На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сертификация продукции в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           
1. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1.Сущность, виды, цели и  принципы сертификации                                           
1.2.Органы сертификации и их функции                                                                 
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Стандарты и руководящие  документы Республики Беларусь                       
2.2. Международные стандарты  ИСО серии 9000                                                 
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ  СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИ                     
4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕ-
НИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1.Анализ стандартизации  и сертификации продукции на  белорусских  промышленных предприятиях                                                                          
4.2. Организация стандартизации и сертификации продукции на ПО«МТЗ»    
4.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ПО «МТЗ»            
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.
Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения  качества продукции, работ и услуг. Проблема качества актуальна для  всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Как продукция, так и услуги могут быть небезопасными для жизни и здоровья населения, поэтому они должны находиться в поле зрения государства при реализации им функции защиты прав потребителей. В развитие законов Республики Беларусь "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг" Белстандартом поэтапно с 1994 года вводится обязательная сертификация товаров. Ведется планомерная разработка государственных стандартов, регламентирующих деятельность в сфере производства товаров и создающих условия для проведения сертификации.
Государственные системы  стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.
Предметом курсовой работы является раскрытие сущности сертификации и стандартизации, их цели, виды, принципы, органы управления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть сущность сертификации  и стандартизации, их функции  и роль, возможность дальнейшего  развития.
2. Познакомить с принципами  сертификации и стандартизации, органами их управления.
3.Изучить состояние работ по сертификации товаров в Республике Беларусь.
4.Рассмотреть наиболее  приоритетные направления в области  развития сертификации товаров.
5. Изучить роль стандартизации и сертификации на белорусских промышленных предприятиях.
Целью работы является изучить  сущность стандартизации и сертификации, приобрести знания для использования их на практике.
Работа состоит из четырех глав, заключения-вывода и списка используемых нормативных актов, литературы и периодики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
1.1 Сущность, виды, цели и принципы сертификации
 
В условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.
 «Сертификация» в переводе с латинского означает «сделано верно». Чтобы убедиться в том, что продукт труда «сделан верно», качественно, необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Сертификация — это  деятельность соответствующих органов  управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции  конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другими нормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.[7, с. 200]
Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля.
Многие зарубежные фирмы  расходуют большие средства и  время, чтобы доказать потребителю, что их продукция обладает высоким  качеством. Так, например, по зарубежным источникам величина издержек на эти  работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.
Иногда эти затраты  даже сопоставимы с затратами  на достижение самого качества. Это  делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Все это и предопределило широкое распространение сертификации.
Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной  к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды  заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать  ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в  обращение недоброкачественной  продукции; с другой стороны - устанавливать  обязательные к выполнению минимальные  требования, касающиеся характеристик  продукции, вводимой в обращение. К  первым относятся такие законодательные  акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности  за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества[13, с.245].
Системы сертификации могут  действовать на национальном, региональном и международном уровнях.
Любая система сертификации использует стандарты (международные, национальные, региональные) на соответствие требованиям. Информация о соответствии стандартам необходима покупателям, страховым компаниям, правительственным органам для самых разных ситуаций, связанных с продуктом труда. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте труда.
Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом индентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, его отдельным разделам или конкретным характеристикам (показателям качества) продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечивать возможность ее сравнения с результатами испытаний (измерений параметров), на основе которых он выдав.
Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком. Знаком соответствия товар маркируется ив том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта[14, с.130].
Обычно в системах сертификации действуют правила по применению знака соответствия государственному стандарту. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации.
Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке. Первым таким знаком был всем известный «знак качества». Позже были созданы зарегистрированные в установленном порядке знаки соответствия, которыми по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной продукции установленным требованиям Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Белстандартом РБ.
Применение знаков соответствия регламентируется конкретной системой сертификации согласно правилам, устанавливаемым  Белстандартом. Эти правила распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации.
Основными целями сертификации являются:
    создание равных условий для деятельности предприятий, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия в международной торговле;
    защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;
    подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
    содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.
Принципы сертификации:
    обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации об ее качестве;
    добровольность или обязательность;
    объективность (независимость от изготовителя и потребителя);
    достоверность (использование профессиональной испытательной базы);
    предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;
    разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления[9, с.46].
Сертификация может осуществляться как в законодательно регулируемой сфере (обязательная сертификация), так и в нерегулируемой сфере хозяйствования (добровольная сертификация).
Обязательная сертификация является методом государственного контроля за безопасностью продукции. Она осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции, процесса или услуги требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность, поскольку обязательные требования нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.
Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Эта сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации, и знаки соответствия в Госстандарте страны, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации. Добровольная сертификация касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Как правило, развитие этого вида сертификации поддерживается государством. К сожалению, добровольная сертификация не сможет заменить обязательную сертификацию для товаров и услуг, подлежащих последней. Добровольная сертификация не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение.
Самосертификация допускается  для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.
Сертификация третьей  стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции . [7, с.201-202]
 
 
1.2 Органы сертификации и их функции
 
В Республике Беларусь действует  Национальная система сертификации, созданная республиканским органом  по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа (органа надзора), рис. 2.1. [22, с. 116]
 

Рисунок 1 – «Организация сертификации продукции»*
*Источник: [22, с.119].
Во главе системы стоит  официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются:
    разработка порядка проведения сертификации;
    аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;
    принятие решения о допуске предприятий к системе сертификации;
    выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.
Важным звеном системы  сертификации является испытательный  орган (центр или лаборатория), который  необязательно должен находиться в  составе сертификационного органа.
Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:
    документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;
    квалифицированный персонал;
    документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;
    помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний, аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний.
Надзор за функционированием  системы обеспечения качества продукции  на предприятии осуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационного  органа осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляются условия  для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этом контролю могут быть подвергнуты отдельные циклы производства, испытательные установки и системы качества.
Важным элементом в  системе сертификации является национальная организация метрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразие средств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонов и образцовых средств измерений.
Сертификация не снимает  ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительства  многих стран приняли в последние  годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.
Сертификационный центр  несет ответственность за достоверность  и объективность испытаний, а сертификационный орган — за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.
Процедура сертификации начинается с подачи заявки в соответствующую организацию. После предварительного определения соответствия продукции действующей нормативно-технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.
После детального изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности обеих сторон и дополнительное приложение, в котором называются технические средства контролера, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.
Национальная система  сертификации организуется в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.
Целью системы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ и услуг, повышение  конкурентоспособности продукции  на внешнем рынке, увеличение экспорта. Системой сертификации предусматриваются следующие виды деятельности:
    сертификация продукции;
    сертификация производства;
    аттестация изготовителей;
    аккредитация испытательных лабораторий;
    аккредитация органов по сертификации однородной продукции;
    аккредитация органов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;
    аккредитация центра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений.
Обязательная сертификация проводится на основании законодательных  актов и правительственных постановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям межгосударственных (стран — участниц СНГ) стандартов, а также других нормативных документов, которые устанавливают обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.
Проведение добровольной сертификации организует изготовитель продукции.
Сертификация продукция  должна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение  о присоединении к международным  системам принимает правительство.[22, с. 115-118] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.СТАНДАРТИЗАЦИЯ  ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
2.1 Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
 
В Республике Беларусь отношения, возникшие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, регулируются Законом «О техническом нормировании и стандартизации» № 262-3 от 5 января 2004 года. Закон определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. [19, с. 93]
В процессе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристики объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных актов. К таким актам относятся стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.
Стандарт – это технический  нормативный правовой акт, разработанный  в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащей технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. [19, с. 94]
Стандарты бывают международными, межгосударственными (региональными), государственными (национальными), организации.
В Республике Беларусь в  зависимости от специфики объекта  стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются, как правило, стандарты следующих видов:
    основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические), которые устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования;
    стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции;
    стандарты на работы (процессы), услуги, которые устанавливают требования к методам (способам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ (услуг) в технологических процессах изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;
    стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), которые устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении, утилизации.
В Государственной системе  стандартизации Республики Беларусь устанавливаются нормативные документы по стандартизации следующих категорий:
    государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ;
    государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь –
СНБ;
    общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь – ОКРБ;
    руководящие документы отраслей Республики Беларусь – РДРБ;
    технические условия Республики Беларусь — ТУ РБ;
    технические описания Республики Беларусь — ТО РБ;
    стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ, концернов) — СТП.
На территории Республики Беларусь Государственные стандарты  Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют предприятия, объединения, в том числе с иностранными инвестициями учреждения, организации независимо от форм собственности и подчиненности, министерства и другие органы государственного управления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица[1, с.32].
Государственные стандарты  Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют при разработке законодательных актов, а также  при разработке, изготовлении, реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортировании и утилизации продукции (при оказании услуг) и т.д.
Руководящие документы отраслей применяют на территории Республики Беларусь предприятия и организации, входящие в систему органа, утвердившего данный документ, а также на добровольной основе другие предприятия и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Руководящие документы Госстандарта применяют в соответствии с областью их распространения.
Технические условия и  технические описания применяют  на территории Республики Беларусь организации, независимо от форм собственности и  подчиненности, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.
Стандарты организаций применяют  в организации, утвердившей стандарт организации.
Продукция не подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она не соответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению, предусмотренным в действующих стандартах. Указание в маркировке продукции стандарта (ГОСТ, СТБ и др.) осуществляется при наличии у изготовителя официально изданного экземпляра стандарта или экземпляра, приобретенного в организации, которой Госстандартом, Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь предоставлено право распространения стандартов.
Импортируемая продукция  должна соответствовать обязательным требованиям действующих стандартов в части безопасности и охраны окружающей среды.
Информация о выпускаемой  продукции представляется организацией в установленном порядке.
Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом от соответствующих организаций и национальных органов, если их требования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующему в республике законодательству. [18, с. 14-15] Применение международных и региональных стандартов осуществляют через государственные стандарты Республики Беларусь следующими способами:
    прямое применение международного (регионального) стандарта как полного аутентичного перевода текста международного (регионального) стандарта;
    прямое применение международного (регионального) стандарта с дополнительными национальными требованиями;
    прямое применение международного (регионального) стандарта в качестве приложения к государственному стандарту Республики Беларусь.
Национальные стандарты  других государств применяют непосредственно (при их издании на русском языке) или в качестве государственных стандартов Республики Беларусь аналогично международным и региональным стандартам.
Применение международных, региональных, национальных стандартов других государств, стандартов предприятий  других государств на изготавливаемую и поставляемую только на экспорт продукцию производится на договорной (контрактной) основе с потребителем (покупателем) продукции.
Допускается применение отраслевых стандартов, стандартов научно-технических  и инженерных обществ, технических  условий других государств (изданных или переведенных на русский язык) на основе соответствующих соглашений о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, организаций, утвердивших эти документы и официально подтвердивших правильность перевода нормативного документа на русский язык[5, с.148].
Информация о применяемых  нормативных документах по стандартизации других государств на поставляемую продукцию  представляется предприятием (организацией) в Госстандарт (Минстройархитектуры) в течение месяца после реализации первого образца первой партии продукции.
Государственный контроль и  надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона «О стандартизации»  и составляет часть государственной  системы стандартизации. Основными  целями стандартизации являются:
    защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции, услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрану окружающей среды;
    повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и экономики государства;
    обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции;
    содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;
    устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке, участие республики в международном разделении труда;
    обеспечение единства измерений;
    содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности республики;
    содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами и средствами стандартизации.
Основными задачами стандартизации являются:
    установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции в интересах потребителя и государства;
    развитие унификации продукции;
    нормативное обеспечение межгосударственных я государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.);
    согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
    снижение материалоемкости и энергоемкости, применение прогрессивных технологий;
    установление метрологических норм, правил, положений и требований;
    установление требований к испытаниям, сертификации,контролю и оценке качества продукции;
    ведение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации[1, с.24].
На современном этапе  государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов приобретает  социально-экономическую ориентацию, поскольку он в основном направлен  на проверку строгого соблюдения всеми  хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды  обитания.
Согласно закону РБ «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер.
Системы управления качеством  продукции основываются на Государственной  системе стандартов Республики Беларусь (СТБ).
На межотраслевом уровне управление качеством осуществляется на основе государственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выбор показателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управления качеством.
На отраслевом уровне управление качеством продукции осуществляется на основе государственных и отраслевых стандартов и других нормативных  документов, которые разрабатываются  для учета специфических особенностей отраслей. Отраслевые стандарты позволяют  согласовывать специфические условия  организации производства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиями государственных  стандартов» межотраслевой научной  и нормативно-технической документации. На уровне организации управление качеством  осуществляется на основе государственных  отраслевых стандартов, технических  условий и стандартов организаций, других нормативно-технических документов. Последние отражают организационно-техническую  и технологическую специфику  работ в организации и условия  их выполнения.
Таким образом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровню качества продукции, формируемые  на всех стадиях жизненного цикла  изделия. В целях обеспечения  безопасности жизни, здоровья и имущества  граждан, охраны окружающей среды, технической  и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнением требований стандартов. [19, с. 93-99]
2.2 Международные стандарты ИСО серии 9000
 
Систему международных стандартов характеризуют нормативные документы  общемировых неправительственных  организаций (ISO, IEC, WTO), международных  отраслевых организаций и других международных региональных организаций.
Первая Международная  неправительственная организация  для разработки всемирных стандартов в области электротехнической промышленности International Ekctrotechnical Commission (IEC) была основана в 1906 г., в  1926 г. она была преобразована в Ассоциацию International Standardizing Associations (ISA). В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISA была прекращена.
В 1946 г. представители 25 стран  собрались в Лондоне и решили создать новую организацию для  содействия в области координации  и унификации промышленных стандартов. Новая организация — International Standardizing Organization (ISO) -официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.
После создания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и  МЭК, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей  является разработка международных  стандартов в соответствующей области. МЭК занимается стандартизацией  в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения; ИСО —  во всех остальных отраслях.
Основным видом деятельности ИСО является разработка международных  стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением  экспорта, рынка сбыта, поддержания  конкурентоспособности выпускаемой  продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получили наиболее широкое признание  в мире. Они устанавливают требования к качеству и являются основой  управления качеством продукции  примерно в 400 тысячах систем качества частных и государственных предприятий 150 стран.
Стандарты ИСО серии 9000—это пакет документов по обеспечению  качества, подготовленный членами международной  делегации, известной как «ИСО/Технический  комитет 176» (ISO/TC 176).
Стандарты ИСО серии 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предстоит выполнить  организации. Данные международные  стандарты не описывают как достичь  решения этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.
Действующие международные  стандарты (МС) ИСО серии 9000 издания 2000 г. разработаны Техническим комитетом  ИСО/ТК 176 и являются третьей версией  данной серии стандартов.
Первая версия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные в области управления качеством.[19, с. 100]
На протяжении всего периода  существования стандартов ИСО 9000 продолжалась разработка новых и пересмотр  действующих основополагающих стандартов (в 1994 г. и в 2000 г.).
Изменения, внесенные в  стандарты в 1994 г., не противоречили  основным подходам и структуре стандартов 1987 г. Но при этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось.
В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО и была принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г.
Стандарты третьей версии обладают следующими преимуществами:
    применимы к любым организациям независимо от их вида, размера, выпускаемой продукции иди оказываемой услуги;
    просты в применении, упрощена терминология, доступны для понимания;
    существенно сокращен объем обязательных процедурных документов;
    устанавливают связь системы менеджмента качества с организационными и бизнес-процессами;
    обеспечивают естественное движение в направлении улучшения деятельности организаций в соответствии с заложенными в них требованиями;
    ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей;
    образуют согласованный комплекс стандартов, совместимый с другими системами, связанными с управлением, развитием, финансированием, охраной окружающей среды, охраной труда и безопасностью, а также стандартами, устанавливающими отраслевые требования;
    обеспечивают возможности по созданию системы менеджмента качества в специфических отраслях экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т.д.);
    учитывают потребности и выгоды для всех заинтересованных сторон (организаций, их собственников и персонала, потребителей, государства, общества в целом);
Для организаций, применяющих  стандарты на системы менеджмента  качества согласно концепции третьей  версии ИСО 9000, различают четыре общие  категории продукции:
    оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленную продукцию, состоящую из отдельных единиц или собранную из разрозненных частей, предназначенную для поставки потребителю;
    интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в форме компьютерных программ, проектов и т.д.;
    перерабатываемые материалы, к которым относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние. Перерабатываемые материалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок или гранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;
    услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристские услуги и т.д.
Важнейшим преимуществом  в стандартах ИСО серии 9000—2000 является то, что требования к системам менеджмента  качества для всех категорий продукции  являются общими.
В новой версии стандартов ИСО 9000 учитывалось и противоречие между торговой политикой и политикой  устойчивого экологически безопасного  развития экономики, т.е. то, что в  торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя  затрат по экологизации и модернизации производства.[10, с. 121-123]
Для разрешения этого противоречия разработаны международные экологические  стандарты» в первую очередь стандарты  ИСО 14000. Стандарты этой серии ориентируют  организации на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает  соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
В связи с обострением  экологических проблем в мировом  хозяйстве сертификация продукции  на ее соответствие международным экологическим  стандартам приобретает все большее  значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическую политику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийся  мировой рынок экологически чистой продукции. Международные организации  разрабатывают единую международную  классификацию этого рынка и  единые критерии в отношении понятия  «экологически чистая продукция». Влияние  экологических факторов на возможности  конкуренции, на развитие международной  торговли и экспортного производства становится одной из доминант XXI в. Страны, имеющие наиболее жесткие экологические  стандарты, оказываются и наиболее конкурентоспособными. С этой целью  созданы Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому  развитию, учитывающему его экологическую  составляющую. Для своих членов (а  первоначально в состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливает повышенные экологические  стандарты. Существует уже большое  число многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров  по вопросам экологической безопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и  окружающей среде занимается установлением  соотношения между принципами и  задачами торговой политики отдельных  стран и положениями международных  договоров и соглашений по охране окружающей среды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции  на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции  уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствия международным экологическим  стандартам и использования безопасных производственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами  по международным соглашениям об охране окружающей природной среды. Таким образом, пересмотр стандартов 2000 г. повлек за собой изменения, касающиеся ответственности управления, мониторинга, измерения, постоянного совершенствования и других вопросов. [19, с. 100-104]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
 
 В настоящее время  наступает новая фаза интеграции  стран Европейского сообщества (ЕС), которая затрагивает вопросы  сертификации продукций и маркировки  изделий, соответствующих требованиям  европейских норм и стандартов.
Комиссия ЕС в качестве основных критериев применения знака  «СЕ» определила следующие;
    знак должен применяться исключительно для индикаций соответствия существующим директивам и поэтому он полностью заменяет все национальные законодательства, относящиеся к этой области;
    знак должен означать иди показывать, что продукция и/или производитель соответствует существующим требованиям, что производитель провел необходимые действия по оценке соответствия и продукция может быть размещена на рынке без ограничения;
    знак должен проставляться на продукцию, однако особыми директивами может разрешаться размещение знака на упаковке или сопроводительной документации;
    знак должен проставляться при соответствии продукции всем требованиям, относящимся к ней. Если продукция подпадает под действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие всем затрагиваемым директивам;
    знак не должен указывать на директивы и/или стандарты, которым соответствует продукция. Эта информация должна содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах;
    после знака «СЕ» третьей стороне рекомендуется проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывающий на ее участие, и две последние цифры года простановки;
    так как знак «СЕ» означает соответствие продукции законодательству Европейского сообщества, национальные знаки остаются, но они не могут отражать соответствие законодательству ЕС.  [9, 360]
Таким образом, знак «СЕ» -- единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам ЕС.
В настоящее время знаки  соответствия директивам ЕС становятся фактором конкурентоспособности. Их уже  можно встретить на продукции  ряда ведущих промышленных компаний мира. К этому же должны стремиться и отечественные промышленники.
Для удовлетворения спроса потребителей на информацию о продукции, поступающей на международный рынок, в последние десятилетия (в Европе -- с 1977 года) стало широко применяться  штриховое кодирование, с помощью  которого может быть зашифрована  информация о некоторых, наиболее существенных параметрах продукции.
В настоящее время европейская  система кодирования EAN (European Article Numbering) применяется и за пределами Европы.
Ассоциация EAN разработала  коды стран и централизованно  представляет лицензию на использование данных кодов, Например, Франция для обозначения своей страны получила диапазон 30 – 37, Италия – 80 –87. Для некоторых стран предусмотрены трехзначные коды: 520 – Греция, 789 – Бразилия, 460 – Россия, 474 – Эстония, 599 – Венгрия, 481 – Беларусь.
Код EAN-8 предназначен для  небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя предусмотрен регистрационный  номер продукта). Полный штриховой  код позволяет закупочным, торговым или внешнеторговым организациям иметь  четкие реквизиты происхождения  товара и адрес, предъявлять претензии  по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).
В России вопросами штрихового кодирования занимается внешнеэкономическая  ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой – оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и идентификации товаров.
Штриховой код состоит  из чередующихся темных (штрихов) и  светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для  считывания сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры  и вводят информацию о товаре в  компьютер,
Наиболее широко применяются  два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный» представляющие собой сочетания  штрихов и пробелов разной ширины, Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра складывается из двух штрихов и двух пробелов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ  И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР  ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
4.1 Анализ стандартизации  и сертификации продукции на  белорусских промышленных предприятиях
 
Одним из условий повышения  конкурентоспособности продукции  и реализации товаров на мировом  рынке является их соответствие требованиям  международных норм, правил и законов, действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием  сертификации является система мер  и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции  требованиям международных стандартов, рекомендаций и других документов, действующих на мировом рынке  или в стране - импортере данной продукции
Таким образом, одним из важнейших  путей повышения качества продукции  на предприятиях является стандартизация и сертификация. Сертификация, в  свою очередь, относится к числу  наиболее эффективных способов повышения  конкурентоспособности продукции  и предприятия в целом.
Экономические преимущества сертифицированной продукции:
    если предприятие обладает сертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающей среды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями как свидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции; в настоящее время наличие данного сертификата является нормативным условием обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;
    если предприятие имеет сертификат на продукцию и (или) систему качества, то это во многих случаях может рассматриваться как необходимое условие заключение сделки и подписания контракта с иностранными партнерами, для которых наличие такого сертификата у партнера является нормой;
 
     если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражаться на контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышения уровня цены);
    если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, то это создает относительно более благоприятные условия для страхования, получения различных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховым компаниям и банкам.
Применение белорусскими предприятиями сертификации продукции  в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
    обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
    облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
    обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
    способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
    уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;
    предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
    стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований
    способствует повышению организационно-технического уровня производства;
    стимулирует ускорение НТП.
РУП "Пинский ЦСМС" с 2007 года проводит работы по сертификации систем качества на соответствие требованиям  государственных стандартов, СТБ ISO 9001-2009 и СТБ 1470. В 2011 году сертификаты  соответствия  на системы качества получили 5 организаций Пинского региона.
Стандарты помогают решать задачу по существенной модернизации и созданию более гибких производств. Современное оборудование позволяет  выпускать такую номенклатуру продукции, которая сегодня востребована на рынке. Организации Пинского региона  успешно решают проблемы импортозамещения. ИООО "БелОрганика" (г. Лунинец) является единственным производителем поролона в промышленном масштабе на территории Республики Беларусь. До появления  ИООО "БелОрганика" 100% поролона в  РБ приходилось на импорт. В ближайшее  время предприятие планирует  закрыть 50% потребностей РБ в этом материале. СООО "Белполтерм" специализируется на выпуске плит пенополистерольных теплоизоляционных, получивших широкое  применение для теплоизоляции пола, стен, фундамента [21, с.38].
Одним из важнейших элементов  технического регулирования является стандартизация, которая сегодня  в республике рассматривается как  инновационное направление, реализуемое  с учетом международного опыта. 
Основная задача государственной стандартизации – создание, развитие и поддержание в актуальном состоянии нормативной базы, обеспечивающей разработку и производство безопасной, высококачественной и, в конечном счете, конкурентоспособной продукции и услуг.
В текущем пятилетии работа по стандартизации в РБ будет сконцентрирована на следующих направлениях:
    разработка стандартов на основные экспортоориентированные группы и виды продукции;
    разработка стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами;
    стандартизация в области ресурсо- и энергосбережения;
    разработка стандартов на методы испытаний.
Усилия Госстандарта, других органов государственного управления, промышленности и бизнеса направлены на ускоренный переход белорусских  изготовителей на международные  и европейские стандарты в  высокотехнологичных и экспортоориентированных  секторах экономики.
Уровень гармонизации принятых в I полугодии 2011 года государственных  стандартов превысил 71%. Наибольшее количество международных и европейских  разработок «прописалось» в машиностроении и металлургии, строительной индустрии, электротехнике, легкой и пищевой  промышленности. 
 Последовательная работа в этом направлении позволяет респ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.