На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая сущность и содержание бюджета

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы» 
 
 
 

Реферат
по дисциплине «Бюджетная система РФ» 

на тему: Экономическая сущность и содержание бюджета. 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка
                  3 курса 3812 специальности 
                  08010565 «Финансы и кредит»
                  Мифтахова Л.И.
                  Руководитель:
                                                                                     Набережнова М.В.  
 
 
 
 

Казань 
2011
Содержание 

Введение            3
1. Экономическая  сущность и содержание бюджета     5
2. Функции  и принципы построения бюджета             10
3. Влияние  бюджета на социально-экономические  процессы          17
Заключение                  20
Список  литературы                 23
Приложение                  24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Ведущую, определяющую роль  в   формировании  и  развитии  экономической структуры    любого    современного    общества    играет    государственное регулирование,  осуществляемое  в  рамках  избранной  властью  экономической политики. Одним  из  наиболее  важных  механизмов,  позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование,  является  финансовый механизм – финансовая система  общества,  главным  звеном  которой  является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой  системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование  децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения  возложенных  на государственные органы функций.
      Экономические и  политические  реформы,  проводимые  с начала  девяностых годов, не могли  не затронуть  сферу  государственных   финансов,  и,  в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет,  являясь  главным средством   мобилизации   и   расходования   ресурсов   государства,    дает политической  власти  реальную  возможность  воздействовать  на   экономику, финансировать   ее   структурную   перестройку,    стимулировать    развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.
      Очевидно, что успех экономического  развития  в  нашей  стране  в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет  преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.
      Важнейшим  инструментом  государственного  регулирования  экономических  процессов,    решения    социальных,     политических,     производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
      Именно путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта  и  национального  дохода  государство  стремится  достичь   создания   такой структуры  общественного  производства  и  народнохозяйственных   пропорций, которые   адекватны   рыночному   механизму   хозяйствования.    Посредством бюджетного механизма возможно  воздействие  государства  на  развитие  таких макроэкономических процессов, как экономический  подъем  страны,  укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического  прогресса,  коренное переоснащение   материально-технической    базы    производства,    развитие инновационных  процессов,   снижение  уровня   безработицы   и   увеличение занятости.
      Поэтому основной целью работы  является показать значимость  государственного бюджета, для  достижения которой требуется  изучить следующие задачи:
    отразить экономическую сущность бюджета;
    изучить основные его функции и принципы;
    определить его влияние на социально-экономическую жизнь страны.
      Изучение  сущности бюджета страны, его принципов и значения обрело  в настоящее время особую актуальность, особенно в период после грянувшего  мирового финансового кризиса. 
 
 
 
 
 
 

       
 

    Экономическая сущность и содержание бюджета
 
      Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его  в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
      Сложность выяснения сущности  бюджета, прежде всего, связана  с тем, что данный термин  используется для обозначения  различных по своей природе  явлений. Одно из них выражает  совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое – связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.
      Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.
      Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».
      В Бюджетном Кодексе РФ бюджет  определен как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2]
      Бюджетные отношения представляют  собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном  и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
      Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти.
      Совокупность всех видов бюджетов  образует бюджетную систему государства.  Взаимосвязь между ее отдельными  звеньями, организацию и принципы  построения бюджетной системы  называют бюджетным устройством.
      Основы бюджетного устройства  определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.
       Бюджетная система России состоит  из 3 звеньев:
1. федерального  бюджета РФ;
2.бюджетов  национально-государственных и административно-территориальных  образований, называемых бюджетами  субъектов Федерации, или региональными  бюджетами. К ним относятся: 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 1 бюджет автономного образования, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
3. местных  бюджетов (около 29 тысяч городских,  районных, поселковых, сельских).
      Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
      Федеральный бюджет служит основным  финансовым планом государства,  утверждаемым Федеральным Собранием  (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики. Кроме того за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.[4]
       Выступая   центральным   звеном   в   общей   системе   государственного
регулирования экономики, бюджет как категория  отражает  интересы  конкретных классов  и слоев населения,  поскольку  на  нем  лежит  печать  социальной  и экономической  политики. В  этом  смысле  бюджетные  отношения  представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.
       Являясь  частью  финансовых  отношений,   государственный   бюджет   как категория характеризуется  теми  же  чертами,  которые  присущи  финансам  в целом, но в тоже время имеет свои  особенности,  отличающие  его  от  других сфер и звеньев финансовых отношений.  К  числу  таких  особенностей  следует отнести то, что:
   1) бюджет является  особой  экономической   формой  перераспределительных отношений,  связанной с  обособлением  части  национального  дохода  в  руках государства и ее  использованием для общественных  потребностей;
   2) посредством бюджета осуществляется  перераспределение национального дохода (национального богатства)  между важнейшими  сферами общественного производства    (промышленностью,    сельским    хозяйством,    транспортом, строительством  и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между  сферами общественной  деятельности  (производственной  и  непроизводственной  сферой экономики), между регионами страны и территориями;
   3) область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе
государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета  по сравнению с другими звеньями финансовой системы.
      Государственному  бюджету  как   определенной   совокупности   финансовых отношений присущи,  прежде всего, те же  черты,  которые  отличают  категорию финансов в целом:  бюджетные  отношения  имеют  распределительный  характер, осуществляются всегда  в  денежной  форме,  сопровождаются  формированием  и использованием целевых денежных фондов. Вместе с  тем  бюджетным  отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за  рамки  общих с  финансами  черт.     Государственный   бюджет   как   специфическая   сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
  1)   представляет    особую    экономическую    форму   распределительных
отношений, связанную с обособлением части  стоимости  валового  общественного  продукта у государства и ее использованием  на  удовлетворение  общественных потребностей;
  2)  предназначены  для  перераспределения   стоимости   между   отраслями
национального  хозяйства,   территориями,   секторами   экономики,   сферами
общественной  деятельности в отличие от финансов материального  производства, опосредствующих  процесс создания и производительного  потребления  стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
  3)   выражает   такую   стадию   стоимостного   распределения,    которая
непосредственно  не  связана  с  движением  общественного  продукта  в   его
товарной  форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как  в материальном производстве и непроизводственной  сфере  финансовые  отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
   Государственный бюджет,  как и любая другая  экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им  материально- вещественное воплощение. Бюджетные отношения материализуются (овеществляются)  в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате  этого реальные  экономические (распределительные)   процессы,   происходящие   в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых  и используемых государством   денежных   средств. [4]
      По экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения,  возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению – это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. [6]
      В формировании и развитии  экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.
      Таким образом, государственный  бюджет, являясь основным финансовым  планом государства, дает органам  власти реальную экономическую  возможность осуществления властных  полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. [7] 

2. Функции и принципы построения бюджета
  
   Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
1. Контрольная  функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
2. Информационная  функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
3. Институционализация  общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики.
4. Регулирующая  функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций. Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
5. Функция  обеспечения  существования   государства   ставит  своей  задачей
создание   материально-финансовой   базы    функционирования    государства; содержание   аппарата     управления    страной,    президентской    власти, законодательной  и исполнительной  власти,  правоохранительных  и  таможенных органов, налоговой службы.
      Названные функции бюджета носят  объективный характер и некоторые  из них могут противоречить  друг другу. Например, для успешной  реализации контрольной и информационной  функции бюджет должен быть  стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики, сложившимися традициями и общественными предпочтениями. [1]
      Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется       посредством       маневрирования  поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
      В зависимости от экономического  содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
• механизм мобилизации денежных средств в  бюджетную систему страны;

Рис.1 Динамика доходов федерального бюджета 


Виды  доходов млрд. руб % к ВВП
Всего доходов 6721,5 100
1 Налог на прибыль  организаций 203 3
2 НДС на товары, реальзуемые  на территории РФ 1124,4 16,7
3 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 914,2 13,6
4 Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 1107,1 16,5
5 Ввозные таможенные пошлины 344 5,1
6 Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть 1337,9 19,9
7 Вывозные таможенные пошлины на природный газ 132 2
8 Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 474,4 7,1
9 Прочее 1084,5 16,1
 
Рис.2 Структура  доходов федерального бюджета в 2010г. (фактическое исполнение на 01.11.10г.) 

• механизм расходования бюджетных средств;

Рис.3 Динамика расходов федерального бюджета

Виды  расходов млрд. руб % к ВВП
Всего расходов 7481,5 100
1 Общегосударственные вопросы 660,3 8,8
2 Национальная оборона 881,4 11,8
3 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 785,9 10,5
4 Национальная экономика 759,6 10,2
5 ЖКХ 141,2 1,9
6 Охрана окружающей среды 9,6 0,2
7 Образование 293,3 3,9
8 Культура, кинематография, СМИ 90 1,2
9 Здравоохраненние, физическая культура и спорт 212,1 2,8
10 Социальная политика 271,4 3,6
11 Межбюджетные трансферты 3376,7 45,1
 
Рис.4 Структура  расходов федерального бюджета в 2010г. (фактическое исполнение на 01.11.10г.) 

• механизм межбюджетного распределения и  перераспределения финансовых ресурсов.
      На бюджетный механизм оказывает  влияние бюджетной устройства  страны. Функционирование государственного  бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения – доходов и расходов бюджета. [5, 6]
      Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
      Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации  являются:
     1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
     2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
     3. Самостоятельность бюджетов. Принцип  самостоятельности бюджетов означает  право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России, законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
     4. Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов. Этот принцип  означает, что все доходы и расходы  бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.
     5.Принцип сбалансированности бюджетов.Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
    6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
     7. Принцип гласности. Принцип  гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
     8. Принцип достоверности бюджета.  Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  прогнозов социально-экономического  развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
     9. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств.  Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [3]
      Таким образом, бюджет выступает  важным инструментом распределения  и вместе с тем стимулирования  экономики и повышения эффективности  производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
3. Влияние бюджета на социально-экономические процессы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.