Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствования деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 103. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
1 Теоретико-методологические  основы изучения деятельности  органов социальной защиты в  области поддержки многодетных  семей
1.1 Семья как  объект государственной семейной  политики
1.2 Нормативно-правовая  основа деятельности органов  социальной защиты в области поддержки многодетных семей
2. Анализ деятельности  органов социальной защиты в  области поддержки многодетных  семей в современных российских  условиях
2.1 Сравнительный  анализ поддержки многодетных  семей в субъектах РФ
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей в городе Нижнекамске
3. Мероприятия  по совершенствованию деятельности  органов социальной защиты в  области поддержки многодетных  семей
3.1 Российский  и зарубежный опыт деятельности  органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей
3.2 Программа  мероприятий по совершенствованию  деятельности органов социальной  защиты в области поддержки  многодетных семей в Нижнекамском  муниципальном районе
4. Программа  мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
4.1 Обоснование  социальной значимости внедрения  разработанных мероприятий
4.2 Математическое  и статистическое обеспечение  выпускной квалификационной работы
4.3 Нормативно-правовое  обеспечение выпускной квалификационной  работы
4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
4.5 Компьютерное  обеспечение выпускной квалификационной  работы
Заключение
Ссылки на использованные источники
Список использованных литературных источников
Приложение А. Муниципальная целевая программа «Социальная поддержка многодетных семей в муниципальном образовании Нижнекамский муниципальный район» на 2009 – 2011 годы
Приложение Б. Образец Устава общественной организации  «Много деток – хорошо!»
Приложение В. Инструментарий социологического исследования – Анкета 

Условные  обозначения и  сокращения
ВВП – валовой  внутренний продукт;
ВЦИОМ – Всероссийский  центр исследования общественного  мнения;
г. – год;
ДРГ – детско-родительские группы;
ЗАГС – запись актов гражданского состояния;
кв.м. – квадратный метр;
млн. – миллион;
МО НМР –  муниципальное образование Нижнекамский муниципальный район
НХТИ – Нижнекамский химико-технологический институт
ООН – Организация  Объединенных Наций;
РАН – Российская академия наук;
РБ – Республика Башкортостан;
РИА – Российское информационное агентство;
РТ – Республика Татарстан;
РФ – Российская Федерация;
СКР – суммарный  коэффициент рождаемости;
СМИ – средства массовой информации;
СПИД – синдром  повышенного иммунодефицита;
тыс. – тысяча;
США – Соединенные  Штаты Америки;
УАТ – Управление автотранспорта;
УСЗ – Управление социальной защиты;
ЦСПСД – Центр  социальной помощи семье и детям;
ЧП – частный  предприниматель. 

Введение
Актуальность  темы. Рыночные реформы, нестабильность в экономике повлекли ухудшение  условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень.
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку [1].
Поэтому социальное обеспечение – это участие  общества в содержании тех своих  членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих  от них причин не имеют достаточных  средств к существованию.
Кроме изменения  материального положения, поменялись духовные ценности большинства населения Российской Федерации. Важной на наш взгляд проблемой является то, что была утрачена значимость таких ценностей как брак, семья, дети. Последствием чего и стала современная демографическая ситуация в нашей стране.
Россия стоит  перед лицом острого демографического кризиса – в предстоящие 50 лет  ее население может сократиться  вдвое.
Стоящий перед  Россией вызов имеет две стороны. Как и в большинстве развитых стран, в России уровень рождаемости  упал до такой величины, которая не позволяет поддерживать численность населения на прежнем уровне. В то же время уровень смертности, в особенности среди мужчин работоспособного возраста, стремительно вырос из-за обнищания в постсоветскую эпоху, болезней и стрессов.
Население России, еще 10 лет назад составлявшее 149 млн. человек, ныне сократилось до 144 млн. Средняя продолжительность жизни  мужчин составляет сейчас 59 лет, притом, что этот показатель для женщин – 72 года.
По данным специалистов, ежегодно население России сокращается на миллион человек, и темпы снижения численности увеличиваются.
«Целые регионы  в Сибири и на российском Дальнем  Востоке обезлюдели, и новые пустынные  районы появляются даже в Черноземье», – говорит демограф Лев Гудков из независимого Центра исследования общественного мнения. «Мы близки к тому, чтобы оказаться неспособными поддерживать нашу промышленность, сельское хозяйство и вооруженные силы».
Российские женщины, которые, подобно западным, стремятся  получить образование и сделать  карьеру, дают жизнь гораздо меньшему числу детей, чем, например, в 1970-х. По статистике женщина теперь имеет в среднем 1,1 ребенка, тогда как для стабилизации народонаселения требуется, чтобы этот показатель составлял 2,4 [2].
Помните популярную в 70-х годах шутливую, но, если разобраться, весьма грустную песенку: «У меня сестренки нет, у меня братишки нет…»? Сколько лет прошло с тех пор, а слова эти, увы, не утратили злободневности. И если эта «малодетная» тенденция сохранится, то в России в недалеком будущем вообще отомрут такие понятия, как «дядя», «тетя», «двоюродные, троюродные братья, сестры» и т. д. Мы окончательно превратимся в общество безнадежно одиноких людей [3].
Выходом из существующего  критического демографического положения  является многодетность. Но многодетных семей и в России, и в Татарстане, и в г. Нижнекамске не так уж и много. Причина отказа от многодетности определяется рядом обстоятельств. Это и социально-экономическое положение обществ, и общественно мнение. А также отсутствие полноценной государственной поддержки многодетных семей.
Как известно, существует ряд федеральных законодательных актов, направленных на поддержку многодетных семей. Основной из них – указ Президента от 5 мая 1992 года (в редакции президента от 25 мая 2003 года) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в котором четко обозначен ряд льгот для многодетных семей в области жилищнокоммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений. И в нем же субъектам Федерации дается указание «определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона» [4].
Но государство и его законы, какие бы совершенные они не были, не в состоянии регулировать все возможные аспекты поддержки многодетных семей. И в этой ситуации значительную помощь может оказать бизнес. Сейчас в нашей стране начинает укореняться такое понятие как социальная ответственность бизнеса.
Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия  и так далее.
Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.
В настоящее  время исследование проблем многодетных  семей является крайне необходимыми как в масштабе всей страны, так и в отдельных муниципальных образованиях. Особенно важно изучить деятельность органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей на федеральном, региональном и местном уровнях. Именно этим и определяется актуальность и выбор данной темы
Степень разработанности. Изучением и оценкой эффективности деятельности органов социальной защиты населения в РФ занимаются многие современные ученые.
В конце 1980-х  годов ряд специалистов (С.С. Шаталин, А.Н. Шохин, Ю.Н. Левада) считали, что социальная политика в России в ближайшие годы будет определяться такими факторами, как радикальная экономическая реформа и демократизация политической системы. В соответствии с этим социальная политика трактовалась, как целенаправленная система мер государства по обеспечению граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, защите интересов отдельных общественных групп.
Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. раскрыли в своей книге основные направления социальной политики, ее основополагающие принципы, а также формы реализации. Также был описан специфический российский механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходностью от одного типа общественного устройства к другому.
Вопросы укрепления семьи на основе возрождения традиционных ценностей, проблемы увеличения рождаемости в своей статье рассматривал А. Чуев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова рассматривали  семью и детей в жизненных  установках россиян. Были изучены базовые  репродуктивные установки – желаемое число детей, скорректированные репродуктивные установки – ожидаемое число детей, влияние социальных факторов на формирование репродуктивных установок.
С.В. Дармодехин, О.И. Волжина, Р.В. Сабитова, О.В. Кучмаева, Н.Л. Иванова, А.Б. Синельников изучали семью как объект государственной семейной политики. В рамках их научного доклада было рассмотрено развитие системы семейных пособий, государственное и муниципальное жилье, пенсионное обеспечение, помощь семье в воспитании детей, а также перспективы развития государственной семейной политики в контексте модернизации экономики и социальной сферы страны.
Несмотря на большой объем публикаций и исследований проблем поддержки многодетных, кардинально не улучшается отношение  населения и положение данной категории семей.
Связь с другими научно-исследовательскими работами. Результаты исследования и выводы по данной работе озвучивались на Межрегиональной научно практической конференции, посвященной Международному Дню здоровья и 45-летию НХТИ «Теоретические и практические аспекты ответственности за личное здоровье» в секции «Современный образ жизни молодежи». Данная конференция проводилась в Нижнекамском химико-технологическом институте Казанского государственного технологического университета 8 апреля 2008 года.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение деятельности органов социальной защиты населения по поддержке многодетных семей, анализ сложившейся ситуации в данной области, и, на основании собранного материала, разработать программу мероприятий в области социальной поддержки многодетных семей в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район».
Задачи  работы:   
 изучить государственную  семейную политику в области  поддержки многодетных семей;   
 рассмотреть  нормативно-правовую основу деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей;   
 провести  сравнительный анализ систем  поддержки многодетных семей  субъектов Российской Федерации;    
 провести  анализ деятельности органов  социальной защиты в области поддержки многодетных семей в МО НМР;   
 проанализировать  российский и зарубежный опыт  деятельности органов социальной  защиты в области поддержки  многодетных семей;   
 разработать  программу мероприятий по совершенствованию  деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей в Нижнекамском муниципальном районе.
Объект  – органы социальной защиты населения в области поддержки многодетных семей.
Предмет – формы и методы деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей.
Практическая  значимость. Данная работа вносит определенный вклад в изучение основных аспектов социальной защиты многодетных семей, ее место и роль в системе социальной защиты населения. Она может быть использована муниципальными служащими для анализа и подготовки предложений по совершенствованию деятельности муниципальных органов в отношении изучаемой категории семей; депутатами представительного органа для подготовки сессии; студентами, обучающимися по специальности «Государственной и муниципальное управление» для подготовки к семинарским занятиям.
Методологическая  база. В работе использовался комплексный подход, позволивший изучить элементы системы социальной защиты многодетных семей, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные формы и принципы социальной защиты многодетных семей; классифицировать критерии оказания социальной помощи многодетным семьям.
Также при написании  данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены структура и  функции системы социальной защиты многодетных семей); сравнительный метод использовался в основном при анализе деятельности системы социальной защиты многодетных семей в субъектах РФ; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, внутренней документации Управления социальной защиты населения и Центра помощи семье и детям «Веста».
Для проведения социологического исследования был  применены метод анкетирования, а для получения количественной и качественной информации о деятельности органов социальной защиты по поддержке многодетных семей применен метод анализа документов.
Эмпирическая  база. В работе использовались следующие материалы:   
 отчеты Управления  социальной защиты муниципального  образования «Нижнекамский муниципальный район»;   
 аналитические  отчеты о работе Центра социальной  помощи семье и детям «Веста»  за 2005, 2006, 2007 года;   
 положение  о Министерстве труда, занятости  и социальной защиты населения  РТ;   
 результаты  социологического исследования в городе Нижнекамск;   
 программы  и проекты по поддержке многодетных  семей разрабатываемые и действующие  на территории субъектов РФ.
Структура выпускной  квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников, приложений и папки-файла. Основная часть работы состоит из четырех разделов.
Первый раздел называется «Теоретико-методологические основы изучения деятельности органов  социальной защиты в области поддержки многодетных семей», который в свою очередь состоит из двух подразделов, где раскрывается сущность семейной политики государства, демографических проблем в современной России, взаимосвязь современного положения института семьи с современной демографической ситуацией, а также взаимодействие различных уровней социальной защиты населения по поддержке многодетных семей.
Второй раздел называется «Анализ деятельности органов  социальной защиты в области поддержки  многодетных семей в современных  российских условиях». Данный раздел включает два подраздела, в которых проводится анализ деятельности органов социальной защиты по поддержке многодетных семей на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, а также описываются результаты социологического исследования, проведенного в г. Нижнекамске
Третий раздел называется «Мероприятия по совершенствованию  деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных  семей». Данный раздел включает два  подраздела, в которых анализируются  российский и зарубежный опыт деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей, а также проводиться описание предлагаемой программы мероприятий по совершенствованию деятельности органов социальной защиты населения.
Четвертый раздел называется «Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы» и включает пять подразделов.
В заключении подводятся все итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и  задачами, поставленными в начале работы.
В работе имеются  приложения. В Приложении А представлена Муниципальная целевая программа «Социальная поддержка многодетных семей и защита прав детей в Нижнекамском муниципальном районе и городе Нижнекамск» на 2009 – 2011 годы, в Приложении Б – предложен пример устава общественной организации «Много деток – хорошо». В Приложении В представлены вопросы анкеты. 

1. Теоретико-методологические  основы изучения  деятельности органов  социальной защиты  в области поддержки  многодетных семей
1.1 Семья как  объект государственной семейной  политики
Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания [5, с. 201].
Как первичная  форма общности людей семья непосредственно  сочетает в себе индивидуальное и  коллективное начало. В этом смысле оная является звеном, связующим не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передает, но и создает такие духовные ценности, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. Вот почему семья является одним из ключевых понятий в гуманитарной области знания [6, c. 147].
Семья в современных  условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает  как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.
В процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
Институт семьи  на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а, по мнению некоторых исследователей, кризис. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных никакими официальными узами: союзы друзей, подруг, которые в принципе выполняют те же функции, кроме одной – рождение детей [5, с. 202].
Семья – самая  первая и самая эффективная среда  социализации детей, восприятия народных традиций, нравственных ценностей, отношения  к труду, к людям, к природе. По существу до поступления в школу семья для ребенка – его основной «университет». Лев Толстой утверждал, что к пяти годам он узнал о мире столько, сколько не постиг за всю оставшуюся жизнь. Может быть, есть в этом и преувеличение, но, в сущности, писатель прав.
Сегодня роль семьи  в воспитании детей возрастает многократно. Сложные социально-экономические  условия заставляют родителей много  работать, чтобы выжить. Дети часто  предоставлены сами себе или, что  еще хуже – во власть «телеящика» с его экспансией жестокости, убийств пошлости. Каков итог такого воспитания – известно: наркомания, правовые нарушения, бродяжничество резко «помолодели» в последние годы, в социальный оборот вошли такие тревожные понятия, как «малолетняя преступность», «ранняя проституция». Издержки семейного воспитания усугубляются огромным числом разводов, отсюда – и увеличение количества неполных семей.
Но на семью  оказывает негативное влияние не только российская экономика, но и отсутствие продуманной социальной политики, что сегодня стремятся восполнить регионы.
Уменьшение рождаемости, сокращение населения могут привести к утрате суверенитета страны, поэтому  тревожные показатели демографии относятся  к проблемам государственной  безопасности. Решить эту проблему может только семья [7, c. 52].
Но не та семья, являющаяся сейчас общепринятой: родители и ребенок (в лучшем случае – два). А семьи с тремя и более  детьми. Семьи с тремя детьми лишь поддерживают существующую численность  населения с учетом бездетных  пар и людей, не состоящих в браке и не имеющих детей. А рост численности населения возможен при рождении в семьях более трех детей. Таким образом, многодетные семьи – это единственное спасение России от вымирания.
Так какая же семья подразумевается под многодетной? На уровне федерального законодательства нет четкого определения понятия «многодетная семья». Предполагается, что субъекты самостоятельно должны определить (с учетом культурных, исторических, демографических и т. п.), семьи с каким количеством детей относить к категории многодетных.
Например, согласно закону Калужской области «О статусе  многодетной семьи в Калужской  области и мерах ее социальной поддержки» многодетная семья –  семья, имеющая в своем составе  трех и более детей и воспитывающая  их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся учебных заведений всех форм обучения любых организационно – правовых форм – до окончания обучения, а также детей, проходящих срочную военную службу по призыву, – но не более, чем до достижения ими возраста двадцати трех лет [8].
В соответствии с законом республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных  семей в Республике Башкортостан»  многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и  принятых под опеку (попечительство) [9].
В «Кодексе Республики Беларусь о браке и семье» дано краткое и емкое определение  понятия «многодетная семья» – семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей [10].
В Республике Татарстан  многодетными семьями являются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая родных и приемных [11]. Именно это определение и будет использовано в данной работе.
Большинству российских семей живется сегодня нелегко  и материально, и морально. Особенно – многодетным и имеющим детей с проблемами в развитии и здоровье. Семья ждет поддержки и помощи.
Реальные изменения  семейных структур в ХХ веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного  уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и даже бездетности), повышения разводимости и падения брачности, и пока не видно каких либо биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», которые могли бы остановить эти тенденции на каком то безопасном для общества уровне.
Семейная политика в России всегда жестко держалась  под контролем государства и  была тесно связана с социальной жизнью [12, c. 623].
Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, направленная на возвращение семье органически присущих ей социальных функций, создание экономических механизмов поддержания и укрепления семьи как социального института, укрепление семейного образа жизни [13, с.8].
Государственная семейная политика должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе социального партнерства и сотрудничества с государством, различными организациями. Особое внимание при этом уделяется обеспечению адресности и целенаправленности социальной поддержки на основе предоставления семьям разнообразных социальных услуг, расширения возможностей для обеспечения семьи с опорой на собственные трудовые усилия, развития семейного предпринимательства, информационного обеспечения семей, изучения и прогнозирования социальных нужд [14, с. 6].
Современная демографическая ситуация в России близка к экстремальной: ежегодно численность населения России с начала 1990-х годов сокращается на миллион человек. Эти цифры сопоставимы с потерями в результате эпидемий, войн и стихийных бедствий. Но и без них может происходить убыль населения: одни умирают, а другие не появляются на свет. Демографы бьют тревогу, поскольку снижение численности жителей России может стать настоящей национальной трагедией. Дело не только в снижении численности трудовых ресурсов, обеспечивающих развитие национальной экономики. Когда демографический кризис приобретает столь широкий размах, встает вопрос о национальной безопасности, об элементарном выживании народа. Наша страна обладает колоссальными территориями, которые привлекают взоры жителей сопредельных государств, чье население продолжает активно множиться. Природа не терпит пустоты, повторяют демографы, не мы – так другие народности займут наши города и села.
Тем не менее, решать эту проблему ни государство, ни население  не спешит. Рожать и воспитывать много детей большинство россиян считают немодным и неперспективным занятием. Лучшим тому доказательством может послужить общественное отношение к многодетным семьям. Пятеро детей вызывают недоумение и сочувствие, десятеро – чуть не презрение. Многие тысячелетия женщины рожали в течение всего репродуктивного возраста, не один и не два, а двенадцать, пятнадцать раз, однако полувека хватило на то, чтобы многодетная семья перестала восприниматься естественным явлением. А ведь в многодетных семьях выросли великие нации, завоевавшие пространства и обустроившие города. Чтобы численность народа росла, необходимо больше трех детей в каждой семье, поскольку трое лишь замещают родителей (с учетом бездетных пар и одиноких людей) и не дают прироста населения.
Среди причин демографического кризиса также можно назвать  утрату нравственных ориентиров, идейно-духовное опустошение. Общество слишком ориентировано  на материальные ценности, люди стремятся  жить в свое удовольствие, а дети означают веру в бессмертие, в нечто большее и ценное, чем собственная жизнь. Помимо этого, у людей нет уверенности в завтрашнем дне. Преуспевает лишь относительно небольшая часть населения, у остальных же развивается чувство потерянности, неполноценности. Даже детские сады, школы, медицинские учреждения разделились на те, что для всех, и те, что для избранных. Поэтому перспектива рожать не слишком привлекает большинство россиян – ведь каждому хочется, чтобы у его ребенка было все самое лучшее. Очень остро стоит проблема с жильем. Многие семьи не прочь завести еще одного ребенка, но им не позволяют жилищные условия, улучшить которые в настоящий момент становится все труднее из-за слишком высоких цен на недвижимость [15, c. 63].
Всего несколько  лет назад быть многодетной матерью  в России, точнее, в СССР было почетно. Такие матери даже носили высокое звание «героиня», а семья, в которой рождался пятый ребенок, получала массу льгот от государства. Но, несмотря на оказываемые почести, большинство женщин становиться многодетными матерями не спешили. Потому что на среднюю советскую зарплату большую семью было не прокормить, и никакие льготы тут не помогали.
Сегодня финансовая ситуация только ухудшилась. Не стало  и прежнего пиетета по отношению  к многодетной матери. А к сочетанию  «мать-героиня» прибавилось насмешливое «отец-героин». Выражение прочно вошло в обиход, потому что молва утверждает, что решиться на большое число детей в нынешней нестабильной ситуации могут только психически больные люди или алкоголики и наркоманы, теряющие здравый смысл под воздействием дурманящих веществ. Социальный статус женщины-матери зависит от того, насколько соответствует выбранная ее семьей модель репродуктивного поведения общепринятым нормам. А какова она сегодня? Один - два ребенка. Естественно, что до тех пор, пока общепринятая норма такова, многодетные семьи будут восприниматься обществом скорее как исключение из правил, как явление из ряда вон выходящее, и отношение к ним будет складываться соответствующее.
Вокруг многодетных  матерей и их детей возникала и возникает до сих пор зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы», хотя на практике льготы у них очень скромные, именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни. Несколько лет назад в России было отменено звание Матери-героини. Нередко о многодетной семье и детях говорится в негативном плане: это сплошные проблемы, трудности и неприятности. Вряд ли такая однозначная точка зрения справедлива: не стоит идеализировать многодетные семьи, как не следует видеть в них только негатив. Многодетная семья – это само по себе ни хорошо и ни плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи. По наблюдениям психологов и социологов, стереотип многодетной семьи начал меняться всего лишь несколько лет назад. Это уже не только семьи безответственных, социально неблагополучных людей, требующих поддержки от государства. Многодетность становится модной в материально благополучной среде. А это значит, что у многодетных семей есть будущее [16, c. 97].
Рассуждая на эту  тему, сторонники многодетности чаще всего приводят в пример патриархальную русскую семью. Действительно, на рубеже XIX и XX веков семьи в России, как правило, были многодетными. Религия и обычаи того времени поддерживали такой семейный уклад. Отказ от рождения детей или прерывание беременности являлись тяжким грехом: «У кого детей нет – во грехе живет». Крестьяне не были просвещены в вопросах искусственного прерывания беременности, абортов не делали, противозачаточных средств не знали. Детородный возраст продолжался у русских женщин до 42–47 лет. Матери кормили ребенка грудью «два великих поста», и промежутки между рождениями были примерно такими же. Женщина, прожившая замужем весь детородный период, рожала 8-11 раз. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны.
Современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства, а нестабильность экономической жизни лишь усугубляет этот процесс, несмотря на существование и возрождение традиции.
Вопреки распространенному  мнению, деньги – далеко не главная проблема в многодетной семье. Часто те, кто сознательно рожает много детей, реально представляют себе, каким образом они будут этих детей содержать. Чаще всего это успешные, состоявшиеся профессионалы, представители «среднего класса», или небогатые, но глубоко верующие люди, полагающие, что Бог, послав им ребенка, даст ему и пропитание.
С другой стороны, у всех разный уровень представлений  о материальном благополучии: для  кого-то это вилла на Лазурном берегу, для кого-то – своя небольшая  квартира. Сегодня на нормальное питание и образование для своих детей всегда можно заработать, было бы желание.
Анализ условий  жизни семей показал: чем лучше  материальные и жилищные условия, тем  чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количества детей от доходов семьи: желаемое при самых благоприятных условиях число детей ниже в семьях с более высоким доходом. Неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождения следующего ребенка. Причем ожидаемое увеличение низкого дохода не влияет на репродуктивную установку. Репродуктивная установка семьи связана с субъективной оценкой супругами своего материального положения. Интересно, что в наиболее обеспеченных семьях треть супругов (чаще – мужья) считают материальные условия плохими и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как достаточное. Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной. В значительной мере она определяется тем, какое место занимают материальные блага в системе ценностей семьи. Т.е. дети как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей их родителей. Если материальные потребности высоки, то ребенок не выдерживает конкуренции [17, c. 6].
В современном  обществе продолжают существовать как  традиционная точка зрения, согласно которой назначение женщины –  прежде всего материнство и дом, так и позиция, согласно которой  кроме детей и дома в жизни  современной женщины существует много иных возможностей для реализации заложенного в ней потенциала, отсюда все женские приоритеты. Каждая женщина выбирает для себя то, что ей ближе. Однако стоит вдуматься в цифры статистики: сегодня примерно 25 женщин детородного возраста из 100 вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других задач (карьера, приобретение материальных благ), или подавлен в связи с материальными трудностями, что в физическом и в моральном плане губительно для здоровья женщины. Это значит, что одна четвертая часть генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью. 41 и 31 женщина из 100 планируют родить одного или двух детей соответственно. Это еще раз доказывает, что в наше время происходит смена установки с даже двухдетной семьи на однодетную. Доказано, что установка на планируемое число детей практически не меняется с изменением семейного положения женщины и связанными с этим изменениями ее социального положения (снижением дохода на члена семьи, ухудшением условий проживания, питания и другое). Она является достаточно устойчивой характеристикой, зависящей, по-видимому, в большей степени от национальных и экономических особенностей общества.
Исследования  демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей. Существует отчетливая преемственность в вопросе о реальном количестве детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности. По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. В результате этого опроса была выявлена и еще одна интересная закономерность: чем больше детей в родительской семье, то есть чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем позже они начинают задумываться о количестве своих будущих детей. Это свидетельствует о моральной удовлетворенности своим состоянием. А чем меньше детей в родительской семье (особенно если ребенок растет в семье один), тем чаще пребывание в детской среде (в детском саду или школе) и сравнение ситуации своей семьи с другими ведет к определенному дискомфорту. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.
Таким образом, можно констатировать наличие целого ряда тенденций, неблагоприятно влияющих на развитие семейно-брачных отношений  в России. Последствия сегодняшнего кризиса семьи будут ощутимы в течение нескольких поколений [18, c. 13].
Демографическая проблема – одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются  в повышенном внимании федеральной и региональной власти.
Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи  из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды) и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства.
Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально  уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время наше государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В мае 1993 года была принята Концепция государственной  семейной политики Российской Федерации. Формально она была приурочена к 1994 году, объявленному Международным годом семьи. Реально же документ носит чисто конъюнктурный характер. Главное его содержание направлено на решение краткосрочных, сиюминутных задач, латание дыр, а не на создание системы. В частности, документ предусматривает улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактику бедности, поддержку малоимущих семей и инвалидов. В нем нет ни слова о долгосрочных обязательствах государства, о механизмах реализации поставленных задач. Как правило, все социальные программы, одобряемые федеральными органами, так и остаются только на бумаге. По мнению большинства социологов, занимающихся проблемами семьи в России, проводимая государством семейная политика не имеет никакого отношения к действительной семейной политике. В настоящее время в научной среде и общественной практике разрабатываются и реализуются различные, зачастую противоположные друг другу подходы к пониманию проблем семьи и выдвигаются соответствующие концепции государственной семейной политики. Одна группа специалистов, занимающихся исследованиями проблем российской семьи, оценивает современный этап ее развития как кризисный, другая группа – как модернизационный. В соответствии с этим предлагаются разные концепции государственной семейной политики. По мнению сторонников кризисного подхода, происшедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального эволюционного кризиса социального института семьи, обусловленного развитием индустриально-рыночной цивилизации. Сторонники модернизационного подхода считают, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность [19, c. 18 – 20].
Применительно к государственной семейной политике большинство российских специалистов занимают позицию между двумя указанными крайними точками зрения, тяготея к одной из них. При этом все они отмечают изменения и кризисные процессы в семейных отношениях.
Сторонники кризисной  и модернизационной концепций государственной  семейной политики по-разному оценивают изменение семейных ролей и переход с патриархальных отношений в семье к эгалитарным, к приоритету интересов индивида над интересами семьи в целом. Они предлагают разные меры семейной политики: либо государственный паренализм, возрождение семейного производства, повышение субъектной роли семьи, либо обеспечение государством условий для свободного развития каждой семьи, опирающееся на приоритете интересов личности, развитие эгалитарных отношений в семье и обществе.
С позиции государственных интересов наиболее значимыми функциями семьи являются демографическая, жизнеохранительная, воспитания и социализации детей, а также воспроизводства трудовых ресурсов. Государство заинтересовано в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении качеств трудовых ресурсов и состояния здоровья населения, в эффективной социализации детей, что обеспечивает его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие. Поэтому в наибольшей степени разработаны соответствующие направления и меры государственной семейной политики.
С позиций интересов  семьи и семейных ценностей важнейшими причинами образования и сохранения семьи являются рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Семья также заинтересована в сохранении и поддержании здоровья своих членов, росте благосостояния, повышении профессионального и социального статуса своих членов. Таким образом, интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства [20, c. 106].
Семейная политика как комплексная деятельность охватывает все основные сферы взаимодействия семьи и государства. Такое понимание  семейной политики требует создания специальной ее системы, включающей организационное, программное, кадровое и другое обеспечение.
Государственная семейная политика должна стать самостоятельным  направлением социальной политики, системой комплексной деятельности государства, направленной на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли обеспечения высокого качества жизнедеятельности и благополучия семьи. Дальнейшее развитие деятельности в области семейной политики требует системной разработки ее методологических основ, ключевых понятий, принципов, содержания, условий эффективной реализации. В условиях укрепления самостоятельности региональных и местных органов власти, развития предпринимательства федеральная семейная политика будет все шире дополняться мерами, предпринимаемыми территориальными и экономическими субъектами хозяйствования и социальной деятельности.
Программный подход должен стать действенным механизмом реализации семейной политики, обеспечить включение социального института семьи в качестве целостного объекта в систему деятельности органов власти. Назрела необходимость разработки программы мер государственной семейной политики на среднесрочный период, направленных на усиление ориентации социальной политики на семью, целенаправленный учет ее интересов. В условиях, когда значительная часть семей имеет доходы ниже прожиточного минимума, приоритетной целью семейной политики стала социальная поддержка уязвимых категорий населения. В стране пока еще не проработана стратегия развития экономического потенциала и инициативы семей, обеспечения их экономической безопасности и гарантий социальной поддержки, создание адекватной системы их поддержки.
Эффективность семейной политики зависит от построения законодательства в четком соответствии с разделением предметов ведения федерального и регионального уровней, от соответствующего распределения федерального и региональных бюджетов. В условиях проведения масштабных реформ в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, социального страхования, нового распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нельзя допустить сокращения государственных гарантий социальной поддержки семей, и прежде всего семей с детьми.
Целесообразно продолжить реформирование законодательства по пути дальнейшей реализации адресного  подхода при выплате семьям государственных  социальных пособий, предоставлении субсидий и социальных услуг. При этом адресность призвана не культивировать и закреплять зависимость от государственной поддержки, а мотивировать к самообеспечению, к поиску способов решения проблем.
В целях обеспечения  возможности роста благосостояния семей с трудоспособными членами  на трудовой основе требуется принять  меры к реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации и определить этапы приведения минимального размера оплаты труда в соответствие с величиной прожиточного минимума в стране. В целях повышения значимости семьи и семейного образа жизни необходимо разработать и ввести в действие программы подготовки молодежи к браку. Важно поднять престиж домашнего труда, труда по воспитанию детей, а также профессий предполагающих деятельность, связанную с семьей (семейных психологов, педагогов, социальных работников). Целесообразно ввести в действие экономические стимулы, повышающие заинтересованность работодателей в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы по гибкому графику или на дому; оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства; рассмотреть возможность принятия федерального закона о квотировании рабочих мест не только для инвалидов, но и для определенных категорий социально уязвимых семей с детьми (одиноких родителей с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми). Совокупность мер единой государственной семейной политики призвана обеспечить дальнейшее продвижение по пути создания условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, а также роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении правовых и духовных основ общества [21, c. 37].
1.2 Нормативно-правовая  основа деятельности органов  социальной защиты в области  поддержки многодетных семей
Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики – цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения [22, c. 6].
Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства  и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению  комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [23, c. 7].
Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей [24].
Вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в  том числе и многодетных семей), малоимущих граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с Указом президента Российской Федерации  от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» субъектами Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным  семьям должны быть установлены:
– скидка в размере  не ниже 30 процентов установленной  платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в  домах, не имеющих централизованного  отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
– бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
– бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
– прием детей  в дошкольные учреждения в первую очередь;
– бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
– бесплатное обеспечение  в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплексом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
– один день в  месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок [25].
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки  многодетным и малообеспеченным семьям осуществляется на основании  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации.
На федеральном уровне предпринимаются следующие меры по социальной поддержке семей, в том числе и многодетных.
С 1 января 2007 года в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года принят ряд законов, предусматривающих существенное увеличение социальной поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных:
– введено предоставление материнского (семейного) капитала;
– значительно  увеличен размер ежемесячного пособия  на период отпуска по уходу за ребенком;
– право на получение  ежемесячного пособия по уходу за ребенком распространено на граждан, не подлежащих социальному страхованию;
– ограничен  размер родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении – для многодетных  семей (с тремя и более детьми) размер оплаты составляет не более 10 процентов, в дополнение к этому введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении (на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка – в размере 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70 процентов размера родительской платы) [26, с. 6].
На уровне субъекта социальной защитой населения занимается Министерство труда, занятости и  социальной защиты Республики Татарстан. Основные направления системы социальной защиты Министерства сосредоточены  на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения республики, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов, а также на усилении адресности оказываемой поддержки и сохранении стабильности социального самочувствия населения.
Важное значение в выполнении задачи повышения уровня жизни граждан имеет система  мер социальной поддержки населения.
Семьям, имеющим  трех и более детей в возрасте до 18 лет, дополнительно предоставляются  следующие меры социальной поддержки:
1)     субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет;
2)     ежемесячная субсидия на проезд учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет;
3)     субсидия в размере 30% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления.
На реализацию мер социальной поддержки многодетных  семей в 2007 году в Республике Татарстан было израсходовано 136,96 млн. рублей.
Кроме того, с 01.01.2007 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в  Республике Татарстан органами социальной защиты выплачивается компенсация  части родительской платы:  
 на первого  ребенка в размере 20% размера внесенной родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования;  
 на второго  ребенка – в размере 50%;  
 на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70% размера указанной родительской платы [27].
2008 год в Российской  Федерации объявлен Годом семьи. 
Важнейшим направлением проведения Года семьи в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан определены разработка и реализация стратегий и механизмов адресной социальной защиты отдельных категорий семей, позволяющих активно развивать потенциал семьи, а также продолжить работу по решению вопросов социальной адаптации на рынке труда безработных женщин, внедрению технологий работы с социально опасными семьями, профилактике безнадзорности, реабилитации и адаптации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Реализация мер, предусмотренных в Год семьи, направлена на создание комплексной, устойчивой системы поддержки семьи, активизацию внутренних резервов семьи и потенциала ее участия в социально-экономической и культурной жизни общества, развитие общественной активности семьи, обеспечение широкого и объективного освещения проблем семьи в средствах массовой информации, нацеливающего на согласие и достижение толерантности в отношениях между поколениями, формирование дружественной атмосферы в обществе по отношению к семье, материнству и детству. Как уже говорилось выше, на уровне субъекта действует Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Данное министерство является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и государственного управления в сфере труда, занятости и социальной защиты, в том числе в вопросах уровня жизни и доходов населения, демографического развития, трудовой миграции, а также удовлетворения потребностей экономики республики в кадрах [28].
Основными задачами Министерства являются реализация и совершенствование государственной политики и государственного управления путем стратегического планирования, разработки и реализации социальных программ и планов с использованием кластерного подхода в сфере труда, занятости и социальной защиты, а также путем развития социальной инфраструктуры.
Министерство  несет ответственность за осуществление  следующих основных функций:  
 управление  трудом в установленном порядке;   
 регулирование  оплаты труда, трудовых отношений,  отношений, непосредственно связанных с трудовыми;  
 управление  охраной труда;  
 регулирование  и организация деятельности в  области содействия занятости  населения;  
 управление  социальной защитой, в том числе:   
 управление  предоставлением социальной помощи в установленном порядке;  
 управление  социальным обслуживанием граждан  в трудных жизненных ситуациях,  в том числе детей, граждан  пожилого возраста и инвалидов;   
 управление  профилактикой безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;   
 управление обеспечением жизнедеятельности инвалидов;   
 обеспечение  в установленном порядке формирования  и развития государственной системы  социально-психологической помощи  населению в Республике Татарстан;   
 управление  социальной поддержкой отдельных  категорий населения;  
 обеспечение  государственной поддержки деятельности  общественных объединений;  
 содействие  развитию благотворительной деятельности [24].
Решение проблем, существующих в социально-трудовой сфере, требует скоординированной  целенаправленной деятельности всех ветвей власти – как республиканского, так и муниципального уровня, что может быть достигнуто путем использования программно-целевого метода планирования. В настоящее время Министерство участвует в реализации более 15 федеральных и республиканских программ, таких как Федеральная инвестиционная программа, Федеральная программа «Дети России», республиканские программы «Дети Татарстана», «Комплексная программа по профилактике правонарушений», и другие. Всего в 2007 году Министерством для решения социальных вопросов через различные программы дополнительно было привлечено средств на сумму более 143 миллионов рублей, в том числе из федерального бюджета – около 31 миллионов рублей. Министерство принимает участие также и в разработке новых программ социальной направленности. Так, в 2007 году Министерством разработаны концепция программы «Здоровая семья», проекты программ «Интеграция инвалидов в общество» на 2008-2010 годы», «Пожилые люди Татарстана» на 2008-2010 годы», основные положения которых нашли отражение в проекте Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года. Министерство выступило одним из основных разработчиков проекта Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Программы содействия занятости населения. С участием министерства разработаны проекты Республиканской комплексной программы «Развитие и размещение производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года», Концепции развития Камского экономического района Республики Татарстан.
Основными задачами по совершенствованию управленческой деятельности территориальных органов  социальной защиты на 2008-2010 запланировано:  
 совершенствование  механизма взаимодействия министерства  и исполнительных комитетов муниципальных  образований республики в вопросах  реализации государственной политики  в сфере труда, занятости и  социальной защиты населения;   
 создание  цельной системы взаимодействия территориальных органов социальной защиты и подведомственных учреждений.
На территории Нижнекамского муниципального района действует территориальный орган  Министерства труда, занятости и  социальной защиты Республики Татарстан  – Управление социальной защиты. Управление осуществляет в пределах своей компетенции организационное, методическое руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству учреждений социального обслуживания населения, находящихся на территории Нижнекамского муниципального района.
Основной задачей  Управления является обеспечение реализации в соответствии с законодательством  государственной политики в области  социальной защиты населения на территории Нижнекамского муниципального района в соответствии с основными задачами Министерства путем: 
 обеспечения  предоставления отдельным категориям  граждан гарантированных государством  мер социальной поддержки; 
 оказания  социальной помощи гражданам,  оказавшимся в трудной жизненной  ситуации; 
 обеспечения права граждан на социальное обслуживание [29].
Все уровни социальной защиты многодетных семей и федеральный, и региональный, и местный действуют  как единая система соподчиненных  органов. Поэтому и изучение деятельности данной структуры необходимо осуществлять с точки зрения системного подхода, то есть исследовать систему социальной защиты как целостность, отличную от внешней среды.
Несмотря на то, что многодетным семьям уделяется  особое внимание в законодательстве и Российской Федерации, и Республики Татарстан все же проблем у них меньше не становиться. Многие из этих семей являются малообеспеченными и разовые благотворительные акции не меняют серьезно их материальное положение. В связи с чем предлагается провести социологическое исследование в городе Нижнекамске для выявления ключевых проблемных моментов в жизни многодетных семей, определения их отношения к деятельности органов социальной защиты города, а также оценки деятельности данных системы. 

2 Анализ деятельности  органов социальной  защиты в области поддержки многодетных семей в современных российских условиях
2.1 Сравнительный  анализ поддержки многодетных  семей в субъектах Российской  Федерации
Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.
С проблемами семьи  тесно связаны демографические  процессы. Картина здесь такова, что ежегодно население России сокращается  в среднем на 700 тыс. человек. В XXI век Россия вошла с населением 145,2 млн. человек или с сокращением  к 1989 г. на 1,3%. По данным статистики только в 13 из 89 субъектов Российской Федерации отмечается естественный прирост населения, почти в 1/3 регионов смертность в три раза превышает рождаемость. В стране сегодня свыше 40 млн. семей, среди которых более 1/3 являются однодетными. Быстрыми темпами сокращается удельный вес многодетных, их около 2%, а для простого замещения населения необходимо, чтобы семей с тремя детьми было не менее 15% [30, с.181]
Представления россиян о многодетной семье  в последние годы претерпели коренные изменения. Раньше многодетной считалась семья, в которой было пять и более детей. В настоящее время трое детей позволяют семье считаться многодетной. И это вполне объяснимо на фоне демографической ситуации, которая сложилась в нашей стране. Или демографическая ситуация именно этим представлением и объясняется? [31, c. 3]
Демографическая проблема – одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются  в повышенном внимании федеральной и региональной власти.
По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 1 млн. 396 тыс. многодетных семей, что составляло 2,6% от общего числа домохозяйств, включая домохозяйство на одного человека. Из общего количества семей, имеющих детей, однодетные составляют сейчас 62,5%. Это значительно ниже аналогичных показателей 1989 года, когда каждый пятый ребенок воспитывался в многодетной семье [32, c. 4].
Стереотип о  норме один-двое детей в семье  приведет нас к вымиранию нации: через 12 лет нас будет меньше на 22 миллиона. В связи с чем, многодетным семьям, являющимся главным ресурсом улучшения демографической ситуации (как говорилось выше) не только в регионе, но и в стране в целом, необходимо уделять повышенное или, как минимум, достойное внимание со стороны общества и государства [32, c. 6].
Несмотря на заявления о демографическом  кризисе в стране, многодетные  семьи оказываются никому не нужны. «Часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда органы опеки и соцзащиты в открытую говорят: сама виновата, незачем было рожать» – утверждают многодетные мамы [16, c. 99].
Малое число  детей в семье и низкая рождаемость  определяются сегодня не материальными  помехами и трудностями, а снижением  ценности семьи и брака, преобладанием  внесемейных ценностных ориентаций – такой трансформации жизненных  ценностей, когда население теряет преобладавшую в прошлом потребность в нескольких детях и тем паче, потребность в многодетной семье.
В России статус многодетной семьи очень сильно занижен. В глазах большинства россиян  слова «многодетная семья» ассоциируются  с пьянством и нищенством. Общество с пренебрежением и даже унижением относится к таким семьям.
Поэтому неслучайно, что статистические данные и современный  опыт показывают: большинство россиян  даже не задумываются о создании многодетной  семьи, предпочитая ограничиться одним  ребенком. Причем у них на это есть объективные причины. По словам Евгения Леонидовича Юрьева, председателя Общественного совета Центрального федерального округа, «бедность в семье увеличивается пропорционально количеству детей, и если меры государственной поддержки не будут приняты, то ситуация не только не разрешится, но и ухудшится» [30, c. 183].
Но материальные трудности – это не первоисточник  отказа современных семей от многодетности. Согласно опросам ВЦИОМ/ Левада –  Центра в 1991– 2005 годах в действительно  трудных жизненных обстоятельствах большинство российских семей имело столько детей, сколько желало. Следует отметить, что снижение репродуктивных установок и среднего числа рождений на одну женщину в 90-е годы происходило не только под влиянием ухудшения условий жизни (точнее говоря, из-за негативной оценки возможностей полного удовлетворения имеющейся потребности в двух детях), но и в связи с уменьшением доли испытывающих потребность в двух и более детях. Здесь пора вспомнить об обратной связи между благосостоянием и рождаемостью. Изменение политического режима в стране и введение частной собственности привело к росту притязаний на уровень жизни, то есть к резкому перевесу внесемейных ориентаций над ценностью брака и детей, вследствие чего само рождение второго ребенка при возросшем престиже материального благополучия оказалось помехой к достижению престижного достатка [33].
Это мнение подтверждается «анализом социально-экономического положения многодетных семей», выполненным  Институтом социально-экономических  проблем народонаселения РАН. Исследования показывают, что зарплата как основной источник денежных поступлений в многодетных семьях существенно ниже, чем у семей с одним или двумя детьми. Следовательно, многодетные семьи имеют более слабую позицию на рынке труда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.