На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
Днепропетровская Академия Управления, Бизнеса и Права
 
                                                                                                   Кафедра финансов и
                                                                                                   Банковского дела.
 
 
 
 
 

 

Курсовая работа

По курсу экономический анализ

          На тему: Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии.
                       
 
 
 
                                                                                    Выполнил студент
                                                                                     Группы ЭП-98
Проверил: преподаватель
 
 
 
 
Днепропетровск 2001г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
1.1.           Сущность товарооборота предприятия.
1.2.           Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
1.3.           Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.
 
Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние  как  на  производство, так  и  на  потребление.
Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма  продажи  товара  населению  через  розничную  торговую  сеть  и  предприятия  общественного  питания, а  так  же  продажи  товаров  предприятиям, учреждениям  и  организациям. Большая  часть  розничного  товарооборота  непосредственно  связана  с  личным  потреблением  и  покупательными  фондами  населения. 
В  динамике  розничного  товарооборота  находят  отражение  систематический  рост  производства, с  одной  стороны, непрерывный  подъём, благосостояние  культуры  населения – с  другой. Он  оказывает  также  большое  влияние  на  все  количественные  и  качественные  показатели  работы  торговых  предприятий  и  организаций. От  объёма  и  структуры  товарооборота  зависят  также  такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность, сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др. Большое  значение  в  выполнении  и  перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании  резервов  по  его  увеличению, улучшению  обслуживания  населения  имеет  систематический  контроль  и  тщательный  анализ  этих  планов.
К  задачам  анализа  розничного  товарооборота  относятся: контроль  за  выполнением  плана  розничного  товарооборота  по  общему  объёму  и  по  товарным  группам; оценка  выполнения  плана  по  предприятиям  и  организациям, входящим  в  данную  систему; изучение  ритмичности  выполнения  плана  розничного  товарооборота  как  в  целом  по  системе, так  и  по  организациям  и  предприятиям; изучение  динамики  розничного  товарооборота  за  ряд  лет; выявление  изменений, происшедших  в  объёме  и  структуре  товарооборота, товарных  запасов  и  поступлении  товаров; определение  степени  охвата  покупательных  фондов  населения, обслуживаемого  данной  торговой  организации  или  предприятием; вскрытие  и  изучение  причин, способствующих  выполнению  или, наоборот, тормозящих  выполнение  плана  товарооборота; изучение  качества  обслуживания  населения; выявление  внутренних  резервов  и  разработка  мероприятий  по  устранению  выявленных  недостатков, дальнейшему  увеличению  товарооборота  и  улучшению  обслуживания  населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
 
1.1. Сущность товарооборота предприятия.
Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.
В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.
Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рис. 1.1.)
Рис. 1.1. «Значение показателя товарооборота на уровне государства и отдельного торгового предприятия»
 
Объем и структура товарооборота
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На уровне государства
 
На уровне предприятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показатель социально-экономического развития страны (региона)
 
Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показатель объема деятельности предприятия и материализации покупных фондов населения
 
Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индикатор уровня жизни населения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показатель состояния  денежного оборота
 
 
 
 
 
 
 
 
На государственном уровне значение показателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:
1.      розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
2.      Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда  и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
3.      Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.
Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.
4.      Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.
Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получение определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы. Сравнительная характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной и рыночной экономики приведена в таблице 1.
 
Табл. 1 «Характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной и рыночной экономики»
 
Признак
Государственно-директивная экономика
Рыночная экономика
1.       Характер показателя товарооборота
Директивный: устанавливается высшими руководящими организациями
Автономный: формируется предприятием самостоятельно
2.       Степень регламентации показателя.
Фиксированный
Расчетный, ориентированный
3.       Место товарооборота в системе показателей
Основной, (исходящий) показатель, который определяет другие
Производный от необходимого объема прибыли
4.       Приоритет
Валового показателя товарооборота
Прибыли на рентабельность
5.       Механизм действия
Тотальное планирование
Экономическое регулирование
6.       Подход к расчету
Как однозначно установленной величины
Многовариантный, оптимизационный
7.       Применение в качестве оценочного
Показатель исполнения плана товарооборота
Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах
 
Как показывает таблица 1, в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. Зато существенно изменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных торговых предприятий и объединений высшими управленческими органами отраслевого управления; использование объема товарооборота и степени выполнение плана в качестве основного показателя премирование трудовых коллективов отрасли. Объем товарооборота потерял свое значение главного базового показателя, который играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности   предприятия.
В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции предприятия. Проделанный таким образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Тотальное планирование объемов товарооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.
Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.
1.2. Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах (рис. 1.2.).
В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.
1.      Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских  товаров для собственного использования.
2.      Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.
Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:
o        Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.
o        Межрегиональный товарооборот -  реализация товара оптовым покупателям других регионов.
o        Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.
3.      Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.
В составе торгово-посреднеческого оборота выделяют:
o        Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места.
o        Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.
Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:
1.      В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:
?      Товарооборот торговой сети в составе которой выделяется:
o        Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).
o        Товарооборот предприятий общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).
?      Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру.
2.      В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
o        Продажи непосредственно населению.
o        Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.
3.      В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:
o        Реализация товара за наличку: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению;
o        Расчетные чеки учреждений, банков;
o        Продажу товаров по безналичному расчету.
4.      В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
o        Продажа товаров с немедленной оплатой;
o        Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.
Независимо от времени оплаты денег розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.
5.      В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:
o        Продажа новых товаров;
o        Продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.
При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.
При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.
Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов.
1.3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического анализа разрешает:
o        Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
o        Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
o        Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
o        Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.
Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.3.).
 
Рис. 1.3. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов
 
 
Анализ динамики общего объема товарооборота
 
 
Анализ товарно-групповой структуры товарооборота
 
 
Анализ состава товарооборота по его определенным видам
 
 
Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров
 
 
Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота
 
 
Анализ запаса финансовой прочности предприятия
 
1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:
 
 
 

 
где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;
       Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.
Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

где - среднегеометрический темп роста;
- конечный показатель динамического ряда;
- начальный показатель динамического ряда
n – количество показателей в динамическом ряду.
 
3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.
4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.
Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.
Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.
5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.
Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):

 

где хi – товарооборота за i-тый период;
              - средний объем товарооборотов за n периодов;
n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).
 
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.
6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)
Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.
Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота  (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».
Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:
 
ПБто= Тф – Тб/з
 
      
 
где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;
Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.
Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
 
Таблица 2.1.
Динамика  розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 г.г.

и т.д.................


 
Годы
Фактический розничный товарооборот (тыс. грн.)
Цепные темпы роста товарооборота, %
Базисные темпы роста товарооборота, %
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
1
2

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.