На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение доходов физических лиц в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ» 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему «Налогообложение доходов физических лиц
в Российской Федерации»
(на примере  Псковской области) 
 
 
 

Выполнил: студент 5-го курса заочной формы
обучения  по специальности финансы и кредит
   К.А. Кротова
                                                       Научный руководитель: С.В. Иванова,  канд.
                экон. наук, ассистент 
 

Великие Луки 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 МЕСТО НАЛОГА НА  ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ В БЮДЖЕТ-
   НОЙ СИСТЕМЕ РФ…………………………………………………………......5
      Общие черты подоходного налогообложения физических лиц среди
    стран с развитой рыночной экономикой………………………………….......5
      Понятия и основные факторы налога на доходы физических лиц РФ ........7
      Социально-экономическое значение налога на доходы физических
     лиц  РФ………………………………………………………………………...11
2 ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ
   ЛИЦ РФ…………………………………………………………………………..14
      Категории плательщиков налога на доходы физических лиц РФ………...14
      Налоговые вычеты…………………………………………………………....21
      Налоговые ставки…………………………………………………………….27
   2.4 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц……………….....29
3 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И РАСЧЕТОВ
   С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ В ООО «ДАР»……………………………….....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...46
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

            В последние три года в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в период развития рыночных отношений. Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения.
       Огромное значение приобретает налоговая политика, проводимая государством. Налоговая политика государства как часть политики в сфере экономических и финансовых отношений проводится через систему правовых норм и, прежде всего, через акты законодательства о налогах и сборах, центральное место среди которых отведено Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Часть вторая НК РФ подтверждает направленность налоговой политики Российской Федерации, как к снижению налогового бремени, так и к приближению к мировой теории и практике налогообложения.
     С 1 января 2001 г. действует глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, которая  заменила Закон РФ от 07.12.1991 №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Статьей 13 НК РФ этот налог отнесен  к федеральным налогам, что обусловило установление гл.23 настоящего Кодекса  всех элементов налога, которые четко  определены статьями вышеуказанной  главы, то есть появились новые понятия: налогоплательщик, налоговые агенты, налоговая база, виды не облагаемых налогом доходов, налоговые вычеты, ставки налога, налоговая отчетность. В ней также определены конкретные права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых  органов, а также порядок и  сроки уплаты налога. Установлен разный режим налогообложения доходов  физических лиц - налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
     На  правильность исчисления НДФЛ оказывают  влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного  уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих  особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.
     Актуальность  темы продиктована еще и тем, что  в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются  грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как  для отдельных предприятий и  граждан, так и для всей страны в целом.
     Целью данной курсовой работы является:
     - изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц,
     - проведение анализа учета НДФЛ на конкретном предприятии,
     - рассмотрение возможных путей его оптимизации.
     Для осуществления этих целей были решены следующие задачи:
     - дано определение экономической сущности категории налога на доходы физических лиц;
     - рассмотрен существующий ныне порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;
     - проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере конкретного предприятия.
     Предметом данной курсовой работы является обобщение полученных в ходе обучения теоретических знаний и применение их на практике для оценки состояния учета и анализа порядка исчисления налога на доходы физических лиц на примере предприятия ООО «Дар». 
 
 
 
 

1 МЕСТО НАЛОГА НА  ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ В БЮДЖЕТНОЙ
   СИСТЕМЕ РФ 

1.1Общие черты подоходного налогообложения физических лиц среди  
      стран с развитой рыночной экономикой  
 

     Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.
     Сравнивая налоговое законодательство стран  с развитой рыночной экономикой в  сфере подоходного налогообложения  физических лиц, можно выделить следующие общие черты:
     1. НДФЛ - один из важнейших источников  государственных доходов. Так,  поступления от налога на доходы  физических лиц занимают наибольший  удельный вес в структуре доходов  федерального бюджета США (около  40%), Великобритании (35%), Дании (50%). Кроме  того, НДФЛ с граждан имеет  приоритетное значение в доходах  бюджетов таких экономически  развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.
     2. Во всех странах НДФЛ взимается  по прогрессивной шкале. Диапазон  ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Италии. Предельная ставка  налога на доходы физических  лиц в Дании в 1996 году составляла 61%. Казалось бы, ставки налога  очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены  довольно значительные налогооблагаемые  минимумы и представлены льготы  по различным основаниям.
     3. Во многих странах в результате  проведенных реформ произошло  резкое сокращение максимальных  ставок налога и их количества.
     Сравнивая налоговое законодательство можно  сделать выводы о том, что налогообложение  граждан в различных странах  базировалось на сопоставимых принципах.
     Первый  из них - обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй - обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий.
     Повышение налогов с населения увеличивает  доходы бюджета только на один налоговый  период, поскольку уже в следующем  база для их уплаты может резко  сократиться. Снижение же налогов с  граждан стимулирует рост доходов  населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг  и, как следствие, рост всех налоговых  поступлений.
     Таким образом, в налоговых системах западноевропейских стран четко прослеживается реализация таких постулатов, как: получаешь  больше «неделимых благ» - плати большие  налоги, «имеешь сравнительно низкий уровень социального статуса  и дохода» - государство установит  соответствующие вычеты из него и  обеспечит определенный минимальный  уровень социальной обеспеченности за счет минимизации налогов. Естественно  такой подход способствует как экономическому росту, так и относительному социальному  миру в этих странах. 

    
 

1.2 Понятие и основные  факторы налога  на доходы физических  лиц РФ 

          В налоговой системе РФ налог с физических лиц - наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков.
     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества. Бюджетная система  РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Основой формирования доходной базы бюджетов всех уровней являются налоговые доходы.
     НДФЛ  является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика  по единым ставкам, используется для  регулирования доходов нижестоящих  бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном  порядке на очередной финансовый год.
     До 1 января 1999 г. суммы этого налога полностью поступали в бюджеты  субъектов РФ, из которых до 90% поступлений  от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточность  средств местных бюджетов и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в  РФ» к собственным доходам  местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в  федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ - по ставке 9%. В Федеральном Законе от 23.12.03 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.
     Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономических рычагов  государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи обеспечения  достаточных денежных поступлений  в бюджеты всех уровней, регулирования  уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления  и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования  получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.
     Подоходное  налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень  реальных доходов населения, позволяет  с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения  стимулировать стабильные доходы бюджета  за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме  того, тяжесть бремени индивидуального  налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения  и другими налогами.
     Цели  взимания и основные черты НДФЛ в  России во многом схожи с принятыми  во многих развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой  системе определяется следующими факторами:
     - НДФЛ является личным налогом,  т.е. его объектом является  не предполагаемый усредненный  доход, а доход, полученный  конкретным плательщиком;
     - НДФЛ большей степени отвечает  основным принципам налогообложения  - всеобщности, равномерности и  эффективности;
     - налог относительно регулярно  поступает в доходы бюджета,  что немаловажно с точки зрения  пополнения бюджетных средств;
     - основной способ взимания НДФЛ - у источника выплаты дохода -- является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
     Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы  вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в  общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения  данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
     Преимущество  этого налога заключается также  в том, что его плательщиками  является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без  перераспределения зачисляться  в любой бюджет: от поселкового  до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря  чему он в основном зачисляется в  бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением  населения. НДФЛ, пожалуй, самый перспективный  в смысле его продуктивности. При  прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее  уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
     Одновременно  с этим, именно в НДФЛ наглядно реализуются  такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность  и равномерность налогового бремени.
     Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую  и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
     Вместе  с тем, в сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в  налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились  в общей сумме всех доходов  бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений  в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления с НДФЛ занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые ставки с 2001 г., значительно более либеральные, чем ставки налога в других странах.
     Недостаточная роль НДФЛ в формировании доходной базы российского бюджета объясняется  следующими причинами:
     - во-первых, низким по сравнению  с экономически развитыми странами  уровнем доходов подавляющего  большинства населения России, в  связи с НДФЛ, в основном, уплачивался  в последнее время по минимальной  шкале;
     - во-вторых, задержками выплат заработной  платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, финансируемых из бюджета;
     - в-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
     - в-четвертых, получившей широкое  распространение чисто российской  практикой массового укрывательства  от налогообложения лиц с высокими  доходами, в связи с чем в  бюджет поступает не более  половины от всех положенных  сумм этого налога.
     Вместе  с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации  поступления от доходов низко  обеспеченной части населения, поскольку  здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда  как с богатых - лишь 17%.
     Учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета .  

        Социально-экономическое  значение налога  на доходы физических  лиц РФ
 
         Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных  финансов.
     Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория  налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции  налогов выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание. В  чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они  выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную.
     Причем  распределительную функцию можно  раздробить на регулирующую и стимулирующую  и т.д.
     Наиболее  последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия  для функционирования государства.
     Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан  для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения. (Я работаю в системе  МЧС, которая также финансируется  из бюджета). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
     Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Наш век характеризуется  огромным ростом доходов государства  от взимания налогов, что связано  с расширением его функций  и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство  все больше финансовых средств расходует  на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
     Другая  функция налога с населения как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в  целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему  и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
     Изначально  распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни в стране у него появились  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом  регулировании доходов населения  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство  налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается  регулирующая функция.
     Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных  процессов оказывают серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция  неотделима от фискальной и находится  с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации  для государства национального  дохода вызывает постоянное соприкосновение  налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему  реальные возможности влиять на экономику  страны, на все стадии воспроизводства.
     Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. 
 
 
 
 

    ОСНОВЫ  ПРИМЕНЕНИЯ  НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ    
    ЛИЦ  РФ 

2.1 Категории плательщиков налога на доходы физических лиц РФ 

                 Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог, который в наибольшей доле взимается в бюджет субъектов федерации (региональный бюджет). Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц.
     Плательщиками подоходного налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговые резиденты - это  физические лица, фактически находящиеся  в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих  подряд месяцев. Также, налоговыми резидентами  Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники органов государственной  власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы  Российской Федерации, независимо от фактического времени нахождения в России.
     Объектом  налогообложения у физических лиц  является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство  в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства  в Российской Федерации, - от источников в РФ.
     При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного  годового дохода по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
     Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.
     Физические  лица, подлежащие налогообложению, обязаны:
     a) вести учет полученных ими  в течение календарного года  доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;
     б) представлять в предусмотренных  настоящим Законом случаях налоговым  органам декларации о доходах  и расходах по форме, устанавливаемой  Государственной налоговой службой  Российской Федерации, другие необходимые  документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
     в) предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам  документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;
     г) своевременно и в полном размере  вносить в бюджет причитающиеся  к уплате суммы налога;
     д) выполнять другие обязанности, предусмотренные  законодательными актами.
     Ставки  подоходного налога постоянно меняются. Это связано с изменением экономической  ситуации в стране. Недавно были введены новые ставки подоходного  налога.
     Своевременно  не удержанные, удержанные не полностью  или не перечисленные в соответствующий  бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию  у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих  доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа. За другие нарушения настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
     Рассмотрим  подробнее, какие доходы облагаются налогом.
     Они определены в Статье 208 главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и  к ним относятся:
     1) дивиденды и проценты, полученные  от российской организации, проценты, полученные от российских индивидуальных  предпринимателей и (или) иностранной  организации в связи с деятельностью  ее обособленного подразделения  в Российской Федерации;
     2) страховые выплаты при наступлении  страхового случая, в том числе  периодические страховые выплаты  (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты,  связанные с участием страхователя  в инвестиционном доходе страховщика,  а также выкупные суммы, полученные  от российской организации и  (или) от иностранной организации  в связи с деятельностью ее  обособленного подразделения в  Российской Федерации; 
     3) доходы, полученные от использования  в Российской Федерации авторских  или иных смежных прав;
     4) доходы, полученные от сдачи в  аренду или иного использования  имущества, находящегося в Российской  Федерации;
     5) доходы от реализации:
     -    недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
     -   в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
          - прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации; 

     - иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
     6) вознаграждение за выполнение  трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской  Федерации. При этом вознаграждение  директоров и иные аналогичные  выплаты, получаемые членами органа  управления организации (совета  директоров или иного подобного  органа) - налогового резидента Российской  Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская  Федерация, рассматриваются как  доходы, полученные от источников  в Российской Федерации, независимо  от места, где фактически исполнялись  возложенные на этих лиц управленческие  обязанности или откуда производились  выплаты указанных вознаграждений;
     7) пенсии, пособия, стипендии и иные  аналогичные выплаты, полученные  налогоплательщиком в соответствии  с действующим российским законодательством  или полученные от иностранной  организации в связи с деятельностью  ее обособленного подразделения  в Российской Федерации;
     8) доходы, полученные от использования  любых транспортных средств, включая  морские, речные, воздушные суда  и автомобильные транспортные  средства, в связи с перевозками  в Российскую Федерацию и (или)  из Российской Федерации или  в ее пределах, а также штрафы  и иные санкции за простой  (задержку) таких транспортных средств  в пунктах погрузки (выгрузки) в  Российской Федерации;
     9) доходы, полученные от использования  трубопроводов, линий электропередачи  (ЛЭП), линий оптико-волоконной и  (или) беспроводной связи, иных  средств связи, включая компьютерные  сети, на территории Российской  Федерации;
     9.1) выплаты правопреемникам умерших  застрахованных лиц в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации об обязательном  пенсионном страховании;
     10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком  в результате осуществления им  деятельности в Российской Федерации.
     При определении налоговой базы учитываются  все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной формах, или право  на распоряжение, которыми у них  возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в  соответствие со статьей 212 НК РФ. Если из дохода налогоплательщика по его  распоряжению, по решению суда или  иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают  налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки. Налоговая  база устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов. Если сумма налоговых вычетов  окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый  период, то применительно к этому  налоговому периоду налоговая база принимается как равная нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий  налоговый период разница между  суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.
     Для доходов, в отношении которых  предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как  денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных  на сумму налоговых вычетов, предусмотренных  ст. 218 - 221 НК РФ.
     Для доходов, в отношении которых  предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как  денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные  статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, не применяются.
     Доходы (расходы, принимаемые к вычету в  соответствии со ст. 218 - 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по курсу Центрального Банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
     В главе 23 НК приведены:
     -особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме;
     -особенности определения налоговой базы по договорам страхования;
     -особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами;
     -особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации;
     -особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;
     -особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан;
     -особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках (с 1 января 2008г.).
     Налоговым периодом признается календарный год.
     Доходы, не подлежащие налогообложению
     Согласно  статье 217 НК РФ, доходами, не подлежащими  налогообложению, являются (некоторые  из них):
     1 государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
     2 пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
     3 алименты, получаемые налогоплательщиками;
     4 суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
     Налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;
     11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов  учреждений высшего профессионального  образования или послевузовского  профессионального образования,  научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального  профессионального и среднего  профессионального образования,  слушателей духовных учебных  учреждений, выплачиваемые указанным  лицам этими учреждениями, стипендии,  учреждаемые Президентом Российской  Федерации, органами законодательной  (представительной) или исполнительной  власти Российской Федерации,  органами субъектов Российской  Федерации, благотворительными фондами,  стипендии, выплачиваемые за счет  средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов  службы занятости;
     12) доходы членов крестьянского  (фермерского) хозяйства, получаемые  в этом хозяйстве от производства  и реализации сельскохозяйственной  продукции, а также от производства  сельскохозяйственной продукции,  ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая  с года регистрации указанного  хозяйства.
     Настоящая норма применяется к доходам  тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых  такая норма ранее не применялась;
     13) доходы в денежной и натуральной  формах, получаемые от физических  лиц в порядке наследования, за  исключением вознаграждения, выплачиваемого  наследникам (правопреемникам) авторов  произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений  и промышленных образцов; и т.д.  

2.2 Налоговые вычеты 

     Возвращение подоходного налога, который был  удержан в предшествующем налоговом  периоде с дохода физического  лица, называется налоговым вычетом. Налогоплательщики имеют право  на стандартные, социальные, имущественные  и профессиональные налоговые вычеты. Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ) налогоплательщики, как правило, получают у работодателя, как налогового агента. Для получения остальных  вычетов необходимо самим обращаться в налоговый орган.
     Налоговые вычеты:
     1) Стандартные налоговые вычеты;
     2) Социальные налоговые вычеты;
     3) Имущественные налоговые вычеты;
     4) Профессиональные налоговые вычеты;
     1) Стандартные налоговые вычеты.
     Ст. 218 Налогового кодекса РФ предусматривает  стандартные налоговые вычеты при  определении размера налоговой  базы, подлежащей налогообложению по ставке 13%. Налогоплательщик имеет право  на получение одного из следующих  стандартных налоговых вычетов  за каждый месяц налогового периода, которым признается календарный  год:
     1) в размере 3 000 рублей;
     2) в размере 500 рублей;
     3) в размере 400 рублей.\
     1) Право на получение налоговых  вычетов в размере 3000 рублей  имеют лица пострадавшие вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС, испытаниях ядерного оружия, инвалиды Великой Отечественной  войны и инвалиды военной службы.
     2) Право на получение налоговых  вычетов в размере 500 рублей  имеют:
     - Герои Советского Союза и Герои  Российской Федерации, а также  лица, награжденные орденом Славы  трех степеней;
     - участники Великой Отечественной  войны;
     - лица, находившиеся в Ленинграде  в период его блокады;
     - бывшие, в том числе несовершеннолетние, узники концлагерей, инвалиды  с детства, а также инвалиды I и II групп;
     - лица, получившие или перенесшие  лучевую болезнь и другие заболевания,  связанные с радиационной нагрузкой;
     - младший и средний медицинский  персонал, врачи и другие работники  лечебных учреждений, получившие  сверхнормативные дозы радиационного  облучения при оказании медицинской  помощи в период Чернобыльской  катастрофы;
     - рабочие и служащие, а также  бывшие военнослужащие и уволившиеся  со службы лица начальствующего  и рядового состава органон  внутренних дел, сотрудники учреждений  и органов уголовно-исполнительной  системы, получившие профессиональные  заболевания, связанные с радиационным  воздействием на работах в  зоне отчуждения Чернобыльской  АЭС;
     - лица, эвакуированные из зоны  отчуждения Чернобыльской АЭС; 
     - родители и супруги военнослужащих, погибших вследствие ранения,  контузии или увечья, полученных  ими при защите Родины;
     - граждане, выполнявшие интернациональный  долг в Республике Афганистан  и других странах, в которых  велись боевые действия.
     3) Право на получение налоговых  вычетов в размере 400 рублей  за каждый месяц налогового  периода распространяется на  все иные категории налогоплательщиков  и действует до месяца, в котором  их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;
     4) право на получение налоговых  вычетов в размере 1 000 рублей  за каждый месяц налогового  периода распространяется на:
     - каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится  ребенок, и которые являются  родителями или супругом (супругой) родителя;
     - каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или  попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
     Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении  которого предусмотрена налоговая  ставка, установленная п.1 ст. 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход  превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
     Налоговый вычет, установленный настоящим  подпунктом, производится на каждого  ребенка в возрасте до 18 лет, а  также на каждого учащегося очной  формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
     Указанный налоговый вычет удваивается  в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
     Налоговый вычет предоставляется в двойном  размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем  вступления его в брак.
     Налоговый вычет предоставляется родителям  и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании  их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый  вычет.
     При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется  на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).
     Налоговый вычет может предоставляться  в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании  заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
     Уменьшение  налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется  до конца того года, в котором  ребенок (дети) достиг (достигли) возраста 18 лет, или в случае истечения  срока действия либо досрочного расторжения  договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет  предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном  учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный  в установленном порядке в  период обучения.
     2) Социальные налоговые вычеты.
     Право налогоплательщика на уменьшение налоговой  базы в отношении доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, полученных в  налогооблагаемом периоде, на суммы произведенных в этом же налоговом периоде расходов на цели:
     - благотворительности в размере  фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы  дохода, полученного в налоговом  периоде; - обучения - своё и своих  детей, обучающихся по очной  форме в возрасте до 24 лет, в  размере фактически произведенных  расходов, но в совокупности не  более 50 000 рублей на каждого  ребенка; 
     - лечения, в размере фактически  произведенных расходов, но в  совокупности не более 120 000 рублей. По дорогостоящим видам лечения  в медицинских учреждениях Российской  Федерации сумма налогового вычета  принимается в размере фактически  произведенных расходов. Перечень  дорогостоящих видов лечения  утверждается постановлением Правительства  Российской Федерации;
     - пенсионных взносов договорам  негосударственного пенсионного  обеспечения, заключенным налогоплательщиком  с негосударственным пенсионным  фондом до 120 000 рублей;
     - дополнительных страховых взносов  на накопительную часть трудовой  пенсии в соответствии с Федеральным  законом "О дополнительных  страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных  накоплений" - в размере фактически  произведенных расходов, но не  более 120 000 рублей.
     Социальные  налоговые вычеты предоставляются  налогоплательщику на основании  его письменного заявления при  подаче им налоговой декларации в  налоговые органы по окончании налогового периода .
     3) Имущественные налоговые вычеты.
     Налогоплательщик  имеет право при определении  размера налоговой базы на получение  имущественных налоговых вычетов, представляемых в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом  периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или  земельных участков, в сумме, израсходованной  налогоплательщиком на новое строительство  либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам.
     Вышеперечисленные положения не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями  от продажи имущества в связи  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности. Имущественный налоговый  вычет не применяется в случаях, когда оплата расходов на строительство  или приобретение жилого дома или  квартиры для налогоплательщика  производится за счет средств работодателей  или иных лиц, а также в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома или квартиры совершается между  физическими лицами, являющимися  взаимозависимыми.
     4) Профессиональные налоговые вычеты.
     Право на получение профессиональных налоговых  вычетов имеют следующие категории  налогоплательщиков:
     - физические лица, осуществляющие  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, частные нотариусы и другие  лица, занимающиеся частной практикой,  в сумме фактически произведенных  ими и документально подтвержденных  расходов, непосредственно связанных  с извлечением доходов. Если  налогоплательщики не в состоянии  документально подтвердить свои  расходы, связанные с деятельностью  в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет  производится в размере 20% общей  суммы доходов, полученной индивидуальным  предпринимателем от предпринимательской  деятельности. Профессиональные налоговые  вычеты предоставляются данной  категории налогоплательщиков на  основании их письменного заявления  при подаче ими налоговой декларации  в налоговый орган по окончании  налогового периода;
     - налогоплательщики, получающие доходы  от выполнения работ (оказания  услуг) по договорам гражданско-правового  характера, - в сумме фактически  произведенных ими и документально  подтвержденных расходов, непосредственно  связанных с выполнением этих  работ (оказанием услуг);
     - налогоплательщики, получающие авторские  вознаграждения или вознаграждения  за создание, исполнение или иное  использование произведений науки,  литературы и искусства, вознаграждения  авторам открытий, изобретений и  промышленных образцов, в сумме  фактически произведенных и документально  подтвержденных расходов.
     Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы  налога подлежат возврату налоговым  агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Суммы  налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с  физических лиц до полного погашения  этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового Кодекса. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения  налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения  от уплаты налога. 

      Налоговые ставки
 
     Налоговые ставки бывают 4 категорий:
     1) налоговая ставка, равная 9%;
     2) налоговая ставка, равная 13%;
     3) налоговая ставка, равная 30%;
     4) налоговая ставка, равная 35%.
     1) Налоговая ставка устанавливается  в размере 9% в отношении доходов  от долевого участия в деятельности  организаций, полученных в виде  дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами  РФ.
     2) Налоговая ставка устанавливается  в размере 13% для доходов, не  вошедших в перечень доходов,  в отношении которых применяются  нижеприведенные ставки.
     3) Налоговая вставка устанавливается  в размере 30% в отношении всех  доходов, получаемых физическими  лицами, не являющимися налоговыми  резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций (налоговая ставка 15%);
     4) Налоговая ставка устанавливается  в размере 35% в отношении следующих  доходов:
     а) стоимости любых выигрышей или  призов получаемых в проводимых конкурсах, играх или других мероприятиях в  целях рекламы товаров, работ  и услуг, свыше 4000 руб.;
     б) страховых выплат по договорам добровольного  страхования в части превышения размеров, полученных виде страховых  выплат по договорам, заключенным на срок менее пяти лет, если суммы страховых  выплат превышают суммы внесенных  физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения указанных  договоров;
     в) процентных доходов по вкладам в  банках в части превышения суммы  процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, на сумму  процентов, рассчитанной по рублевым вкладам, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены указанные  проценты, а по вкладам в иностранной  валюте - исходя из 9% годовых;
     г) суммы экономики на процентах  при получении налогоплательщиками  заемных (кредитных) средств в части  превышения суммы процентов за пользование  заемными (кредитными) средствами, выраженными  в рублях, исчисленной исходя из вопроса действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. 
 
 
 

      Порядок исчисления налога на доходы физических лиц
 
         Порядок исчисления налога на  доходы физических лиц имеет  ряд особенностей. Прежде всего,  определим, кто занимается расчетом  налоговой базы по НДФЛ. Это  могут быть:
     - физические лица, получающие доход от своей деятельности 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.