На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Групповая психотерапия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Нормативная часть. Групповая психотерапия. Основные положения.
Понятие групповой психотерапии.
2
Психология  коррекционной группы. 3
Формирование  группы. 4
Группы  тренинга. Техника занятий Т-групп. 5
Группы  встреч. 6
Гештальт-терапия 7
Психодрама. 9
Творческая  часть. Трансактный анализ. Введение.
11
Введение  в трансактный анализ. 11
Введение  в структурный анализ. 15
Введение  в анализ трансакций. 17
Игра. Определение. 21
Функции игры. 22
Введение  в анализ сценария. 24
Эго-состояния. Состояние Я Родитель. 26
Состояние Я Ребенка. 29
Состояние Я Взрослого. 30
Список  литературы. 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
       Существует  много определение групповая  психотерапия. Якоб Морено определяет групповую психотерапию как лечение  людей в группах.
       В нашей литературе эта неясность  и без того сложной проблеме усугубляется еще и терминологической путаницей.
       Коллектив представляет собой высшую форму социального объединения людей. Коллектив – это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованности и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.
       Группа – это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.
       В социальной психологии традиционно  выделяют следующие основные признаки группы:
      Основные участники своей принадлежности к группе.
      Установление определенных отношений между нами.
      Внутренняя организация, включая распределение обязанностей, лидерство,  иерархию статусов.
      Действие «группового давления», побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами.
      Наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
       Малая группа -  немногочисленная по составу общность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.
       Психокоррекционная  группа – это исскуственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированная взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происхождение с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
       Однако  родоначальником групповой психотерапии считается Якоб Морено, ему же принадлежит  и термин «групповая психотерапия». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
       Малая группа – это общество в миниатюре. Такие скрытые факторы, как социальное влияние и давление партнеров, действие которых мы повседневно ощущаем  в жизни, на работе, в семье, проявляются  и в психокоррекционной группе. 

       
       Состав  группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы. Диапазон показаний к группе психотерапии достаточно широк –  от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность.
       Противопоказаниями  для групповой психотерапии является низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического  воздействия.
       Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать общество в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выражены, а способность решения конфликтов – более естественными.
       Гомогенные  группы более сплоченны, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.
       Частота и длительность занятий определяется многими факторами (характер лечебного  упражнения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях стационара считаются 3-4 занятия в неделю, каждые продолжительностью по 60-90 минут.
Роли и нормы.

Роли  – это поведение, принятое членами группы и рассматриваемые ими как соответствующее групповым интересам.
Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп является самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом  участника группы и сплоченностью группы.
 
 

     
     Группа  – это реальный мир в миниатюре. В ней существует те же, что и  «в жизни», проблемы межличностных  отношений, поведения, принятия решений. Тем не менее, от реального мира эта  искусственно созданная лаборатория  отличается тем, что:
      В Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента.
      Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.
      Занятия в группе предлагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.
     Прежде  всего, Т-группы учат тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются  в общий процесс взаимообучения, они в большей мере  

полагаются  друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя.
     Обучение  тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:
      Представление самого себя.
      Обратная связь.
      Экспериментирование.
 
      

      Группы  встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами.
      Существует  два основных направления в понимании  психокоррекционных групп. Сторонники первого направления ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений.
        Руководитель не устраняется  от лидерства полностью и, нередко,  выступает в роли наставника.
      Сторонники  второго направления в большей  степени ориентированы на гуманистический, демократический стиль руководства  группой.
      Выделяют  следующие основные признаки группы встреч:
      Открытость и честность в общении ее членов.
      Осознание самого себя, своего Я (психического и физического).
      Ответственность за себя и членов группы.
      Внимание к чувствам.
      Принцип здесь и теперь.
 
       

       Основными понятиями гештальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, является: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борьба противоположностей, функции защиты и такое понятие, как зрелость.
       Понятие борьба противоположностей отражает борьбу между полярными сторонами нашего Я, между его потребностями и возможностями.
       Зрелость  – это способность индивидуума  выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации.
       Гештальт-терапия  включает следующие основные компоненты:
      Расширение осознания.
      Интеграция противоположностей.
      Усиление внимания к чувствам.
      Работа с мечтами (фантазией).
      Принятие ответственности на себя.
      Преодоление сопротивления.
     В настоящее время гештальт-подход является одним из основных направлений в психологической и психотерапевтической практике, уступая в популярности только психоанализу и поведенческой терапии.  
 

     Создатель гештальт-терапии - Фриц Перлз - начинал свою практику как психоаналитик, и появление гештальт-терапии было связано с его неудовлетворенностью жесткими психоаналитическими рамками, стремлением преодолеть эти ограничения.
     Гештальт-терапия  удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, концепции телесной терапии В. Райха о связи тела и разума, восточной философии и психоанализа. Поэтому важным достоинством гештальт - подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-терапии - развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.
     Гештальт-терапия  традиционно рассматривается как  наиболее эффективный метод коррекции  чрезмерно нормативных, социально  скованных, сдержанных индивидов (то есть тревожных, фобических, депрессивных) ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков". Гештальт-терапия с успехом применяется при лечении многих "психосоматических" расстройств, включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины.
     Эта терапия становится эффективным  методом воспитательной работы, помогающим здоровым людям в личностном росте  и в реализации их потенциальных  возможностей. Этим Гештальт-терапия  обязана в значительной мере своей популярностью вне клинической среды и включением ее методов и идей в течение гуманистической психологии и "движения за актуализацию человеческого потенциала". В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в разных областях практики. Он оказался эффективным как в индивидуальной, так и групповой работе, а также в работе с семьями и организациями как целостными структурами. 
 

       

       Психодрама  – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической  импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Она относится к одному из ранних методов групповой психотерапии. Создателем психодрамы, как и групповой психотерапии вообще, считает Морено. 

Компоненты  психодрамы.
Инсайт. Это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Целью психодрамы является создание такого группового климата, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Компоненты  психодрамы.
Ролевая игра. Морено не рассматривал игру и свой «спонтанный театр» как нечто заранее приготовленное и отрепетированное. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностями проблемами и конфликтами.
Спонтанность. Наблюдая за игрой детей, нетрудно заметить, насколько они внутренне раскованы и лишены поведенческих стереотипов. Игры и эмоции их спонтанны. Спонтанность – это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне. Именно поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.
«Теле». Если понятие перенос, по Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а  контрперенос – от психотерапевта пациенту, то «теле», по Морено, обозначает друстороний процесс передачи эмоций между пациентом и терапевтом. «Теле» может включать в себя не только положительные эмоции (позитивное «теле»), но и отрицательные (негативное «теле»).
Катарсис. Аристотель определил катарсис как чувственное потрясение и внутреннее очищение. Примерно так же понимал катарсис и Фрейд. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. В связи с этим он писал, что Психодрама имеет лечебный эффект не столько  по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Трансакционный анализ - оригинальное направление как в теоретической психологии, так и в психотерапевтической практике, разработанное американским психологом и психиатром Эриком Берном. Развивая идеи психоанализа, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих «трансакций». Определенное место Берн отводит понятию «игра», используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми. 

      
       При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, скорее аналитического, при котором человек обычно заключает: «Да, именно так это и происходит!»
      Согласно  Берну, его теория возникла, когда  он наблюдал изменения в поведении  пациента, происходящие в нем при  попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест, звук.  
 

      Эти изменения включали выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу и манеру держать себя. Это происходило  так, словно внутри личности было несколько  различных людей. Временами та или  другая из этих личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.
        Он заметил, что все эти различные  внутренние Я по-разному взаимодействуют  с другими людьми и, что эти  взаимодействия (трансакции) могут  быть проанализированы. Берн понял,  что некоторые трансакции имеют  скрытые мотивы и личность  использует их как способ манипулирования  другими в психологических играх.
      Он  также обнаружил, что люди ведут  себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный  сценарий. Эти наблюдения привели  Берна к развитию его замечательной  теории, названной трансакционным анализом, сокращенно «ТА».
      Первоначально трансакционный анализ развивался как психотерапевтический метод. Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах. Группа служит окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более ясно понять себя, с тем, чтобы человек смог изменить или усилить в себе то, что он хочет.
      Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом и пациентом. Договор  может касаться прояснения таких  симптомов, как застенчивость, головные боли. 

        Он может касаться вопросов  достижения контроля над поведением  в таких случаях, как неумеренное  пьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он может сосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под определенными симптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при которых ребенок был униженным, заброшенным, слишком избалованным, отвергнутым или с ним жестоко обращались. Этот договорный подход сохраняет самостоятельность пациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия договора будут выполнены.
      Трансактный анализ эффективно применяется не только в психотерапии, он также представляет метод, вызывающий размышления о  возможностях человеческого поведения, который большинство людей может  понять и использовать. Этот метод  предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических  научных терминов или профессиональному  жаргону. Например, основные стороны  личности называются в трансакционном анализе состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок.
      Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.
      Берн  говорит, что важной целью трансакционного анализа является установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности». Когда это происходит, личность  
 

способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.
      Психотерапия, разработанная Берном на основе трансктного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного «Взрослого», а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития трансактного анализа абсолютизации роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование «новых» эго-состояний «Родитель» и «Ребенок» в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в трансактном анализе разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, «энергетическую наполненность» эго-состояний и их форм.
      Несмотря  на свою распространенность, эти методы подвергаются критике как клицинистами, так и теоретиками трансактного анализа за узкий подход, не учитывающий особенностей отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике эго-состояния дает разработка проективных, в частности рисуночных методик, а также метод трансактной реинтерпретации личных опросников.   

      В жизни каждого человека наступает  такой момент, когда ему необходимо разобраться в себе. Трансакционный анализ дает ряд рекомендаций, которые человек может понять и использовать в своей жизни.  

      Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:
      Структурный анализ: анализ отдельной личности.
      Анализ  трансакций: анализ того, как поступают люди и, что говорят друг другу.
      Анализ  игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.
      Анализ  сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют. 

        
      Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти  качества? Это метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его Я.
      Представьте себе мать, громко ругающую своего непослушного ребенка. Ее лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг звонит телефон, и она слышит голос подруги.
        Поза матери, тон ее голоса  и выражение лица начинают  меняться. Недавно напряженная рука  спокойно опускается.
      Представьте двух рабочих, сердито спорящих друг с другом. Их спор все более ожесточается. Они напоминают детей, ссорящихся из-за конфеты.  
 

      Вдруг они слышат грохот металла, за которым  раздается истошный крик. Их поведение  меняется. Спор прерывается. Раздражение  сменяется беспокойством. Один спешит выяснить, что случилось, другой вызывает «скорую помощь». Следуя теории структурного анализа, эти рабочие также как  и мать ребенка, изменили состояние  своего Я.
      Переживания личности записываются в мозгу и  в нервных клетках. Они включают все переживания детства, все  перенятое у родителей, восприятия событий и чувств, связанных с  происшедшими событиями, и искажения, привнесенные в воспоминания. Эти  записи хранятся подобно записям  на магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже пережить заново.
      Каждая  личность имеет три состояния  Я, которые являются отдельными и  особыми источниками поведения: состояние Я Родителя, состояние  Я Взрослого и состояние Я  Ребенка. И это не абстрактные  понятия, а реальность.
      Состояние Я Родителя содержит установки и  поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей.
      Внешне  они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом
      Состояние Я Ребенок содержит в себе аффективные  комплексы, связанные с ранними  впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного»), «маленького профессора»  и «адаптированного».
        Естественному Ребенку свойственна  склонность к веселью, живому  движению, фантазии, импульсивности  и раскованности. Маленький профессор  - это естественная мудрость ребенка.  Именно эта часть состояния  Я Ребенка является интуитивной,  

отвечающей на невербальные сообщения и предчувствующей. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».
      Состояние Я Взрослого включает в себя вероятностную  оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует  «здесь-и-теперь» и независимо от прошлого,  хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.
      Когда Вы действуете, чувствуете, думаете  подобно тому, как это делали ваши родители, Вы находитесь в состоянии  Я Родителя.
      Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной  оценкой, Вы находитесь в состоянии  Я Взрослого.
        Когда Вы чувствуете и ведете  себя подобно тому, как вы это  делали это в детстве, Вы  находитесь в состоянии Я Ребенка. 

      
      Когда один человек встречает другого  улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом, устным приветствием и т.д., на языке  «ТА» это называется контактом. Два  или более контакта составляют трансакцию. Все трансакции можно разделить  на дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
Дополнительные  трансакции
      Дополнительная  трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, посланное из определенного состояния Я, личность получает ожидаемый отклик из определенного  состояния Я другой личности. Берн определяет дополнительную трансакцию как  

«соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровым человеческим отношениям». Например, если чуткий муж утешает свою жену, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие является соответствующим ее потребности в покровительстве.
      Дополнительные  трансакции могут происходить между  любыми двумя состояниями Я. Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель - Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый при решении каких-либо проблем; как Ребенок - Ребенок или Родитель - Ребенок, когда веселятся вместе.
      Личность  может взаимодействовать с любым  состоянием Я другой личности, находясь, сама в состоянии Я Родителя, или  Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому, то трансакция является дополнительной.
      Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. - все вносит свой вклад в  смысл каждой трансакции. Чтобы полностью  понять сказанное, необходимо учитывать  невербальные аспекты трансакции так  же хорошо как и произнесенные слова.
Пересекающиеся  трансакции
      Когда два человека стоят, свирепо глядя  друг на друга, поворачиваются друг к  другу спиной, не хотят продолжать разговор или приведены в замешательство тем, что только что произошло  между ними, то, вероятно, они только что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакция возникает  в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние Я, и линии  коммуникации пересекаются. С этого  момента люди хотят отвернуться  друг от друга, удалиться или изменить направление 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.