Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения
педагогов к детям.
 
Характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению зависит от ряда факторов: от глубины привязанности ребенка к матери и другим членам семьи, имеющегося опыта поведения в незнакомых ситуациях, профилактических и коррекционных мероприятий соответствующего характера, проводимых в ДОУ, и многого другого. Но основная роль в этом непростом процессе принадлежит, на наш взгляд, педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие. Нередки ситуации, когда непрофессионализм взрослого, осуществляющего сопровождение адаптационного периода, приводил к формированию проблем в поведении ребенка: вспыльчивости, агрессивности, фобиям, задержкам в развитии речи и т.д. Поэтому особую актуальность во взаимодействии с дошкольником, тем более в адаптационный период, имеет такое качество взрослого, как терпимость.
В последние годы появилось много исследований, посвященных проблемам толерантности и терпимости, трактуемых с разных точек зрения.
Под толерантностью мы понимаем такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и т.п. и заключается в понижении сензитивности к объекту взаимодействия за счет выдержки, самообладания, самоконтроля.
Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное взаимной договоренности сторон о границах сосуществования. Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия. Терпимость неотделима от внутренней мотивации поведения, так как предусматривает бескорыстные действия, не сулящие человеку внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений. Иначе говоря, терпимость непрагматична по определению и своей природе.
За пределами терпимости оказываются такие формы поведения, в основе которых лежит корыстный расчет, эгоизм, прагматизм, самореклама, практицизм и другие мотивы, связанные с соотнесением величины затрат на поступки и потенциальной пользы от них, например альтруистический эгоизм (г. Селье). Подобные мотивы присущи толерантному и нетерпимому поведению.
В педагогическом процессе терпимое или нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком.
Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требованиям и в результате начинает раздражать педагога.
Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей (у других людей они могут вызывать раздражение), способен не только принять их качества, в том числе негативные, поведение такими, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит; при этом если он принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба личности.

Такой педагог выявляет не только сам факт поступка, особенности поведения, черты личности, но и мотивы, факторы, условия, лежащие в их основе. Он испытывает раздражение по отношению к тому или иному ребенку, но одновременно способен проявить выдержку и терпение, способен не обвинять ребенка, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Приятие как психологический механизм терпимости выражается в понимании ребенка, в эмпатии. Понимание ребенка, внутренних причин его поведения меняет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взглянуть на действия и поступки детей с иных позиций.
Рассматривая вышеназванные проблемы, необходимо остановиться на эмпатии и эмпатическом отношении. В работах Т.П. Гавриловой, Л.П. Стрелковой и др. говорится о двух ведущих формах эмпатии:
сопереживании и сочувствии; при этом сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования.
Терпимые взаимоотношения в педагогическом процессе, в частности между педагогом и детьми, полагает А.В. Зимбули, возможно представить при помощи некоего семантического поля, в котором ведущими являются эмпатия и требовательность к ребенку.
Мы полагаем, что к ним необходимо добавить еще одну ведущую составляющую приятие ребенка. Именно приятие ребенка, на наш взгляд, выражает терпимое отношение.
Исходя из позиций терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к субъектам образовательного процесса и на основе функционирования механизмов принятия и терпения можно выделить следующие формы выражения отношения педагогов к дошкольникам.
При позиции "сверху" при терпимом отношении наблюдается снисхождение, при толерантном - высокомерие, при нетерпимом - пренебрежение-презрение.
При равноправных позициях при терпимом отношении терпимость переходит в сотрудничество (согласование мнений, действий, поведения), толерантность - в терпеливость, а нетерпимость - в отстраненность.
При позиции "снизу" терпимое отношение принимает форму уступчивости, толерантное - беспомощности, а нетерпимое от импульсивности (эмоционального реагирования) до стремления немедленно изменить, исправить поведение, личность ребенка, родителя и т.д.
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в результате развития - или неразвития - механизмов приятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым ("Миролюбец", "Альтруист", "Черепаха Тортила"), толерантным ("Сноб", "Стоик", "Золушка") или нетерпимым ("Диктатор", "Снежная королева", "Боец") отношением.
Коротко опишем каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым руководствуется педагог; позиция по отношению к субъекту; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения и влияние данных особенностей педагога на процесс адаптации ребенка.
Предлагаемая психологическая характеристика типов педагогов не преследует цель обидеть педагогов или указать на их недостатки. Эта характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от ошибок, особенно в адаптационный период.
Педагог с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимогo отношения субъектам педагогической реальности - "Диктатор" (4%) Педагогическое кредо: "Я поставлю вас на место!".
Лозунг: "Вы ответите мне за все!".
Позиция по отношению к субъекту:
"сверху", контролирующий, принуждающий, преследующий "родитель".
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат.
Краткая характеристика. Данный тип педагога разрушителен для личностного развития детей и поэтому является источником дезадаптации к дошкольному учреждению. Неприязнь к детям, неспособность к педагогической деятельности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремление ограничить их деятельность твердыми рамками запретов, манипуляций, оскорблений и даже физических наказаний.
Педагог с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности - "Снежная королева" (10%).
Педагогическое кредо: "Оставьте меня в покое!".
Лозунг: "Это вы сами в состоянии сделать!".
Позиция по отношению к субъекту: безучастный, холодный, отстраненный "взрослый", "на равных", но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.
Краткая характеристика. Педагогический труд рассматривается как "повинность", отработка рабочего времени от и до.
Часто в эту группу входят "выгоревшие" педагоги с "хронической усталостью", эмоционально и интеллектуально истощенные, переживающие состояние педагогического кризиса, или педагоги, занимающие "чужое" место. Данный педагог, как правило, индифферентен к педагогической деятельности и образовательному процессу, игнорирует обращенные к нему проблемы детей, родителей, минимизирует выполнение необходимых профессиональных обязанностей.
Его характеризует также нежелание действовать, стремление переложить ответственность на других, например на родителей, позиция пассивного, равнодушного созерцателя. Данный педагог, так же как и "Диктатор", способствует дезадаптации ребенка к образовательному учреждению.
Педагог с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности - "Боец" (12%).
Педагогическое кредо: "Я вылеплю из вас людей!".
Лозунг: "Делай, как я!".
Позиция по отношению к субъекту:"снизу", эмоционально неустойчивый "подросток", стремящийся показать, что он "взрослый".
Способы общения: наставление, запрет требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием стремление изменить поведение ребенка, родителя, скорректировать его личность.
Тактика поведения: диктат.
Краткая характеристика. "Боец" "формирует" личность, активно "содействует" ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля склонен проявлять злорадство, открытую неприязнь, агрессивен, стремится действовать открыто: публично смеяться и издеваться над ребенком либо бороться с ню! всеми доступными ему средствами (у каждого педагога свои - в зависимости от мировосприятия, этической и психологической культуры). Для "импульсивного" педагога характерна определенная степень эгоцентричности, в соответствии с которой он "подгоняет" детей под стандарт "хорошего", с его точки зрения, ребенка. Педагог до конца не осознает всю пагубность деления детей на хороших и плохих и соответствующего отношения к ним как к "принимаемым" и "непринимаемым". Он отдает предпочтение "любимчикам", многое им прощает, что способствует их адаптации к дошкольному учреждению, тогда как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастным, что в итоге приводит к его дезадаптации.
Педагог с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности - "Сноб" (31%).
Педагогическое кредо: "Ох уж эти детки!"
Лозунг: "И когда только вы вырастете!".
Позиция по отношению к субъекту: "сверху", позиция надменного, кичливого "родителя".
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие, надменность, кичливость. Тактика поведения: контроль, опека. Краткая характеристика. Степень приемлемого и допустимого для "Сноба" формируется на протяжении всей его педагогической деятельности. Так, "Сноб" терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно, хотя и "свысока" ведет себя с обеспеченными родителями, но в то же время невыдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице, так как считает себя опытнее, образованнее, воспитаннее, умнее и т.д. Подобным образом педагог относится и к детям. Главный недостаток - негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей, что в итоге может стать причиной дезадаптации ребенка.
Педагог с преобладанием терпеливости как формы, выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности - "Стоик" (15% ).
Педагогическое кредо: "Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!".
Лозунг: "Все получится, нужно только немного подождать!".
Позиция по отношению к субъекту: "рядом, но не вместе".

Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом.
Краткая характеристика. В основе педагогического труда такого педагога может лежать личная выгода, собственное удобство, равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, поскольку терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.
Педагог с преобладанием беспомощности как форм ,выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности - "Золушка" (9%) Педагогическое кредо: "Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо".
Лозунг: "Ну что я могу для тебя сделать?".
Позиция по отношению к субъекту: "снизу", приспособление.
Способы общения: приноравливание.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Краткая характеристика. "Золушкой" чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становления своей карьеры. Они растерянны и не знают, как грамотно вести себя в различных педагогических ситуациях, что проявляется в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен как детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам находится в адаптационном процессе, поэтому его участие в адаптации ребенка к дошкольному учреждению минимально.
Педагог с преобладанием снисхождения как формы, выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности - "Черепаха Тортила" (8%).
Педагогическое кредо: "Это дети (молодые родители и т.д.), и этим все сказано!".
Лозунг: "У вас все получится со временeм!".
Позиция по отношению к субъекту: "сверху", покровительствующий "родитель".
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Краткая характеристика. Такой педагог относится к детям "сверху", с позиции покровительствующего: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточную децентрацию к ребенку. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: "Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные...", "Мне нравится ваше поведение, но я хот
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.