На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и система гражданского законодательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА...5
§1 Понятие гражданского законодательства………………………………………5
§2 Система гражданского законодательства……………………………………....7
§3 Действие гражданского законодательства…………………………………….11
§4 Применение и толкование гражданского законодательства…………………15
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………………………………………………...20
§1 Гражданское законодательство России………………………………………..20
§2 Современное развитие гражданского законодательства……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….27
 
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы состоит  в рассмотрении понятия и системы гражданского законодательства. В тоже время состоит в рассмотрении действия, применения и толкования гражданского законодательства. Так же нужно рассмотреть современное построение гражданского законодательства.
В наше время нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие "гражданское законодательство" используется в узком смысле. Статья 3 ГК. включает в понятие "гражданское законодательство" только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия "гражданское законодательство". В настоящей главе понятие "гражданское законодательство" используется в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства.
Нормы гражданского права  могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных  актах. Все эти нормативные акты, в зависимости от юридической  силы, расположены по определенной строго иерархической системе, в  которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в  системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов  гражданского законодательства имеет  не только теоретическое, но и важное практические значение.
В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего  центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех же случаях, когда указанные нормы не отвечают этому требованию, а их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить соответствующие изменения в ГК.
 
 


ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§1 Понятие гражданского законодательства
Гражданское законодательство - это совокупность нормативных актов, расположенных в системе с  учетом их единства и дифференциации норм гражданского права, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют  нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих  объективных юридических свойств  распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение  в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято  именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское  законодательство. Вместе с тем следует  иметь в виду, что в ГК понятие  «гражданское законодательство» используется в узком смысле.
Статья 3 ГК включает в понятие  «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с  ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия  «гражданское законодательство». Обусловлено  это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной  власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.
Понятие «гражданское законодательство»  используется также в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Можно сформулировать: гражданское  законодательство — система (совокупность) федеральных законов, принятых законодательным  органом Российской Федерации в  установленном порядке и направленных на установление, изменение, отмену и  т. д. норм гражданского права.
В связи с этим необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в отличие от ранее употребляемой  в широком смысле категории законодательства, под которым в ряде случаев понималась вся совокупность источников гражданского права, в настоящее время аналогичное понятие используется в строгом, буквальном его смысле. Во-вторых, гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации. Это означает, что законы, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты лишь Российской Федерацией. В-третьих, именно с помощью федеральных законов в настоящее время формируется основной массив норм гражданского права, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
 
 


§2 Система гражданского законодательства
Гражданско-правовые нормативные  акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную  по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами  Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении  любых законов и других нормативных  актов (и возглавляет всю систему  действующего законодательства).
В соответствии со ст. 3 Гражданский  кодекс 1994 г. (далее - ГК РФ) в отличие от Гражданского кодекса 1964 г. устанавливает, что понятие "гражданское законодательство" отныне включает в себя только Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Часть 3 ст. 3 ГК РФ допускает, что гражданские правоотношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам. Также Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и указов Президента России вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ч. 4 ст. 3 ГК РФ). В случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (указами Президента России и постановлениями Правительства РФ), министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, гражданско-правовые нормативные акты, которые ранее охватывались понятием гражданского законодательства, теперь можно поделить на несколько категорий в зависимости от того, какое основание положено в основу классификации. По своей юридической силе они распределяются на три группы:
1) гражданско-правовые нормативные  акты, имеющие высшую юридическую  силу, - гражданское законодательство (ГК и иные федеральные законы);
2) гражданско-правовые нормативные  акты, носящие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ;
3) нормативные правовые  акты иных федеральных органов  исполнительной власти (министерств  и ведомств).
Данная классификация  приводится во многих научных и учебных  источниках1, однако анализ ст. 3 ГК РФ позволяет нам выдвинуть еще одно основание - порядок принятия гражданско-правового нормативного акта. На его основе мы можем разделить акты на две группы.
1. Гражданско-правовые акты, имеющие характер самостоятельного  нормативного акта (гражданское  законодательство и Указы Президента  РФ).
2. Нормативные правовые  акты, имеющие характер сопутствующего  акта, то есть акта, принятого  на основании и во исполнение  актов первой группы (акты, содержащие  нормы гражданского права, - постановления  Правительства РФ) и нормативные  правовые акты иных федеральных  органов исполнительной власти (министерств  и ведомств).
Данная новелла гражданского законодательства, получившая наименование вертикальной иерархии источников права2, имела своей целью ограничить подзаконное нормотворчество в сфере гражданского оборота, которое, как показала практика в советский период развития нашего государства, влечет за собой неразбериху в нормативном массиве. Теперь Гражданский кодекс не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривает право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов3.
Таким образом, два основания  классификации - юридическая сила и  порядок принятия нормативного правового  акта - закладывают органичную систему  источников нормативного регулирования, которая служит целям упорядочения большого количества нормативных правовых актов, необходимых для регулирования  той или иной предпринимательской  деятельности4.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный  массив. Их неизбежное обилие вызвано  широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим  гражданским правом и значительно  усложняет установление необходимых  взаимосвязей между составляющими  его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение  проблемы его систематизации и упорядочения.
К основным способам систематизации законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.
 Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.
Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.
При большом количестве изменений, внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также  возможность его повторной официальной  публикации в полном объеме, при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже – подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
 


§3 Действие гражданского законодательства
Гражданско-правовые нормативные  акты, будучи федеральными, вступают в  силу одновременно на всей российской территории.  Общее правило о  действии гражданского законодательства во времени гласит, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникнут после введения их в действие (п.1 ст.4 ГК).
Вместе с тем из общего правила «закон обратной силы не имеет» может быть сделано исключение, когда  действие закона распространяется и  на отношения, возникшие до введения его в действие. Последнее возможно только в случаях, когда это прямо  предусмотрено законом. Обычно обратная сила придается таким нормам гражданского права, которые рассчитаны на отношения, ранее вообще не урегулированные  гражданским законом, либо тем нормам права, которые устанавливают более  льготный режим для участников гражданского оборота или обеспечивают повышенную защиту их прав и охраняемых законом  интересов. Так, обратная сила придана  ст. 234 ГК, устанавливающей возможность  приобретения права собственности  на вещь в силу приобретательной давности. Содержащиеся в данной статье правила  применяются и к тем отношениям, которые возникли до того, как в  нашем законодательстве стало возможным  приобретение права собственности  в силу приобретательной давности, если эти отношения продолжаются в момент введения в действие части 1 ГК5.
Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность  давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его  в действие, но предъявленному в  суд после этого момента, то какой  срок – старый или новый –  должен в этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение.
Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено  распространение его действия и  на отношения, вытекающие из ранее заключенных  договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в  ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров  отдельных видов на все действующие  договоры независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.
Что касается правила о  действии гражданского законодательства в пространстве, то оно состоит в следующем - акты гражданского законодательства действуют на всей территории, подведомственной принявшему их органу, то есть на всей территории РФ.
Существуют несколько  исключений:
- в силу указания самого  закона территориальные границы  его действия или действия  его отдельных норм может быть  ограничен; 
- законодательство одной  страны в определенных случаях  и по определенным вопросам  может применяться на территории  другой страны например, стороны  внешнеторгового контракта, руководствуясь  принципом свободы договора, могут  условиться о рассмотрении возникших  между ними споров по правилам  материального права страны истца,  то есть по гражданскому законодательству  другой страны.
Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный  оборот, может вводиться лишь федеральным  законом и только в случаях, когда  это необходимо для обеспечения  безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие  отношения российских граждан, юридических  лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются  также к гражданским правоотношениям  с участием иностранцев, лиц без  гражданства и иностранных юридических  лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при известных условиях они могут  применяться к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами.
Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в пределах действия гражданского законодательства.
К указанным лицам относятся  граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с  участием иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц, если иное не предусмотрено  федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК).
В порядке исключения допускается  возможность определения круга  лиц, на которых распространяется та или иная норма. Кроме того, на лицо (гражданина или юридическое лицо) одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.
Таким образом, Гражданским  Кодексом установлены два нормативных  положения, касающиеся действия гражданского законодательства во времени. Одно распространяется на вновь возникающие правоотношения, другое - на продолжающиеся после введения в действие нового закона правоотношения.
В качестве общего правила  новый закон применяется лишь к отношениям, возникшим после  введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеет.
Что касается правила о  действии гражданского законодательства в пространстве, то оно состоит  в следующем - акты гражданского законодательства действуют на всей территории, подведомственной принявшему их органу, то есть на всей территории РФ.
 


§4 Применение и толкование гражданского законодательства
Содержащиеся в актах  гражданского законодательства правовые нормы применяются как самими участниками общественных отношений, так и право-применительными органами, например, в случае спора, возникшего между сторонами гражданского правоотношения. Правильное применение нормы гражданского права предполагает выявление ее характера и содержания. Характер гражданско-правовой нормы зависит  от степени обязательности для участников гражданских правоотношений содержащихся в ней правил поведения. С этой точки зрения необходимо различать  диспозитивные и императивные нормы  гражданского права.
Если норма гражданского права содержит правило, которое  участники гражданского оборота  не могут изменять по своему усмотрению, то данная норма является императивной. Если же норма гражданского права  содержит правило, которое участники  гражданского оборота могут менять по своему усмотрению, то такая норма  является диспозитивной. В силу специфики  регулируемых гражданским законодательством  общественных отношений большинство  норм гражданского права носит диспозитивный  характер. Так, ст. 223 ГК предусматривает, что право собственности у  приобретателя вещи по договору возникает  с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или  договором. Это диспозитивная норма  гражданского права, так как содержащееся в ней правило о моменте  возникновения права собственности  может быть изменено соглашением  сторон в договоре.
Однако в гражданском  законодательстве встречаются и  императивные нормы. Так, ст. 198 ГК предусматривает, что сроки исковой давности и  порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Это  означает, что правила ст. 196-204 ГК носят императивный характер.6
Под толкованием норм гражданского законодательства понимается установление и уяснение их содержания путем устранения неясностей.    
Субъектами толкования норм могут выступать органы, принявшие  соответствующие правовые акты, суды, авторы работ по юридической тематике, правоохранительные органы.
Подходы к толкованию норм законодательства и правила его  осуществления, прежде всего, зависят  от источника толкования, т.е. от того, кто применяет закон на практике.
Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, применительно  к выделенному нами критерию (источнику  толкования), различают толкования7:
    аутентичное, т.е. исходящее от органа, издавшего норму;
    легальное, т.е. исходящее от органа, наделенного необходимой компетенцией;
    судебное, т.е. исходящее от соответствующего судебного органа;
    доктринальное, т.е. исходящее от науки.
В случае аутентичного (буквального) толкования закона, т.е. толкования нормативного документа издавшим его органом, соответствующая инстанция, издавшая нормативный акт, просто более подробно разъясняется его смысл, т.е. объясняет "что имелось в виду" в том или ином конкретном предписании. В качестве примера здесь можно привести всевозможные "разъяснения", "письма о применении", "инструкции по применению" и т.д. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя.
 При легальном толковании закона, т.е. трактовке предписаний нормативных документов органом, наделенным необходимой компетенцией, ситуация практически полностью аналогична первому случаю. Только вместо органа, издавшего нормативный документ, здесь выступает орган, наделенный полномочиями по его толкованию. Поскольку легальное толкование обязательно, оно, по сути, создает новую норму права, причем действующую с обратной силой.
Судебное толкование закона, т.е. толкование, исходящее от соответствующего судебного органа, используется при применении норм закона судом относительно дел спорных или связанных с нарушением закона. 
Доктринальная трактовка закона, - это трактовка нормативных актов при их применении на практике лицами, не наделенными властными полномочиями, т.е. рядовыми участниками хозяйственных отношений. В этом случае закон трактуется, исходя из определенных правил применения предписаний нормативных документов. Эти правила следует применять как при принятии управленческих решений относительно юридического режима осуществляемых предприятием операций, так и в целях подготовки защиты своей позиции при судебных разбирательствах или внесудебных (претензионных) спорах.
Толкование законодательства, которое содержится в учебной  и научной литературе, в том  числе в специальных комментариях к законам, также является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов, может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.
При применении конкретной нормы гражданского права необходимо четко уяснить ее смысл и содержание. Этому служат различные приемы толкования ее текста, помогающие устранить возникшие  неясности в его понимании. К  их числу относятся грамматическое, логическое, систематическое и историческое толкование. Данные способы толкования являются общими для норм любой отраслевой принадлежности. При применении норм гражданского права к ним приходится прибегать наиболее часто в силу обширности и сложности содержания самого гражданского законодательства.
Грамматическое толкование характеризуется тем, что смысл  нормы гражданского права выявляется с помощью правил грамматики. Так, в ст. 29 ГК говорится, что гражданин  может быть признан судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значение своих  действий или руководить ими. Поскольку  законодатель использует здесь разделительный союз «или», то для признания гражданина недееспособным вследствие психического расстройства достаточно одного из двух последствий: либо непонимания значения своих действий, либо неспособности  руководить ими.
Логическое толкование характеризуется тем, что смысл нормы гражданского права выясняется с помощью правил формальной логики.
Систематическое толкование характеризуется тем, что смысл нормы гражданского права определяется путем уяснения места данной нормы в системе гражданского законодательства и ее соотношения со смежными нормами права.
Историческое толкование характеризуется тем, что смысл нормы гражданского права выявляется путем сопоставления ее с теми историческими условиями, при которых она была принята.
В зависимости от объема толкования различают буквальное, ограничительное и расширительное толкование. Буквальное толкование гражданского закона применяется тогда, когда смысл закона точно соответствует его тексту. Поскольку законодатель стремится к тому, чтобы подлинный смысл гражданско-правовой нормы точно совпадал с ее буквальным текстом, в большинстве случаев применяется именно буквальное толкование.
Таким образом, под толкованием  норм гражданского законодательства понимается установление и уяснение их содержания путем устранения неясностей.  
 


ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§1 Гражданское законодательство России
Россия относится к  федеративному государству, каковым  в соответствии со ст. 1 Конституции  РФ является Российская Федерация, соответствует  федеративная система законодательства, состоящая из федерального и регионального  законодательства (законодательства субъектов  Федерации). Наиболее существенное влияние  на систему законодательства оказывает  форма государственного устройства и социально-экономический строй. Система законодательства унитарного государства принципиально отлична  от системы законодательства федеративного  государства8.
Современное законодательство субъектов Федерации уже носит  системный характер. Оно представляет собой не простую совокупность нормативных  правовых актов, а упорядоченную  и согласованную систему законодательства. Законодательство субъектов РФ конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним единое целое. Признание системности регионального  законодательства позволяет правильно  определить взаимоотношения нормативных  правовых актов этого уровня с  федеральным законодательством  как взаимосвязанных, но относительно обособленных нормативно-правовых образований. Законодательство субъектов РФ обладает такими качествами, как взаимосвязанность, целостность, структурированность  и иерархичность.
Современное законодательство субъектов Федерации в сфере  их ведения содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие определенные имущественные  отношения. В рамках совместного  ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) неизбежность наличия норм гражданского права в законодательстве субъектов Федерации непосредственно вытекает из предусмотренных Конституцией предметов совместного ведения. В ч. 1 ст. 72 помимо отраслей законодательства, указанных в п. "к", упоминаются, в частности, такие предметы совместного ведения, как: "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами"; природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. "д"); "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта"; "координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства".
В настоящий момент рано говорить о том, что система гражданского законодательства субъектов РФ сложилась  в полной мере. Следует надеяться, что в обозримой перспективе  законодательство субъектов РФ в  этой сфере будет постоянно развиваться  с учетом потребностей современного общественного развития.
Отнесение Конституцией РФ гражданского законодательства к ведению  Федерации не означает, что субъект  Федерации не может включить в  свой нормативный акт (в сфере  совместного ведения или в  сфере ведения субъекта РФ) гражданско-правовую норму в тех случаях, когда  существует объек
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.