На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Умственное развитие учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО
«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ В.М. ШУКШИНА»
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Факультет психологии
Кафедра практической и коррекционной  психологии
 
 
 
 
 
Реферат
 
Умственное развитие учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта
 
 
 
Выполнила: студентка ОЗО
                                                                                  3 курса группы ZДПП 091
                                                          Литау Т.В.
                                                                Руководитель:
                канд.педаг..наук, доцент
                                                               Першина Н.А.
 
 
 
 
Бийск -2012г.
Оглавление
Введение........................................................................................................3
    Определение понятия «Умственно отсталые дети»..............................4
    Причины нарушений интеллектуального развития у детей................7
    Дидактические принципы вспомогательной школы...........................15
    Дидактические игры как средство умственного развития учащихся коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта........23
Заключение..................................................................................................24
Список использованной литературы…….................................................25
Приложение.................................................................................................26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Умственно отсталые дети, которых  в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с  нечеткой нынешней терминологией —  детьми со сниженным интеллектом, с  трудностями в обучении, с особыми  нуждами и т.п., — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся  в своем развитии от нормы.
Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие  место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три  основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным  предметам и по труду, воспитать  у них положительные личностные качества – честность. Правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скоррегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом – подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
 
    Определение понятия «Умственно отсталые дети»
 
Преобладающее большинство  умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи [13].
Степень выраженности дефекта  существенно зависит от тяжести  постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а  также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у  ребенка возникло заболевание, тем  тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении  наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внутриутробном периоде  своего развития. И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального  развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.
При олигофрении органическая недостаточность мозга носит  резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные возможности и при благоприятных условиях реализует их. Другими словами, ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
Дети-олигофрены — основной контингент воспитанников специальных детских садов для детей с поражениями центральной нервной системы и учащихся школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей. Они являются наиболее изученными в психологическом и педагогическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в этих образовательных учреждениях.
Понятие «олигофрения» во многих странах не принято. В России оно используется, поскольку русские дефектологи считают принципиально важным отделить относительно перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду группу умственно отсталых детей от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении хоть и является несомненно полезным, однако приносит значительно меньший эффект [5].
Умственная отсталость, возникшая  у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В  этом случае она входит в ряд понятий, среди которых есть такое, как  «деменция» (слабоумие). В отличие  от олигофрении при деменции нарушения  коры головного мозга возникают  после довольно длительно протекавшего, в течение 2—5 лет и более, нормального  развития ребенка. Деменция может явиться  следствием органических заболеваний  мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При  этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных  случаях с помощью лечения, при  благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.
Здесь речь идет об умственно  отсталых детях, не относящихся к  олигофренам. Не относятся к числу олигофренов и дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети являются слабоумными и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.
Особыми являются случаи, при  которых имеющееся у ребенка  слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний  — эпилепсии, шизофрении и других, что существенно затрудняет его воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятельности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от течения болезни, от возможного, часто непредсказуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога [6].
Следует заметить, что понимание  умственной отсталости как особого  отклонения в развитии ребенка в  последнее время в русской  дефектологии претерпело некоторые  изменения. Совсем недавно мы говорили о том, что наличие у ребенка  органического диффузного поражения  центральной нервной системы  — основное и обязательное условие  его принадлежности к числу умственно  отсталых.
В настоящее время установлено, что минимальная мозговая дисфункция нередко имеет место у детей  с задержкой психического развития (ЗПР), которые существенно отличаются от умственно отсталых. Их состояние характеризуется иным, более благоприятным прогнозом, который основывается на наличии у них относительно высоких потенциальных возможностей развития, обеспечивающих основу для продвижения в познавательной деятельности, в личностном плане, в отношении социальной и трудовой адаптации.
Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости, при которых причин биологического характера (болезней, травм) не отмечается или при настоящем уровне диагностики  они не могут быть установлены. Таким  образом, медицинские показатели хоть и имеют большую значимость, но не являются единственными.
Следует подчеркнуть, что  в последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии — со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т. п.
Наряду с этим встречаются  дети, у которых на фоне резкой недостаточности  общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально-волевой  сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохранные способности — музыкальный слух, чувство ритма, способность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружающим и т.п. У некоторых детей оказывается неплохая вербальная память. Без достаточного понимания услышанного они относительно точно запоминают фрагменты фраз, произносимых окружающими их людьми, и в ряде случаев более или менее удачно пользуются ими как речевыми штампами [2].
Такие неожиданно проявляющиеся  индивидуальные особенности ребенка  могут привести в недоумение некоторых  педагогов и психологов, вызвать  у них сомнения относительно его  принадлежности к числу умственно  отсталых, а также вселить в  родителей напрасную надежду  на большие успехи в будущем.
 
    Причины нарушений интеллектуального развития у детей
 
Причины, вызывающие у ребенка  умственную отсталость, многочисленны  и разнообразны. В российской дефектологии их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
- тяжелые инфекционные  заболевания, которые женщина  переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха  и другие;
- различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма  будущей матери, возникающие под  действием ядовитых веществ, образующихся  при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются  следствием неумеренного употребления  беременной женщиной лекарств  или алкоголя. Они могут нарушить  развитие плода. Опасны тяжелые  дистрофии во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ  в органах и тканях, вызывающие  расстройства их функций и  изменения в строении, заражение  плода различными паразитами, существующими  в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров — или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз) [4].
При заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются  случаи заражения плода спирохетой.
Травматические поражения  плода, возникающие при ударе  или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка  при прохождении через родовые  пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.
Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость. Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение  умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой  клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.
К числу внутренних причин относятся также нарушения белкового  и углеводного обмена в организме. Так, например, наиболее распространенным нарушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланингидроксилазы — фермента, превращающего фенилаланил в тирозин. Нередко встречаются также галактосемия и другие нарушения.
Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат причинами умственной отсталости [3].
В последние годы все больше случаев, когда умственная отсталость оказывается обусловленной резко  повышенной радиацией той местности, где живет семья, неблагополучной  экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также  тяжелые материальные условия, в  которых находятся семьи. В таких  случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического  и умственного развития.
В настоящее время в  России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании  которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта:
- с легкой,
- умеренной,
- тяжелой и
- глубокой степенью умственной отсталости.
Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пройдя специальное обучение, многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития относительно благополучен. Дети, входящие в четвертую группу, помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения, где они овладевают элементарными навыками самообслуживания и адекватного поведения. В этих учреждения они находятся пожизненно. Отдельные представители данной группы умственно отсталых детей живут в семьях.
Наиболее изученными и  перспективными в плане развития и интеграции в общество являются дети-олигофрены с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем изложении, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду детей. Заметим, что дети, входящие в состав вышеназванных двух клинических групп, имеют значительные отличия, в связи с чем возникла необходимость классификации, учитывающей их особенности.
Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клиникопатогенетических принципах, в нашей стране наиболее распространенной является классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.
При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.
При олигофрении с психопатоподобньш поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
Умственная отсталость не приводит к равномерному изменению  у ребенка всех сторон психической  деятельности. Наблюдения и экспериментальные  исследования дают материалы, позволяющие  говорить о том, что одни психические  процессы оказываются у него нарушенными  более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между  детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере.
Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
Структура психики умственно  отсталого ребенка чрезвычайно  сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных  и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка-олигофрена отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые позитивные качества, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития [10].
Развитие олигофрена определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Эти факторы, как и прочие, необходимо учитывать при организации специального педагогического воздействия.
Социальные факторы —  это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и, конечно, школа. Отечественная психология утверждает положение о ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом с ним, обучения в широком понимании этого термина. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально организованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребенка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно в наибольшей мере стимулирует детей в общем развитии.
Значимость, которую имеют  для умственно отсталых детей  воспитание, обучение и трудовая подготовка, обусловлена гораздо меньшими возможностями  олигофренов взаимодействовать с окружающей средой, самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеют также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг его интересов, а также другие проявления эмоционально-волевой сферы.
Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенно важным является не всякое, а специально организованное обучение и воспитание. Пребывание в массовой общеобразовательной школе часто не приносит ребенку пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности.
Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления. Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и в свою очередь затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.
Другое, тоже очень важное направление коррекционной работы предусматривает совершенствование  эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в  усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими  и в социальной адаптации детей  в школе и вне ее. Действительно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л.С. Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л.С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают.
Во многом дефектна и двигательная сфера олигофренов, которая требует постоянного внимания и заботы.
Говоря о возможностях положительной динамики умственного  продвижения детей со сниженным  интеллектом, следует вспомнить  положение Л.С. Выготского относительно двух зон развития ребенка: актуального и ближайшего. Л.С. Выготский говорил о том, что зона актуального развития характеризуется теми заданиями, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Эта зона показывает его обученность тем или другим знаниям, умениям и навыкам. Она дает сведения о состоянии его познавательной деятельности на определенном этапе жизни. В этом ее значимость [11].
В плане перспективы особенно важна зона ближайшего развития, которая  определяется заданиями, с которыми ребенок не может справиться сам, но может сделать это с помощью  взрослого. Определение зоны ближайшего развития необходимо потому, что она  дает возможность судить, какие задачи будут доступны ребенку в недалеком  будущем, т.е. какого продвижения от него можно ожидать.
У умственно отсталых дошкольников зона актуального развития весьма ограничена. Дети мало что умеют и знают. Что  касается зоны ближайшего развития, то она значительно уже, более ограничена, чем у нормально развивающихся детей. Однако она существует, и это дает основание утверждать, что дети со сниженным интеллектом способны к продвижению. Это продвижение невелико, но при определенных условиях оно может иметь место. Основная задача дефектолога состоит в том, чтобы способствовать реализации зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в  разные возрастные периоды. Исследованиями установлено, что несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заметить в первые два школьных года обучения, на четвертом-пятом году и в конце обучения.
Таким образом, основные понятия, используемые в отечественной олигофренопсихологии, понимание причин, обусловливающих отклонения умственно отсталого ребенка от нормального развития, оценка возможностей продвижения и социально-трудовой адаптации этой категории детей в значительной мере сходны с тем, что имеет место в зарубежной литературе. Однако необходимо подчеркнуть также несомненные различия между подходами дефектологов разных стран к тем или другим научным вопросам.
 
    Дидактические принципы вспомогательной школы
 
1.Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
Процесс обучения во вспомогательной  школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе  состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к  самостоятельной жизни и труду  большое значение имеет продуманная  и четкая организация и высокий  методический уровень проведения занятий  по труду, производственной практике, хорошая техническая оснащенность мастерских, наличие базовых предприятий  по профилю обучения, соответствующая  подготовка учителей.
Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит  в содействии общему психическому и  физическому развитию учащихся. В  условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение во вспомогательной школе носит коррекционно-развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности.
В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого  ребенка, но развитие может быть и не связано с коррекцией.
Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия, важнейшим  из которых является обучение их во вспомогательной школе или других адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические особенности  развития этой группы аномальных детей. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Воспитательная и коррекционная направленость обучения пронизывает весь учебный процесс.
2. Научность и доступность  обучения
Принцип научности в общей  педагогике предполагает отражение  современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном предмете.
Содержание обучения во вспомогательной  школе отличается элементарностью  и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, который  необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным  знаниям.
Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ и составлении учебников, а так  же в деятельности учителей и воспитателей.
Принцип научности тесно  связан с принципом доступности, ведь в конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот материал, который им доступен.
Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных учебных возможностей.
Принцип доступности, так  же как и принцип научности, реализуется, прежде всего, при разработке учебных  программ и учебников. Содержание обучения умственно отсталых школьников определяется на основании проверки его в многолетней  практике работы вспомогательной школы. Содержание обучения отдельным учебным  предметам непрерывно совершенствуется, уточняется объем знаний, умений и  навыков по годам обучения на основе результатов научных исследований и передовой практики.
Принцип доступности реализуется  так же в постоянной деятельности педагогов путем применения соответствующих  методов и методических приемов.
3. Систематичность и последовательность  в обучении
Сущность принципа систематичности  и последовательности состоит в  том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно  было ими пользоваться, т.е. более  успешно применять на практике.
Для вспомогательной школы  этот принцип имеет большое значение потому, что для умственно отсталых школьников характерна неточность, неполнота  или фрагментарность усвоенных  знаний, определенные трудности они  испытывают при их воспроизведении  и использовании в практической деятельности.
Принцип систематичности  и последовательности реализуется  как при разработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. В каждом учебном  предмете излагается своя система взаимосвязанных понятий, фактов и закономерностей.
Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который закладывается  в младших классах, изучение каждого  предмета происходит на основе предыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов. Каждый раздел учебного материала должен опираться на р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.