На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды и особенности человеческой памяти, её развитие в процессе обучения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования Российской Федерации
Российский  государственный профессионально-педагогический университет
Кафедра теоретической и экспериментальной  психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1
по курсу  «Психология и педагогика» 
 

на тему «Виды и особенности человеческой памяти, её развитие в процессе обучения» 
 
 
 
 

                                                   Студент: Останин В.А.
                                                   Группа:   ЗЭТ-111 
 
 
 
 
 
 
 

г. Екатеринбург 2010 г.
    Тема: Виды и особенности человеческой памяти, её развитие в процессе обучения.
План
 
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Роль памяти ………………………………………………………........ 4
Глава 2. Виды памяти ……………………………….……………….................. 5
Глава 3. Особенности долговременной и кратковременной памяти…. 10
Глава 4. Развитие памяти …..………………………………………………… 14
Заключение……………………………………………………………............... 20
Литература……………………………………………………………………… 21
Приложение №1………………………………………………………………..  22 
 
 

 


Введение.
     Память  есть у всех живых существ на нашей  планете, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у  человека. Память – самая долговечная из наших способностей. Даже в старости мы помним события многолетней давности. Случайно оброненное слово может воскресить для нас давно забытые лица, имена, впечатления, ощущения и подробности.
     Память  определяет нашу индивидуальность и  заставляет действовать тем или  иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.
     Исследованиями  памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики  и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых  они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о  памяти человека, взаимно дополняют  друг друга, позволяют глубже заглянуть  в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии
    В данной работе я хотел бы описать  основные особенности памяти и остановится на интересных моментах, таких как особенности и взаимосвязь долговременной и кратковременной памяти, развитие памяти человека.
 

    
    Роль  памяти.
    Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности  – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по крайней мере, его протекание, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
    Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
    Память  можно определить как нашу способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях мы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с нами было, мы просто не смогли бы совершенствоваться дальше, так как то, что мы приобретаем, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
    У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Человеку нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
    У человека есть три вида памяти, гораздо  более мощных и продуктивных, чем  у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
    Более точно и строго, чем это сделано  выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие функции  запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.  

    Виды  памяти.
      Рассмотрим особенности некоторых  видов памяти. Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно  из них  - деление памяти по  времени сохранения материала,  другое – по преобладающему  в процессах запоминания, сохранения  и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае  выделяют мгновенную, кратковременную,  оперативную, долговременную и  генетическую память. Во втором  случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах  памяти. Рассмотрим и дадим краткое  определение основным из названных  видов памяти.
    Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации, Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 сек. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.
    Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он  в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
    Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
    Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.  После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
    Долговременная  – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая  в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с этими процессами.
    Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
    Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
    Слуховая  память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
    Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
    Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
    По  характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения  материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
    Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях оно превосходит  его.
    В том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению внешних  и внутренних связей, непроизвольно  он может запоминаться лучше, чем  произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

    Особенности долговременной и кратковременной  памяти.
    Рассмотрим  некоторые особенности и взаимосвязь  двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной (см. Приложение 1 рис. 1) .
    Объём кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им (объемом) в первую очередь определяется механическая память, её возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью её объёма, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет уже хранящуюся там информацию, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно. 
    Кратковременная память играет большую роль в жизни  человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объём информации, сразу отсеивается ненужная и  остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними  сведениями. Кратковременная память имеет большое значение для организации  мышления; материалом для последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
    Данный  вид памяти активно работает и  в процессе общения человека с  человеком. Установлено, что в том  случае, когда впервые встретившихся  людей просят рассказать о своих  впечатлениях друг о друге, описать  те индивидуальные особенности, которые  они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, которое соответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2.
    Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В долговременную память может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
    Переход информации из кратковременной в  долговременную память связан с рядом  особенностей. В кратковременную  память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в  кратковременной памяти и на более  длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в  долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объём кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
    Многие  жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности  обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому  материалу.  Если удастся обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить  его внимание на этом, то соответствующий  материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти.
    Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную память нередко  вызывает затруднения, так как для  того, чтобы сделать это наилучшим  образом, необходимо сначала осмыслить  и определенным образом структурировать  материал, связать его с тем, что  человек хорошо знает. Из-за недостаточности  этой работы или из-за неумения её осуществлять быстро и эффективно память людей  кажется слабой, хотя на самом деле она обладает большими возможностями.
    Рассмотрим  теперь особенности и некоторые  механизмы работы долговременной памяти. Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены.
    Для перевода информации из кратковременной в долговременную память характерно акустическое кодирование. В долговременной памяти информация хранится, вероятно, уже не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс-процесс воспроизведения, предполагает перевод мысли в слово.
      Если, например, после некоторого  количества прочтений или прослушиваний  мы попытаемся через некоторое  время воспроизвести длинный  ряд слов, то так же обычно  совершаем ошибки, как и тогда,  когда не срабатывает при запоминании  кратковременная память. Однако  эти ошибки бывают иными. В  большинстве случаев вместо забытых  слов при воспоминании мы используем  другие, близкие к ним не по  звучанию или написанию, а по  смыслу. Часто бывает так, что  человек, будучи не в состоянии  точно вспомнить забытое слово,  вместе с тем хорошо помнит  смысл, может передать его иными  словами и уверенно  отвергает  другие, не похожие на данное  слово сочетания звуков. Благодаря  тому, что смысл вспоминаемого  приходит на память первым, мы, в конечном счете, можем вспомнить  желаемое или по крайней мере  заменить его тем, что достаточно  близко к нему по смыслу. Если  бы этого не было, то мы бы  испытывали огромные трудности  при припоминании и часто терпели  неудачу. На этой же особенности  долговременной памяти, вероятно, основан  процесс узнавания когда-то виденного  или слышанного.
    Память  у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания.  Всё это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.
    В соответствии с тем, какие сенсорные  области доминируют, выделяют следующие  индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную  и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы запомнить  материал, обязательно должен его  прочесть, так как при запоминании  ему легче всего опираться  на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями. 
    «Чистые»  виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из вышеперечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями  зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей памятью выступает зрительная память.
Развитие  памяти.
    Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, то есть о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего  детства  процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
    Во-первых,  механическая память постепенно дополняется  и замещается логической.
    Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное  с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения  различных мнемонических приемов  и средств.
    В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
    В развитии памяти в целом можно  выделить две генетические линии:
    - её совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса;
    - её постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
    Существенный  вклад в понимание филогенетического  развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также  разными ступенями её исторического  развития, и их, соответственно, можно  считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. 
    П.П. Блонский высказал и обосновал мысль  о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно  появлялись один за другим.
    В онтогенезе все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и также  в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она уже имеется у ребенка 3-4-х летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.
    Начало  образной памяти связывается со вторым годом жизни ребенка, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.
    Ранее других, в возрасте около 6 месяцев, начинает проявляться аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.
    Однако  многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости  младенца на обращение матери, говорят  о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может  быть, что они появляются и развиваются  практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.
    Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важными из которых является письмо. (В течение ХХ в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом). Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания и воспроизведения информации.
    Память  по мере своего развития все более  сближалась с мышлением. «Анализ  показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью…Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.
    Решающие  события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и  другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения  порой противоположны тем, которые  существовали между памятью и психологическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».
    Специальные исследования непосредственного и  опосредствованного запоминания в  детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом  постепенно замещался другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств  запоминания и воспроизведения  материала. Роль  мнемотехнических средств в совершенствовании  памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит  в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным». 
    Само  развитие стимулов-средств для запоминания  подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как  внешние (например, завязывание узелков  на память, использование для запоминания  различных предметов, зарубок, пальцев  рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).
    На  основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания (см. Приложение №1, рис. 2).. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.