На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Конституция РФ на современном этапе

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………….…………………….….……..…......3
    Юридические свойства Конституции ….……………………… 5
        Конституция - основной закон государства………………5
        Юридическое верховенство………………………………..8
        База текущего законодательства…………………………10
        Особый порядок принятия и изменения……………...….12
    Функции Конституции Российской федерации……………….17
2.1. Учредительная функция…………………………………17
2.2. Организаторская функция……………………………….20
2.3. Внешнеполитическая функция………………………….21
2.4. Идеологическая функция………………………………..22
2.5. Юридическая функция…………………………………..24
Заключение………………………………………………………….….26
Список использованной литературы………………………..………30
 

Введение
 
На сегодняшний день существенно  обогатились знания о важнейших  сторонах функционирования государства  и развития права. Современные процессы государственно-правовой деятельности социума потребовали новой разработки многих привычных представлений.
Вся функциональная  деятельность государства направлена на достижение самой основной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Ведь именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Исходя из этого, можно сказать, что функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. [2;5]
В ст. 10 Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная  классификация функций государства  получает конституционное обоснование.
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит  конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором основывается правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения, конституция  – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие  граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его  должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, так как регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
В самом общем виде конституцию  можно определить как основной закон  государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных  социальных слоев (групп) общества и  закрепляющий в их интересах важнейшие  начала общественного строя и  государственной организации соответствующей  страны.1
В этом определении сразу  можно отметить некоторые черты  или свойства конституции, а также  ее функции, рассмотрение которых и  является основной целью данной работы. В работе будут отмечены основные функции присущие всем конституциям, а также более детально рассмотрены функции Конституции РФ на современном этапе.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной тематике и труды  таких ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А. Кравец и т.д.
 
 

1 Юридические свойства Конституции РФ
1.1 Конституция - основной закон государства
Любая конституция, в том  числе и Конституция РФ, относится  к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его  чертами.2 Конституция - принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства.
В нашей стране Конституция - это один акт. В науке конституционного  права основной закон, представленный одним актом, принято называть "писаной  конституцией". Если же у государства  нет такого единого акта, а имеющим  конституционное значение признается ряд актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, Великобритания).
Важно и то, что очень  часто текст конституции провозглашается  как "Конституция" (Основной Закон) государства. Такого наименования не имеют и не могут иметь политические и правовые документы. Все предшествующие Конституции нашего государства назывались именно так. Однако слова "Основной Закон" не использованы по отношению к действующей Конституции РФ, и это вряд ли правильно.
В некоторых странах к  основному акту могут примыкать  еще один или ряд актов. Они  называются обычно "конституционными законами". Если официально роль таких  актов обозначена как дополнения к конституции, конечно, их в совокупности с нею можно рассматривать  как единую "писаную конституцию". Тем более есть основания так  сказать в случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм конституции, перестающих действовать.
Если же конституционными законами считать акты, изданные по кругу вопросов, указанных в конституции, или развивающие ее положения, - так, считают некоторые авторы3 - это еще никак не означает, что появляются акты, равные конституции, даже если в ней самой часть таких актов поименована "конституционными законами".
Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела категорию  федеральных конституционных законов (ФКЗ), возникают вопросы: что представляют собой эти законы, можно ли их считать частью Конституции РФ?
Во-первых, Конституция РФ не дает свободы в принятии ФКЗ. Она  предусматривает ограниченный круг вопросов, по которым должны появиться  эти акты. Поскольку перечень не является открытым, это означает, что  по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя. Конституцией РФ предусмотрены следующие  ФКЗ:
1) о порядке разрешения  вопросов, связанных с принятием  в РФ нового субъекта РФ, образованием  в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового  статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции);
2) о принятии в состав  РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
3) об образовании в  составе РФ нового субъекта  РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
4) об изменении конституционно-правового  статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
5) о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ч. 1 ст. 70) и т.д.
С учетом перечня можно  видеть следующий повод для введения категории "федеральных конституционных  законов" в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, а требованием квалифицированного большинства для принятия таких  актов обеспечить более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее  и стабильнее. Однако вряд ли можно  сказать о том, что ФКЗ предназначены для того, чтобы образовать вместе с Основным Законом так называемую "большую Конституцию". Текст самой Конституции в качестве высшей ценности возвышается над всей системой писаного права, включая и федеральные конституционные законы.
 
1.2 Юридическое верховенство
Юридическое верховенство конституции  означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным  актам, включая и федеральные  законы, и упомянутые выше федеральные  конституционные законы. Все они  должны соответствовать конституции  и не могут ей противоречить.
Здесь следует отметить то, что в Конституции РФ (также  и в других нормативных актах) намечены основные характеристики источников права в РФ; в ней "нашли закрепление множественность источников права, наличие между ними различных вариантов связей и взаимоотношений. Это позволяет говорить о формировании именно системы источников права Российской Федерации".4
И. А. Кравец рассматривает два аспекта высшей юридической силы конституции – формальный и материальный.
«Формальный аспект высшей юридической силы означает, что предусмотренные  Конституцией правовые акты должны приниматься  с соблюдением конституционной  процедуры. Если зафиксированная конституционными нормами процедура не соблюдается, правовой акт может быть признан  Конституционным Судом РФ не соответствующим  Конституции.
Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что  правовые акты в границах, предусмотренных  Конституцией, должны соответствовать  ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов  и иных правовых актов конституционным  положениям».5
Акты, конечно, могут развивать  положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу  уже сказано конституцией, они  не вправе говорить что-то иное, содержать  в себе другое предписание. К этому, так сказать, формальному аспекту  добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.
Юридическое верховенство конституций  обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации".
 
 
1.3 База текущего законодательства
 
К числу юридических свойств  конституции относится и то, что  она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее  законодательство развивает предписания  Конституции, исходит из ее духа при  детальном регулировании различных  общественных отношений.
"Выступая в качестве  юридической базы для развития  всех отраслей российского права,  конституция регулирует и закрепляет  процесс создания правовых норм  и актов, которыми обеспечивается  проведение политических, культурных  и социально-экономических преобразований  в обществе. Насколько стабильным  и эволюционным будет развитие  самой конституции, настолько  реформирование государственной  и общественной сфер жизнедеятельности  приобретет завершенный характер".6
Наряду с этим конституции  часто предусматривают необходимость  принятия нормативных актов, развивающих  ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:7
- прямо указывает виды  федеральных конституционных законов  или федеральных законов, требуемых  для регулирования определенных  вопросов. Конституция конкретно  предусматривает принятие и многих  федеральных законов - о гражданстве  (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об  альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;
- использует указание  на то, что определенные общественные  отношения регулируются "федеральным  законом", не называя конкретный  по наименованию или содержанию  акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, "работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск". Данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, как бы подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством закона отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов;
- Конституция РФ зачастую  содержит такие формулировки  статей, что из текста очевидна  обязательность последующего текущего  нормативного регулирования, обеспечивающего  применение конституционной нормы.  Так, согласно ст. 46, "решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд" - то есть применение нормы  без специального закона попросту  невозможно.
Также Конституция во многих случаях говорит о том, что  права и интересы граждан гарантируются  либо охраняются законом, а соответствующие  действия органов и должностных  лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме  закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право  частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного  права.
"Таким образом, проблема  соотношения конституции и текущего  законодательства довольно многогранна,  и она решается с учетом, как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов".8
 
1.4 Особый порядок принятия и изменения
Конституцию характеризует  и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и  изменения.
Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно  в обстановке гласности и повышенного  интереса общества: принятие конституции - это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом  проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил  в обществе "за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее  число граждан. К тому же проекты  обычных законов, даже федеральных  конституционных законов, публикуются  далеко не всегда; проекты же конституций  появляются и на страницах газет  с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.
Особый порядок принятия конституций может состоять и  в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной  истории такие мероприятия проводились.
Наконец, особый порядок  принятия может выражаться о вынесении  проекта конституции на всенародное  голосование (референдум), что и имело  место в связи с действующей  Конституцией РФ. Результаты референдума  являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции  народом. В случае принятия она приобретает  государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или  президентом страны, центральной  избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в  силу.
Особый порядок изменения  конституции - это специально усложненные  процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о  внесении изменений в нее.
В том случае, если закон  об изменениях и дополнениях конституции  принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения  Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд  народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов  РФ (ст. 185).
Особый вариант специальных  требований - сделать так, чтобы, как  говорится, отпало само желание изменять конституцию и, тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", т.е., как пишет С.А. Авакъян, "создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".9
Согласно ст. 134 предложения  о поправках и пересмотре положений  Конституции РФ могут вносить  Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В данной главе подробно разобраны юридические свойства Конституции, так как считаю, что невозможно достигнуть поставленной цели без  необходимого понимания минимума, а именно, что представляет собой основной закон государства, какими свойствами он характеризуется, при каких условиях принимается и корректируется.
2 Функции Конституции РФ
Сущность конституции  состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими  силами по основополагающему вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.10
Как пишет С. А. Авакьян, «функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства».11
В науке конституционного права, как правило, выделяют следующие  функции: учредительную; организаторскую; внешнеполитическую; идеологическую и  юридическую.
 
2.1 Учредительная функция
Суть этой функции состоит  в том, что конституция, появляясь  в результате коренных изменений  в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем  историческом этапе. Слово "учредительная" понимают в том смысле, что конституция  либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших  в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой  правовой базы, которая с принятием  конституции и учреждается. Таким  образом, учредительные начала конституций  могут проявляться и по отношению  к общественной (политической) системе  в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и  учреждениям.
Опыт собственной истории  подтверждает это. Каждая конституция  знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную  функцию, естественно, с позиций  тех, кто в то время осуществлял  власть.
Так, учредительная функция  Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций  других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается "в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской  власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма...".12
Учредительную функцию выполняла  и Конституция СССР 1977 г., а также  построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 г. Руководство стоявшей в то время  у власти Коммунистической партии интенсивно стимулировало исследования по теории власти при социализме. Называть ее "диктатурой рабочих и крестьян" становилось бессмысленно, поскольку  уже не было объекта, в отношении  которого ранее считали диктатуру  необходимой (т.е. врагов или противников  строя), да и общество все более  консолидировалось - трудящимися были все, особых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией не было. В итоге родилась теория зрелого, или развитого, социализма. Родилось конструктивное воззрение на суть власти. Ее должны осуществлять все слои общества, т.е. рабочие, крестьяне и интеллигенция; государство, следовательно, становится общенародным, а общество образует целостный, не раздираемый внутренними  противоречиями организм, единую политическую систему.
В итоге, Конституция СССР 1977 г. сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей  страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.
Безусловно, учредительный  характер свойствен и Конституции  РФ 1993 г., причем в целом и, несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.
2.2 Организаторская функция
Данная функция конституции  заключается в том, что она  не только оформляет достигнутое  и ставит новые задачи перед обществом  и государством, но и стимулирует  политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.13 Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой  конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими  нормативными актами, в том числе  и внесением поправок в ранее  действовавший основной закон. И  все-таки появление новой конституции  является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.
Кроме того, следует учитывать  то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит  в том, что многие общественные отношения  могут возникать непосредственно  на базе конституции.
Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция  проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере  она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).
 
2.3  Внешнеполитическая функция
Здесь уместно будет упомянуть  политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит  в том, что конституция устанавливает  основы организации государственной  власти, основы взаимоотношений государства  и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.
Близко к ней примыкает  внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что  основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может  быть выражено включением в конституцию  специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция  РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие  таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции  РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и  следовавшей за ней Конституции  РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и  в Конституции РФ 1993 г., в большинстве  зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.
Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление  людям других стран, а также государствам и международным организациям о  нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных  основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие  параметры социально-экономической  и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о  возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и  то же. И, тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.
 
2.4 Идеологическая функция
Идеология вообще - это "система  политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения  людей между собой. Характерная  особенность идеологии состоит  в том, что она непосредственно  связана с практической деятельностью  людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений".14
Идеологическая функция проявляется  в способности конституции оказывать  влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения  определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.
Такая функция также присуща  и нашей Конституции. Но есть ли основания  для этого утверждения? Ведь в  ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что  в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Выходит, наша действующая  Конституция - как бы деидеологизированный документ.
Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться  в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция  СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического  и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции  содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как  развитого социализма. Вот такой  вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.
Однако в ином плане  конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции  институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ 1993 г.).
Или, к примеру, закрепление  в Конституции СССР 1977 г. однопартийной  системы с руководящей ролью  КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства  всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни.
Прямо различные воззрения  воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе  государственной власти, подотчетности  им всех других государственных органов (прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного  влияния друг на друга (Конституция  РФ 1993 г.).
Перечень примеров можно  было бы продолжить, но вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в  какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались  соответствующие воззрения каждого 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.