На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
Введение……………………………………………………………………..….3
 
1. Становление и развитие  предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»:
эволюция и современность………………………………………………...…..6
1.2. История развития предпринимательства в России………………....…..10
 
2. Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес
2.1. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства………..24
2.2. Снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство…………………………………………………………28
2.3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса………..…31
 
Заключение……………………………………………………………………33
 
Список литературы………………………………………………………..….36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.
Становление предпринимательства происходит в сложных условиях становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства, в том числе и с точки зрения обеспечения его безопасности. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства.
В условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции на рынках товаров, капитала и труда отечественным предприятиям для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности необходимо значительно повысить устойчивость функционирования. Недостаточно устойчивое состояние многих российских предприятий остро ставит задачу интенсивного поиска и реализации действенных мер, обеспечивающих условия для мобилизации внутренних резервов на предприятии и для адаптации производства к быстро меняющимся условиям внешней среды.
Ситуация осложняется мировым финансовым кризисом, который оказал существенное влияние на экономику многих стран, в том числе и России. Наиболее уязвленным, на наш взгляд, являются субъекты малого и среднего бизнеса.
Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.
Именно поэтому, в рамках рассматриваемой темы исследования: «Предпринимательство в России. Проблемы становления» особое внимание уделено проблемам малого бизнеса. Почему именно малый бизнес?
В экономически развитых странах делается акцент на становление социальной государственности, предпочтение отдается моделям социально ориентированной рыночной экономики. Первоочередную роль в процессе создания такого хозяйственного порядка, который ставит рынок на службу социальным целям, играет именно малое предпринимательство, являясь наиболее мобильной формой активизации инициативной деятельности граждан.
Развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики.
В целом проблемы, характерные для малого, среднего и крупного  бизнеса имеют одну основу:
?      налоговое регулирование и проблемы налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта;
?      административные барьеры;
?      доступ к ресурсам и негативное влияние на инвестиционную активность.
Однако для малого бизнеса они имеют свою, характерную «окраску». Эти проблемы и пути их решения и будут рассмотрены в настоящей работе.
Цель исследования – изучить основные этапы становления предпринимательства в России, а также проблемы развития малого предпринимательства, обостренные мировым финансовым кризисом 2007-2009гг.
Поставленная цель определила решение следующих исследовательских задач:
?            раскрыть содержание понятия «предпринимательство», «малое предпринимательство»;
?            рассмотреть основные этапы формирования и становления предпринимательства в России, начиная с дореволюционной России;
?            выявить основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения.
Предметом исследования является система организационных и экономических отношений, возникающих в процессе формирования комплекса мер государственного регулирования предпринимательства в России, малого предпринимательства в частности.
Объект исследования выступает малое предпринимательство как сектор экономики.
Структурно работа включает два раздела, введение, заключение и список литературы.
 

1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»: эволюция и современность
В процессе развития рыночного хозяйства меняются организационные формы предпринимательства, масштаб деятельности, сферы применения, предпринимательские функции. Вместе с этим меняется сущность и содержание понятия «предпринимательство».
Все исследователи отмечают его особую роль в области инноваций: как технологических, связанных с появлением новых продуктов, услуг и методов их производства, так и социально-экономических, решающих проблемы внедрения новых форм и методов управления, рыночных стратегий и другие.
На наш взгляд предпринимательство связано со способностью отдельных лиц (физических и юридических) накапливать необходимые ресурсы для капитализации новых, открывающихся возможностей, которые могут быть связаны как с появлением новых технологий, продуктов и услуг, так и с обнаружением незанятых рыночных ниш, с внедрением новых форм и методов управления и т.п. Оно не зависит от размеров юридического лица и может быть присуще физическому лицу или малой фирме и большим организациям. Это – рискованное дело, осуществляемое на свой риск и под свою ответственность. Но, как правило, предпринимательство более развито в малом бизнесе, ресурсы которого ограничены, и которому приходится искать нетрадиционные пути для их накопления.
Предпринимательство как социально - экономический феномен прошло длительный и сложный путь становления и эволюции.
Сами понятия «предприниматель» и «предпринимательство» произошли от английских и французских слов businessman (деловой человек), entrepreneur (предприниматель), enterprise (предприятие).
В различные эпохи феномен предпринимательства под тем или иным углом зрения рассматривали такие ученые как Р. Кантильон, А. Смит, К. Маркс, Д. Рикардо, М. Вебер, Й. Шумпетер и др.
В современной научной литературе до настоящего времени нет четкого общепринятого определения предпринимательства. П. Друкер подчеркивает, что прошло уже много лет с тех пор, когда введен термин «предпринимательство», «а мы все еще продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство»[1].
Начиная с 80-х годов прошлого столетия, отечественные ученые стали исследовать малое предпринимательство в нашей стране. Официальная история современного российского предпринимательства начинается с принятием Закона СССР «О Кооперации» в 1988 г.
Анализ критериев, известных в экономической теории, которые позволяют отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо - к предпринимателям, позволяет выделить оптимальные:
?            Управление капиталом с целью получения прибыли - к предпринимательству не может быть отнесена деятельность, не связанная с управлением экономическим, культурным, символическим и другим капиталом, общественная, благотворительная и тому подобная деятельность, не имеющая целей извлечения прибыли.
?            Активность субъекта предпринимательской деятельности - данный критерий исключает пассивные формы получения дохода от собственности на капитал, землю, средства производства.
?            Систематичность предпринимательской деятельности - критерий позволяет исключить из рассмотрения в качестве предпринимательства случайные, эпизодические акты, приносящие прибыль их субъекту.
?            Самостоятельность и ответственность субъекта предпринимательской деятельности - данный критерий является более подходящим по сравнению с критерием свободного предпринимательства, так как, в принципе, любая предпринимательская деятельность ограничена определенными социальными, правовыми, культурными и прочими нормами и в этом смысле свободна лишь отчасти. Более того, представляется возможной предпринимательская деятельность в условиях очень жестких политических и экономических систем, и даже принудительное предпринимательство.
Важно отметить, что важнейшим элементом хозяйственной системы страны выступает сфера малого предпринимательства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Важнейшей ролью малого предпринимательства является обеспечение стабильности в обществе. К сожалению, в настоящее время сектор малого предпринимательства претерпевает не лучшие времена своего развития.
Важно учитывать, что проблема управления развитием малого предпринимательства в последнее время стала рассматриваться многими исследователями. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником[2]. Малое предпринимательство не является особой организационно-правовой формой.
Понятие «малое предпринимательство» связано, прежде всего, с критериями хозяйствующего субъекта. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли или дохода, объема оборота или численности занятых на предприятии работников.
Таким образом, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на предприятии.
Под малым предпринимательством в настоящей работе мы будем понимать деятельность, физических или юридических лиц (предприятий), направленная на получение прибыли и развитие собственного дела, отвечающая следующим критериям: численность работников по отраслям экономики, размер уставного капитала, независимость от других организаций, объем выручки от реализации продукции, работ, услуг по отраслям экономики.
Важно отметить, что существенным шагом в совершенствовании правового регулирования малого предпринимательства является введение в действие с 1 января 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»[3] (далее по тексту – Закон).
Согласно этому Закону к субъектам малого и среднего бизнеса могут относиться должным образом зарегистрированные индивидуальные предприниматели и организации, удовлетворяющие определенным условиям.
Во-первых, организации и физические лица (предприниматели без образования юридического лица), у которых доля участия в уставном капитале третьих лиц не превышает 25%. Под третьими лицами подразумеваются государственные органы, иностранные организации и граждане, а также общественные и религиозные организации и прочие юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Во-вторых, число работников не должно превышать 250 чел. Предприятия относятся к средним с числом работников от 100 до 250 чел. и к малым, число работников в которых не более 100 чел. В малых предприятиях выделяются микропредприятия, в которых заняты не более 15 чел.
В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать некоторых предельных значений, которые с 1 января 2010 г. будут устанавливаться Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ).
«Как видно, в течение 2008 и 2009 гг. ни одно предприятие не может быть отнесено к субъектам малого или среднего бизнеса, так как законодательно не определен третий критерий отнесения предприятий к субъектам, на которые должно распространяться действие Федерального закона N 209-ФЗ. Следовательно, предприниматели не смогут фактически в полной мере воспользоваться положениями этого Закона еще два года».[4]
Это не единственное замечание к нормам Закона, можно сказать, что его введение в действие является первым шагом. Надеемся, что вновь избранная Государственная Дума пятого созыва будет регулярно принимать поправки, дополняющие и конкретизирующие положения этого Закона, а также поправки в НК РФ, в Закон о бухгалтерском учете и в другие кодексы, законы и подзаконные нормативные акты в целях максимального содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в особенности в сфере промышленного, перерабатывающего и сельскохозяйственного производства, чтобы, по крайней мере, на законодательном уровне были устранены все препятствия к дальнейшему ускоренному экономическому развитию нашей страны.
1.2. История развития предпринимательства в России
Развитие предпринимательства в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием приступили к индустриализации своих экономик и как следствие при реформировании экономики были вынуждены использовать не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования.
К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. [5]
Значительный толчок в развитии предпринимательских структур дало строительство железных дорог. В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.
К концу XIX - началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.
К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.
К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности.
Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.
В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. По мнению А.Н. Асуала[6] «не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях». Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в.
Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств.
Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев.
Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения»[7]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.
Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре - произведенной продукцией, так и в денежной форме.
Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов.
Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).
Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.
Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.
Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий «теневики» весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности «теневого» бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.
Если в начале 60-х годов годовой объем «теневого сектора» в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве.[8]
В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.
Непосредственные предпосылки трансформации отношений собственности в СССР формировались в период перестройки (1985-1991 гг.) в ходе реформирования советской экономической системы  в рамках модели «рыночного социализма». Ей предшествовали попытки частичных реформ, предпринятых правительством страны в 1960-1970 - е гг., с целью совершенствования социалистического хозяйственного механизма.
В результате была разработана концепция хозяйственного расчета, ставшая базовым элементом реформирования экономики указанного периода, стали применяться более гибкие методы управления народным хозяйством, внедряться современные формы материального стимулирования и т.д. Однако приостановить падение темпов экономического роста не удалось, оно перешло в стагнацию экономики, что требовало более решительных и действенных мер по оздоровлению экономики.
Первым практическим шагом в трансформации экономики стал принятый 19 ноября 1986 года закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», на основе которого была законодательно закреплена возможность осуществления мелкого частного бизнеса. Затем 26 мая 1988 года веден в действие закон «О кооперации в СССР». «Кооперативное движение сразу же набрало высокие обороты. К 1990 г. в стране насчитывалось 245 тыс. действующих кооперативов, в которых было занято более 6 млн. чел».[9]
Одновременно в рамках концепции «рыночного социализма» предпринимались попытки оживить работу государственного сектора экономики. Закон 30 июня 1987г. «О государственном предприятии (объединении)» предоставил казенным предприятиям значительную самостоятельность, в том числе они получили право реализации части продукции на рынке по договорным ценам и свободного расходования вырученных средств. Другим каналом перекачки государственных средств в негосударственный сектор стали кооперативы, создававшиеся при государственных предприятиях (составлявшие более 80% от общего числа кооперативов). [10]
В этих условиях стремительно разворачивается процесс спонтанной «номенклатурной приватизации» (преобразование министерств в концерны, ассоциации, холдинги, создание на базе государственных предприятий акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежал государству).
Наряду с происходящими процессами, связанными с преобразованием экономики в стране, отсутствовала необходимая нормативно-правовая база, позволяющая его упорядочить, систематизировать.
С начала 1990–х гг. шли оживленные дискуссии, посвященные проблемам трансформации форм собственности. Особой остротой отличалось обсуждение вопросов об объектах, формах (платная или бесплатная) приватизации, темпах ее проведения. В ходе дискуссий компромисс не был достигнут, по поводу путей решения указанных проблем сложились три основные альтернативные позиции.
Сторонники  первой предлагали сочетать возмездные и безвозмездные  формы приватизации. При этом безвозмездная основа предполагалась только для членов трудового коллектива в виде определенных льгот при приватизации. Следовательно, приоритет отдавался платной основе. Эта позиция нашла отражение в законе СССР «Об основных направлениях  разгосударствления и приватизации  предприятий».
Вторая позиция состояла в предпочтении бесплатных методов приватизации (ваучерная модель с именными приватизационными чеками для всего населения) при допущении в ряде случаев платных методов, что стало  основой закона РСФСР «О приватизации государственных и    муниципальных предприятий». В законе РСФСР «О личных приватизационных чеках и счетах» предусматривалась возможность введения именных  приватизационных счетов (чеках).
Третья позиция отличалась отрицанием платных форм приватизации, что было отражено в новой программе КПСС. Однако партия не предложила конкретных механизмов для осуществления своей концепции.
Еще одной альтернативой стала приватизация «по Пияшевой» в Москве  по методу ускоренной передачи имущества торговых предприятий членам трудового коллектива за небольшую символическую плату. Активным противником этого варианта был А. Чубайс и его единомышленники, считавшие, что при организации приватизации необходимо ориентироваться на частного собственника. Различие позиций Л. Пияшевой и А.Чубайса, занимавших в тот период довольно высокие посты во властных структурах, противоборство их команд явились одним из первых проявлений столкновения интересов различных групп новой партийно-чиновничьей элиты в ходе раздела госсобственности.
Разногласия подобного рода после  событий августа 1991 г., распада СССР, устранения КПСС вылились в открытое противостояние парламента с одной стороны, президента  и правительства - с другой.
Первым нормативным актом, долженствовавшим ввести процесс в законные рамки, стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (далее – Закон о приватизации). Закон о приватизации определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество.
Необходимо отметить, что основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, заключается в том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот вывод основан на опыте ряда развитых стран, в которых частный сектор как источник экономического роста, показал лучшие результаты, чем в тех странах, где ставку делали на государственный сектор. Государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики - стимула к максимизации прибыли. Негативное влияние оказывают фиксированные цены, до
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.