На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая коррекция тревожности в подрастковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

 
ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Факультет психологии
 
Кафедра общей и социальной психологии
 
 
 
Кротик  Яна Николаевна
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 
 
 
                                                                Студент группы 1231-В __________
                                                                                                           (подпись)
                                            Руководитель профессор
                                                    ____________ Н.И.Семечкин
                                (подпись)
 
Регистрационный № _______                   Оценка ________________________
________    _______________                    _________   ____________________
   (подпись)                    (И.О.Фамилия)                                       (подпись)                        (И.О.Фамилия)                    
«______» __________________ 2010 г.                           «______» _____________________ 2010 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Владивосток
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………......3
1 Психолого-педагогическая  характеристика тревожности……………………...........................6
  1.1 Определение понятия тревожности…………………………………………..........................6
  1.2 Отечественные и зарубежные психологи о проблеме тревожности у детей и подростков…………………………………………………………………………...........................7
  1.3 Виды и формы тревожности…………………………………………………........................12
2 Психологическая  коррекция как направление деятельности  психолога образования………………………………………………………………………...........................20
  1.1 Психологическая коррекция: понятие, основные цели, этапы коррекционной работы………………………………………………………………………………………………20
  1.2 Методы психокоррекционной работы………………………………………........................25
Заключение…………………………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………………………...34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Введение
     Проблема  тревожности является одной из самых  актуальных проблем в современной  психологии. Среди негативных переживаний  человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимодействия, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у различных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.
           В настоящее время  увеличилось число тревожных  детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
           Изучение тревожности  на разных этапах детства важно как  для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу образования. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
           Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты деятельности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
           Тревожность как  сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явления, препятствующее нормальной адаптации и так же, как устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.
     Целью данной работы  является теоретическое изучение психологических особенностей  и методов коррекции тревожности подростков.
     Объект исследования - тревожность в подростковом возрасте.
     Предмет исследования – психологическая коррекция тревожных подростков.
     Гипотеза  исследования: существует связь тревожности с различными сторонами психики: мышлением, особенностями межличностного общения, личностными качествами.
     Тревожные дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, неадекватным уровнем притязаний, самооценкой (заниженной, завышенной), личностная тревожность приводит к нарушению интеллектуальной деятельности (вербально-логического мышления) и межличностного общения (тревожные дети занимают низкий социальный статус, либо являются лидерами).
     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
    Проведение теоретического анализа понятия «тревожность» в психологии.
    Проведение теоретического анализа по проблеме тревожности зарубежных и отечественных психологов.
    Описание основных видов и форм тревожности.
    Проведение теоретического анализа по проблемам психологической коррекции тревожности у подростков.
    Рассмотрение способов преодоления тревожности у подростков.
     Курсовая  работа состоит из двух глав, объединяющих пять параграфов, списка литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1 Психолого-педагогическая характеристика тревожности
 
      1.1 Определение понятия тревожности
 
     В психологической литературе можно  встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
     В «Психологическом словаре»1 тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
     Следует отличать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние, которое характеризуется неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность). Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
     По  определению Р.С.Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»2.
     По  определению А.В.Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности»3.
     Так А.М.Прихожан указывает, что «Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента»4.
     Таким образом, в результате теоретического анализа понятия «тревожность» в психологии, можно говорить о том, что понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
 
     1.2 Отечественные и зарубежные психологи о проблеме тревожности у детей и подростков
 
     С одной стороны, тревожность - это  «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени. Ей придается значение основного «жизненного чувства современности». С другой – психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т.п.
           Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень  большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биологии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом резко увеличивается.
     Необходимо  отметить, что все это в большей  степени относится к западной науке. Это обусловлено тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.
     Принято считать, что проблема тревожности  как проблема собственно психологическая  была впервые поставлена и подверглась  специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда5. Фрейд считал, что тревога является фундаментальной проблемой, без понимания которой невозможно понять эмоциональные и психологические нарушения.
     Считая, что понимание тревожности имеет  чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З. Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию – главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926), которая уже через год после ее выхода была переведена на русский язык под названием «Страх».
     З.Фрейд  определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности – чувства неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками – специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально З. Фрейд допускал существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго. Что касается бессознательной тревожности, то она в дальнейшем стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.).
     По  мнению Фрейда, тревожность выступает  повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом этих ситуаций является травма рождения. По мнению Фрейда, это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах. О. Ранк довел ее до логического завершения (а по мнению Фрейда — до крайности), предложив рассматривать акт рождения как главную травму в жизни человека и анализируя всякое вновь возникающее переживание тревожности как попытку «все полнее отреагировать эту травму»6.
     Также, Фрейд считал, что наравне с травмой рождения, источником тревоги является страх кастрации. Эти понятия взаимосвязаны. Для объяснения такой взаимосвязи, Фрейд использует рассуждения Ференци: потеря гениталий лишает человека возможности в будущем снова соединиться со своей матерью (или с замещающим ее объектом). Позже из страха кастрации образуется страх перед совестью, то есть социальная тревога: Эго начинает бояться ненависти, наказания и потери любви Супер-Эго. В конечном итоге этот страх Супер-Эго превращается в страх смерти.
     Можно сделать вывод о том, что Фрейд с различных сторон осветил вопрос о возникновении симптома, указал на первичный источник тревоги, то есть на отделение ребенка от матери.
     Особой  характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности. Природу тревожности можно понять, если задать вопрос: что подвержено угрозе в переживании, которое порождает тревожность?
     Угроза  направлена на нечто, существующее в  самой сердцевине личности7.
     Основания для тревожности у разных людей  различны, поскольку угроза направлена на ценности, которые индивид считает сутью своего бытия и основой своей личной безопасности, а все люди обладают индивидуальными ценностями.
     Проблема  тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах К. Хорни и Э. Фромма.
     В работах К. Хорни особый акцент  делается на роли неудовлетворения потребности  в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции.
     Как и Фрейд, Хорни считала, что личность человека определяется в раннем детстве, но полагала, что человек сохраняет  способность меняться и на протяжении всей жизни. Она сосредоточила внимание на том, как обращаются с ребенком его родители и воспитатели. Она не признавала универсального характера стадий развития (таких, как оральная или анальная), но полагала, что если нечто подобное и возникает, то все дело в родителях. В ребенке нет ничего универсального, все есть результат тех или иных культурных и социальных факторов или воздействий окружающей среды 8.
     По  мнению Хорни, тревога предшествует инстинктивным желаниям. То, что Фрейд называл инстинктивными влечениями, вовсе не является чем-то фундаментальным, но напротив, как полагает Хорни, является продуктом тревоги. Концепция «влечения» предполагает в какой-то степени принудительный характер импульсов, возникающих внутри организма, их жесткую требовательность. По мнению Хорни, импульсы и желания не становятся «влечениями», если их не мотивирует тревога.
     Она ставит знак равенства между «инстинктивными влечениями» Фрейда и своей концепцией «невротических черт». Таким образом, Хорни желала подчеркнуть первостепенную роль тревоги в формировании психологических нарушений, что расходится с представлениями Фрейда. Она говорила: «Несмотря на то, что Фрейд называл тревогу «центральной проблемой невроза», он не вполне понимал, что тревога является динамическим фактором, мотивирующим достижение конкретных целей»9.
     Существуют  различия между пониманием тревожности в ранних и более поздних работах Хорни. Неизменным, однако, оставалось подчеркивание роли среды в возникновении тревожности у ребенка10.
     Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующую в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Фромм считал самые различные формы любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь – разрешение проблемы человеческого существования»11.
     Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (Петровский, 1990).
     Исследования  отечественных психологов (В.В. Суворова, А.М. Прихожан,  и др.), показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врождённых агрессивных или сексуальных инстинктов.
     Эти исследования можно рассматривать  как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определённых неблагоприятных условиях в жизни ребёнка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Другими словами, это явление социальное, а не биологическое.
 
     1.3 Виды и формы  тревожности
        
     Изучая  возрастную специфику тревожности,  А. М. Прихожан выделяет  формы ее проявления12. По ее мнению, форма тревожности - это особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.
     Существуют  две основные формы тревожности:
    Открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
    Скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному благополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
     Выделяют  три формы открытой тревожности:
    Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может. Одинаково проявляется во всех возрастах;
    Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью;
    Культивируемая тревожность – тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Она выступает в нескольких вариантах:
    Может признаваться индивидом как основной регулятор его адекватности, обеспечивающий его организованность, ответственность;
    Может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка;
    Проявляется в поисках определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов.
     Говоря  о формах тревожности, нельзя не коснуться проблемы «замаскированной» тревожности. Под «маской» понимается тревожность такой формы поведения, которая, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне.
     Прихожан  А. М. выделяет следующие «маски»  тревожности 13:
     Агрессивно - тревожный тип  наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах при открытых и при скрытых формах тревожности.
     Спецификой  агрессивно – тревожного типа является ярко выраженное чувство опасности, своеобразная смесь агрессии и тревоги: совершая агрессивный поступок, проявляя вербальную агрессию или давая соответствующий ответ на тестовый материал, индивид одновременно как бы извиняется, сам боится своей «смелости». У некоторых детей проявление агрессии актуализировало чувство вины, которое, однако, не тормозило дальнейшие проявления агрессии, а, как бы наоборот, симулировало их.
     Тревожно  – зависимый тип  наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах. Отмечаются позитивные и негативные формы зависимости, начиная от чрезмерного послушания, неповиновения  и кончая, в раннем юношеском возрасти, повышенной заботливостью, вниманием к другим людям, вплоть до самоотречения. Данный тип характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая -  либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет  на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. Интересно, что в подростковом и юношеском возрастах школьники могут осознавать подобную зависимость, тяготиться ею, но не могут от нее избавиться, поскольку она как бы заменяет большинство других форм удовлетворения эмоциональных потребностей. «Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка, подростка от субъективных переживаний тревоги, но, во – первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во – вторых, обеспечивает некоторую возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги, что указывает на определенное родство этой формы с регулируемой и компенсированной формами тревожности.
     Тревожность важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуативной (по Ч. Спилбергеру)14.
     Под личностной тревожностью Ч. Спилбергер понимает устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные. Связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
     По  Спилбергеру ситуационная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
     Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т. д.). Личностная тревожность – стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
     Возвращаясь к позиции З. Фрейда, необходимо упомянуть  его представление о видах и формах тревожности. Фрейд выделял три ее основных вида 15:
     а)    объективную, вызванную реальной внешней опасностью;
     б) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной;
     в)    моральную, определяемую им как «тревожность совести».
     Правда, с точки зрения З. Фрейда, разграничения  объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней.
     К. Хорни, в свою очередь, выделяет невротическую и нормальную тревожность16.
     Нормальная  тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для существования его как личности. Кроме этого нормальной тревожностью может быть признана реакция, которая:
    Адекватна реальной угрозе;
    Не включает подавление или другие механизмы разрешения внутреннего психологического конфликта, а в результате этого – и внешнего;
    Не требует невротических защитных механизмов для управления собой, но может быть изменена конструктивно на уровне произвольного осознания или ослаблена при объективном изменении ситуации.
     Невротическая тревожность есть реакция на угрозу, которая:
    Неадекватна объективной опасности;
    Не содержит механизм подавления, а также другие формы интрапсихического конфликта;
    Не управляется различными формами сокращения активности и осознанности, такими как подавление, развитие симптомов, и различными защитными механизмами.
     Б. Кочубей и Е. Новикова выяснили, как  проявляются половые, возрастные и национальные особенности детей в их объяснениях причин собственной тревоги17.
     Оказывается, что и сама интенсивность переживания, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять – одиннадцать лет интенсивность
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.