На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства России.
ФИБОУ ВПО  Уральская государственная сельскохозяйственная академия.
Институт  экономики и управления 
 
 
 

Реферат на тему:
«Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства» 
 
 

                Исполнитель: студент 4-го курса        специальность: экономика и управление на предприятии:
                Байтеряков.А.Е.
                      Руководитель::           Чупина.И.П.
                                    

                              
 
 

Екатеринбург 2011 год.
Введение_________________________________________________3 

    Понятие малого предпринимательства________________________4
2. Экономическая характеристика малого бизнеса____________________5
2.1. Преимущества малого бизнеса_________________________________5
2.2. Недостатки малого бизнеса____________________________________5
2.3. Инновационность малых предприятий__________________________6
3. Эволюция малого предпринимательства__________________________8
4. Проблемы малого предпринимательства__________________________11
5. Заключение__________________________________________________18
 Список использованной  литературы_____________________________20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в  России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом  проблем. Количественные показатели в  несколько раз уступают соответствующим  показателям развитых стран.
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
u Дать определение  малому предпринимательству
u Выявить его  особенности
u Определить место  малого предпринимательства в экономике
u Рассмотреть  его эволюцию
u Классифицировать проблемы малого бизнеса
u Продумать  возможные пути решения этих проблем
Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей  страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и  нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.
.
 
 
 
 
 
 

1. Понятие малого предпринимательства
Основным  фактором отнесения  предприятия к  малым является среднесписочный  состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем  продаж, стоимость  активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства  определены Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан  на реализацию своих  способностей и имущества  для осуществления  предпринимательской  и иной не запрещенной  законом экономической  деятельности.
Согласно закону под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов  и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней (малые  предприятия): 
в промышленности - 100 человек; 
в строительстве - 100 человек; 
на транспорте - 100 человек; 
в сельском хозяйстве - 60 человек; 
в научно-технической сфере - 60 человек; 
в оптовой торговле - 50 человек; 
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; 
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 
50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе  работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским  Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.
 

2. Экономическая характеристика малого бизнеса
Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса  по сравнению с крупным, оценим его  роль в экономике.
2.1. Преимущества малого бизнеса
1.     Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
2.     По мнению некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3.     Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
4.     Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5.     Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6.     Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7.     Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
8.     Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный[1]. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
2.2. Недостатки малого бизнеса
1.     По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2.     МП зависимы от крупных компаний.
3.     Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4.     Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5.     Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6.     МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7.     Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики[2].
8.     Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.             
 
2.3. Инновационность малых предприятий
Это свойство малых предприятий  необходимо рассмотреть  отдельно, поскольку  оно в большой  степени определяет роль малого бизнеса.
В западных странах  создаются специальные экономические  условия для того, чтобы перспективные  ученые, инженеры, изобретатели могли  самостоятельно приступить к практическому  внедрению своих идей, т.е. создается  специализированная фирма во главе  с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в  крупную промышленную корпорацию. Примеры  таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как Диджитал, Майкрософт, Поларойд, Эппл.
Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:
u Научно-технический  прогресс
u Частная инициатива
u Благоприятные  экономические условия, создаваемые  государством
Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной  деятельности – это отсутствие благоприятных  экономических условий.
Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они  успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские  фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания  взять на себя риск, гораздо эффективнее  используют исследовательские фонды  и оборудование, квалифицированные  кадры, тем самым вносят весомый  вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с  их мобильностью в условиях конкуренции  новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Рассмотрим особенности  малого наукоемкого бизнеса.
Работа в наукоемких отраслях связана с высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы  риска традиционных коммерческих операций, она требует особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.
Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный  потенциал. Он рассматривается с  точки зрения развития, внедрения  и распространения новых передовых  технологий, а также появления  на рынке новых видов конкурентоспособной  продукции.
С позиций микроэкономического  анализа, на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние  фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными  преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся  новые технологические возможности.
На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи  между размером фирмы и ее инновационной  активностью ученые делают вывод  о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как  о степени общности анализа (экономика  в целом или отдельные отрасли  промышленности), так и от выбранных  для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других – довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.
Как следствие  этого, в анализе роли малого бизнеса  в развитии НТП просматривается  сдвиг от противопоставления малых  фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме  их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в  каждом конкретном случае возможностей.
В нашей стране инновационную  роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея ввиду развернувшийся процесс конверсии.
Существуют особенности  рискового финансирования.
Во-первых, в  случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств предоставляется под перспективную  идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения  за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается  возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых  результатов.
Существуют два  пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления  проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.         
 Вторая особенность  рисковых капиталовложений заключается  в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых  направлениях НТП.
Третья отличительная  особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы  не ограничиваются только предоставлением  финансового кредита. Они непосредственно  или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления  нововведения.
3. Эволюция малого предпринимательства
Россия, безусловно, накопила немалый опыт в развитии малого предпринимательства, но предстоит  решить еще много крупных проблем.  Для того чтобы понять проблемы современного МП, необходимо оглянуться назад.
Рассмотрим как  развивался малый бизнес в период после перестройки.
Важнейшей  функцией  МП в 90-х годах стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В этот период в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся стабильным спросом у российского потребителя. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требует наименьшего начального капитала и позволяет гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести их участие в создании новых хозяйственных связей. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений. Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике.
Уже к 1995 г. оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.
Главными причинами  приостановки роста числа малых  предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. После 95г. в экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической  конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены свертывать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, как мы полагаем, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек.
На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации  малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.
Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Основными факторами  ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.
Кризис 1998 года оказал большое негативное влияние  на малый бизнес. Он показал, что  не обеспечены достаточные условия  для стабильного функционирования и высокой результативности малого предпринимательства. Во-первых, конечно, произошло количественное сужение: после кризиса "ушли с рынка" по разным данным от 30 до 50% малых предприятий. Очевидно несоответствие с данными Госкомстата, который предоставляет ежегодную информацию (см. приложение). Дело в том, что многие предприятия реально остались зарегистрированными после прекращения деятельности.
Качественное  изменение заключалось в том, что:
u кризис нарушил  финансовую базу развития МБ. Наибольший ущерб понес МБ от неплатежей и  банкротств партнеров по бизнесу.
u Кризис не позволил развиться тенденции к производственной переориентации малого бизнеса, основывавшейся в последние годы на поставках  импортных комплектующих и полуфабрикатах.
u Кризис привел к распаду институциональной  инфраструктуры государственной поддержки  малого предпринимательства.
После кризиса "выжили" в основном те фирмы, которые диверсифицировались,  т.е. те, которые имели не менее двух основных видов деятельности. Кроме того, решающим для выживания моментом было своевременное изменение цен, что часто было невозможно сделать из-за существенной рыночной власти монополий.
Малые предприятия  в борьбе за выживание научились  самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Следовательно, кризис создал новые предпосылки к переходу малого бизнеса на качественно-новую ступень развития. Акцент постепенно перемещается от проблемы выживания к проблемам эффективного производственного менеджмента, минимизации трансакционных издержек, реализации преимуществ межфирменной кооперации, а это проблемы более высокой стадии хозяйственной зрелости.
Давайте посмотрим  на цифры.
В 90-е годы, на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики, устойчиво росла доля МП в общем объеме ВВП, а также количество занятых на малых предприятиях.
Если в 90-е  годы среднегодовые значения приростов  были на уровне 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу). В 1997 г. количество малых предприятий составляло 841,7 тыс., в 1998 г. - 861,1 тыс., в 1999 г. - 868,0 тыс., а в 2000 г. - 890,6 тыс. Это официальная статистика. Надо признать, что эти данные плохо отражают реальную действительность, т.к. во-первых, не отражают динамику численности в течение года, а во-вторых, не отражают объемы неформальной экономики. По данным опроса руководителей МП, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневой деятельности в малом бизнесе весьма велики: не регистрируются до 50 % МП, реальная занятость на МП выше примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90 %, оборот занижается в среднем на 70 %.       
 Официальная  динамика численности малых предприятий  отражена на графике (см. приложение). За последние годы структура  малого предпринимательства изменилась  слабо: на первом месте торговля  и общепит, на втором строительство,  на третьем промышленность. Но  за последний год наметилась  тенденция к увеличению доли  промышленности, и снижению доли  строительства. В 2000 г. доля  этих отраслей составляла:
u Торговля и  общепит - 44,9%
u Промышленность - 15,29%
u Строительство - 15,25%
4. Проблемы малого предпринимательства
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных  субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Что же конкретно  мешает малому предпринимательству  нормально развиваться?
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие  группы[4]:
1.     Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2.     Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3.     Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.