Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Пскихосексуальное здоровье детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
 
Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии
 
 
кафедра
физического и психического
здоровья ребенка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
 
Контрольная работа по дисциплине___________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                               Выполнила:
                                                                  студентка Инна Владимировна   
                                                                                                       Козлова                        
                                                            734группа, 3 курс ДиСПП
 
                                         Преподаватель:
                                     Л.П.Власова
                                                      к.п.п. .декан
 
 
 
 
 
Петрозаводск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Психосексуальное здоровье детей дошкольного возраста………………………………………..4
Особенности психосексуального развития детей дошкольного возраста……………………...5
Половое воспитание  детей дошкольного возраста…………………………………………........10
Сексуальная неприкосновенность и защита от насилия………………………………………..14
Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста……………………..17
Вывод……………………………………………………………………………………………………19
Список литературы………….……………………………………………………………………………………………………….21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.  Являясь основной задачей ДОУ, сохранение здоровья ребенка невозможно без учета психосексуальной составляющей, включающей половое самосознание, сексуальные ориентации, сексуальное поведение.
За последние годы основные показатели, характеризующие состояние психосексуального здоровья детей в нашей стране, существенно ухудшились. По результатам различных исследований, детское общество утрачивает полоролевые границы, половая социализация протекает по иневерсионному типу (маскулинному для девочек, фемининному для мальчиков), в подростковой среде снижается ценность счастливой семейной жизни, института законного брака, падает роль моральных норм, регулирующих половые отношения несовершеннолетних, существенно снижается возраст сексуального дебюта, первые половые контакты насыщаются насилием, постоянно увеличивается массив сексуальных преступлений, совершаемых подростками, количество несовершеннолетних матерей, абортов и венерических заболеваний, ВИЧ-инфицированных среди этой возрастной группы, все больше регистрируется случаев сексуальной эксплуатации детей, нарушения их сексуальной неприкосновенности.[6]
Особая актуальность этого вопроса связана с характерным для современности ускоренным формированием структур и функций детского организма, нередко неравномерным, с опережающим развитием психосексуальной сферы. Наряду с биологическими факторами это обусловлено урбанизацией, условиями жизни и питания, методами воспитания.[7]
Охрана и профилактика психосексуального здоровья детей дошкольного возраста является основой психологического и сексуального благополучия подрастающегопоколения, предупреждения серьезных отклонений в психосексуальном развитии детей и подростков в целом.
 
 
 
 
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Попытки дать универсального определения сексуального здоровья предпринимались многими исследователями. Однако большинство из них не имели успеха. Одна из попыток, предпринятых для определения сексуального здоровья, была сделана экспертами Всемирной организации здравоохранения: « Сексуальное здоровье естьт комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви»[8]
Еще сложнее дело обстоит с определением понятия «Психосексуальное  здоровье детей». «Анатомия - это судьба». Говоря так, Фрейд подразумевал, что все мироощущение и поведение человека решающим образом зависит от его принадлежности к тому или другому полу. Поэтому становление личности, психическое развитие правильнее было бы назвать психосексуальным развитием. Детская психосексология- это  часть  психологии развития, которая изучает сходство и различия психополового функционирования ребёнка от сформирования пола, ещё в утробе матери до зрелых сексуальных отношений в подростковом возрасте.
Детское психосексуальное здоровье  — процесс физиологического, социального и психологического формирования детей как представителей мужского или женского пола, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Он протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития с теми программами, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.
Исходя из исследований ученых, педагогов, врачей, можно выделить следующее содержание психосексуального здоровья детей.
Психосексуальное здоровье детей включает в себя:
?       Освобождение от чувства страха, стыда и вины, порожденных ложными представлениями, и от других психологических факторов, которые нарушают взаимоотношения полов во взрослой жизни.
?       Гигиена, навыки взаимоотношения полов, уважение противоположного пола, воспитание поведения соответствующего своему полу, прививание правильных представлений о деторождении и продолжении рода и т. д....
?       Отсутствие нарушений психосексуального развития.
?       Предупреждение сексуального насилия через привитие детям модели поведения с незнакомыми взрослыми, в незнакомой ситуации или незнакомом месте.
 
 
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование личности мужчины и личности женщины должно начинаться с раннего детства. Вместе с тем проблеме психосексуального здоровья в нашем обществе уделяется недостаточное внимание. Особая актуальность этого вопроса связана с низкой информированностью педагогов, родителей, с этапами психосексуального развития человека, формированием полоролевого поведения и психосексуальной ориентации, нарушениями психосексуального развития.
Психосексуальное развитие - период жизни человека, на протяжении которого формируется половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации личности[11].
Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни, в процессе его формируются половое самосознание, половая роль и психосоциальные ориентации
Уже в пренатальном периоде (с момента зачатия до рождения) происходит развитие и половая дифференцировка гонад, гениталий, а также структур мозга, ответственных за половое поведение, агрессивность, материнский инстинкт, и т. д. Нарушения половой дифференцировки структур мозга могут происходить, если в критический период беременности (7-32 недели внутриутробной жизни) на плод действуют различные патогенные факторы (стрессы у беременной, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, прием женщиной таких лекарственных препаратов, как глюкокортикоиды, анаболические стероиды, прогестины, резерпин и др.) Таким образом, профилактика нарушений психосексуального развития должна начинаться еще до рождения ребенка, поэтому для беременной матери необходимо создание условий, исключающих вредные воздействия на плод.
Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева (1983, 1990) выделяют три этапа психосексуального развития [9 ]
 
Психосексуальное развитие человека
Возрастные периоды
Этапы психосексуального
развития
Фазы и их основные
проявления
С первых месяцев жизни до
2-4 лет (максимум 5 лет)
I этап. Формирование полового
самосознания
1-я фаза (выработка установки):
осознание собственной половой
принадлежности и пола других людей 2-я фаза
(научение и закрепление установки): любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов
От 2-5 лет
до 7-10 лет
II этап. Формирование половой роли в
соответствии со своим
полом
1-я фаза:
выработка полоролевых установок
2-я фаза: научение полоролевому поведению в играх
От 7-10 лет
до 18-20 лет
(максимум 25 лет)

чаще 7-10 лет

чаще 11-15 лет

чаще 16-20 лет
III этап. Формирование психосексуальных
ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.
 
1-я стадия - формирование
платонического либидо
1-я фаза: обожание, платонические мечты, фантазии
2-я фаза: ухаживания, платоническое общение
2-я стадия - формирование эротического либидо
1-я фаза: эротические фантазии
2-я фаза: эротические ласки и игры
3-я стадия - формирование сексуального либидо
1-я фаза: сексуальные фантазии
2-я фаза: начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбации

Формирование полового самосознания, т. е. осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1-4 года) происходит под влиянием социальной среды С первых месяцев жизни ребенок постоянно получает подтверждения от взрослых, кто он - мальчик или девочка. Половые различия в игровом поведении детей обнаруживаются примерно с 12-13 месяцев. Девочки чаще просятся на руки , прикасаются к взрослым, склонны к пассивным играм на одном месте. Мальчики - более активны, непоседливы, избегают длительных ласк. Дети видят членов семьи и одетыми и неодетыми, поэтому к 1-1,5 годам они уже знают (хотя и неосознанно): так выглядит женщина, так мужчина, а так – мальчик и девочка. В этом же возрасте дети начинают обнажаться и демонстрировать себя окружающим, осматривают и ощупывают свое тело, нередко играют с гениталиями, что обусловлено любознательностью, а не сексуальностью. Именно так они постигают половые различия людей. Если ребенок в возрасте 1-4 лет не имел возможности хорошо рассмотреть отличия в строении тела мужчины и женщины, в дальнейшем он постарается восполнить этот пробел, причем чем позже это произойдет (например, в пубертате), тем выше вероятность возникновения отклонений в половом поведении. В норме о завершении этого этапа свидетельствует тот факт, что при определении ребенком пола окружающих он в равной мере учитывает все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов) и осознание, что он навсегда мальчик или девочка, а когда вырастет, будет мужчиной или женщиной. Возникает половая идентичность - чувство собственного постоянства, тождественности самому себе душевно и телесно. В первые 2-3 года жизни у детей формируется речь, происходит становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Социальная среда в этот период ограничивается близкими взрослыми - воспитателями и небольшим кругом сверстников. Тесный эмоциональный и тактильный контакт с взрослыми крайне необходим ребенку с первых месяцев жизни примерно до 3 лет, поскольку он способствует дозреванию глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека и закладке эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуальности (особенно у женщин).
06щение со взрослыми – педагогами ДОУ, развитие привязанности к ним дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адекватных, доброжелательных отношений с окружающими, лишение общения приводит к реагированию на незнакомых людей страхом и агрессией, а затем к формальным отношениям с товарищами, неразборчивости в выборе друзей, чрезмерной жестокости. Став взрослыми, эти лица часто не способны испытывать привязанность к другим людям, в том числе к своему половому партнеру. Многие специалисты считают, что дети со здоровой «почвой » (без органической патологии головного мозга), воспитанные приемными родителями или даже в детском доме, а так же в дошкольном учреждении но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти вполне гармоничными личностями.
Согласно взглядам специалистов, дети сначала усваивают стандарты социального поведения, благодаря познанию и исполнению определенных правил, и лишь после этого совершают переход от выученной роли к осознанию своей половой принадлежности. Известно, что дети уже в 1-1,5 года начинают подражать взрослым одного с ними пола и в играх демонстрируют соответствующее поведение (мальчики пытаются завинчивать шурупы отверткой, стучать молотком; девочки - пользоваться губной помадой, пудрой, надевать на голову платок и т. п.).  Формируется стереотип полоролевого поведения, происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности или фемининности, принятым в той социальной среде, в которой он воспитывается - характеризуется интенсивной социализацией ребенка. В этот период происходит обучение общению со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Этому возрасту свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность. Развиваются элементы абстрактно-логического мышления. Приобретение личной независимости не означает потери контакта со взрослыми. Наоборот, взрослые и их взаимоотношения становятся объектом повышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.
. В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых «семейных» играх, требующих выполнения определенной роли - жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д., апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого рода «семейные» игры в зависимости от информированности детей охватывают широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты в кресле перед телевизором, ведение матерью домашнего хозяйства) до имитации полового акта. Благодаря играм, возрастают требования к проявлениям мужественности или женственности, фиксируя выбранную половую роль.
Для всех этапов психосексуального развития, а также для каждой стадии III этапа существуют общие закономерности:
1-я закономерность -  фазность
2-я закономерность - изменение соотношения роли биологического и социального в становлении человеческой сексуальности. В процессе психосексуального развития биологическая детерминированность этапа полового самосознания относительно ослабевает при формировании полоролевых установок, когда возрастает относительное значение социальных факторов, и еще более маскируется на этапе становления психосексуальных ориентаций, когда гормональный фон определяет лишь интенсивность проявлений сексуальности.
Преемственность и взаимосвязь этапов (стадий), а также их нарушений представляет собой третью закономерность психосексуального развития. На каждом этапе (стадии) становления сексуальности имеются определенные задатки следующего за ним этапа, поэтому выпадение по тем или иным причинам любого из них искажает течение последующих и в итоге становление всей сексуальности.
Разделение психосексуального развития на этапы носит условный характер, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой подвижные структуры, которые могут меняться не только в процессе их формирования, но и в течение всей жизни человека. Однако основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении. [12]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей,поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в неведении. Но половая уравновешенность человека лишь отчасти зависит от того, что ему известно о сексуальных отношениях мужчины и женщины. В основе уравновешенности лежит как представление о них, так и отношение к ним. Будет ли человек испытывать страх, страдать от комплекса вины, с неприязнью относиться к половой близости или, напротив, станет получать удовольствие от своего тела, зависит не от того, насколько он осведомлен о половой жизни, а от своего отношения к ней.
Сама по себе половая жизнь носит очень многогранный характер. Неверно думать о ней только как о “близости” и видеть в ней лишь способ продолжения рода. Напротив, совершенно ясно, что сексуальная жизнь включает в себя всю полноту отношений между мужчиной и женщиной, а не только физиологические проявления секса. Вот почему нормальный в сексуальном отношении человек не тот, кто непременно обладает привлекательной внешностью или же сам легко увлекается чьей-то красотой, и не тот, кто коллекционирует любовные приключения, и совсем уж необязательно тот, кто легко и свободно рассуждает о сексе или же никогда не затрагивает эту тему. Нормальный в сексуальном отношении человек – это тот, кто получает удовольствие от половой жизни точно так же, как и от других земных радостей, кто не ходит мрачным, подавленным,заторможенным, кто понимает значение удовлетворения половой потребности и способен на большое чувство.
С этой точки зрения половая уравновешенность – весьма существенная часть общего психического здоровья. Даже представить себе невозможно,чтобы человек уравновешенный в половом отношении был психически неуравновешенным. Вот почему все, что мы делаем для обеспечения психической уравновешенности ребенка, будет способствовать и его половой уравновешенности,иными словами, редко возникает необходимость специально заниматься с ребятами, чтобы дать им правильное направление в этой сфере.
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка –женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того,наблюдая в повседневной жизни своих родителей,дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать желания получать в отношениях с другими людьми то, что ему недостает дома (понимания, сочувствия).
Здоровая семейная обстановка упрочивает его нормальное представление об отношении полов только в том случае, если и сами мы не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. От замены конкретного жизненного опыта, приобретаемого ребенком в кругу семьи, теоретическими рассуждениями, как правило, мало толку. Знания, которые родители дают детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений полов, имеют значение лишь в том случае, если сами родители не  стыдятся  этого разговора и не лицемерят с ними. [4]
 
 
У. Мастерс, В.Джонсон, Р.Коллодни в книге «Основы сексологии» предлагают практические советы для родителей и педагогов: «Практические указания по половому воспитанию вашего ребенка
Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания, однако в действительности они не могут помешать ребенку получать сексуальную информацию - проблема лишь в том, влияют они сами или нет на формирование соответствующих представлений. Осознавая это и желая создать возможно более благоприятные условия для полового воспитания, многие родители приступают к выполнению этой задачи с большими опасениями, не зная, с чего начать, что говорить и как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей.
На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей. К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах, если вы не покажете ему букварь. Точно так же, не следует ждать, когда он заговорит о сексе - возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы.
Ниже приводятся простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.
1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго - ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами - ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
4. Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
5. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова" или "Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь". Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
6. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как "пипка" или "пиписька".
7. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить "нет" взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: "Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить "нет" и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне (Sanford, 1982).8. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
9. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
10. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти-или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.
11. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: "Ты еще слишком мал, чтобы понять это". Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
12. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.
13. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.» [13]
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
 
СЕКСУАЛЬНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ЗАЩИТА ОТ НАСИЛИЯ
Защита сексуальной неприкосновенности детей и несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Когда речь идет о взрослых, правовое государство обязано охранять только их свободу. Каким бы необычным или нетипичным ни было их сексуальное поведение, если все происходит добровольно, по обоюдному соглашению партнеров и не нарушает законных прав третьих лиц, государство не смеет в него вторгаться.
С детьми дело обстоит иначе.
?        Во-первых, они зависят от взрослых.
?        Во-вторых, они зачастую не осознают, что с ними делают, их "согласие" может быть фиктивным.
?        В-третьих, обществу не безразличны долгосрочные последствия ранних сексуальных контактов.
Поэтому, если взрослых закон охраняет только от сексуального принуждения, то детей он защищает от любых сексуальных покушений , злоупотреблений  и эксплуатации со стороны взрослых. [Сексология. Официальный сайт доктора Кона /Электронный ресурс/ Режим доступа: http://sexology.narod.ru/publ002.html]
И.С.Кон, обобщая мировой опты охраны детей от насилия, выделил общее:
Закон запрещает:
1.       сексуальную эксплуатацию детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;
2.       подавление детской сексуальности, будь то физическое калечение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;
3.       эротизацию детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.
Российское законодательство охраняет сексуальную неприкосновенность ребенка. По статьям 131 и 132 Уголовного кодекса РФ, любые акты сексуального насилия в отношении несовершеннолетних наказываются значительно строже, чем если речь идет о взрослом (от четырех до десяти лет лишения свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего и от восьми до пятнадцати лет – в отношении лица, не достигшего 14 лет). Статья 134 УК устанавливает легальный возраст начала половой жизни; половое сношение и иные действия сексуального характера лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим 14 лет, уголовно наказуемы. Карается также совершение развратных действий без применения насилия в отношении лиц, заведомо не достигших 14 лет (ст. 135), вовлечение несовершеннолетних в проституцию, совершение сексуальных действий, а также действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 242).
К сожалению, интерпретация этих норм во многом остается спорной и создает много неразрешенных проблем             
И.С. Кон, в статье «Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе» дает  следующие рекомендации:
«Взрослые, в первую очередь родители и учителя, должны знать, что сексуальная эксплуатация детей – большая и серьезная проблема. Наказывая или лаская детей, многие взрослые не осознают, что сами испытывают при этом сексуальные чувства и пробуждают такие же чувства у детей. Ребенка можно и нужно трогать, целовать, ласкать, тискать, но, по возможности, избегать стимулирования его эрогенных зон. Нет ничего страшного, если у мальчика появится эрекция, а девочка скажет, что у нее "тепло" между ног. Но специально вызывать эти ощущения и фиксировать их на себе или на каких-то специфических ситуациях не следует.
Внимательно относясь к эмоциональным и сексуальным реакциям ребенка, нужно уважать его право контролировать собственное тело, избегая того, что ему неприятно или кажется унизительным.
Девочек и мальчиков необходимо предупреждать, что некоторых контактов со взрослыми следует избегать. Делать это нужно тактично, к слову, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и своей собственной сексуальности.
На тот случай, если ваш ребенок подвергся сексуальному нападению, есть несколько простых правил.
?        Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.
?        Внимательно отнеситесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.
?        Поговорите с ребенком. Постарайтесь узнать точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребенок говорит сам, добровольно.
?        Успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.
?        Будьте честны. Скажите ребенку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в милицию).
?        Подбодрите ребенка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, и помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
?        Наконец, обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.» [10 ]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УЧЕТ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
Перед дошкольными образовательными учреждениями и родителями стоит задача сотнестись к образованию детей дошкольного возраста по-новому: перейти от «бесполой» педагогики к воспитанию партнерский взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитанию таких качеств в формирующейся женщине и будущем мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей. Это позволит предупредить серьезные нарушения психосексуального здоровья детей.
Педагогам и родителям следует помнить, что «пол» и «гендер» - это понятия, отличающиеся друг от друга. Традиционно понятие «пол» используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол человека как биологическая особенность считается фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами.
«Гендер» - понятие, означающее совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Именно социо-культурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.
Необходимым условия дошкольного образования должно стать реализация овладения гендерной принадлежностью во всех областях образовательной программы. Например, в образовательной области «Социализация» формировать умение проявлять заботу о детях другого пола и внимания к ним, умения различать эмоциональные состояния сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Учить детей играть разнообразные социальные роли ( матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью
Необходимо уделять большое внимание проблеме взаимодействия ДОУ и семьи ребенка дошкольного возраста. Семья традиционно является одним из трансляторов социокультурного опыта, приобретенного ребенком в семье. Именно в семье формируется гендерная идентичность, представления о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, о половой морали, субкультурной дифференциации полов. Семья служит «преломляющим фильтром» на пути вхождения ребенка в гендерную культуру. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин в семье.
Общение со сверстниками также является важным условием, так как подкрепление сверстниками сложившихся у детей представлений напоминает им о стереотипных предписаниях, о которых они уже знают. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих критериев женственности и мужественности, сверстники тем самым подчеркивают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность. Дети, которые не соответствуют критериям, воспринимаются скорее с подозрением, нежели с пониманием.
Оценка поведения ребенка другими является предпосылкой возникновения и усвоения идентификации. Идентифицируя с представителем одного с ним пола, ребенок через другого человека начинает познавать себя.
Учет гендерной специфики предполагает новый подход к дошкольному образованию: процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или как женщины, преодолевая различные стереотипы, навязанные обществом. []
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЫВОД
Выше описанные проблемы психосексуального здоровья детей значительно обострилась в современных условиях, чему способствуют такие факторы, как:
1. Акселерация детей (более раннее физическое и половое созревание, которое сейчас, как известно, наступает на 1,5 - 2 года раньше, чем это было 10 - 15 лет назад, что, в свою очередь, приводит к образованию своеобразных "ножниц" между физической, половой и социальной зрелостью юношества).
2. Заметное изменение этики сексуальных отношений: нормы, регулирующие половые отношения мужчины и женщины, стали менее жесткими. Сейчас не подвергаются в такой степени, как раньше, общественному осуждению добрачные связи, внебрачное рождение ребенка, разводы, повторные браки. Это послабление общественной морали прекрасно сознается молодыми людьми, и методы полового воспитания, основанные на простых запретах, сейчас малоэффективны.
3. Немаловажные изменения в содержание, формы и методы полового воспитания вносит также эмансипация женщины. Новые общественно-экономические функции, которые выполняет современная женщина, повлекли за собой перестройку семейных отношений, формируют новые представления о мужественности и женственности, новые стили, эталоны мужского и женского поведения.
4. Чрезвычайно усугубляет ситуацию в сфере полового созревания и подготовки молодежи к семейной жизни социокультурный разрыв, который наметился между поколениями детей, родителей и прародителей. Неприятие и непонимание современных межполовых этических норм, нетерпимость к современным сексуальным "новшествам", которые принесло время, отдаляют молодых людей от старших членов семьи, что затрудняет вхождение молодых во взрослую жизнь и решение ими многих сложных вопросов интимной жизни,
5. Нельзя недооценивать также эротизирующей роли современного искусства: кино, телевидения, эстрады, которые достаточно откровенными сценами будят сексуальные инстинкты молодежи, подталкивают к преждевременной ранней половой жизни.[6]
Все эти обстоятельства следует учитывать, когда идет речь об охране психосексуального здоровья
А. С. Макаренко писал, что без опыта любви, приобретенной в родительской семье, любви к отцу, матери, брату, сестре трудно сформировать опыт половой любви. Для подрастающего поколения особое значение имеет опыт внутрисемейных отношений матери и отца, наглядный пример, демонстрируемый родителями, а также людьми, выступающими в роли воспитателей, педагогов.
Нельзя недооценивать и роль литературы, искусства в воспитании культуры чувств, в половом воспитании. Аккумулируя в себе нравственный опыт прошлых поколений, литература, искусство помогают молодым людям найти ответ на многие волнующие вопросы сложных интимных взаимоотношений людей. Кроме того, сопереживание герою художественного произведения способствует формированию необходимейшего для гармонии семейных отношений чувства эмпатии, способности понимать состояние другого и откликаться на него.
Серьезные меры не только психологической поддержки, но и социально-правовой защиты требуются детям, подросткам и женского, и мужского пола от сексуальной агрессии со стороны взрослых и сверстников (как членов семьи, так и близких знакомых, уличных, дворовых товарищей). Превентивные социальные и социально-психологические службы вместе с правоохранительными органами должны быть готовы в случае необходимости принят
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.