На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование учета производственных запасов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение

 
     В условиях рыночной экономики цель любого коммерческого предприятия направлена на извлечение максимально возможной прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, чему препятствуют необходимые затраты для осуществления этой деятельности. Основной удельный вес в затратах коммерческого предприятия занимают материально-производственные затраты, без которых немыслима деятельность хозяйствующего субъекта.
     Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится правильной постановке бухгалтерского учета материально-производственных запасов, что позволяет осуществлять контроль за их сохранностью и рациональным использованием, что в свою очередь, позволяет воздействовать на размер получаемой прибыли. Таким образом, от эффективного управления материально-производственными запасами зависит, в конечном итоге доходность коммерческой организации, что, в свою очередь, обусловливает актуальность темы данной работы.
     В настоящее время  создание материально-производственных запасов остается актуальной для  всех предприятий России. Обеспечение  предприятия запасами влияет на финансовое состояние и положительно сказывается на его репутацию, среди конкурентов и потребителей работ и услуг предприятия.
     Запасы  относятся к числу объектов, требующих  больших капиталовложений, и поэтому  представляет собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Они представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства.
     Каждое  предприятия, осуществляющее хозяйственную  деятельность должно иметь материально-производственные запасы, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства (оказания услуг). Материально-производственные запасы – это комплексная группа оборотных средств, включающая сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части, а также товары.
     Материально-производственные запасы – это предметы труда , потребляемые в одном производственном цикле, полностью переносящие свою стоимость  на вновь создаваемый продукт. Производственные запасы относятся к оборотным средствам.
     Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество  материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам и размерам. Основными  задачами бухгалтерского учета материально-производственных запасов являются:
     - контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех степенях обработки;
     - правильное и своевременное документирование  всех операций по движению  материальных ценностей;
     - выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
     - расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местах хранения и статьям баланса;
     - систематический контроль за  соблюдением установленных норм  запасов, выявление излишних и  неиспользуемых материалов и  их реализация;
     - своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроль за материально-производственными запасами, находящимися в пути и другие задачи, направленные на учет, контроль и сохранением материально-производственных запасов.
     Всестороннее  изучение и правильное понимание  сущности материально – производственных запасов, их значения и роль в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по их рациональному использованию задач по совершенствованию материально – технического снабжения. Перечисленные аспекты обусловили актуальность темы данной работы, откуда вытекает цель исследования – изучение организации учета материально-производственных запасов в коммерческой деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть методологические и организационные вопросы учета и контроля материально-производственных запасов;
     - изучить нормативно-правовое регулирование  учета материально-производственных  запасов;
     - изучить учет материально-производственных  запасов в ОАО «Вьюны»;
     - определить роль учета материально-производственных запасов в обеспечении их сохранности и контроля за рациональным и экономным использованием.
 

      1. Методологические  и организационные  вопросы учета  и контроля материально-производственных  запасов в современных условиях

     1.1. Материально-производственные запасы и их роль в хозяйственной деятельности организации

 
     Материально-производственные запасы – это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе.1
     Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Их себестоимость полностью переносится на вновь созданный продукт, составляя при этом довольно высокий удельный вес.
     Наличие запасов — обязательное условие  обеспечения нормального функционирования производственного предприятия. В самом общем, понимании запасы служат для того, чтобы ослабить зависимость между поставщиками и производителями (производственные запасы материально-технических ресурсов), производителями и потребителями (запасы готовой продукции). Наличие запасов у предприятия позволяет ему обеспечивать производство материально-техническими ресурсами оптимальными по размеру партиями.
     Производственные  запасы с точки зрения аккумулирования  средств предприятия являются одной  из самых значимых составляющих оборотных фондов предприятия. Они могут состоять из запасов сырья, материалов, комплектующих и т.п. на производственных предприятиях, а также могут быть представлены в виде запасов различных товаров, если эти товары формируются на каком-либо торговом предприятии. В отличие от торговых предприятий запасы готовой продукции на производственных предприятиях формируются для обеспечения функционирования сферы обращения и таким образом относятся к фондам обращения.
     На  производственных предприятиях основные затраты по формированию запасов связаны с приобретением сырья и материалов. Для большинства предприятий издержки на материалы составляют наиболее важную статью издержек, как правило, они зависят от объемов производства и реализации продукции и относятся к чистым переменным (пропорциональным) издержкам. Вместе с тем, более низкие закупочные цены на большие партий материалов могут привести к тому, что издержки будут возрастать медленнее, чем объемы производства, за счет оптовых скидок (дегрессивный тип издержек).
     На  любом предприятии ведется постоянная работа по планированию обеспечения производства всеми видами материально-технических ресурсов, которая преследует своей целью: сокращение простоев оборудования и рабочей силы; повышение равномерности работ и сокращение непроизводительных расходов; повышение производительности труда; снижение общих издержек производства и повышение эффективности функционирования предприятия.
     Планирование  потребности предприятия в материальных ресурсах опирается:2
     на  производственную программу, которая  должна быть тесно увязана с прогнозируемыми  объемами реализации продукции;
     нормы и нормативы расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий, инструмента;
     мероприятия по повышению эффективности производства в части экономии материальных ресурсов;
     планы по капитальному строительству на предприятии; мониторинг цен на все потребляемые виды материальных ресурсов.
     Потребность предприятия в материальных ресурсах определяется в натуральном и денежном выражении и предполагает:
     определение общей потребности в материалах на производство продукции и хозяйственно-эксплуатационные нужды на плановый период;
     определение объемов поставок материальных ресурсов со стороны и суммы затрат на их заготовку, в том числе определение оптимальных объемов поставки ресурсов на предприятие;
     установление  сроков и источников покрытия потребности  в материальных ресурсах;
     создание  необходимых условий для хранения и поставки материальных ресурсов.
     Формирование  запасов материальных ресурсов на предприятии опирается на их годовую потребность и жестко увязывается с финансовым планом, так как прирост или уменьшение оборот ных средств зависит от изменения запасов материалов и влияет на финансовое состояние предприятия.
     Расчет  годовой потребности в материальных ресурсах м) по каждому виду ведется исходя из норм расхода данного вида ресурса и объемов выпуска продукции в натуральных измерителях, например килограмм, метр, литр и т.п.
     Пм = q х N
     где q — планируемый объем выпуска продукции;
     N — норма расхода материала.
     В стоимостных показателях
     Пм = q х N х р ,
     где р — оптовая цена материала.
     Потребность предприятия в запасах материальных ресурсов является составной частью годовой потребности.
     В зависимости от назначения производственные запасы можно разделить на текущий  и страховой (гарантийный) запасы.
     Текущий запас — запас, предназначенный для бесперебойного обеспечения производства в период между двумя очередными поставками. Величину текущего запаса тек) можно определить:
     3тек     = 3пр   + 3 под ,
     где Зпр — производственный запас;
     Зпод — подготовительный запас.
     Производственный  запас — запас, необходимый для нормального осуществления производственного процесса.
     Подготовительный  запас — запас, необходимый на время подготовки прибывающих на предприятие материалов к производственному потреблению.
     Страховой запас — запас, который вводится для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса и предназначен для бесперебойного обеспечения производства материалами при отклонении от принятых интервалов поставки стр).
     Зстр = Псут х ?t
     где Псут   — среднесуточная потребность в материалах;
     ?t - среднее число дней отклонений от плановой поставки.
     В целом величина производственного  запаса зависит от нормы запаса, определяемой как среднее значение для планового периода.
     Для целей планирования и для осуществления  управления производственными запасами выделяют: максимальный запас (3;шх) и средний запас (3ср ).
     Величина  среднего запаса материальных ресурсов используется при определении нормативов оборотных средств предприятия.
     Среди всего многообразия систем по управлению запасами можно выделить две основные:
     а)  система с фиксированным размером заказа;
     б) система с фиксированным интервалом времени между заказами.
     Если  соблюдаются идеальные условия  потребления и поставок, т.е. мгновенное пополнение запасов (с нулевым временем исполнения заказа) и их потребление с постоянной скоростью, то обе указанные системы абсолютно одинаковы.

     1.2. Группировка материально-производственных запасов по основным классификационным признакам

 
     Общепринятой  является группировка материально-производственных запасов для правильной организации синтетического и аналитического учета по назначению и роли в процессе производства и по техническим действиям.
     В зависимости от назначения и роли в процессе производства различаются  следующие группы материально-производственных запасов:3 материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, прочие материалы.
     Указанную классификацию производственных запасов  используют для построения синтетического и аналитического учета с целью  получения информации об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно - эксплуатационной деятельности.
     Для учета материально - производственных запасов применяют следующие  синтетические счета:4
     10 "Материалы";
     11 "Животные на выращивании и  откорме";
     15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
     16 "Отклонение в стоимости материальных  ценностей";
     41 "Товары";
     43 "Готовая продукция";
     забалансовые  счета:
     002 "Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение";
     003 "Материалы, принятые в переработку";
     004 "Товары, принятые на комиссию".
     К счету 10 "Материалы" могут быть открыты следующие субсчета:
     10-1 "Сырье и материалы";
     10-2 "Покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции  и детали";
     10-3 "Топливо";
     10-4 "Тара и тарные материалы";
     10-5 "Запасные части";
     10-6 "Прочие материалы";
     10-7 "Материалы, переданные в переработку  на сторону";
     10-8 "Строительные материалы";
     10-9 "Инвентарь и хозяйственные  принадлежности" и др.
     На  малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете 10 "Материалы" без открытия субсчетов.
     Внутри  каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный документ, который называют номенклатурой - ценником. В номенклатуре - ценнике указывают также учетную цену и единицу измерения материалов.
     На  основе классификации для упрощения  учетного процесса разрабатывается номенклатура-ценник. Каждому наименованию материалов присваивается свой номенклатурный номер, под которым он вносится в номенклатуру-ценник.
     По  техническим свойствам материально-производственные запасы делятся на:
     — оборудование к установке учитываемое  в составе материально-производственных запасов в организациях. К нему относится технологическое, энергетическое и производственное оборудование и комплекты его запасных частей, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся или реконструируемых объектах. Такое оборудование вводится в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений.
     — материалы, используемые непосредственно  в процессе производства и выполнении работ;
     — конструкции и детали, а также  другие материальные ценности, необходимые для производства;
     —  готовые комплектующие изделия, которые требуют затрат по их обработке  или сборке. Используются такие изделия  для комплектования выпускаемой продукции и выполнении работ;
     - специальное оборудование, инструменты,  приспособления и другие приборы,  приобретаемые для проведения  работ;
     - инвентарь, инструменты, хозяйственные  принадлежности и другие средства  труда.
 

      1.3. Нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов

 
     Основными нормативными актами, регулирующими  порядок ведения бухгалтерского и налогового учета МПЗ, являются:
     - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24 марта 2000 г. №31н);
     - Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;
     - Методические указания Минфина  России по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов,  утвержденные Приказом Минфина  РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н;
     - Методические указания по бухгалтерскому  учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. № 135н;
     - Положение по бухгалтерскому  учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н.
     - Приказ МНС России от 10 декабря  2002 г. № БГ-3-22/706 «Об утверждении  Методических рекомендаций по  применению главы 26.2 «Упрощенная  система налогообложения» НК  РФ»:
     - Приказ от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 «Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей», применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»;
     - Приказ МНС РФ от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (носит рекомендательный характер)
     Кроме того, необходимо использовать (в части, не противореча-i названным документам) следующие инструкции:
     - Основные положения по учету  материалов на предприятиях и  стройках (приложение к Письму  Минфина СССР от 30 апреля 1974 г.  №103);
     - Инструкцию по бухгалтерскому учету лома и отходов черных и цветных металлов в производственных объединениях, предприятиях и организациях министерств и ведомств (утверждена Минфином СССР и ЦСУ СССР 25 декабря 1979 г.);
     - Нормы расхода топлива и смазочных  материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.03 №РЗ 112194-0366-03;
     - Инструкцию о порядке получения,  расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях (утверждена Минфином России 4 августа 1992 г. № 67, в редакции Письма Минфина России и Роскомдрагмета от 4 декабря 1995 г.);
     - Инструкцию о порядке выдачи  доверенности на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (утверждена Минфином СССР 14. января 1967 г. № 17);
     - Письмо Минфина России от 30 октября  1992 г. № 16-05/4 «О порядке отражения  в бухгалтерском учете товарообменных  операций или операций, осуществляемых  на бартерной основе»;
     - Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49);
     - Методические рекомендации по  учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены Комитетом РФ по торговле 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5);
     - Правила комиссионной торговли  непродовольственными товарами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55);
     - Письмо Минфина России от 12 ноября 1996 г. № 96 «О порядке отражения  в бухгалтерском учете отдельных  операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами»;
     - Постановление Госкомстата России  от 5.01.2004 г. №1 «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Анализ учета производственных запасов на ОАО «Вьюны»

2.1. Краткая характеристика предприятия

     Площадь землепользования ОАО «Вьюны» на 31.12.2007 г. составляла 18492 га, в том числе сельскохозяйственные угодья 7828 га, из них пашни 4753 га. При этом неиспользованной остается земельная площадь в 11293 га, что составляет 61% от общей площади земли предприятия.
     По  природно-климатическому зонированию  ОАО «Вьюны» находится в зоне лесостепи, которая характеризуется  умеренным климатом. Это позволяет  организации достаточно успешно  вести сельскохозяйственную деятельность и получать стабильную ежегодную прибыль.
     Предприятие работает в отрасли сельского  хозяйства. Основное производственное направление предприятия – молочное. В структуре товарной продукции  это основная отрасль животноводства составляет 74%. Растениеводство специализируется на производстве товарного зерна (в основном пшеницы) и кормов.
Таблица 2.1
 Основные  экономические показатели эффективности  ОАО «Вьюны»
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выручка, тыс. руб. 10117 11903 10965 14480 17481
Себестоимость, тыс. руб. 7042 9721 10450 10315 13753
Прибыль, тыс. руб. 3075 2182 515 4165 3728
Собственный капитал, тыс. руб. 12230 15024 15355 17122 21221
Коэффициент оборачиваемости капитала 0,83 0,79 0,71 0,85 0,82
Рентабельность  продаж, % 30,3 18,3 4,7 28,8 21,3
Рентабельность  производства, % 43,7 22,4 4,9 40,3 27,1
 
     
     Анализируя  экономическую эффективность деятельности ОАО «Вьюны» за последние пять лет, можно сказать, что в целом  предприятие работает достаточно стабильно, ежегодно получает прибыль, хотя она и не всегда ежегодно повышается. Особенно значительное падение выручки, прибыли и рентабельности продаж и производства наблюдалось в 2005 году. Себестоимость продукции была очень высокой. В 2006 году положение исправилось, и перечисленные показатели увеличились. Но, несмотря на то, что к 2007 году прибыль опять таки повысилась, показатели рентабельности уменьшились. В целом показатели рентабельности достаточно высоки (исключая данные 2005 года), что говорит о достаточно эффективной экономической деятельности организации. Рентабельность производства показывает, что предприятие ОАО «Вьюны» является достаточно конкурентоспособным, может окупить свои затраты. Этот показатель должен быть больше или равен 20 – 25%, что мы и наблюдаем у рассматриваемого предприятия. Основными направлениями по ее улучшению должны стать поиски путей снижения себестоимости продукции.

2.2. Состояние учета  производственных  запасов

2.2.1 Первичный учет производственных запасов
 
     Обязательное условие любого производства – наличие производственных запасов.
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г. в системе  нормативного регулирования бухгалтерского учета) в РФ используется понятие материально-производственные запасы – это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи; используемая для управленческих нужд организации
     К материально-производственным запасам относятся только те активы, которые служат менее года.
     Таким образом, в состав материально-производственных запасов входят следующие группы производственных активов:
    материалы – часть материально-производственных запасов, целиком потребляемая в производственном процессе и полностью переносящая свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
    инвентарь и хозяйственные принадлежности – часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случая, установленных законодательством;
    товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
     В соответствии с характером владения материально-производственные запасы подразделяются на ценности, принадлежащие  организации по праву собственности (а также праву хозяйственного ведения или оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву.
     К товарно-материальным ценностям, принадлежащим  организации, относятся изготовленные, купленные, либо полученные в иной форме  ценности, которые находятся на складе и в производстве.
     К таким ценностям также относятся:
    получаемые ценности, находящиеся в пути, если к организации в соответствии с договором о поставке перешло право собственности на них;
    ценности, принадлежащие организации, отданные другим организациям в переработку, а также на реализацию, в том числе на условиях комиссии, до перехода права собственности на них к покупателю;
    принадлежащие организации ценности, учитываемые в залоге, как находящиеся на складе организации, так и переданные на хранение залогополучателю.
     Товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации  по праву собственности и другому  аналогичному праву, но по условиям договора находящихся у нее, учитываются  отдельно по их видам – за балансом. К ним относятся:
      ценности, принятые на ответственное хранение, в случае отказа в установленном порядке от оплаты счетов поставщиков; а также запрещенные к расходованию до оплаты счетов поставщиков;
      ценности, принятые в переработку без оплаты их стоимости;
      ценности, принятые от поставщиков для реализации на условиях комиссии (консигнации).
     По  порядку использования материально-производственных запасов они подразделяются на:
    ценности, используемые в производстве – сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, строительные конструкции и детали, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения, ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты, тара, предназначенная для осуществления технологического процесса производства продукции, и другие аналогичные ценности. Эти производственные запасы можно обобщить и назвать материалами;
    ценности, предназначенные для продажи – готовая продукция и товары;
    ценности, используемые как средства труда – в виде инвентаря и хозяйственных принадлежностей;
    ценности, которые после их монтажа будут функционировать в составе основных средств.
     В зависимости от роли в процессах  производства продукции, выполнения работ  и оказания услуг, материалы подразделяются на следующие группы:
          сырье и основные материалы;
          вспомогательные материалы;
          топливо;
          запасные части;
          тара и тарные материалы;
          покупные полуфабрикаты;
          возвратные отходы производства;
          прочие материалы.
     Сырье и основные материалы составляют материальную (вещественную) базу вырабатываемой продукции или являются необходимыми компонентами ее изготовления. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (уголь, руды, зерно и т.п.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука и т.п.).
     Вспомогательные материалы потребляются для хозяйственных  нужд, технологических целей, содействия производственному процессу. Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы с целью придания продукции определенных потребительских свойств.
     Топливо предназначается для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий. Топливо бывает нескольких видов: нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин), твердое топливо (уголь, дрова), газообразное топливо.
     Запасные  части служат для ремонта и  замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств. К запасным частям относятся автомобильные шины в запасе и в обороте.
     Тара  и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики и коробки), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.).
     Покупные  полуфабрикаты — это продукция  сторонних организаций, которая  потребляется в производственном цикле данной организации, требует затрат по дальнейшей обработке или сборке и входит в материальную основу производимой продукции. Примером покупных полуфабрикатов могут служить компьютерные платы, строительные конструкции.
     Возвратные отходы производства - это остатки сырья и материалов (опилки, стружка и др.), образовавшиеся в процессе производства продукции и полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных сырья и материалов.
     Прочие  материалы — неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от выбытия основных средств и инвентаря и хозяйственных приспособлений (металлолом, утильсырье, изношенные шины), которые не могут быть использованы в данной организации в составе материалов, топлива или запасных частей.
     Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят  на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
     Указанные классификации производственных запасов  используются для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности (форма № 1-сн).
     Внутри  каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.
     При использовании в учете ЭВМ  содержание номенклатуры-ценника можно  существенно расширить, введя в  него показатели нормы запаса, номеров  синтетических счетов и субсчетов  и некоторые другие постоянные признаки. Именно это и сделано на предприятии ОАО «Вьюны».
     Кодирование номенклатуры-ценника осуществляется по смешанной порядко-серийной системе, с использованием семи-восьмизначных кодов. Первые два знака указывают синтетический счет, третий – субсчет, один или два следующих знака обозначают группу материалов, остальные - различные признаки характеристики материала.
     Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-постоянной, она записывается на машинные носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.
     Производственные  запасы учитываются в натуральном  и денежном выражении. По способу  приобретения производственные запасы подразделяют на покупные и собственного производства. Покупными являются все  предметы, приобретенные на стороне.
     Поступление материалов в организацию ОАО  «Вьюны» осуществляется в следующем  порядке:
     а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;
     б) путем изготовления материалов силами организации;
     в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
     г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).
     На  материалы, поступающие по договорам  купли-продажи, поставки и другим аналогичным  договорам, ОАО «Вьюны» получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.). Организация самостоятельно устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом:
    регистрируются документы в журнале учета поступающих грузов;
    проверяется соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям 
    поставки, предусмотренным договором;

    проверяется правильность расчетов в расчетных документах;
    акцептируются (оплачиваются) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказываются от акцепта (от оплаты);
    определяются фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
    передаются документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные 
    правилами документооборота организации.

     Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
     Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.
     Доверенность  от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или  иного лица, уполномоченного на это  учредительными документами, с приложением печати организации.
     Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Приемка материалов от организаций  транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли-продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).
     Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы  передаются соответствующему подразделению  организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.
     Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы. В рассматриваемой организации ОАО «Вьюны» это условие чаще всего выполняется.
     Основным  первичным документом на оприходование  поступивших от поставщиков материалов является счет-фактура. Счет-фактуру  выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) материалы. В документе  заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер  расчетного счета в банке по его местонахождению, станция отправления и станция  назначения груза, дата и способ отгрузки и др. В нем указывают наименование отгруженных ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе обязательно делают ссылку на договор-заказ, согласно которому отпущены материалы, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгруженным) материальным ценностям.
     При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
     Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются  специальными нормативными документами.
     Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров, при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).
     На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.
     Вместо  приходного ордера приемка и оприходование  материалов может оформляться проставлением  на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
     При перевозке грузов автотранспортом  приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
     При установлении несоответствия поступивших  материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
     В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.
     Приемный  акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и  исков к поставщику и (или) транспортной организации.
     Если  в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).
     Перечень  материалов, которые могут завозиться транзитом, непосредственно в подразделения организации, оформлен распорядительным документом по организации ОАО «Вьюны».
     При приемке импортных материалов организацией ОАО «Вьюны» учитываются правила  и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством.
     Приемные акты и приходные ордера составляются, как правило, в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.
     Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу, хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.
     В случае если материалы, принятые на ответственное  хранение, относятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися, или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация ОАО «Вьюны» может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости.
     Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании  материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.
     В организации ОАО «Вьюны» установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также  за производством расчетов с поставщиками и покупателями.
     Контроль  за своевременным оприходованием прибывших  грузов осуществляется согласно решению  руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и  должностными лицами.
     Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
     Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными  на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:
      продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;
      осуществляется возврат подразделениями организации на склад 
      или цеховую кладовую;

      производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;
      осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
      других аналогичных случаях.
     Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.
     Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.
     Стоимость материалов, отпускаемых со складов  организации в подразделения и из подразделений на участки, в бригады, рабочие места, в аналитическом учете, как правило, определяется по учетным ценам.
     Материалы отпускаются с центральных складов  организации на склады подразделений  и непосредственно в подразделения организации (при отсутствии у них складов) и из цеховых складов (кладовых) в производство (участкам, бригадам, непосредственно на рабочие места) в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск сверх норм производится в порядке, установленном в данной организации.
     Отпуск  материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работникам подразделения организации.
     Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право  получать со складов материалы, а  также образцы их подписей сообщены соответствующим лицам, осуществляющим указанный отпуск материалов со складов (кладовых). В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материальных ценностей.
     Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации.
     В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.
     В отдельных случаях организация  может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.
     На  фактически израсходованные материалы  подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.
     Списание  материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и  отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше акта.
     Отпуск  материалов со складов (кладовых) организации  на производство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, осуществляется на основе предварительно установленных лимитов.
     Лимиты  отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения.
     Лимиты  на отпуск материалов устанавливаются  на основе разработанных соответствующими службами организации норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода.
     Первичными  учетными документами по отпуску  материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта, требование-накладная, накладная. Образцы указанных форм утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.
     Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска  материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.
     Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями  организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц.
     При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная  лимитно-заборная карта.
     Один  экземпляр лимитно-заборной карты  до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации-получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля.
     Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). Отпускаются только те материалы, которые указаны в лимитно-заборной карте, и в пределах установленных лимитов.
     Лимитно-заборная карта может выписываться и в  одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении  материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неиспользованных материалов на склад.
     В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.
     В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.
     К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный  с исправлением или возмещением  брака (на производство изделий, продукции  взамен забракованной) и покрытием  перерасходов материалов (т.е. расходов сверх норм).
     При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной  и для исправления брака к  лимитно-заборной карте или требованию-накладной  прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.
     При замене материала, предусмотренного установленной  для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется требование на замену.
     Отпуск  материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в книге складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).
     При этой системе отпуска материалов со склада книга складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа. Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.
     Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными  картами. Сданные на склад материалы  приходуются по складу с одновременным  списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.
     Передача  материалов с одного склада организации  на другой склад организации, а также  со склада одного подразделения организации на склад другого подразделения организации оформляются накладными на внутреннее перемещение.
     Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации согласно утвержденному порядку документооборота.
     Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация ежемесячно составляет сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них — по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.
2.2.2. Организация складского хозяйства
     Для обеспечения сохранности продукции  и производственных запасов в  ОАО «Вьюны» организовано складское  хозяйство. Имеется централизованный склад, а также склады, находящиеся на отделениях. На общих складах находятся производственные запасы, которые не требуют создания особых условий для их хранения. Централизованный склад приспособлен для хранения специфических производственных запасов.
     Нефтесклад  оборудован соответствующими емкостями, но расположен близко к кормоцеху, что не соответствует установленным правилам. Зернохранилище соответствует нормативным условиям хранения зерна. Склад для хранения запасных частей оборудован стеллажами, но запасные части хранятся в беспорядке, нет прейскурантных номеров.
     Не  все склады оборудованы противопожарными средствами. Также в ОАО «Вьюны»  не все производственные запасы размещены  по складам. Сено, солома уложены в  скирды и стога и находятся  непосредственно на полях. Силос, корнеплоды хранятся в буртах и ямах. Иногда непродолжительное время на токах находится и зерновая продукция.
     В ОАО «Вьюны» все производственные запасы, не зависимо от того, где они  хранятся, закреплены за материально-ответственными лицами. Эти лица назначены руководителем хозяйства. С каждым из них в установленном порядке заключен письменный договор  о материальной ответственности. Эти договора хранятся у главного бухгалтера. В этих договорах четко прописываются обязанности материально-ответственного лица и руководителя организации по поводу имущества, находящегося в ведении материально-ответственного лица.
     Материально-ответственные  лица отвечают за сохранность вверенных  им материальных ценностей, в том  числе и производственных запасов.
     Со  своей стороны руководство хозяйства ОАО «Вьюны» обязуется создать материально-ответственным лицам все необходимые условия для работы, в том числе организовывает охрану складов в нерабочее время и ночные часы, благоустраивает складские помещения.
     На  всех складах ведутся книги складского учета, все страницы в них пронумерованы, о чем говорит запись на последней странице книги. Недостатком является то, что в ОАО «Вьюны» на складах достаточно большая номенклатура материалов, продукции и вместо книг складского учета целесообразней завести карточки складского учета материалов и хранить их на складе в специальных картотеках по учетным группам, а внутри группы – по номенклатурным номерам. Карточки выдает бухгалтер материальной группы материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек. Но это пока отсутствует. Так же следует вести карточки количественно-суммового учета по запчастям, по каждой марке машины. Следующим этапом совершенствования складского хозяйства необходимо наметить его компьютеризацию. Но, скорее всего, такие возможности появятся у предприятия еще не очень скоро.
     На  складе в непосредственных местах хранения материалов должны прикрепляться специальные  ярлыки с указанием названия данного  вида производственных запасов, его  характеристики, а в необходимых  случаях и целевого назначения в рассматриваемом ОАО «Вьюны». Пока это отсутствует.
     В книге складского учета материалов на каждый вид хранимых производственных запасов открыт отдельный счет, при  этом учет ведется только в натуральных  измерителях. В заголовках счетов указаны единицы измерения и цена. Последовательность открытия счетов такая же, как и в аналитическом учете в бухгалтерии.
     По  каждому субсчету в книге оставлены  страницы для записи данных о вновь  поступающих производственных запасах  в течение текущего года.
     Записи  в книге складского хозяйства  ведутся только на основании документов.
     Без правильного оформленных документов на оприходование или выдачу продукции  заведующий складом не имеет права  принимать или отпускать продукцию  и материалы. Заведующий кладом должен иметь у себя образцы подписей тех лиц, которые уполномочены распоряжаться производственными запасами в ОАО «Вьюны».
     После каждой записи о поступлении или  расходовании материалов или продуктов  на счетах в книге складского учета  заведующий складом выводит остаток. Записи в книге производят строго по каждому документу, не допуская объединения документов в одну запись. Из накопительных документов (ведомости расхода кормов, лимитно-заборные карты) записи делают по мере их закрытия, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца.
     Производственные  запасы, поступающие на склад из бригад, ферм сопровождаются накладными. Принимая производственные запасы, заведующий складом отмечает в графе «Принято»  фактическое количество полученных материалов и подтверждает это своей подписью. Один экземпляр накладной он оставляет у себя, он является основанием для оприходования принятой продукции и записи в книге складского учета.
     Производственные  запасы, поступающие на склад со стороны, приходуют на основании  счетов-фактур. При поступлении производственных запасов кладовщик расписывается об этом в сопроводительных документах.
     В конце каждого месяца на основании  первичных документов и записей  в книге складского учета материально-ответственные  лица составляют отчет о движении производственных запасов. К отчету прилагаются все первичные документы за месяц. Отчеты составляют материально-ответственные лица обычно в натуральных измерителях. Оценку производственных запасов проводят уже в бухгалтерии.
     Отчеты  о движении производственных запасов составляют в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера в приемке возвращается кладовщику после сверки его данных с документами.
     На  каждую группу производственных запасов, учитываемых на отдельных синтетических счетах, составляют отдельный отчет.
     В отчете указывают остаток запасов  на начало месяца, затем заполняют  приходную и расходную его  части и выводят сальдо на конец  месяца, по каждому виду запасов  и в целом по отчету. Приход и  расход не группируют по источникам поступления и направлениями расходования, это следовало бы учесть заведующему складами для облегчения последующей обработки отчетов бухгалтерией. Такую группировку делает проверяющий отчет бухгалтер производственно-материальной группы, затем проставляет корреспондирующие счета.
     В связи с большим количеством  наименований запасных частей и ремонтных  материалов к тракторам, автомобилям, комбайнам, сельскохозяйственным машинам, а также наличия по ним твердых  цен, допускается отчеты о движении запасных частей и ремонтных материалов составлять на бланках отчета о движении производственных запасов в суммовом выражении, т.е. без перечисления всех наименований запасных частей.
     По  такой форме по запасным частям составлялся  до 1997 года. Последние девять лет закупка запасных частей и ремонтных материалов резко сократилась, поэтому бухгалтер материально-производственной группы требует указывать количественное выражение и наименование запасных частей и ремонтных материалов при составлении отчета. Заведующий складом эти требования выполняет.
     После сдачи отчета в бухгалтерию бухгалтер  расценивает производственные запасы. Добавляет или вычитает отклонения или транспортно-заготовительные  расходы, относящиеся к израсходованным  материалам. Следовательно, в конечном счете, расход материалов показывают по фактической себестоимости. Вышеуказанный ежемесячный отчет служит основанием для записи в аналитический и синтетический учет.
2.2.3. Синтетический и аналитический учет производственных запасов
     Учет  производственных запасов, принадлежащих организации ОАО «Вьюны» на правах собственности (а также правах хозяйственного ведения и оперативного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следующих счетах.
     07 «Оборудование к установке» - учитывается  оборудование к установке до начала его монтажа. Под оборудованием к установке понимается то оборудование, которое может быть введено в эксплуатацию только после сборки его или установки на фундаменте, подключения к инженерным сетям и других строительно-монтажных работ.
     Если  такое оборудование сдается в  эксплуатацию, то его инвентарная стоимость складывается за счет затрат, связанных с его приобретением, и дополнительных расходов, связанных с вводом в эксплуатацию данного оборудования:
    расходов по доставке и заготовительно-складских расходов;
    расходов по строительству и монтажу;
    прочих капитальных затрат.
     При вводе в эксплуатацию нескольких единиц оборудования общие расходы  распределяются между ними пропорционально.
     Когда заключается договор на строительство объектов, обеспечение оборудованием этих строящихся объектов возлагается на застройщиков. Поэтому учет приобретения оборудования, передача его в монтаж и ввод ведется у застройщика. Расходы по приобретению оборудования, требующего монтажа, складываются из стоимости самого оборудования, транспортных расходов, заготовительно-складских расходов, таможенной пошлины, расходов по оплате процентов за коммерческий кредит, предоставленных поставщиком и т. д.
     Оборудование, требующее монтажа, до передачи его  в монтаж учитывается по стоимости приобретения на счете 07 «Оборудование к установке». На этом счете собирается и обрабатывается вся информация о наличии и перемещении оборудования производственного, технологического и энергетического назначения.
     Расходы по доставке оборудования, требующего монтажа, до склада и заготовительно-складские расходы учитываются дополнительно в общей сумме отклонений на приобретение оборудования и включаются в состав затрат на строительство объектов пропорционально стоимости объектов.
     Порядок учета затрат по монтажу оборудования зависит от способа выполнения работ. Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» должен вестись:
    по местам хранения оборудования;
    по отдельным его наименованиям (видам, маркам и т. д.).
     10 «Материалы» — сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг.
     В ОАО «Вьюны» материалы учитываются  в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, и п.п. 2, 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 9 ПБУ 5/01). Данные о текущей рыночной стоимости должны быть подтверждены документально или экспертным путем (п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
     Кроме того, в соответствии с п. 11 ПБУ 5/01 в фактическую себестоимость  материалов, полученных безвозмездно, включаются также фактические затраты организации на доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в п. 6 ПБУ 5/01.
     Минфином  РФ были разработаны и утверждены приказом от 26.12.2002 № 135н Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Стоимость специального имущества погашается через амортизацию. Исключение сделано для спецодежды со сроком носки менее года, а также для спецоснастки, которая используется в массовом производстве или предназначена для изготовления единичного заказа. Стоимость этих объектов можно списывать на затраты в момент выдачи сотрудникам (для спецодежды) или передачи в производство (для спецоснастки).
     Существует  несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерской службе: сортовой способ, способ учета по номенклатурным номерам, оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ. В ОАО «Вьюны» применяется сальдовый способ.
     При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе аналитического учета материалов в бухгалтерии ведется только в суммовом выражении. На складах материально-ответственные лица ведут количественно-сортовой учет с использованием книг учета материалов, которые заполняются согласно данным первичных документов по движению материалов. Первичные документы поступают в бухгалтерию, и не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии сверяет данные книги учета материалов с данными первичных документов. Факт проверки книги подтверждается подписью бухгалтера.
     На  первое число месяца и на день инвентаризации материально-ответственное лицо по данным книги учета материалов подсчитывает количество поступивших и выбывших материалов и определяет остаток материалов. Данные об остатках материалов в разрезе номенклатурных номеров переносятся в Сальдовые ведомости. Сальдовые ведомости составляются по складам и по материально-ответственным лицам и показывают остатки материалов на складе без оборотов прихода и расхода. В сальдовой ведомости количественные данные об остатках материалов таксируются (количество материалов умножается на учетную цену) и выводятся суммовые итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
     Первичные документы по движению материалов, поступившие в бухгалтерию, после  их проверки и таксировки используют для составления суммовых оборотных ведомостей по каждому складу в отдельности. Данные оборотных ведомостей сверяют со стоимостными показателями сальдовой ведомости и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
     Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ является наименее трудоемким, так как в нем не дублируются количественные данные складского учета ни в отдельных книгах аналитического учета, ни в оборотных ведомостях.
     Основным  регистром аналитического учета  движения материалов является Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.