На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционно-правовой статус политических партий РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине: «Конституционное право»
Конституционно-правовой статус политических партий РФ
 
 
 Выполнила:
                                                                                  студентка II курса
 очной формы обучения
                      группы 10-Юр-2
                                                                                  Шурутина Д.А.
                                                                                  Научный руководитель:
 К. ю. н., доцент
 Лебедева Н. В.
 
Сочи, 2011
 
 
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3
 
I. Политическая партия РФ как субъект политического процесса………………………………………………………………………….…..5
1. Политическая партия: признаки, функции, виды……………………………...5
2. Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий……..7
 
II.  Содержание правового статуса политических партий как комплексного конституционно-правового института………………………………………….13
1. Права и обязанности политических партий РФ………………………………...13
2. Ограничение и свобода политических партий……….………………………..18
3. Юридическая ответственность политических партий………………………..21
 
III. Политические партии в современной политической системе России…31
1. Политический плюрализм, становление многопартийности в России………………………………………………………………………………..31
2. Проблемы функционирования политических партий на современном этапе…………………………………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………..43
Библиография………………………………………………………………………..46
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
Важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового  статуса политических партий имеет  большое значение для разрешения практических и законодательных  проблем развития данного явления  в нашем обществе.
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что в поиске путей эффективного функционирования политической системы Российского государства важное значение имеют проблемы становления и развития политических партий как законных представителей разнообразных интересов общества и призванных представлять эти интересы в системе власти.
Объектом настоящего исследования является конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются основные понятия и институты, характеризующие правовой статус политических партий в Российской Федерации, их изменение  и взаимосвязь, а также нормативные  правовые акты и практика их применения в сфере регулирования политических партий.
Целью исследования является обоснование политических партий в  качестве самостоятельного комплексного института конституционного права  России, оценка его изменений, анализ его содержания, а также выработка  конкретных предложений по совершенствованию  правового регулирования политических партий.
Задачи исследования. Цель исследования настоящей курсовой работы достигается решением следующих задач:
      определить сущность и структуру политических партий РФ как  субъекта политического процесса;
      изучить содержание правового статуса политических партий как комплексного конституционно-правового института;
      исследовать проблемы функционирования политических партий на современном этапе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I.  Политическая партия РФ как  субъект политического процесса.
1. Политическая  партия: признаки, функции, виды.
Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (в ред. 2005 г.) «О политических партиях» политическая партия – это  общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах местного самоуправления.1    
 Признаки партии2:
1) наличие программы, целей, стратегии;
2) наличие устава,  где говорится о нормах внутрипартийной жизни;
3) фиксированное членство;
4) разветвлённая сеть первичных местных организаций.
Функции политических партий:
1) политическая – овладение властью для осуществления своей программы;
2) социального представительство – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе;
3) социальная интеграция – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;
4) политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций;
5) идеологическая – разработка партийной идеологии и программы;
6) электоратная – организация и участие в избирательной программе.
7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.
То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между  ним и государством.  
Виды политических партий3:
Признак классификации
Существующие виды
1)по способу организации жизнедеятельности партии
1) кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных  политических деятелей организаций,  в них отсутствует институт фиксирования членства, членские взносы, механизм приёма. Их центр – парламентская фракция; 2) массовые – сложная организационная структура, многочисленны, источник финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими фракциями.
2) по степени участия в осуществлении политической власти.
1) правящие ; 2) оппозиционные, могут быть легальными – разрешенными и нелегальными – запрещенными
3) по устойчивости существования.
1) стабильные; 2) нестабильные
4)по характеру членства
1) открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв; 2) закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приёма
5)по характеру целей
1) революционные – коренное преобразование общества; 2) реформистские – постепенные изменения общества; 3) консервативные – сохранение общества в прежнем виде; 4) реакционные – восстановление прошлого жизни общества
6) по месту в политическом секторе
1) левые – цель создание основ социалистического общества(коммунисты, социалисты, социал-демократы); 2) правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть; 3) центристские – пытаются примерить крайние интересы к политике

 
     
2. Создание, ликвидация  и внутреннее устройство политических  партий.
При создании политической партии необходимо отвечать следующим требованиям:
- обязательно иметь региональные  отделения более чем в половине  субъектов РФ, при этом в субъекте  может быть создано только  одно региональное отделение  данной политической партии;
- в политической партии  должно состоять не менее 50 тыс. членов партии, при этом  более чем в половине субъектов  РФ партия должна иметь региональные  отделения численностью не менее  500 членов партии; в остальных  субъектах если создаются региональные  отделения, то при условии,  что численность каждого из  них не может составлять менее  250 членов партии;
- руководящие и иные  органы политической партии, ее  региональные отделения и иные  структурные подразделения должны  находиться на территории Российской  Федерации.4
Одно из ключевых положений  Закона: в России не могут создаваться  межрегиональные, региональные и местные  политические партии. Партии могут  быть только федеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Под региональным отделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение, созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, в иных случаях Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и более субъекта РФ. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, предусмотренных уставом5.
Политическая партия создается  без разрешения органов государственной  власти и должностных лиц. Она  может быть создана на учредительном  съезде либо путем преобразования в  политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского  общественного движения на их съезде.
Партия считается созданной  со дня принятия учредительным съездом  решений: о создании политической партии; об образовании ее региональных отделений  более чем в половине субъектов  Федерации; о принятии устава; о принятии программы; о формировании руководящих  и контрольно-ревизионных органов. Учредительный съезд партии считается  правомочным в случае, если в его  работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно  проживающие в этих субъектах.
Со дня создания партия осуществляет организационную и  информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений партии и получением ею свидетельства о государственной  регистрации.
Политическая партия и  ее региональные отделения подлежат государственной регистрации и  осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические  лица, с момента регистрации.
Закон довольно подробно регулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации и деятельности партий. Он не только обязывает любую партию иметь устав, но и указывает основные позиции, которые надо в нем отразить. Закон также говорит, что партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели и  задачи, а также методы реализации целей и решения задач.
Кроме того, членство в партии является не только добровольным, но и  индивидуальным. Членами партии могут  быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Закон определяет, что у  членов партии есть равные возможности  участвовать в ее организации  и деятельности.
Закон 2001 г. регулирует вопросы  контроля в отношении партий, приостановления  деятельности и ликвидации политических партий.
Контроль осуществляют Федеральная  регистрационная служба и ее территориальные  органы. Хотя ст. 38 Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий» из ее содержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий. Иначе говоря, непосредственно в деятельность политических партий названные выше органы не вмешиваются.
В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в год  знакомиться с документами политических партий в их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и программы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений.
Выполняя контрольные  функции, регистрирующие органы имеют  право выносить соответственно политической партии, ее региональному отделению  или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано партией, ее региональным отделением или иным за регистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральную регистрационную палату и в руководящий орган партии.
Особая ситуация возникает  в случае нарушения партией Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, Закона о партиях и иных федеральных законов. В этом случае на основании ст. 39 Закона федеральный  регистрирующий орган выносит партии письменное предупреждение с указанием  допущенных нарушений и устанавливает  срок их устранения, составляющий не менее  двух месяцев. Если в установленный  срок эти нарушения не были устранены, предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Федеральной регистрационной службы.
Федеральный закон предусматривает  и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае, если партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, Федеральная регистрационная служба или ее территориальный орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности соответственно партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Политическая партия может  быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда РФ. Партия может быть ликвидирована  по решению Верховного Суда РФ в  случаях (п. 3 ст. 41):
а) невыполнения требований соответственно ч.5 ст. 13 Конституции  РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона о  политических партиях (осуществление  экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделений партии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность в государственных  и иных органах и учреждениях);
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;
в) неучастия партии в  выборах в формах, которые были указаны выше;
г) отсутствия региональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектов РФ;
л) отсутствия необходимого числа членов партии.
Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд РФ Федеральной  регистрационной службой.
Политическая партия, федеральный  список которой на выборах депутатов  Государственной Думы допущен к  распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным приведенными выше пунктами «г» и «д» (т.е. отсутствие региональных отделений и достаточного числа членов партии), в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах.
Не допускается ликвидация партии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования  решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной  Думы, выборов Президента РФ до дня  официального опубликования результатов  указанных выборов, за исключением  случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.
Отметим также, что в связи  с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с  тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке  и по основаниям, предусмотренным  Законом об экстремистской деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II.  Содержание правового статуса политических партий как комплексного конституционно-правового института.
1. Права и обязанности  политических партий РФ.
Политическая партия в соответствии со ст.26 ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", вправе:
 а) свободно распространять  информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды,  цели и задачи;
 б) участвовать в  выработке решений органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в порядке и  объеме, установленных настоящим  Федеральным законом и иными  законами;
 в) участвовать в  выборах и референдумах в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;
 г) создавать региональные, местные и первичные отделения,  в том числе с правами юридического  лица, принимать решения об их  реорганизации и ликвидации;
 д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
 е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические  предприятия, средства массовой  информации и образовательные  учреждения дополнительного образования  взрослых;
 ж) пользоваться на  равных условиях государственными  и муниципальными средствами  массовой информации;
 з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
 и) защищать свои  права и представлять законные  интересы своих членов;
 к) устанавливать и  поддерживать международные связи  с политическими партиями и  иными общественными объединениями  иностранных государств, вступать  в международные союзы и ассоциации;
 л) осуществлять предпринимательскую  деятельность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и уставом политической  партии.
 Политическая партия  правомочна осуществлять иную  деятельность, установленную законодательством  Российской Федерации.
Политическая партия обязана:
 а) соблюдать в своей  деятельности Конституцию Российской  Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и  иные нормативные правовые акты  Российской Федерации, а также  устав политической партии;
 б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;
 в) допускать представителей  уполномоченных органов на открытые  мероприятия (в том числе на  съезды, конференции или общие  собрания), проводимые политической  партией, ее региональными отделениями  и иными структурными подразделениями;
 г) извещать заблаговременно  избирательную комиссию соответствующего  уровня о проведении мероприятий,  связанных с выдвижением своих  кандидатов (списков кандидатов) в  депутаты и на иные выборные  должности в органах государственной  власти и органах местного  самоуправления, и допускать представителей  избирательной комиссии соответствующего  уровня на указанные мероприятия.
 Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют в уполномоченные органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.
 Политическая партия  и ее региональные отделения  обязаны информировать уполномоченные  органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального  закона "О государственной регистрации  юридических лиц", за исключением  сведений о полученных лицензиях,  в течение трех дней с момента  таких изменений. 
В соответствии со ст.28 в собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия. Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут назначаемые в соответствии с уставом политической партии уполномоченные лица.
В соответствии со ст. 29 денежные средства политической партии формируются за счет:
 а) вступительных и  членских взносов, если их уплата  предусмотрена уставом политической  партии;
 б) средств федерального  бюджета, предоставляемых в соответствии  с настоящим Федеральным законом;
 в) пожертвований;
 г) поступлений от  мероприятий, проводимых политической  партией, ее региональными отделениями  и иными структурными подразделениями,  а также доходов от предпринимательской  деятельности;
 д) поступлений от гражданско-правовых сделок;
 е) других не запрещенных законом поступлений.
Денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных  организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения  и иные зарегистрированные структурные  подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.
Не допускаются пожертвования  политической партии и ее региональным отделениям от:
 а) иностранных государств  и иностранных юридических лиц;
 б) иностранных граждан;
 в) лиц без гражданства;
 г) граждан Российской  Федерации, не достигших возраста 18 лет;
 д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
 е) международных организаций  и международных общественных  движений;
 ж) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления;
 з) государственных и муниципальных организаций;
 и) юридических лиц,  имеющих в своем уставном (складочном) капитале долю государственной  или муниципальной собственности,  превышающую 30 процентов на день  внесения пожертвования;
 к) воинских частей, военных организаций, правоохранительных  органов;
 л) благотворительных  организаций и религиозных объединений,  а также от учрежденных ими  организаций;
 м) анонимных жертвователей;
 н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.
 Политическая партия, ее региональные отделения и  иные структурные подразделения  вправе осуществлять благотворительную  деятельность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Ограничения и свобода политических партий.
Для политических партий существует ряд ограничений и свобод, так,  например, согласно ст. 6 Закона,  в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
 В наименовании политической  партии не допускается использование  наименований органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, а также имени  и (или) фамилии гражданина.
Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием  своей территориальной принадлежности.
Политическая партия может использовать в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания.
Наименование политической партии должно соответствовать требованиям  законодательства Российской Федерации  об охране интеллектуальной собственности  и (или) авторских прав. Запрещается  использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.
В соответствии со ст.7 политическая партия может иметь свои эмблему и  иные символы, точное описание которых  должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной  символикой Российской Федерации, государственной  символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной  символикой иностранных государств.
В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы  существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских  прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный  флаг Российской Федерации, Государственный  герб Российской Федерации, Государственный  гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  государств, религиозные символы, а  также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.
Согласно ст. 9 ФЗ «О политических партиях», запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных  и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Для политических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность, что и для общественных объединений в целом. К этому добавляются и некоторые специальные ограничения: не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Структурные подразделения  политических партий создаются и  действуют только по территориальному признаку. Не допускаются создание структурных подразделений политических партий и любая деятельность политических партий и их структурных подразделений  в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных  организациях.
Запрещается вмешательство  политических партий в учебный процесс  образовательных учреждений.
Не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных  государств и их структурных подразделений.
Закон о партиях повторяет  положения о недопустимости взаимного  вмешательства органов государственной  власти, их должностных лиц и политических партий в деятельность друг друга. Возможны их сотрудничество и согласованная  деятельность по вопросам, затрагивающим  интересы партий. Но не допускается  использование должностными лицами преимуществ своего должностного или служебного положения на государственных или муниципальных должностях в интересах политической партии.
В соответствии со ст.24 ФЗ «Об  обороне»,  в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
 Запрещается использование  штатных должностей и финансовых  средств Вооруженных Сил Российской  Федерации, других войск, воинских  формирований и органов для  создания структур и осуществления  деятельности политических партий, а также других общественных  объединений, преследующих политические  цели.
 
 
 
 
 
 
 
 
3.  Юридическая  ответственность политических партий.
    В теории права существует несколько видов социальной ответственности: политическая, юридическая, моральная и т.д. политическая ответственность вытекает из особенностей политических отношений. Своеобразие данного вида социально ответственности состоит в том, что она наступает не только за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, конъюнктурность, опромечетчивость в вопросах политики. Ее сущность – отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенного класса, группы или общества в целом.
   Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, правовыми нормами, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Основанием юридической ответственности является правонарушение, когда особое значение имеет его состав. Состав правонарушений – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права правовое предписание, без которого немыслима юридическая ответственность.
    Юридическая ответственность представляет собой возникшие их правонарушения правовые отношения между государством в лице его социальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и не благоприятные последствия за совершенное преступление правонарушение, за нарушение требований, которые содержались в нормах права.6
      Говорить о юридической ответственности политической партии можно лишь в той мере, в какой допускается право государства регулировать процессы создания и деятельности партии, а так же в рамках их взаимодействия. Если лицо или организация совершили противоправные действия, то они должны быть привлечены к юридической ответственности. Это – известная юридическая аксиома.7
     Политические партии являются коллективными субъектами. Поэтому они не всегда могут подвергаться тому или иному виду юридической ответственности.
    Теория права устанавливает пять видов юридической ответственности: уголовно-правовая, гражданско-правовая,  административная, дисциплинарная и материальная. Некоторые ученые выделяют и такой вид, как конституционная ответственность.8 Рассмотрим установленную законодателем юридическую ответственность политических партий.
    Партии несут гражданско-правовую ответственность при участии в гражданском обороте как юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Внутри политической партии существует материальная ответственность уполномоченных лиц за осуществление финансовой деятельности.
     Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за совершение таких преступлений, как публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды9, незаконное участие в предпринимательской деятельности10 и т.п. политические партии могут являться потенциальными коллективными субъектами такого рода преступлений. Но субъект уголовной ответственности индивидуален. Поэтому нести ответственность за совершение таких уголовно наказуемых деяний будут члены партии за осуществление уголовно наказуемых деяний не несут уголовной ответственности, а лишь подвергаются приостановлению деятельности, а лишь подвергаются приостановлению деятельности, а впоследствии и ликвидации.
      Приостановлению  деятельности политических партий  предшествует вынесение предупреждения. Таким образом, выстраивается  цепочка: письменное предупреждение-приостановление  деятельности- ликвидация (прекращение деятельности). К какому же виду юридической ответственности относится применение указанных санкций?
     Субъектами  конституционной ответственности  могут быть все участники конституционных  правоотношений, в том числе и  политические партии. Возникновение  данного вида юридической ответственности  связывают с антиконституционностью деятельности политических партии.
      До 22 апреля 1992 года института проверки конституционности  партии вообще не существовало  в союзном и российском праве.  Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от11 июля 2001 года № 95-ФЗ « о политических партиях» контроль за соблюдением политических партий, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политических партий, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренные уставами политических партий, осуществляют уполномоченные на то органы. Такими органами являются регистрирующие органы. Указанный закон предоставляет право регистрирующему органу вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделение или иного зарегистрированного структурного подразделения в случаях нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, а так же в случаях осуществления ими деятельности, противоречащие положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии.11
         Важное место в контрольной  деятельности органов юстиции  занимается противодействие политическому  и религиозному экстремизму. Несогласованность  в ряде случаев действий органов  юстиции и прокуратуры, а также отсутствие в арсенале органов юстиции необходимых правовых норм существенно снижают  эффективность деятельности по борьбе с политическими и религиозным экстремизмом. Возникла  необходимость создание правового механизма для более жестокого и оперативного пресечения любых форм экстремисткой деятельности. Таким механизмом выступил Федеральный закон       « о противодействии экстремисткой деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ. Его принятие привело к внесению дополнений в ст. 41 Федерального закона « о политических партиях». Это означает, что в процедуре предупреждения, приостановления деятельности или ликвидации политической партии могут участвовать Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его подчиненный.
     Конституционная ответственность возникает за совершение конституционных нарушений, т.е. нарушений в области конституционного законодательства. Основанием такого рода ответственности будет являться совершение конституционного правонарушения. Субъектом конституционного правонарушения могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Субъективной стороной будет являться вина или риск при совершении деяния, которое в результате нарушения установленного конституционного запрета повлекло причинение вреда государству, народу, нации или физическому лицу (гражданину России, иностранному гражданину или лицу без гражданства). К мерам данного вида ответственности политических партий можно отнести письменное предупреждение, штрафные санкции, приостановление деятельности (ликвидация). Конституционная ответственность может быть как внешняя (перед участниками конституционно-правовых отношений), так и внутренняя (перед членами партии или ее руководством).
Особое внимание стоит  уделить юридической ответственности  политических партий за нарушение законодательства в области финансирования их избирательных кампаний.
Достаточно эффективная  работа механизмов обеспечения прозрачности финансирования позволяет существенно  расширить возможности контроля над соблюдением установленного порядка финансирования выборов  за счет вовлечения в него самого широкого спектра институтов гражданского общества (общественных организаций, средств  массовой информации и т.д.).
Поэтому можно говорить о  том, что уровень прозрачности регламента финансирования выборов позволяет  в значительной мере судить и о  степени демократичности проводимых в государстве выборов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" все  расходы, произведенные политической партией в ходе ее избирательной  кампании, должны быть оплачены из средств  соответствующего избирательного фонда, создание которого есть обязанность  любой политической партии. Законом  установлены конкретные сроки и  порядок организации избирательного фонда.
Для обеспечения возможности  контроля поступления и расходования средств избирательного фонда политические партии должны в установленные законом  сроки представлять финансовые отчеты.
Ответственность за создание избирательного фонда и расходование находящихся на нем средств несет  представитель политической партии.
Однако практика проведения выборов свидетельствует о многочисленных финансовых нарушениях, допускаемых  кандидатами и политическими  партиями.
При проверке контрольно-ревизионными службами законности финансирования избирательной  кампании политической партии необходимо выяснить следующие вопросы:
- предусмотрены ли в  бюджете политической партии  на очередной финансовый год  средства на подготовку и проведение  выборов;
- своевременно ли данные  средства перечислены избирательным  комиссиям;
- не вносились ли пожертвования  в избирательный фонд лицами  и организациями, которым это  запрещено законом;
- не расходуются ли  средства избирательного фонда  на цели, не связанные с проведением  избирательной кампании;
- представлены ли финансовые  отчеты о расходовании средств  избирательного фонда в определенный  законом срок.
На практике установление в законодательстве мер юридической  ответственности за нарушение порядка  финансирования избирательной кампании и механизма их реализации является одной из гарантий соблюдения избирательных  прав граждан. В юридической литературе традиционно выделяются следующие  виды публично-правовой ответственности  за нарушение избирательного законодательства: конституционно-правовая, административная, уголовно-правовая.
При анализе ответственности  за нарушение законодательства о  выборах, и прежде всего уголовной  и административной, обнаруживается ряд проблем. В частности, традиционно  вызывает затруднение вопрос о выборе административной или уголовной  ответственности за примерно одинаковые правонарушения.12
Часть 2 ст. 141 УК РФ устанавливает  ответственность за подкуп, обман, принуждение, применение насилия либо угрозу его  применения по отношению к избирателям. В статье 5.16 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за подкуп избирателей. Налицо конкуренция уголовно-правовой и административно-правовой норм.13
К сожалению, практика применения административной ответственности  не столь уж велика, как могла  бы быть при реальном количестве правонарушений в избирательной сфере. В качестве причины этого можно указать  малую эффективность административных наказаний ввиду скромных размеров штрафов (особенно в сравнении с  финансовыми возможностями и  избирательными фондами участников избирательной кампании), а также  отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий. Хочется подчеркнуть, что  срок давности для привлечения к  административной ответственности  виновных лиц достигает 1 года. Органы, уполномоченные принимать соответствующие  постановления, нередко затягивают рассмотрение дел. Таким образом, применение мер административной ответственности  не устраняет последствий нарушения  и не восстанавливает прав других кандидатов и избирательных объединений.
Неслучайно некоторые  авторы предлагают дать право избирательным  комиссиям в рамках КоАП РФ самим принимать решения о наложении соответствующих штрафов, что позволило бы более оперативно разбираться с проблемами привлечения политических партий к административной ответственности за нарушение законодательства о финансировании их избирательных кампаний.14
При рассмотрении уголовной  ответственности стоит отметить: обязательным признаком состава  преступления является крупный размер финансовой поддержки - сумма денег, стоимость имущества или выгода имущественного характера, которые  превышают 1/10 предельной суммы расходов избирательного фонда политической партии. Но во всех случаях крупный  размер должен составлять не менее 1 млн. руб. (ст. 141.1 УК РФ). Однако данную норму  можно признать действующей лишь на выборах федерального уровня, где  предельные размеры избирательных  фондов значительно больше. Для большинства  региональных и местных выборов  в Российской Федерации сумма превышения в 1 млн. руб. практически исключает возможность привлечения к уголовной ответственности по ст. 141.1 УК РФ.15
В научных исследованиях, посвященных данной проблеме, высказывалось  мнение о необходимости нивелировать в ст. 141.1 УК РФ нижнюю границу крупного размера.16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.