На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая оценка себестоимости продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Федеральное агентство по образованию
 
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Курский  государственный технический университет»
 
 
Кафедра экономики и управления
 
 
 
 
Курсовая работа
 
 
по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
 
на тему: «Экономическая оценка себестоимости продукции»
 
 
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
 
Автор работы 
                                                                                                        (подпись, дата)
Группа ФК-83
 
Руководитель работы  ____________
                                                                                                        (подпись, дата)
Работа защищена _______________
                                        (дата)
Оценка________________________
 
Председатель комиссии   _________                                        
                                           (подпись, дата)
 
Члены комиссии ________________                                        
                                          (подпись, дата)
________________                                         
                                           (подпись, дата)
 
 
 
 
 
Курск, 2012г.
 


        СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                                                        7     
1.1 Понятие  и сущность себестоимости продукции  предприятия                         7
1.2 Классификация  затрат, включаемых в себестоимость  продукции                11      
1.3 Факторы,  влияющие на себестоимость продукции                                          20     
2. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ВЫЯВЛЕНИЕ  РЕЗЕРВОВ ЕЕ СНИЖЕНИЯ                    23                      
2.1 Методика  расчета основных показателей  себестоимости продукции           23
2.2 Определение  резервов снижения себестоимости                                             27
2.3 Управление  затратами предприятия                                                                 33                                                       
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ ЗАО «КУРСКРЕЗИНОТЕХНИКА»                                                                     37
3.1 Характеристика  производственной и финансовой  деятельности ЗАО «Курскрезинотехника»                                                                                             37
3.2 Анализ себестоимости продукции ЗАО «Курскрезинотехника»                    44                                        
3.3 Разработка  рекомендаций по снижению себестоимости  продукции ЗАО «Курскрезинотехника»                                                                                              49                                                           
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       58
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                          60
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                      62
 

Введение

 
В России происходят глубокие экономические  преобразования, что существенно сказывается на работе основного субъекта рыночной экономики - предприятия.
С переходом  на рыночные отношения повышается самостоятельность  предприятия, его экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования и повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится главным условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства – это главная цель предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности любого предприятия невозможно без правильной экономической оценки и эффективного управления себестоимостью продукции.
В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства и обращения в связи с повышением стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования  практики управления издержками производства и обращения, учитывая особенности переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать свою прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия в целом.
Актуальность  темы курсовой работы «Экономическая оценка себестоимости продукции» объясняется тем, что себестоимость являются важнейшим обобщающим показателем производства. Ее уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и другой деятельности. Рациональная минимизация себестоимости является основной задачей эффективного управления затратами в рамках субъекта хозяйствования.
Интерес отечественных и западных ученых к проблемам экономической оценки себестоимости  и управления ею существует на протяжении ряда лет, что обуславливает высокий научный и  методический  уровень  существующих  разработок в этой  области. Идеи анализа затрат на производство и реализацию продукции нашли   отражение   в   работах   таких   авторов,  как   Волков   О.  И., Грузинов В.П., Зайцев Н.Л., Семенов В.М., Швандар В.А., Горфинкель В.Я., и др.
Цель  исследования – разработать предложения  по минимизации себестоимости продукции  предприятия, на основе объективного экономического анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    раскрыть экономическую сущность издержек и себестоимости продукции предприятия;
    изучить методы экономической оценки себестоимости продукции, а также рассмотреть методику определения резервов снижения себестоимости;
    дать производственно-финансовую характеристику предприятия;
    осуществить анализ себестоимости продукции предприятия;
    разработать мероприятия по снижению уровня себестоимости продукции предприятия;
В качестве объекта исследования в курсовой работе выступает себестоимость  продукции предприятия ЗАО «Курскрезинотехника».
Предметом исследования в курсовой работу выступили  факторы, определяющие уровень себестоимость  продукции.
Применяемые методы исследования - сравнение, экономический  анализ, факторный анализ.
Информационной базой исследования в курсовой работе послужили данные бухгалтерской отчетности ЗАО «Курскрезинотехника», материалы учебников и учебных пособий, нормативно-регламентирующих документов, статьи в периодической печати.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические  основы себестоимости продукции  предприятия

1.1. Понятие и сущность  себестоимости продукции предприятия

 
В условиях экономической и юридической  самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость постоянного  соизмерения выручки и затрат с тем, чтобы определить прибыль  или убыток по результатам деятельности. Деятельность любого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере  деятельности, связана с определенными  издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких затрат было использовано, а также совокупность фактических  расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель  масса прибыли. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой  продукции по сравнению с аналогичным  показателем у конкурентов улучшает финансовый результат, то есть, сохранив цену на продукцию, предприниматель  имеет возможность получать с  каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю форму  дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, что приведет к дополнительной массе  прибыли за счет увеличения общих  объемов реализации [4, с.139].
Субъекты  хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность - издержки обращения.
Для изготовления продукции на предприятии затрачивается  труд, расходуется сырье, материалы, топливо, энергия, используются основные фонды, то есть ресурсы предприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции называется затратами.
Затраты – это оценка использованных производственных ресурсов производственных ресурсов в  натуральной форме [9, с.231].
Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками производства [7, с.321].
Укрупнено можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающие выпуск продукции:
    Предметов труда (сырья, материалов и т.д.);
    Средств труда (издержки основного капитала);
    По использованию живого труда
Суммарные затраты на производство и реализацию продукции, сгруппированные и сформированные в соответствии с требованиями действующего законодательства, принимают форму себестоимости продукции.
Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию [18, с.545].
Перечень  всех затрат и элементов представляет собой состав себестоимости продукции.
Структура себестоимости продукции – это  соотношение этих элементов и  статей между собой, выраженной в  процентах к общему итогу.
Зачастую, не только в экономической литературе, но даже и в нормативных, законодательных  актах понятия «затраты», «издержки», «себестоимость» путают.
Как экономическая  категория себестоимость выполняет  две важнейшие функции:
- учетную – обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;
- расчетную – служит базой для формирования отпускной цены на продукцию предприятия, определения прибыли и рентабельности, обоснования целесообразности принимаемых экономических решений
-  представляет  неотъемлемый элемент экономического  обоснования любых управленческих  и инвестиционных решений предприятия;
- отражает  эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники  и технологии, совершенствования  системы организации и управления  производством. [5, с.183].
В рыночной экономике роль и значение себестоимости  продукции для предприятия резко возрастает и заключается в:
- увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
- появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
- улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
- возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
- снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что считается хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.
Необходимость оценки себестоимости продукции  российских организаций продиктована, тем, что практически 30% промышленных предприятий в 2008 году  были признаны убыточными. Одной из причин такого положения можно без преувеличения  назвать нерациональное использование  предприятиями производственных ресурсов и, как следствие высокий уровень  себестоимости. В таблице 1 приведена  структура и динамика себестоимости  предприятий РФ за 2005-2008гг.
Таблица 1 - Динамика и структура затрат на производство и продажу продукции промышленных предприятий Российской Федерации [13,14].
 
Виды затрат
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
млн. руб.
%
млн. руб.
%
млн. руб.
%
млн. руб.
%
Материальные затраты, из них:
-сырье и материалы
- топливо
-энергия
5062449
 
4113921
203867
264811
68,8
 
55,9
2,8
3,6
6073352
 
5070366
228292
303093
74,0
 
61,8
2,8
3,7
7717269
 
6489546
252410
346503
72,1
 
60,7
2,4
3,2
10167494
 
8331696
338916
437767
72,0
 
59,0
2,4
3,1
Затраты на оплату труда
828147
11,3
971997
11,8
1220535
11,4
1595732
11,3
Единый социальный налог
197532
2,7
227838
2,8
280726
2,6
353038
2,5
Амортизация основных средств
179352
2,4
206943
2,5
282161
2,6
395403
2,8
Прочие затраты
1087672
14,8
730820
8,9
1197430
11,3
11609853
11,4
Все затраты
7355152
100
8210950
100
10698121
100
14121519
100

 
Как свидетельствуют  данные таблицы 1, себестоимость предприятий  за 2005-2008гг. выросла практически  в два раза, причем наиболее высокий  темп роста характерен для 2008 года. Рост себестоимости вызван прежде всего  значительным ростом материальных затрат на производство продукции (материальные затраты увеличились более чем  в 2 раза), что в свою очередь объясняется  возросшими тарифами на энергоносители и ценами на сырье, в том числе  на зарубежное сырье.  Амортизация  основных фондов – еще одна проблемная статья в себестоимости промышленных предприятий России, что объясняется  высокой степенью изношенности основных фондов страны.
При формировании показателей и проведении анализа  себестоимости необходимо различать  следующие виды себестоимости:
    Цеховую себестоимость, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции;
    Производственную себестоимость, которая помимо цехов, включает общепроизводственные расходы;
    Полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Помимо  этого выделяют индивидуальную и  среднеотраслевую себестоимость.
    Индивидуальная себестоимость формируется в конкретной организации и обуславливается конкретными условиями, в которых она действует.
    Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда.
В целом  можно сделать следующие выводы:
- понятия  «затраты», «издержки», себестоимость», хотя и близки по смыслу, однако  не тождественны;
- себестоимость  является синтетическим показателем,  учитывающим стоимость всех затрат на производство и реализацию продукции
  

1.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции

 
Классификация затрат на производство и реализацию – это систематизация и группировка  затрат по определенным признакам (рис.1)
По методам  планирования, учета и распределения  затраты классифицируются по экономическим  элементам – сметный разрез[16, с.221].
Классификация затрат по экономическим элементам  нормативно определена. Она приведена  в п.9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99). В соответствии со статьей 253 НК РФ расходы, связанные с производством и  реализацией подразделяются на следующие  общепринятые элементы:
 

Рисунок 1 - Признаки классификации затрат на производство и реализацию продукции
-элемент   «Материальные затраты» включает  стоимость сырья, основных материалов (за вычетом стоимости возвратных  отходов) , комплектующих изделий  и полуфабрикатов, приобретаемых  со стороны для производства  продукции, а также затраты  на топливо и энергию всех  видов, приобретаемых со стороны,  расходуемых  как на технологические  цели, так и на обслуживание  производства;
- элемент  «Затраты на оплату труда»  включает затраты на основную  и дополнительную заработную  плату всего промышленно-производственного  персонала, а также работников  не состоящих в штате предприятия;
- элемент  «отчисления на социальные нужды»  отражает отчисления по установленным  нормам в Пенсионный фонд, Государственный  фонд занятости, на медицинское  и социальное страхование;
- элемент  «Амортизация основных фондов»  входит сумма амортизационных  отчислений по установленным  нормам от полной первоначальной  стоимости всех производственных  основных фондов предприятия,  включая ускоренную амортизацию  их активной части;
- в элемент  «Прочие затраты» входят затраты,  которые не могут быть отнесены  ни к одному из перечисленных  элементов: командировочные расходы,  налоги и сборы, оплаты услуг  связи  и т.д.
Каждый  из перечисленных общепринятых элементов  включает качественно однородные по своему характеру затраты независимо от места (сферы) их применения и производственного  значения. Поэтому классификация  по экономическим элементам лежит  в основе определения общей сметы  затрат на производство продукции предприятия, что позволяет взаимно увязывать  этот раздел с другими разделами  бизнес-плана. [5, с.199].Группировка по элементам затрат применяется при составлении сметы затрат на производство и используется при планировании снижения себестоимости, составлении материальных балансов, нормировании оборотных средств.
Однако,  на основе сметного разреза нельзя определить себестоимость единицы  выпускаемой продукции в разрезе  всего ассортимента, а также каждого  наименования, группы, вида. Поэтому  наряду со сметой затрат определяется калькуляция готовой продукции, в основе которой лежит классификация  затрат по статьям калькуляции [16, с.229].
Калькулирование (от лат. calculio – счет, подсчет) – это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрата отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции. Процесс кулькулирования себестоимости продукции включает разграничение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством; исчисление затрат на забракованную продукцию; оценку отходов производства и побочной продукции; определение суммы расходов, относящихся к готовым изделиям; распределение затрат между видами продукции; расчет себестоимости единицы продукции[17, с.276].
На предприятиях промышленности применяют следующие  основные методы кулькулирования себестоимости  продукции:
- прямого  счета;
- расчетно-аналитический;
- параметрический
Наиболее  простой и наименее точный – метод  прямого счета. Этим методом себестоимость  единицы продукции определяется делением общей суммы издержек на количество изготовленной продукции.
Нормативный метод кулькулирования себестоимости  продукции применяется на предприятиях, где четко организован учет изменений  фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного  вида продукции массового производства.
Наиболее  точный и совершенный метод кулькулирования  себестоимости продукции – расчетно-аналитический. В этом методе, прежде всего, осуществляется всесторонний анализ состояния производства, возможных изменений в нем. Изучается, какие факторы и как влияют на себестоимость продукции. В основу нормативов и норм закладываются  технико-экономические и организационные  условия работы в проектируемом  периоде.
При калькулировании  однотипных, но разных по качеству изделий  применяется параметрический метод. Он заключается в установлении закономерностей  изменений издержек производства в  зависимости от качественных характеристик  продукции. Так, определяют себестоимость  изделия на основании стоимости одного килограмма, одной тонны конструктивного веса аналогичных машин и оборудования.
Калькуляция представляет собой определение  размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции, или выполненных работ, оказанных  услуг по видам затрат (по статьям  расходов) [16, с.230].
В зависимости  от назначения различают плановую, сметную, нормативную, проектную, отчетную и хозрасчетную калькуляцию.
Плановую  калькуляцию составляют исходя из прогрессивных  норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования  оборудования и норм расходов по организации  обслуживания производства. Плановые калькуляции определяют среднюю  себестоимость продукции на плановые период.
Сметная калькуляция разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она  является основой цены при расчетах с заказчиком.
Нормативная калькуляция – это расчет себестоимости  изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатам, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная  калькуляция отражает уровень себестоимости  изделия на момент ее составления.
Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена  для обоснования эффективности  проектируемых новых производств  и технологических процессов, ее разрабатывают по укрупненным расходным  нормативам.
Отчетная  калькуляция показывает фактическую  себестоимость единицы продукции, ее составляют по тем же статьям  затрат, что и в плановой, но включают некоторые обоснованные потери и  расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией (например, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт, недостача  материальных ценностей при отсутствии виновных).
Хозрасчетную  калькуляцию разрабатывают на продукцию  подразделений предприятия, как  правило, только по тем статьям, на которые  они оказывают влияние [18, с.381].
Необходимо  отметить, что состав статей калькуляции  нормативно не определен, в отличии  от классификации по элементам затрат, поэтому, в современных условиях перехода к рыночной экономике на многих малых и средних предприятиях используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей. Включающую:
- материальные  затраты (сырье, материалы, топливо,  энергия на технологические цели) в прямом исчислении;
- затраты  на оплату труда (также в  прямом исчислении);
- прочие  материальные затраты;
- затраты  по управлению и обслуживанию  производства (косвенные)  [11, с.229].
Однако, методические рекомендации Минфина  России по учету затрат на производство продукции (работ, услуг) содержат следующую  группировку расходов по статьям  калькуляции (таблица 2).
 
Таблица 2 - Группировка затрат по статьям расхода
Статья расхода
Виды себестоимости
1. Сырье и материалы
 
 
 
 
 
Неполная производственная себестоимость
(цеховая)
 
 
 
 
 
 
 
 
Полная производственная себестоимость
(фабрично-заводская)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Себестоимость проданной продукции
2. Возвратные отходы
3. Полуфабрикаты
4.Топливо, энергия на технологические  цели
5. Затраты на оплату труда работников
6. Единый социальный налог и  страховой взнос
7. Расходы на подготовку и освоение  производства
8. Общепроизводственные расходы
9. Общехозяйственные расходы
 
10. Прочие производственные расходы
 
11. Потери от брака
 
12. Коммерческие расходы
   

 
Предприятия могут вносить изменения в  приведенную номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации  производства. В зависимости от полноты  охвата классификационных статей расходов на предприятиях выделяют следующие  виды себестоимости:
    Себестоимость проданной (реализованной, товарной) продукции.
    Производственная себестоимость – это затраты предприятия на производство выпущенной продукции.
    Полная производственная себестоимость (фабрично-заводская) формируется из всех затрат предприятия, связанных с  процессом производства и управления предприятием, включает в себя 11 статей расходов.
    Неполная производственная себестоимость (цеховая) складывается из затрат подразделений предприятия (цехов, участков), включает 8 статей расходов. Подробная калькуляция себестоимости продукции представлена на рисунке 2.
По способу  отнесения на себестоимость затраты  подразделяются на прямые и косвенные. Разделение затрат на прямые и косвенные  установлено в соответствии со ст.318 НК РФ. Прямые затраты можно непосредственно  отнести на конкретное изделие, косвенные  охватывают несколько изделий и  состоят из затрат, включающие несколько  элементов – они собираются в  целом по подразделению (объекту) в  смету, а затем относятся на вид  продукции распределительным путем, в определенной пропорции к какой-либо базе.
К прямым расходам относятся:
- материальные  затраты, определяемые в соответствии  с подпунктами 1 и 4 1 ст. НК РФ.
- расходы  на основную и дополнительную  заработную плату персонала, участвующего  в процессе производства изделий,  а также суммы единого социального  налога, начисленного на указанные  суммы расходов на оплату труда;
- суммы  начисленной амортизации по основным  средствам, используемым при производстве  товаров, работ, услуг.
 

 
Рисунок 2 - Калькуляция себестоимости продукции
 
К косвенным  затратам относят – все иные суммы  расходов за исключением внереализационных  расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного периода.
Сумма прямых и косвенных затрат составляет производственную себестоимость продукции предприятия
Разделение  затрат на основные и накладные, в  зависимости от их роли в процессе производства, объясняется тем, что  основные затраты непосредственно  связаны с выпуском  продукции, они формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу (сырье, материалы), в то время как накладные  -связаны с обслуживанием и  управлением производством (содержание транспорта, цехового и общезаводского персонала и т.п.) [20, с.223].
По составу  затраты делятся на простые и  комплексные. Комплексные – это  затраты в состав которых входят несколько элементов затрат (цеховые, общезаводские, коммерческие) Простые, как правило – прямые расходы: амортизационные отчисления, расходы  на оплату труда. Такие элементы как  сырье, топливо, энергия могут быть как комплексными, так и простыми, в зависимости от того, сколько  видов соответствующих материально-производственных запасов учитывается по той или  иной статье затрат.
Разделение  затрат на постоянные и переменные прежде всего важно, для анализа безубыточности продаж, изучения зависимости между объемом продаж, себестоимостью и прибылью, для расчета величины маржинального дохода, оценки степени предпринимательского риска на основе эффекта операционного рычага. Постоянные затраты практически не изменяются с изменением объема выпуска продукции, но изменяются на единицу продукции в зависимости обратной от изменения от изменения объема выпуска (арендная плата, начисленная амортизация, проценты за пользование кредитами и т.п.). Постоянные затраты существуют с момента регистрации и до ликвидации независимо от производственной, коммерческой и иной деятельности. Они практически не меняются, если не принято соответствующее управленческое решение.
Переменные  затраты не изменяются на единицу  выпуска, но изменяются на весь выпуск продукции пропорционально изменению  объема выпуска. Они имеют место  только при наличии производственной, коммерческой, финансовой деятельности. К ним относят затраты на сырье  и материалы, зарплату основных рабочих, топливо, энергию.
Разделение  затрат на производительные и непроизводительные объясняется прежде всего, тем, что  последние на планируются, то есть при  правильной организации технологического процесса могут быть устранены. К  непроизводительным затратам относят  потери от простоев брака и т.п. Еще  одной отличительной чертой непроизводительных расходов является то, что их большая  часть может быть восстановлена  за счет виновных лиц и организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что для  оценки себестоимости продукции  наибольшее значение принадлежит таким  классификациям затрат как: разделение затрат по элементам (регулируемое нормативными актами), разделение затрат по статья калькуляции, а также разделение затрат на прямые и косвенные.

1.3. Факторы, влияющие  на себестоимость продукции

 
Для любой  организации качество решений, принимаемых  относительно управления себестоимостью, является гарантией ее эффективной  работы. Себестоимость продукции  является комплексным понятием, и  она зависит от влияния большого числа различных факторов.
 Все  факторы, во-первых, можно разделить  на две основные категории:  внешнего происхождения, т.е. находящиеся  вне данного предприятия, и  внутреннего порядка. К внешним  факторам относятся: изменение  цен на материалы, полуфабрикаты,  топливо, инструменты и прочие  ценности, получаемые предприятием для нужд производства; изменение установленных размеров минимальной заработной платы, а также всякого рода обязательных взносов, отчислений и начислений. Основными внутренними факторами являются уменьшение трудоемкости изготовления изделий, повышение производительности труда, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, устранение потерь от брака и т.д.
Во-вторых, важнейшие технико-экономические  факторы, влияющие на уровень себестоимости  продукции можно разделить на четыре группы: факторы, определяемые техническим уровнем производства; факторы, определяемые уровнем организации  производства, труда и управления; факторы, связанные с изменением объема и номенклатуры выпускаемой  продукции; народно-хозяйственные факторы.
Первая  группа факторов учитывает влияние  научно – технического прогресса  на снижение себестоимости продукции  за счет внедрения новой техники, технологии и современного ресурсосберегающего  оборудования, механизации и автоматизации  производственных процессов, совершенствования  конструкции и технических характеристик  изготавливаемых изделий. Снижение норм расхода материалов и повышение  производительности труда, достигаемые  в результате технического прогресса, позволяет снизить себестоимость  за счет уменьшения затрат на материалы  и заработную плату с отчислениями от нее.
Вторая  группа факторов влияет на снижение себестоимости  продукции за счет улучшения методов  организации производства и труда, лучшего использования рабочего времени, сокращения технологического цикла производства и реализации продукции, совершенствования управления производством, сокращения на этой основе расходов на управление и др. При  оценке влияния факторов этой группы следует учесть результаты уменьшения простоев и потерь рабочего времени. К этой же группе факторов относится  улучшение использования основных производственных фондов, приводящее к снижению затрат на амортизацию.
Третья  группа факторов учитывает влияние  изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции на себестоимость. Так, увеличение выпуска продукции  на тех же производственных площадях и оборудовании приводит к снижению себестоимости продукции за счет уменьшения доли постоянных расходов.
Четвертая группа факторов определяет влияние  на себестоимость изменения цен, тарифных ставок, транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др. Факторы четвертой группы являются внешними по отношению к  промышленному предприятию.
Степень влияния на уровень и структуру  себестоимости продукции различна для каждой группы факторов. Например, при увеличении объема производства до определенного предела снижение себестоимости достигается за счет сокращения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, а также за счет роста производительности труда в результате повышения  навыков в работе. Повышение технического уровня производства оказывает значительное воздействие на снижение производственных затрат в результате внедрения прогрессивной  техники и технологии производства, модернизации и замены устаревшего  оборудования, механизации и автоматизации  производственных процессов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методология  экономической оценки себестоимости  продукции и выявления резервов  ее снижения


2.1. Методика расчета  основных показателей себестоимости  продукции

 
В процессе экономической оценки себестоимости  продукции рассматриваются:
1) смета  затрат на производство (по экономическим  элементам затрат);
2) себестоимость  всей товарной продукции (по  статьям калькуляции);
3) себестоимость  единицы важнейших изделий по  статьям калькуляции;
4) затраты  на 1 руб. товарной продукции (ТП) [17, с.112].
Исходным  показателем для всех предприятий  является себестоимость единицы  продукции. Затраты на единицу продукции  зависят от объема производства и  являются одним из показателей, используемых в обосновании принимаемых управленческих решений, например при определении  цены товара.
Затраты на единицу продукции предприятия  определяются из следующего соотношения  [10, с.45]:
                                                                                                 (1)                                                
где Zi – средние затраты на единицу продукции;
       zi – себестоимость i-го вида продукции;
       qi – количество единиц  i-го вида продукции;
Рассмотрим  методику его применения в планировании и при оценке выполнения плана  по себестоимости.
Система отнесения затрат на изделие отражена в бухгалтерском учете. Если предприятия  производят однородную, одноименную  продукцию, то себестоимость единицы продукции является показателем, применяемом в анализе плана и динамики затрат. При этом вычисляют следующие абсолютные и относительные показатели:
    относительные показатели:
Индекс  планового задания по изменению  себестоимости, отражающий возможные  изменения себестоимости в планируемом  периоде по сравнению с базовым  периодом:
                                                                                                        (2)
Индекс  выполнения планового задания по уровню себестоимости, отражающий возможные  отклонения  фактической себестоимости  от прогнозируемой:
                                                                                                        (3)
Индекс  фактического изменения себестоимости  единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:
                                                                                                          (4)
Данные  индексы образуют взаимосвязанную  систему показателей:
                                                                                                     (5)
    Абсолютные показатели:
Экономия  от снижения себестоимости единицы  продукции данного вида, предусмотренную  по прогнозу (плану):
                                                                                                 (6)
Сверхплановое изменение (повышение) себестоимости  единицы продукции, отображающее перерасход по издержкам производства:
                                                                                                  (7)
Фактическое абсолютное отклонение уровней себестоимости  единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:
                                                                                                 (8)
Ко второй группе показателей себестоимости  относят показатели изменения себестоимости  сравнимой товарной продукции, которые  учитывают структурные сдвиги в  ассортименте произведенной сравнимой  продукции:
Индекс  планового задания по изменению  плановой себестоимости сравнимой  товарной продукции по сравнению  с базисной ее величиной:
                                                                                              (9)
Индекс  выполнения плана по изменению себестоимости  сравнимой товарной продукции:
                                                                                             (10)
Индекс  фактического изменения себестоимости  сравнимой товарной продукции в  отчетном периоде по сравнению с  базисным периодом:
                                                                                              (11)
Поскольку, как правило, имеет место неравенство  произведения индексов планового задания  и выполнения плана индексу фактического изменения себестоимости, в необходимых  случаях дополнительно определяют индекс влияния структурных сдвигов  в составе сравнимой товарной продукции, используя формулу:
                                                                                              (12)
Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  товарной продукции, который характеризует  издержкоемкость продукции.
На изменение  уровня затрат на 1 рубль товарной продукции  могут оказывать влияние изменения  структуры реализованной продукции, себестоимости отдельных ее видов  и цен на нее.
Затраты на 1 рубль товарной продукции определяем по формуле:
                                                                                       (13)
где Зртп – полная себестоимость 1 рубля товарной продукции
      Q – объем выпуска продукции в натуральных показателях i-го наименования;
      Z– расходы или себестоимость одного изделия;
      P – цена одного изделия;
     N – количество наименований изделий в номенклатуре
Для определения  степени влияния различных факторов на изменение показателя  в отчетном периоде по сравнению с базисным необходимо осуществить следующие  расчеты:
Расчет  затрат на 1 рубль реализованной  продукции отчетного года при  себестоимости единицы продукции  и ценах прошлого года:
                                                                          (14)
Расчет  затрат на 1 рубль реализованной  продукции отчетного года при  себестоимости единицы продукции  отчетного года и ценах прошлого года:
                                                                         (15)
На основании  проведенных расчетов, можно определить влияние на уровень затрат следующих  факторов:
а) изменение  структуры реализованной продукции
                                                     (16)
б) изменение  себестоимости реализованной продукции
                                                    (17)
в) изменение  цен реализованной продукции
                                                        (18)
По результатам  расчетов составляется баланс отклонений, с целью проверки правильности проведенных  расчетов [11, с.351].
Таким образом, можно сделать вывод, себестоимость  продукции может быть оценена  с помощью трех основных групп  показателей: затраты на единицу  продукции, с помощью которого можно  обосновать различные управленческие решения, например, по установлению цены; показатели изменения себестоимости  сравнимой товарной продукции, которые  учитывают структурные сдвиги в  ассортименте произведенной сравнимой  продукции; показатели затрат на один рубль выручки от реализации продукции, применение которых возможно даже в  условиях быстрого и постоянного  обновления ассортимента.

2.2. Определение резервов  снижения себестоимости

 
Одной из задач анализа себестоимости  продукции является выявление упущенных  возможностей снижения себестоимости. Мобилизация внутренних резервов снижения себестоимости обеспечивает повышение  прибыли, а следовательно, и повышение  эффективности производства в целом. Источники резервов снижения себестоимости  можно разделить на две группы.
Источниками резервов снижения себестоимости, во-первых, могут стать эффективное использование  производственной мощности, обеспечивающей увеличение объема производства; во-вторых, сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех ресурсов, роста производительности труда, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака, сокращения потерь рабочего времени и т.д.
Снижение  материалоемкости, или материальных затрат, - один из важнейших источников развития экономики. Материалы повышенного качества, прокат, удовлетворяющий требованиям размерных характеристик, профессиональный рост рабочих-станочников – все это факторы, непосредственно влияют на уровень использования металла, что способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции и достижению экономии.
Степень влияния на размер затрат на материалы  таких факторов как цена, нормы  расхода определяется методом цепной подстановки.
Чтобы определить изменение (прирост или снижение) суммы материальных затрат на производство данного вида продукции, необходимо изменение удельного расхода  материала за счет того или иного  фактора умножить на плановую цену и фактический объем производства продукции:
                                         (19)
где ± МЗ – прирост (снижение) материальных затрат на производство данного вида продукции за счет изменения удельного расхода материала;
±Нpi – прирост (снижение) удельного расхода материала за счет того или иного фактора;
Ziпл – плановая цена на материал;
V – фактический объем производства продукции
Чтобы определить, как изменилась общая сумма материальных затрат за счет факторов, влияющих на цену, необходимо изменение средней цены материалов за счет некоторого фактора  умножить на фактическое количество используемых материалов соответствующего вида:
                                                                                        (20)
где ±МЗц – прирост (снижение) материальных затрат за счет факторов, влияющих на цену;
±Zi – изменение цены i-го вида материалов;
Qмат.ф.фактическое количество материалов соответствующего вида
Экономия  себестоимости может также быть рассчитана по формуле:
                                                          (21)
где Эм – экономия текущих издержек производства на сырье, материалы, топливо;
      Н0, Н1 – нормы расхода материала соответственно до и после внедрения мероприятия;
      Ц0, Ц1 – цена единицы сырья, материала, топлива, энергии соответственно до и после проведения мероприятия;
      Q – годовой объем после внедрения мероприятия;
      Км0, Км1 – коэффициенты использования материальных ресурсов соответственно до и после проведения мероприятия.
Производительность  труда, то есть его результативность и эффективность, измеряется трудоемкостью (временем затраченным на производство единицы продукции)  и выработкой (количеством продукции, произведенной  за определенный промежуток времени  одним рабочим или работающим) и рассчитывается как отношение  стоимости произведенной продукции  к среднегодовой численности  рабочих или работающих. В результате снижения трудоемкости экономия достигается  за счет уменьшения затрат на оплату труда  с учетом дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование в расчете на единицу  продукции, скорректированных на новый  объем производства:
                                                  (22)
где ТЕ0, ТЕ1 – трудоемкость единицы изделия соответственно до и после внедрения мероприятия, нормо-часы;
      Ч0, Ч1 – среднечасовая тарифная ставка соответственно до и после внедрения мероприятия, руб.;
      Кд, Кстр. – коэффициенты, учитывающие дополнительную заработную платы и отчисления на социальное страхование;
      Q1- новый объем производства, шт.;
      Квн0, Квн1 – коэффициенты выполнения норм соответственно до и после внедрения мероприятия.
Экономия  на амортизационных отчислениях  в результате улучшения использования  времени работы оборудования может  быть определена по формуле:
                                                                            (23)
где Ц – первоначальная стоимость оборудования, руб.;
      На – норма амортизации, доли единицы;
      Qн, Qc – объем выпуска продукции соответственно при новом и старом уровне использования времени работы оборудования, шт.
Экономия  на условно – постоянных расходах рассчитывается по формуле:
                                                                            (24)
где Зуп – условно-постоянные затраты;
     Qс – объем производства до проведения мероприятия по повышению производительности труда и улучшению использования времени работы оборудования, шт.;
    ?Qтр – прирост объема производства в результате роста производительности труда, ?Qтр= Q1-Q0 (здесь Q1 и Q0 – объем производства до и после проведения мероприятия);
   ? Qисп – прирост объема производства в результате повышения уровня использования времени работы оборудования, Qисп = Qн - Qс
При разработке перспективных планов снижения себестоимости  продукции широко применяется индексный  метод. В этом случае снижение себестоимости (Асс) в результате использования внутрипроизводственных резервов определяется как сумма долей снижения себестоимости продукции или затрат на 1 руб. товарной продукции, обеспечиваемой каждым источником:
                                                                                (25)
где аi – доля снижения себестоимости продукции или затрат на 1 руб. товарной продукции i-го источника, доли единицы;
      t – количество внутрипроизводственных источников ( i=1,2,3,…, t).
Например  снижение себестоимости или затрат на 1 руб. товарной продукции в результате роста производительности труда  может быть рассчитано по формуле:
                                                                                            (26)
 где аз – доля снижения затрат на 1 руб. товарной продукции или себестоимости, доли единицы;
          Iз, Iпр – индексы роста соответственно заработной платы и производительности труда (отношение заработной платы и производительности труда в последующем году к заработной плате и производительности труда в предыдущем году);
         Qз – доля заработной платы в себестоимости (или затрат на 1 руб.) товарной продукции.
Экономия  в абсолютном выражении равна:
                                                                                     (27)
 
где С – себестоимость товарной продукции в рублях;
Зтп – затраты на один рубль товарной продукции в рублях
Факторы, влияющие на технико-экономические  показатели, можно объединить в следующие  укрупненные группы.
    Повышение технического уровня – процесс усовершенствования технической базы, рост уровня которого достигается в результате:
- совершенствования  средств труда (внедрения прогрессивной  техники и технологии, повышением  доли усовершенствованного оборудования), предметов труда (применения прогрессивных  видов сырья, материалов, энергоносителей);
- рационального  использования сырья, материалов;
- механизации  и автоматизации производственных  процессов.
Использование более производительного оборудования позволяет экономить заработную плату (живой труд) при увеличении амортизационных отчислений. Повышение  производительности труда заключается  именно в том, что доля живого труда  уменьшается, а доля прошлого труда  увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся  в товаре, уменьшается больше, чем  увеличивается количество прошлого труда.
Экономию  при внедрении производительного  оборудования можно рассчитать по следующей  формуле:
 
                                                       (28)
 
где Зс – заработная плата рабочего-станочника за год, руб.;
Пс, Пн – производительность соответственно старого и нового оборудования;
Цс, Цн – первоначальная стоимость соответственно старого и нового оборудования, руб.;
Ас, Ан – норма амортизационных отчислений при использовании соответственно старого и нового оборудования
    Совершенствование организации производства и труда. Эта группа факторов влияет на снижение себестоимости в результате специализации производства, совершенствования организации труда и управления производством, улучшения материально-технического снабжения и сбыта, эффективного использования времени рабочих –станочников, сокращения излишних затрат.
Следовательно, экономическая оценка себестоимости  продукции направлена прежде всего  на выявление резервов снижения себестоимости, основными источниками которых  являются: эффективное использование  производственных мощностей предприятия, сокращение затрат на производство и  реализацию продукции, прежде всего  за счет экономного использования материальных ресурсов и повышения уровня производительности труда.
 
 
 

2.3. Управление затратами  предприятия на основе операционного анализа

 
Методика  операционного анализа базируется  на  изучении соотношения  между  тремя  группами важнейших экономических  показателей: издержками, объемом реализации товаров и  прибылью – прогнозировании  критической  и предельной величины  каждого из этих показателей  при  заданном  значении других. Данный  метод управленческих расчетов  называют еще  анализом  безубыточности  или  содействия  доходу.
Операционный  анализ, или модель «затраты - объем - прибыль», считается одним из самых простых и эффективных методов принятия оперативных и стратегических решений по управлению затратами (себестоимостью) на предприятии.
Важнейшими  элементами операционного анализа  являются порог рентабельности (точка  безубыточности), запас финансовой прочности, операционный рычаг.
Порог рентабельности, или точка безубыточности, - это  положение самоокупаемости фирмы, то есть когда выручка равна затратам. Основная цель предприятия – быть выше этого порога.
Анализ  безубыточности может проводится графическим  и аналитическим методом. На рисунке 3 представлен график для анализа  ситуации безубыточности.
График  показывает объем произведенной  продукции в натуральных единицах (по горизонтальной оси) и доход или  издержки в стоимостном выражении (по вертикальной оси). Проекция точки  N – пересечения линии дохода OD и линии совокупных издержек АС на горизонтальную ось определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натурально выражении, который обеспечивает равенство расходов и доходов. Проекция точки N на вертикальную ось характеризует выручка от реализации, которая обеспечивает покрытие расходов. Любая разность по вертикали между линиями OD и AC справа от точки N показывает прибыль при определенном объеме производства, слева от точки N отражаются убытки (превышение расходов над доходами).
 

Рисунок 3 - График для анализа ситуации безубыточности
При изменении  постоянных издержек линия совокупных издержек перемещается параллельно  линии АС вниз или вверх. Объем  продаж в точке безубыточности в натуральных единицах в  случае сокращения постоянных издержек снижается, прибыль возрастает, во втором – при увеличении постоянных издержек объем продаж в точке безубыточности увеличивается  и прибыль сокращается.
При  изменении переменных издержек линия  совокупных издержек АС меняет угол наклона: становится более пологой при  снижении переменных расходов и более  крутой при их увеличении. В первом случае объем реализации в точке безубыточности сокращается и возрастает уровень прибыли, во втором случае, точка безубыточности возрастает, и уровень прибыльности снижается.
При аналитическом  способе решения точку безубыточности можно определить следующим образом: на первом этапе необходимо определить сумму маржинального дохода предприятия, а также долю маржинального дохода в выручке от реализации, зная размер постоянных и переменных затрат.
Экономическое содержание маржинального дохода –  это вклад организации в постоянные издержки, которые оно несет в  любом случае, даже тогда, когда объем  реализации равен нулю. Организация  начнет получать прибыль только после  того, как возместит постоянные издержки за счет дохода от реализации определенного  количества продукции. Чем больше постоянные затраты, тем больше нужно продать  продукции, либо сократить постоянные издержки.
Маржинальный  доход (МД) может быть определен по формулам:
                                                 (29)
или
                                                          (30)
Доля маржинального  дохода в выручке от продаж определяется:
 
                                                       (31)
Для определения  точки безубыточности (порога рентабельности), которая обеспечит валовую прибыль на уровне постоянных затрат воспользуемся формулой:
    (32)
Запас финансовой прочности – это разность между  фактическим объемом производства и точкой безубыточности, характеризующая  стабильность положения производства.
Операционный  рычаг показывает взаимосвязь изменения  прибыли от изменения выручки  на 1%.
Валовая маржа – эта та часть выручки  от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование  прибыли. Коэффициент валовой маржи  показывает, сколько рублей маржинальной прибыли получает предприятие с  каждого рубля выручки.
Далее можно определить запас финансовой прочности. В абсолютном выражении запас финансовой прочности определяется:
                   (33)
 
Уровень запаса финансовой прочности также  можно выразить в процентном отношении:
  (34)
 
Эффект  операционного рычага можно определить по формуле:
                                                                            (35)
Результатом операционного анализа должно стать  определение оптимального размера  и соотношения постоянных и переменных издержек в структуре себестоимости, а также степени их влияния  на объемы реализации  и размер прибыли  от реализации.
 
 
 
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Экономическая  оценка себестоимости продукции   ЗАО «Курскрезинотехника»

3.1 Характеристика производственной  и финансовой деятельности ЗАО  «Курскрезинотехника»

 
Биография ЗАО «Курскрезинотехника» начинается в послевоенные 40-е годы, когда  правительством страны было принято  решение о строительстве Курского завода резинотехнических изделий. Первая продукция завода – плоский  приводной ремень – выпущена 30 сентября 1948 года. В последующие годы завод, наращивая мощности и совершенствуя  технологию, превратился в одно из крупнейших предприятий отрасли.
С мая 1996 года в связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об акционерных  обществах» принята новая редакция Устава общества зарегистрированная 21.05.96 г. в Администрации г. Курска. Фирменное  наименование – закрытое акционерное  общество «Курскрезинотехника».
Основные  виды деятельности организации, их доля в общем объеме производства и  занимаемая доля рынка представлены в таблице 3.
Как свидетельствуют  данные таблицы, наиболее прибыльным видом  продукции предприятия являются различные виды лент конвейерных. Кроме  того, продажа именно этой продукции  сделала завод одним из лидеров  на рынке резинотехнических изделий. Вторым по уровню прибыльности видом  продукции можно считать различные  типы армоленты, именно ее себестоимости  стоит уделить повышенное внимание, в связи с тем, что на рыке больше не существует отечественного производителя  данного вида продукции.
Наименее  прибыльными видами деятельности завода можно считать производство и  реализацию неформовых изделий, а также  ремней.
 
Таблица 3 – Характеристика основных видов  деятельности ЗАО «Курскрезинотехника» в 2007 году
Вид деятельности
1
2
3
4
Производство резинотехнических  изделий
100
100
13,7
в т.ч.
     
Лента конвейерная резинотканевая
61,1
52,5
55,5
Армолента
8,2
12,5
100
Ремни плоские
1,7
1,2
49,9
Рукава
10,1
10,1
9,9
Формовые изделия
8,5
9,2
5,3
Неформовые изделия
1,6
2,3
6,2
Прочие
8,8
11,6
5,1

 
От производства неформовых изделий предприятию  лучше отказаться, поскольку при  низком уровне прибыли на данные изделий, завод также не может конкурировать  с другими производителями, о  чем свидетельствует показатель доли рынка для данного изделия.
Основными покупателями являются предприятия  угольной и металлургической промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, энергетики и железные дороги.
Основными конкурентами компании являются ОАО  «Уральский завод РТИ», ОАО «РТИ-Каучук», ОАО «Саранскрезинотехника», ГСК  «Красный Треугольник», ОАО «Кварт».
В таблице 4 приведен ряд технико-экономических  показателей деятельности ЗАО «Курскрезинотехника» за период с 2005 по 2007 гг. информационной базой анализа служит бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия  за 2005-2007 гг., представленная в приложении А, Б, В.
Таблица 4 - Технико-экономические показатели ЗАО "Курскрезинотехника"

и т.д.................


Наименование показателя

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.