На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Учет половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Нижегородский  государственный университет им.Н.И.Лобачевского»
 
 
Юридический факультет
 
 
 
 
Реферат
 
по дисциплине: «Физическая культура»
 
на тему:
«Учет половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом».
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 2 курса очной формы
обучения  гр. 11-28
Ершова  И.
 
 
Проверила: Юдина О.Е
 
 
 
 
 
Нижний  Новгород 2010
Содержание
 
Введение 3
1 Физиологические  особенности развития подростков  в процессе занятия физической  культурой            4
1.1 Особенности физического развития при занятиях спортом    4
2.2 Физиологические особенности  развития систем организма и  их адаптация к физическим  нагрузкам          4
2. Теоретические аспекты нормирования  физических нагрузок в процессе  физического воспитания школьников 6
3. Основные организационные формы  физического воспитания детей  в школе  8
4.Методы оценки здоровья и  особенности физиологического развития школьников 11
4.1. Оценка физических качеств  детей.       11
4.2. Методы определения состояния  здоровья учащихся    12
4.3. Физиолого-педагогические особенности  развития учащихся в подростковом  возрасте              13
Заключение 16
Список литературы 17
 

Введение

 
В настоящее  время на всех этапах развития современной  школы существует неподдельный интерес  к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит  системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное  место для реализации междисциплинарных  комплексных оздоровительных программ.
В тоже время  стало очевидным, что для превращения  обычной массовой школы в школу  содействию здоровью недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных  мероприятий.
К этому побуждает  целый комплекс проблем, ставший  труднопреодолеваемым барьером для  преподавателя: это резко возросший  объем информации, межпредметная  невосприимчивость, несоответствие средств  познавательной деятельности учащегося  средствам профессиональной деятельности специалистов.
Реальный  объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Современный урок физической культуры не может  удовлетворить природную потребность  в двигательной активности учащихся.
Серьезным препятствием для удовлетворения интересов учащихся в процессе двигательной активности, по мнению Е.П. Ильина является учебная  программа по физической культуре, которая:
1) не учитывает  половые различия в интересах  мальчиков и девочек к различным  физическим упражнениям и методам;
2) направлена  не на индивидуальное физическое  и психическое развитие учащихся, а на сдачу единых для всех  нормативов.  

1 Физиологические особенности развития подростков в процессе занятия физической культурой
 
1.1 Особенности физического развития при занятиях спортом
 
В условиях современной цивилизации, в условиях снижения естественной двигательной активности наиболее эффективным, целенаправленным воздействием на организм следует считать  систематические занятия физическими  упражнениями.
Спортивная тренировка обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. По мере повышения тренированности  организма соответственно возрастает мышечная работоспособность. Юные спортсмены, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом, обладают большей работоспособностью, выносливостью. Причем, старше возраст юных спортсменов  и чем выше квалификация, тем больше различия между спортсменами и не занимающимися спортом.
Вместе с ростом работоспособности  у юных спортсменов увеличивается  способность к максимальному  потреблению кислорода. Под влиянием систематических занятий спортом  аэробная производительность повышается, особенно у девочек занимающихся спортом.
В результате анализа экспериментальных  данных (С.Б. Тихвинский) удалось выявить  у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом следующие  закономерности:
1) более высокие показатели  функциональных параметров у  мальчиков, чем у девочек;
2) более значительные  различия между мальчиками и  девочками в 15 лет. Систематические  занятия спортом значительно  повышают аэробную производительность  у юных спортсменов. На аэробную  производительность также оказывает  влияние характер выполняемых  упражнений. У юных спортсменов  занимающихся циклическими видами  спорта МПК выше, чем у представителей  ациклических видов спорта.
Абсолютные показатели и  темпы роста специальной силы у 17-18 летних юношей не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно  отличаются - у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при  одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при  попеременном отталкивании руками - на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой - на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в  этот период темпы её прироста не значительны.
Данные возрастных закономерностей  развития специальных силовых показателей  у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, необходимо учитывать  при планировании средств и методов  их воспитания в процессе учебно-тренировочных  занятий.
В последние годы в системе  управления подготовкой спортсменов  всё большее распространение  получило моделирование различных  сторон мастерства, методов тренировки. В методологии моделирования  применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает  учёт особенности возрастной динамики развития физических качеств.
 
 
 
2.2 Физиологические  особенности развития систем  организма и их адаптация к  физическим нагрузкам
 
В среднем и старшем  школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Головной мозг увеличивается в 3-3,5 раза по сравнению с новорожденным. До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Рост объема и нервных волокон  таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15 взрослых размеров достигает мозжечок. Увеличивается общая длина бороздок в 2 раза, а площадь коры в 3 раза. С 9-12 лет резкое увеличение взаимосвязей между различными корковыми центрами. Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания (Д 11-13 лет, М 13-15). Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Нарушаются координация движений, ухудшается память и чувство времени. Временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. Отмечаются нарушения ВНД – нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. С окончанием этого периода перестроек в организме снова усиливается ведущая роль левого полушария, налаживаются корковоподкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы ВНД.
Зрительная сенсорная  система уже в 10-12 лет достигает  функциональной зрелости. Детская дальнозоркость исчезает. У подростка заметно  повышается острота зрения, расширяется  поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков. 
Созревание слуховой сенсорных  системы завершается к 12-13 годам. Резко снижаются пороги слышимости звуков, снижается восприятие высоких  частот.
Вестибулярная сенсорная  система созревает к 14 годам. Но у  некоторых неустойчивость к действию ускорений. После 16 лет улучшается и  стабилизируется способность держать  равновесие. Развитие двигательной сенсорной  системы происходит непрерывно, усиливаясь от 7 до 15лет.
Опорно-двигательного аппарат  завершается формирование зубного  аппарата. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который завершается  в юношеском возрасте. Пубертатный  скачок роста – резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей (13-14 лет  на 8-10 см в год). Устанавливается  индивидуальный тип соотношения  медленных и быстрых волокон  в скелетных мышцах.
 Количество крови в  организме в процентах к весу  тела уменьшается. Увеличивается  кол-во эритроцитов и гемоглобина,  снижается кол-во лейкоцитов. Растут  масса и объем сердца. МОК увеличивается,  главным образом за счет возросшего  систолического объема. Происходит  снижение ЧСС (средний школьный  возраст 80, старший школьный возраст  70уд/мин).
Нарастает величина артериального  давления. Рост просвета сосудов отстает  от увеличения сократительной силы миокарда. Это может вызвать юношескую  гипертонию – повышение АД до 140 мм рт.ст.
Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох. Совершенствуется регуляция дыхания. Возрастает дыхательный объем и, соответственно, снижается частота  дыхания. Растет минутный объем дыхания. К 16-17 годам развитие дыхательных  функций в основном завершается. Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
У детей младшего школьного  возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому  возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто  наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и  другие нарушения. Крупные мышцы  развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения  преобладают над процессами торможения.

2. Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников

 
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и  развитие организма. И естественно  ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования  физиологических норм  физических нагрузок в процессе физического  воспитания детей и подростков. Для  решения этих задач необходимо разработать  критерии нормирования нагрузок для  детей различных возрастных групп. При обосновании и градации физических нагрузок,  адекватных функциональным возможностям исследуемых, как правило, подходят с тех позиций:
      градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др.;
      дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;
      оценки  интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.
В физиологии спорта чаще всего используются две  классификации интенсивности физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность  физических нагрузок  оценивается  величиной потребления кислорода  и затраченной энергии. В другом случае весь диапазон интенсивности  физических нагрузок делится на зоны в зависимости от показателей  механической работы, которую выполняет  человек. В. С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах  спорта с циклическим характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между скоростью  преодоления дистанций  и предельным временем, в течение которого эта  скорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К  первой зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко второй – рекорды, время которых  находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к третьей – рекорды  от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой  зоне – все рекорды, время которых  превышает 30-40 минут. Классифицируют и  физические упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности  мышечного сокращения, подразделяя  их на:
      силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в динамическом или статистическом режимах при малой скорости движения;
      скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с большой  скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает большую мощность;
      упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их способность выполнять работу.
При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад  данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения подразделяются на группы с явным  преобладанием анаэробного или  аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного  энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся  соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических  упражнений.
 
При нормировании нагрузок рекомендуется  учитывать пять компонентов:
 
      продолжительность упражнения;
      интенсивность;
      продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
      характер отдыха;
      число повторений упражнения.
При нормировании выполнения циклических  упражнений особое внимание заслуживают  процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических  процессов в связи с выполнением  тренировочных занятий обусловлены  воздействием на организм повторяющихся  движений. При этом в первую очередь  происходят изменения функционального  состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о  возможной гипоксии, но  главным  образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.
Одна  из целей физиологически обоснованного  нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что  затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность  выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии  и число  повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации  физиологических  функций. Если же затраты энергии  и число повторений и продолжительность  упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов  в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а  также нервных механизмов регуляции  движений. При выполнении медленного равномерного бега школьниками 10-11 лет  потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного покоя у исследуемых школьников этого возраста потребление кислорода  равняется 193,0 мл/мин. Следовательно, потребление  кислорода нетто на  выполнение работы медленного бега составляет 771,4 – 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела потребление кислорода  нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин  · кг.
Созданы необходимые предпосылки для  физиологически обоснованного планирования физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у детей 7-8 лет  потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин, а а относительном покое  – 156,8 мл/мин.
Поиск  наиболее эффективных тренировочных  режимов развития двигательных качеств  – одна из главных задач физического  воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных  о том, что физические качества учащихся следует  как можно  полнее развивать  уже в первые годы обучения в школе.  Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. Для обоснования тренировочного режима развития выносливости у детей 7-10 лет на первом этапе исследования  мы изучили возрастную картину вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности. Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность работы при 70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а при 50% нагрузке – на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к нагрузкам разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у мальчиков рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-8 лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого воздуха при нагрузках аэробной направленности.  Меньшая предельная продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного  и сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников.

3. Основные организационные формы физического воспитания детей в школе

 
Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.
Организация и содержание физического воспитания учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре; программой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; Положениями о коллективе физической культуры в школе и внешкольных учреждениях.
Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.1
Урок  физкультуры — основная форма  физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности занятия и физиологической нагрузки; выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели; проведение занятий в специальном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия  включают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на переменах, а также ежедневные занятия физкультурой и спортом (спортивный час) с учащимися групп продленного дня.
Гимнастика  до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом  занятий и способствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.
Подвижные игры на переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально подготовленными физоргами и проводятся преимущественно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.
Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от подготовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки и пр.).
Школьники занимаются подвижными играми на переменах  в повседневной одежде, при необходимости надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.
Спортивный  час в группах продленного  дня проводит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры и медицинского персонала школы. Основу занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигиенические рекомендации: постепенное повышение физической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе  включает организацию занятий в  спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры  на основе самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобразовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и устанавливаются удобные для школьников графики работы; продолжительность работы секции не более 2 ч.
Во всех школах предусматриваются ежемесячные  дни здоровья и спорта, цель которых  — способствовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Дни здоровья и спорта предусматривают пешие  прогулки, подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, прыгуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х классов — 4 ч, 8-10-х (11-х) —5 ч.
Внешкольная спортивно-массовая работа проводится спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.
Ежегодно  в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский  осмотр всех школьников. График проведения осмотров составляет медицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы.2
Медицинский осмотр предусматривает определение сдвигов в состоянии здоровья и физическом развитии школьников, учет эффективности занятий физкультурой, а также решение вопроса об установлении медицинской группы (основная, подготовительная, специальная).
Первоклассников до поступления в школу осматривают либо в дошкольном учреждении, либо в детской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние организма; решается вопрос о допуске их к занятиям физкультурой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.
В течение учебного года при необходимости  проводятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).
Результаты  медицинского осмотра должны быть обсуждены  на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения преподавателя физкультуры и родителей учащихся. Преподаватель физкультуры должен знать, кто из учащихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.
По окончании  осмотра составляют сводный список учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной группам, и с соответствующими рекомендациями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года некоторые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).
Данные  осмотра не всегда достаточны для  суждения о возможностях организма  школьника перенести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.
При посещении  занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие  и качество спортивного инвентаря  и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.
Предварительно  ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, медицинский работник дает оценку правильности построения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здоровья учащихся и их подготовленности.
В течение  урока необходимо следить за тем, какие упражнения включает преподаватель для коррекции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для учащихся подготовительной группы.
Учащиеся, временно освобожденные  от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.
Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе физического воспитания, должны заниматься лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.
Для занятий  лечебной (корригирующей) гимнастикой комплектуют группы (не более 15 человек) с учетом возраста детей. Занятия проводит преподаватель физкультуры, прошедший специальную подготовку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в кабинеты лечебной физкультуры территориальных поликлиник.
Учебные занятия со школьниками, отнесенными  к специальной медицинской группе, выносятся за сетку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания — 2 занятия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.
 
 

4.Методы оценки здоровья и особенности физиологического развития школьников

4.1. Оценка физических качеств детей

 
Развитие  физических качеств оценивается  по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует  заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии  у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся  способности быстро обучаться.
Быстрота  оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с помощью  ручного динамометра, сила плечевого  пояса — по показателям метания  вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей — по прыжкам в  длину с места.
Ловкость  оценивается по разнице времени  пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад). 3
Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать  по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.