Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес - план туристической фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы бизнес - планирования на предприятии……………………...4
1.1. Стратегические аспекты деятельности туристической фирмы.
Определение бизнес- плана и его роль в современном  предпринимательстве…………………………………………………………..4-7
1.2. Организация  процесса бизнес – планирования…………………………7-14
1.3. Проблемы  совершенствования управления  в  туристской отрасли….14-19
1.4. Нормативно-правовое  регулирование туристской деятельности…….19-22
Глава 2. Бизнес - план туристической фирмы……………………………..…..23
2.1. Резюме……………………………………………………………………23-24
2.2. Предоставляемые  услуги…………………………………………….….24-25
2.3. Оценка рынка  сбыта…………………………………………………..…25-26
2.4. Конкуренция  на рынках сбыта……………………………………….…26-29
2.5. Организационный  план……………………………………………………..30
2.6. Юридический  план………………………………………………………….31
2.7. Финансовый  план………………………………………………………..31-33
2.8. Предложение  по решению проблемы туристического  бизнеса……...33-34
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение…………………………………………………………………...…37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Одним из важнейших этапов создания фирмы  является планирование, т.е. определение  цели развития управляемого объекта, перспектив и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной  детализации на различные периоды  времени.
Сегодня любой более или менее крупный  предприниматель, фирма, государственное, кооперативное, частное предприятие  имеют известный план ведения  своей деятельности.
Планирование - одна из важнейших предпосылок  оптимального управления производством. Сущность плана - это ориентация на будущее, т.е. выбор цели и определение  методов и способов достижения этой цели.
Процесс планирования позволяет увидеть  весь комплекс будущих операций предпринимательской  деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно  планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в  долгосрочной перспективе и предварительные  разработки, предшествующие первым шагам  предприятия.
Современная экономическая ситуация, связанная  с переходом к рыночной экономике, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они  вынуждены искать такие формы  и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых  решений.
Данная  курсовая работа посвящена одному из самых оптимальных вариантов  достижения таких решений - разработке бизнес-плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основы бизнес - планирования на предприятии 
 

1.1. Стратегические аспекты  деятельности туристической  фирмы 

Стратегический  менеджмент в туризме можно рассматривать  как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей  туристической фирмы на основе удержания  конкурентных преимуществ и адекватного  реагирования на изменения внешней  среды. Т.е, сущность стратегического  менеджмента характеризуется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентного преимущества рассматриваются как средство достижения стратегически значимых результатов.
По западным оценкам, лишь 5% предпринимателей разрабатывают  и реализуют собственную стратегию, получая при этом прибыль выше средней, остальным такая стратегия  недоступна. Для ее выработки и  реализации туристическому субъекту необходимо обладать достаточной экономической  массой и высокой экономической  мобильностью. Эти качества должны позволить ему целенаправленно  двигаться в океане рыночного  хозяйства, а не просто плыть по волнам. Экономическая масса дает возможность  противостоять ударам динамичной и  неопределенной внешней среды, неуклонно  следовать стратегическому курсу. Экономическая мобильность создает  условия для эффективного маневрирования в изменяющейся обстановке, умелого  уклонения от «девятого вала»  рыночной стихии и последовательного  продвижения к своей цели, используя  скрытые возможности внешней  среды и скорость передвижения [8,с.31].
Экономическая масса и мобильность определяются в первую очередь ресурсами организации, которые  различаются как по объему, так и по содержанию. Именно недостаток ресурсов – финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных –  не позволяет туристским фирмам успешно  разрабатывать и реализовывать  корпоративную стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних  условиях.
Роль  ресурсов в стратегическом менеджменте  принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет  стратегической цели. Ресурсы –  это потенциал организации. Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся  в них возможностях разрабатывать  оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в  принципиально возможном воздействии  на внешнюю среду организации (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта (направления действия) [10,с.17].
Выработка и реализация стратегии организации  требуют больших затрат ресурсов. С одной стороны, это позволяет  большинству туристских субъектов  ставить вопрос о стратегии лишь в теоретическом плане, именно поэтому  совершаются крупные стратегические ошибки. Далеко не все организации способны одинаково точно избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности стабильно действовать в течение длительного времени, они оказываются, по существу, в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения. Огромное значение имеет качество менеджмента, его способность стратегически рационально сочетать эти ресурсы, увязывать их с очевидной компетенцией организации. Отсюда важнейшая характеристика «стратегичности» субъекта – находить адекватную имеющимся ресурсам рыночную нишу и действовать в ней.
Разработка  стратегии организации не ограничивается затратами материальных и финансовых ресурсов, а также времени. Огромное значение имеют информационные и  интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация стратегических решений  предполагают обладание огромной информацией  – собираемой, систематизируемой  и анализируемой в течение  всего времени ведения турбизнеса. Без информации нет стратегии, но информационные ресурсы организации  тесно связаны с интеллектуальными  – организация должна располагать  кадрами, которые в состоянии  не просто разработать очередной  бизнес-план по одной из методик, но определить тенденции развития внешней  среды, перспективы того или иного  бизнеса, сформулировать направления  развития организации, обосновать необходимость  концентрации средств в стратегических целях [12,с.68].
Особо следует обратить внимание на организационно-структурный  стратегический потенциал организации. Элементарная и функциональная оргструктуры большинства экономических субъектов  перегружают высшее руководство  решением текущих задач, не позволяя в должной степени сосредоточиться  на стратегических проблемах организации. Если добавить к этому характерное  для российского менеджмента  нежелание «делиться» правами с  подчиненными, то станет ясно, почему многим руководителям объективно не хватает  стратегической направленности действий.
Переход к дивизиональной оргструктуре, повышая  гибкость и адаптивность организации  и создавая возможности концентрации внимания высшего руководства на стратегических вопросах, вместе с  тем создает определенные трудности  с точки зрения стратегической совместимости  отдельных подразделений. Хотя трудности  разработки и реализации стратегии  есть и в более развитых оргструктурах, общий вывод бесспорен – их стратегический потенциал существенно  различается [13,с.112].
Поскольку оргструктура турфирмы не должна быть более сложной, чем это необходимо исходя из ее размера, характера деятельности и территориального размещения, то большинство российских (да и западных) турфирм функционируют в рамках простых оргструктур. При этом стратегические аспекты функционирования оргструктуры остаются для них в тени, объективно затрудняя разработку и реализацию экономической стратегии.
Воздействие на внешнюю среду направлено, в  первую очередь, на формирование среды  непосредственного окружения организации  – потребителей, поставщиков, конкурентов, региональные и местные органы власти. Формы и методы этого воздействия  могут быть разнообразны – реклама, выбор партнеров по бизнесу и  условия сотрудничества с ними, ценовая  политика, методы конкурентной борьбы и способы защиты собственных  экономических интересов, влияние  на органы государственной власти, привлечение средств массовой информации (в том числе создание собственных). Нельзя не отметить здесь некоторые  особенности современной российской государственности (коррупция, мздоимство, бесконтрольное использование бюджетных  средств), создающие широкие возможности  для деловых кругов формировать  необходимую среду обитания.
С указанных  позиций термин «приспособление  к новым условиям» достаточно адекватен, ибо высокая динамичность и трудно прогнозируемая направленность изменений внешней среды, неопределенность влияющих факторов требуют огромных ресурсов для создания потенциала противодействия  угрозам и не позволяют большинству  экономических субъектов сколько-нибудь значительно изменять внешнюю среду. Со стратегической точки зрения подобное понятие представляется односторонним [22,с.78].
Яркой характеристикой любой туристской организации выступает цель ее деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент осмысленности. Стратегические цели формулируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов  хозяйствования.
При всем разнообразии подходов к определению  и структурированию сфер и стратегических целей один тезис остается решающим – для коммерческих организаций  целевая ориентация так или иначе  связана с прибыльностью бизнеса. Прибыльность можно характеризовать  различными показателями измерения, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической  стратегии организации. Меру достаточности  теоретически возможно определить на основе концепции вмененных издержек: в долгосрочном периоде право  на существование сохраняют лишь организации, доход которых позволяет  компенсировать им совокупные затраты, включая нормальную (среднюю, общественно  нормальную) прибыль. Прибыль сверх  нормальной возможна и допустима, но со стратегической точки зрения на ее получение вряд ли стоит ориентироваться, так как межотраслевая конкуренция  и перелив капитала приведут к  снижению сверхприбыли до среднего уровня [23,с.65].
Специфические условия формирования рыночной экономики  в России, слабость реального сектора  хозяйства, преобладающая ориентация бизнеса на сферу обращения, повышенный предпринимательский риск, потребности  первоначального накопления капитала обусловливают в качестве наиболее приемлемых для экономических субъектов цели сверхприбыльности. Это сжимает временные рамки управленческого цикла (в краткосрочном периоде сверхприбыль нормальна и типична), текущие интересы ставятся выше перспективных, стратегические цели примитивизируются, обедняясь содержательно и «приближаясь» по времени.
Что касается определения временных параметров долгосрочного периода, то они должны быть достаточны для изменения производственных мощностей организации при условии, что все факторы производства рассматриваются как переменные, а организации-конкуренты успевают совершить маневр по проникновению  в отрасль.
Таким образом, далеко не всякий туристский субъект в состоянии разрабатывать  и реализовывать собственную  стратегию. Получение им прибыли  и перспективы существования  могут основываться на приспособлении к внешней среде. Субъект стратегического  менеджмента не только обладает достаточным  потенциалом для формирования стратегии, адекватной внешней и внутренней среде, но и в состоянии использовать свои ресурсы для перестройки  внешней среды, безусловного применения ее благоприятных возможностей и  предотвращения таящихся угроз, ориентации деятельности на получение достаточной  прибыли в долгосрочном периоде [25,с.151]. 

1.2. Основы бизнес - планирования на предприятии. 

Определение бизнес - плана и его роль в  современном предпринимательстве.
Современная туристская индустрия является одной  из самых высокодоходных отраслей в  мировой экономике. За счет туризма  живут как небольшие страны, так  и крупных развитые государства (США, Франция, Испания и др.). Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10% валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма  значительно опережает показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), за последние 10 лет доходы от туризма  росли ежегодно на 7,9% при среднем  росте количества туристских прибытий на 4,5%. В отдельных странах рост доходности туризма составляет до 1000% (например, в Португалии).
По прогнозам  ВТО, показатели темпов развития туризма  в мировой экономике сохраняется  и в 21 веке к 2010 году число туристов в мире составит 1 млрд. человек, а  к 2020 году - 1 млрд. 600 млн. Ни одна отрасль  экономики не может сравниться с  туризмом по темпам ожидаемого роста  и масштабам.
Большинство отечественных ученых - социологов отмечают, что начавшийся в России на рубеже 90-х годов 20 в. Переход к  рыночной экономике выявил значительное несовершенство методов планирования производительной деятельности вследствие недооценки важности и необходимости стратегического планирования.
Бизнес - план - это стержень бизнеса, это  бизнес- программа развития финансового  менеджмента фирмы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед  предприятием на ближайшую и дальнюю  перспективу, оценку текущего состояния  экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с  которыми оно может столкнуться, и определяя способы решения  этих проблем, бизнес - план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?
Во-первых, на известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного  предпринимательства отсутствие плана  бизнеса начинает восприниматься как  нечто абсурдное и может вызывать настороженное отношение со стороны  партнеров, кредиторов клиентов. Наличие  бизнес - плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
При поисках  партнеров, кредиторов и инвесторов вам не придется несчетное число  раз повторять одно и то же о  своем деле и предприятии. Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес - план - лучшая визитная карточка для  бизнесмена. С его помощью вы стандартизируете процесс ознакомления с вашим  предприятием, экономите свое время, упорядочиваете контакты. Кроме того, основательно составленный бизнес - план может быть быстро преобразован в  заявку на финансирование, во всяком случае, будет содержать всю необходимую  для составления заявки информацию.
Во-вторых, привлечение денег для развития вашего дела (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без того материала, который содержится в  бизнес - плане. Бизнес - план позволяет  показать выгодность предлагаемого  проекта и привлечь возможных  контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что вы нашли привлекательные  возможности развития производства, позволяющее эффективно осуществлять намеченное, и предприятие имеет  эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей  и задач проекта.
В-третьих, наличие бизнес - плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его  владельца.
Бизнес - план - документ перспективный и  составлять его рекомендуется на 3 - 5 лет вперед. Для первого и  второго года основные показатели рекомендуется  давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе), и только, начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями. 
 
 

Общие принципы разработки стратегии туристической  фирмы 

Разработка  стратегии туристской организации  начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения  соответствующего послания, в котором  сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого, устанавливается форма  реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.
Философия организации включает в себя следующие  элементы [31,с.157]:
    основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию и направленность деятельности;
    описание организации – ее история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз;
    философия заказчиков – целевые группы, их интересы, сбытовая политика;
    внутриорганизационная политика – основы управления организацией, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента;
    связи с партнерами – капиталовложения, финансовая политика, снижение уровня риска, распределение прибыли;
    отношение с другими организациями – выполнение обязательств, обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения в развитие региона.
Предпринимательская философия в сочетании с мотивационной  идеей определяет основные направления  развития организации, т.е. указывается  область деятельности, отвечающая запросам потребителей, описываются рынки  сбыта оказываемых услуг.
Принципы  и основополагающие моменты предпринимательской  стратегии являются неотъемлемой частью «паблик рилейшнс» (общественных связей) организации. Они отражают этику  ее менеджмента, которой придается  большое значение при установлении ее рейтинга [35,с.117].
В соответствии с этической направленностью  различают следующие виды стратегии:
    ориентированную на акционеров – максимальный учет интересов всех акционеров;
    привилегированную – ориентация в основном на интересы менеджеров и менеджмента;
    ограничительную – максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;
    социально-гармоничную – стремление в первую очередь обеспечить социальную гармонию в трудовом коллективе;
    жесткую – ошибочное целеполагание обусловливает конфликты среди менеджеров и ведет к изменению целевых установок акционеров;
    персонифицированную – создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов организации [37,с. 87].
Основной  замысел и предпринимательская  философия необходимы для установления стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также  для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов  с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Кроме того, стратегические цели туристских организаций должны учитывать влияние общего и непосредственного  окружения.
Четко сформулированное послание, предпринимательская  философия и основной замысел  – не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о  внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных  факторах окружающей обстановки. Процесс  постановки стратегических целей представлен  на рис. 1.
Глобальной  предпосылкой успешной разработки стратегии  управления на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать  в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение услуг  потребителям и целевые рынки; маркетинг  и сбыт; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Процесс формирования и контроля стратегических целей
В крупных  организациях уровень управления во многом зависит от стиля стратегического  управления. Обычно различают три  таких стиля – жесткий финансовый, жесткий стратегический и гибкий стратегический. Выбор того или иного  стиля или их сочетания зависит  от требуемого планового воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся  концентрацией планового руководства  на уровне холдинга, что четко проявляется  в стратегическом планировании.
При стратегическом планировании в транснациональных  корпорациях, ориентированных на экспорт  услуг, чрезвычайно важен так  называемый интеркультурный менеджмент. Речь идет об учете комплекса факторов, формирующих организационную культуру организации, создающую ее имидж  как в региональном, так и международном  плане (рис. 2) [40,с. 110]. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Факторы организационной культуры организации
Задача  управления, в частности планирования, состоит в том, чтобы отдельные  факторы способствовали реализации стратегии организации. Их следует  учитывать в ходе стратегического  управления и воплощать в жизнь, прежде всего, руководителям высшего  и среднего звена.
Очевидно, что для использования специфического инструментария при разработке стратегии  развития туристической фирме, прежде всего, необходимо решить проблему информационного  обеспечения и выбора методов  обработки информации. Не случайно на долю данных из прейскурантов и  анализа ценовой политики конкурентов  приходится 56% сведений, полученных путем  промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых услуг – 33, информации о методах реализации услуг – 6, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии организаций  – 5% [39,с. 65].
При определении  стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются  разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии. В таблице 1 приведен перечень основных методов  и технологий, которые предъявляют  высокие требования к специальной  подготовке работников, занимающихся стратегическим менеджментом.
Таблица 1
Методы  и технологии стратегического менеджмента 

Вид работ (операций, действий) Методы, подходы, технологии
1 2
Ситуационный  анализ Макроокружение  организации:
• экономика  и политика
• технология и  экология
• правовое обеспечение
• демография, общество
• обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические  справки, статистические рефераты • кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки
• PEST-анализ
Непосредственное  окружение (внешние  связи, субъекты рынка): • заказчики
• посредники
• конкуренты
• внешние влияния
• общественность
• поставщики
• анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке  и престижа организации • анализ конкуренции  и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения)
Собственно  организация: • результаты реализации целей прошлой стратегии
• оценка состояния  маркетинговой совокупности
• возможности, ресурсы
• маркетинговая  инфраструктура
• сравнительный  анализ "цели – план – факт –  оптимизация – отклонения" • причинный  анализ, пирамидальная структура
• анализ, балльная оценка возможностей и способностей
• информационная служба, бухгалтерский и оперативный  учет
Продолжение таблицы 1
1 2
Конфронтационный  анализ (организация  – конкуренция): идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности
• анализ SWOT • методы сравнительного анализа 
Детальный анализ параметров маркетинговой  совокупности: • анализ позиций  стратегических единиц в области  рыночных цен
• анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли  в течение жизненного цикла изделия
• анализ доли торговых расходов
• анализ цикла "продукция – рынок -товарооборот – прибыль – затраты"
• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и  поступления денежных средств) • классификация  продукции по П.Дракеру
• метод анализа  сбыта в течение жизненного цикла  изделий
• АВС-анализ, оптимум  Парето
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков • причинный  анализ • анализ SWOT, анализ портфеля заказов 
Прогнозы  и предсказания • динамика окружения  организации
• динамика параметров рынка
• динамика параметров организации 
• сценарий развития • нормативный  метод
• анализ временных  рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей
• операционные исследования, имитационные модели
• методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и  др.
Планирование  целей • миссия организации, ее идентификация, путь развития
• выбор целевого рынка (сегментов и локальных  рынков)
• профилирование предложений
• целевые приоритеты, целевые траектории
• масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность  с учетом временных и пространственных параметров)
• портфель заказов (план) • SWOT (план)
• модели принятия решений, методы оценки вариантов
• операционные исследования, моделирование
• анализ риска
• методы творческого  мышления при стоимостном анализе
• методы экспертных оценок
План  стратегических операций • выделение  стратегических предпринимательских  подразделений
• типовая стратегия  роста, конкурентная стратегия
• стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности
• формулирование стратегических вариантов
• идентификация  и оценка потенциально узловых проблем  и рисков
• коррекция  на основе обратной связи 
• портфель заказов (план) • SWOT (план)
• операционные исследования, моделирование
• методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей)
• методы сетевого анализа
• анализ риска
• метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа
• методы экспертных оценок
 
Следовательно, туристские организации работают с  информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения  составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей  и величин, влияющих на управление и  результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, услугах и способах их продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые  при формировании стратегии организации. 

1.3. Проблемы совершенствования  управления  в  туристской отрасли
 
           Современный  туризм - явление, с одной стороны,  молодое, так как массовым он  стал всего лишь после Второй  мировой войны, с другой стороны,  туризм имеет глубокие исторические  корни, ибо путешествия известны  человечеству с древнейших времен.

В настоящее  время одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующих формированию и развитию  
современного мирового хозяйства является неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Туризм превратился в крупную самостоятельную отрасль национальных экономик многих стран, деятельность которой направлена на удовлетворение рекреационных потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики [36, с.59].

Туризм, в современном мире, является также  одним из основных факторов мировых  интеграционных процессов, а туристский бизнес становится значимым сектором мировой экономики.  
По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. На сферу туризма приходится до 11% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений.

В абсолютных цифрах эффект от туризма выглядит следующим образом: в 1996 году туризм принес доход (во всем мире) в 3600 млрд. долларов, обеспечивая при этом работой  около 255 млн. человек. Каждые 2,5 секунды  в туризме создается одно дополнительное рабочее место, каждый день в туристскую инфраструктуру инвестируется в  среднем 2,1 млрд. долларов.
Бурное  развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение средств  автоматизации учета в туризме  делают его также сферой международных  информационных технологий и процессов.
Россия, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место  на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около одного процента мирового туристского потока.  
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что значительно меньше ее туристского потенциала.  
Коренные социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, ошибочно принятая парадигма развития экономики, заключающаяся в политике ускоренного перехода к либеральной экономике, привела к разрушению системы государственного управления, многократному падению эффективности и доходной части федерального и регионального бюджетов. Инфляционные процессы, огромный дефицит государственного бюджета, кризис бюджетного финансирования, необратимые изменения во всех областях общественной жизни, не могли не сказаться на состоянии туристской отрасли в стране.

За годы реформ распалась ранее существовавшая система Центрального совета по туризму  и экскурсиям и система Интуриста. Перестала существовать мощная система  социального туризма. Значительно  повысились цены на туристические услуги и снизился уровень сервиса. В  результате этого населению стало  невыгодно совершать туристические  поездки по России [34, с.259].
Под влиянием изменений в экономике, политике, социальном уровне жизни населения  изменились потребности и платежеспособный спрос населения, виды и формы  туристкой деятельности, формы организации  и управления, как отраслью, так  и отдельными предприятиями.  
Долгие годы в нашей стране успешно развивался социальный туризм. Коммерческие интересы туристских фирм стояли на втором плане. В настоящее время ситуация коренным образом переменилась. Лишь небольшая часть рекреационных услуг имеет социальную направленность и частично финансируется за счет средств центральных профсоюзов.  
В связи с переходом к рыночным отношениям и значительным подорожанием туристских услуг, рекреационная деятельность все больше становится доступной состоятельной части населения. В настоящее время, по оценкам социологов, не более 8% работающего населения может претендовать на товары и услуги высокого качества, в том числе и туристские услуги. Для этого социального слоя населения рекреационная деятельность является не столько средством укрепления здоровья и воспроизводства физических и духовных сил, сколько объектом престижного потребления дорогостоящих услуг [32, с.134].

Другой  важной особенностью является сокращение времени рекреационной деятельности. Это объясняется тем, что с  одной стороны, у большей части  населения нет достаточных средств  необходимых для полноценного отдыха в течение всего отпускного времени  и они вынуждены часть отпуска  тратить на то, чтобы заняться дополнительной трудовой деятельностью. С другой - обеспеченные люди ограничены в свободном  времени и не могут себе позволить  надолго отрываться от работы.
Изменились  требования к качеству рекреационных  услуг. Среди потребителей стало  непопулярным комплексное обслуживание по путевкам, включающее размещение в  многоместных номерах, обязательное питание  в строго определенное время, запланированные  экскурсии и др. В то же время  возрос спрос на комфортные условия  проживания и свободный выбор  услуг. Это привело к тому, что  многие учреждения комплексного обслуживания (санатории, дома отдыха, турбазы) в  современных условиях работают как  пансионаты или туристские гостиницы. Надо полагать, что процесс сокращения и перепрофилирования рекреационных  учреждений будет продолжаться и  в дальнейшем, поскольку инфляционные процессы приведут к росту цен  на топливо, энергию, стройматериалы, продукты питания и др.  
Изменилась география мест отдыха и туризма, поскольку значительная часть курортов оказалась в странах ближнего зарубежья, и стала менее доступной. На изменении географии мест отдыха сильно сказалось снижение уровня доходов населения. Это привело к сокращению радиуса рекреационных поездок и повышению привлекательности пригородного отдыха [21, с.32].

Значительное  влияние на характер спроса на рекреационные  услуги, оказала трансформация системы  расселения и изменения в жилищной политике. На смену массовому многоэтажному  строительству приходит, возведение малоэтажных коттеджей, возрос спрос  на дачи и садовые участки, в связи, с чем агрорекреационные виды отдыха в ближайшем будущем будут  наиболее доступными и популярными  среди населения. Одновременно с  этим возрастает рекреационное использование  сельских поселений в хорошо доступных  районах пригородных зон крупных  и крупнейших городов. С одной  стороны эти районы начинают интенсивнее  использоваться их владельцами в  целях отдыха, с другой - становятся местами нового индивидуального  и дачного строительства для  лиц с высокими доходами.
Значительные  изменения произошли в структуре  зарубежного туризма. За последние  годы наблюдается резкое увеличение поездок российских граждан за границу  в разнообразные шопинг - туры и  бизнес туры. В то же время поток  иностранных туристов в Россию значительно  сократился.
Реформируется система предложения рекреационных  услуг. Возросло число частных туристских и посреднических фирм, занимающихся организацией туризма. В настоящее  время в стране зарегистрировано около 4 тысячи специализированных туристских организаций, а также около 10 тысяч  фирм, которые могут оказывать  туристские услуги в рамках своей  уставной деятельности. Многие из них  не ставят целей развития туризма  и совершенствования туристического обслуживания. Их основная задача - заработать как можно больше денег, вкладывая  как можно меньше ресурсов. Но такое  положение не может сохраняться  бесконечно долго. Необходима продуманная  государственная политика в сфере  развития туризма в России [15, с.41].
В туристической  отрасли стала развиваться конкуренция. Но это не привело ни к снижению стоимости туристических услуг, ни к повышению их доступности  широким слоям населения. Такое  положение объясняется, с одной  стороны, повышением качества услуг, с  другой ориентацией туристских фирм на производстве услуг для состоятельных  слоев населения.
Общественная  психология потребителей рекреационных  услуг претерпела существенные изменения. В 50 - 70х годах, когда экономика  была готова больше производить, а потребитель  больше потреблять, труд воспринимался  как основная составляющая существования  человека, а отдых — как средство восстановления сил для дальнейшего  труда.  
Современный потребитель больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени — на материальные ценности.

За короткий период реформ на российском рынке  сформировался новый тип потребителя, которого отличают следующие психолого-поведенческие  особенности [14, с.88]:
- высокий  уровень информированности; 
- высокая  требовательность к комфорту  и качеству услуг; 
- индивидуализм; 
- экологизм  сознания (осознание хрупкости окружающей  среды и ее неразрывного единства  с человеком);
- спонтанность  решений; 
- мобильность; 
- физическая  и умственная активность на  отдыхе;
- стремление  получать от жизни калейдоскоп  впечатлений. 
Новый российский потребитель туристских услуг, в своем большинстве уже  побывавший за границей и имеющий  представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся  к предлагаемым ему товарам и  услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый — изменяет свое поведение и на туристском рынке.
Вышеупомянутые  изменения в общественной психологии потребления оказали влияние  на стереотипы поведения потребителя  на рынке туристских услуг. В западных странах за последние 30 лет бурного  развития туризма, а в России буквально  за последнее десятилетие в стереотипах  поведения туристов произошли важнейшие  изменения:
1. В  мотивациях туристских поездок  усиливается влияние активных  форм отдыха, наблюдается углубление  его сегментации. 
2. В  50 - 80е годы преобладали поездки  внутри страны. С начала 90-х годов  география туристских поездок  имеет ярко выраженную тенденцию  к экспансии выездного туризма  и сокращению спроса на туры  внутри страны. Внутри выездного  туризма наблюдается рост спроса  в сегменте «дальние поездки», турпоездки в экзотические страны  Юго-Восточной Азии, Индонезию, Японию, в страны Восточной и Южной  Европы. Но в связи с произошедшим  в стране экономическим кризисом (в августе 1998 г.) ситуация начала меняться опять в пользу внутреннего туризма.
3. Зарождающейся  тенденцией является увеличение  количества туристских поездок,  в том числе краткосрочных,  с целью отдыха. Некоторые туристы  начинают отдавать предпочтение  коротким, но частым поездкам  на уик-энд или в праздничные  дни - новогодние, пасхальные, майские  праздники и т.д. 
На основе анализа процессов происходящих в стране можно утверждать, что  в развитии туристической отрасли  России наблюдаются противоречия в  направленности развития, в состоянии  качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное  состояние туризма в России можно  расценивать как кризисное, поскольку  резко упали достигнутые ранее  объемы предоставляемых туристских услуг, значительно сократилась  материальная база, возросло несоответствие между уровнем предоставляемых  туристических услуг и потребностями  населения страны. Основной причиной этого является то, что туристической  отрасли уделяется недостаточно внимания со стороны государства. Она  и сейчас занимает девятое место  в системе территориально - отраслевых приоритетов развития экономики  страны.  
С другой стороны, наблюдаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих высоким требованиям мировых стандартов, значительное увеличение числа зарубежных поездок, рост числа туристских организаций по всей территории России. То есть имеет место своего рода туристический бум [30, с.141].

Но, несмотря на это в России, влияние индустрии  туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли  и сдерживается, в основном, отсутствием  реальных инвестиций, низким уровнем  гостиничного сервиса, недостаточным  количеством гостиничных мест, дефицитом  квалифицированных кадров.
К положительным  сдвигам, происходящим в туристской отрасли нашей страны, прежде всего, следует отнести меры, направленные на совершенствование управления отраслью. Так, в последние годы, начались процессы, направленные на упорядочение структуры  управления данной отраслью и создания необходимой для функционирования индустрии туризма хозяйственно-правовой базы. Приняты Федеральная целевая  программа «Развитие туризма  в Российской Федерации»[3], Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации  и об упорядочении использования  государственной собственности  в сфере туризма»[2]. В этих документах идет речь о поддержке развития туризма  России, об улучшении материальной базы туризма, о создании экономических  условий для развития туристской отрасли путем предоставления налоговых  и других льгот.  
Принятый в 1996 году Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1] определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России и регулирования отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также порядок рационального использования туристских ресурсов в Российской Федерации.

Поддержка туризма ставится в число приоритетных задач государства с целью  обеспечения условий развития в  России индустрии туризма, как основы повышения потенциала и конкурентоспособности  туристского комплекса. Во многих регионах страны разработаны и реализуются  программы развития туризма. Они  предусматривают решение таких  задач как: формирование современного туристского рынка; углубление специализации  и кооперации; разработка нормативно-правовой базы развития туризма в регионах; стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства  туристских объектов; эффективное использование  существующей материальной базы и рекреационных  земель; формирование современной системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации туристских кадров; осуществление  научных исследований в сфере  туризма; совершенствование системы  информационного обеспечения и  др. [29, с.69].  

1.4. Нормативно-правовое  регулирование туристской  деятельности 

Нормативно-правовая база туризма определяется принятым 24 ноября 1996 г. Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст.5491).
Основными целями регулирования туристской деятельности являются: обеспечение права граждан  на отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование  и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем: создания нормативных  правовых актов, направленных на совершенствование  отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении  туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов, обеспечения  их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта; установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и  пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов  развития туризма. [1, с. 5491] 
Любая турфирма в РФ осуществляет свою деятельность на основании Постановления правительства  от 11.02.2002 №95 «О лицензировании туроператорской  и турагентской деятельности».
Отношения в области защиты прав  потребителей (туристов), регулируются   Гражданским  кодексом  Российской  Федерации,  и   принимаемыми в соответствии с ним иными  федеральными  законами  и   правовыми актами Российской Федерации. В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской  и турагентской деятельности, а также  объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления  и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством  Российской Федерации. Данные о туроператорах  и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров  и турагентов. Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный  результат сертификации туристского  продукта, а также аннулирование  действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление  или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.[4,с. 695.]
Реализация  туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается  в письменной форме и должен соответствовать  законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. К существенным условиям договора относятся: информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; информация о  туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта; дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом. Иные условие договора определяются по соглашению сторон.[2, ст.3923]
Турист  в праве требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон вправе потребовать  изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями  обстоятельств, из которых стороны  исходили при заключении договора. Туроператор или турагент не несет  ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным  вследствие непреодолимой силы. Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с  фактическими затратами сторон.
Потребитель при обнаружении недостатков  оказанной услуги в праве по своему выбору потребовать:
- безвозмездного  устранения   недостатков   оказанной услуги;
- соответствующего  уменьшения цены оказанной   услуги;
- возмещения  понесенных им расходов  по  устранению  недостатков оказанной  услуги своими силами или третьими   лицами.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме  в течение 20 дней с момента окончания  действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения  претензии.[19]
Организация процесса бизнес - планирования.
Каждый  начинающий предприниматель должен уяснить для себя, что в коммерческой деятельности планирования особенно важно, так как является важным элементом  корпоративного планового процесса. Этот процесс предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций  развития, которое помогает предвидеть будущее, а также овладеть методикой, позволяющей смоделировать переход  настоящего положения в будущее  прогнозируемое состояние.
Планирование - это определение и упорядочение крупных задач организации, включающее:
    Маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции);
    Технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и конкуренции);
    Финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).
Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями: компетентностью  руководства фирмы на всех уровнях  управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью  компьютерной техникой.
Планирование  включает в себя определение:
    Конечных и промежуточных целей;
    Задач, решение которых необходимо для достижения целей;
    Средств и способов их решения;
    Требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Каждый  менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой  и смыслом выполнения финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности. Планирование должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии  удовлетворять планируемые требования.
Процесс планирования заставляет адекватно  оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия. В  процесс планирования приходится рассматривать  свое предприятие с разных позиций, оценивать различные аспекты  его деятельности (сбыт, персонал, организацию, стимулирование). Многие из обнаруженных в ходе планирования сильных и  слабых сторон предприятия, возможно, нельзя увидеть, если не работать над  составлением бизнес - плана.
Кроме того, работа над планом придает  бизнесу целенаправленность. Целенаправленная, грамотная и ответственная работа над составлением бизнес - плана  помогает приобрести инструмент контроля и управления, позволяющий обеспечить планомерное продвижение создаваемого предприятия к поставленным целям.
И наконец, процесс составления бизнес - плана  является мощным инструментом самообучения, а после реализации предусмотренных  им действий - основой для сопоставления  с фактическими достижениями. 
 
 
 
 
 

2. Бизнес - план турфирмы 
 

2.1. Резюме 

Данный  бизнес-план посвящен созданию туристической  фирмы «Волна - тур » в г. Чебоксары.
Наименование: Общество с ограниченной ответственностью туристическая фирма «Волна - тур».
Местонахождение: Чувашия г. Чебоксары “Дом Мод” 5 этаж.
Год создания: 2006 год.
Занимаемая  площадь туристической фирмы - 35 кв. метров.
Главной целью туристической фирмы является:
1) обеспечение  своих клиентов качественными  услугами,
2) создание  новых рабочих мест,
3) Привлечение  к сотрудничеству независимых  инвесторов и кредиторов,
4) Сотрудничество  с предприятиями сферы туризма  города Чебоксар
5) проникновение  на рынок и завоевание доли  рынка в первый год работы  компании не менее 5%,
6) достижение  средней суммы чистой прибыли  не менее 1 млн. рублей в год.
Основными направлениями деятельности ООО  «Волна - тур» является: прием и обслуживание туристов, оказание туристских, деловых, гостиничных, курортно-зрелищных, спортивно-оздоровительных, экскурсионных и других услуг.
Широкий спектр туристических и гостиничных  услуг, приятная атмосфера в офисе  фирмы, квалифицированный персонал, которые могут дать хороший совет - куда лучше поехать и высокий  уровень обслуживания, а также  приемлемые цены на предоставляемые  услуги и доступное местоположение туристической фирмы выгодно  отличает ее от конкурентов.
Туристические поездки делятся на следующие  категории: 1-2 дня, 4-7 дней, 8-28 дней,29-91 день. В зависимости от цикла поездки  и отдыха определяется цена. Средняя  цена путевки оценивается в 620$, а  цикл отдыха составляет 12 дней.
Клиентами являются граждане Российской Федерации  и иностранные граждане.
Для продвижения  услуг непосредственно до потребителя  будут использоваться каналы распределения, курортные комплексы, аэропорт, страховые  службы, непосредственная работа с  физическими лицами.
Рекламу планируется проводить в крупных  процветающих фирмах (финансовых компаниях, торговых домах, банках, страховых фирмах и т.п.), средствах массовой информации.
Для осуществления  идеи компания приобретает в аренду офисное помещение, производит закупку  компьютеров и офисной техники, подключает телефонные номера, нанимает квалифицированный персонал, устанавливает  партнерские отношения с фирмами, занимающимися перевозкой пассажиров и предоставляющими гостиничные услуги.
На ближайший  год планируется продажа около 300 турпутевок по 620$.
Ожидаемая выручка от продаж составит около 520 800 руб.,
Общие затраты на производство товара составят 415 554 руб.,
С вычетом  всех налогов и затрат чистая прибыль  составит 25 802 руб.  

2.2. Предоставляемые  услуги 

Компания  будет оказывать услуги, связанные  с организацией туризма и отдыха в пределах Российской Федерации  и за рубежом, а также:
- прием  и обслуживание туристов,
- оказание  туристских, деловых, гостиничных,  культурно-зрелищных, спортивно  - оздоровительных, экскурсионных  услуг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.