На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие отношений собственности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Развитие отношений собственности
  
 
 
 
План
 
1. Приватизация в экономике: сущность, формы, российский и зарубежный опыт
2. Тесты
3. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приватизация в экономике: сущность, формы, российский и зарубежный опыт.

 
 
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении
и развитии товарного производства наряду с разделением труда  решающую  роль играет  собственность.  Отношения  собственности  составляют  основу   любой экономической системы.
Истории человеческого  общества  известны  самые  разнообразные  формы
собственности,  из  которых  наибольшее  значение  имеют  государственная  и частная собственность.
В современном  мире  нет  ни  одной  страны,  где  бы  государство  не занималось     активно     хозяйственной     деятельностью.    Преобладание
государственной   формы   собственности   в   экономике   страны   ведет   к
возникновению  государственной  монополии,  которая  пагубна  для   развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна  выгодна  производителю.
 
В развитой рыночной экономике важную роль играют экономические институты и государство. Упразднив советскую модель в различных ее проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйства, нельзя не сказать о собственности.
Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России. Обусловлено это тем, что отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Сложившиеся более чем за 70 лет отношения собственности в России составляли основу административно-командной системы хозяйства. Если они остаются неизменными, то система рыночных отношений обречена на провал. Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности.
Проблемы содержания отношений собственности как экономической категории являются важнейшими методологическими проблемами экономической теории. Они служат предметом самого пристального изучения многих экономистов-ученых. Эти проблемы уже не один десяток лет выступают объектом теоретических споров и дискуссий.
 
Истории известны разные типы собственности, главными из которых является общая и частная. Исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении. В дальнейшем появилась частная собственность. В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.
Частная форма собственности - форма при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.
Государственная собственность - система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).
Коллективная собственность - система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства Формами коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.
Собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.
Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.
 
Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство  занимает монопольное  положение,  а  сама  система  общественной  жизни  выступает  в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к  мономорфизму собственности,  окостенению   предпринимательских   структур,   препятствует функционированию   рыночных   механизмов.    Именно    поэтому    необходимо разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление  –   это   совокупность   мер   по   преобразованию государственной собственности, направленных на  устранение  чрезмерной  роли государства в экономике.
Кроме  того,  разгосударствление   означает   снятие   с   государства большинства  функций  хозяйственного  управления,  передачу  соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных  связей горизонтальными.
Разгосударствление  не  означает,  что  государство  перестает  играть важную роль в  рыночной  экономике.  Уменьшаются  масштабы  государственного предпринимательства,   но   государство   остается   структурным   элементом смешанной экономики.
В   экономической    теории    и    практике    современный    процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
Приватизация – одно из направлений  разгосударствления  собственности,
заключающееся в передаче ее в  частную  собственность  отдельных  граждан  и юридических лиц.
Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
 
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:
 
- Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
 
- Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
 
- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Цели приватизации в странах рыночной экономики:
      . сокращение задолженности государственного сектора;
      . развитие рынка;
      . стимулирование предпринимательства;
      . расширение индивидуальных свобод;
      . развитие народного капитализма;
      . ослабление профсоюзов.
 
Цели приватизации в России:
      . формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
      . повышение эффективности деятельности предприятий;
      . создание конкурентной среды;
      . содействие демонополизации экономики;
      . привлечение иностранных инвестиций;
      .  социальная  защита  населения  и  развитие   объектов   социальной
        инфраструктуры за счет средств от приватизации.
 
Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:
      . бесплатной передачи собственности;
      . выкупа предприятий на льготных условиях;
      . продажи акций;
      . сдачи предприятий в аренду;
      . продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
 
В законе о приватизации Российской Федерации  продажа  госимущества  с
незначительными оговорками (льготная продажа  части  акций  членам  трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества  трудовым коллективам безвозмездно) признается преобладающей.
 
Формы приватизации в развитых странах:
      . продажа предприятий непосредственно в частные руки;
      . выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
      . продажа акций работникам предприятий;
      . распространения акций предприятия среди населения;
      . сдача государственных предприятий в аренду;
      . заключение контракта на управление предприятием.
 
Процессы  приватизации  в  России   начались   намного   раньше,   чем сформировалась концепция предприятий и понятие  частной  собственности  было официально признано.
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный  характер.
Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху  процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В  результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.
Особенностью приватизации в России является  ориентация  на  смешанный
тип,  сочетающий  рыночные  и  административные   (нерыночные)   методы   ее осуществления.
В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами,
чему в немалой степени способствует  стремление  создать  в  короткие  сроки частный сектор предпринимательства.
 
Этапы приватизации
 
В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.
 
Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую - за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.
 
С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6-7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.
 
Малая приватизация
 
Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.
 
При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.
Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.
 
Большая приватизация
 
Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ "рассеивания собственности" не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.
 
 
Поскольку ваучеры (в отличие от чехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, - способствовало быстрой криминализации российской экономики.
 
На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в "доверительное управление" миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн граждан был нанесен ущерб в 6 трлн руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд долл.).
 
Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречат основному принципу демократии - равноправию граждан.
 
Поскольку сотрудники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.
 
Итоги приватизации
 
Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.
 
По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.
 
Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.
 
Эволюция отношений собственности в сельском хозяйстве
 
В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг.
 
Бывшие советские колхозы, как правило, пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждому их члену, бывшему колхознику, формально выделен земельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Однако фактически земля и производственное имущество по-прежнему используются коллективно. Подавляющее большинство бывших колхозников остаются в ООО, считая это в условиях глубокого экономического кризиса единственно возможным способом выживания. Необходимо также отметить, что в отличие от подчиненных плановому диктату государства советских колхозов ООО являются самостоятельными товаропроизводителями, от которых целиком зависит благосостояние их членов.
 
Фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе не использовавшихся ранее или брошенных сельскохозяйственных угодий. Их число в последние годы колеблется вокруг отметки 240 тыс. Они дают около 2% сельскохозяйственной продукции. Росту этого показателя противодействуют многочисленные факторы, прежде всего утрата российским крестьянством традиции частного хозяйствования в результате насильственной коллективизации 1929-1933 гг., объективные трудности выживания в одиночку вследствие необычайной дороговизны в нынешних кризисных условиях кредитов и аграрных средств производства, нехватка (или отсутствие) малой техники для фермеров, неурегулированность поземельных отношений. Так, нынешний Земельный кодекс запрещает куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Объективно сельское хозяйство РФ в обозримой перспективе должно развиваться как смешанное. Его принудительная фермеризация может стать не менее контрпродуктивнои, чем бывшая коллективизация.
 
Современные тенденции и перспективы
На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.
В настоящее время приватизация носит постепенный и "точечный" характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском "эффективного инвестора", в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.
 
Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.
 
Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.
 
К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.
 
Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.
 
Выводы
 
1. Развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой, основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собственности посредством приватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное.
 
2. Приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей. С точки зрения социальной справедливости, она была наиболее успешной в Чехии, экономической эффективности ~ в Польше. Российская приватизация, к сожалению, не отличалась ни тем, ни другим.
 
3. В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловливается протеканием процессов большой приватизации. Последняя на первом этапе (1992 г. - конец июня 1994 г.) осуществлялась на безвозмездной основе посредством приватизационных чеков (ваучеров) при предоставлении крупных приватизационных льгот коллективам предприятий. На втором этапе (с 1 июля 1994 г.) эти льготы отменены, приватизация ведется исключительно на возмездной основе с акцентом на формирование реального капитала.
 
4. Итоги приватизации в России оказались противоречивыми, причем скорее негативными, чем позитивными. В этом отношении они в худшую сторону отличаются от итогов приватизации, проведенной в других постсоциапистических странах, особенно в Чехии, Польше и Венгрии.
 
Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода  к реальному  многообразию  форм  собственности,  метод  оптимизации  структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.
К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление
и  приватизация,  а  рыночная  система,  главную   движущую   силу   которой
составляет конкуренция.  Разгосударствление  и  приватизация  образуют  лишь объективную основу формирования  конкурентной  среды  рыночной  экономики  в целом,  поэтому  они  являются  не  целью,   а   средством   для   повышения эффективности  экономики  и  роста  благосостояния   трудовых   коллективов, регионов и каждого гражданина.
 
 
 
 
 
 
 
Тесты («Конкуренция и монополия», «Государственное регулирование рыночной экономики»):
 
1. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) выпускают дифференцированные товары;
б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов,
в) выпускаются однородные товары,
г) все перечисленное.
 
Ответ: вариант б – при совершенной и монополистической конкуренции на рынке оперирует множество покупателей и продавцов. Товары при совершенной конкуренции однородны, товары при монополистической конкуренции дифференцированы (то есть различаются).
 
2. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.
а) Верно.     
б) Неверно.        
в) Верно для одной отрасли.             
г) Верно для разных отраслей.
 
Ответ: вариант в – верно для одной отрасли. Олигополия – имеет место на рынке с господством немногих фирм, оказывающих существенное влияние на цены, по которым продается товар множеству покупателей. Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль  является олигополистической.
 
3. Конкуренция в экономике России представляет собой:
а) совершенную конкуренцию,                       
б) нерегулируемые монополии,
в) сочетание конкуренции и монополии,       
г) регулируемые монополии.
 
Ответ: вариант в - конкуренция в экономике России представляет собой сочетание конкуренции и монополии.
 
4. В определении сущности государственного регулирования система отношений между
а) правительством и хозяйствующими субъектами,
б) госорганами и домашними хозяйствами,
в) хозяйствующими субъектами и госорганами управления.
 
Ответ: вариант в – Государственное регулирование – система отношений между хозяйствующими субъектами и госорганами управления, по сути это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений.
 
5. К косвенным методам регулирования экономики относятся
а) Государственный  заказ.       
б) Методы опосредованного влияния на экономику.
в) Методы программирования.
г) Все перечисленное.
 
Ответ: вариант в - к косвенным методам регулирования экономики относятся методы программирования. Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Вариант б - методы опосредованного влияния на экономику: через налогообложение; уровень обложения и систему налоговых льгот; платежи за ресурсы,  ставки за кредит и кредитные льготы.
Государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции относятся к методам прямого (административного) государственного воздействия.
 
6. Какие модели государственного регулирования различаются по содержанию методов?
а) Шведская модель.
б) Рыночная модель. 
в) Японская модель.
г) Марксистская модель.
 
Ответ: вариант а и в – модели смешанной экономики. Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают.
 
Характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.
 
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
 
 
1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, № 4, ст. 251.
 
2. Экономическая теория  (политэкономия):  учебник / Под  редакцией Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – Москва: «Инфра-М», 1997.

 

3. Экономика. Учебник под ред. А.С.Булатова. М.: Экономистъ, 2005 (4-е изд.)

 

4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005.

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.