На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ расходной части бюджета субъекта Российской Федерации на примере Самарской области

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение…………………………………………………………………………......5
1 Теоретические  основы расходов территориального бюджета……………........8
1.1 Правовое регулирование  расходов  территориального бюджета…………....8
1.2 Порядок   формирование расходов территориальных  бюджетов и источники их финансирования………………………………………………………………...25
2 Финансирование  расходов территориальных бюджетов  на современном этапе (на примере  бюджета Самарской области)  ……………………………………..30
2.1 Анализ состава и структуры расходов бюджета Самарской области за период 2007-2010 годы……………………………………………...………….….30
2.2 Программно-целевое финансирование, опыт его применения……………..49
2.3 Проблемы финансирования бюджетных расходов………………………….55

3 Основные  направления эффективного и рационального  расходования бюджетных средств……………………………………………………………......59

3.1 Основные  направления бюджетной политики по повышению эффективности расходов……………………………………………………….....59
3.2 Основные  направления программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года………………………………………………....63
Заключение………………………………………………………………………....73
Список использованных источников……………………………………………..77
Приложение А Структура расходов областного бюджета Самарской области за 2007-2008 годы по разделам бюджетной классификации…………………...….80
Приложение  Б  Структура расходов областного бюджета Самарской области за 2008-2009 годы по разделам бюджетной классификации………………….…...81
Приложение  В Исполнение областного бюджета Самарской области по расходам (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение) по состоянию на 01.11.2010 года…………………………………...82 
 

     Введение
       В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Территориальные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей
       Территориальный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона. С помощью  территориальных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.[12, с 34]
       Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена расширением ответственности субъектов Российской Федерации за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории. Главным инструментом проведения региональной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политик является бюджет, что предъявляет особые требования к его устойчивости. Децентрализация управления и переход регионов к экономической самостоятельности коренным образом изменили механизмы формирования и использования бюджетных ресурсов. Субъекты РФ получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы бюджета от эффективности управления процессом формирования финансовой базы социально-экономического развития.
       В процессе перераспределения расходных  полномочий между Российской Федерацией и субъектами существенно возросла нагрузка на региональные бюджеты. Внедрение принципов бюджетного федерализма потребовало создания адекватных экономическим реалиям и национальной специфике форм взаимодействия межу бюджетами различного уровня и их надежного законодательного и теоретического обоснования.
       Существующая  система фискального федерализма  в значительной степени определяет экономическую политику, проводимую региональными властями.
       Налоговые полномочия регионов, порядок распределения  федеральных налогов между центром  и регионами, стабильность такого рода отношений определяют наличие и  интенсивность стимулов к наращиванию  налоговых поступлений в региональный бюджет, что может быть достигнуто как за счет увеличения ставок региональных и местных налогов, улучшения налогового администрирования, так и за счет увеличения налоговой базы путем создания условий роста экономической активности в регионе.
       Точно так же рассматриваемые особенности  бюджетного устройства воздействуют на структуру и эффективность расходов бюджетов регионов. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику.
       На  основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды т.д. Поэтому на сегодняшний день, особенно в период пследствий  финансового кризиса, рассмотрение проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона является весьма актуальным.
       Объектом  дипломного исследования  является бюджет Самарской области.
       Предметом дипломного исследования выступает  механизм финансиро-вания расходов территориальных бюджетов и направления их развития (на примере бюджета Самарской области).
       Целью данной дипломной работы является анализ расходной части бюджета субъекта Российской Федерации на примере Самарской области.
       В соответствии с указанной целью  при выполнении данной дипломной работы был поставлен ряд взаимосвязанных задач, в соответствии с последовательным которых выстроена структура данной работы:
       - изучить правовое регулирование  расходов  территориального бюджета;
       - рассмотреть порядок  формирование  расходов территориальных бюджетов и источники их финансирования;
       - проанализировать состав и структуру расходов бюджета Самарской области за период 2007-2010 годы;
       - рассмотреть проблемы и основные  направления по эффективному  и рациональному расходованию  бюджетных средств регионами.
       В научном плане над темой бюджета  региона работали и работают многие ученые. Наибольший интерес вызывают работы А.Г. Грязновой, Е. Коваленко, Г. Зинчук, С, Кочетова, Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, С.И. Лушина, В.А. Слепова, Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин, Н.В. Чернобивая, Г.С. Закревская.
       В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы  исследования различных авторов, учебники и периодические издания, статистический материал, касающийся развития территориальных  бюджетов в РФ, а также финансовые документы Самарской области 2007-2010 годов.   
 

       1 Теоретические основы  расходов территориального  бюджета
       1.1 Правовое регулирование  расходов  территориального  бюджета
       Бюджет  субъекта Федерации (территориальный  бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.
       Территориальные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. [12, с 78]
       Бюджеты территорий служат центром, соединяющим  всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально – экономических проблем.
       Территориальными  бюджетами являются бюджеты национально-государственных  и административно-территориальных  образований -республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.
       В Бюджетном кодексе Российской Федерации  бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются  бюджетами субъектов Федерации.
       Бюджет  субъекта Российской Федерации разрабатывается  и утверждается в форме законов  субфедерального уровня. В бюджете  субъекта РФ предусматривается разделение средств: отдельно определяются денежные средства, предназначенные на исполнение расходных обязательств собственно субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий по предметам субъектного ведения. Также выделяются средства по полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъекта. Отдельно регламентируются расходные обязательства субъекта, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета. [13, с 69]
       В научном и прикладном аспектах важно  установление значения бюджета публично-правового  образования в экономическом  и социальном развитии региона. Главенствующим среди различных направлений значимости является реализация определенных Конституцией РФ полномочий субъекта РФ. Образование субфедерального бюджетного фонда обеспечивает формирование финансовой базы представительных и исполнительных органов региона по реализации конституционных полномочий.
       В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов  РФ относятся:
       - установление порядка составления  и рассмотрения проектов региональных  бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их  исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
       - составление и рассмотрение проектов  региональных бюджетов и консолидированных  бюджетов субъектов Федерации,  их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
       - распределение доходов от региональных  налогов и сборов, иных доходов  субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
       - определение порядка направления  в региональный бюджет доходов  от использования собственности  субъекта Федерации, доходов от  налогов, сборов и иных доходов  регионального бюджета;
       - разграничение полномочий по  осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
       - установление совместно с федеральными  органами власти порядка и  условий предоставления финансовой  помощи региональным бюджетам;
       - определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
       - предоставление финансовой помощи  и бюджетных ссуд из регионального  бюджета местным бюджетам;
       - установление порядка и условий  предоставления бюджетных кредитов;
       - определение перечня и порядка  осуществления государственных  внутренних заимствований субъектов  Федерации;
       - осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований  субъекта Федерации и управление  государственным долгом субъекта Федерации.
       Бюджет  субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и  национального дохода, создаваемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета (без участия  федеральных ресурсов) взаимосвязан и взаимозависим от уровня развития общественного производства в регионе. Размер субфедерального бюджета также зависит от совокупности социальных потребностей населения, необходимость удовлетворения которых регламентируется за счет бюджетных средств. Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов. Расходы бюджетов определяют качество деятельности органов государственной и местной власти. Бюджетные расходы могут рассматриваться в различных аспектах: как экономическая категория, это экономические отношения по поводу распределения централизованных фондов денежных средств; в материальном смысле, это денежные средства, направляемые на выполнение функций и задач государства и местного самоуправления. Содержание и характер расходов бюджета определяются особенностями социально-экономического и государственного устройства страны, а также спецификой конкретного исторического этапа развития. 
       Расходы бюджета - это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
       Современное законодательство определяет расходы  бюджета как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ). [1, с 3]
       Приведенное легальное определение отражает лишь материальное содержание бюджетных  расходов. Однако "бюджетные расходы" следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.
       Содержание  бюджетных расходов можно рассматривать и с других методологических позиций. Бюджетные расходы необходимо делить на так называемые обыкновенные и чрезвычайные расходы. Обыкновенные расходы - это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов. Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в пределах сформированных в составе бюджетов резервных фондов. В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст. 81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета. В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), его размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президента Российской Федерации. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений главы государства. [1, с 3] В соответствии со статьёй 21 Бюджетного кодекса РФ  едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
       1) общегосударственные вопросы:
       - функционирование  Президента Российской Федерации;
       - функционирование  высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации и муниципального  образования;
       - функционирование  законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
       - функционирование  Правительства Российской Федерации,  высших исполнительных органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, местных  администраций;
       - судебная система;
       - обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
       - обеспечение проведения  выборов и референдумов;
       - международные отношения  и международное сотрудничество;
       - государственный  материальный резерв;
       - фундаментальные  исследования;
        - резервные фонды;
       - прикладные научные  исследования в области общегосударственных  вопросов;
       другие общегосударственные  вопросы;
       2) национальная оборона:
       - Вооруженные Силы  Российской Федерации;
       - модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
       - мобилизационная  и вневойсковая подготовка;
       - мобилизационная  подготовка экономики;
       - подготовка и  участие в обеспечении коллективной  безопасности и миротворческой  деятельности;
       - ядерно-оружейный  комплекс;
       - реализация международных  обязательств в сфере военно-технического  сотрудничества;
       - прикладные научные  исследования в области национальной  обороны;
       - другие вопросы  в области национальной обороны;
       3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность:
       - органы прокуратуры;
       - органы внутренних  дел;
       - внутренние войска;
       - органы юстиции;
       - система исполнения  наказаний;
       - органы безопасности;
       - органы пограничной  службы;
       - органы по контролю  за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ;
       - защита населения  и территории от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера, гражданская оборона;
       - обеспечение пожарной  безопасности;
       - миграционная политика;
       - модернизация внутренних  войск, войск гражданской обороны,  а также правоохранительных и иных органов;
       - прикладные научные  исследования в области национальной  безопасности и правоохранительной  деятельности;
       - другие вопросы  в области национальной безопасности  и правоохранительной деятельности;
       4) национальная экономика:
       - общеэкономические вопросы;
       - топливно-энергетический  комплекс;
       - исследование и  использование космического пространства;
       - воспроизводство  минерально-сырьевой базы;
       - сельское хозяйство  и рыболовство;
       - водное хозяйство;
        - лесное хозяйство;
       - транспорт;
       - дорожное хозяйство (дорожные фонды);
       - связь и информатика;
       - прикладные научные  исследования в области национальной  экономики;
       - другие вопросы  в области национальной экономики;
       5) жилищно-коммунальное  хозяйство:
       - жилищное хозяйство;
       - коммунальное хозяйство;
       - благоустройство;
       - прикладные научные  исследования в области жилищно-коммунального  хозяйства;
       - другие вопросы  в области жилищно-коммунального  хозяйства;
       6) охрана окружающей  среды:
       - экологический контроль;
       - сбор, удаление отходов  и очистка сточных вод;
       - охрана объектов  растительного и животного мира  и среды их обитания;
       - прикладные научные  исследования в области охраны  окружающей среды;
       - другие вопросы  в области охраны окружающей  среды;
       7) образование:
       - дошкольное образование;
       - общее образование;
       - начальное профессиональное  образование;
       - среднее профессиональное  образование;
       - профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации;
       - высшее и послевузовское  профессиональное образование;
       - молодежная политика  и оздоровление детей;
       - прикладные научные  исследования в области образования;
       - другие вопросы  в области образования;
       8) культура, кинематография:
        - культура;
       - кинематография;
        - прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
        - другие вопросы в области культуры, кинематографии;
        9) здравоохранение:
        - стационарная медицинская помощь;
       - амбулаторная помощь;
       - медицинская помощь  в дневных стационарах всех  типов;
       - скорая медицинская  помощь;
       - санаторно-оздоровительная  помощь;
       - заготовка, переработка,  хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
       - санитарно-эпидемиологическое  благополучие;
       - прикладные научные  исследования в области здравоохранения;
       - другие вопросы  в области здравоохранения;
        10) социальная политика:
       - пенсионное обеспечение;
       - социальное обслуживание  населения;
       - социальное обеспечение  населения;
       - охрана семьи  и детства;
       - прикладные научные  исследования в области социальной  политики;
       - другие вопросы  в области социальной политики;
       11) физическая культура  и спорт:
       - физическая культура;
       - массовый спорт;
       - спорт высших  достижений;
       - прикладные научные  исследования в области физической  культуры и спорта;
       - другие вопросы  в области физической культуры  и спорта;
        12) средства массовой информации:
       - телевидение и  радиовещание;
       - периодическая печать  и издательства;
       - прикладные научные  исследования в области средств  массовой информации;
       - другие вопросы  в области средств массовой  информации;
       13) обслуживание государственного  и муниципального долга:
       - обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;
       - обслуживание государственного  внешнего долга;
       14) межбюджетные трансферты  общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований:
       -дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
       - иные дотации;
       - прочие межбюджетные  трансферты общего характера.
       Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным  устройством РФ. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы строится на определенных принципах. Н.И. Химичева называет в числе этих принципов:
       - соответствие состава расходов  компетенции органов власти Российской  Федерации, ее субъектов или  органов местного самоуправления (по принадлежности);
       - учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений  при формировании расходов каждого  бюджета; 
       - учет значения мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их  влияния на развитие общества, в связи с чем они могут  быть включены в вышестоящий бюджет.
       Данный  перечень принципов необходимо дополнить  принципами бюджетной системы РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ:
         Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
       - единства бюджетной  системы Российской Федерации;
       - разграничения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации;
       - самостоятельности  бюджетов;
       - равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;
       - полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов;
       - сбалансированности  бюджета;
       - результативности  и эффективности использования бюджетных средств;
       - общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;
       - прозрачности (открытости);
       - достоверности бюджета;
       - адресности и  целевого характера бюджетных  средств;
       - подведомственности  расходов бюджетов;
       - единства кассы.
        Формирование  расходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации  осуществляется в соответствии  с расходными обязательствами,  обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации разграничением  полномочий федеральных органов  государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
       Согласно  ст. 6 БК РФ, расходными обязательствами  являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором  или соглашением обязанности  публично-правового образования (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из того или иного бюджета.
       Таким образом, законы, иные нормативные правовые акты, договоры или соглашения порождают  расходные обязательства публично-правового  образования, которые посредством  включения их в закон (решение) о  бюджете трансформируются в бюджетные обязательства. Исполняются расходные обязательства публично-правовых образований в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджетов, однако Бюджетным кодексом, в частности п. 6 ст. 192 БК РФ, допускается исключение: если в очередном финансовом году и плановом периоде общего объема расходов федерального бюджета недостаточно для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, то Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. [1, с 23]
       Все расходы бюджета осуществляются в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и выделение  денежных средств из бюджета в  порядке расходования невозможно вне правового оформления. Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных нормативных актах, изданных до его принятия и предусматривающих расходные обязательства публично-правового образования, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, и обусловливает необходимость расходов.
       В системе бюджетного права для  регулирования отношений, возникающих  по поводу расходов бюджетов бюджетной системы РФ, сформировался институт расходов бюджетов, который включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающееся в процессе распределения и использования денежных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
       Расходы бюджетов бюджетной системы, как  отмечалось выше, осуществляются посредством  определения в законе (решение) о  бюджете на очередной финансовый год размера бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии с действующим бюджетным законодательством размеры бюджетных ассигнований устанавливаются только на очередной финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.
       В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные ассигнования - это  предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
       Статья 69 БК РФ определяет виды бюджетных ассигнований, к которым относятся ассигнования на:
       - оказание государственных (муниципальных)  услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
       - социальное обеспечение населения; 
       - предоставление бюджетных инвестиций  юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
       - предоставление субсидий юридическим  лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг;
       - предоставление межбюджетных трансфертов; 
       - предоставление платежей, взносов,  безвозмездных перечислений субъектам  международного права; 
       - обслуживание государственного (муниципального) долга; 
       - исполнение судебных актов по  искам к Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
       Установлено восемь видов бюджетных ассигнований. Для изучения расходов бюджетов необходимо более детально рассмотреть каждый вид бюджетных ассигнований.
       Оказание  государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. В соответствии со ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на:
       1) обеспечение выполнения функций  бюджетных учреждений; в соответствии  со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ  для выполнения функций бюджетным  учреждениям предоставляются из  бюджета денежные средства на:
       - оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
       - оплату поставок товаров, выполнения  работ, оказания услуг для государственных  (муниципальных) нужд;
       - уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
       - возмещение вреда, причиненного  бюджетным учреждением при осуществлении  его деятельности;
       2) предоставление субсидий автономным  учреждениям, включая субсидии  на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
       3) предоставление субсидий некоммерческим  организациям, не являющимся бюджетными  и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) об оказании данными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. Общие условия и порядок предоставления названных субсидий определен в п. 2 ст. 78.1 БК РФ. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
       Порядок определения  объема и предоставления указанных  субсидий из федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации  и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
       В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании.
        В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
       Порядок определения  объема и предоставления указанных  субсидий из федерального бюджета, бюджета  субъекта Российской Федерации и  местного бюджета устанавливается  соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
       4) закупку товаров,  работ и услуг для государственных  (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:
       - оказания государственных (муниципальных)  услуг физическим и юридическим  лицам; осуществления бюджетных  инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
       - разработки, закупки и ремонта  вооружений, военной и специальной  техники, продукции производственно-технического  назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
       - закупки товаров в государственный  материальный резерв.
         Кассовое обслуживание исполнения  бюджетов бюджетной системы по  доходам и расходам осуществляется  Федеральным казначейством и  его территориальными органами.
       Средства  бюджетов предоставляются фактическим  получателям бюджетных средств  на безвозмездной и безвозвратной  основе, но при условии их целевого использования.
       Нынешний  этап развития России в целом можно  охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной этого обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы.
       Региональные бюджеты — центральное звено территориальных финансов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
       В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
       1.2 Порядок формирование расходов территориальных бюджетов и источники их финансирования
       Формирование  расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.
       В соответствии со статьёй 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
       - принятия законов  и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
       - принятия законов  и (или) иных нормативных правовых  актов субъекта Российской Федерации,  а также заключения субъектом  Российской Федерации (от имени  субъекта Российской Федерации)  договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
       - заключения от  имени субъекта Российской Федерации  договоров (соглашений) бюджетными  учреждениями субъекта Российской  Федерации;
       - принятия законов  и (или) иных нормативных правовых  актов субъекта Российской Федерации,  предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
       - принятия законов  и (или) иных нормативных правовых  актов органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации при осуществлении  органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
       Расходные обязательства  субъекта Российской Федерации устанавливаются  органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
       В случаях, установленных  федеральными законами, регулирующими  деятельность территориальных государственных  внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
       Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.
       Расходные обязательства  субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 Бюджетного кодекса РФ.
       В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены  нормативы, используемые в методиках  расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
       Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
       Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  не вправе устанавливать и исполнять  расходные обязательства, связанные  с решением вопросов, отнесенных к  компетенции федеральных органов  государственной власти, за исключением  случаев, установленных федеральными законами.
       Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  вправе устанавливать и исполнять  расходные обязательства, связанные  с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов  государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
       Распределение и  закрепление между бюджетами  разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных  органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.
       Порядок согласования распределения и закрепления  расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
       Порядок согласования распределения и закрепления  расходов, совместно финансируемых  из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.
       В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета региона  может быть достигнуто: равенство  доходов и расходов, дефицит или  профицит бюджета. Дефицит бюджета региона - превышение расходов бюджета над доходами. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утверждаемого объема безвозмездных поступлений.
       Профицит  бюджета региона - превышение доходов бюджета над расходами. Основной задачей региональных властей является обеспечение сбалансированности бюджета и определение допустимого уровня дефицита. Обеспечение сбалансированности, определение взаимосвязи параметров бюджета и показателей социально-экономического развития - важнейший этап в установлении параметров бюджета в целом, его доходной и расходной частей в частности.
       Обобщая все выше сказанное, можно выделить следующие функции бюджета региона, определяющие его социально - экономическую  сущность:
       - создание условий повышения уровня  и качества жизни населения  региона;
       - содействие справедливому распределению  доходов между отдельными группами  населения, проживающего на территории  региона;
       - развитие деловой активности  в регионе путем направления  региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций.
       2 Финансирование расходов  территориальных  бюджетов на современном  этапе (на примере бюджета Самарской области)
       2.1 Анализ состава и структуры расходов бюджета Самарской области за период 2007-2010 годы
       Самарская область занимает ведущие позиции  в Приволжском федеральном округе по основным показателям уровня жизни  населения: среднедушевым денежным доходам, соотношению среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума. Данные показатели Самарской области превышают аналогичные среднероссийские показатели. Об эффективности бюджетной политики региона свидетельствует регулярное перевыполнение плановых заданий по доходам, а также высокая доля налоговых поступлений в доходах областного бюджета. По этому показателю Самарская область лидирует в Приволжском федеральном округе и занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.
       Перейду к основным показателям исполнения расходной части областного бюджета. Расходы областного бюджета в 2008 году составили 87,7 млрд. рублей (130% к  факту 2007 года), исполнение к плану  составило 94% (план – 93,2 млрд. рублей). Структура расходов областного бюджета за 2007-2008 годы по разделам бюджетной классификации представлена в приложение А. По удельному весу в расходах бюджета 2008 года первые позиции занимают межбюджетные трансферты (20,4%), расходы на национальную экономику (19,3%), образование (16,6%), социальную  политику (13,8%) и здравоохранение (10%).
       По  сравнению с прошлым годом  по ряду направлений расходов наблюдается  резкий рост: более чем в полтора  раза возросли расходы  на социальную политику (с 7,4 до 12,1 млрд. рублей), жилищно-коммунальное хозяйство (с 2,1 до 3,7 млрд. рублей). Увеличивается размер имеющихся мер социальной поддержки граждан, вводятся новые меры.
       Структура расходов областного бюджета Самарской  области за 2008-2009 годы по разделам бюджетной  классификации представлена в приложение Б.

       Наибольший  объем расходов приходится на Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (27%), Министерство образования и науки Самарской области (15%), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (14%), Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (12%). По некоторым главным распорядителям средств областного бюджета в 2008 году наблюдается значительное отклонение объема фактических расходов от уровня 2007 года, в частности: по Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области (125 % к уровню 2007 года). [5, с 14]

       Одной из основных причин роста является увеличение  расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам Самарской области 125% к уровню 2007 года (в т.ч. за счет средств федерального бюджета рост 180%). Указанное увеличение обусловлено введением новых видов мер социальной поддержки (компенсация стоимости проезда к месту лечения либо обследования беременным женщинам, детям до 18 лет с онкогематологическим заболеванием и сопровождающим их лицам,   ежемесячное пособие одному из родителей, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственное или муниципальное образовательное учреждение, ежемесячное пособие на  питание детям, обучающимся в образовательных учреждениях, льготное  лекарственное обеспечение граждан федерального регистра, пособие на детей беременным женам военнослужащих) и увеличением ряда действующих (например, ежемесячные денежные выплаты на оплату проезда пенсионерам, не относящимся к «региональным» и «федеральным» льготополучателям в 2007 году предоставлялась за счет областного и местного бюджетов, в 2008 году полностью за счет средств областного бюджета, рост  расходов – 185%), ростом численности получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в связи с монетизацией указанных мер с 1 августа 2008 года и ростом тарифов по оплате ЖКУ (в 2008 году рост в среднем 122% к уровню 2007 года), по Министерству по вопросам семьи и демографического развития Самарской области (118,9% к уровню 2007 года)  Рост произошел за счет увеличения расходов, предусмотренных органам местного самоуправления на исполнение переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию и социальной поддержке семьи, материнства и детства, по организации и осуществлению деятельности  по опеке, попечительству над несовершеннолетними (введение дополнительной штатной численности работников в стационарных учреждениях), на реализацию мероприятий по капитальному ремонту зданий (помещений) и материально- техническому оснащению учреждений службы семьи и демографического развития Самарской области.  по Министерству образования и науки Самарской области (131%  к уровню 2007 года).

       Рост  произошел за счет увеличения расходов на внедрение отраслевой системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений, расходов на реализацию программ и мероприятий в сфере образования, направленных на укрепление материально - технической базы общеобразовательных учреждений (проведение капитального ремонта, приобретение школьных автобусов); по Министерству культуры и молодёжной политики Самарской области  (138% к уровню 2007 года).

       Рост  произошел за счет увеличения расходов на  реализацию вновь принятых планов мероприятий в области культуры, молодежной политики, сохранения объектов культурного наследия и укрепления материально-технической базы учреждений культуры и молодежной политики Самарской области; по Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (126% к уровню 2007 года)  за счет увеличения расходов на проектирование и строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства (в 1,8 раза), на охрану окружающей среды (строительство объектов берегоукрепления) и на объекты общего образования (рост в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом).

       В общем объеме расходов областного бюджета  традиционно велика доля расходов социального  характера (совокупность расходов по разделам «Образование», «Культура, кинематография и СМИ», «Здравоохранение  и спорт», «Социальная политика»). В 2008 году они, с учетом средств федерального бюджета, составили 40,5 млрд. рублей (46% от общего объема расходов), увеличившись по сравнению с 2007 годом на 26 %. Структура социальных расходов областного бюджета, с учетом федеральных средств, выглядит следующим образом:

       - расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы – 16,9 млрд. рублей (около 42% в социальных расходах); расходы на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан – 11,9 млрд. рублей (29% в социальных расходах);

       - расходы на реализацию областных целевых программ  – 348 млн. рублей (0,9 % в социальных расходах);

       - расходы на реализацию целевых мероприятий, утвержденных постановлениями Правительства Самарской области 2  порядка 2,7 млрд. рублей (6,8% в социальных расходах);

       - прочие мероприятия, осуществляемые главными распорядителями в рамках основной деятельности – 1,7 млрд. рублей (4,3% в социальных расходах);

       - платеж на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 4,1 млрд. рублей (10,1% в социальных расходах);

       - субвенции органам местного самоуправления на исполнение переданных государственных полномочий – порядка 1,4 млрд. рублей (3,3%  в социальных расходах);

       - прочие расходы – 1,5 млрд. рублей (3,6 % в социальных расходах).

       Всего в 2008 году с учетом межбюджетных трансфертов  на оказание мер социальной поддержки гражданам Самарской области  направлено порядка 11 ,9 млрд. рублей (около 14% всех расходов) с ростом к факту 2007 года 124%. Из них средства областного бюджета составили 9,5 млрд.  рублей (с ростом к факту 2007 года более 116%). В 2008 году мерами социальной поддержки за счет средств бюджета охвачено  порядка 1 млн. 200 тыс. человек.  Значительный объем средств областного бюджета направляется на предоставление мер социальной поддержки «региональным» льготополучателям (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные  лица) 4,3 млрд. рублей; на предоставление гражданам адресных субсидий  на оплату жилья и коммунальных услуг 2 1 млрд. рублей, на оказание социальной поддержки гражданам, имеющим детей 20,9 млрд. рублей. Помимо вышеприведенных выплат, несмотря на крайне высокий  их уровень по сравнению со средними для субъектов РФ значениями,  в Самарской области предоставляются дополнительные  меры социальной поддержки населения, отсутствующие в других субъектах РФ. В частности, Законом Самарской области «О ветеранах Самарской области» установлены дополнительные меры социальной поддержки всем гражданам, не имеющим статуса «ветеран труда», но имеющим продолжительный  трудовой стаж на территории Самарской области.

       Расходы бюджета на оказание мер социальной поддержки в рамках данного закона составили около 510 млн. рублей с ростом к уровню 2007 года 202%. В 2008 году введены новые меры социальной поддержки, такие как:   компенсация стоимости проезда к месту лечения либо обследования беременным женщинам, детям до 18 лет с онкогематологическим заболеванием и сопровождающим их лицам; ежемесячное пособие одному из родителей, воспитывающих детей  в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственное или муниципальное образовательное учреждение;  ежемесячное пособие на питание детям, обучающимся  в образовательных учреждениях. Кроме того, с 01.08.2009 монетизированы льготы по плате жилого помещения и коммунальных услуг как «региональным», так и «федеральным» льготополучателям. Инвестиционные расходы. Несмотря на важность и первоочередной характер текущих социальных расходов, для успешного развития региона в долгосрочной перспективе неоспорима значимость инвестиционных расходов. В 2008 году капитальные расходы областного бюджета   сложились в сумме 19 млрд. 821 млн. рублей, что составляет 131% к капитальным расходам 2007 года, или 93% к плановым назначениям 2008 года.

       В разрезе главных распорядителей средств бюджета основной объем  капитальных расходов областного бюджета  пришелся на  министерство строительства и ЖКХ (10,4 млрд. рублей, 52,5% от общего объема капитальных расходов), министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (4,8 млрд. рублей, 24%), министерство экономического развития, инвестиций и торговли (3,3 млрд. рублей, 17%), министерство промышленности и энергетики (396 млн. рублей, 2%). Из общего объема капитальных расходов расходы на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети составили 788  млн. рублей, расходы на приобретение имущества – 322 млн. рублей.

       Величина  федеральных средств в капитальных  расходах областного бюджета в 2008 году по сравнению с 2007 годом заметно  выросла –  как в суммовом выражении (3,6 млрд. рублей в 2008 году против 2,2 млрд. рублей в 2007 году, то есть в 1,7 раза), так  и в процентном (18,3%  в капитальных расходах в 2008 году против 14,3% в капитальных расходах  в 2007 году, доля увеличилась в 1,3 раза).

       Без учета  средств федерального бюджета  объем капитальных расходов в 2008 году составил 16,2 млрд. рублей. Основной объем приходится  на министерство строительства и ЖКХ (8,7 млрд. рублей, 54% от общего объема капитальных расходов без учета федеральных средств), министерство транспорта, связи и автомобильных дорог (3,4 млрд. рублей, 21%),министерство экономического развития, инвестиций и  торговли (2,8 млрд. рублей, 17%), министерство имущественных отношений (322 млн. рублей, 2%). [3, с 44]

       Поступления средств из федерального бюджета  в областной бюджет Несколько  слов о поступлениях в областной  бюджет средств из федерального бюджета. Эти поступления характеризуется существенной положительной динамикой. Всего в 2008 году в областной бюджет поступило безвозмездных поступлений из федерального бюджета на сумму 11,6 млрд. рублей, что на 5,1 млрд. рублей (или на 79%, то есть почти в два раза) больше, чем в 2007 году. Значительный рост, наблюдающийся в 2008 году, связан с увеличением поступлений из федерального бюджета средств по действовавшим в 2007 году направлениям, а также с поступлениями по новым направлениям расходования.

       К наиболее крупным из них можно отнести: 

       - субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей инвалидов – 656 млн. рублей;

       - субсидии на бюджетные инвестиции для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры – 258 млн. рублей;  

       - субсидии на развитие социальной и инженерной  инфраструктуры  189 млн. рублей; 

       - дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 186 млн. рублей;

       - дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти – 162 млн. рублей;

       - субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи  гражданам РФ  2 66 млн. рублей.

       Кроме того, в 2008 году в областной бюджет поступили безвозмездные поступления  от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме более  384 млн. рублей. Значительные средства были направлены муниципальным образованиям региона из областного и федерального бюджетов в форме межбюджетных трансфертов. Общий объём межбюджетных трансфертов из областного  и федерального бюджетов бюджетам муниципальных образований в 2008 году составил 13 млрд. 625 млн. рублей.  Из них: в форме дотаций было выделено 1 млрд. 896 млн. рублей; дотации не имеют целевого назначения и расходуются органами местного самоуправления по направлениям собственных расходов, предусмотренных местными бюджетами. в форме субсидий – 7 млрд. 229 млн. рублей,  Субсидии имеют строго целевое назначение и направляются на решение конкретных вопросов местного значения. Субсидии предусматривают долевое софинансирование за счёт средств местного бюджета, в форме субвенций – 4 млрд. 490 млн. рублей. Субвенции являются компенсационными средствами, которые направляются на финансовое обеспечение переданных на уровень местного самоуправления государственных полномочий. [15, с 67]

       За 2008 год объем финансовой помощи местным бюджетам увеличился субсидии возросли на 10%, с 6,6 млрд. рублей в 2007 году до 7,2 млрд. рублей в 2008 году. Муниципальные образования региона продолжают получать серьезнейшую поддержку из областного бюджета,  и это 2 на фоне опережающей положительной динамики показателей их бюджетов  по сравнению с областным.

       Так, доля налоговых и неналоговых  доходов местных бюджетов  в  консолидированном бюджете Самарской  области постоянно росла: в 2006 году она составила 21,7%, в 2007 году – 24,3%, в 2008 году – 24,6%. Общий объём налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2008 году составил 23,9 млрд. рублей, что на 5,5 млрд. рублей выше уровня доходов 2007 года. При этом уровень долговой нагрузки у муниципальных образований по состоянию на 01.01.2009 составил 6%, в то время  как у областного бюджета он более чем в 5 раз выше – 31%. Дефицит областного бюджета в 2008 году планировался в размере  10,7 млрд. рублей. Основной источник его финансирования являлся облигационный займ Самарской области в размере 8 млрд. 300 млн. рублей.

       На  конец года фактический дефицит  сложился в размере 3 млрд. 250 млн. рублей, что обусловлено необходимостью реализации сценария гибкого исполнения бюджета 2008 года, предусматривающего сдерживание  неприоритетных расходов в условиях экономического кризиса. Объем государственного долга Самарской области увеличился за год  на 8,35 млрд. рублей и составил на 01.01.2009 22,5 млрд. рублей. Сумма предоставленных в 2008 году областных государственных гарантий составила 490 млн. рублей, однако в связи с исполнением заемщиками обязательств по кредитным договорам, в обеспечение которых предоставлены областные государственные гарантии Самарской области, темп прироста показателя составил лишь 2% (53,3 млн. руб.). [6, с 14]

       Параметры государственного долга в 2008 году соответствовали всем требованиям Бюджетного кодекса РФ и Закона Самарской области об областном бюджете, что говорит о взвешенной долговой политике, проводимой Правительством Самарской области, и высоко оценивается рейтинговыми агентствами. [16, с 93]

       Законом Самарской области от 6 апреля 2009 года № 452 ГД  «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» показатели областного бюджета на 2009 год были скорректированы с учетом ожидаемого сокращения налоговых поступлений в условиях кризиса, в том числе с учетом падения поступлений по налогу на прибыль на 50%, по налогу на доходы физических лиц – на 25%. Общее сокращение доходов по сравнению с первоначальным бюджетом составляет 22,2 млрд. рублей (на 24%), при этом снижение собственных доходов областного бюджета составляет 25,5 млрд. рублей  (на 31%), увеличение безвозмездных поступлений – 3,3 млрд. рублей  (на 34%). Субъекты с высоким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности  и большой долей налога на прибыль в общем объеме доходов, к которым относится и Самарская область, в условиях кризиса оказались в наиболее сложной ситуации.

       По данным Минфина РФ, все регионы -доноры, доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  (за исключением субвенций) в доходах которых минимальна, испытывают в январе-феврале 2009 года падение доходов в среднем на 30% к аналогичному периоду прошлого года./17/

       Таким образом, ситуация 30% сокращения доходной части бюджета, с которой мы столкнулись, в сегодняшних условиях  не является исключением и типична для экономически  развитых регионов, бюджеты которых были сформированы на основе собственных налоговых доходов.

       На  фоне снижения поступлений средств  областного бюджета  на 31%  (по сравнению  с утвержденным бюджетом на 2009 год) размер безвозмездных поступлений из федерального бюджета увеличился  на 34%  (в том числе по межбюджетным трансфертам, получаемым  из федерального бюджета, прирост составил 4%, по средствам Государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 134%).

       Следует отметить, что безвозмездные поступления  в областной бюджет за январь2февраль 2009 года составили более 2 млрд. рублей  2 это 154%  к поступлениям аналогичного периода прошлого года (1,3 млрд. рублей). При этом, прирост безвозмездных поступлений в бюджет Самарской области из федерального бюджета значительно превышает средний показатель прироста по бюджетам субъектов Приволжского Федерального округа (104%) и по бюджетам субъектов Российской Федерации в целом (102%).

       Исходя  из размера доходов областного бюджета (57 млрд. рублей), безвозмездных поступлений (13,3 млрд. рублей), максимального использования  остатков (7,5 млрд. рублей), допустимого  размера дефицита (12,1 млрд. рублей) и  ограничений по заимствованиям (3 млрд. рублей), общий объем расходов определен на уровне 82,4 млрд. рублей. Это  порядка 80% от первоначального плана.  Объем расходов, которые сокращены в бюджете Самарской области, составляет 21,4 млрд. рублей (21%).  При этом снижение расходов за счет средств областного бюджета составляет 25,2 млрд. рублей (27%), увеличение расходов за счет безвозмездных поступлений – 3,8 млрд. рублей (35%).[18, с 123]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.