На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образ России в творчестве И.Репина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия
им. Д.И.Менделеева» 
 
 
 
 

Кафедра истории искусства  
 
 

Курсовая  работа
На  тему:
« Образ России в  творчестве И.Репина» 
 

                     
 
 
 
 

                        
                                                         студентки 2 курса
                                                                                отделения заочного обучения
                                                                            Факультет сервиса и туризма
                                                                             По специальности социально-     
                                                                           культурный сервис и туризм             
                                         3,5 года
 Усольцева Татьяна Николаевна
                                                                      № зачётной книжки 08036
                                                     Домашний адрес
                                                   г. Нефтеюганск
                                                              мкр.12 дом 20 кв. 112
                                                        Научный руководитель:
                                                                            Софронова Марина Николаевна
                                                                     Кандидат искусствоведения,                        
                                     доцент 
 
 
 

                                               Тобольск – 2010
 Тема: « Образ России в творчестве И.Репина» 

        СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I: И.Е.Репин…………………………………………………………7
      Биография и творчество И.Е.Репина…………………………...7
      Становление художника (тема бурлачества)………………….11
      Расцвет творчества……………………………………………...15
 
Глава II: Образ России в творчестве И.Репина …………………………20
      Работы на революционную тему……………………………….20
      Историческая живопись………………………………………...25
      Портретная живопись…………………………………………...29
 
Заключение………………………………………………………………...35
Список  используемой литературы……………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время, когда уровень  современной культуры оставляет желать лучшего, когда люди слишком быстро меняют свои идеалы, принципы и вкусы, классика «золотого века русской реалистической живописи» являет собой то, что неподвластно времени и мимолетным веяниям моды. Одним из выдающихся художников реалистов второй половины 19 века, который внёс значительный вклад в историю русской культуры и искусства, был Илья Ефимович Репин. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Всё творчество Репина – от первой до последней картины – было во славу России. Несмотря на сложность и на разносторонность тематики, произведения Репина очень доходчивы и понятны любому человеку.
     Актуальность  темы определяется тем, что всё больше и больше людей возвращается именно к реалистическому восприятию живописи. В стране исповедуют классические принципы изобразительного искусства - эстетику идеала, религиозную основу творчества, национальные традиции, этический посыл человеческого существования. Очевидно, за повышением внимания к традиционному направлению в искусстве следует усматривать значительную общественную потребность. Из наиболее актуального это – несомненный поворот в общественном сознании в сторону патриотизма. А роль картин И.Репина в формировании образа Родины неоспорима и столь велика, что становится частью общего дела утверждения любви к Отечеству. Его картины позволяют нам более глубоко рассмотреть русскую действительность второй половины XIX – начала XX века. Поэтому целью данной работы является попытка более детального изучения творчества Ильи Ефимовича Репина. Который не признавал «искусства для искусства», не делал «из своих картин ковры, ласкающие глаз приноравливаясь к новым веяниям времени»1, а стремился олицетворить свои идеи в правде, так как окружающая жизнь, слишком волновала и не давала ему покоя. Репин был величайшим реалистом. Он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нём творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал - за искусство, «просвещённое светом разума» и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Всё это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.   
     В связи с целью обозначены следующие  задачи:
     1. Рассмотреть доступные источники и основные монографические исследования, посвящённые данной проблеме.
     2. Раскрыть предпосылки, оказавшие влияние на формирование личности И.Е.Репина.
     3. Дать характеристику личности  И.Е.Репина.
     4. Рассказать о произведениях И.Е.Репина.
     5. Дать идейную характеристику картинам И.Е.Репина.
При исследовании интересующей проблемы я опиралась  на работы отечественной историографии, посвящённые событиям II половины XIX века в культурной жизни России: 30-е годы представлены работами И.Е. Репина «Письма к художникам и художественным деятелем» М. «Искусство», 1932. Это издание содержит художественно-критические статьи, переписку, воспоминания о передвижниках.
     Следующая книга исследуемой литературы - «Илья Ефимович Репин», относится к 1970 году. Редактор книги – Н.Ф.Шанина, оформление В.Н.Ходоровского, автор текста и составитель альбома Н.Д.Моргунова-Рудницкая, выпущена издательством «Искусство». В этой книге представлены репродукции картин И.Е.Репина и освещены события, предшествующие их написанию. Книга в определенной мере помогла в разработке данной темы.
     Также в ходе исследования мною подробно изучена книга К.Чуковского «Илья Репин». – М.: Искусство, 1983 год. Книга принадлежит к мемуарной литературе, в ней изложены воспоминания известного советского писателя о Репине. Друг, биограф, редактор литературных трудов великого художника, Корней Иванович Чуковский имел возможность в последний период творчества Репина изо дня в день наблюдать его в быту, в работе, в общении с друзьями. Ярко предстаёт перед нами Репин – человек, общественный деятель, художник, не менее интересны страницы, посвящённые многочисленным посетителям и гостям знаменитой дачи в Куоккале, среди которых были Горький, Маяковский, Хлебников и многие другие.
     Следующими  источниками историографии современного периода является литература 90-х – 2000-х годов. В процессе попытки исследования сделанной в данной работе эта группа литературы представлена достаточно широко. В основном это научные исследования по истории передвижничества, опубликованные в печати архивные документы и переписка художников, художественные обзоры живописи XIX века.
     Нельзя  обойти вниманием значительные труды Александры Михайловны Пистуновой «Богатырь русского искусства», М. «Изобразительное искусство», изданные в 1991 году. В них автор подробно излагает становление художника и расцвет его творчества.
     Следующей литературой этого периода стала книга Екатерины Аленовой «Репин», М.: издательство «Белый город», 2000 год. В книге представлены художественные обзоры живописи Репина.
     В целом же использованные в ходе исследования источники помогли воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь  Ильи Репина, позволили ощутить сложившуюся в его среде нравственную и творческую атмосферу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I: И.Е.Репин
      Биография и творчество И.Е.Репина.
 
     Илья  Ефимович Репин  родился 5 августа (24 июля - по старому стилю) 1844 года в семье военного поселянина в глухом провинциальном городке Чугуеве, близь Харькова (в Украине). Чугуев был местом аракчеевских военных переселенцев. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. После того, как отца забрали на военную службу, жизнь маленького Илюши и его семьи была полна лишений. Они испытали на себе голод и все тяготы жизни простого народа. Будучи уже знаменитым художником, бывая в аристократических салонах, Репин не стыдился того, что по происхождению был «мужиком».
     Мальчик рано проявил художественную одарённость. Мать, не имея возможности дать сыну художественное образование, отдала его в школу топографов в Чугуеве (1854 -57гг.), а затем, когда школа была закрыта, юноше, мечтавшему стать художником, осталось только одно – поступить в мастерскую иконописца Бунакова (1857г.). Пребывание в этой иконописной мастерской принесло Репину несомненную пользу: он получил здесь серьёзные ремесленные навыки и вскоре, с пятнадцати лет, принимал уже участие в росписи сельских церквей и славился как очень хороший мастер. Его росписи сохранились в церквах Украины до 1941 года и погибли во время войны.
     В одну из поездок Репин попал в  уездный городок Острогожск, Воронежской губернии, и там узнал о судьбе сына острогожского писаря И.Н.Крамского, который работал ретушером у фотографа и уехал учиться в Петербург в Академию художеств. Скопив сто рублей от церковных заказов, Репин едет в 1863 году в Петербург. Но поступить в Академию сразу не удалось, юноша был зачислен в подготовительную рисовальную школу на Бирже. Там он встретился и познакомился с преподававшим в школе И.Н.Крамским. Встреча эта во многом определила развитие и дальнейший творческий путь Репина, идейное содержание его полотен.
     После недолгого пребывания в школе  рисования Репин был принят в  январе 1864 года в Академию художеств вольнослушателем. Первые годы учения были для Ильи Ефимовича очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу — красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные вёдра»2. Родители не могли помочь сыну, так как очень нуждались сами. ... Несмотря на все трудности, учился Илья успешно, а в 1869 году был награждён малой золотой медалью за картину "Иов и его друзья".
     Кажется, что Репин рисует всё время. Так, путешествуя по Волге в 1870 году, он делает много этюдов и эскизов. Видно, что Репину нравятся путешествия и в них он черпает своё вдохновение.
     Академия  была отличной школой профессионального  мастерства.  Положительно влиял на молодого Репина В.В.Стасов, последователь Чернышевского, крупнейший художественный критик XIX столетия, горячий поборник идейного реалистического национального искусства, в дальнейшем большой друг Репина.
     В 1871 году Репин окончил Академию. Он должен был писать картину, которая давала ему право на шестилетнюю заграничную поездку на казённый счёт «Воскрешение дочери Иаира». Тема была евангельская и Репину, уже определившему свои вкусы и создававшему в то время «Бурлаков», не хотелось заниматься такой работой. Однако, преодолев свои чувства, художник заканчивает работу, и картина становится лучшей из дипломных живописных работ за всё существование Академии.
     С 1873 года Репин путешествует за границей. Он снова полон идей и находясь в Париже, пишет картины «Садко в подводном царстве» и «Парижское кафе». На «Садко» его вдохновил огромный аквариум, установленный в
одном из универмагов  Парижа. Увидев его, Репин вдруг захотел  написать картину на тему подводного мира. Так из под его кисти вышла картина на тему знаменитой русской былины. Единственное, что разочаровало Репина в той поездке - заграничные авторитеты от живописи. Они произвели на Илью Ефимовича удручающее впечатление.
     Летом 1876 года Репин снова на родине. Ненадолго  поселившись в окрестности Петербурга, он пишет там красивую и лиричную картину «На дерновой скамье» (1876). На ней изображены жена художника Вера Алексеевна Репина, её родители и брат с супругой. В картине соединены все те художественные уроки, которые Репин мог получить во Франции. Это не откровенно импрессионистическая манера, но в тоже время это работа художника, который знает и учитывает открытия современной импрессионистической живописи.
         Осенью того же года художник  возвращается в свой родной  Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Он часто и подолгу гостит в подмосковном Абрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовского кружка - дружеского сообщества, которое как раз в это время становится очень важным очагом русской художественной жизни.
     С начала 90-х годов Репин подолгу работает в имении Здравнеево (приобретённое им в Витебской губернии). В 1893 году Илья Ефимович стал действительным членом Петербургской Академии художеств, а уже в 1894-м году - профессором-руководителем мастерской в Академии Художеств. Этот пост он занимает вплоть до 1907 года.
     В краткой биографии художника  значится, что в 1918 году он эмигрировал в Финляндию. На самом деле это не так. Дело в том, что до Октябрьской революции 1917 года Илья Репин в 1900 году переехал жить в свою усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала, около Териок, на Карелейском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Посёлок находился на территории Великого княжества Финляндского, которое после Октябрьской революции стало независимой Финляндией. Советское правительство пыталось вернуть Репина в Россию, а затем и в СССР, но эти попытки не увенчались успехом. В «Пенатах» прошли последние тридцать лет его жизни. В последние годы жизни Репин создал целый ряд картин на религиозные темы, вплоть до последних лет своих он не выпускал из рук кисть.
     Репин в Пенатах - это завершающая глава  творческой биографии мастера, связанная многими нитями с предшествующими разделами его творчества. И вместе с тем это - совершенно особая историко-культурная тема, обращённая не только в прошлое, но и в будущее. Верный демократическим убеждениям, своему общественному темпераменту, Репин внимательно следит за социальной жизнью России. Остро реагировал он на события первой русской революции 1905 года, участвуя во многих коллективных протестах прогрессивной русской интеллигенции против царского террора, а также пытаясь передать свои впечатления о происходившем в живописных работах. Знаменательным было сближение его в эти годы с Максимом Горьким. Хорошо известный репинский рисунок «М. Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» (1905), на котором вместе с писателем изображены В.В. Стасов, А.И. Куприн, Н.Г. Гарин-Михайловский, - значительное явление русского графического искусства начала XX века и вместе с тем важный историко-культурный документ эпохи.
     Илья  Ефимович Репин скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был  похоронен в своём саду, на месте, им самим выбранном. Под «чугуевской горой», как он назвал это место, по сторонам своей будущей могилы художник посадил можжевельник, напоминавший ему своей формой украинские пирамидальные тополя.   Уже через 10 лет он «вернулся» на родину. Причём, его даже не пришлось перезахоранивать, как например, Шаляпина. В 1940 году, после Советско-Финской войны, Куоккала отошла к Советскому Союзу. Впоследствии этот посёлок был переименован в Репино. Позже там был открыт мемориальный музей Ильи Репина.
     Мемориальный  музей Репина есть также в его  родном Чугуеве. Репин увековечен в  названиях улиц, проспектов, бульваров  и площадей во многих городах бывшего СССР. Так в Москве в 1950-м году Болотная площадь была переименована в площадь Репина. В 1958-м году на ней был торжественно открыт памятник Илье Ефимовичу Репину работы известных скульптора М.Г. Манизера и архитектора И.Е. Рожина.
     Таким образом,  вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное - бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая, - оставались где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.
     Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нём навсегда. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобили. Широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойства творческой натуры Репина.  

       Становление художника (тема бурлачества).
 
         Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было. Как ученик он выполняет обязательные академические «программы», сюжетно далёкие от повседневных тревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Очень восприимчивый к жизни начинающий художник никак не собирается этой реальности сторониться. Не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых «домашних» жанрах («Приготовление к экзамену» 1864), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: матери Т.С. Репиной, брата В.Е. Репина, своей будущей жены В.А. Шевцовой и другие.
         Однако во всех этих ранних  произведениях, будь то классные задания или же сделанные «для себя» интимные портреты, обозначились и общие черты, общая сфера жизненных интересов и пластических исканий. Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался, прежде всего, под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства. Молодой художник часто приходил к Крамскому, показывал академические рисунки и свои первые самостоятельные опыты. Крамской внимательно следил за его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам, внушая чувство ответственности за своё искусство перед народом. Вскоре  увлечения на исторические, мифологические темы и работы над сюжетами из окружающей жизни были вытеснены серьёзным и большим замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге».
         Над этой картиной Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж.
 Однажды, ещё в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная, пароход весело шёл по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины, где веселились нарядные господа, поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвёл на Репина сильное впечатление.
         Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В поездке по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлечённым понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далёкое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги,— человек с просветлённым, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.
     Показывая неимоверные усилия людей, исполняющих  «службу ско-
тинную» (по выражению  Стасова)3, Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
     Изображая бурлаков, Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний мир  людей тягостные условия их существования. В среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать в этой пёстрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетёнными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку»4.
         Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формам монументального искусства. Поражает простота и лаконизм изображения, почти полное отсутствие каких-либо деталей, которые могли бы сообщить картине оттенок жанровости. Возвышающаяся над безбрежными речными далями ватага бурлаков производит очень внушительное впечатление. Расположенная почти в центре полотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. Эта центричность построения группы сообщает композиции большую завершённость, ясность и уравновешенность, без которых немыслимо подлинно монументальное искусство. Ватага бурлаков чётко организована и внутри. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Канин с его «вселенской грёзой» об иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, - вот три главные фигуры композиции. Такая разбивка ватаги делает её легко обозримой и помогает акцентировать узловые моменты идейно-художественного замысла.
      Не  менее существенную роль играет и  колорит. Стремясь удержать в колористическом решении картины своё первое зрительное впечатление от бурлаков, Репин пишет их в гораздо более тёмной, сумрачной гамме, чем пейзаж, противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. Это, то самое «тёмное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило всё вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своём колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины.
     Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Значение его заключалось в том, что художник в жанровой по сути дела сцене и в жизненно-конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение, главными действующими лицами которого являются не герои древности, а простой народ современной ему России. Отображая вековое угнетение народа, картина Репина открывала собой серию произведений 70—80-х годов XIX века, в которых демократически настроенные художники выражали свои раздумья о судьбах и значении народных масс.
     Мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества, Репин после путешествия заграницей как мы уже знаем, возвращается в Чугуев. Это пребывание оказалось очень плодотворным: там им были созданы первые крестьянские портреты-типы «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом», написаны первая картина на революционную тему «Под жандармским конвоем» и довольно живые и острые, но не слишком глубокие обличительные сценки «В волостном правлении» и «Экзамен в сельской школе».
     В Чугуеве же был исполнен портрет  чугуевского протодиакона Ивана  Уланова — «Протодиакон», который  был принят на 6-ю Передвижную  выставку. «Протодиакон» принадлежит к числу наиболее впечатляющих и ярких образов чугуевского периода творчества Репина. Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого прозрения, всё своё мастерство.
     Таким образом, в одно и то же время И.Е.Репин способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере. Широта интересов, отзывчивость таланта — вот основные свойства творческой натуры художника. Хотя Репина и упрекали в художественной неразборчивости, но в тоже время видели одарённость и серьёзность его отношения к жизни. А сам Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. 

        Расцвет творчества.
 
       Самый значительный, самый плодотворный период творчества Ильи Ефимовича Репина падает на конец 70-х годов и продолжается после того, как в 1882 году художник переезжает в Петербург. Центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование.
     Замысел произведения возник в 1877 году в Чугуеве, где Репину довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода, но окончательно оформился значительно позже, после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году.
     Репин изобразил в картине несение  «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в своё время якобы свершилось её чудесное явление верующим. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов и предрассудков. Сюжет крестного хода увлёк Репина своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов.
     Изобразив многолюдное шествие, художник представил перед нашим взором картину, которая рождает впечатление безбрежной стихийной силы.
     ... В жаркий полдень по широкой  пыльной дороге на фоне холмов  с пеньками от хищнически вырубленного  леса торжественно и чинно  движется многолюдная процессия.  Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего: томящий зной, иссушивший всё вокруг; клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей; ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря; мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьёзности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами. Всё это создает впечатление подлинности изображенного, позволяет буквально ощутить колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
     Но  Репин не ограничился этой внешней  фиксацией события. Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле.
     Развивая  традиции Перова-обличителя, Репин  трактует эти образы в острогротесковом плане и в то же время очень  самостоятельно, по-репински увлекаясь  яркой характерностью своих персонажей, словно выхваченных из гущи жизни. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы Репиным. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Окрыленный надеждой на исцеление, исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. Ему пытается палкой преградить дорогу десятник, но тот не обращает на него никакого внимания. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Противопоставляя чистоту, искренность верований бедняков ханжеству, лицемерию, спекуляции религией господствующих классов, Репин утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.