На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Активные методы и приемы обучения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Филиал  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
«Ярославский  государственный  педагогический университет
имени К.Д. Ушинского» в  городе Рыбинске Ярославской  области 
 
 

Педагогика  СПО
Контрольная работа
«Активные методы и приемы обучения»
Специальность «Дошкольная педагогика и психология» 
 
 
 

                Заочное отделение
                Преподаватель: Смирнова Наталья Генадьевна. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Содержание: 

    Введение………………………………………………………………………………….3
    Активное обучение……………………………………………………………….4
    дидактические предпосылки…………………………………………….............4
    принципы построения образовательного процесса активного типа……........5
    Активные методы обучения………………………………………………………8
    Активные приемы обучения…………………………………………………….12
    Принципы учебного процесса с использованием активных методов…..........15
    Классификация методов активного обучения………………………………….19
    Заключение…………………………………………………………………………….27
    Библиографический список…………………………………………………………..29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.
     На  современном этапе развития России образование утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в  решении проблем как собственно национального, так глобального  характера. Это усиливает необходимость  осмысления целей, ценностей, тенденций  развития образования.
     Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие самореализации человека, человек и его права как  мера и критерий качества образования, образование как связь времен - вот те гуманистические ценности, которые должны встать в центр  педагогической деятельности.
     Основной  путь повышения эффективности обучения – это применение инноваций. Инновационные  процессы должны стать закономерностью  в подготовке медицинских сестер для современного здравоохранения.
     Одним из направлений инновационных процессов  являются активные методы обучения, позволяющие усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать навыки и умения.
     Активные  методы обучения (АМО) – это способы  и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы.
     Преимущества  активных методов обучения заключаются  в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обучающихся  в образовательный процесс.  
 
 
 
 
 

     1. Активное обучение
     Активное  обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств (В. Н. Кругликов).
     Активизация обучения может идти как посредством  совершенствования форм и методов  обучения, так и по пути совершенствования  организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и отвественных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.
     Идеи активизации  обучения высказывались учеными  на протяжении всего периода становления  и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную  научную дисциплину. К родоначальникам  идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского и других.
     а) дидактические предпосылки
     К дидактическим предпосылкам можно  отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие  и развивающие отдельные принципы активного обучения.
     Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.  

     Программированное обучение внесло серьезный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
     Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения.
     Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
     б) принципы построения образовательного процесса активного типа
     Выделяют  следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации  учебного процнесса (В. Н. Кругликов, 1998).
     Индивидуализация  – под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей  избежать уравниловки и предоставляющей  каждому возможность максимального  раскрытия способностей для получения  соответствующего этим способностям образования.
     Индивидуализация  обучения может осуществляться по:
    Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.
    Объему учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов – системы среднего и высшего образования, бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объему, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал.
    Времени усвоения, допуская изменение в определенных пределах регламента изучения определенного объема учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения, а также в «Плане Келлера».
     Активизация учебно-познавательной деятельности достигается  за счет повышения уровня учебной  мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально  возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям  и возможностям слушателя.
     Гибкость – сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и еще более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т. д..
     Элективность – предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил свое воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ.
     Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.
     Развитие  сотрудничества – практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
     Использование методов активного обучения в  педагогической практике – решение  проблемы активизации учебной деятельности в школах, так или иначе, лежит  в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство  из них направлено на преодоление  таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного  контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей  используют те или иные инструменты  из числа методов активного обучения.
     2. Активные методы  обучения
     Методам обучения, от которых зависит немалый  успех работы учителя и школы  в целом, посвящен не один десяток  фундаментальных исследований как  в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-дидактов перейти от эмпирических
               1 При подготовке  этой главы к  третьему изданию  частично использован  материал аналогичной  главы из второго  издания, соавтором  которой является  Л.П. Крившенко. 
     описаний  отдельных групп методов к  обоснованию научной системы  методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы  метода обучения и разработки основ  их классификации. •
     История развития и становления методов  обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в  школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет  новый материал - он использует метод  объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной  работы; ученик выполняет практическое задание - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или  иное задание - метод инструктажа; учитель  использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и  т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом  разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные наглядные и практические методы обучения; МЛ. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления  и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две  группы методов - активные и пассивные  методы обучения, хотя по характеру  познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим  является то, что большинство авторов  склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.
     Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к  ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный  способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы  учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны  между собой и находятся во взаимодействии.
     Метод обучения характеризуется тремя  признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
     Способы обучающей работы учителя и способы  Учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
     Специфику их работы по достижению различных  Целей обучения.
     Таким образом, считается, что МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ -это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических  задач.
     Такое определение метода отражает некоторые  существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое "упорядоченные способы". Приходится признать, что в этом случае допускается  тавтология. Словари определяют "метод" как "способ", а о способе  говорится, что это метод. На теоретическом  уровне "метод" как научная  категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно  считать методом. Если же мы хотим  включить понятие "метод обучения" в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку  метода как чего-то связанного с  сущностью обучения, отображающего  его направленность, что реализуется  в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к чогической форме норматива и определить его как конструируемую с целью  реализации в конкретных формах учебной  работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном  плане и направленной на передачу обучающимся, и усвоение ими определенной части содержания образования (В.В. Краевский).
     Эта формулировка опирается на понимание  моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово "модель" заменить на "общее  теоретическое представление", и  тогда получится, что метод - это  общее 1еоретическое представление  о единой деятельности .. учителя  и учащихся, направленной на решение  задач обучения, т.е. дидактических  задач. Рассматриваемый с этой точки  зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий  средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной  в виде некоторых элементов его  содержания.
     Методы  реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных  формах и т.п. При этом методы и  приемы жестко не привязаны друг к  другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической  и проводить в жизнь частично-поисковый  метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий  метод и быть нацеленной на запоминание  и закрепление. То же можно сказать  и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что  по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут  быть отнесены к разным дидактическим  категориям. Например, те же беседа или  работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой - к методам. При этом число  приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости  от содержания учебного материала, новых  целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов  составляют методики преподавания.
     В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и  приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся  как материальные, так и идеальные  объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для  эффективной организации учебной  деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.
     Каждый  отдельно взятый метод обучения, о  чем свидетельствуют результаты фундаментальных исследования И.Я. Лернера в этой области, имеет определенную логическую структуру- индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.
     3. Активные приемы  обучения.
     В преподавательской деятельности часто  пользуются термином прием обучения. Прием - это часть метода, которая усиливает повышает его эффективность. Так. в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ., беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом для и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т.п. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео и кинофильмов, кинофрагментов которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.
     В качестве приема, создающего эмоциональное  отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений  или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В  обстановке приподнятых чувств обостряется  внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к  актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость и представлениях студентов.
     В практике преподавания довольно часто  используются игровые приемы обучения - разного рода головоломки, дидактические  игры, разыгрывание ролен. Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым способствуя более  прочному усвоению знаний. Сюда можно  отнести разгадывание ре сов, кроссвордов, загадок-шуток, связанных с содержанием  учебных материалов. В качестве иллюстрации  к объяснению используются заранее  подготовленные студентами инсценировки, которые могут служить проблемной ситуацией для анализа, побудительным  актом для организации эвристической  беседы, учебной дискуссии. При подготовке игровых приемов-инсценировок следует  помнить, что в них участвует  небольшое число студентов, инсценировки. и должны быть короткими (не более 3 мин), а их содержание должно наиболее точно соответствовать топ проблеме, которую предполагается обсуждать. Игровые приемы, требующие больших  затрат времени при подготовке и  в ходе учебного занятия, но являющиеся не собственно обучающим моментом, а лишь способом побуждения к обсуждению проблемы, снижают эффективность  обучения, поскольку их занимательно-развлекательная  направленность отвлекает от решения  конкретны»: учебных задач.
     Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Умениям и навыкам  обучают прежде всего на практических занятиях. Но они, как правило, создают  условия для однократного решения  типовых задач и упражнений, а  внимание и деятельность студентов  должны быть постоянно сосредоточены  на овладении умениями решать различные  практические задачи. Речь идет прежде всего о формировании общепрофессиональных умении: для техников - это вычислительные, измерительные, расчетно-графические  умения и навыки, на развитие которых  ежедневно должны быть направлены упражнения и задачи большинства учебных  дисциплин. Задания, небольшие по объему, должны быть связаны непосредственно  с изучаемым материалом, включатся  в разные этапы учебного занятия (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепленных знаний, самостоятельная  работа на учебном занятии, задание  для самостоятельной внеаудиторной  работы). Время на выполнение заданий  не должно превышать 2—10 мин, но проводить  их следует обязательно и систематически.
     К примеру, у студентов надо сформировать навык чтения чертежей, умение образно  видеть то, что на нем изображено. Выделение специального раздела  «Чтение чертежей» в курсе  инженерной графики не решает проблемы, так как единовременный курс даст только знания о том, как читать чертеж, но не формирует навыка, поскольку  формирование навыка связано с реальной потребностью в нем (чертеж надо читать для того, чтобы решать конкретные ситуационные задачи). Чтение чертежей на специальных дисциплинах для  решения профессиональных задач  обеспечивает более целенаправленное и быстрое формирование навыков. Вот почему важно, чтобы на каждом занятии чтение чертежа для выполнения конкретной учебной задачи было необходимым  и обязательным.
     Эти же доводы можно привести, если речь идет о формировании навыков работы с микрокалькулятором, с измерительными приборами, выполнении вычислительных упражнений, создании эскизов, схем, т.е. о формировании таких навыков, которые  необходимы для овладения расчетно-графическими умениями, а также умениями работать с компьютерной техникой. Понятно, что  это требует оснащения учебного процесса не только соответствующим  оборудованием, инструментами, техникой, но и что не менее важно, соответствующими дидактическими материалами (задачами, заданиями, упражнениями) и программным  обеспечением для вычислительной техники, используемой в процессе изучения общетехнических  и специальных дисциплин. 

     4. Принципы учебного процесса с использованием активных методов
     Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы:
     1. Принцип равновесия  между содержанием  и методом обучения  с учетом подготовленности  учащихся и темой  занятия.
     2. Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают учащиеся в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель ученика», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность. Полезно будет представить «модель среды», в которой учится и живет ученик. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.
     3. Принцип входного  контроля. Этот принцип предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности учащихся, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы учащихся, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.
     4. Принцип соответствия  содержания и методов  целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности учащихся, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.