На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Стратегия упралвнеия персоналом

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РАЗРАБОТКА  СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ 
ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………...…6
1.1 Разработка  и реализация стратегии управления  персоналом…………...……6
1.2 Стратегия управления персоналом предприятия……………………….……12
1.3 Взаимосвязь  стратегии управления персоналом  и стратегии развития организации……………………………………………………………………..….17
2 ПЛАНИРОВАНИЕ  ПЕРСОНАЛА КАК ЧАСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………….…24
2.1 Сущность, цели  и задачи кадрового планирования…………………….……24
2.2 Определение  потребности в персонале……………………………………….30
2.3 Планирование  и анализ показателей по труду,  расходов на персонал……..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….42 
                                                         ВВЕДЕНИЕ

     Управленческие  решения, связанные с организацией и управлением деятельностью  персонала, во многом определяют эффективность  функционирования организации.
     Работа с персоналом, с людьми всегда оставалась одной из самых важных проблем, стоящих перед руководителем и требующих профессионального владения основами кадрового менеджмента.
     В деятельности практически любого предприятия  особая роль принадлежит работникам, реализующим производственный процесс, их персоналу.
     Роль  руководителя в том и состоит, чтобы организовать работу других, чтобы добиться достижения целей, стоящих  перед ним, реализации своих планов посредством мобилизации возможностей персонала, коллектива организации.
     Сегодня управление персоналом представляет собой  достаточно развитые управленческие технологии, вобравшие, с одной стороны, опыт многих поколений управленцев, а с другой – дополнительные информационные возможности, предоставляемые современными техническими средствами, и, прежде всего компьютерной техникой.
     Основная  особенность персонала в том, что помимо выполнения производственных функций, работники предприятия являются составляющей производственного процесса.
     Они могут активно способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут и противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы.
     Если  на предприятии отсутствует продуманная  стратегия и тактика управления персоналом, то можно заведомо сказать, что далеко не весь потенциал работников используется на предприятии, что труд персонала можно сделать более продуктивным.
     Эффективный руководитель отдает себе отчет в  том, что необходимо иметь продуманную стратегию и тактику работы с персоналом, что необходимо стремиться как можно полнее и продуктивнее организовывать участие работников в производственном процессе.
     Двадцать  – тридцать процентов роста производительности труда, обеспечиваемых более продуктивной работой персонала, в жесткой конкурентной борьбе могут подчас оказаться решающими для выживания предприятия, завоевания и удержания рынков сбыта, успешного бизнеса.
     Но  для того, чтобы успешно управлять  персоналом, необходимо четко представлять основные механизмы и закономерности, по которым осуществляется работа с персоналом, на что стоит обратить особое внимание, иными словами – руководителю необходимо быть знакомым с современными технологиями управления персоналом.
     На  многих российских предприятиях эффективность управления персоналом сегодня явно не достаточна. При командно-административных методах управления этому вопросу не уделяется должного внимания, поэтому и сегодня профессиональная работа с персоналом практически отсутствует.
     В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции и нестабильности такая кадровая политика неоправданна и чревата тяжелыми последствиями для предприятия.
     Считается, что на работников предприятия наибольшее влияние оказывают такие факторы, как:
    иерархическая структура организации производственной деятельности культура, выработанная на предприятии;
    влияние рыночных отношений.
     Основными же задачами работы с персоналом организации  остаются обеспечение ее деятельности необходимыми кадрами, эффективная  организация труда работников, обеспечение профессионального роста и решение их социальных проблем
     Все вышесказанное свидетельствует  о том, что стратегия управления персоналом является одной из наиболее важных задач современного менеджмента, а, следовательно, делает тему работы актуальной.
     Проблема  управления персоналом глубоко исследована  отечественными специалистами. Признанными авторитетами в этой области являются Ю.Г. Одегов, В.Р. Веснин, В.С. Половинко, П.В. Журавлев, М.И. Магура, А.Я Кибанов. Значительное место в исследованиях этих ученых отводится сущности управления персоналом, характеристике подсистем системы управления персоналом, разработке стратегий и методов управления персоналом. Также исследуется опыт в управлении человеческими ресурсами.
     Цель  исследования: изучение стратегии управления персоналом в современных условиях.
     Объект  исследования: стратегия управления персоналом.
     Предмет исследования: кадровое планирование как часть стратегии управления персоналом.
     Задачи  исследования:
    рассмотреть теоретические основы разработки и реализации стратегии управления персоналом;
    изучить стратегии управления персоналом предприятия;
    выявить взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации;
    рассмотреть планирование персонала как часть стратегического плана предприятия.
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
     1.1 Разработка и реализация  стратегии управления  персоналом
     Термин  «стратегическое управление» был  введен в 60-70 годах 20 века для того, чтобы  провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них – И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др. Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало:
    стратегия в своем развитии проходит два этапа (разработку и внедрение);
    стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации;
    стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации (государство, сбыт продукции, конкуренция), а не к внутренней (культура организации, ожидания персонала, структура).
     Стратегия характеризовалась как набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в  своей деятельности. Ансофф, автор  данного определения, предложил  рассматривать 4 группы таких правил:
    правила, используемые при оценке результатов деятельности фирм в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев называют ориентиром, а количественную - заданием;
    правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Такой набор правил называется стратегией бизнеса;
    правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция);
    правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность.
     Начиная с конца 80-х годов появился новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:
    в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно исказить результаты;
    стратегия имеет отношение и к внутренним факторам деятельности организации: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус;
    стратегия - это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы.
     Появилось новое определение понятия «стратегическое управление». Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
     При таком подходе миссия, осуществляемая организацией, определяет целесообразность самого возникновения или существования организации на рынке, то, что ее делает уникальной. Миссия показывает, что именно намерена фирма реализовать, представить обществу, своим акционерам и работникам. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство организации определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех работающих.
     Проведение  диагностики состояния дел в  организации является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии. Ведь именно этот анализ позволяет сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить истинное положение дел в организации. Предметом анализа состояния внешней среды являются спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции, приведены в таблице 1.1.
     Таблица 1.1
     Факторы анализа состояния  внешней среды
Спрос Предложение Конкурентные  условия
состояние спроса на продукцию возможности производства потенциальные конкуренты
структура затрат на производство продукции
размер  и возможности роста спроса клиенты
система распространения продукции поставщики
природа спроса финансовая  система конкурентные  условия
  возможности сектора (подотрасли) внешняя конкуренция
 
     Анализ  внутреннего состояния организации  позволяет определить элементы, которые  могут проявиться либо как преимущества, либо как недостатки, возникшие под  влиянием внешней среды. Эти элементы составляют достаточно широкий спектр ресурсов организации, рассмотренные данные приведены в таблице 1.2.
     Таблица 1.2
     Факторы анализа внутреннего  состояния организации
Человеческие  ресурсы Технические ресурсы
квалификация  и образование рабочей силы новизна оборудования
социальный  аспект, культура предприятия возможности производства
передвижение  персонала уровень научных  исследований
качество  руководства (квалификация руководителей) Финансовые  ресурсы
коммерческие  ресурсы структура затрат
наличие торговой сети организации финансовые  потоки
качество  товаров и услуг возможности самофинансирования
номенклатура  товаров и услуг уровень задолженности
торговая  марка (имидж фирмы) система управления
 
      В результате анализа после заполнения приведенных таблиц появляется возможность разработать стратегию развития организации. На стадии формулирования целей будущей деятельности происходит соединение диагностического анализа и намеченной миссии организации.
      Формулирование  целей деятельности организации, приведенные в таблице 1.3, предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и подразумевает их непротиворечивость. Приоритет в перечисленных целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это – компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией. 

     Таблица 1.3
     Возможные формулировки целей  деятельности организации
Прибыльность Положение на конкурентном рынке
производительность развитие персонала
социальные  отношения технологические преимущества
социальная  ответственность  
 
     Установление  целей на перспективу предполагает наличие инструмента доведения  этих целей до их практической реализации, для чего и разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей. Существует несколько вариантов классификации видов стратегии. Классификация, наиболее полно отвечающая рассматриваемым вопросам, включает: стратегию предпринимательства; стратегию динамического роста; стратегию прибыли (рациональности); стратегию ликвидации (сокращения инвестиций по направлениям); стратегию резкого изменения курса.
     Выбор вида стратегии – завершающая  стадия на этапе разработки стратегии. Это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем выбор не может быть окончательным в связи с тем, что другие организации при разработке их вариантов могут существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной организации. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее используемая стратегия, а также личность руководителей, их предпочтения и ряд других факторов.
     Этап  внедрения стратегии не менее  важен, чем ее разработка. Одна из сложностей при внедрении стратегии связана  с вопросом соответствия существующей структуры управления выбранной стратегии. Дебаты вокруг вопроса «стратегия - структура» не смолкают уже четверть века. Были разработаны известные структуры: по функциям, по продукту, матричные и т.д. В связи с изменением подхода к понятию «стратегия» появились и новые варианты структур управления: сети самостоятельных малых предприятий.
     Вместе  с тем изменения в структуре  еще не обеспечивают реализацию стратегии; на практике для реального внедрения  выбранного варианта стратегии создаются план внедрения, система контроля и определяется, какие изменения отдельных позиций допустимы в самой стратегии. Такой план представляет собой конкретизацию принятых решений на начальном этапе стратегического планирования и включает методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей с учетом временных факторов. На практике в организации вырабатывается система действий линейных и функциональных руководителей, которые определяют, каким целесообразнее действовать для успешного внедрения стратегии. Это означает необходимость:
    четко определить цель деятельности, которую руководитель и подчиненный ему коллектив должны достичь для реализации стратегических задач организации, а также выполняемые ими функции;
    разработать последовательность шагов (этапов), необходимых для достижения целей деятельности, и систему оценки их выполнения;
    предусмотреть все виды ресурсов (технических, материальных, финансовых и человеческих) для реализации предусмотренных действий.
      Реализация  этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление. Контроль и оценка стратегии - завершающий этап, где рассматривается все предприятие в целом по ряду критериев, приведены в таблице 1.4.
     Таблица 1.4
Критерии  оценки стратегии
Внутренние  критерии Внешние критерии
повышение производительности труда увеличение  полученной прибыли
улучшение психологического климата снижение процентной ставки
улучшение качества продукции и услуг стабильность  положения конкурентов на рынке
увеличение  дивидендов на каждую акцию относительное снижение стоимости сырья
увеличение  доли рынка сложность первоначального вхождения на рынок  выпускаемого продукта
освоение  выпуска новых видов продукции
 
 
     Условно организационные стратегии могут  быть разделены на две группы –  стратегии функционирования и стратегии  развития. Стратегии функционирования отражают поведение организации  на рынке в связи с реализацией выпускаемых ею товаров и услуг. Если стратегия функционирования в первую очередь связана с текущей деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества. По мнению Портера, организация, не сумевшая направить свою стратегию по одному из перечисленных направлений или застрявшая на «полдороге», оказывается чрезвычайно уязвимой в перспективе. Обычно она испытывает острую нехватку инвестиций и вынуждена сокращать масштабы деятельности, что ведет к потере клиентуры, снижению прибыльности работы или к тому и другому одновременно.
     В основе разработки стратегии находится  прогноз, то есть система аргументированных  представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации  и ее окружения. Значительная часть современных методик стратегического анализа основывается на построении двухмерных матриц, получивших название «портфельных». Помимо матриц, в стратегическом анализе и формировании стратегий используются различного рода кривые: «опыта», «жизненного цикла» и др. Выработка стратегии является сегодня основой процесса управления. Если прежде организация могла просто реагировать на изменения в окружении, то сегодня она должна такие изменения предвидеть и заранее к ним готовиться. В результате такой подготовки и появляется стратегия, определяющая как ей жить дальше.
     Нужно иметь в виду, что выработка  действенной стратегии возможна лишь при наличии определенных условий: постоянное отслеживание (мониторинг) рыночной ситуации и пополнение информационной базы; наличие людей, способных разработать и реализовать стратегию на практике.
     1.2 Стратегия управления  персоналом предприятия
     Создавшиеся достаточно сложные экономические  условия в начале 80-х годов 20 в. на предприятиях Западной Европы способствовали дальнейшему развитию теории управления персоналом и появлению нового подхода к персоналу организаций. На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, подлежащие сокращению, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Основные характеристики данных подходов,приведены в таблице1.5.
     Взаимосвязь вышеперечисленных факторов привела к появлению стратегического управления персоналом (персонал-стратегии), означающего:
    внедрение на практике стратегического управления деятельностью фирм;
    изменение парадигмы управления и признание персонала основным ресурсом организации.
 
 
     Таблица 1.5
     Характеристика  двух подходов к понятию  персонала
Персонал - издержки Персонал - ресурс
принуждение целесообразность
минимизация оптимизация
малый период планирования длительный  период планирования
результаты средства + результаты
количество качество
негибкий гибкий
зависимый автономный
 
     Выживание организаций, не говоря уже об их процветании, зависит  прежде всего оттого, имеют ли они  собственную стратегию, а также  от того, смогут ли организации последовательно  реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий. Неуверенность перед будущим, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучить и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм. Стратегическая мысль в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации как в странах Западной Европы, так и в нашей стране.
     Элементами  стратегии управления персонала  являются:
    цель деятельности организации;
    система планирования организации;
    отношения высших управленческих кадров;
    организационная структура служб управления персоналом;
    критерии эффективности системы управления персоналом;
    ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);
    доступность, полнота и обоснованность используемой информации;
    образование управляющих (всех уровней управления);
    взаимосвязь с внешней средой..
      Составляющими стратегии управления персоналом являются:
    отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
    оценка квалификации;
    вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.
    развитие персонала.
      Основными составляющими стратегии являются:
    вклад работников, т.е. ожидаемое поведение индивидов с точки зрения получения общей прибыли деятельности организации;
    структура занятости служащих, т.е. распределение компетенции сотрудников, квалификационный состав работающих, соотношение категорий работающих, количество уровней управления;
    компетенция работающих (требуемый от работников организации общий уровень квалификации);
    прием на работу с учетом уровня соответствия работников целям и задачам организации, степени их привязанности (преданности фирме).
     Рассмотрим  более подробно взаимосвязь и  взаимозависимость стратегий развития фирмы и управления персоналом. При  описании вариантов стратегического  развития организации достаточно часто  использовался термин компетенция, который является центральным понятием всей концепции управления персоналом и персонал-стратегии.
     В 1982 г. в США вышло теоретическое  исследование В. Макелвила, в котором  было показано, что сутью организации, ее сердцевиной является располагаемый  набор компетенций всех работников. Понятие компетенция было использовано и в работах Г. Каннака (Франция), который доказывал необходимость развивать компетенцию каждого работника для успеха всей деятельности и определил компетенцию фирмы как рациональное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации. В этой связи управление персоналом может быть представлено как управление компетенцией предприятия с реализацией практики ее приобретения, стимулирования и развития. Именно эти три основные задачи социального управления необходимо реализовать для внедрения стратегии организации.
     Приобретение  компетенции. В рамках этой задачи социальное управление обеспечивает организацию компетенциями, которые необходимы для реализации ее стратегии. Выявление потребностей организаций в соответствующей компетенции предполагает внедрение системы прогнозирования человеческих ресурсов, назначение которой в том, чтобы определить в качественном и количественном выражении потребность в компетенции фирмы на предстоящий период (часто на 5 лет). Вместе с тем для прогнозирования своих потребностей организация должна:
    располагать четким описанием всех должностей и всех функций, выполняемых для реализации поставленных задач;
    определить необходимый состав компетенций под каждую из должностей;
    провести анализ взаимосвязи между должностями по составляющим компетенции (особенно данное положение актуально для таких стратегий развития фирмы, как стратегии «прибыли», «ликвидации»).
     Только  после внедрения необходимых  методов и процедур предприятие  сможет начать процедуру приобретения компетенции либо за счет передвижения специалистов («внутреннего приема»), либо за счет их приема со стороны.
     Стимулирование  компетенции. Приобретенные компетенции не принесут никакой пользы, если специалисты, которые ими обладают, не заинтересованы реализовать их с максимальной отдачей (эффективностью). Задачи управления персоналом состоят в оптимизации результативности его действий, зависящей от мотивации и компетенции. Американский психолог Врум предложил интересную формулу: Результативность = f (компетенция*мотивация)
     На  практике решение этой задачи предполагает: (а) создание в организации гибкой системы вознаграждения, справедливой и мотивирующей; (б) внедрение систем оценки результатов деятельности работников; (в) развитие партисипативного управления, т.е. вовлечение работников в управленческий процесс; (г) улучшение условий их труда. Важно, чтобы действующая система управления персоналом обеспечила соответствие между требуемыми для реализации основной Задачи фирмы компетенциями и сотрудниками, носителями этих компетенций.
     Развитие  компетенции. Данная задача управления персоналом является одной из основных для реализации выбранной стратегии. Речь идет о создании условий развития компетенций, определенных в качестве базовых для внедрения стратегии. Достаточно часто развитие компетенции оказывается синонимом организуемого фирмами профессионального образования. Вместе с тем практика внутреннего передвижения специалистов в организации и управления карьерой позволяет органам управления персоналом структурировать развитие компетенции.
     Управление  компетенцией представляет собой процесс  сравнения потребностей предприятия  с наличными ресурсами и выбор  форм воздействия для приведения их в соответствие. В данном случае под потребностью организации понимается необходимый количественный и качественный состав персонала, определяемый в соответствии со стратегией развития предприятия. Под ресурсами подразумеваются работники предприятия с достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями. Результатом сравнения потребностей и ресурсов организации могут оказаться ротация, набор, обучение и т.д.
     Прогнозирование компетенции - это процесс определения в текущий момент времени необходимого количества персонала и уровня его компетенции, требуемых фирме в соответствии с целями ее деятельности. Управление компетенцией может проходить как на уровне фирмы, так и на уровне личности. На уровне фирмы управление компетенцией включает выполнение следующих действий:
    оценка имеющихся ресурсов (по составляющим компетенции), а также возможностей, знаний, навыков персонала, который работает на фирме;
    оценка потребностей фирмы в персонале в соответствии с целями, задачами фирмы, выбранной ею стратегией на ближайшие годы;
    сопоставление ресурсов – потребностей.
      На  основе получения соответствующих  данных определяется:
    какое количество персонала соответствует выбранной стратегии и его не надо переучивать;
    какое количество персонала надо переучивать (доучивать) в связи с изменением стратегии фирмы;
    какое количество работников придется нанять (уволить) для успешной реализации поставленных задач.
     Управление  компетенцией на уровне личности состоит  в оценке индивидом своих возможностей в соответствии с требованиями должности. Такая оценка позволяет индивиду активизировать полученные им ранее знания, навыки, информацию. Он формирует цель своей деятельности на выбранной должности, принимает для себя решение: соответствует ли его компетенция требованиям должности или необходимо дополнительное обучение [1,8].
      1.3 Взаимосвязь стратегии  управления персоналом  и стратегии развития  организации
     Понятие «стратегическое управление человеческими  ресурсами» превосходит просто объединение  концепций социального управления, будь то классическое управление персоналом или современное управление человеческими ресурсами. Главное, что отличает новое понятие, - определяемый им динамичный подход к ресурсам, которыми необходимо управлять (уметь планировать взаимосвязанные действия, оперативно управлять ими, контролировать результаты). Каждый из перечисленных вариантов стратегии развития организации предполагает соответствующий вариант стратегии управления персоналом.
     Стратегия предпринимательства характерна для организаций, которые развивают новые направления деятельности. Это либо предприятия, только начинающие свою жизнь на рынке (у них много проектов, но мало средств для их осуществления); либо предприятия, которые могут себе позволить вкладывать средства в направления с высокой долей финансовых рисков. Примеры: американская фирма IBM в период, когда она осваивала принципиально новые типы персональных компьютеров; ряд автомобильных компаний; внедренческие фирмы по освоению новых изделий.
     Для реализации названной стратегии организации требуются персонал-новаторы, обладающие гибким мышлением, желающие брать на себя ответственность за управленческие риски, согласные работать по 14 часов в сутки, умеющие работать в группах. Успех данной стратегии в значительной степени основан на потенциале персонала организации или подразделения, которое решило воплотить принципиально новую идею и получило поддержку со стороны руководства организации. В связи с тем что основной костяк внедряющих новое состоит из небольшого числа людей, значимость каждого сотрудника, занятого реализацией стратегии, возрастает. Руководители персоналом такой организации должны обладать значительной гибкостью мышления и действий и обеспечивать развитие индивидов, высокую степень их участия в управлении проектами.
     Прием на работу осуществляется преимущественно из числа молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом и компетенцией. Оценка деятельности производится преимущественно по индивидуальным результатам и мало формализована. Вознаграждение осуществляется достаточно часто в виде привлечения сотрудников к непосредственному участию в реализации стратегии фирмы, в разработке управленческих решений. Организация создает высокий уровень мотивации сотрудников всеми формами участия в реализации стратегии фирмы, так как существует большая степень зависимости реализации этой стратегии от такого их участия в течение всего периода времени освоения новых изделий.
     Возможности роста и индивидуального развития достаточно важны, так как сама стратегия основана на высоких индивидуальных возможностях личности. Повышение квалификации приветствуется всеми способами.
     В рамках стратегии динамичного роста предполагается изменение целей и структуры организации. Задача состоит в нахождении баланса между необходимыми изменениями и стабильностью. Для этой стратегии квалификация, преданность специалистов также являются факторами, определяющими успех. Кроме того, работники должны уметь адаптироваться к изменениям, быстро приобретать недостающую компетенцию в решении соответствующих задач. Набор специалистов осуществляется из числа наиболее способных работников (если у фирмы хватит на это возможностей). Он мало формализован, главное - привлечь высококомпетентных специалистов, в которых фирма действительно нуждается.
     Вознаграждение основано на оценке индивидуального труда и на эффективной работе в группе, на анализе группового поведения. Процедуры оценки, применяемые приданной стратегии, более формализованы, но фактор преданности фирме является далеко не последним при рассмотрении деятельности отдельного специалиста. Развитие компетенции сотрудников обеспечивается за счет постоянного повышения их квалификации. В связи с расширением сфер деятельности организации существует реальная возможность профессионального продвижения специалистов. Практика повышения квалификации, продвижения работников достаточно четко структурирована и формализована для того, чтобы развитие персонала соответствовало целям развития фирмы.
     Организации, применяющие стратегию прибыли, находятся на стадии зрелости и рассчитывают получать постоянную прибыль при помощи хорошо зарекомендовавшего изделия, освоенных технологий и при отлаженном производстве. Основная задача организации в данной ситуации - производить больше продукции и минимизировать затраты. Система управления такой сферой деятельности состоит из четких процедур, правил, ориентированных на регулярный и жесткий контроль, на устранение неуверенности, неопределенности. Преобладает бюрократический подход.
     Набор специалистов происходит с использованием стандартных процедур и правил; отбираются только специалисты, в компетенции которых заинтересована организация в данный момент (узконаправленный отбор). Для осуществления данной стратегии важно набрать персонал, уже готовый к выполнению своих обязанностей. Участие в управлении не является необходимым и не особенно поощряется, но если происходит снижение прибыли или ухудшение качества изделия, то возможно применение различных форм привлечения работников к решению возникшей проблемы.
     Стратегию ликвидации выбирают организации, у которых все или основные направления деятельности находятся в упадке с точки зрения получения прибыли, положения на рынке, качества изделий. Персонал фирмы крайне негативно относится к идее внедрения такой программы из-за предстоящих сокращений. При реализации стратегии ликвидации большое значение приобретают социальные меры защиты работников фирмы в виде поиска наиболее безболезненных способов сокращения занятых (переход на неполную рабочую неделю, сокращенный рабочий день, трудоустройство высвобождаемых работников на других фирмах за счет данной организации, внутренние перемещения). Участие персонала в разработке и реализации решений не предполагается. В создавшихся условиях организация не производит набора специалистов. Вознаграждение работающих осуществляется исключительно в соответствии с должностными окладами, никаких других форм стимулирования не применяется. Оценка специалистов основана на критериях, выработанных с учетом необходимости сокращения целых направлений деятельности; отбираются наиболее квалифицированные работники для поддержания выпуска остающейся продукции.
     Повышение квалификации приобретает важное значение, если организация берет на себя обязательство по трудоустройству высвобождаемых специалистов. Для значительной части работников уход с фирмы связан с необходимостью изменения специальности.
     Стратегия изменения курса применима в  организациях, которые ведут борьбу за быстрое увеличение объемов прибыли, за освоение нового или расширение уже имеющегося рынка. Признание  данной стратегии означает для фирмы изменение всей системы управления отношений в организации. Участие каждого сотрудника в поиске новых решений становится важным. Набор в организацию не прекращается, как это характерно для предыдущей стратегии, ведется поиск грамотных специалистов на основные (в соответствии с поставленными целями) рабочие места. Вместе с тем организация преимущественно ищет необходимых работников среди своих сотрудников, оценивая и развивая их потенциал. Практика внутреннего набора, в достаточной степени формализованного, позволяет всем желающим принять участие в развитии новых направлений деятельности, по крайней мере, попытаться это сделать. Развитие новых компетенций и повышение квалификации приобретают большое значение для реализации данной стратегии в связи с тем, что организация планирует принципиальное изменение курса, исходя из внутренних ресурсов. Создание новых направлений деятельности позволяет организации предложить своим сотрудникам новые продвижения, новые должности, развитие карьеры.
     Главное при внедрении стратегии изменения  курса состоит в организации  привлечения персонала к управленческой деятельности. Без энтузиазма, активного  участия большинства сотрудников  быстро реализовать на практике данную стратегию не представляется возможным. При этом необходимо учесть, что значительное материальное вознаграждение сотрудников в ближайшей перспективе не реально.
     Рассмотрим  на примерах зависимость стратегии  управления персоналом от выбранной  стратегии развития фирмы. Опыт применения стратегии различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой комбинацию перечисленных вариантов стратегий. Причем их последовательность определяется значимостью и ожидаемыми результатами каждой. Некоторые фирмы в качестве стратегического ориентира своего развития выбирают максимальное использование в производстве «высоких технологий», объединяя на практике стратегии предпринимательства и прибыли.
     Данная  стратегия предусматривает умелое сочетание стабильного производства с постоянным освоением принципиально новых технологий и видов продукции. При этом проводятся обширные научные исследования, но проекты с большей долей риска не становятся центральной частью стратегического плана. Это достаточно сложное, динамическое управление, требующее постоянного расчета финансовых и других рисков, гибких структур управления, высокого уровня профессионализма всего персонала фирмы. В качестве примера можно рассмотреть фирму «Филипс». Это международная компания холдингового типа, материнская фирма которой расположена в Голландии; филиалы осуществляют свою деятельность во многих странах, в том числе и во Франции. Выбор фирмой данной стратегии определяет систему работы с персоналом: составляются прогнозы потребности в персонале требуемой компетенции, планы перемещения персонала, замещения, обучения. На фирме созданы специальные отделы по перспективному управлению компетенцией сотрудников, которые занимаются подбором специалистов для руководства филиалами. Здесь разработаны четкие данные о количестве необходимых работников, а также определяется время, когда они могут понадобиться, кто из ныне работающих специалистов и при каких условиях способен и желает занять руководящие должности (необходимы обучение, стажировка или какие-то другие условия).
     Таким образом, практика функционирования многих фирм свидетельствует о четкой взаимосвязи стратегических решений по управлению организацией и системой управления персоналом. Вместе с тем данная взаимосвязь получает разные выражения в зависимости от величины организации и используемого метода планирования.
     При выработке перспективных целей  малых организаций влияние фактора  наличных ресурсов, возможностей уже  имеющегося персонала является в  целом определяющим; цели адаптируются под ресурсы. Проектирование стратегии небольшой организации опирается в первую очередь на наличные ресурсы, компетенцию персонала, его идеи и амбиции [6,4].
 

2 ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ЧАСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
     2.1 Сущность, цели и  задачи кадрового  планирования
     Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, учитывающей все «человеческие» аспекты, можно реализовать с помощью кадрового планирования. Этот метод управления персоналом позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работополучателей в рамках реализации стратегии предприятия.
     Цель  кадрового планирования заключается  в том, чтобы предоставить работающим рабочие места в нужное время  и в необходимом количестве в  соответствии как с их способностями  и склонностями, так и с требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, обеспечивать эффективность труда и отвечать требованиям создания условий труда и обеспечения занятости.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.