На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Витебщина приграничная

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?РЕФЕРАТ
Курсовая работа:  00с., 18рис., 2 табл., 13 источников.
ТУРИЗМ, ЭКСКУРСИЯ, УСАДЬБА, КОСТЁЛ, МОНАСТЫРЬ, СИНАГОГА, ЦЕРКОВЬ, КАМЕНЬ, ДВОРЕЦ, ХРАМ, ИСТОРИЯ, ЗАСТРОЙКА, ЦЕНТР
Объект исследования – историческое, религиозное и культурное наследие по западу Витебской области.
Предмет исследования – достопримечательные места, памятники архитектуры и градостроительства приграничной части по западу Витебской области.
Цель работы – способствовать воспитанию чувств патриотизма, любви к Родине; содействовать позитивному восприятию белорусской культуры
Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение полученных данных, методы наблюдения, сравнения.
Исследования и разработки: изучено и исследовано историческое развитие запада Витебской области, архитектурное, культовое  и культурное наследие прошлого; разработан экскурсионный маршрут, включающий объекты наибольшего туристического интереса по западу Витебской области.
Элементы научной новизны: разработан экскурсионный маршрут, раскрывающий основные объекты приграничной части Витебской области.
Область возможного практического применения: экскурсия может быть использована на практике при разработке экскурсий по Витебской области, также для ознакомления с историей и развитием основных объектов  по западу Витебской области.
Экономическая значимость: разработанный маршрут может  увеличить туристический поток на нашу Родину.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 
 
_____________


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Схема маршрута………………………………………………………………….6
Экскурсия «Витебщина приграничная»……..…………………………………7
1. Верхнедвинский район…………………………………………………...……8
1.1. Освея.………………………………………………………………………...8
1.2. Сарья.………………………………………………………………………...9
2. Браславский район…………………………………………………………….11
2.1. Друя..…………………………………………………………………………11
2.2. Опса..………………………………………………………………………....14
2.3. Видзы………………………………………………………………………..16
3. Поставский район…………………………...………………………………..17
3.1. Лынтупы………………………..……………………………………………17
3.2. Камаи…………………………….…………………………………….…….19
3.3. Поставы………………………………………………………………….......20
3.4. Лучай…………………………….…………………………………………...24
Технологическая карта экскурсии……………………………….……………..25
Таблица бальной  оценки объектов…………………………………………….36
Паспорт объектов……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы…………………….……………………58
 


Введение
 
              Культурно-исторические ресурсы: памятники культуры, архитектуры, литературы, истории и другие, их уникальность, бесценность и привлекательность создают устойчивую мотивацию туризма и служат основой для его культурной организации. Даже при самых сжатых сроках деловых поездок туристы стараются ознакомиться с историей и культурой разных народов, открыть и познать неизведанное.
Культурно-познавательный туризм – это путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными достопримечательностями, осмотра архитектурных ансамблей, инженерных сооружений, изучения археологических памятников, посещения музеев, театров, картинных галерей, фестивалей, зрелищных и спортивных мероприятий и др.
Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям: история, культура, природа, искусство, традиции и обряды народ и др. Реализуется эта потребность в процессе познания окружающей действительности по заранее подобранному зрительному ряду, т.е. во время экскурсии.
Целью данной курсовой работы является разработка нового экскурсионного маршрута по Витебской области, включающего памятники архитектуры западной Витебщины.
При написании данной курсовой работы использовались разнообразные источники, в том числе литература по предмету «Экскурсоведение», периодические издания, информационные ресурсы Интернет.
Данная тема является актуальной, поскольку запад Витебской области богат историей, здесь располагаются экскурсионные объекты – исторические, культурные, религиозные – которые способны привлечь туристов.
Цель данной работы: способствовать восприятию чувства патриотизма, любви к Родине; содействовать позитивному восприятию белорусской культуры.
В ходе изучения ресурсного потенциала Витебской области и учитывая, что наибольшее количество памятников архитектуры сосредоточено на западе Витебщины, возникла идея объединить их в один маршрут, начинающийся в Полоцке: Полоцк-Освея-Сарья-Друя-Опса-Видзы-Лынтупы-Камаи-Поставы-Лучай-Полоцк. Продолжительность экскурсии 12 часов, протяженность – 410 км.


СХЕМА МАРШРУТА
 
1.      Автовокзал г. Полоцка (место приема группы)
2.      Освея
3.      Сарья
4.      Друя
5.      Опса
6.      Видзы
7.      Лынтупы
8.      Камаи
9.      Поставы
10. Лучай


Название экскурсии: «Витебщина приграничная»
Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине; содействовать позитивному восприятию белорусской культуры
Задачи экскурсии: познакомить экскурсантов с основными памятниками архитектуры и градостроительства приграничной части по западу Витебской области
Маршрут экскурсии: место приема группы – автовокзал г. Полоцка (экскурсанты из других городов добираются самостоятельно) – Освея – Сарья – Друя – Опса – Видзы – Лынтупы – Камаи – Поставы – Лучай
Общие методические указания: вступление дается на месте приема группы. Напомнить о необходимости иметь при себе паспорт в связи с нахождением некоторых объектов в пограничной зоне.


1. ВЕРХНЕДВИНСКИЙ РАЙОН
1.1 ОСВЕЯ
 
Освея – городской поселок в Верхнедвинском районе. Из письменных источников известен с 1503 г. как частное владение в Великом Княжестве Литовском. С 1695 г. Освея – город Полоцкого воеводства. С 1772 г. – в составе Российской империи. В 1759 г. здесь при монастыре милосердных сестер был построен монастырский госпиталь. В 1782 г. в имении минского воеводы А. Гильзена на берегу озера построено здание костела, в 19 в. – церкви.
 
Освейский монастырский госпиталь – памятник архитектуры 18 в. Построен в 1759 году при монастыре милосердных сестер. П-образное в плане каменное одноэтажное здание накрыто двускатной крышей. Планировка в средней части коридорная, в крыльях – галерейная. Первоначальная планировка изменена в 1928-1929 гг., частично сохранилась в левом крыле, над которым находится полуподвальный этаж. В здании до 1990-х находилась больница.
 
Усадьба Шадурских – памятник дворцово-парковой архитектуры эпохи классицизма. Построена в 1782 году в имении минского воеводы Гильзена. С 1786 г. принадлежала графу Шадурскому.
Дворец Шадурских в Освее по утверждению старожилов имел вид птицы с распростертыми крыльями. Он состоял из пяти корпусов с четырьмя широкими галереями. Главных входных ворот было 4 (по числу времен года), внутренних входов -12 (по числу месяцев в году), комнат и залов – по количеству недель в году, окон - 365 (по числу дней в году). В одном из крыльев дворца размещался зимний сад. В доме была огромная библиотека.
Необычная толщина стен дворца была вызвана совсем не страхом перед врагами. Здесь был практичный расчет. Стены были повсюду пронизаны широкими дымоходами. Обогрев залов и комнат осуществлялся с помощью больших каминов на первом этаже.
До наших дней фантазию многих будят «подземные ходы», которых в усадьбе было немало. Подземные склепы на самом деле были спрятаны на всей площади здания. Подземные ходы имели совсем не «стратегическое» значение. Эту особенность диктовало высокое стояние грунтовых вод.
Со стороны двухэтажного дворца оригинальной планировки открывался вид на парковый массив, который занимал тогда 40 га (сегодня это 15 га). Парк принадлежит к пейзажному типу периода романтизма. Канал с двумя сажалками составлял единую водную систему. По каналам можно было плыть на лодках, заплывать в сажалки. Вода в них была такая же прозрачная, как и в озере, т.к. каждую весну ее спускали, а сажалки и каналы чистили; кроме того берега сажалок были зацементированы. В некоторых местах на каналах были островки, на каждом из которых росло дерево.
Обе главные сажалки, расположенные по обе стороны дворца на строго одинаковом расстоянии, имели одинаковые размеры  и форму. Вокруг первой, которая называлась въездной, была проложена гравийная дорога с двумя мостами. Между дворцом и другой сажалкой был большой, площадью с футбольное поле, цветник.
Часть парка, ближайшая к дворцу, была светлой, солнечной. Тут каждое дерево представляло собой композицию. На одной из полянок были устроены солнечные часы. Они представляли собой двенадцать лип, высаженных кругом. Тот, кто хотел знать местное время, становился в центр круга.
 
 
1.2 САРЬЯ
 
Деревня Сарья была наследным владением князей Сапегов, в 1506 году ее приобрел Иван Сапега. На протяжении 18 в. деревня побывала в руках разных владельцев. С 1753 года имение Сарья стало владением Мстиславского старосты Николая Лопатинского. В конце 19 в. в имении Сарья существовал красивый усадебный дом с большим парком и оранжереями, у старой дороги на Освею был построен костел во имя святой Марии. В панском доме был большой архив, библиотека в несколько тысяч томов, интересные рукописи и различные фамильные ценности рода Лопатинских.
До наших дней в деревне сохранился один памятник седой старины – неоготический костел из красного кирпича. Построенный в 1851-1857 гг., своим появлением он был обязан романтической натуре Игнатия Лопатинского и несчастливой истории его любви. В браке Игнатия с Марией родилось двое детей: сын Станислав и дочка Софья. В 1851 г. Мария умерла. Игнатий глубоко переживал смерть жены и решил возвести в Сарье рядом с ее могилой костел. По желанию Игнатия автором проекта костела и руководителем строительных работ стал архитектор Густав Шахт, который жил в то время в Освее. Сегодня костел в Сарье является одним из самых выразительных образцов архитектуры неоготики в Беларуси.
Кирпич для костела был изготовлен на небольшом заводике, который принадлежал Лопатинскому и находился в одной из его деревень.
Основные работы по возведению костела были закончены уже в 1854 г. Однако губернские власти начали против помещика Игнатия Лопатинского дело «о постройке каменного костела без разрешения начальства» - царские власти запрещали открывать новые приходские костелы. В имение Сарья была направлена комиссия для проведения специального «дознания». И. Лопатинский начал убеждать членов комиссии в том, что возведенное на его средства здание – никакой не костел, а просто специфического вида памятник рядом с могилой его жены, в котором должны быть размещены бюсты умерших предков, фамильный архив, библиотека, лаборатория и различные древности. Комиссия сквозь пальцы посмотрела на «вредные замыслы» помещика и в официальном рапорте ограничилась только замечанием об ограниченности его умственных способностей. В 1857 г. костел был освящен во имя святой Марии.
В 1865 году костел был конфискован "за великолепие". В 1872 г. он переделан в православную церковь. В советский период использовался в качестве складского помещения. С 1970 года здание не использовалось, а в 1989 году костел передан православным верующим и официально именуется "Свято-Успенская церковь". Памятник республиканского значения.
Была проведена перепланировка прилегающей к панскому дому территории – заложен парк на левобережье реки Сарьянка. Парадная часть парка включала в себя  две террасы, пейзажная часть была сформирована на основе натурального лиственного леса, который окружал имение.
К сожалению, парк в Сарье до наших дней сохранился в виде только отдельных фрагментов.
 
2. БРАСЛАВСКИЙ РАЙОН
 
Архитектурное наследие Браславщины богатое и разнообразное. Тут сохранилось свыше 30 культовых зданий – это костелы, каплицы, церкви. До недавнего времени многие из них были закрыты, постепенно разрушались, а теперь возрождаются силами верующих. На Браславщине есть также памятники дворцово-парковой, гражданской архитектуры, народного зодчества. Большинство памятников датируется концом 19 – началом 20 веков. Более древних памятников единицы. Здесь преобладали небогатые местечки с деревянной застройкой. Из дерева возводились и храмы. До конца 19 – начала 20 в. не имели ни одной каменной постройки такие местечки как Опса, Дрисвяты, Иказнь, Слободка, в Видзах каменные постройки появились в середине 19 века. Исключением была Друя.
 
2.1 ДРУЯ
 
Друя впервые упоминается в хронике М. Стрыйковского в 1386 году.
Благодаря тому, что местечко находилось на берегу Западной Двины - важнейшей судоходной артерии, постепенно оно стало крупным торговым и ремесленным центром. С начала 18 века Друя имела статус города с магдебургским правом и собственным гербом, изображавшим идущую под парусами ладью. На протяжении 17-18 вв. в Друе возводятся монументальные комплексы бернардинского и доминиканского монастырей, каменная синагога, замок Сапег. Возводились здесь и каменные дома. В 1790 г. их насчитывалось 13.
В разные времена в Друе побывали выдающиеся исторические деятели: князь Андрей Полоцкий, король Речи Посполитой Стефан Баторий, русский царь Алексей Михайлович, император Петр 1 и другие. В Друе проживали родственники Екатерины Великой и польского поэта, лауреата Нобелевской премии Чеслава Милоша.
 
Первым культовым каменным строением на Браславщине является комплекс бернардинского монастыря в Друе, который сохранился до настоящего времени с незначительными изменениями. Монастырь возведен в 1643-1646 гг. Казимиром Львом Сапегой, подканцлера ВКЛ, основателя кафедры права Виленской академии. Монастырь находится на высоком берегу Западной Двины и состоит из костела св. Тройцы, жилого корпуса и воротами с оградой. Троицкий костел - один из наиболее интересных памятников раннего барокко в Беларуси. Это однобашенная трехнефная базилика. Высокая пятиярусная башня размещена в центре фасада и завершена фигурным куполом (достроен в 1772 г.) С западной стороны к костелу примыкает двухэтажное жилое здание монастыря, которые создает прямоугольные замкнутый двор.
Недалеко от монастыря, на крутом берегу над Западной Двиной, находится усадьба и фрагменты парка 19 века.
В 18 веке была построена Друйская синагога – еще один интересный памятник барокко на Браславщине. Эту синагогу считали одной из самых величественных в ВКЛ. Храм представлял собой четырехугольный объем из кирпича, перекрытый четырехскатной крышей. Внешний декор составляли карнизный пояс, пилястры. Интерьер синагоги славился красивым резным алтарем. Храм разрушен в годы Великой Отечественной войны при уничтожении друйского гетто.
Памятником барокко являлась также друйская униатская церковь св. Петра и Павла 18 века – двухъярусный башнеподобный объем, перекрытый шатром. Стены второго этажа имели пластичные изгибы, были украшены пилястрами и карнизами. Церковь очень сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Теперь сохранились только ее стены.
 
Борисов камень. В поселке Друя в 2002 г. завершились удачей работы по выявлению камня с высеченными на нем в 12 веке шестиконечным крестом и надписью. Сейчас каждый желающий может увидеть до этого занесенный речным песком и поэтому полулегендарный Борисов камень. В Беларуси не так уж и много памятников материальной и духовной культуры 12 века. К числу интереснейших относятся Борисовы камни – выдающиеся памятники эпиграфики (каменного письма). Свое название они получили из-за того, что на большинстве из них упоминается имя Борис. Историки связывают его с полоцким князем Борисом Всеславичем, который княжил в 1127-1129 годах. В 1128 году в Полоцкой земле свирепствовал страшный голод, вызванный неурожаем. Возможно, тогда по приказу князя на камнях выбили кресты и заклинания: «Господи, помози рабу своему Борису». Некоторые исследователи утверждают, что крестами и надписями отмечались огромные валуны, почитаемые язычниками. В новом же обличье они становились христианскими святынями.
В Беларуси было известно 7 Борисовых камней, пять из которых находились возле Западной Двины. Их выявили, описали в научной литературе еще в 19 веке, а в следующем столетии большинство Борисовых камней уничтожили, за редким исключением. Самый маленький из них, находившийся возле города Дисна, был отправлен в Москву, в Исторический музей, в конце 80-х годов 19 века. Сейчас его можно увидеть на территории заказника «Коломенское». Друйский Борисов камень числился «пропавшим без вести». Вообще у него особенная судьба. Открыт он был позднее всех. В 1896 году валун с крестом и надписью нашел и зарисовал известный историк Алексей Сапунов. После этого камнем почему-то очень мало интересовались исследователи… Когда о нем вспомнили – оказалось, что камень исчез с глаз.
В 80-е годы археолог Людмила Дучиц пробовала найти либо выяснить судьбу друйского камня. Отыскались старые люди, которые помнили валун, находившийся на мелководье при впадении реки Друйки в Западную Двину. Однако в 30-х годах 20 века мощный ледоход сбросил многотонную глыбу в реку, и постепенно его занесло речным песком.
В устье Друйки археологи действительно нащупали большой камень, но даже с помощью аквалангистов надписей и креста на нем не нашли. Только подъем валуна из реки мог ответить на вопрос, Борисов ли этот камень. В 80-е годы осуществить подъем не удалось.
Когда уровень воды в Друйке и Западной Двине был очень низким, край предполагаемого Борисового камня показался над водой. На это обратила внимание председатель местного поссовета. Она же решила не упустить шанс и организовала работы по извлечению валуна. Причем велись эти работы исключительно на энтузиазме. Четыре попытки были неудачными.
Успех пришел осенью, когда мощный мелиоративный экскаватор, доставленный из Браслава, наконец-то оторвал валун от дна. Когда камень был уже недалеко от берега, показались крест и буквы. Сомнений не оставалось – это Борисов камень.
 
Костел Троицкий. Предместье Сапежин, занимая господствующее положение на холме, в прошлом было отведено под укрепления с валами и воротами-брамами Полоцкой и Рижской. Здесь же в середине 17 в. строится бернардинский костел св. Троицы с монастырем (теперь используется как учебное заведение). Это – монументальное сооружение, частично видоизмененное в 18 в., хорошо сохранилось и является высотной доминантой поселения. Бернардинский (Троицкий) костел в Друе — памятник архитектуры барокко. В интерьере его своды имеют богатое украшение из стукко. Эта лепная орнаментика представляется геометрическим рисунком, который пришел на смену кирпичным гуртам в начале 17 в. Так что друйский храм, построенный в 1646 г., является одним из первых образцов нового подхода к убранству внутреннего пространства культовых зданий. Башня костела и интересная по рисунку брама с оградой построены в 60—70-х годах 18 в. в формах позднего барокко.
 
Церковь благовещения складывается из основного объема и шатровой колокольни в изголовье. Эти два компонента постройки рознятся своей архитектурой: колокольня достроена позже, в 19 в., в формах псевдорусского зодчества, в то время как основной объем существовал с 18 в. и был заложен как костел.
 
Еврейское кладбище. Единственное еврейское кладбище в Беларуси с сохранившимися цветными росписями на памятниках. Сохранилось около 250 памятников. Закрыто в 1959 г. Восстановлено в 2000 г.
 
2.2 ОПСА
 
Находится в 20 километрах от Браслава, на берегу одноименного озера. В летописи впервые упоминается в 1500 году.
По легенде, на месте теперешней деревни Опса жил когда-то пан Миланович. Он очень любил ходить на охоту. Однажды на охоте на него напал волк. Остался жить пан только благодаря собаке, которая оказалась рядом с хозяином. Миланович изловчился и выстрелил в волка. В поединке с волком собака получила много ран и тут же издохла. Пан принес ее домой и похоронил недалеко от дома. Рядом положил камень с надписью: «О пса». Поэтому и деревню начали называть Опса.
Очень красивый неоготический костел украшает центр местечка Опса. Построен в начале 20 ст. из кирпича.
На берегу озера сформирован ансамбль усадьбы 1904 года. В него входят усадебный дом, флигель, хозпостройки и парк.
 
Опсовская усадьба Броэль-Плятеров
В середине 16 века Опса принадлежала великокняжеским владениям. В 1676 году местечком и окрестностями владели Техановецкие, которые основали в Опсе деревянный костел. Во 2-й половине 18 века Опса – собственность Ядвиги из Струтынских, вдовы Яна Техановецкого, старосты опсовского. В 1773 г. Ядвига второй раз выходит замуж за Николая Мануцы, известного авантюриста тех времен. После смерти Ядвиги все имущество перешло мужу Николаю, после которого владельцем усадьбы стал их сын Станислав. Станислав Мануцы, женатый на Констанции Броэль-Плятер, умер бездетным в 1823 году, и Опса вместе с Бельмонтами перешла во владение рода Броэль-Плятеров. Последним владельцем опсовской усадьбы был Феликс Броэль-Плятер.
Несмотря на то, что Опса являлась довольно значительным местечком, до 20 века панской усадьбы в Опсе не было, а главная резиденция владельцев Опсы размещалась в Бельмонтах. Усадьбу, которая сохранилась до наших дней, заложил Феликс Плятер в 1903 г. Дворец построен в 1904 г. по проекту архитектора Телешинского. Но Опсовская усадьба уже никогда так и не была окончательно достроена. Плятеры жили в своей главной резиденции в Бельмонтах. После 1-й мировой войны и следующей польско-советской 1920 г. имения были опустошены и Феликс Плятер не мог удерживать все свои владения и был вынужден передать опсовскую усадьбу государству под школу.
Ансамбль усадьбы расположен вдоль берега озера Опса и дороги, включает каменный дворец, флигель, хозяйственные постройки и парк. С востока усадьба была обнесена фигурным штакетником, укрепленным столбами из камня, с южной стороны ограничен ручьем, через который перекинут одноарочный мост. В последние годы штакетник демонтирован (или раскраден местными жителями). Центр композиции – усадебный дом в глубине парадного портера.
Каменный Е-подобный в плане дворец западным фасадом повернут к озеру. Основной объем дополнен двухэтажными флигелями. В центре расположен главный вход, оформленный навесом.
Оконные проемы прямоугольные и арочные, декорированы пилястрами. На фоне бывших охристых стен наличники выделены белым цветом.
Внутренняя планировка дома коридорная с торцовыми входами. Центральная парадная зала имеет выход на широкую террасу, от которой идет спуск к воде, выполненный в виде каскада сходов. В боковых флигелях расположены лестницы, которые ведут на 2-й этаж и в подвалы здания.
Специального парка в Опсовской усадьбе не было. При закладке усадьбы использовали живописные уголки старого леса, расположенного на берегу озера Опса, где установили места для прогулки с высадкой некоторых декоративных деревьев. После упорядочения старые насаждения приняли вид натуралистического парка, который с трех сторон окружает усадебные постройки. Из старых деревьев и посадок сохранился 300-летний дуб (22 м), шестиствольный ясень, 3 сибирские пихты.
Северная часть территории отведена под хозяйственную зону. Сохранился ряд каменных построек, жилой дом для рабочих. Некоторые деревянные постройки переоборудованы под жилье.
До недавнего времени усадьбу занимала школа-интернат. После небольшой реконструкции здание дворца стоит заброшенным и постепенно разрушается.
 
2.3 ВИДЗЫ
 
Костел рождества Девы Марии. Единственным монументальным и внушительным по своим размерам зданием является Троицкий костел, воздвигнутый в начале 20 в. (1914 г.) близ торговой площади. Это строение из красного кирпича, вобравшее в свою архитектуру мотивы романского и готического зодчества. Здесь присутствуют контрфорсы, стрельчатые арки, ступенчатые порталы, островерхие башни и башенки, круглые окна-розы с переплетами сложного рисунка и другие атрибуты из арсенала прошлых художественных стилей. Необходимо отметить высокое качество исполнения сооружения во всех деталях, четкость архитектурных форм, высокохудожественную прорисовку деталей. Несмотря на эклектичность решения, видзовский костел запоминается своей монументальностью и экзотичностью.
Старые люди говорили, что костел в Видзах был построен рядом с крыничкой и с этим связано возникновение местечка. По легенде, однажды в стародавние времена ехал через это место пан с дочкой. Красивой и статной была девушка, только ничего не видела. Куда только не возил пан ее, каким только докторам не показывал – ничего не помогало. И вот остановился пан с дочкой под дубами возле источника. Услышала  девушка журчание воды, подошла лицо помыть, и только дотронулась мокрыми руками до лица, как увидела свет. «Видзай! Видзай! Вижу! Вижу» - закричала она. Целебной оказалась вода. Счастливый отец повез девушку домой, а возле источника пообещал построить костел. Местечко назвали Видзы.
Рядовая застройка. В районе площади, ныне превращенной в сквер, сохранились единичные каменные жилые дома конца 19 –  начала 20 в. Без существенных изменений осталась планировочная структура поселка, сформировавшаяся в течение столетий вдоль главной улицы (теперь ул. Ленина), являющейся отрезком дороги на Браслав и Поставы.
3. ПОСТАВСКИЙ РАЙОН
3.1 ЛЫНТУПЫ
 
Сегодня о Лынтупах написаны считанные страницы в отечественных энциклопедиях. Впрочем, энциклопедия из тех изданий, у которых как раз лаконичность является неотъемлемой чертой. Лынтупы, что находятся едва ли не в центре Свенцянской возвышенности, по «росту» перещеголяли свою ближайшую административную столицу. Высота Лынтупов над уровнем моря – 211,5 метра, на 50 метров выше райцентра Поставы. Всего-то 40 километров разницы, а климат отличия имеет серьезные. Лынтупы – одно из самых холодных «сердечек», наверное, всей Беларуси.
Древнее и колоритное местечко уже в течение сотен лет является родиной многих национальностей, слившихся в единый народ Беларуси. Сыновья Тамерлана, Тохтамыша и Темир–Кутлуя (последний противостоял хоругвям Витовта на украинских берегах Ворсклы) нашли свое пристанище в Лынтупах и окрестностях уже как мирные поселяне. Александровичи, Гимбицкие, Якубовские – из Лынтупов, Явнелишек, Субачей, Жарделей, деревень, что считались татарскими. С конца 14 века Лынтупы – и родина евреев, которые выстроили в местечке настоящий торговый центр. Из 685 жителей местечка, указывается в статистических данных за 1897 год, 238 – евреи. Все дружно уживались с белорусами и поляками. И «гонар» каждой национальности впитывал в себя как черту основополагающую уважение, проявление достоинства к людям другой веры, другого склада. Были тогда непростые моменты, которые могли развить и ненависть, вызвать пламенную ссору на годы и времена. В 1658 году сейм Речи Посполитой принял закон об изгнании из края каждого, кто отказался от веры католической. И люди поступали по-разному. Кто-то отправлялся в изгнанники. Кто-то принял новую веру. А кто и становился на путь открытой борьбы.
Для жителей местечка привычное, не уходящее с глаз чудодейственное и магнетирующее сооружение – Лынтупский костел. Известный с конца 15 века, он уже давно превратил Лынтупы в своеобразную туристическую Мекку.
На юго-западной окраине Лынтупов сохранилось старое католическое кладбище. Уникально оно тем, что по периметру стоит 14 каменных каплиц конца 19 века. Никто не знает, зачем их делали так много, но то, что больше такого нигде у нас нет, - это точно.
Усадьба Бишевских. Усадьба включает: усадебный дом, партер, каменный арочный мост, часовня, служебный флигель, бровар, башня с окнами-бойницами, хозпостройки, парк пейзажно-регулярного типа (6 га), ставки, каналы, гранитная набережная.
Имение Бишевских в местечке Лынтупы. По легенде, в середине XIX века влиятельный ловелас Маврицио Бучинский влюбился во француженку, танцовщицу кабаре. Строптивая женщина согласилась выйти за него замуж только в том случае, если он построит для нее дворец. Влюбленный Маврицио выполнил свое обещание, но его невеста сбежала с другим. Убитый горем, он стал искать утешения в вине, а позже и вовсе продал свое имение роду Бишевских.
Другие историки предполагают, что эти владения изначально принадлежали знаменитому роду Бишевских, которые в конце XIX века создали этот дворцово-парковый ансамбль.
Двухэтажный каменный дворец расположился на крохотном островке, обрамленном прудами. С соседних берегов ко дворцу ведут аккуратные мостики. Старинная постройка и по сей день впечатляет своим архитектурным замыслом. Выполненная в стиле позднего итальянского ренессанса, она имеет асимметричное архитектурное решение. Каждая комната отличалась разной цветовой гаммой и имела свое название, например, китайская, мавританская... Долгое время во дворце находилась школа и строение поддерживали в нормальном состоянии. Сейчас усадьба пустует и потихоньку приходит в запустение.
Дворец нуждается в реставрации. Сделать это еще не поздно, здесь сохранились фрагменты плитки на полу, колонны и картуши над окнами можно восстановить.

3.2 КАМАИ
 
Камаи – небольшая деревня недалеко от Постав, где главной достопримечательностью является костел Яна Крестителя. Этот храм в стиле суровой готики с элементами ренессанса построен в 1606 году на средства местного графа Яна Рудомино-Дусяцкого. План его близок к квадрату. Интерьер имеет зальный характер за счет обширной полукруглой апсиды.
Наибольший интерес в художественном отношении представляет западный фасад, фланкированный двумя цилиндрическими башнями с круглыми амбразурами. Башни (их высота 16 м при диаметре свыше 5 м), а также общий монументальный характер всего сооружения говорят о том, что храм служил и целям обороны. Кстати, костел ни разу не был разрушен и никогда не закрывался. Своеобразный элемент определенного декора в суровом облике храма – вкрапления каменных ядер по центральному и боковому фасадам здания. Говорят, местные жители скрывались в нем от нападения шведов, а ядра остались от обстрелов из пушек. Впрочем, это скорее легенда, чем быль. История костела связана с рядом знаменитых имен, которые были незаслуженно забыты, но сегодня вновь открываются нам. Вот икона «Иисус Христос с младенцем» известного художника второй половины 19 столетия Альфреда Ромера, 10 лет прожившего в этих краях. Это последняя работа мастера, написанная именно для этого храма.
В 20-е годы прошлого столетия в костеле служил ксендз Казимир Сваяк, в миру Константин Стапович, – философ, поэт, священник. В то время, когда польские власти запрещали белорусский язык, он читал проповеди именно на нем. И сегодня в костеле помнят этого человека, здесь можно познакомиться с его трудами, стихами.
А еще в храме есть уникальный орган, который оборудован мехами для подачи воздуха в трубы. Мехи приводятся в движение мускульной силой человека. Возможно, такой инструмент – единственный в Беларуси. Органу недавно исполнилось 100 лет. На нем в первой половине 20 века играл знаменитый в свое время музыкант Бронислав Рутковский, потомки которого и по сей день живут в здешних местах.
Возле костела находится каменный крест. По разным оценкам, "возраст" этого креста колеблется от 3 до 5 веков.
 
3.3 ПОСТАВЫ
 
Первое упоминание Постав в письменных источниках относится к 1409 году. Город расположился на высоком холме, омываемом рекой Мяделкой. Возле холма речка
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.