На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Экономическая эффективность деятельности предприятия и резервы ее повышения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА. 8
1.1. Основные понятия и определения Экономики производства. 8
1.2. Сущность экономической эффективности производства. 13
1.3. Особенности экономического роста торгового предприятия. 30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 52
2.1. Характеристика торгового предприятия. 52
2.2  Содержание производственно-экономической деятельности торгового предприятия. 54
2.3. Экономическая оценка эффективности деятельности торгового предприятия. 67
2.4. Пути повышения экономической эффективности деятельности торгового предприятия. 70
2.5. Правовое регулирование торговой деятельности предприятия 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
 
  
 

ВВЕДЕНИЕ

В современных  экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга  участников рыночных отношений (организаций  и лиц), заинтересованных в результатах  его функционирования.
Актуальность  темы. Абсолютную эффективность деятельности предприятия по всем направлениям его  деятельности характеризуют показатели прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социального и материального  поощрения персонала. Прибыль является также источником формирования доходов  бюджетов различных уровней и  погашения долговых обязательств предприятия  перед банками, другими кредиторами  и инвесторами. Именно показатели прибыли  являются одним из важнейших в  системе оценки результативности и  деловых качеств предприятия, степени  его надежности и финансового  благополучия.
Рыночная экономика предлагает становление и развитие предприятий  различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной  собственности, появление новых  собственников, - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.
Появился такой вид  экономической деятельности, как  предпринимательство - это хозяйственная  деятельность, т.е. деятельность, связанная  с производством и реализацией  продукции, выполнением работ, оказанием  услуг или же продажей товаров, необходимых  потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов  деятельности, самостоятельностью в  принятии решений (разумеется, в рамках закона и направленных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения  и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентированно на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается  и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятием самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Поэтому, для принятия тех  или иных решений в управлении предприятием немаловажным становится проведение различных видов экономического анализа. Анализ связан с повседневной финансово-экономической деятельностью  предприятия, их коллективов, менеджеров, собственников.
Следует отметить, что «экономика» - в переводе с греческого означает «законы хозяйства». T.е. финансово-экономическая  деятельность на микро уровне - это  не что иное, как финансово - хозяйственная  деятельность предприятия.
Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить  финансовое состояние предприятия, как своего, так и существующих конкурентов.
Основным инструментом для  оценки финансового состояния предприятия  является финансовый анализ, который  характеризует итоги финансово - экономической деятельности предприятия. Для принятия того или иного решения  необходимо проанализировать обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность  их размещения и использования, платежеспособность предприятия и его финансовое взаимоотношения с партнерами. Анализ и оценка финансовых показателей  необходим для эффективного управления предприятием. С его помощью руководители предприятием могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности.
Итак, успешное финансовое управление направлено на:
- выживание предприятия  в условиях конкурентной борьбы;
- избежать банкротства  и кредитных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе  с конкурентами;
- приемлемые темпы роста  экономического потенциала предприятия;
- рост объемов и реализации;
- максимизация прибыли;
- минимизация расходов;
- обеспечение рентабельной  работы предприятия.
Важная  роль в реализации этой задачи отводится  анализу эффективности хозяйственной  деятельности предприятия. С его  помощью вырабатывается стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы, принимаются  управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности  производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его  подразделений. Это и обусловила актуальность дипломной работы.
Теоретическое исследование. Общие представления о сущности повышения эффективности работы предприятия наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы представлены в трудах классиков политической экономии: А.Смита, Д.Рикардо, Дж.С.Милля, К.Маркса, П.Самуэльсона, Дж.Кейнса, И.Шумпетера, А.Маршалла. Значительный вклад в теоретические модели конкуренции внесли позднее современные зарубежные ученые: Ф.Хайек, П.Хейне, М.Портер, И.Ансофф, Б.Карлоф. Реальные рыночные структуры с позиции эффективности рассматривались в трудах российских ученых: Азоева Г., Афанасьева В.,  Бабаджанова С.,  Беляевой С.,  Богомолова О., Вавилова А., Герчиковой И., Горемыхина В., Грызловой Т., Демечева А., Доможирова Ю., Жукова Ю., Завьялова П., Кобляковой Е., Кокеткина П., Кунельского Л., Меликова Е., Моисеевой Н., Тимохина М., Юданова А.
Вместе  с тем, вопросы формирования рынка  товаров широкого потребления, повышения  эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий легкой промышленности в рыночных условиях требуют дальнейшего углубления исследований.
Целью дипломной  работы является оценка экономической  эффективности деятельности предприятия  и резервы его повышения.
Гипотеза  исследования. Представляется, что попытка теоретически осмыслить, исследовать и раскрыть сущность проблемы функционирования и повышения эффективности работы предприятия торговли, в частности ООО «Лахти»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить  теоретические основы оценки  экономической эффективности деятельности  предприятия;
- на основе  изученных теоретических методик  провести анализ основных экономических  показателей деятельности действующего  предприятии;
- разработать  рекомендации по повышению эффективности  деятельности исследуемого предприятия.
Объектом  практического исследования послужило  предприятие – ООО «Лахти».
Предметом дипломной работы является оценка экономической  эффективности деятельности предприятия  и резервы ее повышения.
Дипломная работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методологические  основы исследования. Повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг возможно на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления безхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.
Методы  исследования. В исследовании применены логико-диалектический метод познания, методы системного анализа, абстракции, синтетических оценок, определение корреляционных связей между экономическими явлениями и процессами, метод многомерного статистического анализа, группирований, выборок и т.п..
Основное  противоречие, проблема. Основной проблемой, которая рассмотрена в данной дипломной работе является проблема повышения эффективности функционирования торгового предприятия.
Обработка информации. В качестве информационной базы дипломной работы использованы монографии, учебники, периодические издания, оперативные материалы исследуемого предприятия.
Новизна дипломной работы состоит в следующем:
    предложена эффективная методика по повышению эффективности работы предприятия ООО «Лахти»;
    обоснована необходимость внедрения систем для повешения эффективности;
    проанализировано процесс повышения эффективности работы ООО «Лахти».
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для разработки новых систем повышения эффективности труда не только на ООО «Лахти», но и аналогичных предприятиях.
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА.

1.1. Основные  понятия и определения Экономики  производства.

Одним из основных требования функционирования предприятий и  их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов  членов трудового коллектива и интересов  собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения  рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние  факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и  мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач  анализа является также изучение экономической целесообразности и  эффективности распределения и  использования прибыли.
Для достижения этих целей  торговые предприятия должны решать такие задачи:
оценивают, в какой степени  была обеспечена максимизация прибыли;
в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся  ситуации;
рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами  и выявляют прибыль от реализации;
изучают тенденции изменения  доходов по основным товарным группам  и в целом от торговой деятельности;
выявляют, какая часть  доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образование  прибыли;
рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению  с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;
исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и  в динамике;
выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы;
изучают направления использования  прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных  средств развития хозяйственной  деятельности.
На практике используется внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Целью его является оценки рентабельности работы предприятия, эффективности использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятия с акционерами, кредиторами, налоговыми органами и служат основой определения положения этого предприятия на рынке, в отрасли и в деловом мире. Естественно, что публикуемая информация не затрагивает всех сфер деятельности предприятии, содержит укрупненные данные, в основном об их финансовой деятельности, и в силу этого обладает способностью к сглаживанию и вуалированию негативных явлений, имеющих место в деятельности предприятий.
Поэтому внешние потребители  аналитического материала стараются  при возможности получить дополнительные сведения о деятельности предприятий  сверх того, что ими публикуется.
Наибольшее значение в  деле оценки результатов деятельности и определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Аналитик имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, о валовой (балансовой) прибыли т. п.
Именно внутренней анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Этот вид анализа играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, которые  используются при оценке выполнения поставленных задач и для разработки программ развития на перспективу.
Данный вид анализа, связанный  с изучением сложившихся в  прошлом тенденций, называется ретроспективным, а направленный на изучение будущего - перспективным.
Комплексный подход к изучению конечных результатов коммерческой деятельности позволяет принимать  обоснованные управленческие решения  по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в  перспективе.
Термин "эффективность" ряд российских авторов использует в связи с  оценкой финансово-хозяйственной  деятельностью по данным управленческой отчетности (А.Д. Шеремет, Л.Т. Гиляровская, А.Н.Селезнева, Г.В. Савицкая и другие), при этом особое внимание в ходе проведения комплексного экономического анализа акцентируется на показатели и оценку интенсификации и экстенсификации  финансово-хозяйственной деятельности с факторным рассмотрением влияния  таких производственных показателей, как фондоотдача, ресурсоотдача, материалоотдача.
В.В. Ковалев1 подразумевает под оценкой эффективности текущей деятельности деловую активность, как совокупность трех составляющих: оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений; оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности; оценка уровня эффективности использования финансовых ресурсов коммерческой организации; так же сюда входит анализ прибыли и рентабельности. А сам термин "эффективность" В.В. Ковалевым определен как "относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения эффекта". Под эффектом понимается абсолютный результативный показатель, а для предприятия этим показателем является прибыль.
В переводной литературе термин "эффективность" определяется показателями величины совокупных активов, доходностью нетто-активов  и доходностью инвестированного капитала.
Учитывая  вышеизложенное, показателями, отражающими  эффективность деятельности организации, являются фондоотдача, ресурсоотдача, материалоотдача, рентабельность и  деловая активность, определяемая оборачиваемостью.
Эффективность – совокупность показателей, с помощью которых можно оценить  насколько правильно и четко  обеспечивается соотношение между  результатами и затратами. Чем больше разница между результатами и  затратами, тем эффективнее используются ресурсы и производственные мощности.
Экономическая эффективность деятельности предприятия  характеризуется экономическим  результатом – прибылью.
Конечный  экономический результат деятельности предприятия может выражаться в  двух измерениях2:
      абсолютном  (величинами прибыли в различных ее состояниях);
      относительном (показателями нормы прибыли или рентабельности, в общем случае как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - активам, обороту, выручке, издержкам, капиталу).
Прежде  всего, это связано с тем, что  для получения более объективной  оценки эффективности работы промышленного  предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость  производственных фондов, т.е. сумму  основного капитала и оборотных  средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость  производственных фондов меньше. Таким  образом, для оценки эффективности  работы предприятия необходимо сопоставить  прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Именно  поэтому при оценке экономической  целесообразности функционирования предприятия  и уровня его прибыли наибольший интерес представляет доходность, выраженная рентабельностью, поскольку объективное  сравнение многокритериальных объектов возможно лишь по относительным параметрам. Для простоты изложения в последующих, рассуждениях под доходностью будем  понимать ее относительную оценку, выраженную в процентах.
Доходность  предприятия как фактор его ценности имеет огромную практическую значимость. На основе показателей доходности принимаются  решения о вложении денежных средств, делаются оценки эффективности капитальных  вложений. Доходность - ориентир при  выборе варианта привлечения капитала, при оценке деятельности высшего  менеджмента предприятия и в  ряде других случаев.
Следовательно, рентабельность - это доходность, прибыльность предприятия, показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Учитывая  вышеизложенное, показателями, отражающими  эффективность деятельности организации, являются рентабельность и деловая  активность, определяемая оборачиваемостью.
Показатель  прибыли имеет важное значение в  оценке эффективности деятельности, он прямопропорционально влияет на рентабельность деятельности: чем больше прибыль, тем, при прочих равных условиях, выше эффективность  использования имущества и капитала организации.
В процессе анализа рентабельности необходимо обратить особое внимание на качество показателя "чистой прибыли": важно  определить состав и структуру доходов  и расходов и проанализировать их с точки зрения стабильности и  соответствия характеру деятельности организации.
Рассмотрим  показатели оценки экономической эффективности  деятельности предприятия.

1.2. Сущность  экономической эффективности производства.

 
Эффективность производства - сложная экономическая категория, в которой отражается действие многих объективных экономических законов и показана одна из важнейших сторон общественного производства - его результативность.
Повышение эффективности  производства является одной из актуальнейших  проблем, успешное решение ее дает огромные возможности для дальнейшего развития экономики страны и повышения уровня жизни населения.
Формы проявления эффективности  можно сгруппировать следующим  образом:
- по функциональным  подсистемам - технологическая, экономческая, социальная;
- по уровню  структуры народного хозяйства  - народнохозяйственная, отраслевая, на  уровне предприятия;
- по отражению  затрат (ресурсов) - эффективность затрат  труда, производственных затрат, применяемых ресурсов;
- по форме  идентификации эффективности - абсолютная  и сравнительная.
Повышение эффективности  производства обусловливается совокупностью  постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества.
С одной стороны, повышение  экономической эффективности необходимо в связи с ограниченностью  приращения некоторых видов ресурсов, изменением стоимости факторов производства, возрастанием потребности рынка  в отечественной продукции, усилением  требований к качеству продукции  и т.д.
С другой стороны, на современном  этапе развития общества расширяются  возможности повышения эффективности  производства. Накопленный за годы реформ опыт, развитие науки, а также  возрастающая заинтересованность в  высоких конечных результатах в  условиях рыночных отношений позволяют  наращивать объемы производства продукции, снижать издержки и повышать прибыльность.
Успешное решение задач, стоящих перед каждым предприятием, во многом зависит от повышения экономической  эффективности производства.
Экономическая эффективность  производства означает результативность производства, то есть достижение максимальных результатов при минимальных  затратах и минимальных ресурсах.
При рассмотрении вопроса  об экономической эффективности  производства необходимо иметь в  виду, что эффект и эффективность - понятия неоднозначные. В наиболее общем виде в форме эффекта  любого производства выступает его  функция - конечный результат, который  получает свое воплощение непосредственно  в объеме произведенных материальных ценностей, экономии затрат и т.д.
Однако как бы не был  важен эффект, сам по себе он недостаточно характеризует деятельность предприятия, так как не показывает, ценой каких  затрат он получен. Один и тот же эффект может быть получен разными  способами, с разным уровнем использования ресурсов (затрат) и, наоборот, одинаковые затраты могут дать разный эффект. Поэтому необходимо сравнивать достигнутый эффект с теми затратами (ресурсами), с помощью которых он получен.
Уровень экономической эффективности  дает представление о том, ценой  каких затрат достигнут экономический  эффект. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая  эффективность производства, и наоборот.
Для оценки экономической  эффективности народного хозяйства  в целом используют уровень производительности труда, который является обобщающим критерием эффективности.
Эффективность производства имеет не только чисто экономический, но и социальный аспект. С точки зрения социально-экономической эффективности на первый план выдвигается вопрос о том, как при данных ограниченных ресурсах наиболее полно удовлетворять потребности всех работников предприятия и соответственно всех членов общества. Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето (1848-1923) социально-экономическую эффективность национальной экономики в целом определил как состояние, при котором эффективность повышается, если изменения в производстве улучшают благосостояние хотя бы одного члена общества, не ухудшая при этом положения других членов общества. Социальная эффективность падает, когда изменения в производстве улучшают положение одних за счет ухудшения положения других.
Необходимость количественного  измерения экономической эффективности требует использования системы показателей, с помощью которых определяются величины эффекта и затрат (ресурсов).
Эффект производства на уровне предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц) выражается объемом продукции, который может оцениваться при помощи натуральных, условно-натуральных показателей и в стоимостном выражении. Объем продукции характеризуется валовой товарной и реализованной продукцией.
Валовая продукция - представляет собой исчисленный в денежном выражении суммарный объем продукции. Валовая продукция охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато.
Товарная  продукция - объем всей произведенной предприятием конечной продукции.
Реализованная продукция - часть товарной продукции, которая продана.
Результат (эффект) производственной деятельности предприятия характеризуют  и такие показатели, как валовой  доход, чистый доход и прибыль  предприятия. Валовой доход определяется путем исключения из стоимости валовой (товарной) продукции материальных затрат и амортизации. Чистый доход представляет собой разницу между стоимостью валовой (товарной) продукции и полной себестоимостью.
Одним из основных показателей, характеризующих результат (эффект) деятельности предприятия, является прибыль. Прибыль образуется в результате реализации продукции, ее величина определяется разницей между выручкой, полученной от реализации продукции и затратами на ее производство и реализацию.
Второй составляющей показателя экономической эффективности являются затраты (ресурсы). Все затраты (ресурсы) на производство продукции (работ, услуг) подразделяются на текущие и единовременные.
Текущие затраты - это затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции и образуют ее себестоимость. Величина текущих затрат зависит от множества факторов. Так, каждый вид продукции может быть произведен из различных видов сырья и материалов, с помощью различных технических средств, при различных формах организации труда и производства.
Основным показателем, характеризующим  эффективность текущих затрат, является рентабельность продукции. Она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к ее себестоимости.
Единовременные  затраты - это затраты, связанные с расширением и обновлением производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера. Эффективность единовременных затрат рассчитывается как отношение прироста валового дохода, чистого дохода, прибыли к капитальным вложениям.
В условиях перехода к рыночной экономике одной из важнейших  задач каждого предприятия становится экономия затрат (ресурсов). Поэтому  для характеристики экономической  эффективности деятельности предприятия  используют дополнительные показатели: затраты на 1 руб. товарной продукции, материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость, трудоемкость продукции.
Снижение данных показателей  характеризует успешность работы предприятия  по внедрению новой техники, повышению  производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных и денежных ресурсов.
Для оценки эффективности  вложений можно сопоставить прибыль  и стоимость производственных фондов, этот показатель есть рентабельность фондов. Он рассчитывается как отношение  прибыли к среднегодовой стоимости  основных производственных фондов и  оборотных средств.
К показателям, характеризующим экономическую  эффективность деятельности предприятия  относятся следующие:
- показатели  эффективности использования основного  капитала;
- показатели  эффективности использования оборотного  капитала;
- показатели  оценки деловой активности;
- показатели  оценки финансовой устойчивости;
- показатели, характеризующие эффективность  использования трудовых ресурсов;
- показатели  результатов хозяйственной деятельности.
Рассмотрим  более подробно каждую группу показателей.
К основным экономическим показателям эффективности  использования основных средств  относятся:
1. Показатели  эффективности использования основных  средств;
2. Показатели  эффективности затрат на содержание  и эксплуатацию основных средств;
3. Показатели  эффективности инвестиций в основные  средства.
При этом эффективность использования основных фондов характеризуется натуральными и стоимостными показателями.
Стоимостные показатели отражают в денежном выражении производственную отдачу основных фондов предприятий, отраслей экономики и являются обобщающими.
Степень использования основных фондов в  денежном выражении определяют следующие  показатели:
    фондоотдача -  отражает сумму реализуемой продукции на рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов;
    фондоемкость - является обратным показателем фондоотдачи;
    фондовооруженность - характеризуется стоимостью основных производственных фондов, приходящуюся на одного работника предприятия или отрасли в целом;
    рентабельность основных фондов показывает, сколько копеек прибыли приходится на 1 рубль основных фондов.
В системе мер, направленных на повышение  эффективности работы предприятия  и укрепление его финансового  состояния, важное место занимают вопросы  рационального использования оборотных средств.
Эффективность использования оборотных  средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных  средств.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
Оборачиваемость оборотных средств  характеризуется взаимосвязанными показателями: длительностью одного оборота в днях, числом оборотов за определенный период — год, полугодие, квартал (коэффициент оборачиваемости), суммой занятых на предприятии оборотных  средств на единицу продукции (коэффициент  загрузки).3
Длительность одного оборота оборотных  средств в днях (О) исчисляется  по формуле:
О = С : Т/Д,
где С - остатки оборотных средств (средние или на определенную дату);
Т - объем товарной продукции;
Д - число дней в рассматриваемом  периоде.
Уменьшение длительности одного оборота  свидетельствует об улучшении использования  оборотных средств.
Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (Ко ), исчисляется  по формуле:
Ко = Т/С.
Чем выше при данных условиях коэффициент  оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства.
Коэффициент загрузки средств в  обороте (Кз), обратный коэффициенту оборачиваемости, определяется по формуле:
Кз = С/Т.
Кроме указанных показателей, также  может быть использован показатель отдачи оборотных средств, который  определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия  к остаткам оборотных средств.
Стабильность  финансового положения предприятия  в условиях рыночной экономики обуславливается  в немалой степени его деловой  активностью.
Деловая активность предприятия  в  финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его  средств.
Анализ деловой активности заключается  в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов  оборачиваемости, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько  эффективно предприятие использует свои средства.
Коэффициент общей оборачиваемости  капитала
К1а=
                                                                     
где    N – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
         Bср – средний за период итог баланса. 
Данный коэффициент отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост данного  коэффициента означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен (в случае снижения коэффициента оборачиваемости оборотных средств  и коэффициента оборачиваемости  материальных оборотных активов).
Коэффициент оборачиваемости мобильных  средств (оборотных активов)
К2а =

где    Zср – средняя за период величина запасов по балансу;
         Rср – средняя за период величина денежных средств, расчетов и прочих активов.
К2а показывает скорость оборота всех мобильных средств предприятия. Рост данного коэффициента характеризуется положительно, если сочетается с ростом К3а , и - отрицательно , если К3а уменьшается.
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов
К3а =

Данный коэффициент отражает число  оборотов запасов предприятия за анализируемый период. Снижение К3а свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию (в случае уменьшения К4а.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности
К4а =

где r ср. - средняя за период дебиторская задолженность.
Более точно  вычислить К4а можно используя данные формы №5, раздел 2. Он в этом случае выражается отношением суммы погашенной дебиторской задолженности (стр.210,гр.5) к средней дебиторской задолженности.
К4а показывает скорость оборота дебиторской задолженности. Если  он рассчитывается по сумме погашенной дебиторской задолженности, то его рост может отражать сокращение продаж в кредит, а снижение - увеличение объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям.
Средний срок оборота дебиторской  задолженности 
К5а =

К5а характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Положительно оценивается снижение данного коэффициента и наоборот.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
К6а =

где, r (к) ср. - средняя за период кредиторская задолженность.
r (к) ср. также может быть более точно вычислен поданным формы № 5, раздел 2, как отношение суммы погашеной кредиторской задолженности (стр. 230, гр. 5) к средней кредиторской задолженности.
Данный коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост К6а означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение - рост покупок в кредит.
Средний срок оборота кредиторской задолженности
К7а =

К7а отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам).
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала  
К9а =

где И ср. — средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу, или средняя величина чистых активов.     
Немаловажное  значение имеет оценка финансовой устойчивости, которая позволяет определить финансовые возможности предприятия на длительную перспективу (более одного года).
Финансовая устойчивость предприятия  – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов  и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее  его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность  в границах допустимого уровня риска.
Поскольку в условиях рыночной экономики осуществление  процесса производства, его расширение, удовлетворение социальных и других нужд предприятия производятся за счет самофинансирования, то есть собственных  средств, а при их недостаточности  – заемных, то большое значение имеет  финансовая независимость от внешних  заемных источников, хотя обойтись без них сложно, а практически  невозможно. Поэтому изучаются соотношения  заемного, собственного и общего капитала с различных позиций. Для этого  исчисляются за ряд лет коэффициенты  структуры капитала: К1, К2, К3.
К1=
,
где  К1 – коэффициент соотношения  заемного и общего капитала, 
Rp   – заемный капитал,
B – общий капитал.
Заемные средства в данном случае представляют собой сумму текущих пассивов, долгосрочных пассивов, прочих пассивов, представляющих собой обязательства  предприятия (то есть итог раздела IV  и V пассива баланса).
Общий капитал  – это сумма собственного капитала (уставного капитала, фондов специального назначения, нераспределенной прибыли, целевого финансирования и поступлений), акционерного капитала и заемного капитала. Данный коэффициент характеризует  долю долга в общей сумме капитала. Чем выше эта доля, тем больше зависимость предприятия от внешних  источников финансирования.
                                К2= ,                                            
где К2 –  коэффициент соотношения заемного и собственного капитала,
        Иc – собственный капитал.
Этот  коэффициент показывает, сколько  заемных средств привлечено на рубль  собственных, насколько каждый рубль  долга подкреплен собственностью.
Рост  коэффициента соотношения заемных  и собственных средств свидетельствует  об усилении зависимости предприятия  от внешних источников, об утере  финансовой устойчивости. Если значение этого коэффициента превышает единицу, то это свидетельствует о потере финансовой устойчивости. Однако оценка значения  этого коэффициента зависит  от характера хозяйственной деятельности и скорости оборота оборотных  средств. Если предприятие имеет  высокий коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, то критическое  значение рассматриваемого коэффициента может быть и выше единицы и  не вести к утере финансовой устойчивости предприятия.
К3=
,
 где   К3 – коэффициент привлечения  долгосрочных финансовых вложений,
 Fd – долгосрочные финансовые вложения.
Данный  коэффициент показывает долю привлечения  долгосрочных кредитов и займов для  финансирования активов наряду с  собственными  средствами. Этот коэффициент  мы не можем посчитать, так как  предприятие не привлекало долгосрочные кредиты и займы ни в одном  из рассматриваемых нами периодов.
Кроме коэффициентов, характеризующих структуру капитала, целесообразно посчитать и такие  показатели как маневренность собственных  средств, обеспеченность собственными средствами.
Коэффициент маневренности собственных средств ( К м.с.):
К м.с. =
,
где   Ra – собственные оборотные средства.
Он характеризует  степень мобилизации использования  собственных средств предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Ко.с.):
Ко.с.=
,
где, И  с - собственный капитал;
ОС- основные средства;
ОБС  - оборотные средства.
Он показывает наличие собственных оборотных  средств у предприятия, необходимых  для его финансовой устойчивости. Чем выше значение данного показателя, тем лучше финансовое состояние  предприятия, тем больше у него возможностей в проведении независимой финансовой политики.
Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов производится анализ уровня производительности труда, применяется  система обобщающих, частных и  вспомогательных показателей. Уровень  производительности труда характеризуется системой обобщающих, частных и вспомогательных показателей.
К обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднедневная и среднечасовая  выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка  продукции на одного работающего  в стоимостном выражении.
Частные показатели - это затраты времени  на производство единицы продукции  определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.
Вспомогательные показатели характеризуют затраты  времени на выполнение единицы определенного  вида работ или объем выполненных  работ за единицу времени4.
Эффективность труда характеризуется  следующими показателями:
    производительность труда, (ее наиболее обобщающим показателем является среднегодовая выработка продукции одним работником);
ГВ=УД*Д*П*ЧВ, где
ГВ- среднегодовая выработка продукции  одним работником ,
УД- удельный вес рабочих в общей  численности промышленно-производственного  персонала, %,
П- средняя продолжительность рабочего дня , ч.,
ЧВ- среднечасовая выработка рабочего, тыс.руб.,
Д- отработано дней одним рабочим  за год . 
- прибыль на одного работника;
ПР=П/ЧР, где
ПР- показатель рентабельности персонала ,
П – прибыль от реализации продукции ,
ЧР- среднесписочная численность  работников,
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль предприятия  получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов  деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого  дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Только после  продажи продукции чистый доход  принимает форму прибыли.
При анализе финансовых результатов применяют следующую  методику:
    Анализ состава и динамики валовой  прибыли.
В процессе анализа хозяйственной  деятельности анализируется состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный год.
    Анализ финансовых результатов от реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Пi = VPПi*(Цi - Ci);
    анализ рентабельности.
Методика  анализа рентабельности реализованной  продукции состоит в определении  величины и факторов изменения рентабельности. При анализе факторов изменения рентабельности реализованной продукции, определяемой как отношение прибыли к  себестоимости, на рентабельность Р будут влиять прибыль Пр.п и себестоимость Ср.п реализованной продукции. К их расчету нельзя применять прием цепных подставок, так как фактор себестоимости будет учтен 2 раза - и в числителе, и в знаменателе:
Р = Пр. п.р. п.*100.
Далее рассмотрим анализ экономической эффективности  деятельности предприятия на примере  ООО «Лахти», о чем пойдет речь во второй главе дипломной работы.  
Сущность проблемы повышения  экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических  результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся  ресурсов.
Повышение эффективности  производства может достигаться  как за счет экономии текущих затрат, так и путем лучшего использования  действующего капитала5.
Важнейшим фактором повышения  эффективности был и остается научно-технический прогресс. Автоматизация  производства, широкое внедрение прогрессивных технологий, создание и использование новых материалов способствуют снижению трудовых и материальных затрат, а также увеличению производимой продукции.
Эффективность производства зависит напрямую от режима экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающими высокую эффективность использования материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создать и применять высокоэффективные малоотходные и безотходные технологии.
Сегодня в расчете на единицу  национального дохода Россия расходует топлива, энергии, металла существенно больше, чем развитые страны. Это приводит к дефициту ресурсов при больших объемах производства, что вынуждает выделять все новые средства для наращивания сырьевой и топливно-энергетической базы.
Повышение эффективности  производства в значительной степени зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, повышать сложность его работы.
Важное место в повышении  эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Прежде всего, - это развитие и совершенствование форм организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования.
На повышение эффективности  оказывает влияние совершенствование форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования - всего хозяйственного механизма.
Большую роль в решении  задач эффективного хозяйствования призвана сыграть наука. Фундаментальные и прикладные исследования по актуальным проблемам ускорения научно-технического прогресса позволяют повысить эффективность производства.
Оценка эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  является необходимым условием грамотного принятия управленческих и предпринимательских  решений. Одним из основных источников для анализа эффективности работы предприятия является бухгалтерский  баланс и формы бухгалтерской  отчетности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия является   завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, результаты его хозяйственной деятельности.
Анализ данных бухгалтерской  отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое состояние  предприятия.
Финансовое  состояние предприятия — комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса. Отчетность позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, стоимость иммобилизованных (т.е. основных и прочих внеоборотных) средств, стоимость мобильных (оборотных) средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных средств предприятия.                  
По данным бухгалтерской  отчетности устанавливается излишек  или недостаток источников средств  для формирования запасов и затрат, при этом имеется возможность  определить обеспеченность предприятия  собственными, кредитными и другими  заемными источниками.
Современными российскими  и зарубежными экономистами рекомендуются  до 50 показателей для оценки  финансового состояния предприятий. Многие авторы предлагают характеризовать финансовое состояние предприятия  платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью, коэффициентами финансовой устойчивости6
Платежеспособность  предприятия — способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется соотношением: 
 
Кп = Собственный капитал   х 100%.                  
Общие обязательства                        
Коэффициент измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для  привлечения дополнительных средств  со стороны.
Ликвидность предприятия отражает его способность  вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность  превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая  ценные бумаги и прочие активы) в  деньги для оплаты обязательств.
Коэффициент общей ликвидности (Кол) определяется отношением:  
 
 
 Кол =  Оборотные средства в деньгах            
Краткосрочные обязательства
Чем выше Кол, тем выше платежеспособность фирмы.
Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением: 
Кпо = Все оборотные средства
Краткосрочные обязательства  
Коэффициент показывает, в  какой мере краткосрочная задолженность  предприятия покрывается его  оборотными активами. Выбор и использование  тех или иных показателей диктуются  целями проводимого анализа. Следует  отметить, что для определения  реального состояния дел предприятия  необходим анализ его баланса  и основных показателей не менее  чем за три года

1.3. Особенности  экономического роста торгового  предприятия.

Современный экономический  рост характеризуется ведущим значением  научно-технического прогресса и  интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, квалификации кадров, организации производства в развитых странах, приходится 70-85% прироста ВВП [11]. Внедрение новых  технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством  повышения эффективности производства и улучшения качества товаров  и услуг. На этой онове достигается  устойчивая тенденция удешевления  единицы потребительских свойств  продуктов, обеспечивающая повышение  общественного благосостояния и  улучшение качества жизни в развитых странах. Нововведения являются необходимым  условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при освоении новых продуктов  и технологий.
Важной особенностью современного экономического роста стал переход  к непрерывному инновационному процессу. Проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) занимает все больший вес  в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растут расходы на науку, которые приближаются в развитых странах к 3% ВВП. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-50% [42]. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.
Огромное значение государственного стимулирования НТП в обеспечении  современного экономического роста  объясняется объективными свойствами инновационных процессов: высоким  риском, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому  успех в глобальной конкуренции  тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической  политикой стран их базирования. Среди 500 наиболее успешных фирм, действующих  на мировом рынке, 203 являются американскими, 105 - европейскими, 109 - японскими, и всего 2 - российскими [43].
Ключевое значение НТП  в обеспечении современного экономического роста предопределяет необходимость  учета закономерностей глобального  технико-экономического развития в  планировании национальной экономической  политики. В частности, принципиально  важной для разработки стратегии  экономического развития страны закономерностью  современного экономического роста  является его неравномерность, обусловленная  периодическим процессом последовательного  замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств - технологических укладов [54].
В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего  процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются  новые возможности экономического успеха. Страны, лидировавшие в мировой  экономике в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и снижением квалификации занятых  в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада. оказываются  центрами притяжения капитала, высвобождающегося  из устаревающих производств. Каждый раз  смена доминирующих технологических  укладов сопровождалась серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих стран7.
Доминирующий сегодня  технологический уклад начал  складываться в целостную воспроизводственную  систему в 50-60-е годы и стал технологической  основой экономического роста после  структурного кризиса 70-х годов. Ядро этого технологического уклада составляют микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации, космической  и оптико-волоконной связи. Развитие данного технологического уклада сопровождается соответствующими сдвигами в энергопотреблении (рост потребления природного газа), в транспортных системах (рост авиаперевозок), в производстве конструкционных  материалов (рост производства комбинированных  материалов с заранее заданными  свойствами). Произошел переход к  новым принципам организации  производства: непрерывному инновационному процессу, гибкой автоматизации, индивидуализации спроса, организации материально-технического снабжения по принципу "точно  вовремя", новым типам общественного  потребления и образа жизни.
Последние характеризуются  изменением ценностей и потребительских  предпочтений в пользу образования, информационных услуг, качественного  питания, здоровой окружающей среды - стереотипы "общества потребления" замещаются ориентирами качества жизни. Из теории долгосрочного технико-экономического развития известно, что предел устойчивого  роста доминирующего сегодня (современного) технологического уклада будет достигнут  во втором десятилетии следующего века. К этому времени сформируется воспроизводственная система следующего (новейшего) технологического уклада, становление которой происходит в настоящее время.
Наиболее вероятными ключевыми  факторами нового технологического уклада станут: биотехнологии, системы  искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные  высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические  технологии, производство конструкционных  материалов с заранее заданными  свойствами, ядерная энергетика; рост потребления природного газа будет  дополнен расширением сферы использования  водорода в качестве экологически чистого  энергоносителя. Произойдет еще большая  интеллектуализация производства, переход  к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки  информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единых мировых рынков товаров, капитала, труда8.
В ходе становления новейшего  технологического уклада формируются  сравнительные преимущества, которые  будут определять геополитическую  конкуренцию середины XXI в. К числу  основных факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, будут относиться: образование и охрана здоровья населения, развитие науки, возможности информационной среды, обеспечение с помощью государственного управления условий для раскрытия созидательных творческих способностей каждой личности, чистота окружающей среды и высокое качество жизни, опережающее развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада.
В геополитической конкуренции  еще более усилится значение научно-технического прогресса, способности к освоению новых технологий. Возрастет роль человеческого фактора и организации  творческого труда. Страны, не способные  обеспечить необходимый уровень  образования населения, развития науки  и высокое качество информационной среды, будут обречены на неэквивалентный  внешнеэкономический обмен и  глубокую зависимость от внешних  финансовых и информационных центров; они сохранят за собой, главным образом, функции источников природного сырья  и "человеческого материала" для  транснациональных корпораций и  развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал.
Глобальная конкуренция  будет вестись не столько между  странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых объединяет национальные системы образования населения, накопления капитала, организации науки  и производственно-предпринимательские  структуры, работающие в масштабах  мирового рынка. Мировую экономику  будет формировать несколько  таких систем, тесно связанных  друг с другом и определяющих глобальное экономическое развитие. В настоящее  время сложилось четыре подобных транснациональных системы: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Европейское  сообщество, Япония, Китай. Еще недавно  в их числе находился СССР. Сегодня  перспективы образовавшихся после  его распада стран СНГ, включая  Россию, весьма неблагоприятны. Вероятными претендентами на роль самостоятельных  систем глобального экономического развития в следующем столетии остаются: Корея, Бразилия, Индия, Индонезия. При  этом конкуренция таких систем будет  сопровождаться их сотрудничеством и кооперацией, концентрацией интеллектуальной и экономической активности.
Главным фактором глобальной конкуренции станет интеллектуализация труда. Пятнадцатилетнее качественное образование и владение современными информационными технологиями будут  необходимы для полноценной жизни  и работы в XXI веке. Страны, неспособные  гарантировать эти условия большинству  граждан, будут отгорожены от глобального  экономического роста расширяющимся  разрывом в уровне и качестве жизни, образования населения, интеллектуального  потенциала и рискуют навсегда исчезнуть  из числа самостоятельных субъектов  мирового экономического пространства9.
Система экономических показателей 
Розничный товарооборот
Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров  населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения  товаров на потребительском рынке.
Данные о товарообороте  позволяют оценить степень проникновения  предприятия на рынок, оценить сложившуюся  конъюнктуру, конкурентную позицию  на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.
Розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффективного функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава  трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения).
Анализ розничного товарооборота  включает в себя три раздела:
Анализ объема и структуры  товарооборота;
Анализ товарных запасов;
3. Анализ оптовых закупок  (поступления товаров).
Источниками информации для  проведения экономического анализа  являются бухгалтерия и статистическая отчетность, данные оперативного учета  и выборочные исследования, проводимые на предприятии.
Валовой доход
К основным источникам формирования прибыли торговых предприятий относятся  реализованные торговые надбавки, а  по некоторым товарам - торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических  издержек обращения и оптимальных  уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара сформируется из свободной отпускной  цены (цены закупки) и с добавлением  торговой и оптовой надбавок в  установленных торговым предприятием размерах.
Кроме реализованных торговых надбавок, предприятия розничной  торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, от продажи  товаров и имущества на аукционах, доходы по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости  излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Однако основным источником сформирования доходов  розничных торговых предприятий  являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам  налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения  валового дохода от реализации товаров, остающегося в распоряжения торгового  предприятия, следует из общей его  суммы вычесть перечисленные  выше налоги и другие обязательные платежи.
Таким образом, валовой доход торгового предприятия -- это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.
Валовой доход состоит  из трех частей10:
* сумма денежных средств,  полученных от реализации товаров,  за счет разности между ценой  продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта  часть валового дохода представляет  собой торговую надбавку;
* поступления за оказанные  услуги и выполненные работы (подгонка  верхней одежды, раскрои тканей, доставка товаров на дом и  др.);
* прочие доходы от неосновной  деятельности (сальдо доходов и  расходов от внереализационных  операции, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых  помещений и объектов мелкорозничной  сети в аренду, доходы от долевого  участия в деятельности других  предприятии, от ценных бумаг,  принадлежащих предприятию, и  др.).
Издержки обращения
Обращение товаров требует  общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией: Эти  затраты живого и овеществленного  труда, необходимые для доведения  товаров до потребителя, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения.
Проблема издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем  экономики предприятия, так как  уровень, динамика и структура издержки обращения тесно связаны со всеми  сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса-движения товаров из сферы производства в  сферу потребления.
Издержки обращения являются важнейшим, качественным показателем, который позволяет судить, насколько  успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращения способствует устранению бесхозяйственности и излишеств  в расходовании средств, при одновременном  проведении мероприятий по повышению  культуры торговли.
Издержки обращения возникают  у тех предприятий, которые осуществляют товарное обращение. Они образуются у предприятий торговли и общественного  питания у предприятий и организаций  различных заготовительных систем. Вместе с тем издержки несут и  непосредственно производители  товаров - промышленные предприятия, совхозы, колхозы, а также колхозники, рабочие  и служащие при продаже продукции  от своих приусадебных хозяйств на рынке.
Не все затраты торговых, предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. К ним  относятся только такие расходы, которые действительно с народнохозяйственной точки зрения являются издержками по, осуществлению товарооборота. Такие  же расходы торговых предприятий  как налоги, пени, штрафы не являются затратами в народнохозяйственном смысле, а выражают перераспределение  средств. Не относятся к издержкам  обращения и убытки торговых предприятий, обусловленные плохой постановкой  контроля или запущенностью учета. Так, убытки от списания дебиторской  задолженности, убытки, происшедшие  в результате чисто случайных  причин, стихийных бедствий и др. также не обусловлены торговым процессом  и списываются на счет прибылей и  убытков.
Не учитываются в издержках  обращения торговых предприятий  расходы по транспортированию товаров  народного потребления промышленными  предприятиями по цене Франко-станция  назначения, затраты на "производство товаров широкого потребления, на выращивание  сельскохозяйственной продукции и  развитие животноводства в предприятиях, находящихся в ведении торговых организаций. Это такие же издержки производства, какие имеются на фабриках и заводах, в совхозах, колхозах и  в других производственных предприятиях11.
В разных коммерческих фирмах при рассмотрении издержек используют следующие термины: издержки, затраты, расходы. Будем считать, что понятия  издержки, расходы и затраты равнозначны.
В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) коммерческая деятельность без некоторых  издержек вообще невозможна. В силу этого обстоятельства любое решение  о товародвижении вызывает необходимость  отказа от использования тех же ресурсов в других целях. Таким образом - все  издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным  препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих  возможностей максимизации прибыли. Классификацию  издержек нужно начать с того, что  в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так  же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь ресурсы, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов  применения и т.д.
В настоящее время существует следующая классификация затрат:
1. По участию в образовании  стоимости товаров и услуг  затраты делятся на следующие  виды:
Чистые издержки обращения - затраты торгового предприятия  являющиеся общественно необходимыми, но по своей сути не производительные. Необходимость этих затрат обусловлена  тем, что процесс доведения товара до потребителя производится путем  купли-продажи и смены формы  стоимости товар - деньги. К чистым издержкам относят затраты на рекламу, на заключение договоров и  юридическое обслуживание актов  купли-продажи.
Дополнительные затраты, - затраты которые ведут непосредственно  к увеличению стоимости товара и  имеют место в том случае, если сделка купли-продажи состоялась. К  ним относятся: транспортные расходы, заработная плата складских работников, расходы на содержание зданий и сооружений и др.
2. По подотраслям деятельности  затраты бывают:
Затраты предприятий розничной  торговли;
Затраты предприятий оптовой  торговли;
Затраты торгово-посреднических предприятий.
По характеру выполняемых  задач:
Операционные затраты, - затраты  на продвижение товара, транспортные расходы, аренда, хранение, содержание зданий, расходы на ремонт и т.д.
Административно-управленческие расходы - затраты на деятельность аппарата управления и по организации хозяйственной  деятельности фирмы: заработная плата  руководства компании, бухгалтерии, финансовых служб, почтовые и телеграфные  расходы и др.
По способу распределения  затрат по товарным группам затраты  бывают:
Прямые - расходы коммерческой фирмы произведенные на основании  заключенных договоров которые  могут быть отнесены на определенную товарную группу: проценты за взятый кредит, заработная плата работников, амортизация  складов12.
Косвенные (распределительные) затраты - затраты по социальному  страхованию, тепловой и электрической  энергии, кассовому обслуживанию, затраты  на аудиторские консультации, содержание транспорта.
По зависимости от объема продаж:
Условно-постоянные - аренда, текущий ремонт, реклама.
Переменные - транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит.
6. По значимости затрат  для планирования, контроля и  принятия решений затраты делят  на следующие виды:
Регулируемые и нерегулируемые;
Нормативные затраты;
Приростные затраты;
Затраты прошлого периода;
Наличные выплаты;
Значимые затраты;
Затраты включаемые в альтернативную стоимость.
Значение показателя прибыли  можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как  форма денежного накопления коммерческой фирмы.
Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.
Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия.
С другой стороны прибыль  выполняет стимулирующие функции. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и  основным элементом собственных  средств предприятия, то реальное обеспечение  принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
Значение прибыли в  условиях рыночной экономики состоит  в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты  на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Как отмечалось ранее, главным  показателем оценки финансовых результатов  хозяйственной деятельности коммерческой фирмы, является прибыль.
В практике хозяйственной  деятельности предприятия различают  несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая (валовая) прибыль  коммерческой фирмы характеризует  совокупный эффект всей хозяйственной  деятельности; это сумма прибылей коммерческой фирмы, полученная от всех видов хозяйственной деятельности.
Слагаемыми балансовой (валовой) прибыли являются:
прибыль (убыток) от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные  услуги);
прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества  предприятия;
доходы от внереализационных  операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
В практике хозяйственной  деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая  представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль Мосин Е.Ф. Налогообложение  прибыли и доходов предприятий  и организаций: современное состояние  и ближайшие перспективы. - 2- е  изд, перераб. И доп.- СПб: ЗАО "ЭЛБИ", 1999. - С. 52..
Налогооблагаемая прибыль  отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, по представительским  расходам, по расходам на рекламу и  др.) и уменьшается на сумму льгот  по налогообложению прибыли и  другие элементы.
Другой вид прибыли  коммерческой фирмы - чистая прибыль - представляет собой разницу между  балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Чистая прибыль также  уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.
Прибыль в распоряжении предприятия  представляет собой чистую прибыль  за минусом налогов, платежей, финансируемых  из чистой прибыли.
Показатели прибыли являются важнейшими для оценки хозяйственной  деятельности предприятия. Они характеризуют  степень его деловой активности и финансовое благополучие.
Результативность деятельности предприятия оценивается с помощью  абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет.
Относительными показателями является система показателей рентабельности, которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы.
 
1.4. Опыт работы торгового предприятия.
Торговля является одной  из важнейших отраслей народного  хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы  производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид  предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров  и оказанием услуг покупателям.
В зависимости от цели, с  которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
    оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
    розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Долговременной  целью деятельности розничного торгового  предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно  лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.
Наряду  с названной целью в зависимости  от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.
На предприятиях розничной торговли производятся различные  операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические  функции.
К основным торговым функциям предприятий розничной  торговли следует отнести:
    изучение покупательского спроса на товары;
    формирование ассортимента товаров;
    организацию закупок и завоза товаров;
    оказание торговых услуг покупателям;
    рекламирование товаров и услуг.
Технологический процесс  включает в себя совокупность последовательно  взаимосвязанных способов, приемов  и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств  товаров и ускорения доведения  товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с  поступления товаров в магазин  и кончая полной подготовкой их к  продаже. Технологический процесс  включает такие операции, как приемка  товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.
Важно различать  технологический и торговый процессы. Торговый процесс обеспечивает смену  форм стоимости. Особенность этого  процесса заключается в том, что  предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники  магазинов осуществляют продажу  товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям  дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.