На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ развития франчайзинга в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов белорусской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
     Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в РБ, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
     Сегодня в Республике Беларусь уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
       Поэтому основная цель моей  курсовой работы состоит в  изучении данного вида организации  ведения бизнеса, охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
     Изучив  и проанализировав информацию, предоставленную  профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и  другими средствами СМИ я постараюсь раскрыть понятие франчайзинга, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на белорусском рынке, сделать соответствующие выводы и заключения, а так же выявить основные направления развития франчайзинга в Республике Беларусь.
     Вся франчайзинговая система в белорусской  экономике на данный момент находится  в стадии становления, и не может  избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму, для чего в ходе работы будут выявляться слабые и сильные стороны данной системы функционирования бизнеса на белорусском рынке в сравнении с зарубежным.
       В своей курсовой работе я  с большим интересом осветила  практику франчайзинга в Республике  Беларусь опираясь на опыт  компаний РБ, выбравших франчайзинговую систему ведения бизнеса. Именно практический опыт белорусских компаний сможет показать наиболее ясную картину франчайзинга в нашей стране.
     В данной курсовой работе довольно четко  рассмотрены особенности деятельности франчайзинга в Республике Беларусь, так как при написании работы  наибольший интерес вызывало все, что связано с нашей страной и функционированием в ней франчайзинговой системы.
     Структура данной курсовой работы будет включать в себя две главы, которые в свою очередь поделены на подразделы.
     Первая глава работы будет включать в себя общее понятие франчайзинга. В ней конкретно будут рассматриваться основная терминология франчайзинга. Я постараюсь охарактеризовать виды франчайзинга. Рассмотрению будут подлежать товарный, производственный, деловой и другие виды франчайзинга. Так же рассмотрен мировой опыт развития франчайзинга.
     Во  второй главе курсовой путем анализа будут выявлены состояние развития, оценка развития, основные направления развития франчайзинга в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы  развития франчайзинга  в экономике 

     1.1Поняти  франчайзинга 

     Нельзя  не отметить, что для нашей экономики  франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как  в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.
     Франчайзинг называют “успешным способом ведения бизнеса”, “одной из форм продвижения продукции”, “экономическим инструментом производства и сбыта конкретного товара”, формой “территориальной экспансии устойчивого бизнеса” и “клонирования бизнеса”, кто-то даже использует термин “бизнес-индульгенции”. Многочисленные источники предлагают обширное число определений, и все они сводятся к одному: Термин «franchising» происходит от французского слова franchise и означает «льгота», «привилегия», в переводе с немецкого языка франчайзинг - это форма сбыта товаров в розничной торговле, при которой производитель предоставляет право продажи его товара торговцу по лицензии.
     Некоторые экономисты, рассматривают франчайзинг  как «систему продвижения на рынке  товаров и/или услуг, а также  технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзером и Франчайзи».
     При этом франчайзер - это крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой. Франчайзи - небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой [11, с.15]. Контракт между этими сторонами представляет собой франшизу, согласно которой:
     а) франчайзи предоставляется право  участвовать в бизнесе предложения, продажи, или распространения товаров или услуг по рыночному плану или системе, предписанной в значительной мере франчайзером;
     б) проведение бизнеса франчайзи связано  с торговой маркой, сервисной меткой, торговым именем, логотипом, рекламой или другим коммерческим символом, разработанным франчайзером или его филиалом;
     в) от франчайзи требуется выплата, напрямую или косвенно, франчайзингового платежа.
     Организатор франчайзинговой сети - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет  франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть - право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг.
     Так франчайзи не нужно «выдумывать  велосипед» и проводить масштабную рекламную кампанию, искать методы продажа услуги или товара и т.д. то есть покупатель будет пользоваться уже раскрученным именем (торговой маркой) и использовать проверенную схему работы, а за это выплачивать роялти (ежемесячные платежи). За это франчайзер рассказывает франчайзи все методы работы, делиться своим негативным или позитивным опытом. Купить франшизу – это в большинстве случаев выгоднее, чем открыть свой бизнес.
     Франчайзи, который является независимым хозяйствующим  субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.
     Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
     Роялти  это первая, но далеко не самая важная выгода для продавца. Для многих компаний куда важнее завоевание рынка, чем небольшой материальный сбор с определённых территорий. Ведь с продажей франшизи (всех вышеназванных прав) франчайзер создаёт свою сеть по всей стране или вообще по миру.
     Взаимодействие  франчайзера с участниками системы  может осуществляться либо непосредственно  с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное  ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно. Юридически условия сделки регулируются франчайзинговым договором (договором коммерческой концессии), который является основополагающим документом взаимодействия сторон и заключается в среднем на 3-5 лет [6, c. 187].
       Франчайзор и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзор выдает лицензию или передает право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый -брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
       Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора [16, c. 17]. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора.
     Открытие  своего бизнеса по системе франчайзинг – это многократное снижение инвестиционных рисков путем использования широко известной торговой марки и многократно опробованной и четко отлаженной технологии ведения бизнеса. А деньги, которые предприниматель платит за право использование брэнда и технологии, на порядки меньше суммы, необходимой для создания и развития бизнеса «с нуля».
      Большое значение в ведении и успехе дел имеет реклама. При обычных условиях организация широкой рекламы в прессе и на телевидении для каждого в отдельности представляется делом довольно дорогостоящим. Однако, если применяется система франчайзинг, то это позволяет проводить широкую рекламу в СМИ для упрочнения репутации, путем внесения каждым участником своей доли.
      При покупке франшизы – полной системы  ведения бизнеса, франчайзи может  организовать компанию без наличия  специального образования или особых навыков. Более того, его успех на рынке практически обеспечен, причем с минимальными финансовыми вложениями. Известно, что стоимость франшизы намного ниже открытия нового бизнеса, который требует самоутверждения и долгого продвижения для достижения положительных результатов.
      Современный франчайзинг имеет много разных значений, иногда его даже относят  к самостоятельной отрасли.
     Можно сказать, что франчайзинг – это комбинация «большого» и «малого» бизнеса. Такое соединение было названо союзом, где с одной стороны имеется энергия и обязательство отдельного предпринимателя, а с другой стороны имеются ресурсы, коммерческая мощь и огромный опыт большой компании. Если все это соединить, то мы получим энергию, ответственность, силу, ресурсы и опыт. Таким образом, франчайзинг - это выигрышная комбинация с огромными шансами на успех! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Виды франчайзинга 

     Важным  составным  элементом  успеха является  четкое  и полное  знание  предпринимателем    сущности   франчайзинга, его  разновидности,  структуры,  преимуществ  и  возможных  рисков при  его использовании.
     Характер  отношений между франчайзером и  франчайзи в значительной степени  зависит от вида франчайзингового соглашения.
     В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера [3 , c. 57].
     В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга: промышленный, деловой, конверсионный, «бизнес-формата», региональный и др.
     Классификация видов франчайзинга на современном  этапе разнообразна и представлена в таблице 1.1.  

     Таблица 1.1 – Классификация видов франчайзинга 

    Классификационный признак Вид франчайзинга
    По  количеству франшиз - франчайзинг  отдельно взятого предприятия; - корпоративный  франчайзинг.
    По  стратегии расширения франчайзингового бизнеса - классический  франчайзинг; - конверсионный  франчайзинг;
    - дочерний франчайзинг;
    -франчайзинговый  контракт на менеджмент.
    По  характеру деятельности объекта  франчайзинга - товарный франчайзинг; - производственный  франчайзинг;
    - деловой франчайзинг.
    По  структуре построения франчайзинговой  сети - индивидуальный  франчайзинг; - районный франчайзинг.
    По  месту франчайзи в структуре  сбытового канала - система типа  «производитель – розничный торговец»; - система типа  «производитель – оптовый торговец»;
    - система типа  «оптовый торговец – розничный  торговец»;
    - система типа  «поставщик услуги – розничный  торговец».
 
     Наиболее  распространенными являются виды франчайзинга с зависимости от характера деятельности, т.е. товарный, производительный и деловой франчайзинг. Рассмотрим сущность данных видов франчайзинга.
     Товарный  франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Ему также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.
     Основными различиями между товарным франчайзингом  и дилерством являются: большая привязанность  к товарному знаку франчайзера, исключительный сбыт продукции, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи: рекламная поддержка в центральной прессе, скидки на приобретаемые товары, обучение и консультирование в процессе работы.
     В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг  в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.
     Производственный  франчайзинг представляет собой передачу франчайзером прав на производство и сбыт под своим торговым знаком продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.
     По  данной схеме работают основные производители  прохладительных напитков (например, «Coca-Cola», «Pepsico», «Shweppes»), компании по производству продуктов питания («Mars», «Nestle», «Danone»), компании по производству косметики и бытовой химии («Henco», «Procter&Gamble»). Большинство этих компаний, помимо франчайзинговых отношений, становятся совладельцами, инвесторами (например, шоколадная фабрика «Россия» владеет 51% акций «Nestle»). При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.
     Производственный  франчайзинг имеет много общих  черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).
     В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа  на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.
     Деловой франчайзинг (франчайзинг бизнес – формата) является наиболее перспективным, поскольку он подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой – франчайзером (см. рисунок 1.1). 

     
     Рисунок 1.1 – Сущность товарного и делового франчайзинга 

     Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление  франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.
     Франчайзер  при таком франчайзинге может  быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным  торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
     В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы.
     В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.
     Знакомая  всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией  приготовления бутербродов имеет  свои стандарты внутреннего и  внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.
      Региональный  франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи.
      Субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют “многоэлементной франшизой”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Зарубежный опыт  по развитию франчайзинга 

     Некоторые утверждают, что франчайзинг изобрела Королева Испании, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу "франшизу" на развитие торговли с Новым Миром. Иронией судьбы в этом самом "Новом Мире" франчайзинг вновь начал развиваться в ХХ веке.
     Родоначальником франчайзинга в его современном  виде считается американский производитель швейных машин – компания «Зингер». Мощное серийное производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.
     Франчайзинг в автоиндустрии - один из самых старых видов франчайзинга в экономике. Компания "Дженерал Моторс" оказала огромное влияние на франчайзинг. Не имея достаточного капитала, чтобы начать розничную торговлю, эта компания начала продавать свои автомобили через систему дилеров, которая до сих пор используется в автомобильной индустрии. Среди первых франчайзи "Дженерал Моторс" были владельцы велосипедных магазинов, которые занимались также продажей автомобилей.
     Когда Генри Форд начал массовое производство знаменитой "Модели Т", ему понадобилась эффективная система распределения, чтобы доставить свои автомобили до потребителя. Как и "Дженерал Моторс" Форду не хватало капитала, чтобы открыть множество розничных точек за короткий период времени, поэтому компания развила франчайзинговую систему дилеров везде, где только было возможно. Поскольку эта система имела успех, многие производители автомобилей решили внедрить такую же. Сегодня значительный процент продаж франшиз приходится на автомобильную индустрию.
     Преимущества  концепции франчайзинга были подтверждены после Второй Мировой Войны в ресторанной и гостиничной индустриях. Первый серьезный прорыв во франчайзинге произошел в 50-х годах, когда имели большой успех франшизы известных ресторанов быстрого питания.
      В 1950 году началась эра современного франчайзинга, когда появилась одна из наиболее известных в мире франчайзинговых сетей – сеть ресторанов быстрого питания «McDonald's». Сеть ресторанов быстрого питания, продававших гамбургеры, была открыта Рэем Кроком, поставщиком продукции, известной как Мультимиксер. Он продавал свои машины в кафе-мороженое и рестораны. Когда он начал продавать свою продукцию "Макдоналдсу", он был поражен количеством клиентов. Он решил проследить за деятельностью компании. Больше всего его удивило то, что люди стояли в длинных очередях, чтобы заказать еду в "Макдоналдсе". Крок начал запатентовывать права на свою деятельность. Он собрал всю свою проницательность и силы для того, чтобы во всем мире был признан этот бизнес с высокими стандартами качества и сервиса. Он использовал все свои возможности, чтобы разработать новую продукцию и рекламу для создания гиганта в области франчайзинга. Однако самое важное, что он действительно понял, это то, что благодаря франчайзингу он мог использовать энергию и потенциал тысяч предпринимателей, чтобы сделать свою мечту реальностью.
      В то же время Харлан Сандерс основал "Кентуки Фрайд Чикен", а  в 1959 году "Интернэшнл Хаус оф Пэнкейкс" начал продажу завтраков во франчайзинговой  сети по всей стране. Таким образом, в 1950-е годы ресторанная индустрия тихо начала свою революцию, которую сегодня мы принимаем как должное. Ресторанные сети, имевшие успех, раз и навсегда изменили привычку американцев питаться, а также изменили лица городов, что нам доказывают знакомые ярлычки франшиз на точках быстрого питания, присутствующие почти в каждом городе.
       Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индустрии  бутылочных безалкогольных налогов  компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.
       По  утверждению The Coca-Cola Company 94% людей в  мире знают знаменитую красно-белую  эмблему. Чуть позже было придумано название «Coca-Cola» и знаменитый стилизованный шрифт товарного знака. Но это все еще история напитка, а не история бизнеса. История бизнеса началась два года спустя. Именно тогда ирландский эмигрант Айза Кендлер вместе с братом и двумя другими компаньонами основал The Coca-Cola Company с первоначальным капиталом 100 тысяч долларов.
       Защищая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель знает, что  он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому торговая марка Coca-Cola становится очень важной частью системы франчайзинга в компании Coca-Cola.
      Наибольший  подъем франчайзингового бизнеса пришелся на 1960-70- е годы – период, когда  франчайзинг проник в сферу услуг. Открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, пунктов автосервиса, ресторанов и кафе быстрого обслуживания, пунктов обслуживания бизнеса (копировальные и фотоработы, печать, быстрая доставка корреспонденции и др.), салонов красоты, ремонтных мастерских, оздоровительных и развлекательных клубов, туристических агентств и прочих предприятий малого бизнеса, работающих на основе франчайзинга. Одновременно с этим, по миру прошла волна скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной послужило открытие огромного числа франчайзинговых компаний-однодневок, которые собирали деньги и попросту исчезали. Другая причина этого печального явления заключалась в том, что у некоторых фирм-франчайзеров отсутствовал достаточный стартовый капитал и была слабая управленческая команда. Следовательно, предприятия достаточно быстро разорялись, оставляя после себя немало обанкротившихся франчайзи.
     В 1960 г. была создана Международная  Ассоциация Франчайзинга, а в 1972 г. - Европейская Ассоциация Франчайзинга. Из бывших республик СССР в эти  организации входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
     В 1970 году объем продаж предприятий, работающих на основе франчайзинга, составил более 100 млрд. долларов, что превысило 25% общего объема различных продаж в США. В 1975 году объем франчайзинга удвоился, а в 1990 году объем продаж достиг 716 млрд. долларов, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года. Восьмидесятые годы характеризуются как период значительных сокращений персонала среднего звена в крупных корпорациях США. При этом менеджеры среднего уровня являются идеальными кандидатами для трансформации в Франчайзи - покупателей Франчайза. Они как правило относительно хорошо образованы, имеют карьерные устремления, обладают навыками трудной, упорной работы, но не готовы начать свой бизнес самостоятельно на пустом месте. Покупая Франчайз бывший менеджер получает уникальную возможность совместить огромный потенциал свободного предпринимательства с повседневной опекой Франчайзора, кровно заинтересованного в успехе Франчайзи.
     В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим  в Советский Союз, стала американская компания «PepsiCo». Предприятия по производству напитков «Пепси-кола» были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков.
      В настоящее время франчайзинг  стабильно и поступательно развивается. По некоторым оценкам, около 10 процентов розничного товарооборота в мире обслуживается франшизными сетями. Согласно мировой статистике из всех франчайзинговых компаний около половины сегодня составляют торговые фирмы, при этом действительно устойчиво лидируют предприятия общественного питания (18%) и магазины одежды (11%). Однако франчайзинг возможен практически в любой отрасли. Международная Ассоциация франчайзинга выделяет такие отрасли  и сектора экономики:
    ремонт автомобилей;
    торговля книгами,
    детской одеждой;
    строительство;
    продажа продовольственных товаров и косметики;
    образование; услуги по трудоустройству;
    ресторанный и гостиничный бизнес;
    прачечные и услуги по уборке;
    частные почтовые ящики;
    фотостудии;
    риэлтерский бизнес;
    туризм и развлечения;
    прокат специального оборудования, а также многое другое.
     В США эта форма малого бизнеса  приносит свыше 13 процентов ВНП. Доля франчайзинговых компаний превышает 40 процентов общего объема торговли американского рынка; суммарно в  них задействовано более 7 миллионов  сотрудников.
     В Австралии более 90 процентов торговых предприятий быстрого обслуживания работают по договорам франчайзинга. Европейским лидером является Германия – там насчитывается более 500 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзи. На последнем месте - Дания - «всего» около 100 материнских компаний и несколько тысяч франчайзи. По подсчетам Международной франчайзинговой ассоциации, франчайзинг используется в 75 различных отраслях экономики.
     В последние годы в экономике практически  всех развитых стран наблюдается  чрезвычайно высокая активность в развитии франчайзинговых систем. Взять, к примеру, Германию: ее экономика насчитывает сегодня 800 франчайзинговых систем с 37 100 операторами (в 1987 году их было соответственно 180 и 9000). Товарооборот фирм, работающих по франчайзингу, составляет 21 млрд. евро. Характерным является также и то, что многие уже давно существующие фирмы в рамках реорганизации или расширения своей деятельности все активнее используют франчайзинговые схемы.
     В качестве примера наиболее удачной  франчайзинговой схемы в торговле можно привести схему, разработанную компанией «Benetton», основанной в 1965 году и начавшей развивать франчайзинг в семидесятых. Отношения по франчайзингу легли в основу всей системы сбыта — любой предприниматель, обладающий определенными средствами и находящийся в любой точке мира, может обратиться в «Benetton» и стать его франчайзи. Владелец брэнда предоставляет обязательную концепцию магазина и контракт на закупку товара, а франчайзи платит роялти и закупает продукцию. В каждом значимом регионе «Benetton» имеет своих агентов, задачей которых является определение путей развития и перспектив местного рынка, а также заботиться о росте числа франчайзинговых проектов. Получая образцы продукции «Benetton», агенты демонстрируют их местным партнерам и вместе с ними формируют заказ.
     В отличие от многих других компаний преимуществом предложения фирмы  «Benetton» является то, что она не навязывает единый для всех магазинов ассортимент и предоставляет франчайзи значительную свободу выбора. Вот почему на полках двух Benettonовских магазинов на одной и той же улице можно обнаружить совершенно разные товары. Более того, франчайзи могут самостоятельно заказать ограниченную партию вещей, которые, по их мнению, актуальны. Главное — предоплата за весь заказ, причем деньги поступают уже напрямую в «Benetton», минуя агентов.
     Фабрики фирмы «Benetton» производят только то, что уже заказано и оплачено франчайзи. А значит, риски владельца компании сводятся к минимуму. Собственно, забота компании — всего-навсего производить качественный товар, налаживать дистрибуцию, обратную связь с франчайзи и, разумеется, поддерживать брэнд с помощью рекламных кампаний. «Интернационализм и разнообразие», — таково кредо брэнда United Colors of Benetton, сформулированное Лучано Benettonом.
     По  статистике из всех вновь образованных предприятий 65% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга — только 9%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ развития  франчайзинга в  Республике Беларусь 

     2.1 Состояние развития франчайзинга в экономике Республики Беларусь 

     В январе 2006 года Национальный Центр  Интеллектуальной Собственности (НЦИС) в Минске зарегистрировал первый договор франчайзинга, в котором  компания «НТС», белорусский резидент, начала продвижение своей франшизы в области розничной торговли продуктами питания (сеть универсамов «Корзинка», Компания «НТС» имеет на сегодня три зарегистрированных договора). Со временем НЦИС зарегистрировал еще несколько договоров франчайзинга и на сегодняшний день их количество достигло двадцати двух. Самый крупный отечественный франчайзер - компания «Электросервис и Ко» (торговая марка «Электросила»), работающий в области розничной торговли бытовой техники, - имеет десять зарегистрированных договоров франчайзинга.
     Белорусские франчайзеры хоть и достаточно «молоды», но достаточно активны. Среди них торговые марки «Мобильный город» (Компания «Дансис»), «В гостях у Солнца» (студии загара, Компания «Иванов Евгений»). Общее количество франшизных точек, открытых за последние два года белорусскими и зарубежными франчайзерами, превышает сто предприятий.
     Самыми  крупными представителями являются Компания «Мисофт», у которой из приблизительно 120 дилеров 40 работают на условиях франчайзи. Кстати, Компания «Мисофт» по сути является мастер-франчайзи «1С» на территории Беларуси. Затем следует отметить Компанию «Дансис», торговая марка «Мобильный город» - 16 франчайзи. Следующей в списке Компания «Электросервис и Ко», торговая марка «Электросила» - 10 франчайзи. География франчайзинга в нашей стране широка. Различными франшизными марками сегодня охвачены такие города, как Могилев, Бобруйск, Гомель, Гродно, Орша, Брест, Солигорск, Барановичи, Слуцк, Витебск, Мозырь, Речица, Молодечно, Ганцевичи, Борисов, Полоцк и др. Наибольшее скопление франшизных торговых марок наблюдается в Минске.
     Что касается «Мобильного города» и  «Электросилы», то их франшизная сеть есть чистый конверсионный франчайзинг, при котором прежние дилеры стали  франчайзи, сменив свои вывески и  приняв систему стандартов и правил франчайзера, хотя наши белорусские франчайзеры активно приглашают в свою сеть тех предпринимателей, которые до настоящего времени не работали с ними.
     Среди общего количества представленных на территории Беларуси франшизных торговых марок присутствуют белорусские, американские, российские, украинские, бельгийские, французские, турецкие, немецкие, итальянские, польские и югославские франшизные торговые марки.
     Пожалуй, одной из самых ярких и популярных всемирно известных франшиз американского  происхождения является франшиза гастрономического ресторана «T. G. I. Fridays». Далее можно отметить франшизу всемирной сети по прокату автомобилей «Hertz». Именно эти две франшизы зарегистрировали во НЦИС Беларуси свои подробные договора франчайзинга. Присутствуют на нашем рынке и такие всемирно известные бренды, как «Mc`Donald`s» и «Coca-Cola», правда никак франчайзи, а как корпоративные иностранные предприятия.
     Российский  франчайзинг представлен такими известными брендами, как рестораны  «IL PATIO», «Планета Суши» и «Испанский уголок». Есть на нашем рынке также, кофейня «Мока – Лока», торговая марка «1С» (программное обеспечение, ведущий представитель Компания «Мисофт»), торговая марка «Corso Como» (женская и мужская обувь, представленная Компанией «Диспина»). Также свои мультифраншизы на белорусском рынке представила российская группа компаний «Спортмастер», среди которых, магазины «Спортмастер» и «Спортландия» (спортивные магазины для всей семьи), магазины «Columbia» (одежда и обувь для активного отдыха). Важен тот факт, что никто из выше перечисленных российских франчайзеров не зарегистрировал свои договора во НЦИС Беларуси. Вероятней всего, это связано с общим текущим уровнем формирования франчайзинга в нашей стране. На сегодняшний момент этот уровень можно отнести к этапу дружеских доверительных отношений между франчайзером и франчайзи, не требующих жесткой функциональной формализации. В этом смысле наша страна переживает эмоциональный период развития франчайзинга. Хотя, безусловно, по мере роста «зрелости» рынка франчайзинга в итоге все франчайзинговые партнеры придут к необходимости формализации отношений. Это наша ближайшая перспектива.
     Среди представленных украинских франшизных брендов следует отметить представителей розничного бизнеса: магазины джинсовой  одежды «Джинсы Супер Цена» (пл. Притыцкого), магазин одежды «Видиван» (ТЦ «Столица»).
     Учитывая  «подростковый» период развития франчайзинга в Беларуси, практически все франчайзи  стремятся к минимизации паушальных взносов и роялти, у многих такие  платежи попросту отсутствуют. Хотя нельзя говорить, что это однозначно связано со спецификой развития франчайзинга в нашей стране. На величину выплат влияет и сам бренд, и «возраст» самих франчайзеров.
     Югославы  также пришли на наш рынок со своим  франшизным гастрономическим рыбным рестораном «Porto Maltese». Учитывая уровень их бренда, так же как и «T.G.I. Fridays», они зарегистрировали весьма подробный и обьемный договор франчайзинга в Национальном патентном органе Беларуси.
     На  нашем рынке работает множество  франшизных торговых марок, которые на сегодня не регистрируют свои договора франчайзинга. Среди них «Europe Car» (прокат автомобилей), Benetton (молодежная одежда), Morgan (джинсовая одежда), Colins (джинсовая одежда) и многие другие.
     По  приблизительным оценкам Центра развития франчайзинга общее количество франшизных торговых марок, работающих на территории Беларуси, сегодня превышает сорок единиц, из них около 80% работает в сфере розничного бизнеса, около 15 % - в сфере общественного питания и не более 5% - в других сферах.
     Для малого и среднего бизнеса в Беларуси франчайзинг представляет особый интерес  как один из способов выхода на внешние  рынки (наряду с прямым и косвенным  экспортом, импортом, лицензированием), в частности на международный  рынок услуг. В силу своего географического положения, являясь транспортным коридором между Россией и Западом, Беларусь заинтересована в развитии таких сфер бизнеса, как отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные и деловые услуги, отдых, развлечения и путешествия. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.
     Многие  предприятия в нашей стране, включая  государственный сектор, рассматривают  франчайзинг как наиболее вероятную  стратегию своего ближайшего развития. Среди них ОАО «Горизонт», концерн  «Беллегпром», российско-белоруское СООО «Белоптон», Компания «Serge» и др.
     Белорусское СП ЗАО «Милавица» планирует в 2008-2011 гг. создать сеть из 400 мультибрэндовых магазинов Oblicie. Строительство двух сетей магазинов «Милавица» (монобрэндовые магазины) и «Oblicie» (мультибрэндовые магазины) компания начала в 2006 г. Финансирование создания сети мультибрэндовых магазинов, по словам Д.Дичковского, проходит за счет средств иностранных инвесторов, в частности, инвестфонда, принадлежащего Silvano Fashion Group, который в 2007 г привлек на Варшавской фондовой бирже 10 млн евро на цели строительства сети магазинов в России и Украине. В настоящее время «Милавице» принадлежит 116 магазинов, основу которых составляют 36 мультибрендовых магазинов Oblicie и 23 монобрэндовых магазинов «Милавица». Главным преимуществом работы фирменных магазинов «Милавица» по системе франчайзинга является получение ими эксклюзивных коллекций продукции, которые не будут представлены в других магазинах, наличие самого полного ее ассортимента. В фирменных магазинах «Милавица», работающих по системе франчайзинга, представлены новые эксклюзивные модели женского белья «Милавица» из Fashion Collection «Невеста солнца», «Весенняя сакура», «Искусство икебаны» и других.
     По  информации Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС), с начала текущего года в Беларуси было зарегистрировано три договора комплексной предпринимательской лицензии, или по-другому – франчайзинга.
     Мировой финансово-экономический кризис не повлиял на распространение этой формы отношений между субъектами бизнеса на территории страны. Но, по мнению экспертов «Ежедневника», франчайзинг по-прежнему остается весьма привлекательным механизмом развития бизнеса на белорусском рынке.
     В частности, франчайзинговые отношения  в этом временном промежутке оформила одна из крупнейших предпринимательских структур Беларуси – ООО «Трайпл». Выступающая в качестве франчайзи структура известного бизнесмена Юрия Чижа закрепила уже давно сложившиеся деловые отношения с владельцем бренда готовой одежды – немецкой компанией Tom Tailor. Договор между двумя структурами будет действовать до конца 2011 года. Напомним, что на сегодняшний день у «Трайпла» действуют в Минске два магазина под этой торговой маркой.
     На  два года свои отношения оформили также ЧТУП «Авангард-Электросервис» и «Белбизнессеть», на пять – нидерландская «Миникардс» и ее «дочка» – ЧТПУП «Миникардс». Также в ряд действующих договоров (франчайзеры – «Электросервис и К», «НТС») были внесены изменения.
     Активистами франчайзингового движения в Беларуси в 2007 году создан «Центр развития франчайзинга», как общественное некоммерческое объединение, целями и задачами которого являются продвижение и развитие франчайзинга в нашей стране.  
 
 
 

     2.2 Оценка развития  франчайзинга в  Республике Беларусь 

     При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в Республике Беларусь же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на белорусском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.
     Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний  день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается  ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на белорусском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса.
     В стране регулярно проводятся конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в Республике Беларусь [5, c.19].
     Данные  свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.
     Анализ  франшиз, функционирующих на белорусском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз. Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.
     На  сегодняшний день франчайзинг активно  внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в белорусском законодательстве отсутствует стандартизированный термин "франчайзинг" , что, как будет видно из текста статьи, создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.
     В РБ существует основная проблема развитие франчайзинга, причиной которой является скорее не узость законодательной базы и финансовых ресурсов у потенциальных франчайзи, а отсутствие у предпринимателей информации о преимуществах ведения бизнеса посредством франчайзинга и традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату нематериальных форм, таких как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и т.д. Таким образом, для развития франчайзинга в нашей стране Белорусский бизнес должен быть психологически готов систематически платить деньги за нематериальные активы. Таким образом, в периоды кризиса работа на условиях франчайзинга является наименее рисковым делом со значительной экономией ресурсов и времени.
     До  недавнего времени франчайзинг в Республике Беларусь был лишь декларативным договором, то есть такой договор мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, то есть в случаях, которые фактически отсутствовали.
     Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в Республике Беларусь относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Что же мешает развитию белорусского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на белорусский рынок? 
          В числе проблем, препятствующих эффективному формированию белорусского рынка франчайзинга, потенциально огромного и представляющего собой "не паханое поле", можно назвать следующие элементы реальной общей предпринимательской практики:

     - несовершенство законодательства,
     - отсутствие в предпринимательских  кругах серьезных знаний о  франчайзинге,
     - практика ухода от налогов  и обыденность применения "теневых" операций,
     -практика невыполнения обязательств между партнерами,
     - излишняя бюрократическая регламентация бизнеса и взяточничество.
     Может быть, на территории Республики Беларусь должна быть образована организация  по координации развития франчайзинга наподобие Российской ассоциации франчайзинга или других подобных институтов на пост советском пространстве [10, c. 20].
     Развитие  франчайзинга на территории Республики Беларусь происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько областных центров, где франчайзинг используется достаточно широко.
     В результате анализа действующих  на белорусском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала на столичном рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в областные центры.
     Основным  отличием белорусских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство белорусских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети.
     Что касается отраслей, где сегодня в Беларуси наиболее развиты франчайзинговые отношения, то в первую очередь это розничная торговля, а также система общепита.
     Обобщая все вышеизложенное, приходиться  констатировать, что на данном этапе  времени франчайзинг в Беларуси находиться на стадии зарождения. Иностранные правообладатели не особенно стремятся расширять свои сети в Беларуси, а национальные вообще не рассматривают франчайзинг как действенный механизм развития бизнеса.
     Вышеуказанные особенности функционирования системы  франчайзинга в современной РБ можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на белорусском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Существующее положение требует незамедлительного проведения корректировки действующего законодательства и терминологии в области франчайзинга в сторону приближения их к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
     Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Проблемы развития  франчайзинга в  Республике Беларусь 

     Как уже говорилось, франчайзинг в Республике Беларусь не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
     Основные  проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения:
    Экономические проблемы.
    Социально-психологические проблемы.
    Организационно-правовые проблемы.
     Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в РБ не сформировались либо вообще, либо частично.
     К экономическим проблемам развития франчайзинга можно отнести:
         - нестабильность развития экономики  Республики Беларусь. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
         - отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого  стартового капитала для вхождения  во франчайзинговую систему; 
         - сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.
     Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в Республике Беларусь становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.
     Последнее время, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в Республике Беларусь, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.
     Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов  самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.
     К сожалению, далеко не все отечественные  предприниматели обладают подобным капиталом.
     Попытка получить стартовый капитал в  виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем:
    уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
    существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.
     Хотя  франчайзинг - это экономический  инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере  экономики, в Республики Беларусь сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в Республики Беларусь.
     Основные  проблемы франчайзинга в Республики Беларусь в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.
     Говоря  о правовых проблемах, которые являются препятствием для полноценного развития франчайзинга в нашей стране, отметим следующие: недостаточная изученность юридической природы франчайзинга.
     Причиной  тому служит разнообразие видов франчайзинга - производственный, сбытовой, сервисный, которые представляют собой разные формы кооперации, имеют различное  экономическое содержание. Есть различия в трактовке понятия «франчайзинг» в национальном праве и праве других стран.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.