На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Религиозная философия 20 века

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

В переводе с греческого языка слово "философия" означает любовь к мудрости.
Многими людьми понятия  любви и мудрости считаются наиболее, загадочными.
Однако уже в  памятниках древней культуры можно  найти не утратившие до сих пор
значения представления  об их смысле. Так, в одном древнеиндийском  трактате
утверждается  что, любовь  образуется в результате пересечения влечений
тела, ума, и души, представляет собой уникальное единство страсти, дружбы и
уважения. Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием
и жизнью, что она  является, по словам Л. Н. Толстого, "знанием  вечных истин,
приложимых к жизни".
Как любомудрие философия  является особым типом знания. В  составе человеческих
знаний без труда  различаются три больших и  относительно само­стоятельных
группы: обыденные, конкретно-научные  и мировоззренческие знания.
В то время, как мифология  и религия столь же древни, как  человек, философия
существовала не всегда. Ее возникновение в 5-6 веках  до н. э. в Древней
Греции, Древней Индии  и Древнем Китае было революционным  процессом
преодоления мифологически-религиозного мировоззрения. Именно там и тогда
сложился особый тип мировоззренческого знания как  проявление не божественной,
а человеческой любви  к мудрости.
Богатство связей и  отношений человека с миром обусловливает  разнообразие
философских учений. Из разнообразия философских учений складывается
философия как особая форма сознания, "духовная квинтэссенция" человеческой
культуры.
Философские положения (идеи, точки зрения) всегда выражаются на особом языке.
Хотя в философском  мировоззрении используются слова, зна­комые каждому, -
"движение", "мир", "человек", "истина", "качество" и т. п., их понимание
отличается от обыденного и конкретно-научного. Философские  понятия являются
высказываниями (категориями) о наиболее общих связях и отношениях человека с
миром. Философские  категории в человеческой культуре выполняют роль
инструментов разрешения споров философов, нефилософов, выступают  условиями
взаимопонимания ученых разных специальностей, ступеньками  развития
человеческого познания. Понимание языка философии —  не­обходимое условие
приобщения к проблемам  философского знания и сознания.
Философия как деятельность является, в первую очередь, "школой"
категориального мышления и аргументации. Аргументируя философски, мы
демонстрируем умение обосновать некоторую истину или  опровергнуть ее
отрицание. Философская  аргументация является необходимым  условием и
средством разрешения споров и дискуссий по любым вопросам.
    
Традиции и особенности  религиозной философии XX века 

Современная религиозная  философия не является однородной. Она представлена
совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизи­рующих  друг с другом и
связанных с различными конфессиями.
Главной чертой религиозно-философских  учений является содержащееся в них
явное или скрытое  доказательство необходимости существова­ния религии и
полезности ее благотворного  влияния на человека. Вместе с тем  современная
религиозная философия  — это не религия, а философия, причем идеалистическая,
особая система  онтологических, гносеологических, ан­тропологических принципов
бытия, познания и  оценки мира. В основе религиозной  онтологии лежат учения
о боге и доказательства его существования, деления бытия  на высшее и низшее.
Доказательства бытия  бога могут быть рациональными, построенными по канонам
разума и науки, или иррациональными, апеллирующими  к мистическому
откровению, человеческой психологии, эмоциям. Гносеологические принципы
религиозной философии  основываются на разделении объектов познания на
естественные, земные и сверхъестественные, небесные. В  соответствии с
установкой на удвоение мира, задачи и цели познания также  уд­ваиваются.
Например, постижение бога складывается как из непосредственного, через
откровение, так и  опосредственного, т. е. изучения воплощений бога в
природе. Современная  религиозная антропология включает в себя теологическое
решение многообразных  актуальных общественно-политических и социальных
проблем. При этом человеческая деятельность сопрягается  с действием вечных,
абсолютных причин, божественным провидением, вечной моралью. Религиозное
учение об отношении  человека к богу и бога к человеку является
антропологическим ядром и методологической предпосылкой решения всех
философских проблем. Это решение оказывается отчасти  свободным от
конфессиональной  принадлежности представителей различных  философских школ и
поэтому можно говорить о современной религиозной философии  как целом.
Наиболее влиятельными тенденциями развития современной  христианской
философии являются: во-первых, актуализация и обновление ранне-христианских
и   средневековых   философско-теологических систем, на­пример, томизма,
августинизма, которые  трансформируются в неотомизм и  неоавгустинизм; во-
вторых, возникновение  новых течений: персонализма, тейярдизма как попыток
объединения и синтеза   идей   философии, науки   и   теологии; в-третьих,
соединение идей религиозной философии с другими  течениями современной
философской мысли. Продуктами такого объединения являются: теологический
экзистенциализм, теологический  позитивизм, а также теологизированные  версии
идей Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Кьеркегора, Гуссерля и  др. На стыке
христианской религии  и философии в наши дни возникают  католическая,
протестанская и  православная философии. Философия  католицизма в наши дни
представлена традиционной теологией неотомизма и религиозным  модернизмом
тейярдизма.
    
Неотомизм и его  проблемы 

Неотомизм (букв, новый  томизм) — обновленное учение средневекового схоласта
Фомы (Томаса) Аквинского. Фома Аквинский на основе "хри­стианизированного"
аристотелизма создал теологическую систему, по мнению церковных  иерархов,
наилучшим образом  приспособленную к потребностям католической церкви.
Значительными представителями  философии неотомизма являются Иоанн  Павел II,
Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др. Рождение неотомизма
приходится на 70-е  годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора
(1869-1870 гг.) В 1879 году  в энциклике папы Льва XIII (энциклика  — послание
папы римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского была
объявлена единственно  истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и
Высший институт философии (Бельгия) — ведущий центр  не­отомизма вплоть до
нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный  документ неотомизма
— "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтологические,
антропологические и другие положения современной  католической философии.
Основополагающий  принцип неотомизма раскрывается в  требовании гармонии веры
и разума. Вера и разум  в неотомизме — не антиподы, а  два по­тока, два способа
достижения одной  и той же цели — познания бога. Высшим актом веры является
божественное откровение, которое является также и высшим способом познания
мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквинского, что "Вера —  это божественная
подсказка", неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку,
философию, теологию. Низшей из них является наука. Она  только описывает
явления и устанавливает  причинно-следственные связи между  ними. Философия —
более высокая ступень  рационального познания. Она является учением о бытии,
сущности каждой вещи. Главной задачей философии  является познание бога как
первопричины и  конечной цели всех вещей. Развивая тезис  Петра Дамиани о
философии как служанке богословия, неотомисты уточняют: "Фидеизм (фидеизм —
направление философской  мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет
богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобождает  эту служанку от
крепостной зависимости. Одно непрактично, другое нетерпимо. Философия  есть
и должна быть служанкой  веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты
обосновывают догматы  о существовании бога, бессмертии души. При этом
некоторые догматы, например, боговоплощения, воскресения, троичности бога,
считаются принципиально  непостижимыми средствами философии  и науки. Они
раскрываются только на основе теологии.
Теология оказывается  одновременно и вершиной рационального  знания, и знанием
нерациональным, сверхразумным  — верой. Получается, что вера не только
расширяет границы  разума, но и является окончательным  кри­терием истины в
силу того, что, будучи носителем божественного откровения, непогрешима.
Таким образом, истины веры не могут противоречить истинам  разума, ибо бог
есть творец и  откровения, и разума, а противоречить  же себе он в принципе не
способен.
В неотомистском  учении о бытии (онтологии) различают  бытие само по себе
(бога) и бытие  существующего. Бытие, по мнению  неотомистов, - это "абсолютно
новое понятие", о  котором можно сказать то, что  оно обладает существованием.
"Бытие как таковое"  — трансцендентно, является бытием  бога. В нем выделяется
потенция (или возможность, "чистое бытие") и акт, или действительность. Бытие
как таковое, утверждал  Ж. Маритен, "не связано с материальными
особенностями эмпирического  существования, поскольку акт существования
осуществляется без  материи". Поэтому подлинно реальным миром для
неотомистов является лишь нематериальный мир, мир сущ­ностей. В акте
творения возникают  конечные вещи. Вещи, созданные богом, рассматриваются
«томистами как  субстанции, имеющие сущность и сущест­вование. Не имеет
сущности и существования  только бог. Рассматривая вслед за Фомой  Аквинским
вещи как единство материи и формы, неотомисты утверждают, что для
превращения возможности  в действительность пассивной материи  требуется
причина, находящаяся  вне её. Такой причиной, формой является, в конечном
счете, Бог. Все, сотворенное  богом, образует иерархию бытия. Низшим ее
уровнем являются минералы. Над их неорганическим миром возвышаются  растения
и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов"
- ангелов. Венчает  иерархию бытия бытие Бога. Онтология  неотомизма тесно
связана с его  логикой и аргументологией, предполагает построение особых
доказательств бытия  Бога. В неотомистской антропология человек, как и всякое
бытие, понимается как  единство потенции и акта, материи  и формы. Бессмертная
душа человека —  его форма, определяющая человеческое бытие. Душа более
совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. Находясь у
человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются
естественным законом, который повелевает творить добро  и избегать зла.
Гносеология неотомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа
реализмом. Дело заключается  в том, что в неотомизме признается существование
реальности, не зависимой  от человека, и критикуется субъективно-
идеалистическое понимание  процесса познания. Познание неотомисты правильно
определяют как  взаимоотношения субъекта и объекта. Однако для них субъект —
это бессмертная  человеческая душа, а объект — сущность вещи, т. е. ее форма,
идея. Получается, что  человек познает не материальные объекты, а
содержащиеся в  них идеальные сущности.
Познание "сущности" вещи восходит от ее чувственного восприятия через
образование понятий  о единичных вещах к познанию "всеобщности" вещей с
помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие
сотворенным богом  вещам.
В конце XX века онтология, гносеология и антропология неотомизма обновляются
и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма
включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философ­ской антропологии и
других современных  философских течений. Особое место  в развитии
современного неотомизма занимает деятельность и творчество папы римского
Иоанна Павла II, в  миру Кароля Войтыллы. На папский престол  он избран в
октябре 1978 года. В  его ноябрьском 1994 года обращении  к католикам
прозвучало, что церковь  совершала "грехи" в прошлом  и небез­грешна в
настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъединение христиан,
религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на
четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных ценностей (как
следствие распространения  абортов и разводов), некритичность  по отношению к
тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправедливости.
Следует подчеркнуть, что, осуждая грех раскола христиан, Иоанн Павел II
считает, что в  нем содержится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа — это
вера в того, кто  из человеческой слабости может извлечь  благо. Вера в Христа
— одна, но это разделение позволило церкви выявить все  богатства,
содержащиеся в  Евангелии, которые иначе могли  бы остаться не­известными".
Многочисленные энциклики  и религиозно-философские труды  Иоанна Павла II
посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом
свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произведениях. В частности, о
том, как найти  золотую середину между издержками "реального социализма" и
пороками "развитого  капитализма"; является ли рынок  главным регулятором
социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от
борьбы классов.
В работе "Основание  этики" (1983 г.) Кароль Войтылла отмечает, что
"тоталитаризм  — это попытка отобрать у  людей индивидуальность, отождествив
их и уровняв  в совместной жизни". Требование освобождения от тоталитаризма
не является выражением социально-политического радикализма, а есть призыв к
морально-религиозному совершенствованию личности, ее "очищению от греха", т.
к. "Христос сам  вел такую борьбу в гораздо  большем масштабе, чем думают те,
кто хотел бы видеть в нем лишь "первого социалиста".
Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в
неотомизме тенденция  антропологизации философии. Она связана  с пересмотром
традиционной иерархии ценностей и проблем религиозной  филосо­фии. Если в
традиционном неотомизме философская мысль шла от бога к че­ловеку, то в
современном неотомизме обосновывается необходимость восхо­дить от человека к
богу. При этом обычно актуализируются христианские гуманистические  традиции,
подчеркивается, что  в теоцентризме содержится интерес  к человеку, его жизни,
поведению, нравственности.
Рассуждая о происхождении  моральных норм, К. Войтылла отмечал, что
"Христианская  этика считает, что нравственные  нормы, как и все законы тварной
природы, исходят  от Творца, однако очень многие из этих норм — естественны,
человек прямо сознает  их, благодаря естественному пути ра­зума". Человек —
не только материал для Бога, возникший достаточно случайно, но и существо,
творящее самого себя и сознающее свои возможности
Сходные взгляды  развивает Ж. Маритен, утверждая, что  в самой природе
человека заключен "божественный закон", что человек  обладает свободой воли и
поэтому его жизнь  не имеет жесткого провиденциального  сцена­рия, а является
лишь его наброском (провиденциализм - понимание истории  как проявление воли
бога).
    
Проблемы личности в персонализме 

Другим влиятельным  философским направлением XX в. является персонализм. Само
название происходит от лат. persona — личность, и персо­нализм является
философским течением, ставящим в центр своего изучения личность человека и
личность Бога. В  отличие от философской антропологии, которая может быть
совершенно разнообразна по своим конфессиональным и мировоззренческим
проявлениям, персонализм  по преимуществу есть религиозное, христианское
течение. Атеистические  персоналисты встречаются крайне редко. Зарождается
персонализм в конце XIX в. в США. Известны такие мыслители, как Джосайя Ройс,
Б.Боум, Уильям Хокинг. С 1920 г. издается журнал «Personalist». В начале XX в.
персонализм зарождается  в России, основными его сторонниками принято считать
Льва Шестова и  Николая Бердяева, которых относят  также и к экзистенциализму.
Классическим персонализмом  всегда считался французский персонализм, у истоков
которого стоят  два мыслителя: Эмманюэль Мунье  и Жан Лакруа. Вокруг них и
издававшегося по их инициативе с 1932 г. журнала «L’esprit» («Дух»), были и
другие французские  персоналисты, такие как М. Недонсель, Поль Рикёр, П.
Ландсберг и многие другие. Все они были, как правило, католиками.
На русский язык переведены две книги Мунье. Одна из них так и называется:
«Что такое персонализм». Другая называется просто «Персонализм». Эти книги
вышли в 40-х годах. В 30-х годах Мунье издал небольшую  книгу «Манифест
персонализма». Эти  книги составляют как бы классическую трилогию
персонализма. Недонсель  известен прежде всего как автор  статей о
персонализме во французских энциклопедиях, и в  этом смысле он является
классиком. Все модные цитаты по французскому персонализму — это практически
цитаты из Недонселя.
По уверению Мунье  и других философов-персоналистов, персонализм — это не
философская школа  и не система; это, скорее, умонастроение, жизненная
позиция. Как пишет  Мунье, можно быть одновременно кантианцем и персоналистом,
можно быть социалистом  и персоналистом, можно быть хри­стианином  и
персоналистом. Персонализм  — это просто переоценка ценно­стей, показ того
факта, что именно человеческая личность лежит в основе всех поисков, всех
философских и социальных устремлений. Создание персонализма сам  Мунье, так
же, как и Шелер, откровенно связывает с кризисом, который поразил Европу в
20—30-е годы, когда  в воздухе носилось предчувствие  войны. Работы
непосредственно послевоенного  периода являются также попыткой осмыслить
катастрофу, которая  постигла Европу.
Мунье указывает, что  человечеству всегда были свойственны  две крайности:
материалистическая  и идеалистическая. Обе они в  равной мере справедливы, и
Маркс в своем  учении о законах общества, об отчуждении че­ловека, об
экономическом воздействии  на человека оказался во многом прав. Но его
требование только лишь экономического переворота, только экономической
революции оказывается  никуда не ведущим, потому что оно  не затрагивает духовную
часть человека. Также  и идеалисты, пренебрегая материальной стороной жизни и
настраивая нас  только на самосовершенствование, оказываются  бессильными, ибо
человек все же существо, живущее в материальном мире, и  он не может
руководствоваться только духовными целями. Как пишет  Мунье, марксисты
утверждают, что сейчас классический экономический кризис, надо заняться
экономикой и тогда  кризис прекратится. Моралисты высказывают  противоположную
точку зрения: это  кризис человека, кризис нравственных ценностей — измените
человека и общество исцелится. Персоналистов не удовлетворяет  ни та, ни другая
точка зрения. Спиритуалисты  и материалисты впадают в одно и то же заблуждение,
свойственное современности, когда, следуя картезианскому сомнению,
безосновательно разделяют  тело и душу, мышление и деятельность, homo faber
и homo sapiens (человека созидающего  и человека мыслящего). Персонализм
с самого начала противопоставляет  себя как идеализму, возводящему  мир к некоему
безликому, безличному духу и растворяющему в этом духе материальное начало,
так и материализму, который отрицает начало духовное, сводя все, в том числе и
человека, лишь к  материальным проявлениям. Персонализм  утвер­ждает единство
материального и  духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому
именно человек  и является центром познания, центром  всех ценностей и всей
деятельности. А поскольку  в каждом человеке это единство проявляется
по-своему, каждый человек  есть личность, неповторимое создание, то и этих
центров может быть столько, сколько людей на земле. Для персоналистов вопрос не
в том, что такое  человек вообще, не в том, что такое  личность вообще. Такой
вопрос, конечно, ставится в их произведениях, но многие из них  написаны в
подчеркнуто неклассическом философском ключе. Поэтому и  основными терминами
персонализма являются вовлечение и трансценденция: вовле­чение
человека в материальный и духовный процесс настоящего мира и трансценденция, т.
е. выход его из этого процесса. Человек не только вовлечен в процесс, но и
выходит из него. Примерно те же самые категории встречаются  и в
экзистенциализме, но персонализм, воздавая должное экзистен­циализму, тем не
менее не согласен с  его пессимизмом и с акцентом на нега­тивные качества
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.