На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Государственные предприятия как юридические лица

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Тема: Государственные  предприятия как  юридические лица
 

     Оглавление

 

    Введение

 
 
 
 
    Наряду  с физическими лицами Гражданский  кодекс Российской Федерации признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.
    Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:
    юридическое лицо имеет или может иметь  имущество, обособленное от имущества  его участников;
    юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;
    юридическое лицо вправе совершать от своего имени  сделки, т.е. участвовать в имущественном  обороте;
    юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность  по своим обязательствам;
    юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
    существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава  его участников.
    Во  многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества (товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного.
    Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин - физическое лицо или же создать организацию - юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.
    Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли.
    В данной дипломной работе мы рассмотрим только государственные и муниципальные унитарное предприятие.
    Государственное и муниципальное унитарное предприятие  — коммерческая организация, которая  не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия.
    Правовое  положение унитарных предприятий  до принятия Закона «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий», постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «Об утверждении Типового устава казенного завода», постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов».
    В унитарной форме могут создаваться  только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
    Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.
    Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
    Уставный  фонд полностью оплачивается собственником  до государственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратный размер минимальной оплаты труда.
    Если  стоимость чистых активов по окончании  финансового года меньше размера  уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.
    Унитарное предприятие может создать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйственное ведение.
    Собственник решает вопросы: создания, реорганизации  и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности; контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.
    В составе государственных предприятий  есть такие, которые, будучи образованными  на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.
    Российская  Федерация несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества.
    Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции:
    • владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;
    • распоряжается имуществом лишь с  согласия собственника;
    • самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;
    • собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.
    Актуальность  темы. Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства. Государственное предпринимательство в странах с рыночной экономикой довольно широко представлено прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства.
    В унитарных предприятиях в отличие  от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему. Правительство или уполномоченные им органы исполнительной власти заключают с руководителем предприятия контракт, базирующийся на гражданском законодательстве. Отсутствие Закона «Об унитарных предприятиях» дает возможность федеральным органам и организациям местного самоуправления определять права и обязанности руководителя по управлению предприятием на свое усмотрение.
    Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.
    Широкие возможности для участия государства  в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.
    Практика  показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.
    Одной из наиболее актуальных задач управления унитарными предприятиями остается оценка их деятельности исходя из того, что использование этой организационно-правовой формы обосновано исключительно в случаях, установленных Правительством РФ.
    Цель  работы – рассмотреть государственные предприятия как юридические лица. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    дать определение юридическим лицам, рассмотреть образование и прекращение юридических лиц, охарактеризовать виды юридических лиц;
    дать понятие и особенности правового статуса унитарного предприятия, рассмотреть порядок создания, полномочия учредителей, правоспособность и имущество государственного унитарного предприятия
    рассмотреть некоторые образцы нормативных актов, регулирующие образование, деятельность и прекращение деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
    Вышеназванная цель и задачи предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, каждая из которых разбита на параграфы, заключения и списка  литературы.
      При написании  работы использовались такие  методы исследования как сравнительно-сопоставительный метод, при котором производился сравнительный анализ правовых источников и литературы, а также анализ и синтез.
    При написании данной дипломной работы использовалась: Конституция 
РФ, Гражданский  кодекс РФ, Комментарии к Гражданскому кодексу РФ, Федеральные законы, законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты,  а также учебная литература по гражданскому праву. 
 

    Глава 1. Юридические лица как коммерческие организации

    1.1 Понятие и признаки  юридического лица

 
      Наряду  с физическими лицами Гражданский  кодекс Российской Федерации признает субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.
    Юридическим лицом признаётся организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    Признаки  юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово "признаки" употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.
    Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее  их большинство имеет печати и  открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.
    Правовая  доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.
    1) Организационное  единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.                     
    Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
    2) Если организационное единство  необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто — денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.
    Появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица.
    Персональный  состав участников нескольких юридических  лиц и их органов управления, равно  как и их компетенция, порой могут полностью совпадать, поэтому с чисто организационной точки зрения их трудно разграничить. В этом случае именно имущество, принадлежащее данному юридическому лицу и только ему, отделенное от имуществ всех других юридических лиц, позволяет точно его идентифицировать.
    3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст. 56 ГК. Согласно этому правилу, участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.
    4) Выступление в  гражданском, обороте  от собственного  имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговый признак юридического лица и, одновременно, та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов нового субъекта права1.
    Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его  от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубьектности юридического лица.
    Таким образом, в российском гражданском  праве юридическое лицо — это  признанная государством в качестве субъекта права организация, которая  обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
    Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств  субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.
    В науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
    Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
    Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.
    Для участия в гражданском обороте  юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
    Приобретение  и, отчасти, осуществление прав и  обязанностей -прерогатива так называемого  органа юридического лица. Орган юридического лица — это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях, с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица2.
    Индивидуализация  юридического лица, т.е. его выделение  из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.
    Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК).
    Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации  должны включать в свое название также указание на характер деятельности.
    Фирменное наименование (или  фирма) — это название коммерческой организации. Впредь до принятия специального нормативного акта, порядок использования и защиты фирменных наименований регулируется ГК и в части, не противоречащей ему, Положением о фирме 1927 года3. Право на фирму, т.е. возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.
    Статья 54 ГК исходит из необходимости специальной  регистрации фирменного наименования, с момента которой и возникает  право на фирму. Однако процедура  такой регистрации пока еще не разработана и на практике регистрация юридического лица означает одновременно и регистрацию его фирмы.
    В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того, чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.
    Производственная  марка — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных4. Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.
    Товарный  знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя, и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.
    В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров5» допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

    1.2. Образование и  прекращение юридических  лиц

 
 
    В зависимости от характера участия  государственных органов в регистрации  юридического лица, наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
    Распорядительный  порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.
    Разрешительный  порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом.
    При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
    Правовой  основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
    Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора о совместной деятельности, хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельной договорный тип6. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
    Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими. Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях дан-ного вида или общего устава общественного объединения7.
    Содержание  учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.
    Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
    В соответствии со ст. 51 ГК, проведение регистрации  всех юридических лиц возложено  на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для  этого возможностями. Поэтому, на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами, главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
    До  принятия специального закона о регистрации  юридических лиц соответствующая  процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц, Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах8.
    Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала предприятия.
    Отказ в регистрации может последовать  лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.
    Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций.
    При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит   универсальное   правопреемство.   Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.
    Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
    В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
    Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
    Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
    В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.
    Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
    Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
    Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:
    1) участники организации, ее уполномоченный  орган или суд, принявшие решение  о ликвидации, назначают ликвидационную  комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
    2) ликвидационная комиссия публикует  в прессе сообщение о ликвидации  юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
    3) ликвидационная комиссия оценивает,  состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
    4) в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом удовлетворяются  законные требования кредиторов, причем выплаты производятся  в порядке очередей, установленных  ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
    5) после погашения кредиторской  задолженности ликвидационная комиссия  составляет окончательный ликвидационный  баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.
    Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и рядом других нормативных актов9.

    1.3. Виды юридических  лиц

 
 
    Будучи  весьма сложным, по своей природе, правовым явлением, юридическое лицо может  рассматриваться в самых различных  аспектах. Поэтому и различных  классификаций юридических лиц  может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других10.
    Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле: т.е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.
    Коммерческие  и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между, своими участниками 11.
    В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
    Различный характер прав участников в отношении  юридического лица позволяет классифицировать:
    — организации, на имущество которых  учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
    — организации, в отношении которых  их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;
    — организации, в отношении которых  их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.
    В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:
    — юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;
    — юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);
    — юридические лица, обладающие правом собственности на имущество — все другие юридические лица.
    Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим, по степени увеличения предпринимательского риска участников, хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
      Порядок создания юридического  лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
    По  составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица12.

      Глава 2. Государственные унитарные предприятия как юридические лица

    2.1 Понятие и особенности  правового статуса  государственного  унитарного предприятия

 
 
 
    Согласно  Гражданскому кодексу РФ унитарное  предприятие является коммерческой организацией, владеющей принадлежащим ему обособленным имуществом на ограниченном вещном праве — хозяйственного ведения либо оперативного управления. Право собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, сохраняется за учредителем предприятия.
    Унитарное предприятие осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отвечает по своим обязательствам перед контрагентами всем принадлежащим ему имуществом.
    Имущество унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
    Унитарное предприятие не несет ответственности  по обязательствам собственника его имущества. В свою очередь собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана действиями собственника. При таких обстоятельствах в случае недостаточности имущества юридического лица на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам13.
    Собственник унитарного предприятия, основанного  на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность  по обязательствам такого предприятия  при недостаточности его имущества.
    Согласно  действующему ГК РФ юридические лица в организационно-правовой форме унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, могут быть созданы исключительно на базе государственного или муниципального имущества.
    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются только Правительством РФ на базе федерального имущества.
    В рамках дипломной работы мы рассмотрим материала касающиеся  особенности правового статуса федеральных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
    Право хозяйственного ведения является особой разновидностью ограниченных вещных прав, которая оформляет имущественную базу для самостоятельного участия в гражданском обороте юридических лиц, не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества.
    С точки зрения нормального хозяйственного оборота и регулирующего его классического гражданского права данная конструкция является несовершенной, поскольку участниками указанных отношений должны являться собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом. В данном случае в обороте участвуют лица, не обладающие всеми полномочиями по распоряжению имуществом в полном объеме. В то же время собственник в отношении своего имущества, обремененного правом хозяйственного ведения, реализует только те полномочия, которые исчерпывающе перечислены законом.
    Наличие в законодательстве конструкции  права хозяйственного ведения обусловлено  переходным характером существующего  имущественного оборота, неизбежно сохраняющего отдельные элементы планово-регулируемой экономики предшествующей общественно-экономической формации.
    С организационной точки зрения, с  позиций управления имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, и контроля за порядком его использования обременение права государственной собственности правом хозяйственного ведения, принадлежащим унитарному предприятию, имеет существенный негативный аспект.
    Прежде  всего возможности собственника имущества унитарного предприятия непосредственно влиять на порядок пользования и распоряжения этим имуществом весьма ограничены законодательно установленными гарантиями прав субъекта хозяйственного ведения. С одной стороны, с точки зрения стабильности хозяйственного оборота такие гарантии можно считать позитивным моментом. С другой стороны, они ограничивают возможность собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, изъять это имущество и распорядиться им даже в случае, когда оно используется неэффективно, с нарушением интересов собственника (то есть государственных интересов) или определенной уставом специальной правоспособности унитарного предприятия, а также в случае неправомерного распоряжения недвижимым имуществом.
    Очевидно, что при таких обстоятельствах действующее гражданское законодательство не содержит адекватного правового механизма защиты интересов собственника, позволяющего ему в рассматриваемых случаях оперативно принимать решения, направленные на повышение эффективности использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
    Определение правовых возможностей действий собственника, например, в случае нецелевого использования  имущества унитарного предприятия, неправомерного распоряжения недвижимостью, является одной из актуальных задач гражданско-правового регулирования имущественного оборота.
    Очевидные недостатки правовой конструкции хозяйственного ведения обусловливают необходимость совершенствования правового регулирования с целью выравнивания статуса участников хозяйственного оборота и одновременно целесообразность постепенного сужения базы для применения указанной конструкции, то есть уменьшение числа таких участников гражданско-правовых отношений, как унитарные предприятия.
    Соответствующим этой тенденции, безусловно, можно считать отмеченное выше ограничение предусмотренного законодательством круга учредителей унитарных предприятий по сравнению с установленным ранее.
    Кроме того, если говорить об унитарных предприятиях, основанных на федеральном имуществе, предполагается уменьшение их количества и прекращение создания новых юридических лиц в данной организационно-правовой форме. Так, пункт 1 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1003 «О реформе государственных предприятий» предусматривал прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения. Эта мера была рекомендована также субъектам РФ и муниципальным образованиям14.
    Концепцией  управления государственным имуществом и приватизации в РФ, одобренной постановлением Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 (далее — Концепция), были поставлены задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, что, в частности, помимо усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики, предполагает оптимизацию количества федеральных государственных унитарных предприятий15.
    С этой целью Концепцией был предложен  принципиальный подход, согласно которому организации в форме унитарных предприятий могут создаваться исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
    Использование этой организационно-правовой формы  было признано обоснованным исключительно в случаях, перечисленных в Концепции, и изданном в ее развитие постановлении Правительства РФ от 06.12.99 № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». К таким основаниям относятся, в частности, использование имущества, приватизация которого запрещена, осуществление деятельности, направленной на реализацию социальных задач либо отдельных дотируемых видов деятельности.
    В отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, которые не отвечают установленным критериям, указанными постановлениями Правительства РФ предусмотрено проведение реорганизации, ликвидации, продажи предприятия как имущественного комплекса (приватизации) либо создания на их базе казенных предприятий16.

    2.2 Нормативно правовые  акты регулирующие  деятельность федеральных  государственных  унитарных предприятий

 
    Необходимо  определить круг основных нормативных  правовых актов, которые регулируют особенности правового положения федеральных государственных унитарных предприятии и порядок управления ими.
    Согласно  пункту 6 статьи 113 ГК РФ правовое положение  унитарных предприятий определяется указанным Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Этот закон до настоящего времени не принят.
    Таким образом, правовое положение унитарных  предприятий в настоящее время  регулируется соответствующими нормами  ГК РФ, прежде всего параграфами 1 и 4 главы 4, а также главой 1917.
    Порядок регистрации унитарных предприятий определен статьями 34 и 35 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимательской деятельности на территории РФ»18.
    На  основании статьи 3 ГК РФ можно предположить, что пробелы в нормативном регулировании правового положения унитарных предприятий могут быть восполнены указами Президента РФ.
    В рамках установленного указанным Кодексом правового статуса унитарных предприятий регулирование особенностей, связанных с различным уровнем публичной собственности, структурой органов власти, в лице которых выступает собственник имущества предприятия, осуществляется нормативными правовыми актами собственника. В соответствии со статьей 114 Конституции РФ и статьей 14 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
    Поэтому в отношении унитарных предприятий, основанных на федеральном имуществе, правовое регулирование указанных особенностей (распределение полномочий учредителя предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации и т. д.) и порядка управления этими организациями осуществляется нормативными правовыми актами Правительства РФ19.
    Вопросы стратегии управления федеральными государственными унитарными предприятиями могут быть также решены в указах Президента РФ, как, например, это было сделано упомянутым выше Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1003.
    В настоящее время по вопросу о порядке управления федеральными унитарными предприятиями действуют следующие основные постановления Правительства РФ:
    • от 10.02.94 № 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» — в части, не противоречащей ГК РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и изданным позднее постановлениям Правительства РФ;
    • от 05.01.98 № 3 «О порядке закрепления  и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений»;
    • от 30.06.98 № 785 «О мерах по обеспечению  поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»;
    • от 03.07.98 М° 696 «Об организации учета  федерального имущества и ведении реестра федерального имущества»;
    • от 04.10.99 № 1116 «Об утверждении порядка  отчетности руководителей федеральных  государственных унитарных предприятий и представителей РФ в органах управления открытых акционерных обществ»;
    • от 06.12.99 № 1348 «О федеральных государственных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»;
    • от 09.12.99 № 1366 «О передаче федеральных  государственных унитарных предприятий в собственность субъектов РФ»;
    • от 11.01.2000 № 23 «О реестре показателей  экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности»;
    • от 29.01.2000 № 81 «Об аудиторских проверках  федеральных государственных унитарных  предприятий»;
    • от 03.02.2000 № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ»;
    • от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
    • от 31.08.2000 № 648 «Вопросы государственной  регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»;
    • от 16.10.2000 № 684 «О передаче отдельных  видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ».
    По  поручению Правительства РФ Мингосимуществом России были изданы;
    Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, утвержденный Распоряжением от 16.02.2000 № 188-р, зарегистрирован Минюстом России 22.02.2000 за № 2127 (далее— Примерный устав);
    Примерный контракт с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, утвержденный Распоряжением от 16.02.2000 № 189-р, зарегистрирован Минюстом России от 22.02.2000 за № 2128 (далее — Примерный контракт)20.
    При решении вопроса о порядке  управления федеральными государственными унитарными предприятиями необходимо также учитывать требования распоряжений Мингосимущества России от 15.10.99 № 1409-р «О порядке принятия решений об отчуждении и обременении федерального имущества» и Минимущества России от 25.12.2000 № 1376-р «Об организации работы Комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности».

    2.3 Порядок создания  и наименование  федерального государственного  унитарного предприятия

 
    Согласно  пункту 1 статьи 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления21.
    Орган, уполномоченный принимать решения  о создании и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, определен постановлением Правительства РФ от 10.02.94 № 96. Согласно пункту 1 этого постановления такие решения принимаются Правительством РФ на основании совместного представления указанных в этом пункте федеральных органов исполнительной власти: Госкомимущества России, Минэкономики России и отраслевого федерального органа исполнительной власти.
    Согласно  Указу Президента РФ от 30.09.97 № 1063 «О Министерстве государственного имущества РФ» и постановлению Правительства РФ от 29.12.97 № 1644 «Вопросы Министерства государственного имущества РФ» Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом был преобразован в Министерство государственного имущества РФ, которое являлось правопреемником указанного комитета. Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство государственного имущества РФ преобразовано в Министерство имущественных отношений РФ22.
    Таким образом, установленные постановлением Правительства РФ от 10.02.94 № 96 полномочия Госкомимущества России по отношению к ФГУП, в том числе при их создании, ликвидации и реорганизации, в настоящее время реализует Минимущество России.
    На  основе действующих нормативных  актов сложно определить федеральный  орган исполнительной власти, к компетенции которого в настоящее время относятся установленные данным постановлением Правительства РФ полномочия упраздненного Минэкономики России при создании, ликвидации и реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий.
    На  практике этот вопрос возникает в связи с тем, что Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867 функции Минэкономики России были переданы Минпромнауки России и Минэкономразвития России без конкретизации части полномочии (сферы управления), которые передаются каждому из этих министерств.
    Неопределенность  в вопросе о принадлежности полномочий упраздненного Минэкономики России при создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий может быть устранена путем уточнения соответствующих полномочий, прежде всего в положениях об этих министерствах и других нормативных актах Правительства РФ, издаваемых по вопросам их деятельности.
    Следует отметить, что отдельными законодательными актами установлены изъятия из рассмотренного выше общего порядка принятия решений о создании федеральных государственных унитарных предприятий. Так, например, согласно статье 8 Федерального закона от 25.08.95 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» создание, реорганизация и ликвидация железных дорог производятся федеральным органом в области железнодорожного транспорта по решению Правительства РФ23.
    Аналогичные решения в отношении иных унитарных  предприятий железнодорожного транспорта, основанных на праве хозяйственного ведения, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, принимаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и  государственной научно-технической  политике» Российская академия наук и перечисленные в указанной статье отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, наделены правами по созданию, реорганизации и ликвидации входящих в их состав федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения24.
    Согласно  статье 16 Федерального закона от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке РФ (Банке  России)» решения о создании и  ликвидации «учреждений и организаций» Банка России принимает его Совет директоров.
    ГК  РФ употребляет термин «организация» применительно к юридическим лицам любой организационно-правовой формы. Однако все имущество Банка России согласно статье 2 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» находится в федеральной собственности. Следовательно, согласно статье 48 ГК РФ на базе этого имущества могут быть созданы только федеральные государственные учреждения, которые названы в статье 16 данного Федерального закона отдельно, и федеральные государственные унитарные предприятия. Таким образом, рассматриваемая правовая норма предоставляет Банку России право принимать решения о создании и ликвидации, помимо федеральных государственных учреждений, также федеральных государственных унитарных предприятий25.
    Требования  к наименованию унитарного предприятия установлены  ГК РФ. Прежде всего  к наименованию применяются общие правила, установленные статьей 54 Кодекса, согласно которой наименование юридического лица указывается в его учредительных документах и должно содержать указание на его организационно-правовую форму (то есть в данном случае «унитарное предприятие»).
    Кроме того, есть правовые нормы, устанавливающие  специальные требования к наименованию унитарного предприятия. В соответствии с пунктом 3 статьи 113 ГК РФ фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Применительно к рассматриваемым организациям такое указание содержится в словах «федеральное государственное».
    На  практике часто упускают из виду другую специальную норму, установленную пунктом 1 статьи 54 ГК РФ, согласно которой наименование унитарного предприятия должно содержать указание на характер его деятельности. Последнее подразумевает указание рода деятельности предприятия (металлургическое, текстильное и так далее) и неравнозначно упоминанию ведомственной принадлежности, которое согласно действующему законодательству как раз не требуется. Ведомственная принадлежность должна указываться в тексте устава, а не в наименовании предприятия26.
    Порядок изменения наименования федеральных государственных унитарных предприятий (переименования) законодательством не урегулирован. Представляется возможным изменение наименования по решению отраслевого федерального органа исполнительной власти без обращения в Правительство РФ (кроме тех случаев, когда переименование происходит по решению Правительства РФ либо прежнее наименование определено уставом, утвержденным решением Правительства РФ).
    Поскольку наименование отражается в уставе унитарного предприятия, который согласовывается с Минимуществом России, на стадии согласования изменений в устав, касающихся наименования предприятия, фактически происходит и согласование самого решения о переименовании.
    Однако  оптимальным, юридически чистым вариантом  установления полномочий по переименованию организаций можно считать запись о соответствующем праве в положении о федеральном органе исполнительной власти, как это сделано, например, в Положении о Министерстве образования РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 258.

2.4  Определение ведомственной  (отраслевой) принадлежности.

    Полномочия  учредителей

 
    В связи с многочисленными реорганизациями  структуры федеральных органов исполнительной власти вопрос определения ведомственной принадлежности организаций стоит весьма остро.
    Значение  этого вопроса велико в связи  с тем, что законодательство жестко обусловливает многочисленные права и обязанности отраслевых федеральных органов исполнительной власти по отношению к унитарным предприятиям принадлежностью указанных организаций к системе соответствующего органа.
    Законодательство  последних лет, к сожалению, не дает четкого ответа на вопрос о порядке  определения подведомственности федеральных организаций. В то же время из положения статьи 114 Конституции РФ27 и статьи 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ осуществляет управление федеральным имуществом, следует, что указанный федеральный орган (и никакой другой без его поручения) определяет и порядок управления федеральными государственными унитарными предприятиями, то есть в том числе их отраслевую принадлежность, подведомственность соответствующему федеральному органу исполнительной власти28.
    Данная  позиция находит подтверждение  и в нормативных актах, регулирующих порядок передачи государственных организаций из ведения одних органов государственной власти в ведение других. Эти документы изданы достаточно давно, но при решении данной проблемы к ним приходится обращаться, поскольку впоследствии нормативные акты по указанному вопросу не издавались. Так, согласно подпункту «в» пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.04.80 № 210 «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений», принятого в соответствии с одноименным постановлением Совета Министров СССР от 16.10.79 № 940, передача организаций из ведения одних органов исполнительной власти РСФСР в ведение других по общему правилу осуществлялась Советом Министров РСФСР.
    Таким образом, на основе анализа перечисленных выше правовых норм можно утверждать, что единственным соответствующим законодательству порядком установления подведомственности федеральных государственных унитарных предприятий является ее определение решением Правительства РФ. С точки зрения практики оптимальным вариантом определения ведомственной принадлежности организаций можно считать утверждение перечня юридических лиц, подведомственных тому или иному федеральному органу исполнительной власти, одновременно с утверждением положения об этом органе в качестве приложения к нему. Однако такие перечни часто отсутствуют.
    При утрате унитарным предприятием ведомственной  принадлежности в результате реорганизаций федеральных органов исполнительной власти или в силу других причин целесообразно прежде всего установить правопреемника прежнего отраслевого органа, к которому перешли полномочия последнего в соответствующей части. В случае если правопреемник установлен, необходимо принять меры к отражению такого предприятия в перечне подведомственных ему организаций. Однако на практике правопреемник упраздненного или реорганизованного федерального органа исполнительной власти часто не может быть  установлен однозначно по разным причинам: сложная реорганизация без конкретизации сфер регулирования вновь образованных органов, незаинтересованность отраслевого министерства в «лишнем» объекте управления и так далее.
    В таких случаях необходимо запросить  все органы исполнительной власти, в отношении которых, исходя из решений о реорганизации, можно предположить принадлежность полномочий отраслевого органа, и получить официальный письменный ответ. Если в результате этих действий подведомственность установить не удастся, например в случае отказа всех запрошенных органов исполнительной власти, следует направить запрос с приложением указанных официальных ответов в Минимущество России, которое обратится в Правительство РФ с просьбой об определении подведомственности унитарного предприятия.
    Необходимо  отметить, что согласно постановлению  Правительства РФ от 03.07.98 № 696 на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность представлять в Минимущество России перечни организаций, находящихся в их ведении, по состоянию на 1 января текущего года.
    К полномочиям учредителя унитарного предприятия согласно ГК РФ относятся прежде всего создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия, утверждение устава, то есть определение объема его правоспособности, соответственно внесение изменений в устав, а также назначение руководителя предприятия и освобождение его от должности.
    Гражданский кодекс РФ в статье 114 указывает, что  перечисленные выше решения в отношении государственных унитарных предприятий принимаются уполномоченным на то государственным органом. Конкретизация этого органа, в частности применительно к ФГУП, не относится к предмету правового регулирования указанного Кодекса и осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами.
    Поскольку любые федеральные органы государственной  власти согласно законодательству действуют исключительно в пределах своей компетенции, установленные ГК РФ полномочия учредителя ФГУП распределяются между несколькими федеральными органами исполнительной власти.
    По  общему правилу при создании федерального унитарного предприятия эти полномочия распределяются следующим образом.
    Принятие  решения о создании и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий относится к компетенции Правительства РФ29.
    Утверждение уставов, назначение руководителей  и, следовательно, освобождение их от занимаемой должности, заключение контрактов с руководителями согласно Концепции, а также постановлениям Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 и от 16.03.2000 № 234 отнесено к полномочиям отраслевого федерального органа исполнительной власти.
    В то же время Концепцией и указанными постановлениями Правительства РФ установлен порядок утверждения уставов ФГУП и заключения контрактов с их руководителями по согласованию с Минимуществом России. Кроме того Минимущество России принимает решения о реорганизации ФГУП без изменения их формы собственности в порядке, установленном п. 4 постановления Правительства РФ от 10.02.94 № 96. Таким образом, Минимущество России также осуществляет в соответствующей части полномочия учредителя указанных предприятий.
    Поскольку на стадии утверждения устава унитарного предприятия вопрос о его создании уже решен, в пункте 1.4 Примерного устава, содержащем указание на органы, реализующие функции учредителя ФГУП, Правительство РФ не упоминается. Согласно последнему абзацу указанного пункта функции учредителя осуществляют Минимущество России и отраслевой федеральный орган исполнительной власти.
    Согласно  нормативным правовым актам, регулирующим правовой статус ФГУП и порядок управления ими, компетенция указанных органов включает весь спектр полномочий учредителя унитарного предприятия, кроме принятия решений о создании и ликвидации. Необходимо иметь в виду, что изложенное выше распределение полномочий учредителя ФГУП является актуальным для всех ФГУП, если иное не установлено специальными правовыми нормами и не вытекает из особенностей создания унитарного предприятия, например дочернего.
    Данный  порядок, естественно, изменяется для  предприятия, подведомственного Минимуществу России, которое в этом случае в силу указанного обстоятельства осуществляет по отношению к подведомственному унитарному предприятию как функции федерального органа по управлению государственным имуществом, так и полномочия, отнесенные законодательством к компетенции федерального отраслевого органа исполнительной власти. При этом меняется не только запись в пункте 1.4 об учредителях унитарного предприятия, но и в соответствующей части текст всего устава30.

    2.5 Правоспособность  унитарного предприятия

 
    Единственным  уставным документом унитарного предприятия  является его устав. Большинство ранее утвержденных уставов ФГУП не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, что вызывает многочисленные проблемы в практике их участия в хозяйственном обороте и часто негативно отражается на осуществлении ими своей уставной деятельности.
    В связи с этим Концепцией и постановлением Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 поставлена задача приведения уставов ФГУП в  соответствие с Примерным уставом, отразившим все общие требования действующего законодательства к этим документам. Необходимо отметить, что указание о приведении уставов в соответствие с Примерным уставом, утвержденным Мингосимущеотвом России, является обязательным для всех ФГУП. В настоящее время работа по приведению уставов федеральных унитарных предприятий в соответствие с Примерным уставом продолжается.
    Учитывая  вышеизложенное, вопрос о содержании уставов унитарных предприятий и порядке их утверждения приобрел особую актуальность.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ устав унитарного предприятия, помимо сведений,  общих для всех юридических лиц: наименования, места нахождения, порядка управления деятельностью, должен содержать указание предмета и целей его деятельности. Основной целью деятельности унитарного предприятия как коммерческой организации является получение прибыли.
    Статья 113 повторяет указанное требование и дополняет перечень сведений, обязательных для включения в устав унитарного предприятия, указанием размера уставного фонда, порядка и источников его формирования.
    Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 49 ГК РФ унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющих не общую, а целевую (специальную, уставную) правоспособность наряду с некоммерческими организациями31.
    Объем правоспособности определяют учредители унитарного предприятия в его уставе исходя из целен создания предприятия. Унитарное предприятие в своей деятельности должно решать те задачи, которые поставили перед ним учредители, утверждая устав, и осуществлять предусмотренные уставом виды деятельности.
    Из  целевой правоспособности унитарного предприятия следует, что при всей самостоятельности предприятия в осуществлении своей деятельности никакие его действия, в том числе совершаемые сделки, не должны иметь следствием создание условий, при которых реализация им функций, установленных собственником, будет затруднена либо невозможна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.