаны  с выбором падежа прямого
дополнения при  переходных глаголах с отрицанием. 

Дополнение может  ставиться в форме родительного падежа, если
непосредственно относится к глаголу:
Не забуду твоей доброты. 

Но может дополнение ставиться и в форме винительного падежа:
– при постановке дополнения перед глаголом: Весну  Иван не любил;
– при двойном  отрицании: Не могу не похвалить его  игру;
– при повелительной  форме глагола: Не читай открытку;
– при наличии наречий со значением ограничения: Я еще не видел фильм. 

     При глаголе с отрицанием может быть инфинитив, тогда он управляет
дополнением и  ставит его в форму винительного падежа:
Я не стану рассказывать эту историю. 

Иногда (при отвлеченных  понятиях) дополнение ставится в родительном падеже:
Он не смог перенести  горя. 

Глаголы со значением "желать" требуют родительного падежа:
Желаю счастья; жажду славы; добиваюсь успеха... 

Дополнение при  этих глаголах, поставленное в винительный  падеж,
приобретает добавочное значение конкретности, определенности.
 Сравните: Ждать трамвая (любого) — ждать трамвай (определенный). 

IV.Порядок слов
В русском языке  порядок слов свободный. Он может  быть прямым и обратным – в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении:
Вечерняя заря в пучине догорала,
Над мрачной  Эльбою носилась тишина. (А. С. Пушкин). 

В этом сложном  предложении первое с прямым порядком слов, второе – с
обратным. 

Мы можем переставить  и второстепенные члены на другие места: заря
вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. 

Это же относится  и к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:
В школе открылась  выставка работ родителей и детей  из природного
материала.
Получается, что  дети – из природного материала. 

Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то
плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.
А здесь неправильно  расставлены союзы перед однородными  членами
предложения. Первый из них необходимо поставить перед  глаголом наклоняется. 

А затем он незаметно  вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой
лестнице поднялся на второй этаж. 

Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно  наречие еще
поставить перед  предлогом по, так как здесь  речь идет о продолжении действия:
вошел, поднялся — а не о характеристике лестницы. 

V. Преобразование прямой речи в косвенную
Нередко прямая речь в передаче третьего лица преобразуется  в косвенную. При этом не следует забывать, что в подобном случае меняется форма местоимений:
Игорь спросил, кто поедет со мной на турбазу.
Надо: Игорь спросил, кто поедет с ним на турбазу. 

VI. Употребление обособленных конструкций
Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении деепричастных оборотов:
Выйдя в море, уже рассвело. 

Главный член безличного предложения не указывает на действующее  лицо,
поэтому нельзя включать в состав безличного предложения деепричастный
оборот. 

VII. "Нанизывание" падежей
Неуместное повторение одной и той же падежной формы  — довольно
частая ошибка и в устной, и в письменной речи.
 Например: Идентификация процессов изменения значений параметров системы. 

К. Чуковский  высмеял один пример из учебника по русской литературе:
«Творческая обработка  образа дворового идет по линии усиления показа
трагизма его  судьбы». 

8.«Нанизывание» придаточных предложений с одинаковыми союзами.
Не менее частая и грубая ошибка – повторение в одном сложном
предложении нескольких придаточных предложений с одинаковыми
союзами: Я мечтаю, чтобы мы поехали в лес, чтобы там были белые грибы, чтобы мы их собирали.
Правильно было бы сказать, к примеру:
Я мечтаю поехать в лес, где были бы белые грибы, которые бы мы собирали.
Причины изменения  синтаксических норм
     Синтаксические  нормы связаны с правилами  построения словосочетаний и предложений. Здесь сравнительно широко распространены варианты, отражающие борьбу между традицией и новыми явлениями, которые порождает живая устная речь. Как и при варьировании на уровне слова, синтаксическая вариантность является следствием развития языка и определяется внутрисистемными и внешними факторами. 

Причинами возникновения  синтаксической вариантности в современном русском языке являются:  

а) приведение в  соответствие формы и содержания языковой единицы;  

б) смысловая  и формально-структурная аналогия;  

в) семантическое  преобразование главного компонента словосочетания;  

г) воздействие формы управления у производящей основы;  

д) появление  стандартизованных словоблоков, что  нередко ведет к переразложению структуры словосочетаний и к  разрушению традиционных синтаксических связей. 

     В процессе эволюции синтаксических форм находит отражение и общее развитие человеческого мышления в сторону абстрагированности и замены конкретно-пространственных представлений более отвлеченными формами соотношения понятий. В этом смысле показательна, например, утрата предлога от в конструкциях, генетически связанных с пространственными взаимоотношениями. Например, глагол сторониться в литературном языке 19 в. употреблялся во всех значениях с предлогом от: Он никогда не отличался общительностью, а за последний год стал еще больше сторониться от людей ( Куприн. Лесная глушь ). Нормой современного языка становится беспредложный оборот сторониться кого/чего: сторониться транспорта, друг друга, общества и т.п. 

Следует отметить, что в реальной жизни языка  изменение синтаксических потенций слова происходит обычно в результате воздействия не одного, а нескольких указанных выше факторов. Типичным примером варьирования, возникшего в связи с неэквивалентностью содержания и формы и последующим воздействием аналогии, может служить параллельное управление у глагола вершить: вершить что (судьбы) или вершить чем (судьбами). Глагол вершить в 18-19 вв. употреблялся в значении "оканчивать, совершать" с узким кругом семантически близких слов (вершить суд, дело, судебное дело). В 20 веке он вступает уже в сочетание со словами история, судьба и т.п., первоначально требуя от управляемых существительных только В.п.: вершить историю, судьбу. Воздействие нового окружения (т.е. новой формы) приводит к появлению нового содержания - значения "распоряжаться, управлять". Этому содержанию перестает соответствовать старая форма - В.п. Под влиянием внешней аналогии глагол вершить перенимает новую форму управления (Т.п.) у синонимичных слов управлять, распоряжаться. 

Такова одна из общих и очень продуктивных схем образования варьирования и сдвига нормы в управлении. 

Расшатыванию  традиционной синтаксической нормы  способствуют как стилистические и  иные свойства управляющего слова, так  и различные фразовые особенности  употребления. Активизация употребления и расширение смысловых и лексических связей ведет к росту вариантных форм управления: стимул чего, для чего, к чему, прогноз чего, о чем, относительно чего. 

Синтаксическая  вариантность приводит к возникновению  ошибок на уровне словосочетания в  согласовании и управлении, на уровне предложения - в координации. 

Согласование - подчинительная связь, при которой  зависимое слово ставится в тех  же грамматических формах, что и  главное. 

Главное (определяемое) слово может иметь при себе приложение (определение, выраженное существительным). Согласование здесь подчиняется следующим правилам. При сочетании видового и родового понятий прилагательное согласуется со словом, называющим родовое понятие (оперативное совещание - летучка). Если при существительном, обозначающем лицо, стоит женская фамилия или имя, то прилагательное согласуется с ближайшим из них (опытный следователь Дмитриева). 

Определения могут  быть при двух и более однородных существительных. Единственное число  используется тогда, когда ясно, что  определение относится не только к ближайшему слову, но и к другим (всеобщая законность и правопорядок). В тех случаях, когда такой ясности нет, определение имеет форму мн.ч. (приобщенные к делу справка и характеристика, незаконные выговор и увольнение). В документах обычно используется множественное число. 

Другим видом  подчинительной связи является управление, при котором для выражения  тех или иных смысловых отношений  главное слово требует постановки зависимого существительного в определенном падеже.  

Управление может  быть беспредложным (вести следствие, приговор суда) и предложным (дело о хищении, кража со взломом). Подобно другим нормам, и здесь есть варианты: понятный каждому - понятный для каждого, заключение об уголовном деле - заключение по уголовному делу.  

В ряде случаев  варианты различаются оттенками значения. Так, необходимый следствию имеет значение "необходимый органам следствия", а необходимый для следствия означает "нужный для следствия". 

Близкие по значению слова не всегда имеют одинаковое управление: превосходство над кем - чем, но преимущество перед кем - чем, предостеречь от чего и против чего, но предупредить что и о чем и т.д. 

Употребляя предлоги -  в - из, на – в - нельзя забывать, что на выбор одного из них влияет значение управляющего слова: "приехал на вокзал", но "вошел в вокзал". В отдельных сочетаниях по традиции закрепился один из предлогов: "в учреждении", но "на предприятии", "в учебном заведении", но "на заводах и фабриках". 

При существительных, называющих средства передвижения, употребляется  предлог на: "ехать на трамвае, метро, поезде". Предлог в с соответствующими существительными имеет значение "находиться внутри": "был задержан в поезде", "сидел в машине". 

Предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря различаются  употреблением. Так, если речь идет о предстоящих событиях, следует остановиться на предлоге ввиду, а не вследствие: "ввиду предстоящего отъезда", но "вследствие наступившего похолодания".
Координация - особый вид связи главных членов предложения (сказуемого с подлежащим). 

Сказуемое при подлежащем, выраженном словом несколько и зависимым существительным, может употребляться как в единственном числе, так и во множественном числе.
Единственное число более обычно, если сказуемое стоит перед подлежащим: "Пришло несколько человек". Если подлежащее выражено сочетанием количественных числительных с существительными и надо подчеркнуть активность лиц, то сказуемое обычно употребляется во множественном числе: "Пять следователей проходили практику в районе". 

Сказуемое при  подлежащем, выраженном словом большинство  без зависимого существительного употребляется  в ед.ч. Единственное число может быть и тогда, когда есть и зависимое существительное: "Большинство сотрудников выехало (и) в район". 

Единственное число сказуемого употребляется:  

1) при обозначении  меры, массы, пространства, времени: "На это ушло три с половиной  часа", "Несколько километров  осталось позади";  

2) если сказуемое  выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования: "В конце документа стояло три подписи";  

3) при составных  числительных, оканчивающихся на  один: "В совещании участвовал  сорок один человек";  

4) при наличии  слов всего, лишь только: " Всего  было допрошено семнадцать свидетелей".
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы.
1.Введенская, Л.А.; Павлова Л.Г. Русский язык и  культура речи. М., 2002.– 432
с.
2.Голуб, И.Б.  Русский язык и культура речи. – М.: Наука, 2002.– 167 с.
3.Васильева,  А.Н. Основы культуры речи. –  М.: Просвещение, 1990.– 234 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.